Научная статья на тему 'Развитие геоморфологии в Санкт-Петербургском государственном университете: сто лет пути от Высших географических курсов до института наук о Земле СПбГУ'

Развитие геоморфологии в Санкт-Петербургском государственном университете: сто лет пути от Высших географических курсов до института наук о Земле СПбГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛЕТИЕ ГЕОМОРФОЛОГИИ / ПЯТЬ ЭТАПОВ / CENTENARY OF GEOMORPHOLOGY / FIVE STAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиров Андрей Иванович, Лопатин Дмитрий Валентинович

Первый этап развития геоморфологии в СПбГУ, который можно назвать начальным (с XIX в), завершился организационным оформлением кафедры геоморфологии как университетской в 1925 г. Второй этап, предвоенный (1925-1941), заложил знаменательные вехи в развитии не только геоморфологии, но и палеогеографии, четвертичной геологии и ряда других наук во всей стране. Расцвет кафедры неразрывно связан с личностями Я. С. Эдельштейна и И. Н. Гладцина. Третий, военный и послевоенный период развития геоморфологии в СПбГУ (1941-1954) характерен тем, что удалось даже в эвакуации продолжить подготовку кадров, в чем большая заслуга И. И. Бабкова. В конце 1980-х гг. заканчивается эволюционный этап развития, характеризующийся как рядом научных достижений, так и целой плеядой выпускников, развивающих геоморфологию и поныне. Этот этап неразрывно связан с именем С. С. Шульца, продолжающего идеи М. М. Тетяева. С 1990-х гг. начинается современный этап развития геоморфологии в СПбГУ, связанный с именем А. Н. Ласточкина. Почти вековой путь кафедры ознаменован, как созданием новых научных направлений и школ, знаковыми научными трудами и учебниками, организацией лабораторий, открытием новых специализаций и профилей подготовки, так и воспитанием достойных ученых, развивающих геоморфологию и другие науки о Земле в стране и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жиров Андрей Иванович, Лопатин Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOMORPHOLOGY AT ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY: A HUNDRED YEARS’ PATH FROM THE HIGHER GEOGRAPHIC COURSES TO THE INSTITUTE OF EARTH SCIENCES OF SPbSU

The initial stage of development had started in the late XIX century and finished by the year 1925 when the Department of geomorphology was completely organized within SPbSU (LSU Leningrad State University in those years). The second stage 1925-1941 can be called a prewar one. During these times, the Department of geomorphology which was having been under the supervision of Ya.S. Edelstein and I. N. Gladtsin contributed a lot to the national development of geomorphology, paleogeography, Quaternary geology and other related studies. The third stage 1941-1954 covered war and post-war periods of development. This can be called a saving stage. Most of these difficult times, I. I. Babkov was a true head of the Department, including evacuation period in Saratov. The fourth stage of development lasted until the late 1980s evolutionary period. It was characterized by a number of scientific achievements and by a whole galaxy of graduates, some of which are now further developing the geomorphology. S. S. Schultz created a school of neotectonics in continuation of the ideas by M. M. Tetyaev. The contemporary stage of development has started in early 1990s and closely connected with fruitful morphology studies by A. A. Lastochkin. In general we can say that a hundred years’ path of the Department of geomorphology of SPbSU is marked by a huge number of various achievements: establishment of new scientific branches and schools, laboratories and education profiles, publication of outstanding scientific papers and textbooks, education of scientists, developing geomorphology and other geosciences in the country and around the world.

Текст научной работы на тему «Развитие геоморфологии в Санкт-Петербургском государственном университете: сто лет пути от Высших географических курсов до института наук о Земле СПбГУ»

УДК 551.4(091)

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1

А. И. Жиров, Д. В. Лопатин

РАЗВИТИЕ ГЕОМОРФОЛОГИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СТО ЛЕТ ПУТИ ОТ ВЫСШИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КУРСОВ ДО ИНСТИТУТА НАУК О ЗЕМЛЕ СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Первый этап развития геоморфологии в СПбГУ, который можно назвать начальным (с XIX в), завершился организационным оформлением кафедры геоморфологии как университетской в 1925 г. Второй этап, предвоенный (1925-1941), заложил знаменательные вехи в развитии не только геоморфологии, но и палеогеографии, четвертичной геологии и ряда других наук во всей стране. Расцвет кафедры неразрывно связан с личностями Я. С. Эдельштейна и И. Н. Гладцина. Третий, военный и послевоенный период развития геоморфологии в СПбГУ (1941-1954) характерен тем, что удалось даже в эвакуации продолжить подготовку кадров, в чем большая заслуга И. И. Бабкова. В конце 1980-х гг. заканчивается эволюционный этап развития, характеризующийся как рядом научных достижений, так и целой плеядой выпускников, развивающих геоморфологию и поныне. Этот этап неразрывно связан с именем С. С. Шульца, продолжающего идеи М. М. Тетяева. С 1990-х гг. начинается современный этап развития геоморфологии в СПбГУ, связанный с именем А. Н. Ласточкина. Почти вековой путь кафедры ознаменован, как созданием новых научных направлений и школ, знаковыми научными трудами и учебниками, организацией лабораторий, открытием новых специализаций и профилей подготовки, так и воспитанием достойных ученых, развивающих геоморфологию и другие науки о Земле в стране и мире.

Ключевые слова: столетие геоморфологии, пять этапов.

