Научная статья на тему 'Развитие государственной политики импортозамещения как механизма повышения экономической устойчивости регионального машиностроительного комплекса'

Развитие государственной политики импортозамещения как механизма повышения экономической устойчивости регионального машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / MACHINE BUILDING COMPLEX / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Мария Анатольевна, Солонский Константин Юрьевич

В статье изложены проблемы обеспечения экономической устойчивости машиностроительных предприятий Ростовской области как части территории Южного федерального округа и даны рекомендации по реализации государственной политики импортозамещения в целях повышения экономической устойчивости предприятий региона, сформирована модель управления стратегическим развитием машиностроительных компаний, способствующая их дальнейшей эффективной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комиссарова Мария Анатольевна, Солонский Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE STATE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A TOOL OF INCREASING THE ECONOMIC SUSTAINABILITY OF REGIONAL MACHINE-BUILDING COMPLEX

The article outlines the problems of ensuring the economic stability of machine-building enterprises in the Rostov Region as part of the Southern Federal District and gives recommendations on the implementation of the state policy of import substitution in order to increase the economic stability of the enterprises of the region. A model for managing the strategic development of machine building companies has been formed, contributing to their further effective operations.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной политики импортозамещения как механизма повышения экономической устойчивости регионального машиностроительного комплекса»

ГУМАНИТАРИИ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2018 Том 7 № 4_2018 Vol. 7 N 4

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332

DOI 10.23683/2227-8656.2018.4.14

■я

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Комиссарова Мария Анатольевна

Доктор экономических наук, профессор Южно-Российского государственного политехнического университета (НИИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: mari543@yadex.ru

Солонский Константин Юрьевич

Кандидат социологических наук, доцент Южно-Российского государственного политехнического университета (НИИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: gmu-npi@yadex.ru

В статье изложены проблемы обеспечения экономической устойчивости машиностроительных предприятий Ростовской области

ÉTÉ

THE DEVELOPMENT OF THE

STATE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A TOOL OF INCREASING THE ECONOMIC SUSTAINABILITY OF REGIONAL MACHINEBUILDING COMPLEX

Maria A. Komissarova

Doctor of Economic Sciences, Professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, e-mail: mari543@yadex.ru

Konstantin Yu. Solonsky

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, e-mail: gmu-npi@yadex.ru

The article outlines the problems of ensuring the economic stability of machine-building enterprises in the Rostov Region as part of the

как части территории Южного федерального округа и даны рекомендации по реализации государственной политики импортозамеще-ния в целях повышения экономической устойчивости предприятий региона, сформирована модель управления стратегическим развитием машиностроительных компаний, способствующая их дальнейшей эффективной деятельности.

Ключевые слова: региональная экономика; машиностроительный комплекс; политика импортозамещения; промышленные предприятия; стратегическое развитие; государство.

Southern Federal District and gives recommendations on the implementation of the state policy of import substitution in order to increase the economic stability of the enterprises of the region. A model for managing the strategic development of machine building companies has been formed, contributing to their further effective operations.

Keywords: machine building complex; import substitution policy; industrial enterprises; strategic development.

Введение

Сложившаяся сегодня политическая ситуация значительно повлияла на экономические отношения как внутри России, так и на международной арене. Это, безусловно, нашло свое отражение в деятельности отечественных машиностроительных предприятий в регионах. Современное состояние экономики, которое осложняется установленными в отношении России западными санкциями, диктует для промышленных предприятий настоятельную необходимость перенаправления стратегического развития. Предсказание альтернативных вариантов развития является одним из важнейших этапов выбора стратегии промышленного предприятия (Arezki, 2013).

В условиях глобальной экономики, где товары и услуги реализуются по всему миру, ряд крупных производителей из нескольких развитых стран занимают большую часть рынка поставок. Современная ситуация показывает, что динамика развития западных государств в значительной степени влияет на развивающиеся страны, которые в большей степени страдают от экономического кризиса, чем развитые государства. Страны, которые берут кредиты у Международного валютного фонда (МВФ), являются слаборазвитыми, включая Венгрию, Пакистан и Украину. Взаимозависимость увеличивает риски в мировой экономике, рост которых вызван экономической нестабильностью. Дисбаланс власти между федеральным и региональным уровнями управления должен быть смягчен, поскольку необходим поиск выхода из ситуации экономической нестабильности.

