Научная статья на тему 'Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе'

Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЫНКА ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF LABOR RESOURCES MANAGEMENT / LABOR POTENTIAL / UNBALANCE OF LABOR MARKET / EMPLOYMENT OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шацкая Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос разбалансированности современного рынка труда. Проводится обзор результатов выборочного исследования Федеральной службой государственной статистики трудоустройства выпускников 2010-2015 гг. выпуска по уровням образования. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной системы управления трудовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the state system of labor resources management at the present stage

The article considers the issue of unbalance of modern labor market. The author suggests a review of the results of a selective research on the graduates’ employment of 2010-2015 which was done by Federal State Statistics Service. We give recommendations about improvement of the state system of labor resources management.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе

Шацкая И.В. 1

В статье рассматривается вопрос разбалансированности современного рынка труда. Проводится обзор результатов выборочного исследования Федеральной службой государственной статистики трудоустройства выпускников 2010-2015 гг. выпуска по уровням образования. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной системы управления трудовыми ресурсами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система управления трудовыми ресурсами, трудовой потенциал, разбалан-сированность рынка труда, трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования

Development of the state system of labor resources management at the present stage

Shatskaya I.V. 1

1 Moscow Technological University (MIREA), Russia

Введение

В последние годы на фоне неутихающих дискуссий о разбалансированности национального рынка труда как в профессиональной среде, так и в научном сообществе периодически поднимается вопрос о необходимости совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами. Согласно А.Г. Коровкину, «сложившиеся сегодня на национальном и региональных рынках труда тенденции в перспективе могут привести к еще большему обострению проблем структурной безработицы и дефицита квалифицированной рабочей силы» [1, с. 501] (КотоуЫп А.О., Оо^оуа ¡.М. Кото1еу ¡.О., 2016). Следовательно, уже сейчас мы нуждаемся в механизме, способном не только устранить существующие негативные тенденции, но и предотвратить их возникновение в долгосрочной перспективе.

Современная система управления трудовыми ресурсами страны включает совокупность органов государственной власти, которые ока-

1 Московский технологический университет МИРЭА, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

зывают влияние на формирование и развитие социально-экономических отношений, а также на механизм использования и воспроизводства трудовых ресурсов. Иными словами, система призвана обеспечить регулирование национальных социально-трудовых процессов. В связи с этим основными задачами системы управления трудовыми ресурсами страны являются развитие нормативно-правовой базы социально-трудовой политики, а также контроль за исполнением соответствующих нормативных документов; разработка национальной политики по вопросам мотивации и оплаты труда, организации и нормировании труда, охраны и условий труда, социального партнерства, регулирования занятости населения, управления национальным кадровым потенциалом и др.

Чтобы понять, какая система управления трудовыми ресурсами нужна нашей стране, представим аналитический взгляд на современную динамику рынка труда.

По мнению А.Г. Коровкина, «несовпадения качественных характеристик спроса и предложения принципиального характера создают ситуацию, когда на рынке труда одновременно наблюдаются неудовлетворенные спрос и предложение» [2, с. 104] (Korovkin A.G., 2011). По данным официальной статистики, уровень безработицы в 2015 г. в нашей стране составил 5,6% [3, с. 106] и не имеет выраженной тенденции к снижению. Кроме того, в структуре безработных самое высокое значение показателя безработицы - 20% - приходится на долю населения в возрасте 20-24 лет [3, с. 117]. Считаем при этом, что одной из самых актуальных проблем современного рынка труда является проблема воспроизводства трудовых ресурсов. Согласимся с И.Е. Золиным [4, с. 28-39] (Zolin I.E., 2015) в том, что воспроизводство трудовых ресурсов, с одной стороны, означает замену старой рабочей силы новыми работниками как результат естественной смены поколений, с другой стороны, это производство ква-

ABSTRACT:_

The article considers the issue of unbalance of modern labor market. The author suggests a review of the results of a selective research on the graduates' employment of 2010-2015 which was done by Federal State Statistics Service. We give recommendations about improvement of the state system of labor resources management.

KEYWORDS: system of labor resources management, labor potential, unbalance of labor market, employment of graduates of higher education institutions.