GEOMORPHOLOGY AT ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY: A HUNDRED YEARS' PATH FROM THE HIGHER GEOGRAPHIC COURSES TO THE INSTITUTE OF EARTH SCIENCES OF SPbSU

A. I. Zhirov, D. V. Lopatin

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The initial stage of development had started in the late XIX century and finished by the year 1925 when the Department of geomorphology was completely organized within SPbSU (LSU — Leningrad State University — in those years). The second stage — 1925-1941 — can be called a prewar one. During these times, the Department of geomorphology which was having been under the supervision of Ya.S. Edelstein and I. N. Gladtsin contributed a lot to the national development of geomorphology, paleogeography, Quaternary geology and other related studies. The third stage — 1941-1954 — covered war and post-war periods of development. This can be called a saving stage. Most of these difficult times, I. I. Babkov was a true head of the Department, including evacuation period in Saratov. The fourth stage of development lasted until the late 1980s — evolutionary period. It was characterized by a number of scientific achievements and by a whole galaxy of graduates, some of which are now further developing the geomorphology. S. S. Schultz created a school of neotectonics — in continuation of the ideas by M. M. Tetyaev. The contemporary stage of development has started in early 1990s and closely connected with fruitful morphology studies by A. A. Lastochkin. In general we can say that a hundred years' path of the Department of geomorphology of SPbSU is marked by a huge number of various achievements: establishment of new scientific branches and schools, laboratories and education profiles, publication of outstanding scientific papers and textbooks, education of scientists, developing geomorphology and other geosciences in the country and around the world.

Keywords: centenary of geomorphology, five stages.

В XXI в. шансы на успех одиночек, даже самых талантливых, невелики. Концентрация усилий учёных-единомышленников вокруг научного лидера позволяет

реально заниматься фундаментальными исследованиями и отстаивать научные направления в сфере высшего образования. Такие исторически сложившиеся научные группировки называют школами. Их жизнеспособность связана с четырьмя факторами: наличием яркого научного лидера, инерционным развитием научной мысли в заданном лидером направлении, информационной емкостью идеи и задач или уникальностью изучаемого объекта, а также прочностью методологической основы. Но, анализируя историю развития геоморфологии в СПбГУ следует учесть, что развитие общества через образовательную и научную политику государства оказывает огромное ускоряющее или замедляющее воздействие на науку. Сравнивать научные достижения эпох войн, революций и реформ с итогами периодов мирного эволюционного развития не совсем корректно и достаточно сложно.

Информационно емкие школы часто вовлекают в свою сферу большое количество ученых в стране и даже мировой науке в целом. Они обычно влияют на формирование важнейших этапов развития науки, что прослеживается во многих естественных науках: в геологии — это школы плутонизма и нептунизма, дрейфа континентов, контракции, теории расширения Земли, фиксизма, мобилизма, плюм-тектоники и др.; в геоморфологии — школы эволюционно-цикличного развития рельефа, морфологического анализа рельефа, предгорной лестницы, морфострук-турная, климатическая, эволюционно-климатическая, школы картографирования рельефа и др. На рубеже 100-летнего юбилея мы ставим перед собой цель — показать эволюционный ряд смены научных школ на кафедре геоморфологии СПбГУ и влияние их на развитие геолого-геоморфологических знаний. Проходят годы, появляются новые научные направления, трансформируются старые школы, но остается фундаментальная основа, которая передается новым поколениям студентов.

Гносеологические и исторические корни геоморфологии уходят в XIX в.: знания о рельефе входили в общий круг географических знаний, поэтому деятельность кафедры географии (позднее — географии и этнографии), созданной в 1819 г. на исто-рико-географическом факультете Санкт-Петербургского университета, и тем более кафедры физики и физической географии, открытой в 1835 г. на физико-математическом факультете, носила и геоморфологический характер. Несомненно, развитию геоморфологии способствовало создание в 1845 г. Русского географического общества, которое уделяло значительное внимание изучению рельефа, особенно, малоисследованных территорий. Все возрастающее значение географии привело в начале XX в. к осознанию необходимости широкой образовательной, просветительской и экспедиционной деятельности и последующему созданию в апреле 1910 г. сначала Географического бюро под руководством В. А. Адлера (потом Л. С. Берга), а затем — Высших географических курсов (14 марта 1914), которые возглавил А. И. Воейков, но их открытие задержалось из-за войны до 17 января 1916 г. Отечественная геоморфология как наука и учебная дисциплина зародилась именно здесь под влиянием выдающихся геоморфологов-геологов Л. С. Берга и И. Д. Лукашевича, благодаря которым с 1918 г. выделилось автономное геоморфологическое направление (первое упоминание в отечественной литературе термина «геоморфология» В. Д. Ласкаре-вым приходится на 1914 г.). Решение еще царского Министерства просвещения об организации учебного географического института было «продублировано» Нар-компросом 3 декабря 1918 г. в постановлении о создании Географического Института, который является прародителем целого ряда научных и учебных заведений

(ГЭНИИ, НИГЭИ, НИИГ и факультета географии СПбГУ (с 1925)). С реорганизацией Курсов в 1919 г. в Географический институт кафедра геоморфологии выделилась в самостоятельную структурную единицу (16 декабря 1918 г. были утверждены 16 кафедр, 22 кабинета и лаборатории, в том числе «Общего землеведения с геоморфологией»), став стержневой кафедрой института. При кафедре был создан Научно-исследовательский геоморфологический институт — прообраз будущего Института географии РАН. Географический институт занимался научной, учебной и просветительской (!) деятельностью, в нем преподавали в 1919 г. 45 ученых, а занимались 577 человек. И это во время интервенции, гражданской войны и разрухи!

Первым заведующим кафедрой геоморфологии стал выдающийся геолог-геоморфолог, создатель отечественной тектонической школы, профессор М. М. Тетяев. Его школа основывалась на приоритете тектонических движений в рельефообра-зовании, а ведущим экзодинамическим фактором — индикатором тектонических движений — считалась работа речной эрозии. Тектоно-геоморфологические идеи М. М. Тетяева, благодаря его выдающемуся ученику В. В. Белоусову, господствовали в мировой тектонической школе на протяжении всего ХХ столетия. Под их влиянием родилась известная неотектоническая школа С. С. Шульца, приверженцами которой были Н. А. Флоренсов, А. Ф. Грачёв, В. Г. Трифонов, Т. В. Николаева, Г. Ф. Уфимцев, Е. Е. Мусатов, Ю. Е. Мусатов, Д. В. Лопатин и многие другие.

