Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации'

Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1232
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / КОНЦЕССИЯ / CONCESSION / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / ДОГОВОР / CONTRACT / СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / COOPERATION OF STATE AND ENTERPRISES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ / THE LEGISLATION REGULATING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дабагян Екатерина Кареновна

В статье рассмотрены основные научные и юридические подходы к государственно-частному партнёрству, проанализирован мировой опыт применения механизма государственно-частного партнёрства, а также отечественная история развития данного типа правовых отношений. В целях совершенствования государственного управления экономикой на федеральном и региональном уровнях разработаны рекомендации по изменению нормативно-правовой базы и предложены социально-экономические мероприятия для преодоления негативных явлений и эффективного развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of private-public partnership in the Russian Federation

The article deals with the basic scientific and legal approaches to public-private partnership, analyzes the world experience of applying the mechanism of public-private partnership as well as domestic history of development of the given type of legal relationships. For the purpose of improving the state’s economy management at the federal and regional levels, the author has elaborated recommendations on changing the legal basis and also has proposed social and economic measures to overcome the negative phenomena and to facilitate the effective development of public-private partnership in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Дабагян Е.К.1

1 V V V

Россиискии экономический университет им. Г.В. Плеханова

Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены основные научные и юридические подходы к государственно-частному партнёрству, проанализирован мировой опыт применения механизма государственно-частного партнёрства, а также отечественная история развития данного типа правовых отношений. В целях совершенствования государственного управления экономикой на федеральном и региональном уровнях разработаны рекомендации по изменению нормативно-правовой базы и предложены социально-экономические мероприятия для преодоления негативных явлений и эффективного развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнёрство, концессия, инвестирование, соглашение, договор, сотрудничество государства и бизнеса, законодательство о государственно-частном партнёрстве

JEL: Д92, Е22, L32 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дабагян Е.К. Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 611-622. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/98/

Дабагян Екатерина Кареновна, аспирантка факультета предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (e.dabagyan@list.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 13.01.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/rp/article/view/98/ (с) Дабагян Е.К. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/98/

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) является очень важным для социально-экономического развития Российской Федерации. Механизмы и возможности ГЧП представляют собой важный ресурс для развития многих отраслей народного хозяйства, так как потребность в инвестициях в экономику России значительно превышает средства правительства, государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций. В условиях рыночной экономики ГЧП позволяет отдать предпочтение наиболее эффективным моделям хозяйствования и повысить рентабельность предприятий в конкретной рыночной ситуации. Для восстановления и модернизации промышленности и аграрного сектора нашей страны необходимы коммерческая практика и капитал бизнеса. Все это позволит не только модернизировать производство, но и активизировать экономику РФ, улучшить благосостояние населения и качество его жизни. Поэтому исследование тенденций развития ГЧП в РФ является актуальной проблемой.

Общие вопросы функционирования ГЧП рассмотрены в работах таких отечественных исследователей, как Варнавский В.Г., Дерябина М.А., Клименко А.В. и др. Специфика внедрения и развития ГЧП в РФ рассмотрена в трудах Данасаровой С.Д., Иголкиной Л.М., Лоскутовой М.В и др.

Был разработан Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации», что способствовало росту научного и практического интереса к проблеме организации ГЧП в РФ.

Научная литература содержит большое количество различных формулировок понятия государственно-частного партнёрства, что основываются на его цели, ожидаемых результатах и других параметрах. Так, Варнавский В.Г. трактует явление государственно-частного партнёрства как «институциональный и организационный альянс» государства и частного предпринимательства с целью реализации общественно значимых проектов различного уровня во всех сферах жизни социума. Данасарова С.Д. подразумевает под ГЧП договорённость между государством и бизнесом о совместной реализации общественного значимого проекта по более низкой стоимости, чем в случае самостоятельной реализации проекта государством.

Создание ряда добавленных стоимостей при реализации ГЧП позволяет получить хороший конечный результат для инвестора.

Учитывая особенную его важность, механизм ГЧП можно рассматривать и как юридическую, и как политико-управленческую, и как социально-экономическую категорию.

В качестве успешного образца использования механизма ГЧП можно привести пример Великобритании. В этой стране за последние два десятилетия были реализованы 600 крупных проектов ГЧП, на которые пришлось 15% от всех публичных инвестиций. Хорошо развито ГЧП в США, Австралии, Ирландии, где оно постоянно способствует повышению стандартов предоставления услуг государством. В развитых и развивающихся странах, таких как Франция, Италия, Бразилия, Мексика, Германия, Китай, Индия, самой распространённой формой ГЧП выступает концессия. Лучше всего концессия зарекомендовала себя в сфере транспортного, жилищного хозяйства, в социальной инфраструктуре, например в здравоохранении, образовании, туризме. Так, в странах Латинской Америки благодаря ГЧП доступ к канализации у населения возрос на 30%, к электросетям - от 15 до 40% с одновременным снижением тарифов. Однако общей тенденцией стало стремление предпринимателей к минимизации рисков, в частности выбор тех отраслей инвестирования, где за счет гибких тарифов можно получить значительную выгоду.

