Научная статья на тему 'Развитие функциональных возможностей дыхательной системы подростков специальной медицинской группы'

Развитие функциональных возможностей дыхательной системы подростков специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / специальная медицинская группа / специальная тренировка / функциональные возможности / состояние дыхательной системы. / adolescents / special medical group / special training / functional capabilities / state of the respiratory system.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Иванов Александр Дмитриевич, Бурханов Сергей Владимирович, Веряскин Михаил Александрович

Рассмотрены особенности применения средств физической культуры для коррекции функционального состояния подростков специальной медицинской группы со сниженными функциональными возможностями системы внешнего дыхания, включенные в программу учебных занятий. Представлена динамика функционального состояния дыхательной системы участников эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Иванов Александр Дмитриевич, Бурханов Сергей Владимирович, Веряскин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONALITY OF THE RESPIRATORY SYSTEM OF TEENAGERS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The features of the use of physical culture means to correct the functional state of adolescents of a special medical group with reduced functionality of the external respiration system, which are included in the training program, are considered. The dynamics of the functional state of the respiratory system of the experimental participants over the study period is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие функциональных возможностей дыхательной системы подростков специальной медицинской группы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011:376.23 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10101

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

И.Ю. Бурханова, А.Д. Иванов, С.В. Бурханов, М.А. Веряскин

Рассмотрены особенности применения средств физической культуры для коррекции функционального состояния подростков специальной медицинской группы со сниженными функциональными возможностями системы внешнего дыхания, включенные в программу учебных занятий. Представлена динамика функционального состояния дыхательной системы участников эксперимента.

Ключевые слова: подростки, специальная медицинская группа, специальная тренировка, функциональные возможности, состояние дыхательной системы.

Среди людей, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья, большое количество составляют дети. Растет количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) [3, 5].

В связи с ухудшающейся экологической обстановкой и другими факторами, такими как аллергены и наследственность, увеличилось количество детей с нарушениями функционирования дыхательной системы. В настоящее время около 200 тыс. детей в России имеют хронические заболевания дыхательной системы. Несмотря на достижения современной медицины, за последние годы численность детей с данной патологией не уменьшается, а только возрастает [8].

Уровень здоровья населения нашей страны значительно снизился и продолжает снижаться, и только в последние годы общество заметило огромный социальный слой людей, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья. В «Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2017 год » Министерства труда и социальной защиты РФ показана довольно неблагополучная демографическая ситуация в стране. На фоне продолжающегося снижения численности населения растет число детей в возрасте до 16 лет, отнесенных по состоянию здоровья к людям с ограниченными возможностями [6].

Общеизвестным фактором нормализации функционального состояния организма в целом и дыхательной системы в частности является адекватное применение двигательной активности [1]. В условиях школы

дети со стойкими нарушениями здоровья, в том числе и с нарушенным состоянием системы внешнего дыхания, должны заниматься в СМГ. Однако занятия с детьми СМГ требуют от педагога по физической культуре большего профессионализма, больших затрат времени и сил, чем занятия с практически здоровыми детьми [7]. Зачастую в школах занятия с детьми СМГ просто не проводятся. Вследствие этого особую актуальность приобретают организация и методическое обеспечение физического воспитания данной категории детей в условиях общеобразовательной школы.

Цель работы - совершенствовать методику занятий с детьми старшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ (дети с нарушениями функционального состояния системы внешнего дыхания).

Гипотеза данного исследования: предполагается, что индивидуализация применения средств и методов специальной тренировки физического воспитания детей специальной медицинской группы позволит улучшить состояние системы внешнего дыхания.

Исследование осуществлялось поэтапно в период с ноября 2018 г. по май 2019 г., в котором приняли участие 2 группы детей: СМГ - дети с нарушениями состояния дыхательной системы (они составили экспериментальную группу) и группа сравнения - здоровые дети. Каждая группа состояла из 10 чел. Критерием формирования исследуемой СМГ являлось состояние здоровья детей на основе диагнозов врачей.

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы, а также посредством наблюдений и консультаций обобщался опыт работы с интересующим нас контингентом.

