Научная статья на тему 'Развитие гиперзвуковых технологий и создание многоразовых систем выведения космических аппаратов как один из путей диверсификации аэрокосмической отрасли'

Развитие гиперзвуковых технологий и создание многоразовых систем выведения космических аппаратов как один из путей диверсификации аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
577
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МНОГОРАЗОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / УДЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ВЫВЕДЕНИЯ НА ОРБИТУ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Володин Сергей Владленович, Корунов Станислав Сергеевич

Цель исследования: определение возможных путей развития космической деятельности в направлении совершенствования систем выведения космических аппаратов на орбиту Методология: инженерно-экономические методы анализа аэрокосмических систем на основе математического моделирования в сочетании со статистическими методами, а также использование технологий управления проектами Результаты: анализ программ развития гиперзвуковых технологий и создания многоразовых систем выведения космических аппаратов, оценка удельной стоимости выведения на орбиту в зависимости от кратности их применения Заключение: показано, что развитие многоразовых систем выведения космических аппаратов является перспективным направлением, которое может опираться на результаты более частных программ исследования гиперзвуковых технологий и в долгосрочной перспективе стать основой достижения конкурентных преимуществ в освоении космического пространства в различных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HYPERSONIC TECHNOLOGIES AND CREATION OF REUSABLE SPACECRAFT LAUNCH SYSTEMS AS A WAY TO DIVERSIFYING THE AEROSPACE INDUSTRY

Background: definition of possible ways of development of space activity in the direction of improvement of systems of removal of spacecraft’s into an orbit Materials and methods: engineering and economic methods of the analysis of space systems on the basis of mathematical modeling combined with statistical methods, and the use of project management techniques Results: the analysis of programs of development of hypersonic technologies and the creation of reusable systems for spacecraft’s, the evaluation unit cost of launch, depending on the multiplicity of their application Conclusions: it is shown that the development of reusable systems for spacecraft is a promising direction that can rely on the results of a partial study programs hypersonic technologies and in the long run become the basis of achievement of competitive advantages in the exploration of space for various purposes.

Текст научной работы на тему «Развитие гиперзвуковых технологий и создание многоразовых систем выведения космических аппаратов как один из путей диверсификации аэрокосмической отрасли»

4.4. РАЗВИТИЕ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ МНОГОРАЗОВЫХ СИСТЕМ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ

АППАРАТОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Володин Сергей Владленович, кандидат технических

наук, доцент, старший научный сотрудник

Место работы: Московский авиационный институт

[email protected]

Корунов Станислав Сергеевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой 509

Место работы: Московский авиационный институт

[email protected]

Аннотация: Цель исследования: определение возможных путей развития космической деятельности в направлении совершенствования систем выведения космических аппаратов на орбиту

Методология: инженерно-экономические методы анализа аэрокосмических систем на основе математического моделирования в сочетании со статистическими методами, а также использование технологий управления проектами

Результаты: анализ программ развития гиперзвуковых технологий и создания многоразовых систем выведения космических аппаратов, оценка удельной стоимости выведения на орбиту в зависимости от кратности их применения

Заключение: показано, что развитие многоразовых систем выведения космических аппаратов является перспективным направлением, которое может опираться на результаты более частных программ исследования гиперзвуковых технологий и в долгосрочной перспективе стать основой достижения конкурентных преимуществ в освоении космического пространства в различных целях.

Ключевые слова: аэрокосмическая отрасль, гиперзвуковые технологии, диверсификация, многоразовые космические системы, удельная стоимость выведения на орбиту.

