Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА'

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экосистема / пакетные услуги / технологическая интеграция / финансовые ресурсы / конкуренция / бизнес-риски / ecosystem / bundled services / technology integration / financial resources / competition / business risk

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Рындина, А Р. Давыдов

Статья раскрывает особенности рисков и ограничений для бизнеса, использующего экосистемы в качестве каналов продаж пакетных продуктов. Отмечается, что существует риск навязывания услуг экосистем клиентам благодаря использованию интеллектуальных технологий. Уделяется внимание взаимоотношениям клиента и экосистемы. Доказывается необходимость инвестирования в создание и развитие экосистем как современной формы продаж продуктов и услуг. Развитие экосистем связано с инновациями и технологиями и в результате влияет на конкурентную среду. Делается вывод, что международные экосистемы на местные рынки проникают через слияния и поглощения. Требуется регулировать экосистемы и развивать их на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINANCIAL ECOSYSTEMS: BUSINESS RISKS AND OPPORTUNITIES

The article reveals the risks and restrictions specifics for businesses using ecosystems as products sales channels. It is noted that there is a imposing ecosystem services risk on customers through the intelligent technologies use. Attention is paid to the relationship between the client and the ecosystem. It proves the need to invest in the creation and development of ecosystems as a modern form of products and services sales. Ecosystem development is linked to innovation and technology and as a result influences the competitive landscape. It is concluded that international ecosystems penetrate local markets through mergers and acquisitions. It is required to regulate ecosystems and their development at the state level.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА»

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА

И.В. Рындина, канд. экон. наук, доцент А.Р. Давыдов, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-3- 75- 79

Аннотация. Статья раскрывает особенности рисков и ограничений для бизнеса, использующего экосистемы в качестве каналов продаж пакетных продуктов. Отмечается, что существует риск навязывания услуг экосистем клиентам благодаря использованию интеллектуальных технологий. Уделяется внимание взаимоотношениям клиента и экосистемы. Доказывается необходимость инвестирования в создание и развитие экосистем как современной формы продаж продуктов и услуг. Развитие экосистем связано с инновациями и технологиями и в результате влияет на конкурентную среду. Делается вывод, что международные экосистемы на местные рынки проникают через слияния и поглощения. Требуется регулировать экосистемы и развивать их на государственном уровне.

Ключевые слова: экосистема, пакетные услуги, технологическая интеграция, финансовые ресурсы, конкуренция, бизнес-риски.

К середине первой половины XXI столетия экосистемы заняли прочную нишу в системе сбыта продукции и оказания разного рода услуг, в том числе финансовых. Деятельность экосистем зачастую выходит за рамки существующих норм права ввиду невозможности провести четкую границу между сферами и секторами их деятельности. Однако не следует считать, что любые ограничения и требования, предъявляемые как к экосистемам, так и к их клиентам являются излишними или вредными для развития отрасли, в которой они функционируют. Некоторые требования могут быть обусловлены законодательством, необходимостью сертификации продукции, соблюдением стандартов и другими факторами [1].

Если экосистема является главным каналом продаж для поставщиков, важными вопросами становятся безопасность данных (личных и финансовых данных пользователей, и поставщиков) и защита их интересов. Однако нежелательным ограничением может стать регулирование цен на товары и услуги поставщиков, включая дополнительные комиссии, принудительное включение услуг в цену или необоснованное завышение/занижение цен. Финансовая дискриминация часто является формой злоупотребления, обладающей доминирующим положением экосистемы [2].

Давление на клиента основано на обширном объеме неструктурированных данных, которые он оставляет о себе. Эти данные включают не только личные информационные сведения, но и информацию о его активностях в Интернете, поисковых запросах, установленных сервисах и даже электронной почте, которую он получает или отправляет. Большие объемы данных формируют профиль потребителя, выявляют его основные привычки, интересы, взгляды и мнения. Поскольку экосистемы обладают значительным технологическим потенциалом, имеют передовые лаборатории по исследованию искусственного интеллекта и технологии подбора услуг, эта информация используется не только для индивидуализации цен, но и для предложения клиенту товаров и услуг по завышенным ценам. Создается эффект так называемого «бесконечного потребления» и приобретения ненужных услуг. Навязывание услуг осуществляется через личные кабинеты, регулярные акционные предложения, а также давление на стоимость или временные ограничения предложений. Цифровые экосистемы значительно влияют на потребление и модели потребления их клиентов.

Еще одним негативным эффектом для клиента является его привязанность к конкретной экосистеме через пакетные услуги и ежемесячные подписки. Обычно считается, что па-

кетные услуги и комбинированные продукты являются более выгодными и адаптивными, однако на практике это далеко не всегда так. Когда клиент попадает в информационное пространство определенной экосистемы, это формирует его мышление и точку зрения на спектр предоставляемых услуг и продуктов.

