Ермоленко Н.И. ©
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 ст. Павловской Краснодарского края, Победитель НППО «Лучший учитель России 2007», Отличник народного образования
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К
ОДАРЕННОСТИ
Аннотация
В статье исследуются общие пути формирования художественного мышления у одаренных детей, развитие способностей в области литературного творчества и интерпретации художественных произведений. Овладение выразительными средствами языка и образного мышления.
Ключевые слова: творческий процесс, творческий потенциал, художественное мышление, образность, эмоциональное восприятие.
Keywords: Constructive process, creative potential, artistic intellection, figurative, emotional perception
Новый XXI век настоятельно потребовал модернизации российской системы народного образования. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит от качества учебного процесса, от уровня развития школьников, заложенного в них мыслительного потенциала, способности к саморазвитию и совершенствованию в ходе школьного образования.
Об одаренных детях в последнее время заговорили активно педагоги, психологи, методисты, эксперты, врачи как о явлении очевидном и насущном.
Мы, учителя общеобразовательной школы, все чаще имеем дело с детьми, склонными к одаренности; она проявляется во время учебных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности. Наиболее зримо особые способности обнаруживаются в творческом процессе.
Психологи считают, что творчество врожденно присуще человеку. Тем не менее, оно требует от него работы, раскрытия и развития своих творческих способностей. Творческий потенциал характеризуется не только в процессе деятельности, но и общими психическими особенностями. Среди них - художественное мышление и речь.
Суть художественного мышления - а именно о нем мы должны говорить применительно к урокам литературы - привлечение информации, содержащейся в приобретенном опыте, для решения текущих задач, в отыскивании и использовании связи между вещами и явлениями. Художественное мышление есть там, где имеет место выход за пределы данной ситуации. Его основными особенностями являются образность, синтез чувственного и понятийного, определенная противоположность логическому мышлению и одновременно тесная связь с ним.
Художественное мышление служит показателем развития художественных, литературных способностей школьников. Образы являются «почвой» для развития воображения учащихся, а всякое создание образа требует от них творчества. Значит, развивая образность, мы развиваем у учащихся творческое начало.
Без всякого сомнения, элементы образности не только наследуются, но и приобретаются ребенком путем развития фантазии, чтения книг, соответствующих возрасту, воспитанием эмоциональности, воображения, участия ребенка в групповых интеллектуальных играх. Большое значение в этом плане имеет способность
© Ермоленко Н И., 2012 г.
вслушиваться в речь, понимать слово, воспринимать его внешнюю звуковую оболочку, соотносить слово с определенным цветом, формой, размером. Одаренный ребенок не только умеет это делать, но и испытывает потребность в такой деятельности. Это первые и главные шаги по пути развития художественного мышления.
Первые практические навыки в работе со словом учащийся получает в начальной школе на уроках художественного чтения и обсуждения прочитанного. В средней школе необходима индивидуальная работа с детьми, склонными к восприятию словесной информации в художественной литературе. Начинать следует со стихов. Стихотворная речь - благодатная почва для воспитания художественного вкуса и приятный вид деятельности на пути постижения словесного рода искусства.
Младшие школьники с удовольствием импровизируют на тему произведения. Особенно близки и понятны им стихи о природе, животных, птицах, временах года. Роль учителя, наставника на пути развития художественного мышления у детей трудно переоценить. Их знакомят с информацией о том, что существует богатая, сформировавшаяся еще с античности система средств создания образности в художественной и публицистической литературе - тропы как средства создания переносного значения и фигуры как способы построения текста. Идет системная работа по усвоению и овладению терминологическим аппаратом: метафора, олицетворение, аллегория, символ, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, инверсия, градация, анафора и т.д. Важную роль играют правильно подобранные упражнения на обнаружение тропов и фигур в художественных текстах. Например: В чем своеобразие эпитетов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» и О. Э. Мандельштама «Невыразимая печаль.»? Как принцип отбора связан с идейным содержанием, пафосом, образом создаваемого мира? Обращается внимание на цветовую гамму у Лермонтова, на эмоциональную окраску и метафорический характер эпитетов у Мандельштама.