М. М. Тетяевым также был заложен краеугольный камень в геоморфологическое картографирование, которое развили в дальнейшем К. К. Марков и З. А. Сваричев-ская. Их заслуги заключались в том, что геоморфологическая картография на протяжении 40-50 лет стала ведущим теоретическим направлением в геоморфологии в целом. В геоморфологическом картографировании на этой основе родилось еще несколько автономных школ: А. И. Спиридонова, Д. В. Борисевича и целое направление реализации этих идей Министерством геологии СССР в рамках составления Государственной геологической карты 1:1 000 000, 1:200 000 и 1:50 000. Отметим также большой личный вклад С. В. Яковлева, его учеников и выпускников кафедры Г. С. Га-нешина, В. Ф. Чемекова, С. В. Эпштейна, В. В. Соловьёва, В. М. Рыжковой, Б. А. Борисова, М. А. Спиридонова, В. Д. Торноградского, Д. Б. Малаховского и других, сформировавших известную геоморфолого-картографическую школу ВСЕГЕИ.

Первый этап развития геоморфологии в СПбГУ, который можно назвать начальным (с конца XIX в. по 1925 г.), завершился организационным оформлением кафедры геоморфологии как университетской. В XIX в. до момента дифференциации географии, геоморфология развивалась в ее русле, а в 10-х гг. XX в. стараниями выдающихся ученых Л. С. Берга, И. Д. Лукашевича, М. М. Тетяева и др. выделилась сначала как самостоятельное, значимое научное направление, а позднее — как частная географическая наука, нашедшая свое пристанище на Высших географических курсах и в Географическом институте, но, в первую очередь, под сенью Санкт-Петербургского университета.

14 мая 1925 г. Географический институт (его учебная часть) в качестве географического факультета вошел в состав СПбГУ, деканом стал акад. А. Е. Ферсман, а кафедра геоморфологии с проф. Я. С. Эдельштейном во главе стала университетской. Эдельштейн разработал новый курс геоморфологии, в котором уделялось внимание как экзодинамическим, так и эндодинамическим, процессам, и издал в 1933 г. первый в России учебник «Введение в геоморфологию», в 1948 г. переизданный как

«Основы геоморфологии» (2008). В курсе делался акцент на систематизацию форм рельефа по морфологии, генезису и возрасту, была обоснована методология геоморфологической триады. Эту книгу Д. А. Тимофеев считал одной из важнейших, заложивших основы отечественной геоморфологии, на которой было воспитано не одно поколение высококлассных геоморфологов. Я. С. Эдельштейн уделял большое внимание полевому описанию рельефа и издал несколько справочных руководств (1935, 1947), ориентированных не только на географов, но и геологов, благо с 1907 г. и всю последующую жизнь трудился в Геологическом комитете, Центральном геологоразведочном институте. В «Кратком методическом руководстве для производства геоморфологических наблюдений в поле» (1947) на 66 страницах наряду с методическими указаниями были описаны различные типы долин, речные террасы, рельеф междуречных пространств, равнинных и горных. Якову Самойловичу удалось коротко и систематично изложить понятия генетической геоморфологии и программу сбора и обработки геоморфологических данных. Большое значение имеют труды Я. С. Эдельштейна, посвященные региональной геоморфологии и геологии: «Геоморфологический очерк Западно-Сибирской равнины» (1936) и др.; его работа «Верхнепалеозойские слои Дарваза» (1908) была удостоена РГО в 1912 г. медали Н. М. Пржевальского. Даже в эвакуации в Свердловске он руководил работой по составлению геоморфологической карты Урала. В 1933-1937 гг. Я. С. Эдельштейн был деканом факультета, а в последние годы (1944-1949) возглавлял сразу две кафедры — геоморфологии и общей геологии. Был огульно обвинен во вредительстве, арестован в 1949 г. и погиб в тюрьме в 1952 г.

Его трудами была заложена самая крупная и авторитетная общегеоморфологическая школа, развитая и упроченная в дальнейшем И. Н. Гладциным. Многие представители этой школы стали ведущими преподавателями различных вузов (в том числе ЛГУ и МГУ) и специалистами в геологических организациях страны.

С 1930 по 1941 г. заведующим кафедрой становится ученик Я. С. Эдельштейна профессор И. Н. Гладцин, блестяще владевший несколькими европейскими языками, поэт в душе, писавший, что «география заставляет человека смотреть на мир не через узкую щель своей специальности, а с высоты птичьего полета, где с высокой горы она показывает ему все царства мира». Его научные интересы лежали в области общей и региональной геоморфологии, изучения геоморфологических процессов. Им создается первый университетский учебник «Геоморфология СССР» (1939). В 1931 г. обязанности заведующего кафедрой исполняет проф. Б. Л. Личков, работавший в Геоморфологическом институте АН СССР (сейчас — Институт географии РАН) и увлекавшийся глобальными проблемами Земли и подземной гидросферы (после долгих лет заключения он вернулся в ЛГУ, возглавив кафедру гидрогеологии). Профессор Б. Л. Личков, энциклопедически образованный человек, ближайший друг и оппонент В. И. Вернадского, — геоморфолог, геолог, планетолог, гидрогеолог, оказал огромное влияние на формирование научных и профессиональных знаний многих студентов и коллег.

Этот период связан с небывалым расцветом кафедры. И. И. Гладцин не создал собственной школы, но в силу незаурядных творческих, педагогических и организаторских способностей сформировал благоприятный климат для расцвета творческих начал сотрудников кафедры, а будучи деканом, после Я. С. Эдельштей-на, — и факультета. В этот период работают такие известные педагоги и ученые

как Б. Л. Личков, И. И. Бабков, А. И. Яунпутнинь, К. К. Марков, В. Я. Филиппович, М. А. Лаврова и первые выпускницы аспирантуры О. М. Знаменская и З. А. Свари-чевская. А. И. Яунпутнинем был разработан новый оригинальный курс полевой геоморфологии, продолженный впоследствии О. М. Знаменской в виде однодневных и многодневных геоморфолого-картировочных маршрутов по Карельскому перешейку. В настоящее время эту практику проводят проф. Д. Ю. Большиянов и доц. С. Ф. Болтрамович. Тесно сотрудничает с кафедрой и почвовед И. П. Герасимов, который оставил свой след в развитии геоморфологии, обогатив ее учением о морфо-скульптуре и морфоструктуре, понятием «геотектура» (1946) и др. После переезда в Москву И. П. Герасимов долгие года был признанным лидером всей отечественной геоморфологии. По трагическому стечению обстоятельств, Иван Николаевич Глад-цин, в начале Великой Отечественной войны оставленный в г. Пушкин для подпольной работы, был ошибочно обвинен в предательстве и погиб.

