Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИТНЕСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ФИТНЕСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИТНЕС / FITNESS / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / FITNESS TECHNOLOGY / STUDENT''S YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Д. Р. Стойчева С. С.

Статья посвящена проблеме содержания и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих активность студентов педагогического вуза к повышению качества профессиональной подготовки. В статье рассмотрены возможности фитнеса как эффективной формы оздоровления и физического развития студенческой молодежи, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИТНЕСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

РАЗВИТИЕ ФИТНЕСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Крылов Д.Р. Стойчева С.С.

Ишимский педагогический институт им. Петра Павловича Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Аннотация

Статья посвящена проблеме содержания и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих активность студентов педагогического вуза к повышению качества профессиональной подготовки. В статье рассмотрены возможности фитнеса как эффективной формы оздоровления и физического развития студенческой молодежи, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу

жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенческая молодежь, здоровье, фитнес, фитнес-технологии.

Keywords: physical education, student's youth, health, fitness, fitness technology.

Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров в педагогическом вузе является большой задачей социальной важности. Решающее значение в совершенствовании системы будущих педагогов является разработка новых подходов к содержанию и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих активность студентов к повышению качества профессиональной подготовки. Как отмечают исследователи А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов, что проведенные исследования уже в нашем тысячелетии, свидетельствуют, что около 50 % студентов российских вузов имеют отклонения в состоянии здоровья. Реальный объём двигательной активности учащейся молодёжи не обеспечивает полноценного развития [2, 29-31]. Поэтому процесс физического воспитания студенческой молодежи должен восполнить тот дефицит двигательной активности, который создается в современных условиях жизни, а также содействовать развитию и нормальному функционированию всех органов и систем молодого организма.

В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития студенческой молодежи, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является ознакомление и применение фитнеса в современной практике.

Понятие «фитнес» происходит от английского глагола «to be fit for» - быть в форме, быть бодрым, здоровым. Появившийся в США термин стремительно вошел в интернациональную спортивную лексику и стал широко использоваться в физической культуре России. Т.С Лисицкая и Л.В. Сиднева справедливо отмечают, что фитнес в широком смысле - это совокупность мероприятий, направленных на улучшение качества жизни человека. В общепринятом смысле фитнес - это общая физическая подготовка человека, включающая развитие функциональных систем организма и физических качеств, таких как гибкость, выносливость, сила, быстрота, координация, гармоничное соотношение мышечной и жировой тканей в организме. В узком смысле фитнес - это оздоровительная методика, позволяющая изменить формы тела и вес и надолго закрепить достигнутый результат. Она включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранным режимом питания, соответствующие возрасту, состоянию здоровья, физической конституции [5, 230].

® Крылов Д.Р. Стойчева С.С., 2017 г.

До середины 1960-х гг. в США термин «фитнес» не использовался, а все обозначаемое им входило в понятие «физическая культура». Однако, как выделяет Е.Г. Сайкина, стремительное развитие нового оздоровительного направления, появление у него самостоятельной идеологии требовали своего обозначения новым термином - «фитнес» [7, 610]. Широкое распространение среди населения США получили виды занятий, в основу которых положены аэробные нагрузки. Само слово «аэробика» произошло от греческого корня «аэро», имеющего значение «воздух». Определение «аэробный» буквально переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Аэробика - это оздоровительная методика, в которой физические упражнения сочетаются с дыхательными. В ходе выполнений аэробных упражнений прежде всего укрепляется сердечнососудистая система и запускается процесс жиросжигания. Данный вид двигательной активности направлен на поддержание хорошего самочувствия человека, его жизненного тонуса. Аэробика является базовым компонентом фитнеса.

Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счет разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.

Внедрение фитнеса и его технологий обусловлено доступностью, популярностью, разнообразием направлений фитнеса, его широкой стратификацией, большими возможностями удовлетворить потребности в двигательной активности будущих педагогов, занимающихся в условиях учебного заведения.

А.Г. Носов подчеркивает, что процесс физического воспитания в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью образования и предусматривает использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности, как важный показатель здоровья юношей и девушек, необходимый для дальнейшей успешной трудовой деятельности, а также отношения к физической культуре по окончанию вуза, и, соответственно, воспитание соответствующего отношения своих учеников к спорту [6, 3741].

Реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья. Физическое воспитание студентов рассматривается как составная часть общей системы их образования и воспитания. Оно призвано поддерживать высокую работоспособность студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, прививать им необходимые знания и навыки в области физкультурного образования, обеспечивать дальнейшее всестороннее физическое развитие. В связи с тем, что учебная нагрузка студента высока (включающая как аудиторные занятия, так самостоятельную подготовку) у большинства из них отмечается дефицит движений в режиме дня. Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма студента, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозговой деятельности: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

По мнению А.В. Аристовой и Т.М. Лебедихиной, с целью совершенствования процесса физического воспитания в вузе необходимо максимальное привлечение студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям, основанным на наиболее популярных видах двигательной деятельности, в частности с использованием различных фитнес-программ. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, высокую общую и моторную плотность занятия, в конечном итоге улучшая эффективность процесса обучения в целом. Занятие с такой направленностью может получить наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи [1, 29-31].

