Научная статья на тему 'Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного инвентаря и оборудования'

Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного инвентаря и оборудования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
61
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / нестандартный инвентарь и оборудование / студенты. / physical fitness / non-standard inventory and equipment / students.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

В данной статье рассматриваются результаты эксперимента по развитию физических качеств студентов с помощью нетипичных тренировочных устройств. Путем анализа эксперимента открываются новые перспективы для изучения зависимости изменений физического развития от типа используемых тренировочных средств. Научная новизна направлена на развитие физических качеств с использованием нестандартного оборудования, который позволяет не только улучшить результаты, но и повысить мотивацию к занятиям. Практическая значимость заключается в том, что результаты данного эксперимента могут быть использованы для оптимизации физического воспитания студенческой молодежи. Внедрение эффективных форм работы с нестандартным оборудованием для повышения интереса студентов к занятиям физической культурой. Материалы. Объектом исследования стали студенты мужского пола, возрасте от 21 до 25 лет Астраханского государственного медицинского университета. Результаты. Результаты исследования показали значительные положительные изменения в физической подготовленности студентов, участвующих в эксперименте. Заключение. Проведенные исследования позволили установить, что использование нестандартного инвентаря и оборудования на занятиях физической культурой оказывают эффективное воздействие на физическую подготовленность занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of students’ physical qualities with the use of non-standard inventory and equipment

This article discusses the results of an experiment on the development of students’ physical qualities using typical training devices. By analyzing the experiment, new perspectives open up for studying the dependence of changes in physical development on the type of training equipment used. The scientific novelty is aimed at developing physical qualities using non-standard equipment, which allows not only to improve results, but also to increase students' motivation to study. The practical significance lies in the fact that the results of this experiment can be used to optimize the physical education of students. The introduction of effective forms of work with non-standard equipment to increase students' interest in physical education. Materials. The object of the study was male students aged 21 to 25 years of Astrakhan State Medical University. Results. The results of the study showed significant positive changes in the physical fitness of the students participating in the experiment. Conclusion. The conducted research has allowed us to establish that the use of non-standard equipment in physical education classes have an effective effect on the physical fitness of those involved.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного инвентаря и оборудования»

УДК: 796.01/09

Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного

инвентаря и оборудования

Бутченко Э.К.*

Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-1926-8707, [email protected]*

Аннотация: В данной статье рассматриваются результаты эксперимента по развитию физических качеств студентов с помощью нетипичных тренировочных устройств. Путем анализа эксперимента открываются новые перспективы для изучения зависимости изменений физического развития от типа используемых тренировочных средств. Научная новизна направлена на развитие физических качеств с использованием нестандартного оборудования, который позволяет не только улучшить результаты, но и повысить мотивацию к занятиям. Практическая значимость заключается в том, что результаты данного эксперимента могут быть использованы для оптимизации физического воспитания студенческой молодежи. Внедрение эффективных форм работы с нестандартным оборудованием для повышения интереса студентов к занятиям физической культурой. Материалы. Объектом исследования стали студенты мужского пола, возрасте от 21 до 25 лет Астраханского государственного медицинского университета. Результаты. Результаты исследования показали значительные положительные изменения в физической подготовленности студентов, участвующих в эксперименте. Заключение. Проведенные исследования позволили установить, что использование нестандартного инвентаря и оборудования на занятиях физической культурой оказывают эффективное воздействие на физическую подготовленность занимающихся.

Ключевые слова: физическая подготовленность, нестандартный инвентарь и оборудование, студенты.

Для цитирования: Бутченко Э.К.* Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного инвентаря и оборудования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

The development of students' physical qualities with the use of non-standard

inventory and equipment

ElmiraK. Butchenko*

Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-1926-8707, [email protected]*

Abstract: This article discusses the results of an experiment on the development of students' physical qualities using typical training devices. By analyzing the experiment, new perspectives open up for studying the dependence of changes in physical development on the type of training equipment used. The scientific novelty is aimed at developing physical qualities using nonstandard equipment, which allows not only to improve results, but also to increase students' motivation to study. The practical significance lies in the fact that the results of this experiment can be used to optimize the physical education of students. The introduction of effective forms of work with non-standard equipment to increase students' interest in physical education. Materials. The object of the study was male students aged 21 to 25 years of Astrakhan State Medical University. Results. The results of the study showed significant positive changes in the physical fitness of the students participating in the experiment. Conclusion. The conducted research has

allowed us to establish that the use of non-standard equipment in physical education classes have an effective effect on the physical fitness of those involved.

Keywords: physical fitness, non-standard inventory and equipment, students.