Совокупное давление, создаваемое всеми этими факторами, оказывает разрушительное воздействие на отношения между клиентом и экосистемой, подавляя клиента. Это может привести к застою в развитии экосистемы и ее продуктов, а также постепенному снижению конкурентоспособности предлагаемых продуктов и услуг. В некоторых сегментах рынка или экономики существует только одна экосистема, которая альтернативы не имеет. Другими словами, у клиента просто нет выбора относительно использования той или иной экосистемы. Если рассматривать более широкий контекст и выходить за пределы банковских экосистем, можно привести пример Яндекса, который построил свою экосистему на базе технологической компании и успешно проникает в различные сегменты экономики.

Отдельную группу рисков представляют риски, связанные с юрисдикцией экосистем, их влиянием на экономику. Важно различать национальные, международные и иностранные экосистемы. Доминирование иностранных экосистем создает дополнительные риски в области правоприменения и управления [3]. Например, американская компания Meta в одностороннем порядке разрешила использование пропаганды против российских граждан и России со стороны иностранных юридических и физических лиц. YouTube также ограничил монетизацию российских блогеров, что рассматривается как дискриминация одних контент-производителей по отношению к другим. Более того, иностранные экосистемы могут в любой момент прекратить поддержку сервисов, предоставление услуг и установить отличные от российских требования к качеству продуктов. Это создает риски безопасности и подчеркивает необходимость создания национальных экосистем, которые будут полностью соответствовать российскому законодательству и подчиняться российским властям, работая в интересах граждан России.

При анализе рисков и возможностей экосистем также необходимо учитывать сферу ин-

новаций и технологического развития. Для достижения стратегических целей и лидерства на рынке, особенно в областях, где уникальные технологии играют важную роль, важно постоянно усиливать технологические конкурентные преимущества [4]. Крупные и влиятельные участники рынка могут не только инвестировать в технологическое развитие, но и создавать специализированные исследовательские лаборатории для работы с большими данными, непараметрическими и неструктурированными данными о пользователях, их предпочтениях, интересах, взглядах и мнениях по определённым вопросам. У крупнейших экосистем есть значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им конкурировать с другими участниками рынка по качеству предоставляемых услуг. В то же время региональные или локальные экосистемы, интегрирующие различные сервисы, не всегда могут соперничать с ними в плане качества услуг.

Использование технологических средств оказывает существенное влияние на асимметрию и формирование конкуренции между отечественными и зарубежными экосистемами [5, 6]. Масштаб бизнеса также влияет на технологическую интеграцию. Например, Sber, благодаря своим огромным масштабам и крупной клиентской базе в России, имеет значительное преимущество перед региональными и местными банками. Ему целесообразно использовать современные технологии и искусственный интеллект для обработки данных клиентов. В то время как у регионального банка масштабы намного меньше, и для него создание экосистемы может быть экономически нецелесообразным, несмотря на финансовые возможности.

Использование технологических средств оказывает существенное влияние на асимметрию и конкуренцию между отечественными и зарубежными экосистемами. Масштаб бизнеса также влияет на технологическую интеграцию. Например, Сбер, благодаря своим огромным масштабам и крупной клиентской базе в России, обладает значительным преимуществом перед региональными и местными банками. Ему выгодно использовать современные технологии и искусственный интеллект для обработки данных клиентов. В то время как для регионального банка, с его меньшими масштабами, создание экосистемы может быть экономически

нецелесообразным, хотя у него могут быть финансовые возможности для этого.

Отдельные категории технологических рисков могут способствовать проникновению международных экосистем на местные рынки через слияния и поглощения. Такие сделки позволяют приобретать технологии или доступ к локальным рынкам. Небольшие компании или владельцы уникальных технологий часто стремятся выгодно продать свой бизнес. Из-за финансового потенциала международ-

Мы видим, что было собрано достаточно много данных за последние 4 года. С одной стороны, они отражают влияние пандемии и санкций, а с другой - демонстрируют общие тенденции взаимодействия с экосистемами. Итак, большинство участников в 2022 и 2023 годах буквально были вынуждены бороться за выживание, чтобы продолжать свою основную деятельность. За этот период значительно возросли риски и финансово-экономические ограничения, особенно учитывая низкую прибыль, которую в целом получил банковский сектор в России в 2022 году. При этом только

ных компаний они являются основными покупателями всех доступных технологий на внутренних рынках страны [7].

Представим результаты исследования Frank RG и агентства Deloitte, которые провели анализ среди поставщиков товаров и услуг в экосистемах с целью выявить эффективность их взаимодействия, а также оценить риски и потенциал для дальнейшего развития (табл. 1).

8% участников ожидали улучшения условий на протяжении последних 10 лет, и это значение остаётся практически неизменным.