Поэтому в современной мировой практике ГЧП выделяют три формы сотрудничества государства и бизнеса:

- традиционную - совместное использование финансовых и прочих ресурсов на основе партнёрства;

- инвестиционную - совместное инвестирование государства и бизнеса в проекты развития инфраструктуры;

- научно-образовательную - сотрудничество в рамках международных инновационных проектов в условиях интернационализации капитала.

Также, изучая мировой опыт использования ГЧП, можно убедиться, что взаимодействие публичной и частной сторон происходит по трём направлениям:

- функциональному - реализация проектов, которые позволяют предприятиям получать доступ к рынкам и факторам производства;

- отраслевому - подписание договоров ГЧП по отдельным отраслям народного хозяйства с использованием разных форм сотрудничества;

- регионально-муниципальному - развитие отдельных территориальных производственных сегментов, рынков труда, выравнивание регионального дисбаланса в экономике.

При этом основными факторами успешного развития ГЧП выступают: либерализация экономики, привлечение бизнеса к инфраструктурному развитию страны и увеличение его мобильности. Все эти факторы в той или иной мере сложились в 2000-х гг. в РФ.

Началом истории ГЧП в России можно считать 2004 г., когда был сформирован Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах. Одной из их задач было налаживание сотрудничества органов исполнительной власти с сообществом предпринимателей. С уверенностью можно сказать, что развитие ГЧП в РФ находится на начальном этапе.

В качестве законодательной базы ГЧП в нашей стране служат

"I 1 и тп о ТТ и Г) и Г I 1

Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Таможенные Кодексы, Федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011), «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014), «Об особых экономических зонах РФ» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014), «О банке развития» 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014), Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.04.2013), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Особо масштабные проекты ГЧП регулируются специальными нормативно-правовыми актами как на федеральном, так и на региональном уровне. В качестве примера можно привести федеральный закон «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 № 238-ФЗ (ред. от 07.05.2013). Разработан Проект основного закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации», о чем мы поговорим подробнее далее.

По данным ведущих экономистов России, ГЧП в нашей стране реализуется в таких формах, как:

- заключение договоров о реализации общественно значимых проектов, например концессионных соглашений на условиях равенства сторон;

- государственная поддержка важных проектов крупного бизнеса из Инвестиционного фонда, государственных фондов, банков и пр. источников. Так, Внешэкономбанк создал Центр государственно-частного партнёрства и заключил договоры с субъектами РФ;

- создание особых экономических зон для стимулирования частной предпринимательской инициативы;

- создание коопераций со смешанным капиталом для развития наиболее значимых отраслей экономики;

- сотрудничество частного и государственного капитала в сфере научно-технического обеспечения, адаптации НИОКР к требованиям рыночной экономики;

- партнёрство государства и бизнеса в развитии социальных проектов.

Дерябина М. сводит все взаимоотношения государства и бизнеса к трём формам:

- концессия - к ней отнесены соглашения о разделе продукции, концессионно-франчайзинговое сотрудничество;

- финансирование - например, коммерческий наем, лизинг, создание венчурных фондов и пр.;

- кооперация - создание корпораций, холдингов путем акционирования.

Следовательно, основными инструментами партнёрства государства и бизнеса в России являются: Инвестиционный фонд, Банк развития (Внешэкономбанк), особые экономические зоны, Венчурная компания и венчурные фонды, государственные корпорации и концессии. Выбор конкретной формы ГЧП обуславливается не только юридическими требованиями, но и отраслевой принадлежностью проекта, стратегией развития данного региона.

В ближайшие пять лет в РФ наиболее перспективными для ГЧП будут являться транспортное и коммунальное хозяйство, а наименее перспективной сферой - электроэнергетическая отрасль, что обусловлено недостаточной прибыльностью инвестиций в условиях жесткого регулирования тарифов на электроэнергию.

Россия входит в пятёрку лидеров (четвёртое место после Китая, Индии и Бразилии) по применению ГЧП, даже невзирая на

непродолжительный опыт использования данного механизма. По объёму инвестиций наша страна удостоилась третьего места с 127101 млн долларов США, выделенными на проекты ГЧП по 2012 г. 55,3% от этой суммы приходится на инвестиции в телекоммуникации, 35,5% -в энергетику, 7,5% - в транспорт, 1,5% - в водоснабжение и канализацию. Выбор объектов инвестирования определяется органами государственной власти и местного самоуправления. В этом отношении имеет место именно государственно-частное, а не частно-государственное партнёрство, как в иных странах. Сроки реализации проектов на федеральном уровне колеблются от 4 до 15 лет, на региональном уровне - от 2 до 10 лет (по данным Иголкиной Л.М.).