For citation: Elmira K. Butchenko*. The development of students' physical qualities with the use of non-standard inventory and equipment. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Физическое развитие студенческой молодежи - ключевая составляющая формирования здорового и активного образа жизни, которая оказывает существенное влияние на успехи в учебной и профессиональной деятельности. Приверженность регулярным физическим нагрузкам способствует не только поддержанию здоровья, но и повышению концентрации, что особенно актуально для молодежи в период интенсивных учебных занятий. Однако традиционные методы программ по физической культуры часто не могут полностью удовлетворить потребности и интересы современной молодежи. Традиционные методы физического воспитания, такие как легкая атлетика, гимнастика или командные виды спорта, хоть и являются эффективными, но зачастую требуют особого спортивного оборудования, доступного не в каждом учебном заведении [1,2,3]. В связи с этим возникает потребность привлечения нестандартного инвентаря и оборудования для разнообразия двигательной активности. Нестандартные элементы делают учебно -тренировочный процесс более динамичным и интересным, что способствует повышению мотивации студенческой аудитории к занятиям физической культурой [4,5,6].

Нестандартный инвентарь подразумевает использование предметов быта, конструкций городской среды или специально созданных устройств, которые не относятся к классическому комплекту спортивных снарядов. Примерами таких предметов могут служить шины от автомобилей для выполнения упражнений на силу и выносливость; скакалки из верёвок, скейтборды для координации движений; песочные мешки для функциональных тренировок; бутылки с водой как альтернатива гантелям или даже самостоятельная конструкция препятствий из подручных материалов для занятий паркуром.

Использование таких нестандартных элементов может иметь ряд преимуществ перед традиционными методиками:

1. Доступность - нестандартный инвентарь часто проще найти или изготовить самостоятельно без значительных затрат. 2. Мотивация - непривычный тренировочный реквизит может вызывать больший интерес у студентов благодаря новизне ощущений. 3. Универсальность - предметы повседневного пользования можно использовать для работы

над различными физическими качествами: от силы до ловкости. 4. Креативность -разработка новых типов учебно - тренировочного процесса и тренировок со своеобразным инструментарием стимулирует творческий поиск новых форм работы со студенческой аудиторией. 5. Адаптивность - с помощью нестандартного инвентаря легко корректировать сложность заданий под уровень подготовленности конкретной группы либо каждого студента [7,8,9,10].

При использовании нетрадиционного инвентаря следует строго следить за безопасностью его применения - все предметы должны быть проверены на прочность и безопасную эксплуатацию [11,12,13].

Результатом данных новаторских подходов может быть повсеместное расширение представления о методиках физического развития молодежной аудитории - перенос акцента с одинаковых типичных программ на более персонализированный выбор способа активности каждого отдельного занимающегося в рамках доступной ему окружающей среды. Это также будет способствовать формированию самостоятельности мышления юной личности в контексте сохранения своего здоровья и всестороннем равномерном личностном росте.

Целью данного исследования является анализ возможностей различных типов нестандартного спортивного оборудования для повышения эффективности тренировочного процесса, а также определение его воздействия на различные физические качества - силу, гибкость, выносливость, скоростные способности и координацию.

Материалы и методы

Исследуемый контингент состоял из 47 студентов (юношей) в возрасте от 21 до 25 лет. Предварительно был проведен комплексный физический осмотр с целью определения уровня физической подготовленности. Эксперимент проходил на базе Астраханского государственного медицинского университета Минздрава России в 2022 - 2023 учебном году, г. Астрахань, Россия.

Исследование началось с анализа научных работ и методических рекомендаций. В процессе подготовки была продумана методология, которая включала формулирование основной цели исследования, а также создание набора контрольных мер и стандартов для оценки результатов. Второй этап исследования был эмпирически ориентированным. На этом этапе проходило тестирование физических способностей студентов с целью получения объективных данных об их подготовленности. Эти тесты предназначались для получения количественной оценки спортивных навыков участников. Завершением практической части исследования стал третий этап. В ходе этого этапа производилась

статистическая обработка собранных данных, что позволило не просто понять текущее состояние, но и сформировать обоснованные выводы относительно состояния физической подготовленности студентов. В дополнение к этому, для анализа данных использовались современные программные средства. Специальное внимание в рамках данной работы уделялось математической обработке и интерпретации результатов. Для этого использовался программный комплекс Statistika-22, который обеспечивал достоверность вычислений. Помимо прочего, в ходе аналитической работы были применены методы вариационной и разностной статистики, включая расчеты по t-критерию Стъюдента и многофакторный анализ дисперсии (ANOVA) для непараметрических независимых выборок. Исходя из установленного критерия значимости в р<0,05, были выявлены существенные различия между результатами различных тестов, что позволило сделать выводы.

