Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / студент / педагогический вуз / иностранный язык / смешанное обучение / модель «перевернутый класс» / civic identity / student / pedagogical university / foreign language / blended learning / “flipped classroom” model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Макарова, Е А. Сорокина

Статья посвящена разработке теоретических основ развития гражданской идентичности студентов в смешанном обучении иностранному языку. Основная задача исследования – рассмотреть сущность смешанного обучения в процессе языкового образования студентов и выявить педагогический потенциал данной формы для развития указанного качества. Выявлены преимущества смешанного обучения при развитии гражданской идентичности будущего учителя. Рассмотрена организация работы модели «перевернутого класса», которая позволяет наиболее эффективно реализовать требования высокотехнологичного обучения. Доказано, что организация формирования гражданской идентичности студентов при смешанной форме обучения будет проходить эффективно, если она будет реализована с учетом принципов диалогичности и аттракции. Результаты исследования могут быть использованы в практике гражданского образования в вузе при изучении дисциплин языкового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Макарова, Е А. Сорокина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN BLENDED FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article studies theoretical foundations for the development of civil identity of students in blended learning with regard to teaching a foreign language. The main objective of the study is to consider the essence of blended education as a form of organizing the language education for students and to identify the pedagogical potential of this form of education for this quality development. The work names advantages of blended education in the development of the civic identity of pedagogical university students. The organization of the “flipped classroom” model is considered, that allows to realize the requirements of high-tech training most effectively. It is proved that the organization of the formation of civil identity of students with a mixed form of education will be effective if it is implemented taking into account the principles of dialogic and attraction. The results of the study can be used in the practice of civil education at the university while studying the disciplines of the language course.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Библиографический список

1. Присная Ю.В. Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Научный альманах. 2023; № 7-1(105): 81-84.

2. Антоновская Е.Ю. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы у обучающихся с ОВЗ. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2019; № 11: 32-35.

3. Земцова С.В. Проблема обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016; № 2: 1234-1240.

4. Сапрыкина Е.А. Модификация образовательной среды и технологий на уроках русского языка и литературы с помощью средств альтернативной коммуникации как основы успешности реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Преемственность в образовании. 2020; № 27 (11): 318-323.

5. Тревога Е.А. Преимущества и недостатки технологии дистанционного обучения на уроках русского языка и литературы для учащихся с ОВЗ. Информационные и инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Таганрог, 2020: 239-240.

6. Пионт М.В. Инклюзия в современной школе: к вопросу о психологическом климате на уроках литературы. Новой школе - здоровые дети: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022: 229-231.

7. Тесленко С.С. Состояние смыслового чтения у разных категорий младших школьников с ОВЗ (обзор специальных исследований). Конструктивные педагогические заметки. 2022; № 10-2 (18): 231-252.

8. Солодова Н.В., Ерохина Н.В. Особенности адаптированного варианта общеобразовательной программы по литературе для детей с ОВЗ по зрению. Научный альманах. 2020; № 4-2 (66): 145-149.

9. Алиева Г.Г Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка и литературы. Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образования: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022: 14-17.

10. Причепелюк В.И. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; № 7-2: 110-113.

11. Филиппова М.М. Методы и формы обучения детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Апробация. 2015; № 6 (33): 130.

References

1. Prisnaya Yu.V. Organizaciya raboty s det'mi s OVZ na urokah russkogo yazyka i literatury. Nauchnyj al'manah. 2023; № 7-1(105): 81-84.

2. Antonovskaya E.Yu. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah russkogo yazyka i literatury u obuchayuschihsya s OVZ. Social'noe razvitie sovremennogo rossijskogo obschestva: dostizheniya, problemy, perspektivy. 2019; № 11: 32-35.

3. Zemcova S.V. Problema obucheniya uchaschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (OVZ) na urokah russkogo yazyka i literatury. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2016; № 2: 1234-1240.

