УДК 631.582:631
РАЗВИТИЕ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
С. Н. БУТОРИН,
кандидат экономических наук,
доцент, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
(д. 23, ул. Петропавловская, г. Пермь, 614990; тел. : (342) 212-53-94).
Ключевые слова: формы хозяйствования, повышение эффективности деятельности, хозрасчётная система управления, системы хозяйственного управления, интегрировано-конкурентная система управления.
В статье содержится экскурс развития форм хозяйствования, существующих в царской, советской России и современности. В рамках этого освещены основные предпосылки и цели, которые имели место быть при развитии каждой из форм. Начальной представлена крестьянская форма хозяйствования. Предпосылками к смене крестьянско-общин-ного уклада называются его малая производительность, экономическая нецелесообразность, связанные во много с низким уровнем предприимчивости крестьян в этой форме. Проведённые земельно-аграрные Столыпинские реформы привели к образованию так называемых «кулаков» - крупные частные хозяйства, применяющие наёмный труд и функционирующие, как правило, на скупленных у крестьян земельных наделах, на базе которых впоследствии начали образовываться кооперативы. С отменой в 1917 году частной собственности на землю и последующей коллективизацией происходит формирование коллективно-государственной формы хозяйствования на селе с последующим укрупнением хозяйствующих субъектов, их интенсификацией, специализацией и переводом работы на промышленную основу. Необходимость дальнейшего повышения производительности труда приводят к тому, что с 80-х годов начинается практическая реализация мер по переходу от планово-административной системы к системе договорных отношений, развитию хозяйственной самостоятельности. Последующие этому рыночно-аграрные реформы 90-х годов приводят к формированию многоукладной экономики, появлению различных агрообъединений (агрофирм), а также к возобновлению малых форм хозяйствования на селе (КФХ). В последние годы в сфере организации агропроизводства начинают отдавать приоритет таким фундаментальным принципам рыночной экономики, как интенсификация, концентрация и капитализация. На основании этого, используя абстрактно-логический метод исследования, представлено авторское видение эволюции соответствующих систем хозяйственного управления в аграрной отрасли России, дана их характеристика и особенности.
THE DEVELOPMENT OF FARMS AND THE DEVELOPMENT OF APPROPRIATE MANAGEMENT SYSTEMS IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF RUSSIA
S. N. BUTORIN,
candidate of economic sciences, associate professor, Perm state agricultural academy
(23, Petropavlovskaya str., Perm, 614990; tel. : (342) 212-53-94).
Keywords: forms of management, increase efficiency, self-management system, system management, integrated-competitive management system.
The article contains a description of the development of farms existing in tsarist, Soviet Russia and modernity. Within this basic preconditions and goals, which was the place to be during the development of each form. Initial presented peasant form of management. Prerequisites to the change of the peasant community structure are called its low productivity, economic irrationality, many associated with low level of entrepreneurship of farmers in this form. Conducted land-Stolypin agrarian reforms led to the formation of so-called "kulaks" - larger private farms employing hired labor and functioning, typically bought from the peasants land allotments on the basis of which later started to form cooperatives. With the abolition in 1917 private ownership of land and the subsequent collectivization is the formation of collective and state farms in rural areas, with the subsequent consolidation of business entities, their intensification, specialization and translation work on an industrial basis. The need to further increase productivity lead to the fact that the 80-ies begins the practical implementation of measures for the transition from planning and administrative system to the system of contractual relations, the development of economic independence. Subsequent to this market and agrarian reform of the 90-ies, lead to the formation of a mixed economy, the emergence of various groovyeclipse (agricultural companies), as well as to the resumption of small rural businesses (KFH). In recent years, in the sphere of organization of agricultural production are beginning to give priority to fundamental principles of a market economy, intensification, concentration and capitalization. On this basis, using abstract-logical research method, the author's vision of the evolution of appropriate systems of economic governance in the Russian agrarian sector, given their characteristics and features.