Экспериментальная программа охватывала различные типы учебно -тренировочных занятий с использованием объектов повседневного использования (бутылки с водой, мешки с песком, автомобильные покрышки), элементов городской среды (скамейки, перила) и специализированные тренажёры изготавливаемые своими руками (тренажёры для подтягиваний, балансировочные платформы).

Результаты и обсуждение

В современном мире, где традиционные подходы к тренировке все чаще дополняются новаторскими методами, применение нестандартного инвентаря и оборудования для развития физических качеств становится актуальным направлением в физкультурно-оздоровительной работе со студентами. Это исследование направлено на экспериментальное внедрение нетрадиционных устройств и приборов в учебный процесс с целью повышения эффективности занятий физической культурой.

Вначале исследования со студентами была проведена беседа с целью выявления их мнения к данному эксперименту. Студенты высказали свой взгляд на применение нестандартного инвентаря и оборудования и отметили положительное отношение к данному способу занятий. После этого была проведена диагностика физической подготовленности испытуемых для отслеживания динамики изменения результатов до начала и после проведения эксперимента. Для выявления физической подготовленности студентов использовались следующие тесты: прыжок в длину с места, подтягивание из виса, наклон туловища из исходного положения стоя на возвышенности, бег

Таблица 1

Показатели физической подготовленности

Тесты До начала эксперимента По окончании эксперимента 1эмп Р<0,05; р<0,01

Прыжок в длину с места (см) 210±5 см 233 ± 6 см 5,1 2,02; 3

Подтягивание из виса (раз) 11± 3 раз 18 ± 3 раз 9,4 1,98; 2,63

Наклон из положения стоя (см) 6 ± 5 см 11,5 ± 4,5 см 3,7 2,02; 2,7

Бег 30 м 4,8 ± 1,09 сек 4,22 ± 1,23 сек 2,9 12,02; 2,7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 28 ± 4 раз 45± 5 раз 11,7 2,09; 2,85

Бег 1000 м 2:50,8 ± 0,35 сек 2:28,1 ± 0,38 сек 6,6 2,02; 2,7

Рывок гири 16 кг (раз) 21± 3 раз 32 ± 5 раз 9 2,06; 2,79

Поднимание туловища из положения лежа на спине (раз) 35 ± 4 раз 53 ± 5 раз 8,7 2,03; 2,73

30 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и бег на 1000 м. Также для оценки

физических качеств студентов использовали метод динамометрии: становая и кистевая. Для проведения измерений использовался специальный инструмент - кистевой динамометр, а для становой - использовали площадку, оборудованную специальной тягой. Результаты измерений были записаны в таблицу и подвергнуты анализу (табл. 2). Перед началом измерений каждый испытуемый получал инструкцию по правильной технике выполнения упражнений и проходил небольшую разминку.

Таблица 2

Результаты динамометрии

Динамометрия До начало эксперимента После эксперимента 1эмп Р<0,05; Р<0,01

Правая кисть (кг) 45± 0,7 кг 54,3 ± 1,2 кг 11,4 2,09 2,86

Левая кисть (кг) 42,5 ± 0,5 кг 51 ± 0,9 кг 11,1 2,09 2,85

Становая динамометрия (кг) 123 ± 3 кг 131± 2 кг 11,5 2,07 2,82

До начало эксперимента результаты физической подготовки испытуемых

находились на уровни ниже среднего показателя (табл. 1). С целью определения эффективности использования нестандартного спортивного оборудования на определение физических качеств была внедрена экспериментальная программа с контрольными измерениями результативности в конце исследования. В учебно - тренировочный процесс были внедрены следующие нестандартные предметы и инвентарь. 1.Использование шин и больших покрышек.

Одним из способов развития силы, выносливости и координации является использование автомобильных шин или больших покрышек от грузовиков. Студентам

предлагается выполнять серии упражнений, таких как переворачивание шины на определенную дистанцию, прыжки через нее или перемещение по зигзагообразной траектории. Это помогает разработать мышечный корсет, улучшить координационные способности и повысить общую выносливость.

2.Подъем мешков с песком.

Эта методика характерна для функционального тренинга. Вместо классических гантелей или штанг используются мешки с песком различной массы. Такие элементы тренировок помогают нагрузить практически все группы мышц за счет изменчивости формы груза.

3. Применение скейтборда для балансирования.