4. Saprykina E.A. Modifikaciya obrazovatel'noj sredy i tehnologij na urokah russkogo yazyka i literatury s pomosch'yu sredstv al'ternativnoj kommunikacii kak osnovy uspeshnosti realizacii FGOS dlya detej s OVZ. Preemstvennost' vobrazovanii. 2020; № 27 (11): 318-323.

5. Trevoga E.A. Preimuschestva i nedostatki tehnologii distancionnogo obucheniya na urokah russkogo yazyka i literatury dlya uchaschihsya s OVZ. Informacionnye iinnovacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Taganrog, 2020: 239-240.

6. Piont M.V. Inklyuziya v sovremennoj shkole: k voprosu o psihologicheskom klimate na urokah literatury. Novoj shkole - zdorovye deti: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2022: 229-231.

7. Teslenko S.S. Sostoyanie smyslovogo chteniya u raznyh kategorij mladshih shkol'nikov s OVZ (obzor special'nyh issledovanij). Konstruktivnyepedagogicheskie zametki. 2022; № 10-2 (18): 231-252.

8. Solodova N.V., Erohina N.V. Osobennosti adaptirovannogo varianta obscheobrazovatel'noj programmy po literature dlya detej s OVZ po zreniyu. Nauchnyj al'manah. 2020; № 4-2 (66): 145-149.

9. Alieva G.G. Razvitie svyaznoj rechi u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya na urokah russkogo yazyka i literatury. Aktual'nye tendencii vzaimodejstviya defektologicheskoj nauki i praktiki na sovremennom 'etape razvitiya obrazovaniya: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2022: 14-17.

10. Prichepelyuk V.I. Ispol'zovanie sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij na urokah russkogo yazyka i literatury v obuchenii detej s OVZ. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014; № 7-2: 110-113.

11. Filippova M.M. Metody i formy obucheniya detej s OVZ na urokah russkogo yazyka i literatury. Aprobaciya. 2015; № 6 (33): 130.

Статья поступила в редакцию 10.06.24

УДК 378.147

Makarova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: makare2208@gmail.com

Sorokina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: helen-a2003@mail.ru

DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN BLENDED FOREIGN LANGUAGE LEARNING. The article studies theoretical foundations for the development of civil identity of students in blended learning with regard to teaching a foreign language. The main objective of the study is to consider the essence of blended education as a form of organizing the language education for students and to identify the pedagogical potential of this form of education for this quality development. The work names advantages of blended education in the development of the civic identity of pedagogical university students. The organization of the "flipped classroom" model is considered, that allows to realize the requirements of high-tech training most effectively. It is proved that the organization of the formation of civil identity of students with a mixed form of education will be effective if it is implemented taking into account the principles of dialogic and attraction. The results of the study can be used in the practice of civil education at the university while studying the disciplines of the language course.

Key words: civic identity, student, pedagogical university, foreign language, blended learning, "flipped classroom" model

Е.А. Макарова, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: makare2208@gmail.com

Е.А. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: helen-a2003@mail.ru

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена разработке теоретических основ развития гражданской идентичности студентов в смешанном обучении иностранному языку. Основная задача исследования - рассмотреть сущность смешанного обучения в процессе языкового образования студентов и выявить педагогический потенциал данной формы для развития указанного качества. Выявлены преимущества смешанного обучения при развитии гражданской идентичности будущего учителя. Рассмотрена организация работы модели «перевернутого класса», которая позволяет наиболее эффективно реализовать требования высокотехнологичного обучения. Доказано, что организация формирования гражданской идентичности студентов при смешанной форме обучения будет проходить эффективно, если она будет реализована с учетом принципов диалогичности и аттракции. Результаты исследования могут быть использованы в практике гражданского образования в вузе при изучении дисциплин языкового цикла.

Ключевые слова: гражданская идентичность, студент, педагогический вуз, иностранный язык, смешанное обучение, модель «перевернутый класс»

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 г. по теме «Методический инструментарий формирования гражданской идентичности будущих учителей в обучении иностранному языку в вузе»(№ 04.24.16-4Д от 2 мая 2024 г.)