Положительная рецензия представлена А. Н. Пыткиным, доктором экономических наук, профессором, директором Пермского филиала Института экономики Уральского отделения РАН.
www.avu.usaca.ru
65
В разные исторические периоды экономика аграрной отрасли была представлена характерными для неё формами хозяйствования. Если рассматривать продолжительную ретроспективу, то одной из превалирующих форм в аграрной отрасли России была крестьянская форма хозяйствования. Малая (мелкая) форма организации сельскохозяйственного производства существовала на селе, на протяжении всей истории российского государства, начиная с царской России. Крестьянин всегда владел и пользовался земельным и хозяйственным наделом, производил сельскохозяйственную продукцию.
Организующей (управляющей) системой для такого сельскохозяйственного производства была община, которая объединяла отдельных крестьян для выполнения наиболее трудоёмких, сезонных работ. Община на Руси до 13 века была основным производителем сельскохозяйственной продукции, поставляемой в город. Кроме того, община была источником пополнения государственной казны.
Во второй половине 18 века (на фоне распада феодального уклада и построения капиталистических отношений в Европе) в России учащаются крестьянские волнения, проходит крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Наиболее просвещённые помещики уже тогда понимали, что крепостное право не только не гуманно, но и экономически нецелесообразно, поскольку труд крепостных малопроизводителен. Именно поэтому в середине 19 века первоочередной аграрной реформой в России была ликвидация крепостной системы хозяйствования. Однако экономическое положение крестьян и после отмены крепостного права продолжало ухудшаться. Крестьяне продолжали владеть теми же землями, которые они обрабатывали при крепостном праве, причём эти участки были переданы в общину, а не в собственность отдельных крестьян.
Изменения в существующий в сельском хозяйстве уклад были внесены Столыпинской аграрной реформой 1906 года, позволяющей крестьянину выйти из общины с получением земельного участка в частную собственность. Общинный тип хозяйствования, по мнению П.А. Столыпина, не давал развитию предприимчивости крестьян. В указе П.А. Столыпина от 9 ноября 1906 года предусматривалось, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, мог во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли» [5].
Вследствие Сталыпинской реформы на селе образовались две группы крестьян: первая - это крестьяне - общинники, как правило, бедные мелкотоварные хозяйства с небольшими земельными наделами, не выделенными из общины; и вторая - крупные частные хозяйства, применяющие наёмный труд и функционирующие, как правило, на скупленных у крестьян земельных наделах, выделенных ими при выходе из общины. Последние, с учётом возможности ведения свободной торговли, вели в большинстве случаев товарное производство, основанное на собственной переработке и торговле. Именно эту категорию крестьян стали называть «кулаки».
Принятый в 1917 году Декрет о земле отменил частную собственность на землю, которая передавалась в общенародное достояние и переходила в поль-
зование всех трудящихся на неё крестьян. В результате национализации земли и её подушевого раздела создавались примерно равные условия хозяйствования. Одновременно с этим со времени установления Советской власти в деревне развивается сельскохозяйственная кооперация. Кооперация представлялась В.И. Ленину как важная основа преодоления мелкотоварного производства, характеризовавшегося низкой производительностью труда.
За первое десятилетие после Великой Октябрьской революции 1917 года среднегодовые темпы его развития превышали 10 процентов. Производство зерна в период с 1921-1929 годы увеличилось в два раза. Многие учёные, экономисты аграрники сходятся во мнении, что кооперация оказала положительное влияние на качественное изменение производственной деятельности крестьянских хозяйств, в частности произошло совершенствование средств производства, повышение их активной составляющей [4, 6]. Однако уже в период НЭП начинали просматриваться трудности с обеспечением продовольствием городов. Основная причина этому была малая заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в реализации своей продукции в кратчайшие сроки по установленным государством ценам. При этом государству было нужно дешевое сельскохозяйственное сырьё, в частности зерно, для его экспорта по более высоким ценам и тем самым накопления средств для индустриализации экономики.