JEL Classification: J08, J18, J20, J88 Received: 26.08.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shatskaya I.V. (shatskaya0mirea.ru)

CITATION:_

Shatskaya I.V. (2017) Razvitie gosudarstvennoy sistemy upravleniya trudovymi resursami na sovremennom etape [Development of the state system of labor resources management at the present stage]. Ekonomika truda. 4. (3). - 173-182. doi: 10.18334/et.4.3.38257

лифицированной рабочей силы, которое включает профессиональное обучение принимаемых работников, а также развитие профессиональных навыков действующих. На практике же получается, что молодежь, как главный источник пополнения трудовых ресурсов страны, сталкивается с трудностями, которые не просто провоцируют концентрацию высокого уровня безработицы внутри данной возрастной группы, но и препятствуют стабильному воспроизводству трудовых ресурсов. Эта проблема актуализируется на фоне многократных заявлений представителей государственной власти, а также научного и предпринимательского сообщества о дефиците в стране квалифицированных кадров, прежде всего, специалистов с инженерно-техническим образованием.

В 2016 г. Федеральной службой государственной статистики было проведено выборочное исследование трудоустройства выпускников 2010-2015 гг. выпуска по уровням образования [5]. Высокий интерес вызывают результаты сопоставления исследуемых показателей для выпускников разных специальностей и направлений образовательной подготовки, которые позволили нам сделать следующие выводы.

Во-первых, с каждым годом сокращается численность трудоустроившихся выпускников образовательных организаций высшего образования. Если в 2010 г. трудоустроились 94,8% выпускников, в 2011 г. - 94,3%, то в 2014 г. - 85,9%, в 2015 г - 76,8%. Примечательно, что на долю выпускников, получивших образование по программам бакалавриата, приходится самая низкая численность трудоустроившихся - 85,3%. Значение показателя дообучения (переобучения) в первые 3 месяца работы среди выпускников уровня бакалавриата составляет 10,5%, по программам специалитета/ магистратуры - 53,3%. Основной причиной дообучения (переобучения) явилась профессиональная адаптация и знакомство с деятельностью организации. В связи с недостаточной квалификацией переобучение потребовалось 13% выпускников.

Во-вторых, значение показателя трудоустройства выпускников технических специальностей выше, чем выпускников прочих специальностей и составляет приблизительно 95%, против 90,3% у выпускников гуманитарных специальностей, 82,5% - социальных наук, 89,7% - экономики и управления. Это подтверждает высокую востребованность технических специалистов и, в то же время, свидетельствует о необходимости регулирования численности обучающихся по менее востребованным рынком труда, но более популярным среди молодежи направлениям образовательной подготовки. Аналогичная закономерность прослеживается в отношении показателя

ОБ АВТОРЕ:_

Шацкая Ирина Вячеславовна, заместитель директора ционных технологий и государственного управления (shatskaya0mirea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шацкая И. В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 3. - С. 173-182. Сог 10.18334М.4.3.38257

по научной работе Института иннова-кандидат экономических наук, доцент

связи текущей работы с полученной специальностью. Так, для специалистов в области информационной безопасности его значение составляет 88,2%, в области оружия и систем вооружения - 82,9%, информатики и вычислительной техники - 83,1%. Для специалистов в области гуманитарных наук, напротив, его значение составляет 69,2%, экономики и управления - 67,8%, социальных наук - 44,4%.

В-третьих, согласно результатам исследования, самое низкое значение показателя поиска работы после окончания образовательной организации (менее 1 мес.) относится к выпускникам, получившим образование в области энергетического машиностроения, авиационной и ракетно-космической техники, оружия и систем вооружения, радиотехники и связи и др. Крайне неравномерную продолжительность поиска работы на их фоне демонстрируют выпускники в области социального обслуживания, экономики и управления, социальных наук и др. Кроме того, вызывает интерес численное соотношение трудоустроенных участников исследования, которые выразили желание сменить работу. Так, среди специалистов по информационно-коммуникационным технологиям их численность составляет 2,6%, среди работающих в сфере права, гуманитарных областей и культуры - 7%, в сфере бизнеса и администрирования - 11%.