И. Н. Гладцин создал все условия для молодого и талантливого ученика К. К. Маркова, который в 26 лет защитил докторскую диссертацию, став самым молодым профессором ЛГУ. Приняв от Я. С. Эдельштейна в 1931 г. курс по четвертичной геологии, он по-новому истолковал фактический материал, широко использовал метод актуализма при палеогеографических реконструкциях. Впервые в палеогеографии плейстоцена были применены методы палинологического и диатомового анализа. По его инициативе при кафедре создаются две палеогеографические лаборатории: лабораторию спорово-пыльцевого анализа возглавил Г. А. Благовещенский (в дальнейшем И. М. Покровская, Е. С. Малясова и др.), а диатомового анализа — А. П. Жузе. Уже в 1937 г., продолжая традиции своего учителя Я. С. Эдельштейна, издавшего с И. П. Герасимовым в 1909 г. первую обобщающую работу на русском языке о ледниковых формах гор — «Инструкцию для изучения следов древнего оледенения», — будущие академики К. К. Марков и И. П. Герасимов выпустили первый отечественный учебник «Четвертичная геология» и монографию «Ледниковый период на территории СССР». И. Н. Гладцин способствовал становлению самобытной четвертичной и палеогеографической школы К. К. Маркова, которая уже в Москве получила широкое развитие в МГУ и стране в целом. На кафедре геоморфологии ЛГУ под влиянием идей Л. С. Берга, М. М. Тетяева, Я. С. Эдельштейна, В. Н. Сукачёва, Б. Л. Личкова, И. Н. Гладцина и В. Пенка произошло становление К. К. Маркова как ученого; в Москве он издал начатое до войны первое «Геоморфологическое районирование СССР» (1947), опубликовал «Основные проблемы геоморфологии», создав концепцию геоморфологических уровней (1948).

В этот период в практику научных исследований и образовательный процесс кафедры стала активно внедряться геоморфологическая съемка. Концепция геоморфологической триады (морфология, генезис и геологический возраст) как основы легенд геоморфологических карт, разработанная К. К. Марковым, получила дальнейшее развитие в трудах аспирантки кафедры З. А. Сваричевской, которой в 1937 г. впервые удалось создать рабочую легенду и макет крупномасштабных геоморфологических карт. В. Я. Филиппович, читая курс региональной геоморфологии, существенно модернизировал его в соответствии с новыми данными.

После отъезда К. К. Маркова в Москву в 1937 г. курс четвертичной геологии читает профессор М. А. Лаврова, долгое время работавшая в арктических регионах под руководством выдающегося полярного исследователя П. В. Виттенбурга и просла-

вившаяся тем, что первой пересекла Новоземельский архипелаг вдоль. Она вырастила не одно поколение полярных морских геологов и геоморфологов, некоторые из них работают и поныне.

В 1930-е гг. резко возрастает интерес к выпускникам кафедры геоморфологии — специалистам в области четвертичной геологии, палеогеографии, палинологии и поисковой геоморфологии, что было связано с активизацией геолого-съемочного и поискового производства, вызванного индустриализацией страны. Потребителями геоморфологов всех направлений становятся ВСЕГЕИ, НИИГА, ВНИГРИ, АНИИ, многочисленные геологические управления, тресты, экспедиции, инженерно-изыскательские и поисковые партии, работающие в различных регионах страны.

Так завершился второй этап развития геоморфологии в СПбГУ предвоенный (1925-1941), заложивший знаменательные вехи в развитии не только геоморфологии, но и палеогеографии, четвертичной геологии и ряда других наук во всей стране. Кадровый расцвет на кафедре неразрывно связан с личностями И. Н. Гладцина и Я. С. Эдельштейна.

В период с 1941 по 1945 г. после ухода на фронт большого количества сотрудников заведующим кафедрой становится доцент И. И. Бабков, начавший свою педагогическую деятельность еще в 1924 г. будучи студентом. Его научные интересы были связаны с региональными геолого-геоморфологическими и географическими исследованиями Крыма, Азовского и Черного морей. Энциклопедически образованный человек, блестящий оратор, популяризатор науки, читая общую геоморфологию для всего географического потока, он умел увлечь аудиторию и привлечь на кафедру лучших студентов, а его книга «По солнечному Крыму» до сих пор пользуется популярностью. Незаурядный организатор И. И. Бабков отдал много сил в годы войны для сохранения кафедры и ее работы, как в блокадном Ленинграде, так и в Саратове, куда она была эвакуирована в марте 1942 г.

После снятия блокады кафедра вновь возвратилась в Ленинград. В 1945 г. ее-опять возглавил Я. С. Эдельштейн, который руководил кафедрой до своего ареста в 1949 г. Вновь, благодаря его авторитету и организаторским способностям, кафедра занимает достойное место в университете и становится столь же популярной, как и до войны. С 1946 г. возобновляется стационарная полевая геоморфологическая практика в Саблино, проводимая с 1921 г. С 1947 г. вводится специальный курс по общей геоморфологии, разработанный и читаемый З. А. Сваричевской. В нем рассматриваются эндогенные и экзогенные факторы рельефообразования при ведущей роли эндогенных (в традиции школы М. М. Тетяева). С 1945 г. на кафедре преподает курсы геоморфологии СССР и материков ученик Я. С. Эдельштейна, крупнейший специалист в области четвертичной геологии доцент Н. Н. Соколов. Заканчивают аспирантуру Е. Н. Азбукина, А. К. Рюмин и Ю. Ф. Чемеков, ставший крупным геоло-гом-четвертичником и палеогеографом, теоретиком геоморфологии.