THE DEVELOPMENT OF HYPERSONIC TECHNOLOGIES AND

CREATION OF REUSABLE SPACECRAFT LAUNCH SYSTEMS AS A WAY TO DIVERSIFYING THE AEROSPACE INDUSTRY

Volodin Sergei V., associate Professor, Ph.D. in Technical, Senior Researcher

Work place: Moscow aviation institute

[email protected]

Korunov Stanislav S., Head of the Department Economy Aerospace industry, Ph.D. in Economy Work place: Moscow aviation institute

[email protected]

Annotation: Background: definition of possible ways of development of space activity in the direction of improvement of systems of removal of spacecraft's into an orbit Materials and methods: engineering and economic methods of the analysis of space systems on the basis of mathematical modeling combined with statistical methods, and the use of project management techniques

Results: the analysis of programs of development of hypersonic technologies and the creation of reusable systems for spacecraft's, the evaluation unit cost of launch, depending on the multiplicity of their application

Conclusions: it is shown that the development of reusable systems for spacecraft is a promising direction that can rely on the results of a partial study programs hypersonic technologies and in the long run become the basis of achievement of competitive advantages in the exploration of space for various purposes. Keywords: aerospace, hypersonic technology, diversification, reusable space systems, the unit cost of removal into orbit.

Важнейшей задачей аэрокосмической отрасли является придание импульса к ее дальнейшему развитию. Повышение спроса на космические услуги с одной стороны может формироваться путем предложения их новых видов (неценовая форма стимулирования спроса) и с другой стороны - путем снижения стоимости услуг (ценовая форма).

Основными критериями экономической эффективности космической программы с позиции государственного заказчика и исполнителя могут служить ее общая и годовая стоимость (в долгосрочном периоде и для планирования погодового бюджетирования соответственно). С точки зрения оператора космических услуг ключевыми показателями являются стоимость запуска РН или удельная стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту.

В настоящее время удельная стоимость выведения полезных нагрузок является достаточно высокой, в особенности в области их малой величины, что является входным барьером на рынок космических услуг со стороны более широкого круга их потребителей (рис. 1 по данным [6]).

Володин С. В., РАЗВИТИЕ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ МНОГОРАЗОВЫХ

Корунов С. С. СИСТЕМ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ

ДИВЕРСИФИКАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

(а) низкие околоземные орбиты

(б) геостационарная орбита

Рис. 1. Удельная стоимость выведения.

Наиболее перспективными направлениями с точки зрения снижения стоимости услуг является диверсификация деятельности аэрокосмической отрасли и взаимосвязанная с ней коммерциализация отраслевых технологий. Развитие гиперзвуковых технологий и создание многоразовых космических систем (МКС) выведения космических аппаратов (КА) представляется одним из путей, ведущих в этом направлении.

Инженерные разработки первых проектов МКС проводились, начиная с середины прошлого столетия. Примерно к 1980-м гг. сформировался широкий спектр кон-

цепций МКС в диапазоне от вариантов со спасением отдельных ступеней до одноступенчатых воздушно-космических самолетов (ВКС) с различными типами силовых установок, включая комбинированные - на основе ракетных и воздушно-реактивных двигателей различных типов (примеры некоторых из них представлены на рис. 2). В целом эти исследования не вышли из стадии разрозненных поисковых НИР, подкрепленных ограниченными по объему наземными экспериментами и единичными тематическими летными испытаниями.

(а) спасаемая первая ступень многоступенчатой МКС с решетчатыми крыльями

(б) одноступенчатый ВКС с комбинированной силовой установкой Рис. 2. Некоторые концепции МКС 1980-х гг.

В период 1990-х гг. инженерные исследования проектов МКС были существенно дополнены их экономическим обоснованием. Достаточно достоверным параметром, в значительной мере определяющим стоимость МКС, была признана ее сухая масса, что было соответствующим образом отражено в выводах ряда отечественных и зарубежных работ [7-9].

В период 1990-х гг. в рамках межведомственных НИР «Орел» и «Гриф» при сопоставимых исходных данных и допущениях были выполнены реалистичные для того времени инженерно-экономические оценки различных концепций МКС и ВКС [5]. В организациях авиационной отрасли внимание акцентировалось на системах горизонтального старта (авиационно-

космические системы - АКС), а в ракетно-космической отрасли - на вертикально стартующих системах.