Актуальность изучения развития гражданской идентичности студентов педвуза обусловлена изменяющейся общественной ситуацией, а также спецификой будущей профессиональной деятельности студентов. В сфере образования сегодня востребованы специалисты, которые не только эффективно выстраивают учебный процесс, но и готовы активно развивать личность ребенка, формировать качества человека, востребованные обществом, сами являются примером высокой гражданственности и патриотизма.

В научной литературе на протяжении долгого периода активно дискутируется вопрос эффективных форм, методов и средств гражданского воспитания и образования как школьников, так и студентов. Идеи гражданственности как качества личности, а также гражданского воспитания не новы в педагогической мысли. Ее истоки лежат в педагогической публицистике В.П Белинского, К.Д. Ушинского, Н.П Чернышевского и др. К проблеме формирования патриотизма обращались А.И. Перцен, А.Н. Радищев и др. В советской педагогической мысли теоретические основы гражданского воспитания и образования развивались в связи с нравственным воспитанием и в русле педагогики гуманизма такими исследователями и педагогами, как Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Сухомлинский и др.

Общественные изменения задают новые приоритеты развития гражданских качеств будущего учителя. Анализ современных исследований позволил сделать ряд выводов. Формирование и развитие гражданской идентичности у школьников и студентов становится предметом активных исследований в начале XXI в. В работах А.А. Рухтина (2010), В.Н. Ефименко (2013), Д.В. Монастырского (2017) анализируется сущность понятия и педагогические условия формирования данного качества. Позже интерес исследователей смещается на понятие гражданственности как интегративного качества личности. Ученых интересует компонентный состав и пути развития гражданственности молодежи (А.М. Бабаев, В.А. Беловолов, Н.А. Паврилова, А.В. Куршев и др.). Применительно к высшему образованию исследуется также вопрос формирования гражданской компетентности студентов (Л. В. Кузнецова), развития их гражданской культуры (П.И. Пелевина, Е.И. Скафа и др.). На современном этапе в связи с изменяющимися общественными условиями авторы направляют свое внимание на исследование формирования у студентов гражданских установок (В.А. Смирнов), российской идентичности через регионоведение в вузе (Ю.П Волков, А.В. Сериков и др.). Таким образом, развитие гражданственности студентов с точки зрения личностной идентичности является наименее исследованной проблемой.

Вопросы форм и методов развития гражданственности и гражданских качеств студентов также активно исследуются. Акцент смещается на деятельност-ный подход и самостоятельную работу студентов (Э.Р. Агишева, А.Б. Бушуев и др.). Форма смешанного обучения студентов педвуза является относительно новой темой исследования. В рамках предмета «Иностранный язык» ей посвящены работы И.Н. Айнутдиновой, И.А. Малининой, Ю.В. Сорокопуд, Е.Н. Ярославовой и др. Вопрос развития гражданской идентичности с использованием данной формы не изучался специально. В современных исследованиях поднималась лишь проблема применения дистанционных технологий для развития указанного качества (М.С. Жилинская, Е.А. Иванова).

Таким образом, актуальность проводимого исследования объясняется рядом выявленных противоречий: между необходимостью совершенствования системы гражданского образования и недостаточной изученностью вопроса развития гражданской идентичности студентов, а также между высоким потенциалом смешанного обучения как формы организации учебного процесса по иностранному языку и нераскрытость особенностей его реализации при развитии изучаемого качества будущего учителя.

Цель исследования в рамках статьи состоит в изучении возможностей смешанного обучения иностранному языку как формы организации учебного процесса в плане развития гражданской идентичности будущего учителя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- реализовать анализ понятия «гражданская идентичность»;

- исследовать сущность смешанного обучения в языковом образовании студентов с точки зрения формы;

- выявить педагогический потенциал данной формы обучения для развития указанного качества.

Научная новизна связана с раскрытием возможностей смешанного обучения для эффективного развития гражданской идентичности студентов педвуза.

