- осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам;
- оказание правовой поддержки деятельности органов местного самоуправления;
- оказание органам местного самоуправления организационно-методической и правовой помощи по вопросам осуществления отдельных переданных государственных полномочий;
- организация работы по ведению Реестра административно-территориальных единиц Республики Татарстан.
Департамент для реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции (из-за рамок статьи приведены только функции, касающиеся рассматриваемой проблемы):
- оказывает органам местного самоуправления организационно- методическую, консультативно-правовую помощь по вопросам применения законодательства о местном самоуправлении, а также по вопросам осуществления отдельных переданных государственных полномочий;
- оказывает содействие органам местного самоуправления в проведении мероприятий, направленных на повышение квалификации муниципальных служащих и иных лиц, замещающих муниципальные должности.
На основании заключаемых с органами местного самоуправления соглашений (между Министерством юстиции Республики Татарстан и главой муниципального образования) Департамент осуществляет:
- содействие органам местного самоуправления в разработке проектов муниципальных правовых актов;
- проведение правовой экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов с целью оказания правовой поддержки органам местного самоуправления.
Штатная численность Департамента состоит из 57 специалистов. В Центральном аппарате министерства юстиции РТ - 14 специалистов, в каждом муниципальном районе работают по одному специалисту.
На основании вышеизложенного предлагаем следующие выводы и предложения:
- обеспеченность органов местного самоуправления юридическими кадрами находится не на должном уровне;
- в некоторых муниципальных районах введены должности юристов в аппарате представительного органа муниципального образования и на них возложены и обязанности юристов исполнительно-распорядительного органа данного муниципального образования. Или в большинстве случаях введены должности юристов в аппарате исполнительно-распорядительного органа данного муниципального образования и на него возложены обязанности юриста представительного органа муниципального образования. На наш взгляд, в таких случаях не соблюдается принцип разделения представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;
- несомненно, создание Департамента по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам Министерства юстиции Республики Татарстан и первые результаты данной работы показали, что Департамент будет способствовать разработке проектов муниципальных правовых актов на должном уровне.
Литература:
1. Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
3. См.: Фархуллина Н.Н. Некоторые проблемы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов //Конституционное и муниципальное право.2009. № 19. С.31-34.
4. Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, № 46, ст. 5556.
5. Собрание законодательства РФ, 22.09.2008, № 38, ст. 4301.
6. Республика Татарстан, № 29, 14.02.2009.
7. Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 25.03.2009, № 11-12, ст. 0413.
8. Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 07.03.2006, № 10, ст. 0272.
9. Архив Министерства юстиции Республики Татарстан; № 95-01.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Ярмухаметов В.Г., к.э.н, заместитель генерального директора ООО «Баштехкомплект»
В статье рассмотрены проблемы тормозящие привлечение инвестиций в муниципальный сектор экономики, определены основные причины, затрудняющие привлечение инвестиций и управление инвестиционной деятельностью муниципальных образований, предложены на основе системного подхода ряд мер по стимулированию инвестиционной деятельности муниципальных образований.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; государственно-частное партнерство; механизм; инвестор; методика; муниципальные образования
THE DEVELOPMENT OF PUBLIC POLICIES TO STIMULATE INVESTMENT
ACTIVITIES OF MUNICIPALITIES
Yarmukhamedov V., Ph.D., Deputy General Director of Bashtehkomplekt. JSC
The article deals with the problems hindering the attraction of investments in the municipal sector, the basic reasons that make it difficult to attract investments and investment management of municipalities, proposed a systematic manner a number of measures to stimulate investment activities of municipalities.
Keywords: investments, investment activities, public-private partnership; mechanism; investor and methodology; municipalities
Действующая правовая база в области инвестиционной деятельности не обеспечивает в должной мере учета и согласования интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, бизнеса, социальной сферы, инфраструктурных и монопольных секторов в выработке единой инвестиционной политики.
В настоящее время остро стоит проблема принятия единого кодекса по инвестиционной деятельности для устранения противоречий и гармонизации законодательства на федеральном уровне. Необходимо создание Федерального агентства по привлечению инвестиций, которое могло бы с учетом инвестиционных стратегий регионов разработать комплексный план инвестиционного развития России и сформировать на этой основе полноценную систему общероссийского «единого окна».