Какая фигура положена в основу построения текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (Ф. И. Тютчева «Последняя любовь», «Умом Россию не понять.»)? Как ее выбор связан с нравственно-философской позицией лирического героя?
Какие виды тропов преобладают в данных стихотворениях: «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»А. С. Пушкина, «Хорошее отношение к лошадям В.В. Маяковского, «Февраль. Достать чернил и плакать.» Б. Л. Пастернака, «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. А. Блока.
Работа над художественным текстом с учащимися, склонными к одаренности в плане особого художественного мышления, продолжается во внеурочной деятельности. Это позволяет вести личностно-ориентированную работу. Индивидуальный подход помогает определить круг особых интересов каждого воспитанника, его склонности, приоритеты, предпочтения, степень увлеченности и возможностей. Предлагается выбор. Намечаются направления, обозначаются конечные цели. Опыт работы с такими детьми показывает, что в каждом конкретном случае следует определить форму творческой деятельности и конечные задачи, выход на результат - конкурс, олимпиада, турнир, диспут, проект и пр. Наиболее удачны такие формы деятельности с младшими школьниками, как групповой вид, работа в парах, в творческом звене под руководством наставника-учителя. Следует продумать итоговое мероприятие - смотр, презентация полученного продукта деятельности, творческий проект «Проба пера».
Среди старших школьников ( к сожалению, число их становится невелико, остаются только увлеченные) наиболее эффективным является форма диалога с учителем в период работы с художественным произведением, с близким по совместимости и восприятию товарищем ( желательно старшим по возрасту, опыту), либо организация занятий, построенных на проблемно-аналитическом уровне с перспективой написания
научно-исследовательской работы или создания собственного творческого проекта «Проба пера», реализация художественного замысла в форме киносценария, критической статьи, рецензии.
Следует отметить большую роль в формировании художественного мышления диалога искусств. Учащиеся должны овладеть хотя бы элементарно языком различных видов искусства. Прежде всего, сформировать эстетическую восприимчивость, то есть способность воспринимать окружающее с позиций художника, с позиций прекрасного и как следствие того - особенно остро чувствовать безобразное. Развивать собственные художественные способности и потребность реализовать их в собственном художественном творчестве.
Важно учитывать, развивая художественное мышление воспитанников, что они воспринимают текст субъективно, поэтому следует учить «расколдовывать» текст, приближать к пониманию основного содержания.
Наставник - педагог в работе с такими детьми находится в постоянном поиске, обогащении новой информацией, необходимой для деятельности (этому невозможно обязать, это должно идти от педагога). Только сам творческий наставник может учить творчеству, целенаправленно развивать в питомцах художественное мышление.
Из поэтических изысканий выпускницы школы Куксовой Татьяны:
Осень
Не покидай меня, подруга Осень, Не исчезай, ты мне еще нужна. Не насмотрелась я на неба просинь. Не надышалась воздуха сполна.
Ты напои меня до полупьяна Той тишиной, что я в тебе ценю. Историй не бывает без изъяна, Тебя я в этом больше не виню.
Дай насладиться этим беззвучаньем, Почувствовать, где истина, где ложь. Ты - грань между любовью и молчаньем, Ты - золото листвы и скользкий дождь.
Ты научи меня свободно мыслить, Печаль, как наслажденье, принимать, Понять язык твоих невнятных писем И счастьем одиночество принять.
Не покидай меня, подруга Осень, Мне у тебя учиться целый век, А ты в ответ сквозь призрачную просинь Бросаешь мне на щеки первый снег.
У одаренных детей желание создавать свое не ослабевает со временем - оно усиливается, становится настоятельной необходимостью. Художественное мышление обретает устойчивость и своеобразие.