Как справедливо отмечал В.Л. Берсеньев: «Принятый правительством курс на индустриализацию ускоренными темпами требовал коренной перестройки существующей системы заготовок сельскохозяйственной продукции, для чего необходимо было заменить крестьянина-продавца на предприятие-поставщика, не нуждающееся в сохранении товарно-денежных отношений» [1]. Именно поэтому к началу 30-х годов ХХ века началась массовая, насильственная коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств. В.Ф. Быков отмечает две задачи подобных реформ: перекачка средств и трудовых ресурсов деревни для осуществления индустриализации страны, а также уменьшение крестьянского сопротивления государственной политике [2]. Наряду с этим, по мнению автора, одной из задач, которая преследовалась при реорганизации крестьянского уклада, существовавшего в той или иной форме до коллективизации, является повышение управляемости аграрной отраслью со стороны государства, что помогло выжить в экстремальной ситуации военного времени 1941-1945 годов, а в послевоенные годы восстановить потенциал села.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения коллективизации, значительно снижается роль крестьянского хозяйства как производителя сельскохозяйственной продукции. Она, по сути, начинает сводиться к выращиванию картофеля, других овощей и садовых культур исключительно на приусадебном участке для целей личного потребления и разведению в небольшом количестве сельскохозяйственного скота и птицы. Ещё меньшая роль хозяйств населения в экономике сельского хозяйства начинает просматриваться с 60-х годов ХХ века, когда в стране разворачивается широкомасштабная работа по специализации и концентрации сельского
66
м/м/м/.avu.usaca.ru
хозяйства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Для успешной реализации этого проводится укрупнение, объединение колхозов. К 1980 году численность колхозов составляла 29 тыс., когда в 1940 году их было 235,5 тыс. [3].
Основными задачами проводимой работы били индустриализация и интенсификация сельскохозяйственного производства, перевод его на промышленную основу. В результате по всей стране были созданы крупные животноводческие комплексы и птицефабрики. Так, например, в Пермской области к 1976 году всё товарное производство яйца и мяса птицы было сосредоточено в 11 хозяйствах треста «Птицепром», тогда как ещё в начале 70-х годов птицеводством занимались 84 колхоза и совхоза. В результате этого производство яиц возросло в 2 раза, производительность труда - в 3,7 раза, затраты кормов на тысячу яиц составили 1,86 ц к.ед. против 3,7 ц к.ед., существовавших до объединения [3].
Несмотря на наличие в литературе противоречивых оценок относительно нарушения крестьянского уклада производства, итоговым результатом преобразований советского периода по коллективизации, последующему укрупнению колхозов, внедрению в их деятельность промышленных методов организации производства, является то, что коллективные сельскохозяйственные предприятия стали главным производителем большинства видов животноводческой продукции (табл. 1).
И хотя в колхозной форме хозяйствования производительность и эффективность были значительно выше, чем в крестьянской, но всё-таки уже в 70-е годы начали выявляться реальные проблемы, связанные с малой заинтересованностью трудового коллектива в повышении результативности своего труда. Объяснение этому является то, что, если в общине или крестьянском кооперативе, крестьянин был собственником произведенной продукции и распоряжался ею по своему усмотрению за исключением общественных нужд, то колхозник утратил право распоряжаться продукцией, произведённой в обобществленном коллективном хозяйстве. Именно с целью большей заинтересованности колхозов в повышении эффективности своей деятельности с 80-х годов начинается практическая реализация мер по переходу от планово-административной системы, с фондированным распределением продукции, к системе договорных отношений, развитию хозяйственной самостоятельности и инициативы работников в увеличении производства продукции.
Началом перехода к этой системе можно считать период внедрения хозрасчетной системы управления хозяйственной деятельностью в комплексные бригады в составе укрупнённых коллективных хозяйств.