В результате анализа специальной литературы выявлено, что в последнее время, исходя из недостаточной эффективности физического воспитания детей специальной медицинской группы, исследователями предпринимаются попытки выявить возможности реализации личностно -ориентированного подхода, индивидуализации содержательного и процессуального обеспечения физического воспитания данной категории детей.

Разработку таких программ следует оценить как положительный шаг в решении обсуждаемой проблемы. Однако настораживает предполагаемый объем ресурсного обеспечения по ее реализации: по затратам времени, по привлекаемым средствам, по кадровому обеспечению, по необходимости расширения объема компетентности специалистов. По этой причине данную программу следует отнести к разряду эксклюзивных, то есть трудно реализуемых в практике физического воспитания. Тем не менее, идеи, заложенные в программе, следует использовать.

Спорным является вопрос о методике проведения занятий, их содержании, об объеме и интенсивности нагрузок в процессе занятий.

Не достаточно выяснены вопросы не только построения и содержания учебного занятия со студентами СМГ, но и не уточнены критерии нагрузки выполняемых заданий, какова эффективность их воздействия на организм занимающихся.

Очевидно, что индивидуально-дифференцированный подход в условиях содержательного и организационного обеспечения физического воспитания детей специальной медицинской группы должен применяться в полном объеме и во всей полноте. Как правило, преподаватели физической культуры работают по своим представлениям и в соответствии с имеющимся уровнем компетентности, который не всегда адекватен сложностям и условиям этого процесса.

Следует отметить, что для детей специальной медицинской группы важно не только создать оптимальный двигательный режим за счёт использования разнообразных комплексов и методик оздоровительной физической культуры, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями за счёт обоснования необходимости поиска и оптимального использования всего арсенала средств реабилитации и самооздоровления организма [2, 4].

На втором этапе было проведено исследование. Для определения влияния экспериментальной программы с применением программы дыхательных упражнений на функциональное состояние системы внешнего дыхания детей 14-15 лет СМГ использовали следующие измерения и тесты: жизненной емкости легких (ЖЕЛ); экскурсии грудной клетки (ЭГК); функциональная проба Генчи (время задержки дыхания на выдохе в секундах). До проведения эксперимента дети были подвергнуты индивидуальному тестированию с целью изучения их состояния (исходное тестирование). Дети экспериментальной группы тестировались до и после реализации программы. Дети контрольной группы тестировались один раз и результаты их тестирования использовались как нормативный показатель для сравнения.

До проведения исследования специально организованные занятия для детей СМГ в школе не проводились, поэтому в основную часть уроков были включены общеразвиваюшие и специальные упражнения. Группу специальных упражнений составили в основном дыхательные упражнения динамического характера, а также упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки и силу дыхательной мускулатуры.

Основным методом применения специальных упражнений был выбран метод строго регламентированного упражнения. Применение данного метода наиболее адекватно для детей старшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, поскольку позволяет наиболее точно дозировать нагрузку, а следовательно, и индивидуализировать её. Также использовали игровой метод проведения упражнений, в основном для общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной частях занятия.

Программа рассчитана на применение в течение 8 недель для детей 14-15 лет СМГ (с патологией дыхательной системы) старшего школьного возраста в период ремиссии. Задачи периода ремиссии связаны с укреплением мышечного аппарата системы внешнего дыхания, восстановлением его функции.

Занятия физической культурой с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, требуют специальной организации. В программу физического воспитания детей СМГ включены три основные раздела: теоретические знания, физическая подготовка и специальные (в зависимости от имеющихся нарушений) физические упражнения.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. На подготовительную часть занятия отводится 15-20 % от общего времени, на основную - 65-75 %, на заключительную - 10-15 %.

В подготовительной части занятия даются элементарные гимнастические упражнения, не требующие большого физического напряжения, подготавливающие ребенка к возрастающей физической нагрузке.

Основная часть занятия решает ведущие реабилитационные задачи и включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на кардиореспираторную систему и весь организм занимающегося.

Применяются упражнения для крупных мышечных групп, на укре -пление мышц брюшного пресса, дыхательные упражнения (дыхательные упражнения с произнесением звуков, динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, диафрагмальное дыхание, дренажные упражнения и др.). С целью проведения эксперимента были составлены 5 комплексов специальных упражнений для основной части занятия.