В период с 1949 по 1954 г. кафедрой снова руководит Иван Иванович Бабков, затем его ненадолго сменяет профессор, лауреат Сталинской премии И. М. Покровская (1950). Палинолог с мировой известностью, одновременно руководившая лабораториями палинологии в ЛГУ и ВСЕГЕИ, она создала и развила уникальную школу палинологов. Некоторые ее ученицы достигли больших успехов не только в Санкт-Петербурге, но и в Новосибирске, Иркутске и других городах. Позже в ЛГУ Ирину Митрофановну сменила ее ученица Е. С. Малясова. Резко увеличивается выпуск

палинологов, хорошо разбирающихся в вопросах стратиграфии четвертичных и древних отложений, некоторые из них до сих пор работают в СПбГУ и других учреждениях. С 1955 г. курс четвертичной геологии начинает читать Ольга Михайловна Знаменская, уделяющая большое внимание палеогеографическим реконструкциям плейстоцена.

Третий, военный и послевоенный, период развития геоморфологии в СПбГУ (1941-1954) характерен тем, что удалось сохранить костяк коллектива и продолжить подготовку кадров высокого уровня, обеспечив восстановление научного потенциала кафедры, в чем большая заслуга И. И. Бабкова. Война нанесла большой урон кафедре и всему университету.

Двадцать лет, с 1954 по 1974 г., кафедру возглавлял профессор С. С. Шульц. Его как ученика М. М. Тетяева и выпускника кафедры интересовало применение геоморфологического анализа при изучении тектонического рельефа гор. В начале 1930-х гг. он вводит в научный обиход понятие «новейшая тектоника», понимая под этим термином скользящий во времени начальный период глобальных горообразовательных процессов в складчатых поясах всех гор Земли. На примере гор Средней Азии он доказал, что анализ рельефа является основным методом познания молодой тектоники, а возрастная нижняя граница новейшего тектонического этапа развития структуры земной коры не везде одинакова и связана с начальным этапом последнего глобального этапа горообразования. С. С. Шульца критиковали за это В. А. Обручев и Н. И. Николаев, но в итоге термин «неотектоника» обычно дается в трактовке С. С. Шульца. Именно он является основоположником школы новейшей тектоники в рамках общей геотектоники. Наиболее последовательными приверженцами его школы были выпускники кафедры А. Ф. Грачёв, Т. В. Николаева, П. М. Долуханов, Д. В. Лопатин, Е. Е. Мусатов, Ю. Е. Мусатов, А. А. Веселов и представители других научных центров: Н. А. Флоренсов (сам создавший горно-геоморфологическую школу в Сибирском регионе), Г. Ф. Уфимцев, Б. В. Томилов, В. Г. Трифонов, С. С. Шульц мл. и др.

С появлением С. С. Шульца учебный план студентов-геоморфологов был перестроен. Центральным стал курс «Геотектоника и новейшая тектоника», в котором рассматривались многие общие вопросы геотектоники, геологические, геофизические, дистанционные и геоморфологические методы изучения новейших тектонических движений. Геологическую и геоморфологическую съемку он считал лучшей школой подготовки специалистов геологов-геоморфологов. Сложный материал курса доходчиво излагался им и легко воспринимался слушателями. Он учил студентов навыкам самостоятельной работы с источниками на разных языках. Не нарушая сложившихся традиций и школ, С. С. Шульц укреплял ленинградскую школу геоморфологов, отличавшуюся широкой геологической и геоморфологической подготовкой. Выпускники, специализирующиеся в области новейшей и современной тектоники, были готовы применять знания геоморфологии при геолого-съемочных и поисковых работах. В учебный план были введены 12 новых дисциплин, разработанных преподавателями кафедры и специалистами ленинградских НИИ: «Методы геолого-геоморфологического дешифрирования АФС», «Рельеф Земли по космическим данным», «Методы морских геолого-геоморфологических исследований», геологические дисциплины, необходимые при подготовке геоморфологов. Также стали готовить выпускников-геоморфологов к работе в области морских и прикладных геолого-геоморфологических исследований.

С 1960 г. профессором З. А. Сваричевской была начата разработка единой временной геоморфологической шкалы на основе цикличности и планетарной синхронности этапов развития рельефа Земли. Далее она была продолжена профессором Ю. П. Селиверстовым. Результаты этих исследований вошли в курсы по региональной, общей и прикладной геоморфологии.

Новые учебные планы потребовали и новых преподавателей. Преподавателем кафедры становится ее выпускник и выпускник кафедры структурной геологии, аспирант С. С. Шульца А. Ф. Грачёв. Его научные интересы заключались в теории и картографировании новейшей тектоники, изучении тектонического рельефа рифтовых зон Земли. После ухода С. С. Шульца он ведет его курсы, Крымскую практику для студентов и подготавливает целый ряд продолжателей школы своего учителя: Е. Е. и Ю. Е. Мусатовых, И. М. Порошина, И. Б. Антонова, А. А. Веселова и др. Будучи аспирантом, А. Ф. Грачёв становится соредактором «Карты новейшей тектоники Арктики масштаба 1 : 5 000 000», а позднее, заведуя лабораторией в ИФЗ РАН, следуя школе С. С. Шульца, издает «Карту новейшей тектоники Северной Евразии масштаба 1 : 5 000 000». В 1979 г. А. Ф. Грачёв защищает докторскую диссертацию и переезжает в Москву в ИФЗ РАН. Для изучения и преподавания планетарной геоморфологии на кафедру приглашается Г. Н. Каттерфельд, разработавший вслед за Б. Л. Личковым и М. В. Стовасом ротационную гипотезу развития Земли и рельефа земной поверхности.

В 1960-е гг. в НИИ Географии, а фактически при кафедре, С. С. Шульц создает лабораторию планетарной трещиноватости, сотрудниками которой становятся Т. В. Николаева, Р. И. Баева, Р. А. Борисова и Ю. М. Миханков, которые проводят целый ряд научных исследований.