Основное, что предусматривалось в данном подходе к управлению, заключалось в наделении большей самостоятельности в принятии управленческих решений внутренних подразделений хозяйств. Предполагалось, что комплексные бригады будут функционировать как автономные балансовые единицы, полномочные самостоятельно вести не только производственную, но коммерческую и финансовую деятельность. Такие подразделения должны были вести собственный производственный план, бухгалтерский и управленческий учёт, а самое главное заниматься закупом необходимых для хозяйственной деятельности материально-производственных ресурсов и сбытом готовой продукции. Почти что десятилетний период внедрения хозрасчётных отношений так и не привёл к ожидаемым результатам. Руководствуясь полученными результатами опроса руководителей и главных специалистов, работающих в тот период в хозяйствах Пермской области, можно сформулировать основные причины, по которым хозрасчётная система управления, в имеющихся на тот период экономических условиях хозяйствования, так и не смогла обеспечить достижение поставленной цели:
1) крайне низкая квалификация персонала производственных подразделений для самостоятельного выполнения всех передаваемых на этот уровень управленческих функций, что приводило к их формальному выполнению, а зачастую невыполнению;
2) слабая заинтересованность, а зачастую нежелание руководителей центральных аппаратов, правлений хозяйств делегировать часть управленческих функций в низовые звенья;
3) отсутствие материально-имущественной основы для ведения самостоятельной деятельности. Все производственные фонды, включая земельные, и получаемая продукция принадлежали хозяйству в целом. Трудовые коллективы не могли самостоятельно распоряжаться ими, что делало их неполноценными экономическими субъектами.
Именно последняя причина послужили предпосылками для дальнейшего совершенствования системы управления предприятий аграрного сектора, проводимого государством. К концу 80-х годов как многие учёные, так и государственные деятели, сходились во мнении, что малые, частные формы организации общественного труда обладают значительным потенциалом в развитии производства, повышении его производительности, обеспечении повышения личного благосостояния граждан посредством самозанятости. Идеологи экономических преобразований конца 80-х начала 90-х годов, которые проводились в сельском хозяйстве, считали, что основной причиной нерентабельной деятельности коллективных
Таблица1
Динамика удельного веса производства основных видов сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями в общем объёме их производства, %
Вид продукции Годы
1940 1950 1960 1970 1980
Молоко 23 25 53 64 67
Мясо всех видов 28 33 59 65 69
Яйца 6 11 20 47 67
Составлено по данным: Народное хозяйство в СССР в 1965. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 1966. 910 с. Народное хозяйство СССР в 1980. Статистический ежегодник. М. : Статистика, 1981. 583 с. www.avu.usaca.ru
Таблица 2
Эволюция систем хозяйственного управления в аграрной отрасли России
Название системы Период Характеристики и особенности системы
Общинно -крестьянская до 1906 Органом управления выступали сами крестьяне (система самоуправления), вопросы решались на общем сходе крестьян (народном вече). Потребность в профессиональном управлении отсутствовала полностью в связи с примитивностью производственной деятельности и отсутствием необходимости в её совершенствовании.
Крестьянско-индивидуальная (кулаческая) 1906-1917 Органом управления выступал глава крестьянской семьи. Появляется необходимость управления общепроизводственными вопросами, земельными и торговыми делами.
Крестьянско-кооперативная 1918-1930 Наряду с управлением производством, появляется управленческая деятельность, связанная с организацией и координацией труда членов кооператива, а также наёмных работников.
Колхозно-государственная 1930-1960 Формируются первые органы управления - правления колхозов. Подчинённость этого управления решениям советов народных комиссаров. Военный режим управления.
Планово-административная 1960-1980 Усиление централизации управления аграрной отраслью с одновременной её специализацией. Програмно-целевое планирование и жесткий контроль выполнения производственных заданий со стороны государства. Образование отраслевых и межотраслевых (АПК) структур управления на всех уровнях.