Теоретическая значимость связана с выявлением роли смешанного обучения как формы развития гражданской идентичности студентов.

Практическая значимость основана на возможности включения результатов проведенного исследования в практику гражданского образования в вузе при изучении дисциплин языкового цикла.

Методологическим обоснованием настоящего исследования стали системный (М.С. Каган, В.В. Краевский), личностно-деятельностный (А.П Асмолов, Н.В. Ипполитова), культурологический подходы к образованию (В.С. Библер, П.С. Пуревич, В.М. Межуев), генетический подход к развитию личности в рамках непрерывного развивающего образования (Е.И. Исаев, А.Б. Невелев, В.С. Не-велева, Н.Л. Худякова). В основу исследования легли также идеи непрерывного развивающего образования (Е.И. Исаев, В.В. Краевский, В.В. Слободчиков, ПП. Щедровицкий).

В качестве методологической опоры исследования используются общенаучные методы экстраполяции, индукции, дедукции, метод анализа отобранных теоретических источников с учетом использования нарративного подхода. Теоретико-методологическими основами исследования выступают идеи цифровиза-ции образования в профессиональной сфере (В.И. Блинов), идеи применения цифровых образовательных ресурсов в языковом образовании (С.В. Титова), концепция формирования гражданской идентичности в ее ключевых аспектах (М.Ю. Максимова).

Анализ литературы с целью исследования понятия «гражданская идентичность» позволил прийти к выводу, что в науке не существует единого мнения по данному аспекту. Например, Т.В. Водолажская полагает, что гражданскую идентичность можно определить как проявление основной потребности личности в соотнесении себя с группой [1]. М.А. Юшин приравнивает гражданскую идентичность к личностному статусу гражданина. По мнению исследователя, с помощью гражданской идентичности человек оценивает свое гражданское состояние, готовность выполнять гражданские обязанности, использовать свои гражданские права и активно участвовать в жизни государства [2]. Р.Ю. Шикова полагает, что гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности и представляет собой результат идентификации личности с определенными социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях [3]. А.П Асмолов указывает на дифференциацию понятий «гражданская идентичность» и «гражданство». Пражданская идентичность, по мнению ученого, имеет личностный смысл. А.П Асмолов полагает, что «гражданская идентичность» представляет собой осознание личностью своей отнесенности к группе людей определенного государства на общекультурной основе [3]. Д.В. Пригорьев также считает, что гражданская идентичность - это соотнесенность с российской нацией, участие в жизни страны, отождествление себя причастным к прошлому, настоящему и будущему страны [4]. Анализ литературы позволил нам вычленить понятие гражданской идентичности, наиболее полно соответствующее проводимому исследованию. Вслед за А.В. Дубаковым [5] мы рассматриваем его как качество, основанное на сознательном отождествлении себя с Россией, российским социумом и его культурой.

Развитие гражданской идентичности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза реализуется за счет применения соответствующих технологий, методов и приёмов. Немаловажным является также выбор подходящих форм. Когда мы говорим об организационных формах обучения, мы имеем в виду варианты педагогического взаимодействия между учителем/преподавателем и обучающимися на занятии. Некоторые ученые полагают, что форма обучения представляет собой внешнее проявление согласованной деятельности участников образовательного процесса, которая организована в соответствии с определенным регламентом в определенном режиме. Согласно ФПОС по направлению подготовки «Педагогическое образование» дисциплина «Иностранный язык» имеет своей целью формирование и совершенствование коммуникативной компетенции для того, чтобы разрешить профессиональные задания, которые будут связаны с межличностным и межкультурным взаимодействием, организацией деловой коммуникации в устной и письменной формах на изучаемом иностранном языке. В высших учебных заведениях применяются следующие формы организации обучения: лекция, семинар, очное аудиторное практическое занятие, внеаудиторное практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, учебная практика, зачет, экзамен, домашняя подготовка и другие. Каждая форма обладает своей определенной целью. Ввиду специфики предмета «Иностранный язык» остановимся на аудиторном и внеаудиторном практическом занятии. Практические занятия имеют своей целью более углубленное и детальное изучение дисциплины. Аудиторное практическое занятие по иностранному языку в педагогическом вузе подразумевает работу над всеми видами речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Традиционное занятие представляет собой работу над текстом социокультурной тематики и отработку грамматического материала, который был усвоен студентами в средней школе.