С 1974 по 1986 г. заведующим кафедрой становится доцент А. К. Рюмин, чьи научные интересы были связаны с геоморфологической съемкой и геоморфологическими методами поисков россыпных полезных ископаемых. Он разрабатывает новые методы изучения горных ледников: одним из первых использует радиолокацию при изучении подледного рельефа горных ледников. Александр Корнильевич читал курсы «Геоморфологическое картирование», «Прикладная геоморфология», «Общая геоморфология», геоморфологию всему потоку географов. Его лекции отличались четкостью, свободой подачи сложного материала и пользовались популярностью у студентов.

В 1970-е гг. профессорско-преподавательский состав претерпел серьезные изменения. На консультационную работу уходит С. С. Шульц. Покидают кафедру Е. Н. Азбукина, А. Ф. Грачёв, Г. Н. Каттерфельд. Становятся преподавателями кафедры Т. В. Николаева, много лет работавшая в лаборатории планетарной трещиноватости и проводившая геоморфолого-съемочные работы на Дальнем Востоке и в Монголии. Ее научные интересы были связаны с проблемами развития рельефа и новейшей структуры орогенных областей «Темени Азии» и вопросами планетарной тре-щиноватости. Обладая широкой геолого-геоморфологической эрудицией, она читала лекции и проводила занятия по методике полевых геолого-геоморфологических исследований, региональной геоморфологии СССР и России, новейшей тектонике. Ее уважали сотрудники и любили студенты, называя «кафедральной мамой».

После ухода А. Ф. Грачёва на кафедру в 1979 г. приходит Б. Г. Фёдоров — широко образованный географ-геоморфолог-геолог с практикой работы над серией палеогеографических карт под руководством профессора А. В. Хабакова — известного

геолога-планетолога и палеогеографа, написавшего монографию по геоморфологии Луны. Будучи теоретиком и практиком, литературно образованным человеком и хорошим поэтом, Борис Григорьевич умел зажечь молодежь своими лекциями, увлечь в научные странствия на практиках в Крыму, Саблино и Кузнечном. Круг его научных интересов находился в сфере морской геологии, динамической и прикладной геоморфологии, системного анализа в геоморфологии. Его сын — Григорий Борисович ныне работает на кафедре, являясь геоморфологом, известным исследователем палеогеографии и озер арктических регионов.

С 1971 г. на кафедре преподает Дмитрий Брониславович Малаховский, крупнейший исследователь четвертичной геологии и палеогеографии Северо-Запада России. В 1972 г. он защитил сразу докторскую (минуя кандидатскую) диссертацию и в течение трех десятилетий возглавлял на кафедре четвертичное направление, читая лекции и организуя практики. Его перу принадлежит более ста пятидесяти научных работ, а его ученик Д. Ю. Большиянов является в настоящее время одним из профессоров кафедры и продолжает активную работу.

С 1979 по 1989 г. с кафедрой тесно сотрудничает ее выпускник профессор Ю. П. Селиверстов, известный геоморфолог и впоследствии Президент РГО. Круг его интересов касался разработки вопросов теоретической, региональной, гипергенной геоморфологии, новейшей тектоники и общего землеведения. Он автор курсов «Вопросы гипергенной геоморфологии», «Прикладная геоморфология суши» и «Эволюция географической оболочки».

В конце 1980-х гг. заканчивается четвертый, эволюционный, этап развития геоморфологии в СПбГУ, характеризующийся не только рядом научных достижений, но и целой плеядой выпускников, развивающих геоморфологию и поныне. Этот этап неразрывно и заслуженно связан с именем С. С. Шульца, с созданной им школой, продолжающей идеи М. М. Тетяева. С 1990-х гг. начинается современный этап развития геоморфологии в СПбГУ.

С 1986 по 2002 г. кафедрой заведовал профессор Александр Николаевич Ласточкин. Имея базовое физико-географическое образование, он всю свою деятельность осуществлял в системе Министерства геологии — во ВНИГРИ и ВНИИОкеангеоло-гия. Круг его научных интересов включал общую теорию геоморфологии, системный анализ в географии и геоморфологии, новейшую тектонику, поисковую геоморфологию нефтегазовых областей, морскую геоморфологию, а также поисковую геологию суши и дна Мирового океана. Большую известность получили его труды «Методика морского геоморфологического картографирования» (1982), «Морфо-динамический анализ» (1987), «Рельеф земной поверхности (принципы и методы статической геоморфологии)» (1991), «Геоэкология ландшафта» (1995), «Системно-морфологическое основание наук о Земле» (2002), «Общая теория геосистем» (2011), а также двухтомная монография «Субгляциальная геоморфология», посвященная изучению подледного рельефа Антарктиды (2006, 2007). Со своей последовательницей А. Г. Зинченко он издал руководство по геоморфологической съемке морского дна, утвержденное Минприроды в 2001 г., переведя положения системно-морфологического анализа рельефа в практическую плоскость. В трудные 1990-е гг. А. Н. Ласточкин поддерживал коллектив кафедры, сохраняя высочайшую работоспособность, являл пример того, как можно работать даже в этих условиях; он был дважды награжден премией СПбГУ за научные труды.

Был пересмотрен учебный план, куда включили методологическое основание — теоретические достижения руководителя кафедры, — которое объединяет все геоявления, геопроцессы, геополя и геопотоки земной поверхности, соединяет многие геоморфологические направления и составляет общую геоморфологию как генерирующую дисциплину в физической географии. Такая постановка вопроса, в полном соответствии с названием дисциплины «Общая теория геосистем», способствует созданию единства наук о Земле, которое должно быть противопоставлено процессу дезинтеграции и узкой специализации географических отраслей.