Если говорить о формах ГЧП, то следует отметить, что в РФ особенно активно развиваются финансово-промышленные группы, представляющие собой объединение промышленных, банковских и др. систем, на основе которых образовываются смешанные корпорации и холдинги. Все это свидетельствует об усиленной интеграции связей в социально-экономическом пространстве РФ.

Динамично развивается и такая специфическая форма партнёрства, как государственные закупки. Около 30% доходов, поступающих в бюджеты РФ, обязаны своим формированием системе государственного и муниципального заказа. Хотя отдельные специалисты полагают, что этот вид взаимодействия государства и бизнеса нельзя отнести к ГЧП. Более успешному развитию это способа реализации партнёрства государства и предпринимательства мешает коррупция, что порождается недостатками законодательного регулирования, закрытостью государственных органов,

неудовлетворительной кадровой политикой государства.

Особое внимание следует уделить деятельности Российской венчурной компании, которая в качестве государственного фонда развития передаёт средства на конкурсной основе юридическим лицам для реализации инновационных проектов. Приоритетными направлениями инвестиций являются информационные технологии, медицина, электроника. К сотрудничеству привлекается капитал зарубежных компаний, в частности США, Австрии.

Значительное развитие получили концессионные соглашения, особенно в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, но из-за недостатков юридической базы частое имеет место квазиконцессия, как, например, было при модернизации аэропорта «Домодедово».

В рамках использования соглашения о разделе продукции наиболее значимыми проектами ГЧП можно назвать нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Но и здесь участники партнерских отношений сталкиваются с такими проблемами, как недостаток чётких требований к пользователям ресурсами недр, срокам лицензирования на добычу полезных ископаемых, участию третьих компаний.

Анализируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что в РФ имеется значительный потенциал для развития ГЧП, но вместе с тем наметился ряд главных проблем и недостатков, в числе которых:

• Организационно-правовые проблемы:

- противоречия между Кодексами законов и остальными федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, в частности по вопросам распоряжения собственностью при составлении договоров о ГЧП;

- временное отсутствие профильного Закона о ГЧП. Пока существует только законопроект, содержащий ряд недоработок;

- несовершенство процедуры конкурсного отбора на участие в проектах ГЧП;

- юридические и организационные препятствия при подписании и исполнении договоров ГЧП;

- недостаточное развитие наиболее перспективной формы ГЧП -концессий из-за высокого риска вследствие одностороннего права государства разорвать договор без возмещения ущерба другой стороне;

- недостаточная эффективность соглашений о разделе продукции и как результат низкий уровень освоения минерально-сырьевых ресурсов;

2. Социально-экономические и политические проблемы:

- отсутствие условий для осуществления проектов в социальном секторе экономики РФ;

- невозможность участия в отношениях ГЧП малого и среднего бизнеса;

- недостаточное количество отраслевых долгосрочных целевых программ развития экономики РФ, реализуемых по принципам ГЧП;

- неразвитость институтов гражданского общества, лоббизм отдельных групп предпринимателей в политико-экономическом пространстве;

- чрезмерное число государственных корпораций и угроза подорожания социальных услуг населению;

- недостаток знаний у потенциальных партнёров и клиентов о механизме ГЧП и его преимуществах;

- нехватка квалифицированных кадров для реализации, популяризации и развития ГЧП;

- политические риски международного государственно-частного-партнёрства.

Для решения этих проблем, по нашему мнению, необходимы:

- борьба с коррупцией, в т.ч. на основе построения правового государства и гражданского общества, где общественный контроль за ГЧП станет эффективным инструментом борьбы со злоупотреблениями и экономическими преступлениями;

- создание и совершенствование обширной нормативно-правовой базы ГЧП. Очевидно, что помимо принятия Закона о ГЧП, необходимо сгладить противоречия всех нормативно-правовых актов о собственности, исходя из того положения, что результатом ГЧП должна быть общественная польза, а не выгода отдельных субъектов хозяйствования;

- разработка методологической базы и единой информационной системы ГЧП в России;

- учреждение единого государственного органа, определяющего политику развития ГЧП;

- формирование реальной конкуренции в экономике, благоприятных условий не только для больших финансово-промышленных групп, но и мелкого и среднего предпринимательства, а также для применения ГЧП в социальном секторе России;

- образование специальных отраслевых банков финансирования наподобие Россельхозбанка РФ;

- организация сети региональных и муниципальных консультационных центров по внедрению и использованию ГЧП с широким привлечением малого и среднего бизнеса;

