ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Ярмухаметов В.Г., кэн, заместитель генерального директора ООО «Баштехкомплект»
В статье рассмотрены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определена сущность понятия «инвестиции» для муниципальных образований. Предложена классификация инвестиций в муниципальный сектор экономики. Определены формы инвестиционной деятельности муниципальных образований и выявлены особенности инвестиционной деятельности в муниципальном секторе экономики.
Ключевые слова: муниципальные образования; инвестиции; управление; инвестиционная деятельность; классификация; инвестор
FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE MUNICIPAL SECTOR
Yarmuhametov V., Ph.D., Deputy General Director, Bashtehkomplekt, JSC
The article deals with general principles of local self-government in the Russian Federation and the essence of the concept of «investment» for municipalities. The classification of investments in the municipal sector. Determine the forms of investment activities of municipalities and the peculiarities of the investment activity in the municipal sector.
Keywords: municipalities, investment, management, investment activity; classification; investor
Исследование социально-экономического развития экономических систем показывает, что экономический рост начинается с активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Основной особенностью современного состояния экономики России является осознание необходимости инвестирования в реальные активы и активизация инвестиционной деятельности всеми субъектами хозяйствования, в том числе и муниципальными образованиями.
Под муниципальным образованием в настоящее время понимают городское, сельское поселение или иную территорию, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с его положениями к муниципальным образованиям относятся: муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения; городское поселение и сельское поселение. При этом статусы и границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными в статьях 11-13 Федерального закона № 131-Ф3. В субъектах Российской Федерации установлена двухуровневая система муниципальных образований:
- первый уровень - муниципальные районы и городские округа;
- второй уровень - городские и сельские поселения.
Границы муниципальных образований в Республике Башкортостан и наделение их соответствующим статусом были установлены Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан».
Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности в настоящее время регламентируются Законом Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности РСФСР», принятым 26 июня 1991 года. Данный закон трактует инвестиции как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. В хозяйственной практике инвестиции понимают как вложение капитала в приобретение физических активов, таких как здания, сооружения, оборудование и запасы. Очевидно, что эти определения отличаются друг от друга. Определение из российского закона не только подчеркивает такую важную характеристику инвестиций, как прибыльность, но и говорит о и социальной значимости инвестиций. Для экономической категории важность представляет то,
что, во-первых, создаются новые активы за счет инвестиций; во-вторых, образуется прибыль от вложенных инвестиций, при этом, значимость инвестиций для социальной сферы не затрагивается. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. В научной литературе эти два понятия в последние годы трактуются по-разному. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем, с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе или «инвестиции - это отложенное потребление».
Довольно часто происходит отождествление понятий «инвестиции» и «капиталовложения». В Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие «капитальные вложения» трактуется следующим образом: капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Поводом для отождествления данных понятий является то обстоятельство, что в объем капиталовложений включаются затраты на строительные работы, приобретение и монтаж оборудования и прочие затраты. Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. Хотя между ними имеются общие черты, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга. Прежде всего, понятие «инвестиции» выражает более широкий круг отношений. Оно означает помещение денег, рассчитанное на сохранение и умножение их стоимости, на обеспечение дохода. В этом качестве инвестиции используются для характеристики процессов, связанных с использованием части произведенной продукции для развития производства, покупкой акций, облигаций, помещением денежных средств на сберегательном счете в банке, вложениями в «человеческий капитал». В широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики.
Учитывая все вышесказанное, в целях эффективного управления инвестиционной деятельностью муниципальных образований и оценки инвестиционного климата под инвестициями будем понимать инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), поскольку именно они определяют возможности развития муниципальных образований, являются основой материального производства.
В экономической литературе существуют различные подходы к классификации инвестиций. В свою очередь, классификация инвестиций - это распределение инвестиций на конкретные груп-
Таблица 1. Классификация инвестиций в муниципальный сектор экономики
Признак классификации Виды инвестиций
По объекту инвестирования - реальные - финансовые (портфельные) - инвестиции в нематериальные активы
По характеру участия в инвестициях - непрямые - прямые
По периоду инвестирования - краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные
По форме собственности - совместные - иностранные - муниципальные - государственные - частные
По региональному признаку - частные - зарубежные - внутри страны
По степени инвестиционного риска - инвестиции с низкой степенью риска - со средней степенью риска - с высокой степенью риска
По отношению к жизненному циклу муниципального образования - начальные инвестиции - экстенсивные инвестиции - реинвестиции
По назначению - инвестиции, предназначенные для повышения эффективности производства инвестиции в расширение, диверсификацию производства инвестиции в создание новых производств или новых технологий, изменение структуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг инвестиции, обеспечивающие выживание инвестиции, обеспечивающие выполнение государственного или другого крупного заказа инвестиции, связанные с обеспечением требований закона
ными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
- государственного и муниципального инвестирования;
- иностранного инвестирования;
- совместного инвестирования средств и ценностей гражданами и юридическими лицами РФ и иностранных государств.
Объектом инвестиционной деятельности может стать любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства муниципального сектора, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Инвесторы осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование. Инвесторами могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Инвесторы могут становиться вкладчиками, заказчиками, кредиторами, покупателями, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Заказчиками мо-
пы по определенным критериям. В соответствии с вышеизложенным предлагается следующая классификация инвестиций в муниципальный сектор экономики (табл. 1).