Одной из основных тенденций в организации аудиторной и внеаудиторной работы будущего учителя при изучении иностранного языка является тенденция использования смешанного обучения. Это связано в первую очередь с эффективной реализацией на его основе личностно ориентированного подхода в обучении. Анализ исследований показывает, что рассматриваемая форма позволяет ориентироваться на индивидуальное продвижение студентов, учитывать их личностный потенциал, личный темп и траекторию обучения, дает возможность дифференцировать обучение, мотивировать студентов, оптимизируя таким образом процесс формирования компетенций [6]. Смешанное обучение как образовательная форма высшей школы сегодня активно дискутируется с содержательной точки зрения [7]. Авторы рассматривают формы лекционного и практического занятий с точки зрения их удельного веса, функций, наполненности образовательным содержанием и воспитательным характером. В исследованиях данная форма рассматривается преимущественно как сочетание очной формы обучения и онлайн-формы. Традиционно очный формат включает аудиторные занятия, онлайн-формат предполагает разнообразные формы в зависимости от используемых платформ. Исследователи едины во мнении о необходимости использования цифровых образовательных ресурсов при данной смешанной форме обучения. Интерес ученых вызывает изучение данной формы с позиции студента как субъекта образовательного процесса [8]. В исследованиях отмечается, что

Таблица 1

Организационные модели развития гражданской идентичности студентов при смешанном обучении иностранному языку

Организационная модель Формы взаимодействия в ходе образовательного процесса Педагогический потенциал предмета «Иностранный язык»

Смешанный урок Непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами сменяется их самостоятельной работой с цифровыми ресурсами Тема «Моя семья»: семейные традиции, ценности. Виды деятельности: написание эссе на иностранном языке

Автономные группы Выделяются подгруппы студентов в соответствии с решаемыми задачами. Одни группы работают дистанционно, другие очно либо самостоятельно (автономно) Тема «Защита окружающей среды»: природа страны и родного края, красота русской природы. Виды деятельности: веб-квест, разработка туристического маршрута, проекта «Пид»

Объяснительный класс Процесс начинается в очном формате, где происходит постановка задач и объяснение материала. Затем подготовительная работа переносится в дистанционный или автономный формат Тема «Моя будущая профессия»: гражданские ценности будущей профессии, роль профессии учителя в формировании гражданской идентичности школьников. Виды деятельности: подготовка и проведение дискуссии / круглого стола по проблеме

Смешанный проект Проектная работа над темой осуществляется в дистанционном или автономном формате и сопровождается очным консультированием / онлайн-поддержкой Тема «Путешествие»: красота родной природы, достопримечательности России, малая родина. Вид деятельности: подготовка и презентация проекта по теме

самостоятельность студентов как участников образовательного процесса является важнейшей составляющей данной формы, а качественная самостоятельная работа выступает залогом успешного образовательного процесса.