А. Н. Ласточкиным изменяется базовый курс «Общая геоморфология», вводятся новые курсы «Геоморфологические основы геоэкологии», «Субгляциальная геоморфология». Реанимируются давно не читаемые курсы. В 1992 г. профессором Ниной Валентиновной Скубловой разрабатывается курс по специальному геолого-геоморфологическому дешифрированию аэрокосмических снимков. В 2000 г. он модернизируется доцентом Д. В. Лопатиным с целью приближения его содержания к выполнению практических геолого-съемочных, геолого-поисковых работ в третьей редакции ВСЕГЕИ и показу индикационной роли рельефа при изучении разноглубинного строения литосферы. Существенно меняется содержание курса «Новейшая тектоника» за счет современных представлений о новейшей геодинамике не только суши, но и Мирового океана. Данный курс читался профессором Е. Е. Мусатовым, а затем доцентом Ю. Е. Мусатовым. Им же создается новый оригинальный курс «Геоэкологические аспекты геодинамики». Доцентом Д. В. Лопатиным читается курс «Компьютерные технологии в геоморфологии», а главное — не имеющий аналогов курс «Теория и методология геоморфологии», по которому издан учебник в 2013 г.

С введением новых курсов не были разрушены и старые школы: структурной геоморфологии, заложенная М. М. Тетяевым и развитая С. С. Шульцем (А. Ф. Грачёв, Т. В. Николаева, Е. Е. Мусатов, Ю. Е. Мусатов, Д. В. Лопатин и др.), палеогеографии и геологии четвертичного периода, заложенная Я. С. Эдельштейном, развитая К. К. Марковым, И. П. Герасимовым (также выпускником кафедры), профессором Д. Б. Малаховским и его учениками — профессором Д. Ю. Большияновым, известным полярником, автором теории «пассивности оледенения» и доцентом Г. Б. Фёдоровым. Поддерживается и традиционное для кафедры направление геоморфологического картографирования. Были сохранены общегеографические и специальные геолого-геоморфологические практики в Саблино и в Крыму, геолого-геоморфологические многодневные маршрутные практики на Валдае, в Себежском национальном парке, в Приладожье, однодневные экскурсионные на Карельском перешейке.

С начала 1990-х гг. наступают тяжелые времена из-за крайней ограниченности средств. Кафедра остро нуждалась в новом оборудовании, ремонте помещений, финансировании полевых работ и практик, средствах на закрепление молодых кадров и поддержание опытных. Многие сотрудники досрочно завершают свой трудовой путь в СПбГУ, а здоровье иных было подорвано тяготами этого периода. После трагической гибели проф. Евгения Евгеньевича Мусатова и кончины доц. Таисии Васильевны Николаевой в 2001 г. на кафедре остается лишь один профессор — А. Н. Ласточкин и 4 кандидата наук.

В 2002 г. на заведование кафедрой был приглашен ближайший ученик А. Н. Ласточкина, доктор педагогических наук, кандидат географических наук, профессор Андрей Иванович Жиров. Его научные интересы в 1980-х гг. лежали в области

структурной геоморфологии и ее реализации в процессе геоморфологической и ландшафтной индикации нефтяных месторождений Западной Сибири. Развивая идеи своего учителя, А. И. Жиров переводит их в практическую сферу геоэкологии, инженерной геоморфологии и инженерной экологии. Вместе А. Н. Ласточкиным он создает учебник по геоэкологии в 4 частях для педагогических вузов (1995, 1997, 1999, 2002). Лично и в соавторстве пишет ряд монографий, среди которых можно отметить «Теоретические основы геоэкологии» (2001), «Динамические структуры болотных систем Северо-Запада России» (2003), «Проблема совершенствования профессионального эколого-географического образования в условиях реформирования российской высшей школы» (2010).

В 2005 г. сотрудниками кафедры было издано в издательстве «Академия» учебное пособие для университетов «Геоморфология» с учетом развития геоморфологической науки, которое было переиздано в 2011 г. для бакалавриата. Два новых издания (2007, 2012) коснулись и «Методического руководства по учебной полевой геоморфологической практике», также созданного коллективом кафедры. А. И. Жиров, А. Н. Ласточкин и В. В. Дмитриев подготовили первый учебник для университетов «Прикладная экология» (2008), переизданный в 2012 г., ориентированный на морфо-динамическую идеологию всего естествознания и вооружение специалистов-экологов методикой экологических исследований. В 2008 г. накануне Пленума Геоморфологической комиссии РАН, проходившего в СПбГУ, вышла коллективная монография «Прикладная геоморфология на основе общей теории геосистем», отвечающая запросам специалистов, проводящих геологические, ландшафтные, экологические, биогеографические, почвенные, микроклиматические, инженерно-геологические исследования, работы по картированию и оценке земель, загрязнения, планированию рационального землепользования.

Под руководством и при личном участии А. Н. Ласточкина более 10 лет проводились исследования подледного рельефа Антарктиды, которые вылились в создание не имеющего аналогов в мире «Геоморфологического атласа Антарктики» в русскоязычном (2011) и англоязычном вариантах (2013).

В этот период заведующий кафедрой А. И. Жиров сосредоточил свои усилия на укреплении педагогической работы, сохранении основных научно-образовательных направлений кафедры, введении новых учебных планов и программ в связи с переходом на двухуровневое обучение по новому образовательному стандарту, на укреплении материально-технической базы и кадрового потенциала. В 2006 г. была открыта новая специализация «Геоморфология, четвертичная геология и палеогеография полярных стран», а в 2011 г. — профиль подготовки бакалавров «География полярных стран».