Хозрасчётно-саморегулируемая 1980 -1992 Зарождаются элементы саморегулирования в управлении на уровне предприятия. Развиваются внутрипроизводственные коммерческо-хозрасчётные отношения. Появляется экономическая заинтересованность в достижении положительных результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Рыночно-многоукладная 1992-по н. время Децентрализация системы управления агропромышленным комплексом. Передача большинства управленческих функций на уровень хозяйствующих субъектов. Индикативное планирование, самоконтроль и регулирование.
Интегрировано -конкурентная Перспективный Организация управления на принципах профессионализма, целеориентированности, независимости, открытости, оптимальной интеграции, платности. Появление профессиональных управляющих, их союзов, независимых директоров, корпоративной культуры управления.
Примечание: Таблица составлена автором.
хозяйств является отсутствие реального «хозяина» на земле, что коллективные формы хозяйствования не могут выступать в таком качестве. Именно с земельной реформы и начались экономические преобразования в сельском хозяйстве. Начало было положено принятием в 1990 году законов РСФСР «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» и «О земельной реформе». Также была одобрена программа возрождения российской деревни и развития аграрной отрасли на основе многоукладности и многообразия форм собственности.
Активное формирование фермерского сектора в сельском хозяйстве России происходило в период с 1990 по 1994 годы. В то время было образовано 285,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь сельскохозяйственных угодий, обрабатываемых ими, составляла 12 млн гектар, в том числе 7,9 млн гектар пашни или 6 % её общей площади. Фермерство представляли как основную форму ведения сельского хозяйства, которая должна была прийти на смену колхозам и личным подсобным хозяйствам.
Однако уже в 1994 году рост крестьянских хозяйств резко замедлился. Во многих регионах число, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь образующихся, количество фермеров начало сокращаться. Основными причинами этого, по мнению автора, являются, во-первых, отсутствие у фермеров необходимой для выполнения сельскохозяйственных работ материально-технической базы, во-вторых, незаинтересованность
сельскохозяйственных предприятий в сотрудничестве с фермерами и, в-третьих, отсутствие снабженческо-сбытовой, сервисной и финансово-кредитной инфраструктуры для малых форм хозяйствования.
Понимание, что фермеры не смогут «накормить» Россию, было и у идеологов реформ. Почти сразу, с середины 90-х годов, государство начинает увеличивать импорт продовольственных товаров. Это автоматически сказывается на снижении спроса, а следовательно, и цены перерабатывающих предприятий на продукцию сельского хозяйства, начинает складываться внутренний диспаритет цен в отрасли. В результате этого и с целью хоть как-то обеспечить финансовую стабильность сельскохозяйственные товаропроизводители начинают создавать собственную малоформатную переработку и локальную торговлю. Начинают образовываться так называемые агрофирмы, когда на базе крупного сельскохозяйственного предприятия или объединения нескольких предприятий создаются цеха по переработке сельскохозяйственной продукции с её последующей продажей через сеть собственной торговли на местных рынках.
С насыщением продовольственного рынка, в том числе импортной продукцией, развитием сетевого продовольственного ритейла, формат малотоварных агрофирм становился неконкурентоспособным. Сетевые продуктовые торговые центры, которые с двухтысячных годов начинают занимать на продовольственном рынке доминирующую долю, отдают приоритет в сотрудничестве с крупными поставщи-
шшш. avu.usaca.ru
333^»— Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г. - « JJJ^^L
Экономика
ками продукции, которые могут обеспечить стабильные, ежедневные поставки продуктов стандартного качества. Таким образом, продукция малоформатных перерабатывающих цехов стала мало востребованной. В связи с этим в последние годы в сфере организации агропроизводства начинают отдавать приоритет таким фундаментальным принципам рыночной экономики, как интенсификация, концентрация и капитализация. Это говорит о первостепенной роли организации и развития аграрного производства на промышленной основе. Определение «точек роста», способных не только поддерживать существующий производственный уровень, но и обеспечить его рост - единственный, по мнению автора, способ возродить отечественный агропромышленный комплекс и повысить конкурентоспособность субъектов его составляющих.