Значительный объем системных исследований по экономике МКС различных типов был выполнен в Московском авиационном институте совместно с организациями вышеуказанных отраслей. При этом особое внимание было уделено корректности оценок АКС как наиболее уязвимых для критики с позиций сторонников концептуально менее проблематичных МКС с вертикальным стартом. Некоторые сводные результаты инженерно-экономического обоснования концепций МКС, рассмотренных в 1990-х гг., представлены на рис. 3 по данным работы [1].

■ I ■ . 1 | 9 11,1., в н иен ■ и 1 1 I К 1 I в

с у ■■¿Л".'.. II

:EÍ¿ и § fill 9 llifl 1.

1 я i 1 Hi.

Рис I. Сопоставление вариантов МТКС к одноразовых тенге-

лей ПО общим стоимостным характеристикам. Вес оценки привезены к иенам 1992 г

Стоимостные Оценки HIT учитывают ра (лични в коммерческом использовании сопоставляемы^ вариантов.

ш.УКи'Мраит—!

Йл. Jl

ВЗ В4

Рис. 2. Общий Bita перспективных концепций российски* МТКС.

Рие 3. Рйулнцты сравнительной экономической оценки по некоторым вариантам российских лсгспсктавцых МТКС.

Рис. 3. Инженерно-экономическое обоснование концепций МКС 1990-х гг.

Совокупность различных факторов повлияла на свертывание масштабных работ по созданию МКС. По результатам проведенных исследований был написан ряд научных трудов, посвященных различным аспектам создания МКС, среди которых можно выделить работы [2-4].

После завершения масштабной программы Space Shuttle нередко приходится встречать суждения о порочности самой идеи создания многоразовых систем выведения. Не останавливаясь на подробном инженерно-экономическом анализе этих утверждений, возможно оценить подходы к решению

Володин С. В., РАЗВИТИЕ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ МНОГОРАЗОВЫХ

Корунов С. С. СИСТЕМ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ

ДИВЕРСИФИКАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

назревших задач перевода облика систем выведения в новое качество на основании изучения тех стадий их исследований и разработок, которые свидетельствуют о серьезных намерениях в данном направлении.

В этом отношении, прежде всего, следует выделить текущие программы эксплуатации частично многоразовых систем и летные испытания прототипов таких систем или их отдельных элементов, в том числе и в таких более широких областях, как исследования гиперзвуковых технологий. Доведение до стадии летных испытаний является ключевой вехой любой программы, которая необходима (но не гарантирует во всех случаях позитивного результата) для первичной оценки принятых

проектных решений, возможности будущей эксплуатации с точки зрения техники и экономики.

Необходимо отметить устойчивость тренда на переход направленности исследований от фундаментальных к прикладным, а также увеличение числа объектовых программ по сравнению с тематическими.

Изучение американских программ в направлении развития гиперзвуковых технологий и создания многоразовых систем выведения космических аппаратов было ограничено периодом времени с начала текущего столетия. При этом можно выделить более десяти основных программ, прямо или косвенно относящихся к указанным направлениям, что можно увидеть из данных таблицы 1.

Таблица 1

Программы летных испытаний и эксплуатации американских ЛА в рамках отработки гиперзвуковыхтехнологий и многоразовых систем выведения в XXI веке

Название задачи 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Space Shuttle

Boeing X-37b Dream Chaser V W

Scaled Composites LLC w—

Blue-Origin V

Hyper-X I

Boeing Wave rider >—

DARPA Hypersonic Test Vehlcl

Advanced Hypersonic Weapon Space X

Завершение эксплуатации Space Shuttle не привело, как иногда считается, к дискредитации идеи многоразовых систем выведения. Следует отметить регулярную эксплуатацию двух частично многоразовых систем - Pegasus (компания Orbital Sciences Corporation) и Boeing X-37b. В первом случае многоразовой является платформа обеспечения воздушного старта -дозвуковой самолет-носитель Lockheed Martin L-1011 Stargazer. Во втором - наиболее интересный элемент системы - орбитальный самолет X-37b (Orbital Transport Vehicle - OTV).

