Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / МИЛИЦИЯ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Ю.Н.

В статье на основе анализа научных источников и юридических норм рассматриваются теоретические правовые и организационные аспекты, характеризующие главные направления развития государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в последнее десятилетие XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калюжный Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА»

OPEN ^ ACCESS В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

Юридические науки

УДК 342.95 DOI 10.53039/2079-4401.2020.2.2.007

ББК 67.401

Научная специальность: 12.00.14. Административное право; административный процесс

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА

Ю.Н. Калюжный *

Аннотация. В статье на основе анализа научных источников и юридических норм рассматриваются теоретические правовые и организационные аспекты, характеризующие главные направления развития государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в последнее десятилетие XX века.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, милиция, система обеспечения безопасности, безопасность дорожного движения

DEVELOPMENT OF THE STATE ROAD SAFETY SYSTEM IN THE LAST DECADE

OF THE XX CENTURY

Yuri N. Kalyuzhny *

Abstract. Based on the analysis of scientific sources and legal norms, the article examines the theoretical legal and organizational aspects that characterize the main directions of development of the state road safety system in the last decade of the XX century. Keywords: security, police, security system, road safety

Эффективность реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения (далее - БДД) и совершенствование сложившейся системы ее обеспечения возможно с учетом применения ретроспективного анализа становления и развития основных направлений, институтов, процессов и явлений в исследуемых правоотношениях [2].

В связи с распадом СССР в феврале 1992 года ликвидировано МВД СССР и преобразована структура МВД России, в ее составе управление ГАИ реорганизовано и образовано Главное управление Госавтоинспекции.

Непростые социально-экономические и политические преобразования, акционирование большинства предприятий поставили под угрозу безопасность дорожного движения. Распадались внутриведомственные механизмы контроля над работой водителей, не осуществлялись предрейсовые медицинские осмотры, приходили в упадок диагностические мероприятия в отношении автотранспорта негосударственных предприятий, техническое состояние автотранспорта вследствие старения приходило в негодность.

Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения ухудшалась в связи со старени-

ем автотранспорта и увеличением его количества, в том числе и за счет ввоза в страну зарубежного автотранспорта, вносящего диспропорции своими динамическими качествами, мощностными особенностями и техническими характеристиками, связанными с правосторонним расположением рулевого колеса.

Рост автопарка страны в 1992 году (увеличение автотранспорта составило 1,1 млн в год, то есть на две трети больше, чем в 1989-1991 годах) [1] выявил проблему, связанную с несоответствием качественных характеристик автомобильных дорог и улиц требованиям правовых актов в части пропускной способности, интенсивности движения и состояния.

Дисбаланс коснулся и системы подготовки водителей транспортных средств и был вызван отсутствием единых требований к автошколам, процессу лицензирования, обучения и контроля.

Ситуацию усугубляла правовая раскрепощенность граждан, противопоставляющих себя требованиям закона, мнимое чувство безнаказанности и агрессия в отношении сотрудников Госавтоинспекции.

Таким образом, несмотря на комплексные механизмы обеспечения БДД, заложенные в 60-х годах

*Юрий Николаевич Калюжный,

профессор кафедры управления деятельностью подразделений

обеспечения охраны общественного порядка

центра командно-штабных учений

Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

kaluzhniy-y@yandex.ru

*Yuri N. Kalyuzhny,

professor of the department of management of public order protection units of the center for command and staff exercises.Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia,PhD in law, associate professor

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

N *

XX века, государственно-правовая и управленческая система обеспечения безопасности дорожного движения в результате политических, экономических, социальных и иных преобразований оказалась неспособной функционировать и осуществлять правовое регулирование объективно существующих общественных отношений. Многие правовые институты оказались неэффективными, а подавляющее количество субъектов сферы безопасности дорожного движения были увлечены своими внутренними функциональными проблемами, в которых вопросы БДД являлись второстепенными. Правовая система не позволяла оказывать управляющее воздействие на резко увеличившееся количество объектов контрольно-надзорной деятельности, что требовало внедрения новых форм и методов работы в государственно-правовой механизм обеспечения безопасности дорожного движения.

Государственные органы, ответственные за БДД, учитывая фактическое отсутствие экономических рычагов воздействия на аварийность, вместе с тем предпринимали действия, направленные на стабилизацию ее показателей и дальнейшее развитие законодательства.

Принятое в 1992 году Положение о Госавтоинспекции [3], несмотря на обозначенную главную цель, выражающуюся в соблюдении законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения всеми министерствами, ведомствами иными объектами государственного управления для сохранения здоровья и жизни граждан, не обеспечено надлежащим механизмом реализации.

Госавтоинспекцией МВД России и Правительством страны в 90-х годах прошлого века проведена значительная работа по приведению в соответствие общественным отношениям нормативных правовых актов и ведомственных правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Параллельно с совершенствованием ведомственного законодательства в сферу обеспечения безопасности дорожного движения происходило внедрение таких институтов регулирования общественных отношений, как лицензирование отдельных видов деятельности (изготовление специальной продукции, установка и обеспечение обслуживания

Юридические науки

технических средств регулирования дорожного движения) [4] и сертификация (транспортных средств).

Не осталась без изменений и структура подразделений Госавтоинспекции, штатная численность которых совершенствовалась в соответствии в социальной потребностью и необходимостью качественного исполнения контрольно-надзорной деятельности, получило распространение несение службы нарядами ДПС на контрольных постах милиции. Активно внедряются в деятельность Госавтоинспекции автоматизированные поисковые системы и подсистемы «Розыск», «Автомобиль», «Документ» и др.