Такие типичные элементы уличного спорта, как скейтбординг можно успешно адаптировать для тренировочных целей в рамках занимательной физической культуры. Предмет представляет собой доску на полусферическом основании, которая требует от исполнителя сохранять равновесие при выполнении базовых двигательных движений: приседаний или наклонов, что значительно усложняет задачу выполнения.

4.«Гиря» из ПЭТ-бутылок.

Пустые ПЭТ-бутылки можно заполнить водой или песком для создания импровизированных гирь переменного веса. Цепочка комплексных упражнений может быть организована для всестороннего развития мышечной системы.

Учебные занятия проводились 2 раза в неделю, в которые входили упражнения, выполняемые на нестандартном оборудовании и инвентаре. Также студентам предоставлялась возможность посещения дополнительного занятия еще один раз в неделю с целью повышения уровня развития физических качеств.

По завершении восьмимесячного цикла занятий было зафиксировано значительное улучшение ключевых физических показателей у испытуемых. Это позволило выявить динамику изменений физических качеств и прогресс каждого студента.

Проанализировав полученный результат в тестировании физических качеств юношей до начала эксперимента и после мы видим, что применение упражнений нестандартного инвентаря и оборудования в тренировочном процессе привели к достоверным изменениям. Скоростно - силовое качество в беге на 30 метров улучшилось на 0,58 сек., в прыжке в длину с места результат поднялся на 23 см и в поднимании туловища из положения лежа на спине результат улучшился на 18 раз. Гибкость улучшилась на 5,5 см в наклоне из положения стоя и выносливость в тесте бега на 1000 м повысилась на 0,22 сек. Средний результат в силовой выносливости в подтягивании из виса улучшился на 7 раз, в рывке гири на 11 раз и в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на

20 раз. Статистически значимое улучшение было отмечено во всех исследуемых физических качествах. Значительный положительный эффект от использования нестандартного оборудования также был замечен в результатах динамометрии. Проводилось сравнение результатов измерений до эксперимента и после. Было выявлено, что в кистевой динамометрии правая кисть имеет более высокую силу сжатия кисти по сравнению с левой. Также было зафиксировано положительное воздействие таких занятий на показатели становой динамометрии.

Таким образом, применение нестандартного инвентаря и оборудования является эффективным подходом в развитии физических качеств студентов. Оно способствует улучшению двигательных показателей, разнообразию программ и подходов, а также повышению функциональной подготовленности. Однако, необходимо учитывать особенности каждого студента для достижения максимальных результатов.

Заключение

1. Результаты эксперимента показали, что использование нестандартного инвентаря и оборудования способствует более эффективному развитию физических качеств студентов.

2. Участники эксперимента продемонстрировали значительный прогресс в таких аспектах, как сила, выносливость и гибкость.

3. Экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что применение нестандартного инвентаря может быть эффективным методом для развития физических качеств студентов. Нестандартный инвентарь добавляет элемент новизны в процесс физической подготовки, что способствует повышению уровня внутренней мотивации участников.

Таким образом, результаты данного эксперимента подтверждают эффективность использования нестандартного инвентаря и оборудования при развитии физической подготовленности студентов.

Список литературы.

1. Ибрагимов И.Ф. Воспитание физических качеств студентов с помощью нового инвентаря и оборудования. Тенденции развития науки и образования. 2023; 93-1: 107-110.

2. Бородыня О.В. Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса. Молодой ученый. 2018; 1(187): 164-167.

3. Светличкина А.А., Козлятников О.А., Доронцев А.В., Зинчук Н.А. Перспективы применения спортивных тренажеров на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы «А». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 86 - 90.

4. Самигуллин Р.В. Методические подходы к формированию аэробной производительности квалифицированных гиревиков. Педагогико - психологические и медико - биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 97 - 102. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-97-102.

5. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Доронцева К.А. Методические аспекты развития физических качеств и функциональных резервов с применением силовых тренажеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 19 - 25.

6. Хузин А.Ф., Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Торхов А.С. Методика комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем энергообеспечения организма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 54 - 61. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-54-61.

7. Лаппо В.А., Барановская А.Ю. Особенности применения методики развития физических качеств у студентов - медиков. В сборнике: Медицинское образование XXIвека: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебский государственный медицинский университет. 2017: 79 - 81.

8. Габуева Л.Г. Применение методов и средств армрестлинга в развитии физических качеств студентов и повышении их технической подготовленности. Современные технологии в образовании. 2020; 20: 39 - 48.

9. Карева Ю.Ю., Матюхин Д.А. Применение координационной лестницы для развития физических качеств у студентов. OlymPlus. Гуманитарная версия. 2022; 1(14): 3741.

