УДК 342(470.67)(091)«192/193»
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДАГЕСТАНА В НАЧАЛЕ
1920-Х - СЕР. 1930-Х ГГ.
Халилова Д.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, dghal-ilova@mail.ru
В статье рассматриваются особенности развития государственного устройства Дагестанской АССР в исследуемый период, анализируется правовой статус республики по Конституции 1927 года. При написании данной статьи применялся принцип методологического синтеза.
В статье обращается внимание на то, что при обсуждении проектов конституций автономных республик в комиссии ВЦИК возникли разногласия по ряду вопросов. Особенно обсуждался вопрос о том, является ли АССР государством. В этой связи вплоть до 1937 г. вопросы государственного устройства автономных республик регламентировались Положением1923 г., утвержденным ВЦИК.
Принятие Конституции ДАССР 1927 г. рассматривается как новый этап в развитии полиэтничной государственности Дагестана в рамках РСФСР. Делается вывод о том, что совершенствование государственного устройства Российского государства на современном этапе должно осуществляться с учетом исторического опыта развития национальной государственности различных этносов в составе России, что будет способствовать сохранению самобытности этносов в рамках общефедерального единства.
Ключевые слова: государственное устройство, Конституция, правовой статус, государство, Дагестанская АССР.
ШК 342(470.67)(091)«192/193»
THE DEVELOPMENT OF STATE STRUCTURE OF REPUBLIC OF DAGHESTAN AT THE BEGINNING OF 1920-S TILL THE MIDDLE OF 1930 YY.
Khalilova D.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, dghalilova@mail.ru
The article covers the features of the development of the state structure of Daghestan ASSR in the given period, the legal status of the Republic by Constitution of 1927 is analysed. While writing this article the author was guided by the principle of methodological synthesis.
The attention is paid that disagreement for a number of questions was arised in the commission of All-Russian CEC while discussing the drafts of constitutions of the autonomous republics. Special attention was paid to the question: whether ASSR is the state. In this regard the questions of state structure of autonomous republics were regulated by Provision of 1923, approved by All-Russian CEC, up to 1937 year.
The author consideries the adoption of the Constitution of DASSR 1927 year as a new stage in the development of the polietnichny statehood of Daghestan within RSFSR. The auther comes to the conclusion that in the modern period of improvement of the state structure of Russian should be carried out with the account of historical experience of the development of national statehood of different ethnoses within Russia, that will promote preserving identity of ethnoses within the all-federal unity.
Key words: state structure, Constitution, legal status, state, Dagestan ASSR.
Исследование проблемы национально-государственного устройства России в советский период должно происходить с учетом принятого в современной науке принципа методологического плюрализма. При этом возникает необходимость объективной оценки допущенных ошибок, а также выявления положительного опыта советской власти в области становления и развития национальной государственности этносов в составе России и государственного строительства в целом. Этим обусловлена актуальность исследования проблемы развития государственного устройства Дагестанской АССР в составе РСФСР.
Образование СССР в 1922 году положило начало новому этапу в развитии национально-государственных отношений на Северном Кавказе. В соответствии с Декларацией об образовании СССР 1922 года Союз ССР создавался как добровольное объединение равноправных народов, за каждой республикой обеспечивалось право свободного выхода из Союза [1]. Однако принцип равноправия народов, как вытекало из Декларации, распространялся на народы союзных республик, а не автономных республик и автономных областей. Не было закреплено право автономных республик свободно выйти из РСФСР.
Важным этапом на пути завершения государственно-территориального устройства России стал Второй съезд Советов СССР (26 января - 2 февраля 1924), на котором присутствовало 2124 делегата, в том числе с правом решающего голоса -1540 [2, с. 16]. 31 января 1924 года Второй Съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию СССР, которая в законодательном порядке закрепила образование Советского Союзного государства, определив государственное устройство СССР в полном соответствии с принципами национальной политики.
