Рисунок 1. - Прирост показателей общей и специальной физической подготовленности исследуемых акробаток за период эксперимента (%).
В заключении хотим отметить, что на наш взгляд, на тренировочном этапе подготовки (свыше 2-х лет) необходимо изменение всей соревновательной программы в течение каждого цикла подготовки. Разработанную экспериментальную методику подготовки акробаток рекомендуем применять как вариативный комплекс подготовки спортивных акробаток на тренировочном этапе подготовки.
Список литературы
1. Игнашенко А.М. Акробатика / А.М. Игна-шенко. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. -171 а
2. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика / В.В. Козлов. - М.: Владос, 2015.
- 629 а
3. Коркин В.П. Акробатика / В.П. Коркин. -М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 994 а
4. Сосина В.Ю. Акробатика для всех / В.Ю. Сосина. - М.: Олимпийская литература, 2016.
- 847 а
5. Приказ Министерства спорта РФ от 30 декабря 2014 г. № 1105 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика».
6. ACRO-Tables-of-Difficulty-2017-2020 г.г.
РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ПОКОЛЕНИЯ «АЛЬФА»
Мирошникова Л.Ю.
преподаватель
Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия "
Бразнец Е.С. преподаватель
Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия"
DEVELOPING AGILE SKILLS AS A WAY TO EDUCATE GENERATION «ALPHAS»
Miroshnikova L.
lecturer
Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education « The Russian State University ofJustice»
Braznets E. lecturer
Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»
Аннотация
Статья посвящена пониманию особенностей обучения представителей поколения «альфа» в современных условиях. Устанавливается эффективность развития «гибких» навыков, соответствующих потребностям эпохи, проводится анализ значения универсальных навыков, а также освещаются пути их формирования.
Abstract
The article is devoted to understanding the peculiarities of functions for teaching the representatives of the "alpha" generation in modern conditions. The effectiveness of the development of "flexible" skills that correspond to the needs of the era is established, the importance of universal skills is analyzed, and the ways of their formation are highlighted.
Ключевые слова: поколение альфа, «жесткие навыки», «гибкие навыки», диджитал-перспектив-ность, теория социальных поколений, «печа-куча».
Keywords: generation alpha, "hard skills", "flexible skills", digital perspective, theory of social generations, "pecha-kucha".
В соответствии с теорией социальных поколений, каждый период развития общества связан с формированием уникальной генерации, поведение, интеллектуальные возможности, ценностные ориентиры и эстетические предпочтения представителей которой предопределены системой объективных факторов [5]. К детерминантам поколенной специфики относятся: события в истории, технические достижения, экологическая обстановка и другие, независимые от личностных свойств особенности развития мира, которые способны оставить отпечаток не только на ценностных приоритетах индивидов, но и сформировать особое мировоззрение, соответствующее вызовам эпохи. Однако, если еще в начале ХХ в. возникновение подобных идей вызывало массу споров, то в наши дни становится очевидным тот факт, что стремительное развитие цивилизации провоцирует быструю смену поколений, в условиях которой конфликт «отцов и детей» уже воспринимается как нечто обыденное, несмотря на то, что разрыв становится все более глобальным.
Это заставляет исследователей иначе взглянуть на социокультурную сферу, в которой очевидным становится факт не только изменения предпочтений у несовершеннолетних в области культуры, но и ярко выраженная необходимость модернизации системы образования, прежние методы которой быстро теряют свою эффективность. Актуальность поднимаемой теме добавляет и тот факт, что промедление и отсутствие стратегического планирования приведет к невозможности качественного обучения нового поколения, которое неминуемо сопровождается мировоззренческим кризисом.
В период, начиная со второй половине ХХ века до наших дней, уже сменилось три поколения: поколение Х (годы рождения: 1963-1984), поколение Y (годы рождения: 1984-2000), поколение Z (годы рождения: 2000-2010). На данный момент самым молодым считается поколение А (альфа). При этом, несмотря на допустимость условности временных границ, теория У. Штрауса и Н. Хоува уже претерпевает корректировки, поскольку последняя смена поколений произошла быстрее, чем через 20 лет, как изначально предполагалось, что объясняется увеличением темпов развития цивилизации.
К поколению альфа в педагогике принято относить детей, родившихся после 2010 года. Выбор
точки отсчета не является случайным и связан сразу с несколькими событиями в диджитал индустрии. В первом десятилетии ХХ в. был выпущен первый iPad, который стал не просто удовлетворять коммуникативные потребности, но и создал бренд, расширивший границы восприятия технических средств связи и установивший стандарты для изобретаемых гаджетов. В этом же году начала функционировать социальная сеть, «Instagram», предназначенная для обмена фото и видео контентом [6].