По мнению экономистов (European Industry ... , 2009), доходы государства определяют его торговый баланс. На основе этого было

принято решение выделить две модели развития национальной экономики развития. Первый предполагает преимущественную ориентацию на внешние рынки - экспортно ориентированная модель. Второй ориентирован на замещение импорта. Таким образом, в первом случае развитие обеспечивается за счет притока средств, которые впоследствии направляются в развитие местной экономики - на создание новых рабочих мест. В свою очередь, в связи с ростом доходов увеличивается пропускная способность на внутреннем рынке.

Политика импортозамещения предполагает развитие экономики, главным образом через внутренние ресурсы. Кроме того, за счет производства товаров для внутреннего рынка достаточно сложно добиться экономии за счет наращивания объемов производства. Таким образом, для поддержания конкурентоспособности местного производителя реализуются меры по ограничению конкуренции с импортной продукцией, в частности, путем введения дополнительных налогов на ввозимые товары и искусственного завышения курса национальной валюты. Таким образом, стратегия импортозамещения является переходным этапом для экспортно ориентированной модели.

Успешный опыт модернизации производства можно видеть на примере таких стран, как Япония, Испания, Тайвань, Южная Корея, Китай и Сингапур; и не менее успешный опыт активного развития в Латинской Америке (European Industry ... , 2009). Вопрос импортоза-мещения в экономике России рассматривается в работах разных ученых (Симоненко, 2015; Ершов, 2015), с их точки зрения, стратегия им-портозамещения выступает предшественницей процесса развития инновационной экономики. Но проблема формирования стратегии им-портозамещения и развитие механизма его реализации рассмотрены недостаточно глубоко. Оно должно быть рассмотрено как перспективное направление в ходе улучшения имиджа компании на международной арене.

Возможности развития машиностроительной отрасли в рамках современной региональной политики

ТЛ __W __W

В целях успешной адаптации традиционных отраслей экономики к инновационной технологической базе, кроме того, и вследствие ускоряющихся процессов глобализации, где важное место занимает технологическое развитие станкоинструментальной промышленности, машиностроительная отрасль должна сыграть важнейшую роль. В состав машиностроительного комплекса (МСК) входит целый набор отраслей, что в контексте инновационного сценария развития региона

должно способствовать ключевой роли данного сектора экономики в развитии народного хозяйства в целом. Ряд основных технико-экономических показателей, таких как материалоемкость, энергоемкость валового внутреннего продукта, производительность труда, а также промышленная безопасность и обороноспособность государства, напрямую зависят от состояния отечественного МСК. На рис. 1 приведены индексы производства продукции машиностроения по Южному федеральному округу за период 1995-2016 гг.

20 10

о -I-1-1-1-1-1-1-1-

1995Г 2003Г 2008Г 2011г 2012г 2013г 2014г 2015г 2016г —^Производствомашин и оборудования —^—Производство транспортных средств и оборудования

Рис. 1. Индексы производства продукции машиностроения по ЮФО (Регионы России. Социально-экономические

показатели - 2016 г.)

Стремительное развитие рыночной экономики в конце XX в., несомненно, позитивно воздействовало на развитие добывающих отраслей - как наиболее доходных, но при этом негативно повлияло на предприятие в структуре обрабатывающих отраслях промышленности, в первую очередь машиностроительной. Сегодня доля машиностроения в общем объеме промышленного производства РФ составляет око-

ло 20 %, уступая по меньшей степени в 2 раза показателям промыш-ленно развитых стран (Материалы Росстата, 2016).

К основным проблемам российских машиностроительных компаний относятся значительное количество производственных мощностей, зачастую износившихся, и, как следствие, большие затраты на их ремонт; морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей; высокий физический и моральный износ основных производственных фондов (ОПФ); недостаток финансовых ресурсов для реализации обеспечения инвестиционных и инновационных проектов, программ стратегического развития регионов; низкий уровень производственной кооперации и концентрации промышленных компаний; недостаток квалифицированных специалистов.