Вслед за Конституцией 1924 г. были приняты Основные законы союзных и автономных республик. 11 мая 1925 года XII Всероссийским съездом Советов была принята новая Конституция РСФСР. Это был значительный шаг в регламентации формы государственного единства РСФСР. Если в первой Советской Конституции вопросы федерации были только намечены, то теперь Основной закон содержал специальную главу (IV) об автономных республиках и областях. Конкретные формы автономии не фиксировались в Конституции РСФСР 1918 г., тогда как Конституция 1925 г. определяла две такие формы — автономную республику и автономную область.
В новой Конституции РСФСР официально не признавалось не только национальное равноправие, но и право наций на самоопределение. Сами автономные республики и автономные области не были равноправны, так как автономные республики обладали более высоким правовым статусом, чем автономные области.
В Основном законе РСФСР 1925 г. было подтверждено право автономных республик иметь свои конституции. Органы государственной власти в автономных республиках образовывались на основе Конституции РСФСР из местных советов, их съездов, центральных исполнительных комитетов, их президиумов и советов народных комиссаров [3, с. 123].
Следует отметить, что в Конституции РСФСР 1925 года был изменен правовой статус автономных республик, в том числе и ДАССР, поскольку теперь конституции автономных республик должны были утверждаться ВЦИКом, а окончательно — Всероссийским съездом Советов. Как подчеркнул О.И. Чистяков, «требование представлять конституции автономных республик на утверждение верховных органов РСФСР устраняло возможность их несоответствия Основному закону РСФСР и предупреждало нарушения социалистической законности в области конституционного строительства» [4, с. 324].
В январе 1925 года Президиумом ЦИК республики была создана специальная комиссия для разработки проекта Конституции ДАССР. В состав комиссии вошли: А. Тахо-Годи, К. Мамед-беков, И. Алиев, К. Петин и М. Мамаев [5, с. 29].
В Конституции РСФСР 1925 года не было точно и системно определено юридическое положение АССР, устанавливалось только ее общее положение. В этой связи при обсуждении проектов конституций АССР в комиссии ВЦИК возникли разногласия по ряду вопросов, связанных с государственно-правовой квалификацией и некоторыми полномочиями автономных республик. Дискутировался вопрос о том, является ли АССР государством. Представители центральных ведомств, участвовавшие в работе комиссии, считали, что автономные республики обладают правами обычных административно-территориальных единиц [6, с. 114], и выступали против определения АССР как государства. Кроме того, разногласия проявились и при обсуждении вопроса о компетенции объединенных и необъединенных наркоматов. В итоге комиссия ВЦИК решила отложить рассмотрение конституций автономных республик до установления общих начал для выработки проектов конституций [7, с. 198]. Поэтому вопросы государственного устройства АССР регламентировались Положением, утвержденным ВЦИК (1923) вплоть до 1937 года [8, с. 29].
Конституция Дагестана 1927 года прошла только первый этап своего законодательного оформления. Высшие органы власти РСФСР не рассматривали ее, но и не отклонили. 5 апреля 1927 г. VI Вседагестанский Съезд Советов утвердил Конституцию ДАССР, которая внесла определенные изменения в правовой статус и государственное устройство республики. В основу Конституции Дагестанской АССР 1927 года были положены те же принципы, что и в основу Конституции 1921 года. Принцип национального суверенитета, национального равноправия выражался в указанных конституциях ДАССР следующим образом. В Конституции ДАССР 1921 года было закреплено, что Дагестанская республика является автономной и в качестве таковой входит в состав РСФСР (ст. 2), а в Конституции 1927 года устанавливалось, что «Дагестанская республика, будучи национальной Социалистической Советской Республикой, — государством рабочих и крестьян, — входит на основе федерации в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а через посредство ее и в Союз Социалистических Советских Республик» (ст. 2) [9]. Тем самым, как отмечает профессор М.А. Ка-занбиев, «Конституция 1927 г. впервые в законодательном порядке зафиксировала государственный характер Дагестанской республики» [10, с. 116].