- внесение изменений в законодательства о концессиях с целью популяризации этой формы ГЧП и устранения большого числа квазиконцессий из социально-экономических отношений РФ;

- разделение механизмов ГЧА и государственного (муниципального) заказа на законодательном уровне;

- редактирование закона о приватизации государственного и муниципального имущества, в частности внесение дополнений о передаче имущества на основании ГЧП;

- обеспечение прозрачности партнёрства и работы государственных, муниципальных органов, особенно относительно проведения конкурсов на ГЧП, заключения контрактов на государственные и муниципальные закупки;

- разработка и внедрение отраслевых долгосрочных целевых проектов ГЧП;

- укрепление основ гражданского общества и ценностей свободы, равенства как в личных, так и в общественных отношениях;

- обмен прогрессивным международным опытом в сфере ГЧП;

- сотрудничество с учебными заведениями для подготовки необходимых специалистов в области юриспруденции, государственного управления, экономики;

- построение инновационной инфраструктуры, научно-технологической базы ГЧП;

- пропаганда ГЧП и повышение общего уровня правовой культуры среди населения РФ.

Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации» состоит из 13 статей и должен вступить в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8, которая вступит в силу 1 января 2014 г. Она дополняет вторую часть Налогового Кодекса, вводя в него понятие соглашения о государственно-частном партнёрстве. В законопроекте определяется понятие ГЧП, стороны соглашения о партнёрстве, обязательства сторон (публичной и частной), в т.ч. полномочия государства, муниципальных органов. Соглашение о партнёрстве представляет собой договор с элементами различных договоров. В ст. 12 предусматривается переходный период продолжительностью в 360 дней, на протяжении которого законодательство субъектов РФ должно быть согласовано с Законом.

По результатам парламентских слушаний и общественного рассмотрения был выявлен ряд недостатков Проекта, с которыми нельзя не согласиться. Среди наиболее значимых несовершенств мы можем отметить:

- сохранение конкуренции норм права этого документа и других нормативно-правовых актов;

- отсутствие определения принципов ГЧП;

- нерешенность вопроса о действии уже принятых нормативно-правовых актов о ГЧП в субъектах РФ;

- незащищенность публичной стороны соглашения о ГЧП: в случае преждевременного расторжения договора или сворачивания контракта государству намного сложнее возместить убыток;

- отсутствие разъяснений соотношения концессионных соглашений и договоров ГЧП, особенностей их правоприменения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение норм, способствующих коррупции и злоупотреблениям. Так, в ст. 3 законопроекта речь идет о том, что принимать участие в механизме ГЧП не могут организации, 100% акций которых принадлежат государству. Однако даже при владении 0,01% акции частный партнёр может получать всю прибыль от проекта, а вся финансовая нагрузка и ответственность при этом ложится на государственный орган. Здесь просматривается и другой недостаток -нехватка норм о соразмерности финансовых вложений партнёров;

- отсутствие определения процедуры проведения конкурсных процедур органами местного самоуправления;

- недостаток норм о процедуре инвестирования (в частности не определена роль Инвестиционного фонда);

- нарушение правил концессии: законопроект допускает передачу государственного имущества концессионерам, что не предусмотрено законом «О концессии».

Заключение

1. На наш взгляд, законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации» следует отправить на доработку. А также следует принять ряд других мер по совершенствованию организационно-правовых и социально-экономических условий развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации.

2. Если в России будет сформировано чёткое институциональное поле развития государственно-частного партнёрства и снижен уровень коррупции, то накопленный опыт позволит модернизировать экономику регионов, оптимизировать бюджетную политику, а значит, сделать государственное управление и экономику РФ намного более эффективными.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аржаник Е.П. Проблемы развития государственно-частного партнёрства в России //

Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2012. — Т. 6. № 161. — С. 22-26.

2. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / В.Г. Варнавский,

А.В. Клименко, В.А. Королев [и др.]. — М.: Высшая школа экономики, 2010. — 228 с.

3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы

становления // Отечественные записки. — 2004. — № 6 (21).

4. Данасарова С.Д. Институт частно-государственного партнёрства: становление и

развитие в России: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: спец. 08.00.01. - Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2007. - 24 с.

5. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного

партнерства.

6. Иголкина Л.М. Инновационное развитие экономики Российской Федерации на основе

государственного-частного партнёрства // Глобализация экономики и развитие промышленности: теория и практика. — СПб.: Издательство СПбГПУ, 2013. — С. 203-233.

7. Лоскутова М.В. Государственно-частное партнёрство в условиях модернизации

экономики России // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 2. — С. 53-59.

8. Мейер М. В. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Scorecard? / Пер.

с англ. О.Г. Корсунского. — М.: Вершина, 2004. — 240 с.

9. Паспорт проекта Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-

частного партнёрства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.