Проводимое нами исследование показывает, что смешанное обучение нельзя понимать как узконаправленное, связанное только с рассмотрением отдельных цифровых ресурсов и их педагогического потенциала в образовательном процессе. В то же время его нельзя сводить только к дистанционному формату либо к поддерживающей форме самостоятельной работы. В образовательном процессе сегодня происходит переплетение форм: аудиторное занятие, проводимое под руководством преподавателя, может включать разные формы самостоятельной работы студентов, в том числе и с использованием цифровых ресурсов, дистанционная форма не всегда предполагает взаимодействие в он-лайн-формате в реальном времени. Интерактивное взаимодействие на учебных платформах, веб-семинарах, конференциях, в социальной сети разной степени самостоятельности под руководством и непосредственном участии преподавателя. Самостоятельная (автономная) работа студентов на основе цифровых образовательных ресурсов происходит без непосредственного участия преподавателя, на основе отобранного им цифрового учебного содержания. Необходимо учесть все компоненты данного явления и представить его в синхронно-асинхронной форме. В нашем исследовании мы вслед за И.В. Блиновым [9] концентрируем внимание на компонентной структуре исследуемой формы и рассматриваем ее как взаимосвязь трех форм: формы аудиторного занятия, формы дистанционного взаимодействия, формы самостоятельной работы студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов в ходе их автономного обучения [10].

Являясь активной формой, смешанное обучение позволяет оптимизировать процесс развития гражданской идентичности студентов, так как студент оказывается деятельным субъектом педагогического взаимодействия на основе гражданского содержания. Развитие данного качества возможно на основе функционирования (воспроизводства) структурных компонентов данного качества и направлено на формирование способности и готовности принимать самостоятельные гражданские решения и действовать исходя из самостоятельно выработанной системы гражданских понятий, категорий, ценностей. Это предполагает активное преобразование всего содержания гражданского образования при его усвоении, что, в свою очередь, возможно только когда студенты могут занимать открытую образовательную позицию, самостоятельно решать учебные задачи. Такие возможности предоставляет смешанная форма обучения иностранному языку: она позволяет комбинировать изучение модулей гражданского характера на основе понимания сущности смешанного обучения, рассматривая иностранный язык как смешанный предмет. В рамках данной формы организуется работа перевернутого класса, смешанного урока, смешанного проекта [11]. Вслед за исследователями [12; 13] считаем, что модель «перевернутого класса» позволяет наиболее эффективно реализовать требования современного высокотехнологичного обучения.

Организация обучения с помощью модели «перевернутого» класса заключается в том, что в результате работы с учебным материалом дисциплины студенты самостоятельно дома знакомятся с текстовыми, аудио- и видеоматериалами гражданского характера. Кроме того, на цифровых платформах организуется

Библиографический список

их интерактивное взаимодействие как друг с другом, так и с преподавателем по поводу гражданского содержания. Возвращаясь в аудиторию, студенты презентуют и выставляют на обсуждение результаты работ. Преподаватель при этом виде обучения выступает в роли тренера или консультанта, который стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, направляя ход работы [7]. Несомненным достоинством такой модели является то, что студенты имеют возможность вернуться к материалам и заданиям несколько раз, в то время как на обычном занятии у него нет этой возможности.

Рассмотрим, как данная модель реализуется в процессе изучения предмета «Иностранный язык». Педагог предлагает студентам посмотреть определенные видеоролики в сети Интернет по изучаемой тематике, например, «Праздники в стране изучаемого языка». Это можно сделать при помощи видеохостинга RUTUBE, который предлагает не только просмотр видеороликов, но и различный набор инструментов для создания и обработки видеоконтента. Затем на занятиях происходит отработка языкового материала путем выполнения лексико-грамма-тических упражнений. Преподаватель в данном случае помогает разобраться со сложными моментами, встречающимися в рабочем процессе. После отработки новой лексики и грамматических конструкций студенты совместно с преподавателем составляют план для дальнейшей работы. Конечным продуктом работы по теме может быть научный проект, презентация, социологический опрос, которые студенты готовят самостоятельно. Учитывая, что обучение происходит в контексте «диалога культур», студенты проводят самостоятельно (с поддержкой преподавателя) сопоставительный анализ по теме «Праздники в России».

«Перевернутый класс» - не единственная модель, реализуемая через форму смешанного обучения и служащая цели развития гражданской идентичности будущего учителя [9]. Для наглядности основные модели были сведены нами в табл. с учетом педагогического потенциала учебного предмета.

