Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в области профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли'

Развитие государственно-частного партнерства в области профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в области профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли»

- исследование качества непрерывного образования в соответствии с современными требованиями к образовательным услугам;

- разработку механизма реализации социального партнерства применительно к различным группам специальностей.

Глубинные изменения, переживаемые системой труда и занятости, требуют уделять больше внимания профессиональному обучению, которое становится стратегическим средством развития и поддержания конкурентоспособности учреждения. Социальное партнерство в области среднего профессионального образования и обучения является гарантом процветания и стабильности образовательной организации и ее социальных партнеров.

Таким образом, во взаимодействии рынка труда и системы профессионального образования начинаются складываться принципиального новые партнерские отношения. Работодатели, служба занятости и образовательная организа-

- социальное партнерство -

ция все более активно сотрудничают в процессе подготовки кадров, мы ищем точки соприкосновения и конструктивного диалога, основанные на установлении определенного баланса интересов сторон и их интеграции в единое целое.

1. Вербенко Б. В. Некоторые особенности развития системы профессиональных образовательных организаций современной России // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Чивилихинские чтения — 2016». — 2016. — Ч. 3. — С. 100-102.

2. Пережовская А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования // Образование и воспитание. — 2015. — № 2. — С. 13-16.

3. Нюденова Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях вуза (на примере Калмыцкого госуниверситета) // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — № 1. — С. 28-31.

развитие государственно-частного партнерства в области профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров

для строительной отрасли

С. В. Топорков, директор ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания» Ю. В. Сметанникова, заместитель директора по учебно-производственной работе

Строительный комплекс, формирующий 5,5 % ВВП страны и обеспечивающий занятость 3 млн человек, сохраняет позиции важной социально значимой и системообразующей сферы российской экономики.

Сегодня, когда финансово-экономический кризис тяжело отразился на инвестировании строительства, а отрасль переживает период перехода на новый уровень своего развития (систему саморегулирования), возникает множество вопросов, требующих публичного обсуждения. Вне всякого сомнения, одной из важных проблем отрасли является дефицит кадров, прежде всего квалифицированных. Одной из главных причин этой проблемы эксперты называют состояние образовательной системы, обслуживающей нужды строительного комплекса.

Нельзя не признать, что нормативная база подготовки кадров строительной отрасли несо-

С. В. Топорков

Ю. В. Сметанникова

вершенна. Можно констатировать: за разработку профессиональных стандартов брались многие организации, но ни в одном случае работа не была доведена до конца. В итоге модель грамотного специалиста, которого мы хотели бы получить, не очевидна ни образова-

- социальное партнерство -

тельным учреждениям, ни строительным организациям.

Перечисленные проблемы имеют системный характер и должны решаться на самом высоком уровне. Для совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли Министерством регионального развития РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается объединение усилий Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере, общественных организаций и иных представителей экспертного сообщества в деле решения общей задачи.

Анализ состояния строительной отрасли в Кемеровской области показывает, что строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей экономики Кемеровской области и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач ее развития. Основу строительного комплекса составляют строительно-монтажные, проектные организации, а также предприятия по выпуску строительных материалов и конструкций.

В составе строительного комплекса Кузбасса сегодня работает свыше 75 крупных подрядных организаций, 50 крупных и средних предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, 19 ведущих проектных организаций, более 3 тысяч предпринимательских структур (малый бизнес). В отрасли занято около 7 % всего трудоспособного населения области. По основным показателям деятельности строительный комплекс Кемеровской области входит в пятерку наиболее развитых среди регионов Сибирского федерального округа.

Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания на протяжении 50 лет ведет подготовку рабочих кадров по 10 специальностям для строительной отрасли Кузбасса. Можно с уверенностью сказать, что выпускники техникума востребованы на рынке труда г. Новокузнецка и Кемеровской области. По данным центра занятости населения г. Новокузнецка, на декабрь 2015 г. в банке вакансий преобладают заявки от строительных организаций — это 2864 рабочих места.

Для техникума в современных условиях социальное партнерство выступает средством и результатом высокого уровня его развития, показателем стабильности, гибкости и готовности своевременно реагировать на внешние изменения. На современном этапе главной це-

лью образовательной организации является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности, способной быстро адаптироваться к длительной профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире.

В техникуме разработана программа развития социального партнерства на 2015-2020 гг. Это уже четвертая программа с 2002 года.

