Научная статья на тему 'Развитие геофизического сервиса России на основе мультипроектного управления'

Развитие геофизического сервиса России на основе мультипроектного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ СЕРВИС / РЫНОК ГЕОФИЗИЧЕСКИХ УСЛУГ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ / МУЛЬТИПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УНИФИЦИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ / GEOPHYSICAL SERVICE / MARKET OF GEOPHYSICAL SERVICES / PRICE POLICY / INTERNAL STRUCTURE OF THE GEOPHYSICAL ENTERPRISE / OPTIMIZATION OF A PORTFOLIO OF ORDERS / MULTI-PROJECT MANAGEMENT / UNIFIED DESIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назмутдинова Сабина Салаватовна

В статье рассмотрен российский рынок геофизического сервиса. Проведенный анализ показывает, что рынок геофизических услуг обладает негативными тенденциями к развитию. Разобщенность геофизических активов не позволяет компаниям конкурировать с крупными мировыми игроками. Отсутствие взаимопонимания между геофизическими и нефтедобывающими компаниями; отсутствие законодательной базы и ценовой демпинг препятствуют его развитию. Для оптимального управления предприятием в негативных условиях предложен переход к мультипроектному управлению. Учитывая отраслевые особенности функционирования этих компаний длительность проведения исследований составляет более одного года, наукоемкость производства, каждый заказ можно оценивать как проект. За счет технологически связанных проектов можно говорить о мультипроектном характере деятельности. К основным особенностям этого типа управления относят общность ресурсной базы, зависимость элементов портфеля в технологическом и организационном плане. Управление портфелем проектов на уровне предприятия сводится к оценке полезности всей совокупности выполняемых и планируемых проектов, распределению трудовых, материальных и иных ресурсов между проектами. Для упрощения планирования принято использовать типовые элементы формирования плана проекта. В статье выявлена необходимость разработки унифицированного варианта проекта проведения сейсморазведочных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of Russian geophysical service based on multi-project management

The Russian market of geophysical service is presented in the article. Geophysical market analysis shows that there are negative tendencies present in its development. The estrangement of geophysical assets doesn''t allow the companies to compete with world biggest players. The lack of mutual understanding between the geophysical and oil-extracting companies; the lack of legislative base and the price dumping impede market development. For optimum control of the enterprise in negative conditions the transition to multi-project management is suggested. Due to the branch features of companies’ activity such as long-term research duration and knowledge-consumptiveness of production, it is possible to consider each order as a single project. Management then could be determined as a multi-project management because of technology connections in each geophysical company order. Main features of multi-project management in geophysical companies are a sharing of resource base and dependence of portfolio elements in the technological and organizational plan. The project portfolio management is reduced to an assessment of value of all set of carried-out and planned projects, distribution of resources between projects. The standard elements in the project planning process are accepted to use for simplification of business planning. The need of the unified version of the seismic prospecting project development is revealed in article.

Текст научной работы на тему «Развитие геофизического сервиса России на основе мультипроектного управления»

УДК 550.8.02

Назмутдинова Сабина Салаватовна

ФГБОУ «Национальный минерально-сырьевой университет «Г орный»

Россия, Санкт-Петербург1 Аспирант

E-Mail: sabina.nazmutdinova@mail.ru

Развитие геофизического сервиса России на основе мультипроектного управления

Аннотация: В статье рассмотрен российский рынок геофизического сервиса. Проведенный анализ показывает, что рынок геофизических услуг обладает негативными тенденциями к развитию. Разобщенность геофизических активов не позволяет компаниям конкурировать с крупными мировыми игроками. Отсутствие взаимопонимания между геофизическими и нефтедобывающими компаниями; отсутствие законодательной базы и ценовой демпинг препятствуют его развитию. Для оптимального управления предприятием в негативных условиях предложен переход к мультипроектному управлению. Учитывая отраслевые особенности функционирования этих компаний - длительность проведения исследований составляет более одного года, наукоемкость производства, каждый заказ можно оценивать как проект. За счет технологически связанных проектов можно говорить о мультипроектном характере деятельности. К основным особенностям этого типа управления относят общность ресурсной базы, зависимость элементов портфеля в технологическом и организационном плане. Управление портфелем проектов на уровне предприятия сводится к оценке полезности всей совокупности выполняемых и планируемых проектов, распределению трудовых, материальных и иных ресурсов между проектами. Для упрощения планирования принято использовать типовые элементы формирования плана проекта. В статье выявлена необходимость разработки унифицированного варианта проекта проведения сейсморазведочных работ.

