наш мир так мал,, но сколько в нем совпадений
развитие функцийуправления предприятием в условиях глобализации и информатизации
рыночной экономики
Песиков С.Г
руководитель
сектора управления
Интернет-рекламой
Международного
консорциума
"Интелбизнесконсал
тинг"
Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.
Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем. Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления Интернет-рекламой на современном предприятии и предложить рекомендации для наиболее эффективного использования Интер-
нет-носителей для до- функции управления стижения целей пред-
приятия. характеризуют то или иное
Функции управления
представляют собой со- направление активности
ставные части более _
сложного процесса - взаимодействия объекта
процесса управления.
м.х. Мескон, м. Альберт, и субъекта системы управления
Ф. Хедоури отмечают, _
что большинство экспертов в области управле- _
ния принимают следующее его определение: _
управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый _
для того, чтобы сформулировать и достичь це- _
лей организации1. _
Функции управления характеризуют то или иное направление активности взаимодействия
объекта и субъекта системы управления (пре- _
имущественно воздействия субъекта на объ- _
ект). Они занимают одно из ведущих мест в уп- _
равленческой деятельности. На протяжении _
истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к ра- _
циональному, логическому, научно обоснованному процессу управления. Однако, несмотря на обретение научной обоснованности, полной ясности в наборе функций, их содержании, характере и взаимосвязи с другими элементами управленческого процесса до настоящего времени нет. Более того, по _
мере усложнения процесса управления в усло- _
виях глобализации, информатизации и усиле- _
ния конкуренции перед наукой встают новые, все более сложные вопросы, требующие новых ответов в соответствии с реалиями современного управления. Проблема исследования _
функций управления в современных условиях является одной из наиболее актуальных, противоречивых и трудоемких2. _
Специалисты по теории управления выделяют _
различные функции, а также их разные классификационные критерии. Под функцией управления традиционно понимается конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и
способами, а также соответствующая организация работ.
Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:
- типа организации (делового, административного, общественного, армейского и т.д.);
- размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ);
- функций внутри организации (производства, маркетинга, кадровой работы, финансов) и многих других факторов.
Однако, несмотря на разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления: _ 1) планирование, включающее в себя выбор целей и плана действий по их достижению; _ 2) организация, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установ-
_ ление взаимодействия между ними;
_ 3) руководство, направленное на мотивирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
_ 4) контроль, заключающийся в соотнесении
реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.
_ Общие, или универсальные функции присущи
управлению любым предприятием. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку очередности выполнения во времени в целях достижения результата.
К числу общих большинство авторов относят следующие функции: а) целеполагание; б) планирование; в) организацию; г) координирование (регулирование); д) стимулирова-
проблема исследования функций
управления в современных
условиях является одной
из наиболее актуальных,
противоречивых и трудоемких
ние; е) контроль (учет, общие, или универсальные
анализ деятельности).
Общие функции опре- функции присущи управлению
деляются поведением _
предприятия как хозяй- любым предприятием
ствующего субъекта, оп- _
ределенными деловыми обычаями и действующим законодательством. Эти функции тесно _
связаны между собой в едином процессе управ- _
ления. Неудовлетворительная реализация лю- _
бой из них, будь то планирование, организация или контроль, отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятия в целом.
В число специализированных включаются _
функции материально-технического снабже- _
ния, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения 3. _
Коллектив авторов под руководством Ф.М. Ру- _
синова и М.Л. Разу4 представляют основные _
функции управления в виде шести блоков взаимосвязанных и взаимодополняющих функций:
а) целеполагание и стратегополагание; б) _
планирование и регулирование; в) организация _
и координация; г) мотивация, активизация и _
стимулирование; д) гуманизация и обеспечение корпоративности; е) контроль и оценку. _
Каждая функция представляет собой отдельный специфический процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность.
В.И. Кнорринг указывает, что функции управле- _
ния весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения _
поставленных задач. Он считает, что существует и более детализированная классификация функций управления. Можно выделить в самостоятельные многие производственные функции, такие как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать
классификация функций
смыкающиеся и даже перекрывающие друг
управления обусловлена, в том друга элементы
5
числе, миссией, целями,
приоритетами, задачами,
предметами деятельности предприятия
) ск
Соглашаясь с этим мнением, можно добавить, что классификация также обусловлена миссией, целями, приоритетами, задачами, предметами деятельности предприятия.
Отдельные исследователи отмечают, что имеет место смешение функций предприятия с функциями управления предприятием. Поэтому они обращают внимание на тот факт, что функция предприятия -это вид специализированной деятельности, выделившийся в процессе взаимодействия предприятия с внешней средой. Такая точка зрения получила достаточно широкое распространение в экономической литературе. Например, Г. Клейнер6 анализирует функции предприятия с двух позиций: теоретической и эмпирической. В рамках теоретического подхода им выделяются: а) неоклассическая теория, определяющая по степени значимости такие функции, как производственная, ценообра-зовательная, спросовая, которую собирательно но именовать маркетингово-реализацион-б) институциональная теория, определяю-в качестве главной функции предприятия контрактную; в) эволюционная теория, признающая одну функцию - выбор решений. В рамках эмпирического подхода исследуются следующие точки зрения: а) «потребителя» -предприятие имеет единственную функцию -эффективное производство продукции; б) «собственника» - главная задача предприятия приносить прибыль собственнику (акционеру, участнику, инвестору и т.п.). Вывод Г. Клейнера относительно функций предприятия состоит в том, что предприятие по своей природе полифункционально. Следует отметить, что функции предприятия, исследуемые Клейнером, - это функции назначения предприятия, вытекающие из его миссии и
функция планирования
в управлении предприятием
не тождественна
как функции предприятия
обозначающие его социальную ответственность и роль как социального института. О. Виханский и А. Наумов7 в качестве общих функций современных предприятий выделяют планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновацию, информацию и социальное развитие. В качестве функций администрирования как видов трудовой деятельности по управлению предприятием эти авторы выделяют: установление целей, разработку стратегии, планирование, проектирование, координацию, учет и оценку, контроль работы и обратную связь. Из приведенного можно сделать вывод о том, что некоторые из общих функций предприятия и функций управления предприятием повторяются, например, планирование. По мнению Чижовой, данная функция в управлении предприятием не тождественна по содержанию функции предприятия, поскольку от нее отпочковались в самостоятельные функция установления целей и функция разработки стратегии. Чтобы отличать функции предприятия от функций управления предприятием, следует провести уточнение понятия «функции управления (менеджмента)».
Функции управления - это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации.
по содержанию планированию
1 Мескон МХ, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. -М: Дело, 1992. 2. Герчикова ИН. Менеджмент /Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 19953 Лебедев О.Т., Каньков-ская АР. Основы менеджмента / Учеб. пособ. Изд. 2-е, доп. - СПб: ИД «МиМ», 1998.
4 Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник. / Под ред. Ф.М. Русинова и МЛ. Разу. - М: ФБК-ПРЕСС,1999.
5 Кнорринг ВИ. Искусство управления: Учебник. -М: БЕК, 1997.
6 Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления, 2001. №2. 7Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М: Гардари-ка, 1998.