Тот факт, что представители поколения альфа не имеют представления о жизни без технических достижений, обеспечил формирование некоторых особенностей, свойственных представителям А-по-коления. Ключевыми характеристиками альфа являются: постоянное использование ими возможностей искусственного интеллекта, технологичность как главный критерий оценки окружающего мира, актуализация нравственных ценностей, высокая степень эрудиции, тяга к свободе при осуществлении выбора, а также постоянное стремление к повышению своей образованности [4, С.185]. Необходимость реализации последней характеристики инициирует проблему организации системы образования, способной удовлетворить потребности поколения, численность которого, согласно исследованиям М. МакКриндла, к 2025 году достигнет 2 млрд. человек [6].
До недавнего времени особой актуальностью при организации процесса обучения пользовалось развитие, так называемых «жестких» навыков («hard skills»), предполагающих формирование устойчивых характеристик, связанных с профессиональными знаниями и развитием личностных качеств, имеющих значение для конкретной профессиональной сферы. Система «жестких» навыков ориентировалась на развитие умения работать с техническими возможностями, а также иных характеристик, формирование которых обеспечивалось в процессе обучения при непосредственной опоре на рациональные методы, связанные с анализом и запоминанием. Проверка эффективности развития таких навыков возможна посредством сдачи экзамена, прохождения тестирования или выполнения какого-либо профессионально ориентированного задания.
Динамичность в развитии мира и смена поколений привела к необходимости пересмотра результативности метода «hard skills». В нестабильных социальных условиях формирование узко ориентированных навыков теряет свою целесообразность и возникает потребность формирования, так называемых «гибких навыков» («soft skills»).
Под гибкими навыками понимаются «универсальные навыки, которые не связаны с какой-либо профессией или специальностью» [1, с.21], способные пригодиться в любой деятельности. В современной педагогике выделяется множество градаций характеристик, относящихся к «гибким навыкам», среди которых: творческий потенциал, способность решать комплексные проблемы, управленческие задатки, эмоциональный интеллект, эмпатичность, подвижность интеллекта и мышления и др. Систематизируя существующие свойства, можно выделить несколько групп навыков, на формирование которых должно быть ориентировано обучение представителей поколения Альфа [3].
1. Коммуникация, предполагающая разновек-торную направленность и связанная не только с умением находить общий язык с различными категориями граждан, развитием навыка пояснять свои идеи и понимать собеседника, но и способностью работать в команде, выполняя роль как руководителя, так и исполнителя. Формированию перечисленных и других характеристик, детерминированных навыком коммуникации, способствует активное внедрение в образовательную деятельность интерактивных методик, требующих высокой организованности и слаженности в работе. Также приоритетным является применение методов, развивающих умение работать с людьми.
Таким образом, при организации, к примеру, проектной работы, наилучшим образом развивающей коммуникационные способности, обязательно следует считать поэтапность в выполнении заданий. При этом смена этапа должна сопровождаться назначением нового «ситуативного лидера» [1, с.23]. Другой важной составляющей проектирования для обеспечения эффективного образования А-поколения является изменение роли педагога с центральной на организаторскую. В связи с этим в современной педагогике преподаватель скорее выполняет функции более опытного партнера, модератора [2], стирая существующие барьеры, обеспечивая процесс обучения и способствуя раскрытию творческого потенциала обучающихся.
2. Обработка информации предполагает применение многоуровневого подхода с использованием способностей к логическому мышлению, анализу данных, системности в мышлении. Учитывая тот факт, что информационные запросы современного поколения мгновенно удовлетворяются, происходит развитие ситуации, когда из всего контента, размещенного в интернете, пользователям предлагается информация, основанная на перечне их потребностей. Таким образом, возникает ситуация иллюзорного понимания того, что личность
сама определяет свои потребности и провоцирует адаптацию под них всей социальной системы. Так же происходит и в случае выбора навыка, требующего развития. Ввиду невозможности предсказания хода исторического процесса, прогнозирование того, какие навыки пригодятся обучаемому из поколения Альфа по завершению обучения фактически невозможно.
Таким образом, как это ни парадоксально, но можно предположить, что система современного образования должна по-новому взглянуть на принципы, применяемые в обучении советского периода развития нашего государства, относительно тех положений, где обучение имело системный, а не отраслевой характер. Подобный подход позволит подготовить качественный фундамент для восприятия разнопрофильной информации и адаптивность к любым изменениям. Важное значение для развития этих способностей в условиях современности имеет применение креативного подхода, расширяющего горизонты мышления, в сочетании с критическим мышлением, обеспечивающим селективность выдвигаемых представителями генерации, альфа идей.