В пространстве современного молодежного социума понятие «фитнес» сегодня приобретает статус общественно значимого явления, формирующего личность на основе нормативно-ценностной системы принципов здорового образа жизни, психофизического самосовершенствования, целенаправленной подготовки и адаптации к учебной и профессиональной деятельности [3, 228].

Интерес молодежи к фитнесу обусловлен доступностью, эффективностью и эмоциональностью составляющих ее основу средств оздоровительного фитнеса, в числе которых - физические упражнения избирательной направленности с использованием инновационных программ и технологий, компоненты здорового образа жизни, диагностика физического состояния и т. д. По мнению Е.Г. Сайкиной и Г. Н. Пономарева, фитнес относится к предметной области физической культуры, поскольку формирует специальные знания, развивает двигательные способности и умения, определяющие физическую дееспособность и здоровье человека на основе использования инновационных подходов, средств, методов, оборудования, инвентаря и условий проведения занятий. Формирование востребованного в молодежной среде общественно значимого явления «фитнес» с активным созданием новых соматопсихических и социокультурных приоритетов, требует от специалистов физического воспитания внедрения новых педагогических технологий для решения специфических задач приобретения студентами современных физкультурных знаний, развития необходимых двигательных умений, навыков и способностей, положительного мотивационно-ценностного отношения к занятиям [7, 6-10].

Свое выражение инновационная деятельность находит в разработке и внедрении новых технологий организации процесса физического воспитания студентов в период формирования личностно-ориентированного образования, осуществления перехода от обязательных учебных программ к отдельным вариативным форматам. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания студенческой молодежи конкретизируется в интенсивно развивающихся фитнес-технологиях. В этом контексте понятие «технология» охватывает парадигмальные основы специальных знаний и практического опыта реализации физкультурно-оздоровительного потенциала различных (как традиционных, так и новых, как правило, инновационных) форм двигательной активности с использованием современных способов их педагогического обеспечения и контроля [4, 152].

Эффективность различных направлений фитнес-технологий заключается в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, профилактику различных заболеваний. Эмоциональность занятий обеспечивается не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, его танцевальной и игровой направленностью, но и необходимостью согласовывать свои движения с действиями партеров в группе, что также повышает интерес к занятиям. По мнению Е.М. Лахиной, это позволяет рассматривать фитнес как высокоэффективную систему оздоровительных занятий, направленных на улучшение физических кондиций, укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие, а также повышение профессиональных компетенций студентов педагогического вуза [8, 193-197].

Таким образом, занятия фитнесом в педагогическом вузе обладают существенным развивающим воздействием на организм студентов и требуют от специалистов физического воспитания внедрения новых педагогических технологий для решения специфических задач приобретения студентами современных физкультурных знаний, развития необходимых двигательных умений, навыков и способностей, положительного мотивационно-ценностного отношения к занятиям. Фитнес в педагогическом вузе может использоваться наряду с базовыми видами спорта, а также быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.

Литература

1. Аристова, А.В. Использование фитнес-программ как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой в вузе [Текст]/ А. В. Аристова, Т. М. Лебедихина // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19-20 ноября 2013 г. : в 2-х т. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - Т. 1. - С. 29-31.

2. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография [Текст]/А.А. Горелов, ВЛ. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: Политерра, 2011. - 101с.

3. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика [Текст]: учеб. пособие/В .И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, СВ. Малинина. - СПб.: Изд-во СПб. ГУ-ЭФ, 2010. - 228 с.

4. Зинченко, В.Б. Фитнес-технологии в физическом воспитании [Текст]: учеб. пособие/В.Б. Зинченко, Ю.О. Усачов. - Киев: НАУ, 2011. - 152 с.

5. Лисицкая, Т. С. Аэробика: теория и методика. В 2 т. [Текст]/Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - Т. 1. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 230 с.

6. Носов, А.Г. К вопросу о педагогическом сопровождении становления здорового образа жизни [Текст]/А.Г. Носов// Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 37-41.

7. Сайкина, Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса [Текст]/Е.Г. Сайкина, Г.Н. Пономарев//Теория и практика физической культуры: науч.-теор. журнал. - 2011. -№ 8. - С. 6-10.

8. Стойчева С.С. Аксиология фитнеса: «концепция оптимального тела». Успехи современной науки и образования. Белгород. Том ; №1, 2017.- С193-197.

9. Стойчева С.С. Значение и функции фитнес - культуры в формировании здорового образа жизни студентов. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных

10. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов [Текст]/Е.М. Лахина, А.В. Козлов, Л.Н. Малорошвило// Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.