Успешное претворение в социальную действительность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения зависит от целенаправленной координации деятельности субъектов в рассматриваемой сфере. В связи с этим Правительством Российской Федерации принято постановление «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» [5], которым корректируются основные задачи и направления указанной деятельности. В 2006 году Правительством Российской Федерации были уточнены и дополнены задачи и функции, а также административно-правовой статус Правительственной комиссии [6].

Таким образом, в 90-е годы ХХ века, исходя из развивающихся тенденций и предпосылок, на высоком уровне была сформирована правовая основа функционирования подразделений ГАИ, а нормативно-правовые акты Правительства России позволили поднять работу по обеспечению БДД на качественно новый уровень.

Наряду с развитием нормативных актов, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции, продолжалась работа по формированию комплексного массива законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, повышающих эффективность функционирования государственного механизма обеспечения безопасности дорожного движения.

Важным этапом в развитии государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения является принятие Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) [10], который закрепил правовые

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 2 Юридические науки

основы обеспечения безопасности дорожного движения, определил границы регулирования правоотношений в исследуемой сфере, обозначил основные направления государственной политики по обеспечению БДД, притворяемые в социальную действительность по настоящее время.

Руководство страны понимало необходимость использования новых подходов при выстраивании межведомственного взаимодействия и государственно-правового регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения с учетом имеющегося опыта и апробированных подходов. Учитывая принципы обеспечения безопасности дорожного движения, заложенные Федеральным законом № 196-ФЗ, выраженные в использовании программно-целевого подхода, Правительством страны в 1996 году принимается федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996-1998 годы» (далее - Программа) [7].

Характерной особенностью данной Программы в аспекте анализа субъектов государственно-правовой системы обеспечения безопасности дорожного движения является относительно немногочисленный состав федеральных министерств, задействованных в ее реализации (Минтранс России, МВД России, Минздрав России и Минобразования России).

Вместе с тем в отличие от последующих федеральных целевых программ в рассматриваемой области государственным заказчиком (координатором) Программы выступал Минтранс России, в то время как в дальнейших программах - МВД России.

В условиях происходящих экономических реформ и социальных процессов, учитывая оценки и изменения производственных мощностей и миграционных процессов, Правительство России продолжает выстраивать государственную транспортную политику и принимает соответствующую Концепцию в целях формирования единой транспортной системы [8]. Наряду с характеристикой экономических преобразований и их влияния на автомобильный транспорт, в Концепции указывается, что негосударственным сектором выполняется 90% перевозок грузов и 15% перевозок пассажиров.

Несмотря на совокупность проведенных мероприятий, направленных на совершенствование

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения и выполнение функциональных обязанностей, МВД России понимает необходимость дальнейшей ее модернизации и утверждает Концепцию развития и совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 1998 по 2005 год

[9].

В Концепции определяется совершенствование контрольно-надзорной, структурно-управленческой, нормативно-правовой составляющей, а также необходимость учета в деятельности Госавтоинспекции отечественных научных разработок и зарубежного опыта.

Федеральный закон № 196-ФЗ выделял основные направления государственной политики в области дорожного движения, что не могло не отразиться на административно-правовом статусе Госавтоинспекции.

В 1998 году в целях осуществления единой государственной политики рассматриваемой сферы, с учетом широкого спектра функциональных обязанностей Госавтоинспекции, затрагивающих компетенцию иных федеральных министерств и ведомств в области БДД, указом Президента Российской Федерации утверждается Положение о Госавтоинспекции МВД России [11], учитывающее основные тенденции в сфере безопасности дорожного движения и соответствующее социально-правовым общественным отношениям, возникшим к концу 90-х годов.

ГАИ МВД России реструктурировано в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию). Федеральным министерствам и ведомствам предписывалось выполнить действия по установлению единой системы правил, технических норм и стандартов, а при необходимости разработать дополнительные мероприятия в целях усиления государственного влияния в исследуемой области.

Положением о Госавтоинспекции подчеркнут контрольно-надзорный и разрешительный потенциал ее функциональной деятельности, детально определена компетенция и совокупность прав и обязанностей, что создало положительные условия для реализации полномочий.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

Вместе с тем, несмотря на определенную незначительную динамику сокращения аварийности и ее основных показателей к концу 90-х годов XX века, начало XXI века ознаменовано прогрессивным ростом аварийности, числа погибших и раненых, что требовало выработки дополнительных мер, направленных на ее сокращение.

Литература:

1. История ГАИ: К 60-летию Госавтоинспекции МВД России / М.Б. Афанасьев, Л.А. Кочетов, Б.В. Россинский и др. / Под ред. В.А. Федорова. -М., 1996. - 304 с.

2. Калюжный Ю.Н. Формирование и развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в период с 1917 г. до образования службы ГАИ / Ю.Н. Калюжнаый // Военно-юридический журнал. 2020. № 7. С. 24-28.

3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 354 (ред. от 30.12.1993) «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1130 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

Юридические науки

5. Постановление Правительства РФ от 24 мая 1994 г. № 546 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 602.

6. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 7 июня 1996 г. № 653 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996-1998 годы» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3017.

8. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. № 1143 «Об одобрении Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

9. Приказ МВД РФ от 30 марта 1998 г. № 194 «О Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 1998 - 2005 гг.» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.

11. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

м «3

OPEN /¿Л ACCESS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.