В ходе анализа статистических данных было выявлено, что около 60 % ОПФ в российском машиностроении имеет срок службы уже более 20 лет, следовательно, основная доля оборудования изношена и морально устарела. Например, в радиоэлектронном комплексе, верто-летостроении, судостроении и пр. износ оборудования перешел отметку 70 % (Кисельников, 2013).

В таком положении компании отечественной машиностроительной отрасли в состоянии производить высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию для широких сегментов мирового рынка. Сегодня машиностроительная отрасль не соответствует целям и задачам современной экономики, ориентированной на долгосрочную перспективу и позиционирование своей продукции на мировых рынках наукоемкой продукции. Например, российские компании, производящие железнодорожное оборудование, в высокой степени функционируют под контролем государства, привлечение импорта и наличие зарубежных фирм на внутреннем рынке регулируются. В целях долгосрочной реализации программ эффективного развития производства предлагается использование практики долгосрочных договоров между клиентской базой и производителями на поставку подвижного состава и оборудования.

Здесь отрицательными моментами функционирования МСК выступают значительный объем импортных комплектующих в производстве продукции отдельных отраслей машиностроения; неблагоприятная ценовая политика крупных транснациональных компаний, существующих на российском рынке; неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, влияющая на снижение уровня рентабельности производимой продукции.

К важнейшим проблемам технологического развития предприятия машиностроительной отрасли следует отнести наращивание технологий, использование позволяющих уменьшить издержки; применение инновационных технологий обработки материалов с более высокими показателями качества выпускаемой продукции; развитие технологий, способствующих увеличению энергоэффективности оборудования, уменьшающих затраты на вспомогательные материалы; использование технологий, способствующих увеличению надежности, ремонтопригодности, прочности, дающих возможность уменьшить затраты на обслуживание; создание условий, необходимых для производства большого ассортимента продукции, достижения универсальности проводимых производственных операций; развитие сетевых технологий, использование средств сети Интернет для реализации машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети; выполнение существующих научно-технических задач в областях энергомашиностроения, реакторостроения; уменьшение металло-и энергоемкости продукции и т.д.

Помимо вышесказанного, первоочередного внимания заслуживает технологическое переоснащение существующих и создание новых машиностроительных производств, что подразумевает в рамках реализации государственных программ техническое переоснащение производства по направлениям, отраслям, актуальным для бизнеса, но при этом затрагивающее и интересы государства (Государственная программа ...).

Формирование модели управления машиностроительными предприятиями в условиях политики импортозамещения

Оценивая вероятность достижения поставленных целей с учетом существующих стартовых условий и тенденций, представляется возможным сделать вывод, что при соответствующем финансировании научных разработок в области нового оборудования перспективы развития сектора машиностроения России, направленные на удовлетворение растущего внутреннего спроса, довольно благоприятные. В частности, по традиционным и новым продуктам тяжелого машиностроения возможно доминирование российских производителей, по ряду других отраслей машиностроения может быть если не импортозаме-щение, то существенное ослабление зависимости от импорта.

Возникает задача реализации эффективной антикризисной политики управления для промышленных предприятий из-за современной политической и экономической ситуации. Это выполнение прогноза

будущего развития в связи с последними новостями, тенденции, влияющие на деятельность. Важным условием для обеспечения достоверности результатов любого прогноза выступает проведение анализа основных тенденций социально-экономического развития, которые характеризуют количественное и качественное изменение экономических факторов, наиболее полно и всеохватывающе описывающих современное общество, его экономический потенциал, социальные достижения и т.д. (рис. 2).

Рис. 2. Схема влияния внешних факторов на определение направлений перспектив развития предприятия (Ильяшенко, 2012)

Перспективой развития предприятия является занятие ведущих позиций на международных рынках сбыта. Но для достижения этой цели российские предприятия должны консолидировать свои позиции на внутреннем рынке, повысить кредит доверия потребителей к отечественному производителю, создать образ предприятия.

Новый подход к определению критериев рационального им-портозамещения состоит из следующих шагов: разработка алгоритма принятия решений на предприятии о целесообразности организации производства импортозамещающей продукции; разработка методов определения оптимального пути проникновения импорта поставок товаров на рынок; обоснование влияния реализации политики импорто-замещения на повышение имиджа компании.

Анализ научных публикаций и исследований по этой теме показывает, что вопросы, касающиеся методов и принципов рационального импортозамещения, и стратегические вопросы развития импортозамещающей политики сегодня проработаны недостаточно и требуют более тщательного рассмотрения.