В-четвертых, настороженность вызывают результаты исследования, связанные с вопросом квалификации выпускников образовательных организаций высшего образования. Согласно результатам исследования, 16% респондентов не смогли найти работу по специальности, 5% при трудоустройстве столкнулись с проблемами, связанными с несоответствием квалификационным требованиям по уровню подготовки и знаниям, необходимым для выполнения работы, 54% - испытывали трудности в связи с отсутствием опыта работы.

Таким образом, результаты исследования подтверждают несовершенство современной системы управления трудовыми ресурсами. Разбалансированность спроса и предложения на рынке труда порождают множество смежных проблем, включая переизбыток молодежи в сферах экономики, не являющихся приоритетными для государства, например, в сфере обслуживания и торговли, и их дефицит в передовых отраслях народного хозяйства; отток за рубеж специалистов высокого уровня квалификации и приток на отечественный рынок труда неквалифицированной рабочей силы и др. Опасение вызывает отсутствие у выпускников образовательных организаций необходимых знаний и навыков поведения на рынке труда как в части целеполагания и самооценки, так и в вопросе ведения переговоров с потенциальным работодателем. По признанию российских кадровых агентств, завышенные стереотипы у современной молодежи на фоне чрезмерных амбиций приводят к ошибочной оценке рыночной ситуации: отсутствие адекватных запросам рынка труда навыков работы и, вместе с тем, ожидание несоразмерного материального вознаграждения и высокой стартовой позиции для работы стали неотъемлемой частью процедуры современного найма [6, с. 137-145] (ShatskayaI.V., 2011). Отсутствие навыков эффективного поведения на рынке труда среди молодежи подтверждают и исследования Федеральной службы государ-

ственной статистики [5]. Согласно их результатам, 63,2% выпускников образовательных организаций трудоустроились благодаря обращению к друзьям, родственникам, знакомым, 64% - при помощи просмотра объявлений о вакансиях, 9% - благодаря участию в ярмарках вакансий, аналогичные 9% - благодаря помощи образовательной организации.

Решение проблемы разбалансированности рынка труда предусматривает, по крайней мере, два подхода. Первый подход предполагает развитие кадрового потенциала рынка труда за счет увеличения численности квалифицированных работников. Второй подход - улучшение использования накопленного кадрового потенциала за счет управления развитием трудовых ресурсов предприятий, а также совершенствования структуры и качественного состава рабочей силы [4] (Zolin I.E., 2015). Мы склоняемся к тому, что в долгосрочной перспективе более целесообразным к реализации является второй подход и вот почему. Сегодня доля выпускников образовательных организаций, получивших образование в области инженерно-технических специальностей, составляет примерно 20% общей численности выпуска. Примечательно, что это примерно на 7% больше, чем 4-5 лет назад [7] (Andrievskiy I., 2016). Зафиксирован рост спроса на инженерно-техническое образование со стороны абитуриентов. В 2016 г. конкурс на инженерно-технические направления достиг показателя 7,2 заявления на место [8] (Kovalenko A.). Учитывая, что в среднем по специальности трудоустраиваются чуть выше 80% выпускников образовательных организаций, ежегодно экономика России получает примерно 200 тыс. квалифицированных инженерных кадров. Это немалая цифра, которая доказывает, что количественная потребность в инженерных кадрах постепенно восполняется. Иначе обстоит дело с восполнением потребности в качественной профессиональной подготовке будущих инженерно-технических специалистов, а также в приросте численности инженерных кадров дефицитных направлений. Укрупненно можно выделить три направления современной профессиональной подготовки инженеров:

• профессиональная подготовка линейных инженеров, мастеров производственных участков, которая предполагает общую техническую подготовку в сочетании с практическим обучением;

• профессиональная подготовка инженеров-конструкторов, технологов - основывается на междисциплинарной проектной работе;

• профессиональная подготовка инженеров-разработчиков, ориентированных на создание новых продуктов - базируется на фундаментальном физико-математическом образовании.