Ключевые слова: Геофизический сервис; рынок геофизических услуг; ценовая политика; внутренняя структура геофизического предприятия; оптимизация портфеля заказов; мультипроектное управление; унифицированный проект.

Идентификационный номер статьи в журнале 27БУЫ214

1 199106, Санкт-Петербург, 22-я линия, 2

Геофизика по праву играет важную роль в истории развития нефтегазовой промышленности как Российской Федерации, так всего мира в целом. В настоящее время сегмент геофизического сервиса занимает около 15% общего объема российского рынка нефтегазового сервиса. Особенность данного вида сервиса от остальных заключается в обеспечении нефтегазовых компаний и топливно-энергетического комплекса страны информацией о состоянии и развитии их ресурсной базы, что можно отнести к информации стратегического характера. Также в свою очередь добывающие компании благодаря геофизическому сервису имеют возможность наиболее экономически и технологически эффективно использовать инвестиции, направленные на поиск, разведку и разработку месторождений.

Геофизика является наукоемкой отраслью, ее можно отнести к сфере высоких информационных технологий. Россия наряду с США и Китаем накопила огромные знания и опыт в области геофизики, благодаря усилиям выдающихся ученых и практиков, работающих в нефтегазовой отрасли.

До перехода к рыночной экономике, деятельность геологоразведочных работ имела непосредственное отношение к Министерству нефтяной промышленности СССР и Министерству геологии СССР. Это позволяло эффективно работать в тесном контакте с нефтегазодобывающими и поисково-разведочными региональными подразделениями. Общий годовой объем инвестиций в то время составлял 150 млн. долл. против 10-15 млн.долл./год в 2004-2005 гг..[4]

В 90-е гг. мощный геологоразведочный комплекс подвергся действию разрушающих процессов, это повлекло за собой создание большого числа разрозненных средних и малых геофизических компаний с ограниченными финансовыми и технологическими возможностями, которые действуют сегодня. Это нашло отражение на доле российской геофизики на мировом рынке. Если раньше она составляла около 15%, в настоящее время эта цифра близка к нулю [1]. При сохранении существующего курса стратегические цели Российской Федерации в области обновления экономики встречают серьезные препятствия. Отсутствие законодательной базы, которая бы регулировала ценообразование в геофизической сфере, повлекло за собой произвол в условиях выполнения и финансирования работ со стороны нефтегазовых компаний. Эти изменения коснулись срока заключения договоров, условий и сроков оплаты в большую сторону. Стоимостные показатели стали основными критериями при проведении тендеров, что нашло отражение на качестве и безопасности геофизических исследований: зафиксированы снижение культуры производства, техническое и технологическое оснащения, уровень квалификации подрядчиков. Жесткая ценовая политика в первую очередь стало причиной дестабилизации рынка геофизических услуг. Ко второй причине можно отнести появление большого числа подрядчиков, практикующих намеренное снижение цены ниже рыночных при откровенно низком уровне предоставляемых услуг. Это подвергает нефтегазовые компании большому риску и неэффективному инвестированию в бурение и разработку. Отсутствие постоянного уровня заказов, следовательно, и прибыли, стало причиной ухода с рынка части отечественных геофизических компаний. Ограниченность в материальных ресурсах тормозит возможности инвестирования в развитие геофизических технологий и техники. Как результат цепной реакции, в неблагоприятных условиях оказываются научные объединения, институты, компании-разработчики геофизической аппаратуры. Откровенный спад российского рынка является благоприятной средой для входа иностранных компаний, что мы и наблюдаем в настоящее время. [3] Около 35% российского рынка геофизических услуг занимают американские компании.[2] Нецелесообразно оставлять без внимания факт поглощения крупными американскими компаниями мелких участников российского рынка. Для государства и нефтегазовых компаний это должно стать сигнализатором о необходимости

вмешательства для остановки пагубного влияния «извне». При игнорировании этих факторов и после окончательного вступления России в ВТО, что повлечет за собой выходом на рынок китайских геофизических компаний, которые, в свое время, удовлетворяют до 10% всего мирового спроса[2], ситуация может принять катастрофический характер и иностранное присутствие возрасти до 70-80%. В Китае и США для сравнения доля иностранного геофизического сервиса максимально имеет значение 5%[5].

