УДК 159.9.018
DOI:10.23888/humJ201648-14 ©Каращук Л.Н., Куликов А.Д., 2016
РАЗВИТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье изложены основные направления развития герменевтики и герменевтического метода как метода психологии. Проанализированы вклады: Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Обозначена проблематика определения первого человека, использовавшего герменевтический метод в истории.
Ключевые слова: герменевтика, герменевтический метод, исследование, история герменевтики.
© Karaschuk L.N., Ku.lik.ov A.D., 2016
THE DEVELOPMENT OF HER-MENEUTICS AS METHOD OF PSYCHOLOGY
Abstract. The article describes the history of hermeneutics and hermeneutic-IC method as a method of psychology. Analyzed contributions: F. Schleiermacher and W. Dlthey. These problems are the first person to use-lished her-meneutical method in history.
Key words: hermeneutics, her-meneutic method, study the history of hermeneutics.
Свое начало герменевтика берет еще в цивилизациях Древнего мира, где существовала традиция истолкования и разъяснения священных текстов. С самого начала смысл многих таких текстов был достаточно сложен и нуждался в истолковании. Это связано, например, с развитием разговорного языка, из-за которого язык священных текстов превращался в мертвый язык.
Сам термин «герменевтика» произошел от греческого слова «разъясняю, истолковываю». В основе этого термина лежит имя древнегреческого бога Гермеса - бога красноречия и вестника богов.
В эпоху Древнего мира каждая цивилизация имела свои собственные способы истолкования священных текстов, из-за чего порой возникало несколько соперничавших школ. Так, например, значительно отличаются друг от друга христианская и иудейская традиции истолкования текстов Ветхого Завета. Именно в это время и зародилась герменевтика.
В эпоху средневековья признается возможность пяти типов истолкования одних и тех же текстов, соответственно, можно говорить уже о появлении некой систематизации герменевтики.
В эпоху Возрождения герменевтика развивалась особенно бурно, решая при этом две основные задачи. Первая - это необходимость найти приемы и методы правильного прочтения античных текстов. Вторая - задача нового прочтения и интерпретации библейских текстов, которая возникла в связи с развитием протестантизма, отвергавшего «Священное Предание». Решение первой задачи способствовало становлению светской, а второй - теологической протестантской герменевтики.
В XIX в. началось становление общей герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, занимающейся исследованием любых текстов - и религиозных, и светских. Особая заслуга в этом принадлежит Фридриху Шлейермахеру и Вильгельму Дильтею. Также Ф. Шлейермахер оказал большое влияние на становление герменевтического метода в психологии.
Фридрих Эрнст Даниель Шлейермахер (1768 - 1834) - немецкий философ и протестантский теолог. Шлейермахер превратил герменевтику в универсальную теорию понимания. Предмет этой теории - тексты самого разного рода, без отбора «достойных» истолкования из множества «недостойных» истолкования. Разработанные Шлейермахером «правила понимания» не специфицируются в зависимости от типа текста (прежде считалось, что к различным произведениям - «священным», «классическим» и «авторитетным» - надлежит применять различные правила интерпретации).
«Предметом герменевтики Шлейермахер считает прежде всего тексты, являющиеся памятниками. Памятники - это тексты, которые от исследователя отделяют большая временная, историческая, культурная, языковая дистанции.»[4] Ф. Шлейермахером было создано множество принципов и методов герменевтического анализа.
Если говорить об интересующем нас аспекте герменевтического метода, то нужно сказать, что много внимания Шлейермахер уделяет психологическому истолкованию, так как оно прямо в тексте произведения не дано, не лежит на поверхности. До начала психологической интерпретации, по мнению Шлейермахе-ра, нужно обратить внимание на то, как были даны автору предмет и язык и что можно знать о его личной жизни. Имеются два метода психологического истолкования: дивинаторный и компаративный. Они не должны зависеть друг от друга, при использовании одного метода нельзя ссылаться на другой, но существенно важно иное: результаты, полученные после применения обоих методов, не должны противоречить друг другу. Наоборот, их согласование является критерием успешной психологической интерпретации. Дивинаторный метод есть метод непосредственного (интуитивно постигаемого) поиска понимания индивидуального, а компаративный метод имеет дело со всеобщим.
Сложно переоценить вклад Фридриха Шлейермахера в развитие как общей герменевтики, так и герменевтического метода, как метода психологии. Ведь именно Ф. Шлейермахер впервые в истории начал изучать психологический аспект интерпретируемых текстов.
Также важную роль в появлении общей герменевтики сыграл Вильгельм Дильтей (1833 - 1911). В рамках его концепции герменевтике приписывается особая методологическая функция. «Понимание», с которым имеет дело герменевтика, представляет собой, согласно Дильтею, не просто некий аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще.
Герменевтика в понимании Дильтея - часть более широкого методологического проекта, цель которого - обосновать особую значимость историко-гуманитарного познания, несводимость процедур такого познания к процедурам естественных наук. Своеобразие сферы, с которой имеют дело гуманитарные науки, состоит в том, что познающий субъект сам есть часть той сферы, которую ему надлежит познать. Из этой констатации вырастает знаменитая формула Дильтея, согласно которой «природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем».