Окружающая среда, влияющая на деятельность компаний МСК, крайне нестабильна и оказывает сильное влияние на развитие стратегических планов предприятий. Бурное развитие научно-технических разработок на европейском рынке требует внутреннего совершенствования производителем своей продукции. Возникает необходимость постоянного анализа потенциала развития предприятия для обеспечения эффективности его деятельности. Именно поэтому нами предлагается группа факторов для определения интегрального показателя оценки способности предприятия к реализации стратегии импортозамещения:

Первая группа факторов - экономические показатели, которые включают в себя расходы на проведение научно-исследовательских и научно-технических разработок; расходы на переоснащение производственных мощностей; расходы на развитие персонала; расходы на производство продукции; эксплуатационные затраты; затраты на ремонт; расходы на переработку и т.д.

Вторая группа факторов - качественные показатели, которые включают в себя показатели согласования качества продукции с требованиями рынка по сравнению с продукцией конкурентов; показатели безопасности продукции; материалы и энергоемкость; наличие патентов, сертификации продукции; соответствие экологическим нормам.

Третья группа факторов - социальные показатели: обеспечение рабочих мест; соблюдение государственных программ активизации импортозамещения продукции отечественными производителями1.

Анализом этих групп факторов определены интегральные характеристики развитие предпринимательства2.

{ EF; QF; SF },

- EF, QF, SF - фактические значения факторов состояния интегрального индекса экономической группы, показателей качественной и социальной группы;

- EFcr, QFcr, SFcr - критические значения факторов состояния индекса экономической группы, показателей качественной и социальной группы.

1 Составлено автором на основе материалов исследования.

2 То же.

Безусловно, все действия по управлению должны базироваться на анализе и оценке адекватности потенциала развития компании.

Различные комбинации вариантов хода событий могут быть определены на основании факторного анализа. При условии EF>EFcr, когда QF > QFcr, SF > SFcr, условия для реализации стратегии им-портозамещения доступны, поскольку экономические, качественные, социальные условия являются достаточными. Величина QFcr должна соответствовать минимальному значению, так как оно основано на затратах в направлении повышения эффективности технического перевооружения производственных мощностей и их эксплуатации; величина QFcr должна соответствовать максимальному значению, потому что оно отвечает за наличие сертификатов качества и безопасности продукции. и, наконец, SFcr должна соответствовать максимальному значению эффекта, который возникает от создания новых рабочих мест, и компания в итоге получает благоприятные условия для обеспечения реализации государственных программ за счет активизации предприятия.

В результате глубокого анализа этих факторов становится возможным формирование других групп критериев в целях повышения значений неудовлетворительных показателей. Это позволит установить соответствие состояния предприятия условиям, необходимым для реализации стратегии импортозамещения. Процесс принятия решений представлен на рис. 3.

Далее необходимо провести оценку экономического эффекта, определение факторов риска и пути их влияния на результаты реализации выбранной стратегии.

В целом политика импортозамещения позволит предприятиям промышленного комплекса повысить свой технический и технологический потенциал, что будет способствовать реализации собственного потенциала развития. Это значительно повысит степень доверия потребителей к предприятию и его продукции. Для формирования эффективной политики предприятия с использованием стратегии им-портозамещения возникает необходимость формирования модели, отображающей особенности его предпринимательской деятельности (рис. 4).

Реализация стратегической программы действий состоит из следующих этапов:

- определение стратегических целей в сфере промышленного предприятия по каждой группе субъектов взаимодействия;

- разработка набора альтернативных стратегий развития в соответствии с каждой группой субъекта взаимодействующих субъектов.

Рис. 3. Условия для исключения импортных составных

^ 1 частей из состава конечных продуктов1

Для того чтобы обеспечить эффективность политики импортоза-мещения, необходимо разработать средства внешнего и внутреннего управления предприятием.

Можно выделить следующие средства внутреннего управления компанией в стратегии импортозамещения: определение оперативных и перспективных целей реализации стратегии импортозамещения на предприятии; сегментирование рынка в соответствии со стратегическими планами; активизация маркетинговых исследований; создание прогностических и инновационных структур на предприятиях; стимулирование инновационной деятельности путем участия персонала в кадровом тренинге развития, повышении квалификации и т.д.; создание новых экспериментальных областей деятельности; внедрение и укрепление корпоративной культуры предприятия.