Система высших, центральных органов государственной власти и государственного управления республики не претерпела серьезных изменений. Согласно Конституции Вседагестан-ский съезд Советов являлся высшей властью в республике, в период между съездами - ЦИК
ДАССР, а в период между сессиями последнего -его Президиум. Общее управление делами республики осуществлял СНК.
В отличие от Конституции 1921 года, новый Основной закон ДАССР в статье 6 закрепил принцип равноправия языков, имеющий большое значение для многонационального Дагестана.
В новую Конституцию были внесены существенные изменения, в соответствии с которыми правовой статус ДАССР был снижен, компетенция республики сузилась. Республика теперь не имела права самостоятельно принимать свою конституцию. Также из Конституции ДАССР 1927 года были исключены полномочия республики по осуществлению общегосударственного законодательства, судопроизводства, уголовного и гражданского законодательства, предусмотренные прежней Конституцией [11, с. 40].
Согласно Конституции 1927 года республика состояла из округов и двух районов. Число округов увеличивалось с 10 до 14. В них вошли также Махачкалинский, Дербентский, Ачикулак-ский и Кизлярский округа. Казикумухский округ был переименован в Лакский. В составе республики были образованы Тляратинский и Эчединский районы.
Постановлением Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 г. окончательно было утверждено новое административно-территориальное деление Дагестанской АССР [12, с. 25]. Число районов ВЦИК определил в 26, два подрайона (Казбековский и Гумбетовский) были временно оставлены. Были образованы самостоятельные районы для таких народностей, как табасаранцы, рутулы, цахуры и др. Пятой сессией ЦИК ДАССР VII созыва было одобрено и утверждено Президиумом ВЦИК 25 декабря 1930 года Постановление об образовании Казбековского, Гумбетовского и Цунтинского районов. В ноябре 1933 года был образован Ахвахский район. Постановлением ВЦИК от 1 сентября 1934 г. было создано еще три района: Агульский, Акушинский и Докузпаринский. Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 23 января 1935 г. было проведено разукрупнение районов ДАССР и создано шесть новых районов, из которых четыре района были однонациональными (Унцукульский, Кулинский, Хивский, Каякентский), два района —
со смешанным составом населения (Карабудах-кентский и Кумторкалинский). Таким образом, к 1937 году в Дагестане было образовано 39 районов.
Образование краевых объединений явилось новой формой помощи автономным республикам со стороны более развитых районов страны. Дагестанская АССР до 1931 года не входила в состав какого-либо краевого объединения. ВЦИК 10 ноября 1931 года принял постановление, в соответствии с которым Дагестанская АССР вошла в состав Северокавказского края, где и находилась до принятия новой Конституции СССР 5 декабря 1936 года.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что принятие Конституции ДАССР 1927 года можно считать новым этапом в развитии полиэтничной государственности Дагестана в рамках РСФСР, которую рассматривают как «исторически сложившуюся форму организации национально-государственного устройства его этносов» [13, с. 10].
В Основном законе ДАССР 1927 г. отразилась сложившаяся практика взаимоотношений высших органов власти и управления РСФСР и ДАССР, в нем впервые был конституционно закреплен статус государства - автономной Дагестанской республики в составе РСФСР. В то же время, согласно основным законам РСФСР 1925 года и ДАССР 1927 года, произошло снижение правового статуса республики, сужение ее компетенции. Основной закон республики теперь подлежал утверждению федеральными органами, были исключены полномочия республики по осуществлению общегосударственного законодательства, судопроизводства, уголовного и гражданского законодательства, предусмотренные прежней Конституцией.
Сегодня становится очевидным, что совершенствование федеративного устройства многонационального Российского государства на современном этапе должно осуществляться с учетом исторического опыта развития национальной государственности различных этносов в составе России. Это будет способствовать повышению эффективности взаимоотношений федерального центра с регионами, сохранению самобытности этносов в рамках общефедерального единства.