Следующая причина - это нестабильность условий в связи с частыми изменениями в налоговом законодательстве и законах, ростом инфраструктурных ограничений и тарифов естественных монополий.
Проблемой является и недостаточность для инвестиционного прорыва ресурсов российского финансового рынка - банковского сектора и рынка ценных бумаг. Финансовая система и ценообразование по-прежнему не обеспечивают межотраслевой перелив капитала. Быстрорастущие накопления не становятся вложениями в реальный сектор экономики. Главным источником обновления фондов и расширения производства остаются собственные средства предприятий.
Причинами, способствующими росту неопределенности при осуществлении инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях, являются следующие:
• высокие процентные ставки по инвестиционным кредитам;
• устойчивые инфляционные ожидания;
• постоянные колебания ставки рефинансирования;
• дефицит рублевых средств и другие причины.
Наиболее критическим условием для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионах становится инфраструктурный потенциал территорий. Задача - предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой «под ключ», как это осуществляется во многих субъектах Российской Федерации. Но многие перспективные инвестиционные предложения в регионах оказываются под угрозой срыва из-за недостатка готовых инвестиционных площадок, то есть дефицита энергомощностей, низкого качества дорожной сети, логистики, инженерных и теле- коммуникаций. Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста возможно только объединенными усилиями всех уровней власти. Со стороны федерального центра в этом плане неотложными являются задачи разработки долгосрочной стратегии развития страны с ее привязкой к территориям, схем территориального планирования Российской Федерации и федеральных долгосрочных целевых программ развития и расширение механизмов государственно-частного партнерства в привлечении инвестиций.
Чтобы инвестиции пошли в экономику муниципального образования и обернулись ощутимыми выгодами, местная администрация должна занимать активную позицию, ориентированную на поиск и привлечение инвесторов, на максимально выгодную «подачу» своего муниципального образования как потенциально привлекательного объекта капиталовложений. Первым шагом на этом пути может быть принятие представительным органом муниципального образования нормативного акта, регламентирующего порядок и условия поддержки инвестиционной деятельности со стороны местной администрации.
Данный нормативный акт, который нами предлагается назвать «Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности», должен устанавливать права и обязанности инвесторов, с одной стороны, и местной администрации - с другой стороны, содержать четко прописанный порядок и формы осуществления этой поддержки, а также перечень критериев, на основании которых эта поддержка предоставляется. В качестве основного критерия такой поддержки может быть приоритетность того проекта, которым достигается сохранение и создание рабочих мест, поддержание высокой занятости жителей муниципального образования, стимулирование занятости социально незащищенных слоев населения, расширение налогооблагаемой базы местного бюджета. Наряду с перечисленными критериями во внимание принимается стратегическая важность проекта для социально-экономического развития муниципального образования. Приоритет должны иметь проекты, реализация которых содействует достижению стратегической цели развития муниципального образования.
Как показал проведенный анализ, характерной чертой многих муниципальных образований Российской Федерации, а также Республики Башкортостан является наличие одного градообразующего предприятия или профилирующей отрасли. Этот фактор, безусловно, повышает инвестиционный риск в таких районах. В целях снижения инвестиционных рисков необходимо диверсифицировать структуру экономики, гибко распределяя ресурсы по всем направлениям.
Актуальным на сегодня является реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что в ряде российских регионов создается законодательство о государственно-частном партнерстве, оно несовершенно. Государственно-частное партнерство в реализации инвестиционных проектов реально включается в экономическую политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, но его развитие сдерживается рядом проблем правового и организационного характера.
На мой взгляд, в настоящее время существует ряд организационных факторов, которые затрудняют привлечение инвестиций и работу механизма управления инвестиционной деятельностью.
1. Не всегда существует четкое понимание минимального/оптимального состава элементов (субъектов и процессов) организационной структуры, в том или ином муниципальном образовании. Это возникает вследствие отсутствия:
- целостного работающего механизма, следовательно, отсутствия возможности узнать, достаточен ли используемый механизм
в каждом отдельном муниципальном образовании;
- необходимости временного отрезка, чтобы можно было объективно оценить эффективность работы организационного механизма (наполнить структуру проектами; доработать их согласно требованиям; одобрить их реализацию; реализовать);
- необходимости/желания формирования нового механизма, действует «старый» механизм.
2. Нет четкого понимания взаимодействия и взаимодополняемости элементов (субъектов и процессов) механизма на практике.