Определение конкретных аспектов, характеризующих сущность понятия «инвестиции», является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований.
Неоднозначно определяется содержание инвестиционной деятельности. На уровне предприятия к ней относится любая деятельность, приносящая тот или иной вид дохода, на макроуровне инвестиционная деятельность связана с развитием реального сектора экономики, к которому относятся как производственная, так и непроизводственная сферы.
Перечисленные основные различия в трактовке инвестиционной деятельности, ее форм и результатов для различных уровней экономики носят принципиальный характер. Противоречивое понимание инвестиционной деятельности на уровне хозяйственной деятельности предприятий и на макроуровне имеет своим источником недостаточную теоретическую разработанность самой сущности инвестиционной деятельности, инвестиционного процесса, инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционной активности.
Инвестиционная деятельность в муниципальном секторе может осуществляться в форме:
- инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, объединениями и обществами, а также общественными и религиоз-
гут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
В муниципальном секторе инвестиционная деятельность может финансироваться за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.); заемных средств инвестора (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.); привлеченных финансовых средств инвестора (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов; иностранных инвестиций.
Таким образом, инвестиции имеют приоритетное значение для социально-экономического развития муниципального образования и определяют перспективы ее развития.
Литература:
1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 26 июня 1991 г. № 1488-1.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3.
3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
4. Закон Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» от 17 декабря 2004 года № 126-з.
5. Валинурова Л. С., Казакова О.Б. Инвестирование: учебник для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 448 с.
6. Валинурова Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: КНОРУС, 2005. - 384 с.
7. Валинурова Л. С. Управление инвестиционным процессом в экономических системах: Монография. - М.: Издательство «Па-леотип», 2002. - 324 с.
8. Государственное регулирование инвестиций. - М. : Наука. 2000.
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пасяда В.И., аспирант кафедры «Экономика строительства» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-
строительный университет»
В статье рассмотрено экономико-правовое обеспечение развития саморегулирования в строительном комплексе Российской федерации. Ключевые слова: экономико-правовое обеспечение, строительный комплекс, экономическая система.
ECONOMIC AND LEGAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Pasyada V., The post-graduate student, Construction Economics chair, Saint-Petersburg State Architecture and Civil Engineering, GOU VPO The paper considers the economic and legal support for the development of self-regulation in the construction industry of the Russian Federation. Keywords: economic and legal support, construction sector, the economic system.
Российский строительный комплекс (СК) всегда нуждался в единой и непротиворечивой правовой регламентации, поскольку особенностью этой хозяйственной системы является присутствие в них человека как активного целезадающего и системореализую-щего элемента.
Функционирование российского СК, как экономической системы, представляет собой весьма динамичный процесс, в котором исключительное место принадлежит двум его сторонам. Во-первых, строению системы, от чего зависит характер взаимодействия ее элементов; во-вторых, воздействию на эти элементы, т.е. тем способам, с помощью которых достигается наилучший результат выполнения целевой функции системы.
Результаты исследований в области экономико-правового обеспечения функционирования строительных предприятий свидетельствуют о том, что исходя из интересов участников СК, их взаимодействие должно быть взаимовыгодным, с низким уровнем неопределенности и наивысшими доходами каждого из них.
Кроме того, по мнению Р. Ланглойза «должен относительно снизиться уровень структурной неопределенности, для которой характерна неизвестность полного набора элементарных исходов игры из-за неспецифированности множества альтернативных вариантов для всех ее участников» [4, стр. 228]. На этом основании можно сделать вывод о том, что порядок в СК как в экономической системе возникнет на основе формирования и воспроизводства системы правил, то есть общепризнанных и обеспеченных соответствующим механизмом защиты предписаний, которые требуют, запрещают или разрешают определенные действия для всех участников исследуемого сегмента национальной экономики. Поэтому «пра-
вила игры», закрепленные законодательно, снижают неопределенность функционирования агентов СК, являются условием рациональности их экономического поведения и развития всей системы СК как экономической системы.
Отметим, что происходящие в последние 20 лет изменения обусловили необходимость реструктуризации всей системы национальной экономики.
Современный период характеризуется осуществлением корректировки курса реформ, предусматривающей создание социально-ориентированной экономики, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей человека и на повышение жизненного уровня населения. Это, в свою очередь, требует научного обоснования приоритетов развития отечественной экономической системы, в частности СК, как составной его части.
Формирующиеся в современной России экономические (объективные) и политические (субъективные) предпосылки развития СПС способствуют повышению его роли в осуществлении проводимых в обществе реформ по созданию социально-ориентированной экономики.
С нашей точки зрения, невозможно совершить скачок из реалий сегодняшней российской правовой действительности сразу в «светлое будущее» развитого СК. Рассматривая экономико-правовые аспекты функционирования отрасли, следует отметить, что начало третьего тысячелетия в нашей стране характеризуется возрастанием деловой активности в СК, в первую очередь за счет создания нормативной базы, регулирующей ее деятельность.
Современные реалии требуют от хозяйствующих субъектов СК осуществления своей деятельности в соответствии с законами.