К смежному направлению развития упомянутых систем можно отнести находящуюся в стадиях летных испытаний и опытной эксплуатации частично многоразовую ракету-носитель (РН) Falcon 9 v1.2 (компания Space X, спасение первой ступени). Очевидно, идея создания многоразовых систем выведения продолжает находить своих сторонников, несмотря на сложность инженерных проблем, изначально более низкую относительную полезную нагрузку по сравнению с одноразовыми РН и худшую экономичность в условиях низких грузопотоков на орбиту.

Мотивация к продолжению работ по созданию многоразовых систем выведения основывается на учете ряда факторов, часть из которых может стать определяющей для ситуации в будущем:

- необходимость и возможность решения ряда задач, недоступных для одноразовых РН;

- ужесточение экологических и правовых факторов, в контексте которых осуществляется и расширяется регулярная эксплуатация систем выведения;

- технологические прорывы, способные принципиально изменить облик современных систем выведения и придать им новые свойства;

- рост грузопотоков, связанный с коммерциализацией космических технологий и расширением спроса на космические услуги.

Рассмотрим особенности прочих аэрокосмических программ, отмеченных в таблице 1, применительно к созданию

многоразовых систем выведения.

Орбитальный самолет с несущим корпусом Dream Chaser разрабатывается компанией SpaceDev - подразделением Sierra Nevada Corporation на основе боле раннего проекта HL-20. Предназначен для доставки на низкую околоземную орбиту грузов и экипажей численностью до 7 человек. В 2013 году его летный прототип был сброшен с вертолета для отработки планирования и посадки на взлетно-посадочную полосу. При посадке не выпустилась левая стойка шасси, и летательный аппарат (ЛА) получил незначительные повреждения.

Частная аэрокосмическая компания Scaled Composites LLC занимается разработкой частных пилотируемых гиперзвуковых ракетопланов для космического туризма. Ее ЛА Space Ship One является вторым в истории авиации пилотируемым гиперзвуковым ракетопланом после North American X-15. После катастрофы 31 октября 2014 года аппарата Space Ship Two VSS Enterprise была разработана и впервые испытана 8 сентября 2016 года новая модель Space Ship Two VSS Unity.

Частная аэрокосмическая компания Blue-Origin создана в 2000 году для развития космического туризма. Разрабатывает и испытывает ряд различных многоразовых ЛА с вертикальным стартом и посадкой.

Программа Hyper-X включает X-43 - одноразовый беспилотный экспериментальный ЛА с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ВРД), построенный по программе NASA «Hyper-X» - разработка самолёта. Для вывода на требуемую скорость и высоту использовался разгонный блок ракеты Pegasus. В первом полете в 2001 году был уничтожен через 11 секунд после сброса с самолета-носителя из-за ошибки в системе управления. Два других ЛА в 2004 году успешно выполнили программу, причем в третьем полете был установлен мировой рекорд скорости 11200 км/ч.

Таблица 2

Ключевые полеты американских ЛА в рамках программ отработки гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения

Володин С. В., Корунов С. С.

РАЗВИТИЕ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ И СОЗДАНИЕ МНОГОРАЗОВЫХ СИСТЕМ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аппарат Boeing Waverider X-51A - гиперзвуковой крылатый ЛА, также с гиперзвуковым ВРД, разрабатываемый в рамках концепции быстрого глобального удара, основная цель которой - сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет. Наиболее успешный испытательный полет был осуществлен в 2013 году (достигнутая высота 18200 метров, число Маха М=5,1, продолжительность полета 6 минут, дальность 426 км).