При этом образовательные организации высшего технического образования в целом ориентированы на подготовку специалистов первых двух направлений, в то время как инженеров-разработчиков выпускается крайне мало. Более того, чаще всего их профессиональная подготовка ориентирована на конкретное базовое предприятие, что не устраняет проблему их кадрового дефицита в масштабах страны.

Заметим, что в рамках современных дискуссий по вопросу совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами обозначились две основные точки зрения. Сторонники либеральных взглядов настаивают на отрицании необходимости государственного регулирования развития трудового потенциала, объясняя это тем, что оно препятствует развитию рыночной экономики и свободному проявлению работниками своих профессионально-трудовых способностей [9] (Novokreschenov A.V., 2014).

Согласно второй точке зрения, государственная политика в области управления трудовыми ресурсами, напротив, является основным фактором экономической стабилизации и гарантом устойчивого общественного развития страны в рамках парадигмы экономики знаний.

Поэтому считаем, что система управления трудовыми ресурсами нуждается в совершенствовании, и основным направлением ее улучшения должно стать совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов. Оно должно предусматривать:

• адаптацию системы профессионального образования к современным социально-экономическим условиям. Профессиональная образовательная подготовка обучающихся должна соответствовать приоритетным национальным задачам, а также обеспечивать баланс интересов всех заинтересованных в результатах образовательного процесса сторон, включая обучающихся и работодателей;

• повышение качества образовательной подготовки. Это, в свою очередь, требует организации системы практикоориентированного дополнительного образования педагогов, чьи знания и компетенции должны соответствовать современным технико-технологическим условиям реального производства. Считаем, что повышению качества учебного процесса должно способствовать повышение качества среднего общего образования, прежде всего, углубление и расширение знаний школьников по математике и естественно-научным дисциплинам. Кроме того, как нам представляется, высокой результативности профессиональной подготовки обучающихся по инженерно-техническим направлениям должен способствовать тщательный отбор абитуриентов. К сожалению, нередко сегодня бюджетные места в технических образовательных организациях занимают «троечники» ЕГЭ, которые, обучаясь за счет государства, за период обучения не овладевают необходимыми для осуществления трудовой деятельности компетенциями и зачастую вовсе не связывают свое будущее с освоенным направлением;

• развитие партнерских связей с зарубежными образовательными и научными организациями. Заметим, что современные научные и публицистические издания в целях актуализации содержания образовательного процесса предлагают развитие практикоориентированного образования и настаивают на развитии сотрудничества образовательных организаций и предприятий. При этом вопрос сотрудничества с иностранными вузами практически выпускается из виду. Считаем это неправильным. За последние два с половиной десятилетия нашей страной был утерян колоссальный

инженерный потенциал, не говоря уже о том, что ценность инженерного дела заметно снизилась в глазах общественности. Партнерство с иностранными образовательными организациями в целях реализации совместных научных проектов, обмена научным опытом и популяризации результатов научно-исследовательской деятельности ученых - процесс естественный в условиях глобализации образовательного пространства и необходимый в целях восстановления инженерного потенциала;

• создание условий для облегчения миграции населения. В контексте результативности образовательного процесса это означает формирование таких условий, которые позволят выпускникам образовательных организаций, не трудоустроившимся по специальности в месте постоянного проживания, беспрепятственно менять место жительства в целях перспективного трудоустройства. Как отметил В.В. Путин: «Крупнейшие индустриальные центры нашей страны - это Урал, Сибирь и в перспективе Дальний Восток. При этом большинство ведущих вузов расположены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Вот и получается, что выпущенные вузами инженеры не имеют никакой практики» [10]. Добавим, что не только практики, но, зачастую, и перспектив трудоустройства в рамках освоенного направления подготовки;