Главными социальными партнерами техникума являются ООО «Электромон-таж-4», ОАО «Новокузнецкметаллургмон-таж», ОАО «НЗРМК им. Крюкова», ООО «Тур-стройсервис», ООО «Геркулес-Сибирь», ФГОУ «СИБГИУ». За многолетнее сотрудничество директора предприятий ООО И. Б. Головин («Электромонтаж-4»), Кочетков А. В. (ОАО «НММ») награждены медалью «За бизнес во имя созидания». С каждым предприятием техникум заключает долгосрочные договоры о совместной подготовке, не только на проведение всех видов практик, но и на развитие учебно-материальной базы.

Одна из наиболее сложных задач в процессе подготовки кадров — это освоение обучающимися практических умений и навыков по профессии. Для выполнения этой задачи в образовательном учреждении должна быть создана современная учебно-материальная база. Поэтому с целью повышения уровня подготовки выпускников, выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов и запросов работодателей техникум ведет постоянную работу по укреплению и развитию учебно-материальной базы. Это одно из основных направлений программы развития техникума на 2013-2018 гг.

Наше преимущество — это комплексный подход к формированию учебно-материальной базы, соответствующей современным требованиям. В учебном процессе активно используем ресурсы учебных мастерских и лабораторий при подготовке кадров по нескольким профессиям.

Так, электромонтажная мастерская оборудована на средства гранта и социальных партнеров, используется при подготовке по четырем профессиям и специальностям. Учебная мастерская отделочников и цех по производству изделий из ПВХ оборудованы на собственные средства, используются при подготовке по четырем специальностям. Созданная на средства гранта и социальных партнеров учебная

мастерская ЖКХ используется при подготовке по трем специальностям. Также все мастерские и лаборатории используются при получении смежных профессий. В 2016 году смежную профессию получили 91 % выпускников.

С 2014 года в техникуме реализуется проект модернизации учебно-материальной базы сварочной мастерской. Сегодня сварочное производство представлено различным современным сварочным оборудованием. Социальный партнер техникума ООО «Электромонтаж-4» принимает активное участие в реализации проекта модернизации учебно-материальной базы сварочной мастерской.

Техникум является базой для проведения областных конкурсов профессионального мастерства и региональных соревнований WSR. Быть в движении WSR — играть в высшей лиге профессионалов. За три года студенты техникума пять раз становились призерами и победителями отборочного регионального тура WSR по компетенциям «монтаж электрики», «сварочное дело», «флористика»; пять раз призерами и победителями областных конкурсов профессионального мастерства по профессиям «электромонтажник», «сварщик», «мастер отделочных строительных работ».

Особое внимание в техникуме уделяется организации практики. На первом курсе практические занятия проводятся в учебных мастерских. При необходимости привлекаются специалисты предприятий социальных партнеров. Со 2-го курса все виды практик организованы на предприятиях социальных партнеров на самостоятельных рабочих местах.

В техникуме осуществляется практико-ори-ентированное обучение, обусловленное тре-

Что же является самым важным в современном профессионале? Гибкость и мобильность, способность постоянно совершенствоваться, разносторонность, необходимость владеть смежными специальностями, современными технологиями, иностранными языками. Например, владение

- СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО -

бованиями ФГОС. Формирование профессиональных, общих компетенций студентов требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено использованию деятельностного подхода через внедрение практико-ориентирован-ных задач. Преподаватели формируют умения и знания с ориентацией на профессиональные компетенции. Теоретические занятия выстраиваются на примерах реального производства, практические работы максимально приближены к производственной деятельности. Практи-ко-ориентированное обучение напрямую связано с практическим обучением студентов, с их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения учебной, производственной (по профилю специальности), преддипломной практик. Программы практик направлены на освоение практического навыка, конкретной профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС.

Одним из важных условий привлечения внимания реальных партнеров может явиться эффективное использование данных о выпускниках. В техникуме формируется банк данных о студентах, желающих попробовать свои силы в качестве соискателя определенной вакансии на первичном или вторичном рынке занятости. Информационный обмен по вопросам занятости с соответствующими службами, собственные маркетинговые данные позволяют оперативно информировать студентов, заинтересованных в получении работы, о вакансиях.

Подтверждением вышеизложенного являются высокие результаты ГИА выпускников по строительным специальностям и профессиям:

английским языком или компьютером уже давно из преимущества превратилось в необходимость, причем в совершенно разных сферах деятельности. Но самое главное качество — это осознанность и чувство ответственности, нравственность и творческое отношение к миру и жизни.

Выпуск Количество выпускников, чел. Качество ГИА, %о Трудоустройство, %о

2014 год 107 98 87

2015 год 93 97 91,3

2016 год 93 88 92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.