Гиперзвуковой ЛА Hypersonic Test Vehicle Falcon HTV-2 был предназначен для полёта в атмосфере с гиперзвуковой скоростью и разрабатывался с 2003 года агентством министерства обороны США по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA). Испытание в 2010 году было неудачным, в 2011 году -частично удачным. По мнению основных интересантов проекта, на выполнение своих задач Falcon HTV-2 пока не способен.

Альтернативой описанной выше как менее рискованной была программа под эгидой Сухопутных войск США - Advanced Hypersonic Weapon (AHW - «перспективное гиперзвуковое оружие») - гиперзвуковой планирующий ЛА HGB (Hypersonic Glide Body). Является частью инициативы МО США «Быстрый глобальный удар» по разработке глобальных систем вооружения способных поражать цели в любых регионах мира не более чем через один час после запуска. Проведено два летных испытания - в 2011 и 2014 гг., причем частично успешным было только второе из них.

В таблице 2 приведена хронология основных полетов американских ЛА в рамках программ отработки гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения, включая эксплуатационные полеты систем Space Shuttle, Pegasus, X-37b и Falcon 9 v1.2. Для ЛА компаний Scaled Composites LLC и Space X в список полетов включены только те из них (в том числе и частично успешные), в которых были достигнуты наиболее значимые результаты.

Изучение таблицы 2 показывает, что за рассматриваемый период произведено около ста полетов, связанных с эксплуатацией упомянутых многоразовых систем и исследованиями гиперзвуковых технологий. Если исключить регулярную эксплуатацию Space Shuttle и Pegasus (в сумме составляют примерно 46 запусков, в ряде которых также можно отметить элементы научных исследований), на долю испытательных полетов в ряде случаев совмещенных с эксплуатацией (X-37b и Falcon 9 v1.2) приходится около 50 - в среднем порядка трех в год.

В таблице 3 приведены сведения об основных задачах развития гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения в ходе реализации наиболее известных аэрокосмических программ США.

Таблица 3

Матрица решаемых задач по развитию гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения входе реализации аэрокосмических программ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По своей сложности с большим отрывом от остальных задач, отмеченных в таблице 3, и без гарантии успеха стоит создание гиперзвукового ВРД. Наиболее отработанным выглядит воздушный старт, однако следует отметить, что во всех отмеченных запусках сбрасываемая ракетная система или ракетоплан были намного меньше самолета-носителя по габаритно-массовым характеристикам. Для более тяжелых систем типа российского МАКС или находящегося в процессе производства американского Stratolaunch может возникнуть потребность в решении ряда научно-технических проблем, связанных с влиянием масштабного эффекта при соизмеримых размерах носителя и космической системы. Проблемы создания гиперзвукового, суборбитального или орбитального ЛА зависят не только от расчетного диапазона полетных условий, но и в значительной мере определяются принятой для его реализации концепцией. С технической точки зрения вполне решаемой представляется задача эксплуатации системы выведения с системой вертикальной посадки ступеней, однако экономический эффект от этого нуждается в дальнейшем уточнении.

Отдельно следует сказать о проектах систем выведения с горизонтальной посадкой первых ступеней. В случае первой ступени с фиксированной геометрией крыла возникает задача создания крылатого ЛА с большими внутренними объемами топливных отсеков и с расчетными случаями нагружения конструкции, близкими к авиационным. Дополнительную сложность придает установка ВРД если требуется возврат к точке старта. Однако температурные условия являются более щадящими по сравнению с орбитальными ступенями. Еще сложнее может оказаться решение задачи установки на первую ступень крыла изменяемой геометрии.

Создание одноступенчатого ЛА как средства выведения сталкивается с комбинацией еще больших сложностей и определяется возможностью создания крупногабаритных и легких жаропрочных и жаростойких конструкций с размещением криогеники в топливных отсеках и, вероятно, значительно более перспективных двигательных установок.