В настоящее время среди компаний, действующих сейчас на российском рынке можно выделить условно несколько групп:

1. мировые лидеры, среди которых можно выделить американские компании

Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. Характеризуются высокими финансовыми возможностями, развитой научной базой, несмотря на небольшие препятствия со стороны российского правительства, увеличивают свое присутствие в стране;

2. геофизические компании, входящие в состав крупных вертикально-

интегрированных компаний. Характеризуются постоянным объемом заказов со стороны головных компаний, развитой материальной базой;

3. российские независимые компании.

В целом российский рынок геофизических услуг ежегодно растет на 5 -10% (табл. 1) [1,6]. Согласно «Энергетической стратегии России до 2030г.» планируемые на этот период показатели развития позволяют рассчитывать на устойчивый рост этот период российского сервисного рынка во всех его секторах.

Таблица 1

Российский рынок геофизического сервиса в 2010-2013 гг., млн.руб

2010 2011 2012 2013 (прогноз)

Выручка по геофизическому сервису млн.руб., всего: 67 583 72 427 94 623 97 300

в том числе ГИС 31 746 34 545 42 982 47 000

сейсморазведка 35 583 39 155 48 592 47 300

Источник: http://www.bash-eago.ru. 2013

Однако, отсутствие надлежащей правовой базы в отрасли, ценовой демпинг и высокая конкуренция со стороны иностранных компаний тормозят развитие отечественных предприятий геофизического сервиса. Это проблемы внешней среды и для их решения необходимо заручиться поддержкой государства и нефтедобывающих компаний, что в свою очередь может занять существенное время.

В силах компаний на данном этапе произвести изменения во внутренней среде. Актуальным на сегодняшний день являются вопросы, связанные с оптимизацией управления предприятием. Исходя из этого, для предприятий геофизического сервиса возможен переход к проектному управлению компанией.

Учитывая отраслевую особенность - деятельность характеризуется длительностью (в среднем более 1 года) и наукоемкостью, каждый заказ от нефтегазовых компаний или государства в данном типе менеджмента необходимо рассматривать в качестве проекта. С целью создания гибкого и устойчивого предприятия геофизического сервиса предлагается

переход к проектному управлению. Деятельность компаний на рынке разделена на несколько нефтегазоносных районов, где в составе одной компании параллельно выполняются два или более заказа на проведение геофизических исследований. В этом случае можно говорить о мультипроектном характере деятельности. В литературе под «мультипроектом» считают «выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков[7] Вопросы управления портфелем проектов на уровне предприятия сводится к эффективному решению возникающих в процессе реализации проекта проблем между хозяйствующими субъектами, оценке полезности всей совокупности выполняемых и намечаемых к реализации проектов и связанных с ними рисков путем анализа и конкретизации всей относящейся к проектам информации, которая необходима для формирования и принятия управленческих решений. Успешность выполнения проекта может определяться многими критериями - главным требованиям к ним является однозначное и понятное всем участникам определение, необходимо также учесть их индивидуальное определение: для каждого заказчика и для каждого проекта критерии оценки должны быть оценены и проанализированы. К критериям можно отнести:

• достижение поставленных на начальном этапе целей;

• качество выполнения в установленных границах;

• завершение проекта в рамках бюджета;

• завершения проекта в установленные сроки и т.д.

В литературе выделяют следующие фазы жизненного цикла проекта [8]:

• начальная фаза: сбор исходных данных и анализ существующего состояния; определение целей, задач, критериев, требований и ограничений (внешних и внутренних) проекта, экспертиза основных положений, утверждение концепции проекта. Применительно к предприятиям геофизического сервиса на данном этапе определение площадки для работы, выявление необходимых для заказчика исследований и результатов.