Герменевтика предназначалась Дильтеем для снятия упреков, которые неизбежно следовали при ориентации на психологическое обоснование наук о духе, для построения, как ему казалось, адекватной методологии гуманитарных наук. «Он считал герменевтику теорией герменевтического метода в широком смысле и в узком смысле техникой интерпретации, представляющей средства практического искусства истолкования.»[4]
Кто же в истории первым применил герменевтический метод? Ответ на этот вопрос зависит от того, можем ли мы считать основоположником чего-либо человека, который сам не до конца понимает свой конечный результат? С одной стороны, человек первым открыл или создал что-либо, действительно сделал это раньше всех других людей в истории. Этот первооткрыватель сделал то, о чем люди его поколения, возможно, и не подозревали. С другой стороны, если данный человек не понимал, каким будет конечный результат, можем ли мы действительно говорить о, например, научном открытии, или же это было просто везение? Ведь заслуги такого первооткрывателя будут понятны только спустя время, когда другие ученые придут к такому же заключению, но с полным пониманием результата.
В качестве примера можно привести французского философа Рене Декарта, который условно считается основоположником «Рефлекторной теории». Он впервые описал безусловный рефлекс, хотя сам термин появился гораздо позднее. Или же Христофор Колумб, открывший Америку, но принявший ее за восточную
часть Азии, а Америка стала носить имя Америго Веспуччи, человека сообразившего, что это новый континент, а не часть Индии.
Но, даже ответив однозначно на этот вопрос, мы сталкиваемся с другим, не менее важным, а именно: что из себя представляет герменевтический метод? Ведь наука герменевтика существует уже множество веков.
Если отталкиваться от философской основы и видеть цель герменевтики в «постижении смысла любых знаков», то можно сказать, что абсолютно любой человек в той или иной степени пользуется герменевтикой. Ведь любой человек все время каким-либо образом понимает и интерпретирует знаки мира вокруг себя. И каждый человек интерпретирует их на основе своего опыта, нынешнего состояния, своих знаний и приходит к разным, зачастую уникальным трактовкам. Разные люди могут видеть и интерпретировать знаки, существующие только для них. И даже если рассматривать предмет герменевтики с позиции Ф. Шлейермахера как «тексты, которые от исследователя отделяют большая временная, историческая, культурная, языковая дистанции», то суть проблемы сильно не поменяется, потому что любой человек точно так же интерпретирует любое прочитанное произведение, будь то философский трактат или художественное произведение, многие из которых написаны в прошлые столетия.
Если отталкиваться от определения метода как способа достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупности приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, то становится ясно, что для применения герменевтического метода необходима цель, использование каких-либо приемов и как следствие получение результата. В таком случае первым человеком, использовавшим герменевтический метод был Зигмунд Фрейд (1856 - 1939).
В короткой книге, озаглавленной «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», Фрейд очертил «психобиографию» великого художника, ученого и изобрета-
теля эпохи Возрождения. Он начал исследование личности Леонардо да Винчи осенью 1909 года и опубликовал его в мае 1910 года.
Подобное исследование предполагает наличие способности находить «паттерны» поведения и затем связывать их с конкретными психическими процессами или «психическими механизмами».
«Паттерн» поведения является, по сути, чем-то повторяющимся во времени, или же чем-то, что с необходимостью повторяется в ключевые моменты или в каком-то конкретном окружении. Такие паттерны можно выявить по тому, что человек делает или не делает, при этом сравнивая его поведение с поведением других.
Фрейд искал такое поведение, которое оказалось бы значимым или уместным, и при этом он обращал внимание на то, что не вписывалось в типичную картину. Он указывал, что для Леонардо да Винчи характерным паттерном явилась способность браться за многие вещи одновременно, с научной и художественной точки зрения, но до конца он доводил лишь некоторые из них, и многие из его научных открытий оставались неопубликованными и неиспользованными в течение нескольких столетий. В самом деле, ученый часто настолько сильно увлекался своими научными исследованиями, что это отвлекало его от художественного творчества, благодаря которому в основном и родилась его слава.
Подводя итог, можно сказать, что герменевтический метод как метод психологии может и должен быть использован, но как и другие психологические методы он имеет определенные достоинства и недостатки. Поэтому он не может быть одинаково хорошо и результативен в различных ситуациях. Герменевтический метод требует, если это возможно, совмещения с другими психологическими методами. Что же касается ответа на вопрос о «первом в истории использование герменевтического метода», важнейшее значение здесь имеет трактовка герменевтического метода. Если понимать герменевтический метод как принцип универсального понимания истинного смысла, то впервые человек использовал гер-
меневтический метод, как только создал какой-либо продукт своей деятельности, который могли по-разному понять и интерпретировать его соплеменники. Если же понимать герменевтический метод как набор определенных методических приемов, имеющий цель и конечный результат, то первым в истории человеком, применившим герменевтический метод на практике, является З. Фрейд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гуд-вин. - СПб: Питер, 2004. - 558с.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб : Питер, 2000. - 320 с.
3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание// Философия и общество. - 2009. - №4. - С. 22-63.
4. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления// Логос. - 1999. - №10. - С. 43-88.
5. Шустов Д.И. Психологическое исследование биографий и жизненного пути [Электронный ресурс] / Д.И. Шустов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2 (5). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=76 (дата обращения: 25.10.2016).