Научная статья на тему 'Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе'

Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
893
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GIFTED CHILDREN / INTELLECTUAL PRODUCTIVITY / CREATIVE ACTIVITY / LITERARY COMPETENCES / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баклашова Ольга Николаевна, Ахметзянова Рашида Рауфовна

Данная статья посвящена актуальной проблеме развития одаренности в контексте средней общеобразовательной школы. Авторами детерминируются приоритетные задачи в работе с неординарными детьми; развитие интеллектуальной продуктивности, творческой активности; раскрывается потенциал внеурочной деятельности; даются практические рекомендации для педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми; излагается практический опыт организации аналитической деятельности учащихся в рамках предмета «Литература».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN СOMPREHENSIVE SCHOOL

The article is devoted to the urgent problem of giftedness development in secondary school. The authors determine priorities of the work with extraordinary children, such as intellectual productivity and creative activity developing, reveal the potential of extracurricular activities, give practical recommendations for teachers, mentors, working with gifted children, present the practical experience of analytical work of secondary school students in the framework of the subject "Literature".

Текст научной работы на тему «Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе»

УДК: 37.032

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.Н. Баклашова, Р.Р. Ахметзянова

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме развития одаренности в контексте средней общеобразовательной школы. Авторами детерминируются приоритетные задачи в работе с неординарными детьми; развитие интеллектуальной продуктивности, творческой активности; раскрывается потенциал внеурочной деятельности; даются практические рекомендации для педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми; излагается практический опыт организации аналитической деятельности учащихся в рамках предмета «Литература».

Ключевые слова: одарённые дети, интеллектуальная продуктивность, творческая активность, литературоведческие компетенции, коммуникативные компетенции.

FEATURES OF WORK WITH GIFTED CHILDREN

IN СOMPREHENSIVE SCHOOL

O. Baklashova, R. Akhmetzyanova

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of giftedness development in secondary school. The authors determine priorities of the work with extraordinary children, such as intellectual productivity and creative activity developing, reveal the potential of extracurricular activities, give practical recommendations for teachers, mentors, working with gifted children, present the practical experience of analytical work of secondary school students in the framework of the subject "Literature".

Keywords: gifted children, intellectual productivity, creative activity, literary competences, communicative competences.

Проблематика одаренности в современном мире является приоритетной наравне с проблемами защиты окружающей среды, развития информационных и коммуникационных технологий, безопасности и геополитики. Феномен детской одаренности представлен в большом количестве научных исследований, детерминирующих её междисциплинарный характер [1-5]. Определяя содержательный и процессуальный аспекты деятельности педагога в отношении одаренного ребенка, необходимо учитывать данные таких наук, как антропология, детская психология, педагогическая психология, психология одаренности, когнитивная психология, неврозология, общая педагогика и

др. [3].

Проектирование и создание системы работы с одаренными детьми, эффективный

образовательный менеджмент в отношении данной системы, а также организация научно-исследовательской психолого-педагогической работы в этом направлении формируют проблемное поле контекста современной общеобразовательной школы и требуют от администрации и преподавательского корпуса образовательной организации ориентира на следующие задачи: развивать интеллектуальную продуктивность ребёнка на всех этапах школьного обучения, заботясь об «экологии» учебных программ и снижая угрозы

сверхнагрузок; обеспечивать формирование его творческой активности, предлагая ему обширный репертуар разнообразных видов креативной деятельности, осуществляя компетентное лонгитюдное психолого-педагогическое

консультирование (триада психолог - классный руководитель-учитель-предметник); - всецело способствовать зрелости его Я, ставя во главу угла принципы духовности, гуманизма, гуманитаризации, индивидуализации,

дифференциации и многокультурности [2, c.247].

Неординарный ребенок в образовательном пространстве обычной средней школы или даже гимназии, как отмечают психологи, занимающиеся проблемой одаренности, испытывает дискомфорт. Связан он, в первую очередь, с тем, что массовая школа не всегда предоставляет возможности для развития способностей всех учащихся. Гениальный ребенок может быть «потерян» еще в начальной школе или «не распознан» в основной. Особенностями, характеризующими одаренного ребёнка, являются ускоренное психическое развитие, постоянная потребность в приобретении новых знаний, высокая интеллектуальная активность, неординарный подход к решению проблем. Эти особенности не являются врожденными; они формируются с течением времени; огромную роль в их формировании играет наставник, учитель. Его

задача из многих учеников выбрать единицы одарённых детей (здесь поможет диагностика состояния общеучебных навыков),

способствовать развитию лидерских

способностей, составить программу развития личности (индивидуальный образовательный маршрут) с учетом всех психических, интеллектуальных и иных особенностей каждого учащегося.

В рамках урочной деятельности (предмет «Литература») реализовать вышеуказанное не представляется возможным. Особым

потенциалом обладает внеурочная работа по предметам (элективные курсы, факультативы, кружки). Она способствует развитию личности одаренного школьника, его интеллектуальных способностей, формированию навыков использования знаний в самостоятельной творческой практике. Здесь кристаллизуются умения литературного анализа, теоретического объяснения интересующих лингвистических и литературоведческих понятий в результате совместного построения и реализации учащимися и педагогом индивидуальных развивающих программ, где учитываются возможности каждого в их оптимальной динамике. Основными задачами наставничества со стороны педагога-предметника здесь являются: помочь способному

Таблица 1.- Анализ употребления слова «пустыня»

ученику разобраться в самом себе, в своих индивидуальных особенностях (эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных,

поведенческих), создав для этого ситуацию «базового доверия» для преодоления внутреннего сопротивления и защитных барьеров; определить уровень сформированности творческих способностей; оказать максимальную поддержку в раскрытии задатков, интеллектуальных, рефлексивных способностей и интересов с целью наиболее яркой реализации личности ученика. Так, например, при реализации практикума по литературе (тема «Контекст у Пушкина и Лермонтова»), целями которого являются анализ слова пустыня в контексте стихотворений Пушкина и Лермонтова для формирования литературоведческой и коммуникативных компетенций учащихся, содержание занятия структурировано следующим образом: вводное слово учителя с постановкой цели, заключающейся в сопоставлении контекстов слова пустыня у Пушкина и Лермонтова; работа учащихся в малых группах (задание: прочитать указанные стихотворения Пушкина и Лермонтова, а также проанализировать употребление слова пустыня в контексте отдельного стихотворения каждого из поэтов); оформление итоговой таблицы, см. табл. 1;2. в контексте стихотворений А.С.Пушкина.