Понимая перспективность и экономическую обоснованность организации сельскохозяйственного производства на промышленной основе, а также учитывая то, что такой формат производства требует значительной концентрации финансов и капитала, в том числе для получения заёмных средств, в Пермском крае проводится работа по стимулированию поглощения более мелких и нерентабельных хозяйств более крупными с выделением бюджетных средств на расширение производства и повышение его эффективности в рамках объединённого предприятия. Цель реализации таких мероприятий заключается в формировании таких корпоративно-интегрированных субъектов сельскохозяйственного производства, на земельной и имущественной базе которых появится возможность организации сельскохозяйственного
производства промышленно-индустриального типа. Всё это говорит о том, что на сегодняшний день как бизнес, так государство понимают, что основу аграрной экономики должны составлять крупные и крупнейшие производители, интегрирующие материальные, трудовые и финансовые ресурсы большего количества мелких и средних предприятий.
Подводя итог представленному в статье экскурсу развития форм хозяйствования в аграрной отрасли России, используя абстрактно-логический метод исследования, авторы выделяют соответствующие им системы хозяйственного управления и дают их характеристику (табл. 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что история развития аграрной отрасли России имеет тенденцию движения от простого к сложному, от небольшого к крупному. Это свойственно как для технологии и организации производства, используемых средств труда, размеров функционирующих предприятий, так и для систем хозяйственного управления. Следовательно, в современных условиях хозяйствования в аграрной отрасли, когда при глобализации экономики, неизбежен процесс всё большей интенсификации, индустриализации, укрупнения производства, с одной стороны и повышения конкуренции и соответственно необходимости всё большей эффективности производственной деятельности с другой, одним из инструментов достижения последнего становится формирование соответствующей такой форме хозяйствования системы управления. По мнению авторов, это должна быть интегрировано-конкурентная система управления. Сущность такой системы и механизмы её реализации должны стать самостоятельным предметом научных исследований.
Литература
1. Берсеньев В. Л. Исторические особенности реформирования аграрных отношений в России. Екатеринбург : УРО РАН, 1994. 71 с.
2. Быков В. Ф. На ветрах моего времени: воспоминания, размышления. Пермь, 2010. 435 с.
3. Пахтусов З. Е. Организация промышленного животноводства. Пермь : Кн. изд-во, 1976. 150 с.
4. Светлакова Н. А., Царегородцева Е. В., Буторин С. Н. Современное состояние и перспективы развития аграрной системы форм хозяйствования в условиях конкуренции. Пермь : Типограф, 2013. 212 с.
5. Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия // Полн. собр. речей в Государственном совете 1906-1911. М. : Молодая гвардия, 1991. С. 175.
6. Трошева М. В., Трясцин М. М. Социальная миссия потребительской кооперации. Пермь : Типограф, 2013. 180 с.
References
1. Bersenyev V. L. Historical features of reforming of agrarian relations in Russia. Ekaterinburg: Ural branch of RAS, 1994. P. 71.
2. Bykov V. F. On the winds of my time: Memories, reflections. Perm, 2010. 435 P.
3. Pakhtusov Z. E. Organization of animal industry. Perm : KN. publishing house, 1976. 150 P.
4. Svetlakov N. And., Tsaregorodtseva E. V., S. M. Butorin. Current state and prospects of development of the agrarian system of forms of management in a competitive environment. Perm : Beetle, 2013. 212 p.
5. Stolypin P. A. We need a great Russia // Full. SOBR. Speeches in the Council of State 1906-1911., Moscow : Molodaya gvardiya, 1991. P. 175.
6. Troshev M. V. Trestin M. M. Social mission of consumer cooperatives. Perm : Beetle, 2013. 180 p.
www.avu.usaca.ru
69