Организация формирования гражданской идентичности студентов при смешанной форме обучения будет проходить эффективно, если она будет реализована с учетом принципов диалогичности и аттракции. В процессе изучения иностранного языка студенты не только продолжают знакомство с культурой страны изучаемого языка, но с помощью сравнения постигают особенности своей национальной культуры, «проговаривают» общечеловеческие ценности. Данный процесс происходит в рамках «диалога культур». Взаимодействие культур, их диалог представляет собой наиболее благоприятную почву для развития межэтнических, межнациональных отношений. Диалог культур позволяет реализовать потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении [14]. При отборе содержания и организации работы следует использовать принцип аттракции, так как аттракция помогает привлечь внимание к образцам культуры, пробуждает эмоциональный отклик и формирует положительный образ, а также позволяет сделать шаг к осознанию принадлежности к родной стране [5].

В результате проведенного исследования авторами рассмотрено смешанное обучение иностранному языку в его многоаспектности применительно к развитию гражданской идентичности студентов, выявлены педагогические возможности данной формы обучения в рассматриваемом контексте. Данные возможности основываются на большей самостоятельности студентов и индивидуальной траектории обучения. Таким образом, в ходе исследования были решены все задачи.

1. Водолажская Т. Идентичность гражданская. Образовательная политика. 2012; № 5-6: 140-142.

2. Краснов Е.В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 62-1: 164-166.

3. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Пражданская идентичность». Социосфера: сборник конференций НИЦ. 2014; № 5: 42-45.

4. Астафьева О.Н. Транснационализация культурного пространства: государство и проблемы координации коммуникативных стратегий. Человек, культура, общество в контексте глобализации: материалы Международной конференции. Москва. 2007: 5-11.

5. Дубаков А.В. Роль и функциональные возможности аттракции в формировании российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку. Вестник педагогических наук. 2004; № 2: 296-303.

6. Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации. Проблемы современного образования. 2020; № 1: 89-101.

7. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2020; Т. 29, № 3: 86-95.

8. Озерова ГП. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2020; Т. 29, № 8/9: 117-126.

9. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2021; Т. 30, № 5: 44-64.

10. Макарова Е.А. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в смешанное обучение иностранному языку студентов вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 1.

11. Baepler P.J., Walker M. Driessen It's not about seat time: Blending, flipping, and efficienty in active learning classrooms. Computers and Education. 2014; Vol. 78: 227-236.

12. Цепов А.Л. «Перевернутый» класс. Смоленский медицинский альманах. 2019; № 3: 175-184.

13. Савельева М.В. Смешанное обучение (blended learning): эффективное применение технологий для аспектного изучения иностранного языка. Решетневские чтения. 2018; № 3: 32-330.

14. Севач А.В. Диалог культур в контексте межкультурной коммуникации. ВестникМГУКИ. 2010; № 4: 106-109. References

1. Vodolazhskaya T. Identichnost' grazhdanskaya. Obrazovatel'naya politika. 2012; № 5-6: 140-142.

2. Krasnov E.V. Teoreticheskie podhody k ponimaniyu grazhdanskoj identichnosti obuchayuschihsya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-1: 164-166.

3. Abrosimova K.A. Analiz suschnosti ponyatiya «Grazhdanskaya identichnost'». Sociosfera: sbornik konferencij NIC. 2014; № 5: 42-45.

4. Astaf'eva O.N. Transnacionalizaciya kul'turnogo prostranstva: gosudarstvo i problemy koordinacii kommunikativnyh strategij. Chelovek, kultura, obschestvo v kontekste globalizacii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva. 2007: 5-11.

5. Dubakov A.V. Rol' i funkcional'nye vozmozhnosti attrakcii v formirovanii rossijskoj grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2004; № 2: 296-303.

6. Krasnov S.V., Kalmykova S.V., Krasnova S.A. Smeshannoe obuchenie v 'epohu cifrovoj transformacii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 1: 89-101.

7. Gnutova I.I. Ot «perevernutogo klassa» k «perevernutomu obucheniyu»: 'evolyuciya koncepcii i ee filosofskie osnovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2020; T. 29, № 3: 86-95.