На каждом занятии использовались упражнения в расслаблении. При выполнении упражнений в расслаблении, как правило, достигается снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации, а также развиваются тормозные реакции.

Средства специальной тренировки включались в конце основной части занятия. Согласно принципу постепенности дозировка дыхательных упражнения увеличивалась от 5 до 15 мин на каждом занятии в течение программы.

Заключительная часть включала элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, а также упражнения для увеличения гибкости.

Все занятия проводились в присутствии школьного врача с применением методов врачебно-педагогических наблюдений. На уроках строились физиологические кривые по пульсу и частоте дыхания.

Индивидуализация нагрузки осуществлялась в зависимости от показателей пульса, частоты дыхания и визуальных признаков утомления.

На третьем этапе проводился математико-статистический и качественный анализы полученных данных, систематизация материалов исследований. Для математико-статистической обработки данных исследования использовали ^критерий Стьюдента для зависимых выборок.

Динамика результатов тестирования экспериментальной группы (дети СМГ) и результаты сравнительного тестирования детей контрольной группы (здоровые дети) представлены в таблице.

Динамика функционального состояния дыхательной системы участников за период исследования

ЭГ, п=10 КГ, п=10

Показатели До После Динамика, % Контрольное

эксперимента эксперимента тестирование

ЖЕЛ, мл 2215 2240 1,12 2710

ЭГК, см 2 4 100 5,5

Проба Генчи, с 4,7 6,8 44,7 12,1

В ходе нашего исследования произошли следующие изменения в функциональном состоянии дыхательной системы детей СМГ: средний показатель ЖЕЛ у детей СМГ - на 25 мл ^расч = 2,01; р > 0,05); средний показатель ЭГК у детей СМГ увеличился на 2 см ^расч = 6,00 при р < 0,05), средний показатель задержки дыхания на выдохе у детей СМГ - на 2,1 с ^расч = 8,99; p < 0,05).

К концу исследования средний показатель ЖЕЛ у детей СМГ улучшился недостоверно на 1,12 %, произошло приближение показателя ЖЕЛ детей СМГ к показателю ЖЕЛ у здоровых детей. Так, до исследования ЖЕЛ детей СМГ был ниже, чем у здоровых детей, на 18,2 %, после эксперимента - также ниже, но уже на 17,3 %.

Кроме того, в ходе исследования средний показатель ЭГК у детей СМГ достоверно улучшился в 2 раза, произошло приближение показателя ЭГК детей СМГ к аналогичному показателю у здоровых детей. Так, до исследования значения ЭГК детей СМГ были ниже, чем у здоровых детей на 63,64 %, после эксперимента - также ниже, но уже на 27,27 %.

Средний показатель времени задержки дыхания на выдохе у детей СМГ достоверно улучшился на 44,7 %. Результат пробы Генчи у детей СМГ приблизился к результатам данной пробы у здоровых детей. Так, до исследования результат в пробе Генчи у детей СМГ был ниже, чем у здоровых детей на 61,16 %, после эксперимента - также ниже, но уже на 43,8 %.

Произошедшие изменения свидетельствуют об улучшении функционального состояния системы внешнего дыхания детей 14-15 лет СМГ за период исследования. Следовательно, при целенаправленном

использовании средств специальной тренировки в уроках физической культуры создается возможность нормализовать объем жизненной емкости легких и улучшить функционирование дыхательной системы.

Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана. Для детей СМГ с нарушенным состоянием дыхательной системы требуется применение специальных упражнений, основную часть которых составляют специальные дыхательные упражнения и упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки. Данные упражнения оказывают более выраженный эффект в случае использования метода строго регламентированного упражнения.

Список литературы

1. Дамскер И.С., Фонарева Т.А. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания: учебник инструктора по лечебной физиче -ской культуре / под общ. ред. В.П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980. 415с.

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезиотера-пия): учебник для студентов вузов. М.: Издат. центр. ВАЛДОС, 2001. 608 с.

3. Жохова Ю.П., Поляков С.Д. Новые технологии в реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой // Актуальные вопросы медицин -ской реабилитации в современных условиях: материалы науч. -практ. конф. / под ред. проф. Б.А. Поляева. М.: РГМУ, ФЦ ЛФКиСМ, 1999. С. 122-126.