1 Составлено автором на основе материалов исследования.

Рис. 4. Положение стратегии импортозамещения в модели управления машиностроительным предприятием1

Средства внешнего управления могут быль следующие: использование интегрированных маркетинговых коммуникаций для поддержки стабильной деятельности предприятия в области рекламы; постоянная связь (в том числе обратная) с существующими клиентами и постоянный поиск новых потребителей; реклама технологий предприятия и инновационных проектов; применение социальной рекламы, которая одновременно может быть использована для поддержки развития инновационной деятельности предприятия; активное использование торговой марки, логотипа, слоганов предприятия во всех видах деятельности.

1 Составлено автором на основе материалов исследования.

Выводы

Поскольку машиностроение занимает важное место в экономике России, важнейшей проблемой выступает срочное проведение реформирования, инновационного развития и совершенствования отечественного машиностроения. Преодоление импортозависимости машиностроительной продукции должно стать важнейшей государственной задачей, поскольку данная политика привела к экономическому отставанию всех секторов экономики.

Рассмотренная в статье стратегия импортозамещения промышленного предприятия являет собой системный подход, направленный на снижение объемов импортных материалов, сырья и составных частей в готовой продукции предприятия, что дает возможность улучшения контроля качества продукции, снижения срока окупаемости, обеспечения полной загруженности собственных промышленных объектов, увеличения рентабельности предприятия при условии обнаружения факторов риска и их оценки. Кроме того, формирование положительного образа компании способствует обеспечению экономической устойчивости каждого компонента в отдельности и предприятия в целом.

Литература

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Официальный портал Минпромторга России. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru.

Ершов А.Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 374-379.

Ильяшенко С.Н. Маркетинг и управление инновационным развитием. М. : Знание, 2012.

Кисельников Е.А. Статистика машиностроения: основные показатели эффективности функционирования // Основы экономики и управления предприятием. 2013. № 2 (8). Режим доступа: http:// revolu-tion.allbest.ru/economy/00278229_0.html.

Материалы Росстата, 2016 г. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/ 61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god.

Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B16_14p/Main.htm.

References

State program "Development of industry and increase of its competitiveness". Official portal of the Ministry of Industry and Trade of Russia. Available at: http:// www.minpromtorg.gov.ru.

Ershov, A.Yu. (2015) Formation of import-replacing strategy. Fundamental research, 8-2, 374-379. (in Russian).

Ilyashenko, S.N. (2012) Marketing and management of innovative development. M.: Knowledge. (in Russian).

Kiselnikov, E.A. (2013) Statistics of mechanical engineering: the main indicators of the efficiency of functioning. Osnovy ekonomiki i upravleniya predpriyatiyem, 2 (8). Available at: http://revolution.allbest.ru/ economy/00278229_0.html.

Materials of Rosstat, 2016. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/ stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god.

Regions of Russia. Socio-economic indicators - 2016. Available at: http://www.gks.ru/ bgd/r egl/B16_14p/Main.htm.

Симоненко М.В. Проблемы импорто-замещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы // Молодой ученый. 2015. № 19. С. 423426.

Arezki R., Hadri K., Loungani P., Rao Y. Testing the Prebisch - Singer hypothesis since 1650: Evidence from panel techniques that allow for multiple breaks // IMF Working Paper. 2013. No. 13/180.

European Industry in a Changing World. Commission of the European Communities. Available at: akgul.bilkent.edu.tr>eu/c_ 2009_6464_en.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Simonenko, M.V. (2015) Problems of import substitution in Russia in the conditions of economic sanctions of the USA and Western Europe. Young Scientist, 19, 423426. (in Russian).

Arezki, R., Hadri, K., Loungani, P., Rao, Y. (2013). Testing the Prebisch-Singer hypothesis since 1650: Evidence from the panel techniques that allow for multiple breaks. IMF Working Paper, 13/180.

European Industry in a Changing World. Commission of the European Communities. Available at: akgul.bilkent.edu.tr>eu/ c_2009_ 6464_en.pdf.

Поступила в редакцию

18 июня 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.