Литература
1. Декларация об образовании СССР от 30 декабря 1922. URL: http://cccp.narod.ru/work/book/deklar sssr.html (дата обращения: 10.10.2015).
2. Кулешова Л.И., Рожкова Л.П. Образование СССР: историко-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2015. № 1 (121).
3. Шуберт Т.Э. Этапы развития советской государственности 1917—1940 гг. и их оценка в трудах советских ученых-государствоведов // Журнал российского права. 2014. № 7.
4. Чистяков О. И. Избранные труды / под ред. Л.Н. Чистяковой. М.: Норма, 2008.
5. Магомедов Ш.Б. Проблема социально-экономического и национально-государственного строительства в Дагестане (1920-1940 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1993.
6. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала: Тип. Даг. филиала АН СССР, 1970.
7. Кутафин О. Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 5. Российская автономия: монография. М.: Проспект, 2011.
8. Ивайловский Д.А. Конституционная доктрина и национальная государственность в составе России // Право и государство: теория и практика. 2013. № 11 (107).
9. ЦГА РД Ф.-р. 37. Оп. 19. Д. 102. Л. 44, 45. (Конституция ДАССР 1927 г.).
10. Казанбиев М.А. Указ. соч.
11. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.
12. Абдуллаев М.Н. Административно-территориальное устройство Дагестанской АССР в 1920-1930-х годах // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 2.
13. Абдуллаев М.Н., Исмаилов М.А. Конституционные и чрезвычайные органы власти в условиях развития полиэтнической государственности Дагестана в 1941-1945 гг. // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 1.
References
1. Declaraciya ob obrasovanii SSSR ot 30 decabrya 1922. URL: http://cccp.narod.ru/work/book/deklar sssr.html (data obracheniya: 10.10.2015).
2. Kuleshova L.I., Rozhkova L.P. Obrasovanie SSSR: istoriko-pravovoi aspect // Law and State: the theory and practice. 2015. №1 (121).
3. Shubert T.E. Etapi razvitiya sovetskoi gosudarstvennosti 1917-1940 gg. i ih ocenka v trudah so-vetskih uchenih-gosudarstvovedov // Zhurnal rossiiskogo prava. 2014. № 7.
4. Chistyakov O.I. Isbrannie trudi / pod redaksiei L.N. Chistyakovoi. M.: Norma, 2008.
5. Magomedov Sh.B. Problema socialno-ikonomichescogo stroitelstva v Dagestane (1920-1940 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Mahachkala, 1993.
6. KazanbievM.A. Sozdanie i ukreplenie nacionalnoi gosudarstvennosti narodov Dagestana. Mahachkala: Tip. Dag. filiala AN SSSR, 1970.
7. Kutafin O.E. Izbrannie trudi: v 7 t. T. 5. Rossiiskaya avtonomiya. M.: Prospect, 2011.
8. Ivailovskii D.A. Konstitucionnaya doktrina i nacionalnaya gosudarstvennost v sostave Rossii // Law and State: the theory and practice. 2013. № 11 (107).
9. CGA RD. F.-r. 37. Op. 19. D. 102. L. 44, 45. (Konstitusiya DASSR 1927 g.).
10. Kazanbiev M.A. Ukaz. soch.
11. Halilov A.M., Magomedov Sh.B. Gosudarstvennoe (konstitucionnoe) pravo Respubliki Dagestan. Mahachkala: IPC DGU, 1998.
12. Abdullaev M.N. Administrativno-territorialnoe ustroistvo Dagestanskoi ASSR v 1920-1930-h godah // Herald of Dagestan State University. 2013. № 2.
13. Abdullaev M.N., Ismailov M.A. Konstiucionnie i chrezvichainie organi vlasti v usloviyah razvitiya polietnichnoi gosudarstvennosti Dagestana v 1941-1945 gg. // Law Herald of Dagestan State University. 2014. № 1.
Поступила в редакцию 20 октября 2015 г.
Received 20 October, 2015