• распространение междисциплинарного подхода к профессиональной образовательной подготовке. Сегодня, в условиях научно-технического прогресса, в гуманитарные науки проникают методы естественных и технических наук (высшая математика, информационные технологии, кибернетика, математическое моделирование), в это же время освоение технических дисциплин требует определенной подготовки по общественным наукам. Результатом этой целостности становится выпуск специалистов, владеющих современным инструментарием для замены эмпирического стиля управления научно-обоснованным. Добавим к этому то, что в профессиональной среде широкое распространение получает проектная деятельность. Это требует распространения про-ектноориентированного образования, когда обучающиеся должны знать основы экономики предприятия, проектного менеджмента, владеть навыками управления трудовым коллективом, а также уметь принимать рациональные решения в целях обеспечения конкурентоспособности результатов труда в условиях инновационной экономики;

• повышение престижа инженерного дела. Согласимся с В.А. Садовничим в том, что: «В переводе слово «инженер» - это изобретатель. Вообще говоря, это как в спорте: если мы не заболеем этой идеей, этой культурой, у нас не будет высоких достижений» [10]. Популяризация инженерных специальностей при помощи средств массовой информации, профессиональная ориентация молодежи со школьных лет, обучение молодежи навыкам эффективного поведения на рынке труда - вот лишь некоторые компоненты потенциального механизма рациональной обоснованности потребности государства в инженерных кадрах.

заключение

В настоящем исследовании мы затронули лишь отдельные аспекты регулирования современного рынка труда, однако считаем, что лишь комплексный подход к совер-

шенствованию системы управления трудовыми ресурсами позволит устранить или, по крайней мере, смягчить структурные диспропорции рынка труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Коровкин А.Г., Долгова И.Н. Королев И.Г. Согласование спроса на рабочую силу и

ее предложения с учетом образовательных характеристик: региональный аспект // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2016. - № 1. - с. 501-523.

2. Коровкин А.Г. Проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на

российском рынке труда // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2. - с. 103-123.

3. Российский статистический ежегодник. 2016. - М.: Росстат, 2016. - 725 с.

4. Золин И.Е. Современный рынок труда: теоретические проблемы и их прикладное значе-

ние // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 25. - с. 28-39.

5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html.

6. Шацкая И.В. Проблема занятости выпускников вузов: тенденции на рынке труда //

Социально-трудовая сфера России: проблемы и перспективы развития. - 2011. - с. 137-145.

7. Андриевский И. Российский союз инженеров: Нам не хватает кадров. Деловой жур-

нал «Инвест-Форсайт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/rossijskij-soyuz-inzhenerov/.

8. Коваленко А. Кому корочки инженера. Эксперт online. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ural/2016/37/komu-korochki-inzhenera/.

9. Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. / учебное пособие. -СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СИУ РАНХиГС, 2014. - 260 с.

10. Центр экономического развития и сертификации Института экономических стратегий РАН. Цэрс. [Электронный ресурс]. URL: http://profiok.com/about/news/detail. php?ID=1908#ixzz4n73XYwAs.

REFERENCES:

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016 [Russian Statistical Yearbook. 2016] (2016).

M.: Rosstat. (in Russian). Korovkin A.G. (2011). Problemy soglasovaniya sprosa na rabochuyu silu i ee predlozheniya na rossiyskom rynke truda [The problems of coordinating the demand for labor and its supply in the Russian labor market]. Problems of forecasting. (2). 103-123. (in Russian). Korovkin A.G., Dolgova I.N. Korolev I.G. (2016). Soglasovanie sprosa na rabochuyu silu i ee predlozheniya s uchetom obrazovatelnyh kharakteristik: regionalnyy aspekt [The problems of coordinating the demand for labor and its supply considering educational characteristics: the regional aspect]. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (1). 501-523. (in Russian).

Novokreschenov A.V. (2014). Gosudarstvennaya kadrovaya politika [State's personnel policy] SibAGS. - Novosibirsk: Izd-vo SIU RANKhiGS. (in Russian).

Shatskaya I.V. (2011). Problema zanyatosti vypusknikov vuzov: tendentsii na rynke truda [The problem of employment of university graduates: trends in the labor market]. Sotsialno-trudovaya sfera Rossii: problemy i perspektivy razvitiya. 137145. (in Russian).

Zolin I.E. (2015). Sovremennyy rynok truda: teoreticheskie problemy i ikh prikladnoe znachenie [The modern labor market: theoretical problems and the applied value]. National interests: priorities and security. (25). 28-39. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.