В целом тенденции развития гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения, определяемые решаемыми в аэрокосмических программах задачами, выглядят следующим образом:

- спасение всех ступеней системы выведения при стремлении к уменьшению их числа;

- использование воздушного старта при умеренных габаритно-массовых характеристиках ракетно-космической системы;

расширение областей автономного полета крылатых ступеней (гиперзвуковой, суборбитальный и орбитальный полет);

- расширение диапазона работы ВРД до гиперзвуковых скоростей.

Оценки показывают, что при условии полной или частичной

реализации этих тенденций удельная стоимость выведения КА на орбиту в перспективе может быть значительно снижена (рис. 4), что может радикальным образом переформатировать космическую деятельность за счет вывода части наземной инфраструктуры различных отраслей в космос.

—РН

■ -МКС [ 1^10) —МКС (1=100)

10000 15000

млн, кг

Рис. 5. Схема функционирования двухступенчатой МКС.

При этом наблюдается интересный эффект: практически при любых параметрических значениях грузопотоков на орбиту и квантов полезной нагрузки оптимальным является либо применение одноразовых РН (малые грузопотоки), либо МКС с большой кратностью применения (большие грузопотоки). Т.е.

«золотой середины» - МКС с кратностью порядка нескольких запусков - не существует, т.к. резкий рост затрат на НИОКР по сравнению с РН не успевает окупиться при небольшом числе пусков МКС. Также с экономической точки зрения невыгодно применение МКС в качестве сверхтяжелых средств выведения при фиксированных грузопотоках, т.к. с учетом малого потребного числа пусков преимущества их многоразовости не успевают реализоваться. Эти факторы для различных значений суммарных грузопотоков и полезных нагрузок в обобщенном виде отражены на рис. 6.

(а) малые грузопотоки

Рис. 4. Удельная стоимость выведения на низкие околоземные орбиты с помощью РН и МКС (г - кратность применения).

Допущения, принятые в расчетах: фиксированный грузопоток (одинаковое число запусков N=1000 и одинаковая полезная нагрузка для двухступенчатой РН и МКС вертикального старта, рис. 5); отношение стартовой массы МКС к РН равно 3,5; аналогичное отношение сухих масс - 4,1; увеличение стоимости ОКР по созданию МКС по сравнению с РН составляет 4,4...8,7 при кратности г=10...100.

(б) большие грузопотоки Рис. 6. Модельный пример оценки стоимости космической программы.

Аэрокосмические программы, описанные в настоящей статье, на первый взгляд, являются достаточно разрозненными. Однако по достижении некоторой критической массы результатов работы в данных направлениях они могут быть скоординированы на более высоком уровне для повышения их эффективности. В этом случае ожидаемые от результатов развития гиперзвуковых технологий и многоразовых систем выведения космических аппаратов возможности в будущем можно представить следующим образом:

- достижение положительного синергетического эффекта от взаимопроникновения и объединения различных технологий;

- открытие новых направлений практического развития многоразовых систем выведения (полная многоразовость, внедрение перспективных двигательных установок, снижение ступенчатости вплоть до создания одноступенчатого аппарата);

- развитие инфраструктуры и накопление опыта регулярной эксплуатации подобных систем.

Таким образом, развитие многоразовых систем выведения космических аппаратов является перспективным направлением, которое может опираться на результаты более частных

Володин С. В., Корунов С. С.

РАЗВИТИЕ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ МНОГОРАЗОВЫХ СИСТЕМ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

программ исследования гиперзвуковых технологий и в долгосрочной перспективе стать основой достижения конкурентных преимуществ в освоении космического пространства в различных целях, а добровольный отказ от работ в этом направлении следует признать ошибочным.

Список литературы:

1. Белова Г.Н., Володин С.В., Гудкова Т.И., Кукушкина С.Н. Повышение экономичности транспортных космических операций на основе многоразовых ТКС различных размеров и облика. XIX-XXI научные чтения по космонавтике. Избранные труды. - М: «Война и мир», 1999. с. 185-193.