3. Не всегда удается добиться полноценного функционирования элементов механизма, некоторые из которых могут вовсе выпадать из общей планируемой схемы. Это можно объяснить тем, что интересы отдельных участников, контролирующих определенные элементы, расходятся с интересами системы, т.е. отсутствует единая управляющая система для контроля за реализацией инвестиционных проектов, а также отсутствует системный подход в работе муниципалитетов.
4. Недостаточно ресурсов для единовременного формирования целостного механизма (нет финансовых средств для создания отдельного элемента, структуры, отсутствуют в необходимом количестве квалифицированные кадры, несвоевременно выделяются помещения для организационных элементов и т.д.). Соответственно правильно созданная функциональная структура видоизменяется, существует нестабильно, что ведет к неплановым результатам, снижению эффективности.
Действительно, органы местного самоуправления сегодня сталкиваются с недостатком ресурсного обеспечения. На местный уровень переданы главным образом объекты собственности, обременительные для местного бюджета, и незначительные налоговые источники, что ставит органы местного самоуправления в полную экономическую зависимость от государственных органов субъекта Федерации. В такой ситуации эффективность экономики муниципального образования находится в прямой зависимости от темпов и результативности работ по созданию оптимального механизма разрешения имеющихся противоречий, а важнейшая задача, стоящая перед федеральными органами государственной власти, - создание законодательных предпосылок обеспечения материально-финансовой самостоятельности муниципальных органов, и в первую очередь - совершенствование системы местного налогообложения. Задача же местных органов власти состоит в том, чтобы выбрать для реализации на своей территории те направления деятельности, которые способны принести местному сообществу наибольший социальный и экономический эффект.
5. Инфраструктура сопровождения инвестиционных проектов и малого предпринимательства плохо развита, отсутствует «административно-технологический коридор»:
- нет положений упрощающих прохождение проектов/решений, касающихся их разработки или реализации (к сожалению, во многих регионах не работает принцип «единого окна», нет иных преференций при оформлении необходимых документов участников инвестиционной деятельности);
- администрации муниципалитета, где планируется реализовы-вать проект, зачастую не в состоянии обеспечить на уровне региональных инстанций согласованность и «зеленый коридор» для скорейшего прохождения проекта, редко применяется практика «круглых столов»;
- в муниципалитетах, (совокупности муниципалитетов) не всегда есть приемлемая для деятельности инвесторов инфраструктура (подходящие, оформленные земельные участки с определенным собственником и отсутствием излишних обременений, подъездные пути, коммуникации, информационное обеспечение);
- не всегда эффективно используется упрощенная система бухгалтерского учета, которая была бы целесообразна для малых и средних предприятий. В этом случае (в том числе при получении и использовании льгот) система налогообложения предприятий, могла бы стать прозрачной (в том числе стимулирующей к регистрации проектантов в качестве резидентов).
Таким образом, выявленные проблемы, тормозят развитие инвестиционной деятельности. Вместе с тем предпринимаются меры по решению выхода из затруднительных ситуаций с целью активизации инвестиционной деятельности. При этом повышение инвестиционной привлекательности требует формирования рациональных схем использования источников финансирования, совершенствования инвестиционных технологий и экономических обоснований инвестиционных проектов, разработки методик всесторон-
20 ШШУАТГУБ ECONOMY: INFORMATION, ЛКЛЬУВК, PROGNOSES
ней оценки проектов для оптимизации выбора и др. Главное, необходимо четко видеть проблему и решать ее с учетом системного подхода, на основе разработанной модели эффективного управления инвестиционной деятельностью.
Литература:
1. Валинурова Л. С., Казакова О.Б. Инвестирование: учебник для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 448 с.
2. Валинурова Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: КНОРУС, 2005. - 384 с.
3. Валинурова Л. С. Управление инвестиционным процессом
в экономических системах: Монография. - М.: Издательство «Па-леотип», 2002. - 324 с.
4. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 26 июня 1991 г. № 1488-1.
5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
7. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Кадыров А.Г., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС Суховский А.М., к.э.н., финансовый директор МГИМО
В статье показано, что с развитием инновационной экономики меняются положения теории трудовой стоимости и неоклассической теории, что отражается также в изменениях методик учета активов предприятия. В контексте проблемы оценки инновационного продукта предлагается методика оценки и учета нематериальных активов. Делается вывод о том, что для исправления наблюдаемых дисбалансов инновационного развития российским компаниям следует учесть опыт зарубежных коллег, которые поняли, что развитие инновационной 'экономики обусловливает повышенные требования к качеству человеческого капитала.