В тесном сотрудничестве с профессором, специалистом в области геохронологии Владиславом Юрьевичем Кузнецовым, благодаря полученному гранту Правительства РФ в 2010 г., удалось создать современную лабораторию «Геоморфологические и палеогеографические исследования полярных регионов и Мирового океана» на базе двух лабораторий (проф. Х. А. Арсланова и В. Ю. Кузнецова) с привлечением не только геоморфологов, но и картографов (Ю. М. Артемьев). Достойной наследницей дела И. М. Покровской и Е. С. Малясовой стала доцент Л. А. Савельева, руководящая палинологическими исследованиями в лаборатории и изданием «Атласа фотографий пыльцы дельты р. Лена» (2013). Дело известного ученого Евгения

Владиславовича Максимова продолжил в лаборатории его сын к.г.н. Ф. Е. Максимов. Благодаря лаборатории удалось объединить полевые, аналитические и картографические работы, добиться целого ряда новых результатов. За три года были выпущены 3 атласа, отдельные карты арх. Шпицберген (доц. В. В. Шарин), 6 монографий (В. Ю. Кузнецов, Ф. Е. Максимов «Методы четвертичной геохронометрии в палеогеографии и морской геологии» (2012), Д. Ю. Большиянов, А. С. Макаров и др. «Происхождение и развитие дельты реки Лены» (2013), Д. В. Лопатин, Б. Д. Томилин «Сибирские геоморфологические школы» (2011) и др.), 2 учебника и 2 учебных пособия, более 50 статей, проведены 2 международные конференции, организованы полевые работы на р. Лене. В этом есть большая заслуга немецкого ученого, известного морского геолога Йорна Тиде (Jörn Thiede), научного руководителя лаборатории, а также организатора работ А. А. Заварзина.

В настоящее время на кафедре работают 16 человек: шесть профессоров, докторов наук (Д. Ю. Большиянов, А. И. Жиров, В. Ю. Кузнецов, А. Н. Ласточкин, А. Е. Рыбалко, Й. Тиде), семь доцентов (С. Ф. Болтрамович, Т. М. Волкова, И. В. Егоров, Д. В. Лопатин, Л. А. Савельева, Г. Б. Федоров, В. В. Шарин), два старших преподавателя (И. А. Сытина и к.г.н. А. С. Макаров), ассистент (А. М. Железнов), инженер М. Н. Калыгин и два лаборанта (К. А. Субетто и Д. А. Нефедов).

Все ведущие преподаватели имеют богатый полевой и производственный опыт, участвуя в геолого- и геоморфолого-съемочных, поисковых, геофизических исследованиях в разных регионах страны и частях Мирового океана. Профессора и доценты имеют опыт работы с зарубежными партнерами и передают свой опыт молодым коллегам. Сотрудники кафедры принимают участие в международной российско-германской программе подготовки магистров в области полярных и морских исследований «ПОМОР». Большой вклад в подготовку студентов и магистрантов внесли привлеченные специалисты, доценты: Е. А. Гусев, А. Н. Трифонов, Л. О. Зелюткина, находящийся ныне на заслуженном отдыхе И. С. Постнов, а также перешедший с геологического факультета проф. Александр Евменьевич Рыбалко.

Лицо кафедры во многом определяют доценты, часто по своим заслугам превосходящие многих профессоров. Достаточно вспомнить Ольгу Михайловну Знаменскую и ныне работающего Дмитрия Валентиновича Лопатина, жизнь которых представляет собой прекрасный пример служения науке, практике, студентам, стране, с которой они пережили все трудные периоды ее истории. Д. В. Лопатин написал учебные пособия почти для всех своих учебных курсов («Теория и методология геоморфологии» (2013), «Динамическая и инженерная геоморфология суши» (2012) и др.), а все читаемые курсы представил в виде ежегодно обновляемых электронных версий. Кроме того, несть числа его выпускникам, в которых он вложил свою душу, продолжая славное дело Зои Александровны Сваричевской и многих других, создавая особую благожелательную атмосферу на кафедре, как в свое время покойные Таисия Васильевна Николаева и Юрий Евгеньевич Мусатов.

В настоящее время, после создания на базе геологического факультета и факультета географии и геоэкологии Института наук о Земле, реформы управления образовательным процессом, перестройки учебных планов, предъявления новых требований к научной и учебной деятельности, максимально приближающих ее к общемировой практике, наступил сложный этап жизни кафедры. Процесс укрупнения структурных единиц, отказ от подготовки специалистов, переход к новым

образовательным стандартам привели к сокращению кафедр геоморфологии в стране; их осталось всего две — в МГУ и СПбГУ По разным причинам на этот этап пришлась и смена поколений. Люди с богатейшим практическим и жизненным опытом, ориентированные ранее на решение кардинальных научных и народнохозяйственных задач, с широким кругозором и эрудицией, уступают свое место молодежи, у которой просто не хватает времени набраться достаточного опыта. Достойными продолжателями дела Д. В. Лопатина видятся Т. М. Волкова и С. Ф. Болтрамо-вич, содержательно и интересно читающий курс геоморфологии потоку студентов географов, активно участвующий в международной деятельности кафедры. Доброе слово следует сказать и о перенесшей с кафедрой все тяготы перемен ст. преп. Ирине Александровне Сытиной. Надеемся, что молодые А. С. Макаров, Н. И. Шавель, А. М. Железнов, М. Н. Калыгин, Т. В. Кузнецов, К. Д. Субетто, Д. А. Нефедов в будущем станут достойной сменой ушедшим, а свое 100-летие в 2018 г. кафедра геоморфологии СПбГУ встретит новыми достижениями. Объективной предпосылкой для этого является все возрастающая потребность многих организаций в выпускниках кафедры, а также объединение с геологами под эгидой Института наук о Земле, что приближает компетенции выпускников к запросам геологических учреждений. Летом 2014 г. впервые была проведена практика студентов в ходе совместных геофизических исследований на Ладоге с Институтом водных проблем Севера РАН. Славный, почти вековой путь кафедры, состоящий из пяти вышеописанных этапов, ознаменован как созданием новых научных направлений и школ, знаковыми научными трудами и учебниками, организацией лабораторий, открытием новых специализаций и профилей подготовки, так и воспитанием достойных ученых, развивающих геоморфологию и другие науки о Земле в стране и мире.

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

Контактная информация:

Жиров Андрей Иванович — доктор педагогических наук, профессор; [email protected] Лопатин Дмитрий Валентинович — кандидат географических наук, доцент; [email protected]

Zhirov Andrey I. — Doctor of Pedagogic Sciences, Professor; [email protected]

Lopatin Dmitry V. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.