4. Лечебная физическая культура: учебник для студ. вузов / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева [и др.]; под ред. С.Н. Попова. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.

5. Морозов В.О. Здоровьесберегающие технологии в образователь -ном процессе школы. М.: ФЛИНТА, 2015. 188 с.

6. Проектирование здоровьеформирующей технологии физического воспитания для часто болеющих детей младшего школьного возраста / С.С. Иванова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 1. С. 9-16.

7. Стафеева А.В., Григорьева Е.В., Гусев А.Н. Методика примене -ния оздоровительной ходьбы на занятиях физической культуры в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.7 № 1(22). С. 213-216.

8. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.Н. Попова. Ростов/нД: Феникс, 2005. 608 с.

Бурханова Ирина Юрьевна, канд. пед. наук, доц., irina2692007@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Мининский университет),

Иванов Александр Дмитриевич, студент, ivanovad@st. mininuniver. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Мининский университет) ,

Бурханов Сергей Владимирович, студент, burxanov. 00@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Мининский университет) ,

Веряскин Михаил Александрович, студент, mikl-nnov@mail. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Мининский университет)

DEVELOPMENT OF FUNCTIONALITY OF THE RESPIRA TORY SYSTEM OF TEENAGERS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

I. Yu. Burkhanova, A.D. Ivanov, S. V. Burkhanov, M.A. Veryaskin

The features of the use of physical culture means to correct the functional state of adolescents of a special medical group with reduced functionality of the external respiration system, which are included in the training program, are considered. The dynamics of the functional state of the respiratory system of the experimental participants over the study period is presented.

Key words: adolescents, special medical group, special training, functional capabilities, state of the respiratory system.

Burkhanova Irina Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, irina2692007@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Ivanov Alexander Dmitry, student, ivanovad@st.mininuniver.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Burkhanov Sergey Vladimirovich, student, burxanov.00@mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Veryaskin Mikhail Alexandrovitch, student, mikl-nnov@mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University)

References

1. Damsker I.S., Fonareva T.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri zabolevaniyah organov dyhaniya [Therapeutic physical culture in diseases of the respiratory system]: a textbook instructor in physical therapy / under the total. ed. V.P. Pravosudova. M.: Physical education and sport, 1980. 415 p.

2. Dubrovskij V.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (kinezioterapiya) [Therapeutic physical education (kinesiotherapy)]: a textbook for university art. M.: Publishing. center. VALDOS, 2001. 608 p.

3. Zhohova Yu.P., Polyakov S.D. Novye tekhnologii v reabilitacii detej, stradayushchih bronhial'noj astmoj [New technologies in the rehabilitation of children suffering from bronchial asthma] // Actual issues of medical rehabilitation in modern conditions: materials of scientific-practical. conf. / ed. prof. B.A. Polyaeva. M.: RSMU, FC LFKiSM, 1999. P. 122-126.

4. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic physical education]: a textbook for students. universities / S.N. Popov, N.M. Valeev, T.S. Garaseva [et al.]; under the editorship of S.N. Popova. M.: Publishing. Center "Academy", 2004. 416 p.

5. Morozov V.O. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obrazovatel'nom processe shkoly [Health-saving technologies in the educational process of the school]. M.: FLINT, 2015. 188 p.

6. Proektirovanie zdorov'eformiruyushchej tekhnologii fizicheskogo vospitaniya dlya chasto boleyushchih detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Designing a health-forming technology of physical education for frequently ill children of primary school age] / S.S. Ivanova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 1. P. 9-16.

7. Stafeeva A.V., Grigor'eva E.V., Gusev A.N. Metodika primeneniya ozdorovitel'noj hod'by na zanyatiyah fizicheskoj kul'tury v special'noj medicinskoj gruppe so studentami s hronicheskimi zabolevaniyam [The methodology of using recreational walking in physical education classes in a special medical group with students with chronic diseases] // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2017. Vol. 7 No. 1(22). P. 213-216.

8. Fizicheskaya reabilitaciya: uchebnik dlya akademij i institutov fizicheskoj kul'tury [Physical rehabilitation: a textbook for academies and institutes of physical education] / under total. ed. prof. S.N. Popova. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.