Ключевые слова: инновационная экономика, бухгалтерский учет продуктов инноваций, нематериальные активы предприятия.
PROBLEMS OF ASSESSMENT OF AN INNOVATIVE PRODUCT
Kadirov A., the post-graduate student, FAOU DPO GASIS Sukhovsky A., Ph.D., commercial director, MGIMO
The paper shows that with the development of innovative economy changed the situation of the labor theory of value and neoclassical theory, which is also reflected in changes in methods of accounting for assets of the enterprise. In the context of evaluation of an innovative product provides a methodology for assessment and management of intangible assets. It is concluded that to correct an imbalance of innovative development of Russian companies should take into account the experience of foreign colleagues, who realized that the development of innovative economy leads to increased demands on the quality of human capital
Keywords: innovation economics, accounting, product innovation, intangible assets of the enterprise.
Современный этап социально - экономического развития, пришедший на смену индустриальной эпохе, все чаще называют инновационной экономикой или «экономикой знаний», таким образом, выделяя роль знания выходящего на ключевые позиции в том числе и в производстве. Знания имеют принципиально иную природу по сравнению с традиционными факторами производства, в частности, они более «демократичны», чем земля или капитал. Если земля или капитал ограничены в пространстве, то знания могут генерироваться и накапливаться почти без ограничений; если земля и капитал имеют ограниченное количество потребителей, то знания доступны одновременно любому их числу. Кроме того, если земля и капитал доступны лишь сильным и богатым, то особенной характеристикой знания являются его доступность для всех.
Экономический продукт, производимый в индустриальном хозяйстве, потребляется индивидуально и трансформируется в ходе потребления. Продукт инновационной экономики не только не уничтожим, но он растет в количестве в процессе потребления. Люди, получающие знания, множат их количество, а иногда и качество, в положительной зависимости от числа потребителей, число которых может быть неограниченным. Таким образом меняются положения теории трудовой стоимости и неоклассической теории, поскольку уже сегодня производственные затраты на труд, учитываемые в трудовой теории стоимости, фактически не поддаются точному измерению. В рыночной экономике производственная стоимость определяется, в том числе, и временем необходимым для производства продукта, которое получило название «рабочее».
Однако особая природа «продукта знания» по сравнению с материальным продуктом обусловливает стирание границ между рабочим и свободным временем.
Потребление продукта неограниченным числом субъектов, что частично знакомо позднему индустриальному хозяйству, где появляется категория общественного блага, приводит к размыванию проблемы редкости. Свойство неограниченности инновационного
продукта может относиться, как к пространству потребления (например, информация в Интернете доступна всем), так и ко времени (используется труд людей, живших сотни и тысячи лет назад; воспроизводство таких экономических продуктов, как знание или информация может проходить в течение неограниченного периода времени).
Отличительные свойства интеллектуального продукта, производимого в условиях инновационной экономики рассматриваются учеными, как система отношений в обществе, целью которой является удовлетворение возрастающих потребностей населения на основе производства и реализации интеллектуальных товаров и услуг. В пользу такой позиции выдвигаются следующие аргументы: двойственность содержания интеллектуального продукта (с одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности могут реализоваться на рынке и представлять собой товар, обращение которого предполагает получение прибыли или компенсацию затрат, хотя бы частичную, с другой, они могут предоставляться бесплатно и служить средством самовыражения человека), во-вторых, значительная часть товарного оборота приходится на неосязаемые интеллектуальные продукты, которые не имеют материальной основы и их невозможно потрогать, пощупать, измерить [10]. Актуализируется проблема прав на получение, распространение и интерпретацию интеллектуального продукта. Поскольку информация превращается в основной производственный ресурс и основную форму богатства, собственность на нее по своей экономической роли становится аналогом собственности на землю в аграрных обществах и собственности на капитал в буржуазном хозяйстве [2].
Для учета интеллектуального продукта в отчетности российских предприятий, которые все активнее используют объекты интеллектуальной собственности (изобретения, селекционные достижения, результаты научных исследований, программные продукты и др.), введено понятие «нематериальные активы» [12]. В соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» [9], нематериальный