• фаза разработки: формирование команды, развитие концепции и основного

содержания проекта, структурное планирование, организация и проведение торгов, заключение договоров и субдоговоров с основными исполнителями, представление проектной разработки и ее получение одобрения. При моделировании проекта должны быть рассмотрены различные сценарии (пессимистичный, реалистичный и оптимистичный): деятельность

геофизических компаний находится в прямой зависимости от природного и политического факторов; также в этой фазе должны быть получены все разрешения на проведение исследований, проведение различных коммуникаций от государства.

• фаза реализации проекта: ввод в действие разработанной на предыдущих фазах системы управления проектами, организация выполнения работ, ввод в действие системы мотивации и стимулирования исполнителей, оперативное планирование, управление материально-техническим обеспечением, оперативное управление. На данном этапе проходит непосредственное проведение геофизических исследований.

• завершающая фаза: планирование процесса завершения проекта, проверка и испытание результатов реализации проекта, подготовка персонала для

эксплуатации результатов реализации проекта, их сдача заказчику, оценка результатов и подведение итогов, расформирование команды проекта. Для рассматриваемых компаний: получение информации по исследованиям, их интерпретация и предоставление отчета заказчику.

При переходе к проектному управлению изменению должно быть подвержено и система осуществления заказов, необходим переход к эффективному управлению портфелем проектов (портфелем заказов), которая заключается в подборе такой группы заказов во времени, когда соблюдены все критерии оптимальности. Оптимизационные критерии могут быть как общими для всей выборки заказов: максимальная выручка, минимальное время выполнение заказа, ограничение трудовыми ресурсами, так и частными: использование различных градаций сложности предоставляемых услуг. При формировании портфеля также необходимо учитывать его сбалансированность и наличие связи между выполняемыми проектами со стратегическими целями организации.

Процесс управления проектами представлен в общем виде на рис.1 [9]:

Рис. 1. Процессы управления портфелями

Стратегия организации реализуется через постановку некоторого набора целей, пути достижения которых определяются путем стратегического планирования. Далее после получения входной информации о количестве проектов, их особенностях исполнения, состоянии внешней среды, руководитель готовит рекомендации для ответственных за принятие управленческих решений, применяя методы определения приоритетов проектов, балансировки портфеля, управления ограничениями, метод проб и ошибок. Результатом использования перечисленных методов становится оптимальный набор проектов.

После утверждения высшим руководством состава портфеля проектов приступают к планированию работ на уровне отдельных проектов и на многопроектном уровне и выполнению утвержденных планов. На данном этапе особую роль играет качество

планирования, это находит отражение на конечных результатах и эффективности всего портфеля в целом.

По средствам мониторинга процессов планирования и анализа его результаты, менеджмент компании совершенствует портфель проектов при имеющихся в организации ресурсах.

Управление мультипроектами включает в себя рациональное и эффективное распределение между проектами имеющихся ресурсов и оценку согласованности применяемых методов, средств и процессов управления проектами. Оптимальное управление портфелями проектов увеличивает степень прозрачности стратегических целей компании посредством совершенствования коммуникаций и формирования единой структуры планирования в рамках компании в целом. Однако необходимо иметь ввиду, что мультипроектное управление обладает рядом особенностей - общностью ресурсной базы, взаимосвязи со стратегическими целями и зависимостью между элементами портфеля в технологическом и организационном плане [1]. Особенностью планирования в мультипроектном управлении является использование сформированных типовых элементов формирования плана проекта. При этом определяется взаимосвязь типовых работ для проекта между собой, их последовательность, необходимые ресурсы для выполнения каждой работы. Унифицированный вариант проекта позволяет сократить время для разработки каждого проекта в отдельности.

Высвободившиеся финансовые ресурсы компании смогут инвестировать в новые технологии и технику, что в будущем улучшит технологическую оснащенность и увеличит добавленную стоимость.