8. Ozerova G.P. Ocenka samostoyatel'noj raboty studentov pri smeshannom obuchenii na osnove dannyh uchebnoj analitiki. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2020; T. 29, № 8/9: 117-126.

9. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Modeli smeshannogo obucheniya: organizacionno-didakticheskaya tipologiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2021; T. 30, № 5: 44-64.

10. Makarova E.A. Integraciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v smeshannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov vuza. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2022; № 1.

11. Baepler P.J., Walker M. Driessen It's not about seat time: Blending, flipping, and efficienty in active learning classrooms. Computers and Education. 2014; Vol. 78: 227-236.

12. Cepov A.L. «Perevernutyj» klass. Smolenskijmedicinskjal'manah. 2019; № 3: 175-184.

13. Savel'eva M.V. Smeshannoe obuchenie (blended learning): 'effektivnoe primenenie tehnologij dlya aspektnogo izucheniya inostrannogo yazyka. Reshetnevskie chteniya. 2018; № 3: 32-330.

14. Sevach A.V. Dialog kul'tur v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Vestnik MGUKI. 2010; № 4: 106-109.

Статья поступила в редакцию 11.06.24

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stachinsky V.I., Cand. of Art History, Professor, Military University n.a. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation;

Professor, Lugansk State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: vladstach@mail.ru

Rothers T.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Lugansk State Pedagogical University (Lugansk, Russia), E-mail: roters@list.ru

FEATURES OF THE METHODOLOGICAL MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE CONCERT PERFORMERS AT THE PRESENT STAGE. The article studies features of the methodological model to form a professional worldview in the educational process of students of music universities majoring in concert performing, which, in addition to performing technology, combines general ideas and specific intellectual constructs about the specifics of the artistic content of works of art, contributing to the embodiment of the artistic and figurative content of the performed musical works. At the practical level, the formation of their professional worldview is manifested in the implementation of the value-motivational attitudes of the worldview paradigm when the student creates an independent artistic, convincing performance interpretation. Consolidation of its role in the educational process contributes to the improvement of the traditional methodological model, which consists of an individual approach in classes in a special class due to theoretical and specific practical provisions directly related to the work on the artistic image of the performed work. Modern trends entail the need for a qualitative change in the training of future concert performers, in particular: the introduction of innovative educational technologies into teaching practice; enrichment of the information base of the educational process; qualitative change in the content of educational material. Certain psychological and pedagogical principles and conditions for the implementation of a methodological model based on interpretive work in a special class ensure the introduction into educational practice of a contextual interpretative approach to the creation of an artistic image, as the main task facing the future concert performer, which minimizes the risks of complete theoretical abstraction of the problem formation of their professional worldview.

Key words: concert performance, professional worldview of future concert performers, methodological model, performance interpretation, psychological and pedagogical principles, value and motivational attitudes

В.И. Стачинский, канд. искусствоведения, проф., Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ, проф. Луганского

государственного педагогического университета, г. Москва, E-mail: vladstach@mail.ru

Т.Т. Ротерс, д-р пед. наук, проф., Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, E-mail: roters@list.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена выявлению особенностей методической модели формирования профессионального мировоззрения в образовательном процессе студентов музыкальных вузов, обучающихся по специализации «Концертный исполнитель», которая, помимо исполнительской технологии, сочетает общие идеи и конкретные интеллектуальные конструкции о специфике художественного содержания произведений искусства, способствующие воплощению художественно-образного содержания исполняемого музыкального произведения. На практическом уровне сформированность их профессионального мировоззрения проявляется в реализации ценностно-мотивационных установок мировоззренческой парадигмы при создании студентом самостоятельной художественной убедительной исполнительской интерпретации. Укрупнение ее роли в образовательном процессе способствует совершенствованию традиционной методической модели, заключающейся в индивидуальном подходе на занятиях в специальном классе за счет теоретических и конкретно-прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.