Научная статья на тему 'Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информатизации рыночной экономики'

Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информатизации рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песиков С. Г.

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информатизации рыночной экономики»

наш мир так мал,, но сколько в нем совпадений

развитие функцийуправления предприятием в условиях глобализации и информатизации

рыночной экономики

Песиков С.Г

руководитель

сектора управления

Интернет-рекламой

Международного

консорциума

"Интелбизнесконсал

тинг"

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем. Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления Интернет-рекламой на современном предприятии и предложить рекомендации для наиболее эффективного использования Интер-

нет-носителей для до- функции управления стижения целей пред-

приятия. характеризуют то или иное

Функции управления

представляют собой со- направление активности

ставные части более _

сложного процесса - взаимодействия объекта

процесса управления.

м.х. Мескон, м. Альберт, и субъекта системы управления

Ф. Хедоури отмечают, _

что большинство экспертов в области управле- _

ния принимают следующее его определение: _

управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый _

для того, чтобы сформулировать и достичь це- _

лей организации1. _

Функции управления характеризуют то или иное направление активности взаимодействия

объекта и субъекта системы управления (пре- _

имущественно воздействия субъекта на объ- _

ект). Они занимают одно из ведущих мест в уп- _

равленческой деятельности. На протяжении _

истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к ра- _

циональному, логическому, научно обоснованному процессу управления. Однако, несмотря на обретение научной обоснованности, полной ясности в наборе функций, их содержании, характере и взаимосвязи с другими элементами управленческого процесса до настоящего времени нет. Более того, по _

мере усложнения процесса управления в усло- _

виях глобализации, информатизации и усиле- _

ния конкуренции перед наукой встают новые, все более сложные вопросы, требующие новых ответов в соответствии с реалиями современного управления. Проблема исследования _

функций управления в современных условиях является одной из наиболее актуальных, противоречивых и трудоемких2. _

Специалисты по теории управления выделяют _

различные функции, а также их разные классификационные критерии. Под функцией управления традиционно понимается конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и

способами, а также соответствующая организация работ.

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

- типа организации (делового, административного, общественного, армейского и т.д.);

- размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ);

- функций внутри организации (производства, маркетинга, кадровой работы, финансов) и многих других факторов.

Однако, несмотря на разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления: _ 1) планирование, включающее в себя выбор целей и плана действий по их достижению; _ 2) организация, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установ-

_ ление взаимодействия между ними;

_ 3) руководство, направленное на мотивирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

_ 4) контроль, заключающийся в соотнесении

реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.

_ Общие, или универсальные функции присущи

управлению любым предприятием. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку очередности выполнения во времени в целях достижения результата.

К числу общих большинство авторов относят следующие функции: а) целеполагание; б) планирование; в) организацию; г) координирование (регулирование); д) стимулирова-

проблема исследования функций

управления в современных

условиях является одной

из наиболее актуальных,

противоречивых и трудоемких

ние; е) контроль (учет, общие, или универсальные

анализ деятельности).

Общие функции опре- функции присущи управлению

деляются поведением _

предприятия как хозяй- любым предприятием

ствующего субъекта, оп- _

ределенными деловыми обычаями и действующим законодательством. Эти функции тесно _

связаны между собой в едином процессе управ- _

ления. Неудовлетворительная реализация лю- _

бой из них, будь то планирование, организация или контроль, отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятия в целом.

В число специализированных включаются _

функции материально-технического снабже- _

ния, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения 3. _

Коллектив авторов под руководством Ф.М. Ру- _

синова и М.Л. Разу4 представляют основные _

функции управления в виде шести блоков взаимосвязанных и взаимодополняющих функций:

а) целеполагание и стратегополагание; б) _

планирование и регулирование; в) организация _

и координация; г) мотивация, активизация и _

стимулирование; д) гуманизация и обеспечение корпоративности; е) контроль и оценку. _

Каждая функция представляет собой отдельный специфический процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность.

В.И. Кнорринг указывает, что функции управле- _

ния весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения _

поставленных задач. Он считает, что существует и более детализированная классификация функций управления. Можно выделить в самостоятельные многие производственные функции, такие как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать

классификация функций

смыкающиеся и даже перекрывающие друг

управления обусловлена, в том друга элементы

5

числе, миссией, целями,

приоритетами, задачами,

предметами деятельности предприятия

) ск

Соглашаясь с этим мнением, можно добавить, что классификация также обусловлена миссией, целями, приоритетами, задачами, предметами деятельности предприятия.

Отдельные исследователи отмечают, что имеет место смешение функций предприятия с функциями управления предприятием. Поэтому они обращают внимание на тот факт, что функция предприятия -это вид специализированной деятельности, выделившийся в процессе взаимодействия предприятия с внешней средой. Такая точка зрения получила достаточно широкое распространение в экономической литературе. Например, Г. Клейнер6 анализирует функции предприятия с двух позиций: теоретической и эмпирической. В рамках теоретического подхода им выделяются: а) неоклассическая теория, определяющая по степени значимости такие функции, как производственная, ценообра-зовательная, спросовая, которую собирательно но именовать маркетингово-реализацион-б) институциональная теория, определяю-в качестве главной функции предприятия контрактную; в) эволюционная теория, признающая одну функцию - выбор решений. В рамках эмпирического подхода исследуются следующие точки зрения: а) «потребителя» -предприятие имеет единственную функцию -эффективное производство продукции; б) «собственника» - главная задача предприятия приносить прибыль собственнику (акционеру, участнику, инвестору и т.п.). Вывод Г. Клейнера относительно функций предприятия состоит в том, что предприятие по своей природе полифункционально. Следует отметить, что функции предприятия, исследуемые Клейнером, - это функции назначения предприятия, вытекающие из его миссии и

функция планирования

в управлении предприятием

не тождественна

как функции предприятия

обозначающие его социальную ответственность и роль как социального института. О. Виханский и А. Наумов7 в качестве общих функций современных предприятий выделяют планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновацию, информацию и социальное развитие. В качестве функций администрирования как видов трудовой деятельности по управлению предприятием эти авторы выделяют: установление целей, разработку стратегии, планирование, проектирование, координацию, учет и оценку, контроль работы и обратную связь. Из приведенного можно сделать вывод о том, что некоторые из общих функций предприятия и функций управления предприятием повторяются, например, планирование. По мнению Чижовой, данная функция в управлении предприятием не тождественна по содержанию функции предприятия, поскольку от нее отпочковались в самостоятельные функция установления целей и функция разработки стратегии. Чтобы отличать функции предприятия от функций управления предприятием, следует провести уточнение понятия «функции управления (менеджмента)».

Функции управления - это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации.

по содержанию планированию

1 Мескон МХ, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. -М: Дело, 1992. 2. Герчикова ИН. Менеджмент /Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 19953 Лебедев О.Т., Каньков-ская АР. Основы менеджмента / Учеб. пособ. Изд. 2-е, доп. - СПб: ИД «МиМ», 1998.

4 Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник. / Под ред. Ф.М. Русинова и МЛ. Разу. - М: ФБК-ПРЕСС,1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Кнорринг ВИ. Искусство управления: Учебник. -М: БЕК, 1997.

6 Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления, 2001. №2. 7Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М: Гардари-ка, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.