3. Диджитал-перспективность, связанная с раскрытием заложенного в представителях современной эпохи потенциала использования цифровых разработок. Пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 наглядно продемонстрировала необходимость использования в учебном процессе средств дистанционного взаимодействия. Учитывая, что 90 % современных детей к двум годам уже обладают минимальными навыками использования планшета [6], основную сложность скорее представляет подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, способных не только эффективно применять в учебном процессе достижения цифровой эпохи, но и делать это охотно, понимая необходимость такого взаимодействия.
В контексте объединения перечисленных гибких навыков интерес представляет внедрение в отечественную систему образования японского метода «Печа-куча» (с японского условно «болтовня»), подразумевающего обучение в форме докладов, сопровождающихся мультимедийной презентацией (20 слайдов, сменяющиеся каждые 20 с.), строго регламентированных временными рамками (6 мин. 40 с.), а также вопросов по выступлению, ответов автора и обсуждения доклада (также в течение 6 мин. 40 с.). Такой метод вгоняет представителя поколения - А в жесткие временные рамки и обеспечивает развитие умения анализировать и выделять главное в информационном потоке. Также это заставляет тщательно готовиться к выступлению, что для творчески ориентированного, развивающегося в постоянно изменяющемся мире А-поколения - непростая задача.
Актуальные тенденции развития общества также приводят к тому, что педагогическое понятие нормы становится дискуссионным и трудно достижимым на практике. Поэтому отдельно следует упомянуть необходимость индивидуализации обра-
зования, основанного на учете личностных характеристик представителей А-генерации, что, к сожалению, затрудняет проведение оценки его результатов.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время восприятие обучения и образования сквозь призму теории поколений перспективно, поскольку современному обществу свойственна высокая скорость смены поколений. В свою очередь, стремительное развитие социальных потребностей и технологий делает невозможным точное предсказание дальнейших вариантов развития общества, а, следовательно, затруднительным становится определение жестких принципов в обучении, которые можно было бы считать определяющими. Это детерминирует нацеленность педагогики на выработку у обучаемых универсальных навыков, обеспечивающих гибкость мышления, формирующих устойчивую связь между обучаемым и педагогом и делающих, с точки зрения потребностей поколения альфа, обучение не только эффективным, но и увлекательным.
Список литературы
1. Бакаляр Е.Е. Гибкие навыки как слагаемые успеха в XXI веке // Учебный год. № 4 (62). 2020. С.21-23.
2. Баланкова Т.С. Печа - куча как новый подход к обучению детей поколения альфа // Студенческий форум. 2019. № 41-1 (92). С. 28-29.
3. Филиппова Е.А., Волосникова Л.М. Оценивание образовательных результатов глазами преподавателей и студентов // Современное образование: традиции и новации. 2020. № 2. С.192-198.
4. Краус Н. М., Краус К. М., Манжура О. В. Економiчна професшна освгга поколшня цифрових людей в умовах функцюнування шновацшно-шдприемницьких ушверситепв // Бiзнесiнформ. № 3. 2020. С.183-191.
5. Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. Vintage Books, New York City. 2000. 432 p.
6. Mark McCrindle. URL: https://mark-mccrindle.com
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ИНФОРМАТИКЕ
Петрунина М.Э.
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь
Муллаширов Р.Н.
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь
EFFECTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS, INFORMATICS
Petrunina M.
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Crimean branch of the Russian State University of Justice, Simferopol
Mullashirov R.
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Crimean branch of the Russian State University of Justice, Simferopol
Аннотация
В статье раскрыты основные подходы к пересмотру методики преподавания математики и информатики в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены описания ряда инновационных методов и форм работы, направленных на развитие творчества, математического мышления, креативности. Отмечена роль межпредметной интеграции в развитии общих компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся. Выделены перспективы внедрения интерактивных форм работы и методов обучения в сотрудничестве в совершенствовании образовательной деятельности и повышении качества обучения.
Abstract
The article reveals the main approaches to revising the methods of teaching mathematics and computer science in institutions of secondary vocational education. The descriptions of a number of innovative methods and forms of work aimed at the development of creativity, mathematical thinking, creativity are given. The role of interdisciplinary integration in the development of general competencies and universal educational actions of students is noted. The prospects for the introduction of interactive forms of work and teaching methods in cooperation in improving educational activities and improving the quality of education are highlighted.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, интерактивное обучение, цифровые средства обучения, интеграция, межпредметные связи, информатика, математическое мышление, обучение в сотрудничестве.
Keywords: innovative teaching methods, interactive learning, digital learning tools, integration, interdisciplinary communications, informatics, mathematical thinking, collaborative learning.