2. Бузулук В.И. Оптимизация траекторий аэрокосмических летательных аппаратов. - Москва - Жуковский, 2008. - 476 с.

3. Володин С.В., Корунов С.С. Менеджмент аэрокосмических программ: инженерно-экономический подход. - М.: Издательство «Доброе слово», 2014. - 248 с.

4. К.А. Карп, В.П. Плохих. Концептуальные исследования многоразовых аэрокосмических систем горизонтального старта. - М.: Издательство МАИ, 2006. - 248 с.

5. Журнал «Новости космонавтики». Форум. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum10/ (дата обращения 05.11.2016).

6. Техника. Ракеты-носители. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecoruspace.me/ (дата обращения 05.11.2016).

7. Gstattenbauer Greg. J. Cost comparison of expendable, hybrid, and fully reusable launch vehicles. Air Force Institute of Technology / Wright Patterson Air Force Base, Ohio. AFIT/GSS/ENY/06-M06.

8. Koelle, D.E., Koelle. H. Future low-cost space transportation system analysis. Acta Astronautica, Volume 6, issue 12 (December, 1979), p. 1635-1667. ISSN: 0094-5765 DOI: 10.1016/0094-5765(79)90004-3 Elsevier Science.

9. Shkadov L.M., Denisov V.Ye., Lazarev V.V., Plokhikh V.P., Volodin S.V., Chervonenko K.A. and Skipenko V.V. «The comparative analysis of various aerospace system concepts»// Acta Astronautica Vol.35, №1, 1995, pp. 47-54.

РЕЦЕНЗИЯ

В работе, представленной на рецензирование, представлено инженерно-экономическое обоснование одного из актуальных направлений развития современной ракетно-космической техники - создание многоразовых систем выведения космических аппаратов.

Актуальность тематики статьи не вызывает сомнений, поскольку данная тематика интенсивно развивается в последние годы, что нашло отражение в ряде исследовательских, целевых и коммерческих аэрокосмических программ. К их числу можно отнести ввод в регулярную эксплуатацию космоплана Х-37Ь, летно-конструкторские испытания многоразовой первой ступени в составе ракеты-носителя Falcon 9 vl.2 и ряд других программ различной направленности и масштаба.

Представлен ретроспективный анализ широкого спектра концепций многоразовых космических систем и эволюции подходов к оценке их экономических характеристик, а также ряд полученных результатов. Обобщены данные по текущим тематическим и объектовым программам развития гиперзвуковых технологий и создания многоразовых систем выведения, представлены соответствующие план-графики.

Авторами сформулированы основные критерии экономической эффективности космических программ, приведены результаты сравнительных оценок такого важного показателя, как удельная стоимость выведения единицы массы полезной нагрузки современными одноразовыми PH и перспективными многоразовыми ракетно-космическими системами выведения.

Показано, что создание многоразовых систем выведения космических аппаратов является перспективным направлением диверсификации аэрокосмической отрасли, способствующей решению ею новых задач и дальнейшей коммерциализации космической деятельности.

В своей статье авторы используют современные подходы к анализу особенностей наукоемких программ. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и совершенствовании методологии управления аэрокосмических проектов на этапах предварительного технико-экономического обоснования.

Работа представляет несомненный практический и методический интерес для разработчиков аэрокосмической техники, а также для сотрудников образовательных учреждений в области экономики и менеджмента.

Отмеченные соображения позволяют рекомендовать представленную статью к публикации трудов III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. РУДН и космос: 55 лет вместе» в специальном выпуске журнала «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал».

Заведующая сектором мониторинга состояния научно-технического комплекса ФГБУН Института проблем развития науки Российской академии наук (ИПРАН РАН), д-р экон. наук, проф.

Л.П. Клеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.