10. Михайлов Н.Г., Агакишиева А.М., Жебелева Е.В. Культура телосложения: теория и практика. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 89 - 93. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-189-93.

11. Фазлеева С.А., Оплетин А.А., Паначев В.Д., Зеленин Л.А. Простейшие оздоровительные тренажёрные средства, формирующие «здоровье сберегающую дыхательную технологию» на занятиях физической культурой и способствующие саморазвитию личности занимающихся. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 124 - 131.

12. Улитин Е.В. Нестандартные физические упражнения как эффективное средство физической подготовки студентов. Modern Science. 2023; 5(2): 64 - 67.

13. Голополосов Д.Ю., Разинов Ю.И. Повышение интереса и эффективности учащихся старших классов к занятиям физической культурой посредством применения нестандартного оборудования. В сборнике: Физическое воспитание и спорт - взгляд в будущее: интеграция науки и цифровых технологий в образование и практику. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Москва. 2022:81-85.

References

1. Ibragimov I.F. Education of physical qualities of students with the help of new inventory and equipment. Tendencii razvitiya nauki I obzarovaniya. 2023; 93-1: 107-110 [In Russ.].

2. Borodina O.V. The use of non-standard physical education equipment for the development of physical qualities in first grade students. Molodoj uchenyj. 2018; 1(187): 164-167 [In Russ.].

3. Anastasiya A. Svetlichkina, Oleg A. Kozlyatnikov, Aleksandr V. Dorontsev, Nina A. Zinchuk. Prospects of sports training simulators use at physical culture lessons with students of

special medical "A" group. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(4): 86 - 90 [In Russ., In Engl.].

4. Radmir V. Samigullin. Methodical approaches to aerobic productivity formation among qualified weightlifters. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(4): 97102. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-97-102 [In Russ., In Engl.]

5. Dorontsev A.V., Porubayko L.N., Ermolina N.V., Dorontseva K.A. Methodological aspects of the development of physical qualities and functional reserves using strength simulators. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 19 - 25 [In Russ., In Engl.].

6. Azat F. Khuzin, Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Aleksandr S. Torkhov. Methodology of cadets' physical qualities complex development at a military Institute of National Guard forces on the basis of organism energy-supply systems. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 54 - 61. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-54-61 [In Russ., In Engl.].

7. Lappo V.A., Baranovskaya A.Yu. Features of the application of the methodology for the development of physical qualities in medical students. V sbronike: Medicinskoe obrazovanie XXI veka: kompetentnostnyj podhod I ego realizaciya v sisteme nepreryvnogo medicinskogo I farmacevticheskogo obrazovaniya. Sbornik materialov Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [In the collection: Medical education of the XXI century: a competence-based approach and its implementation in the system of continuing medical and pharmaceutical education. Collection of materials of the Republican scientific and practical conference with international participation]. Vitebsk State Medical University. 2017: 79-81 [In Russ.].

8. Gabueva L.G. Application of methods and means of arm wrestling in the development of physical qualities of students and improvement of their technical preparedness. Sovremennye tehnologii v obrazovnaii. 2020; 20: 39-48 [In Russ.].

9. Kareva Yu.Yu., Matyukhin D.A. The use of a coordination ladder for the development of physical qualities in students. OlymPlus. Gumanitarnaya versiya. 2022; 1(14): 37-41 [In Russ.].

10. Nikolay G. Mikhailov, Asya M. Agakishieva, Ekaterina V. Zhebeleva. Constitution culture: theory and practice. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 8993 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-89-93 [In Russ., In Engl.].

11. Svetlana A. Fazleeva, Anatoliy A. Opletin, Valeriy D. Panachev, Leonid A. Zelenin. Simplest health-improving training means, forming "health-protecting respiratory technology" at physical culture lessons and providing students' personality self-development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 124-131. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1124-131 [In Russ., In Engl.].

12. Ulitin E.V. Non-standard physical exercises as an effective means of physical training of students. Modern Science. 2023; 5(2): 64-67.

13. Gololosov D.Yu., Razinov Yu.I. Increasing the interest and effectiveness of high school students in physical education through the use of non-standard equipment. V sbornike: Fizicheskoe vospitanie I sporta - vzglyad v buduchee: integraciya nauki I cifrovyh tehnologij v obrazovanie I praktiku. Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Physical education and sport - a look into the future: integration of science and digital technologies into education and practice. Collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow. 2022: 81-85 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 26.02.2024

Бутченко Эльмира Камильевна -преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.