Подводя итог, можно сказать о необходимости перехода к проектному управлению предприятий геофизического сервиса. Использование преимуществ мультипроектного управления при планировании - создание унифицированного проекта - позволит сократить время подготовки к исполнению заказа. Оптимальное распределение оборудования по проектам позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы предприятия, противостоять неблагоприятным условиям рынка и создать гибкое современное предприятие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптев В.В. О проблемах развития российского геофизического сервиса.// Геофизика. - 2010. - №5.

2. Лаптев В.В. Состояние и перспективы развития российского геофизического сервиса // Нефтяное хозяйство. - 2010. - №10.

3. Нобатова М. Нефтесервис: Консолидация и новые игроки.// Нефтегазовая вертикаль. - 2012. - №4

4. Рахматуллин Р. Российская сейсморазведка: технологии будущего.//

Нефтегазовая вертикаль. - 2012. №1

5. Тюленев И.В. Развитие нефтегазового сервиса в России в контексте мирового опыта. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.э.н. М., 2011.

6. Лазько Е., Адишев Е. Сегодня - стабилизация, завтра - рост // Нефтесервис.. -2010. - № 4 (12).

7. Управление инвестициями: В 2-х т. Т. 1. /В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 1998 - 416 с

8. Оголева Л.Н., Радиковский В.М., Чернецова Е.В. Введение в инновационный менеджмент. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004, с 98-99.

9. Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: максимизация ROI. М.: ПМСОФТ, 2004. - 576 с.

10. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации. М. : 2011.

Рецензент: Сергеев Игорь Борисович, профессор федры экономики, учета и финансов, д.э.н. Национальный минерально-сырьевой университет « Горный».

Sabina Nazmutdinova

National Mineral Resources University (University of Mines)

Russia, Saint-Petersburg E-Mail: sabina.nazmutdinova@mail.ru

The development of Russian geophysical service based on multi-project management

Abstract: The Russian market of geophysical service is presented in the article. Geophysical market analysis shows that there are negative tendencies present in its development. The estrangement of geophysical assets doesn't allow the companies to compete with world biggest players. The lack of mutual understanding between the geophysical and oil-extracting companies; the lack of legislative base and the price dumping impede market development. For optimum control of the enterprise in negative conditions the transition to multi-project management is suggested. Due to the branch features of companies’ activity such as long-term research duration and knowledge-consumptiveness of production, it is possible to consider each order as a single project. Management then could be determined as a multi-project management because of technology connections in each geophysical company order. Main features of multi-project management in geophysical companies are a sharing of resource base and dependence of portfolio elements in the technological and organizational plan. The project portfolio management is reduced to an assessment of value of all set of carried-out and planned projects, distribution of resources between projects. The standard elements in the project planning process are accepted to use for simplification of business planning. The need of the unified version of the seismic prospecting project development is revealed in article.

Keywords: Geophysical service; market of geophysical services; price policy; internal structure of the geophysical enterprise; optimization of a portfolio of orders; multi-project management; unified design.

Identification number of article 27EVN214

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Laptev V.V. On the problems of the Russian geophysical service . / / Geophysics . -2010 . - № 5 .

Laptev V.V. Status and prospects of the Russian geophysical service / / Oil industry . -2010 . - № 10 .

Nobatova M. Nefteservice : Consolidation and new players . / / Oil and gas vertical . -2012 . - № 4

Rakhmatuulin R. Russian seismic: technologies of the future . / / Oil veritkal . - 2012 . number 1

Tyulenev I.V. Development of oil and gas service in Russia in the context of international experience . Author. dis. uch on competition . Art. Ph.D. M. , 2011 .

Lazko E., Agishev E. Today - stabilization, tomorrow - growth / / Oilfield .. - 2010 . -№ 4 (12) .

Investment management: In 2 T. 1 . / V.V. Sheremet , V.M. Pavlyuchenko, V.D. Shapiro and others - Moscow : Higher School, 1998 - 416 with

Ogoleva L.N. Radikovsky V.M. Tchernetsoff E.V. Introduction to Innovation Management . - Moscow: Finance Academy under the Government of the Russian Federation , 2004, pp. 98-99 .

Kendall J. Rollins K. Modern methods of project portfolio management and project management office : maximizing ROI. M. PMSOFT 2004 . - 576 .

Regulations of the Ministry of Energy of the Russian Federation . M. : 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.