Пушкин Значение слов в контексте стихотворения

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной («Анчар») Обширное, обычно безводное, пространство со скудной растительностью или вообще без неё. Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Пустыня в первых строках стихотворения воспринимается как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился... Пустыня олицетворяет бренность и пустоту земной жизни, для поэта «пустыня мрачная» - бессмысленное существование, жизнь без высокой цели

Как труп в пустыне я лежал («Пророк») На поэтическом языке нельзя назвать иначе, как пустыней, и то осеннее уединение в глухой русской деревне, где самого Пушкина посещали его лучшие вдохновения. И мрачное настроение испытывал в пустыне не один Мухаммед или какой-либо другой пророк. И для Пушкина его любимая пустыня имела тяжелую сторону, и лучшим вдохновениям предшествовали долгие состояния уныния и даже отчаяния и т.д.

Вывод: Пустыня у Пушкина - ёмкий образ, вбирающий порой самые разные, порой противоположные значения. Таким образом, образ пустыни не является константой только пространственной картины мира, а служит выражением внутренних состояний лирического героя Пушкина, который вступает с ними в живое взаимодействие.

Обращение к детальному анализу значения слов в художественных произведениях открывает одаренным учащимся новые смыслы литературного контекста, позволяя почувствовать

собственный эмоциональный, интеллектуальный потенциал, раскрыться творческим способностям, преодолеть внутренние защитные барьеры, реализоваться ярко и индивидуально.

Таблица 2. - Анализ употребления слова «пустыня» в контексте стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Лермонтов Значение слов в контексте стихотворения

Так две волны несутся дружно Случайной, вольною четой В пустыне моря голубой... («Я верю: под одной звездою...», 1841) Слово «пустыня» вызывает в нашем сознании мысль о светском окружении, которое отчуждает любящих друг от друга. Оно становится понятным, если помнить о контексте приведенной ниже строки: «За жар души, растраченный в пустыне...»

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. («Утес», 1841) Пустыня означает одиночество, безлюдье

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи... («Пророк», 1841) Здесь пустыня означает одиночество, безлюдье, но еще и место духовного уединения

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит (1841) Пустыня обозначает тихое безлюдье спящей местности. Смысл его здесь в том, что оно раздвигает рамки пространства. «Пустыня» - самое общее, лишенное конкретных признаков понятие, которое позволяет этот взлет к Богу, звездам, небесам... Его можно здесь расшифровать как «пустынная, безлюдная, ночная Земля» - именно Земля, вся Земля, а не, скажем, деревья, поля, леса. Замечательно, что Земля, которая «спит в сиянье голубом», увидена Лермонтовым как будто бы с другой планеты

Вывод: Пустыня - место, где нет близкой души; где человек обречен на одиночество изгнания; где нет людей, нет жизни. Все эти частные контексты перекликаются, поясняют друг друга, образуют один общий, сложный смысл лермонтовского слова «пустыня».

Осуществление аналитико-синтетической деятельности во время занятий в рамках элективных курсов по предмету «Литература» способствует формированию у учащихся умений особого рода: критически мыслить, читать «между строк», угадывать значение символов, заданных автором произведения, не бояться

высказывать свое собственное суждение по поводу смысла прочитанного, логически верно и грамотно оформлять свою речь как устно, так и письменно. Все вышеуказанные умения характеризуют зрелую, развитую, творческую личность, способную к коммуникации и открытую для дальнейшего развития.

1. Дмитриенко В.А., Кулемзина А.В. Феномен детской одаренности в теоретико-педагогическом осмыслении / В.А. Дмитриенко, А.В. Кулемзина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 2.

2. Кулемзина А.В. Одаренный ребёнок как ценность современной педагогики: монография / А.В. Кулемзина. - Москва: Товарищество научных изданий КМК. - 2004. - 265 с.

3. Corso S. Emotional intelligence in adolescents: How it relates to giftedness. - 2001.

4. Hockett J.A. Curriculum for Highly Able Learners that Conforms to General Education and Gifted Education Quality Indicators // Journal for the Education of the Gifted. - 2009. - T. 32. - № 3. - C. 394-440.

5. VanTassel-Baska J. et al. A curriculum study of gifted-student learning in the language arts // Gifted Child Quarterly. - 2002. - T. 46. - № 1. - C. 30-44.

Сведения об авторах:

Баклашова Ольга Николаевна (г. Казань, Россия), директор МБОУ «Гимназия № 6» г. Казани, email: gymn06@yandex.ru

Ахметзянова Рашида Рауфовна (г. Казань, Россия), учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 6» г. Казани, e-mail: akhmrash@gmail.com

Data about the authors:

O. Baklashova (Kazan, Russia), Director of Gymnasium № 6, Kazan city, e-mail: gymn06@yandex.ru

R. Akhmetzyanova (Kazan, Russia), Teacher of Russian language and Literature of Gymnasium №6, Kazan city, e-mail: akhmrash@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.