Одновременно с развитием множества финансовых и цифровых экосистем наблюдается снижение совокупного спроса, поскольку рынок постепенно насыщается и уменьшается потребность в данных сервисах. Процент тех, кто считает, что ситуация в экономике улучшается, снизился с 12% в 2021 году до 6% в 2023 году. Объективная реальность показывает, что условия ведения бизнеса в России становятся всё более жёсткими, что повышает

Таблица 1. Результаты исследования поставщиков услуг в экосистемы (Frank RG)

Показатель 2020 2021 2022 2023

Изменение бизнес-стратегий, % участников исследования

Выживание 33 27 30 35

Рост 13 16 15 10

Сохранение 54 57 54 55

Позитивные изменения в бизнес-среде, % от участников исследования

Улучшение условий 8 10 8 8

Спрос вырос 24 28 21 16

Конкурировать стало легче 5 4 4 5

Ситуация в экономике улучшилась 8 12 7 6

Условия в бизнес-среде, % от участников исследования

Условия ухудшились 32 26 30 51

Спрос снизился 30 23 30 46

Ситуация в экономике ухудшилась 60 51 58 66

Оценка уровня дохода бизнеса, % участников исследования

Доход достаточный 63 71 71 66

Доход недостаточный 33 27 27 32

Рост факторов затрат, % участников исследования

Число наемных работников увеличилось 10 11 7 9

Расходы на аренду рабочих площадей 12 12 13 12

Расходы на ФОТ увеличился 24 29 38 29

Привлечение заемных средств для финансирования бизнеса, % участников исследования

Привлекались дополнительные средства 27 24 28 24

Не привлекались дополнительные средства 73 76 72 76

Использование технологий, % участников исследования

Онлайн-продажи 23 21 25 27

Интернет-решения для продвижения ТиУ 44 46 43 44

Средства организации удаленной работы 35 33 38 41

Электронный документооборот 62 63 61 63

уровень изоляции и ограничений, а также предложения и более тесным взаимодействи-

рост стоимости финансирования и ограниче- ем с аудиторией и пользователями.

ний на рынке. Таким образом, можно сделать вывод, что

Подавляющее большинство участников развитие экосистем во всем мире сопряжено с (более 51%) в 2023 году считают, что условия рядом специфических рисков, часть из кото-для бизнеса в рамках экосистемы ухудши- рых требует контроля и регулирования на лись: снизился спрос, и конкурировать с дру- уровне законодательства и государства [8]. гими производителями стало значительно Особенно важно обратить внимание на риски, труднее. Это опять же связано с изоляцией и связанные с экономической безопасностью закрытостью российской экономики, сниже- России, поскольку высокая зависимость от нием доходов и изменением структуры разви- иностранных сервисов может негативно отра-тия. зиться на социально-экономической жизни

Что касается доходов, то среди производи- потребителей. Необходимо поддерживать и телей наблюдается некоторая стагнация. Яв- развивать собственные финансовые экосисте-ного роста или спада нет, однако недостаточ- мы на рынке, чтобы иметь возможность со-ность доходов компенсируется усилением противляться зарубежным или альтернативным экосистемам.

Библиографический список

1. Покачалова Е.В., Гудкова М.В. К вопросу о публично-правовом регулировании финансовых экосистем в рамках цифровизации экономики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 2. - С. 291-296.

2. Тагаров Б.Ж. Цифровые финансовые экосистемы: возможности и угрозы для бизнеса // Финансовая экономика. - 2023. - № 11. - С. 245-247.

3. Али Акил Д.А. Финансовые риски и финансовая конкурентоспособность финансовых экосистем в России // Страховое право. - 2021. - № 4. - С. 57-62.

4. Королёва Е.В., Солган Л.А. Экосистема в экосистеме: развитие финансовых технологий в России // Финансы и кредит. - 2021. - № 5. - С. 1116-1131.

5. Быкова К.В. Новая бизнес-модель: финансовая экосистема // Вектор экономики. - 2020. -№ 11. - С. 45.

6. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 2-15.

7. Тагаров Б.Ж. Информационная эффективность цифровых финансовых экосистем // Финансовая жизнь. - 2023. - № 2. - С. 36-39.

8. Коновалова М.Е., Ширяева Д.В., Курновский Р.М. Факторы и условия, определяющие становление финансовой экосистемы в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 8. - С. 928-931.

DEVELOPMENT OF FINANCIAL ECOSYSTEMS: BUSINESS RISKS AND OPPORTUNITIES

I.V. Ryndina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.R. Davydov, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article reveals the risks and restrictions specifics for businesses using ecosystems as products sales channels. It is noted that there is a imposing ecosystem services risk on customers through the intelligent technologies use. Attention is paid to the relationship between the client and the ecosystem. It proves the need to invest in the creation and development of ecosystems as a modern form of products and services sales. Ecosystem development is linked to innovation and technology and as a result influences the competitive landscape. It is concluded that international ecosystems penetrate local markets through mergers and acquisitions. It is required to regulate ecosystems and their development at the state level.

Keywords: ecosystem, bundled services, technology integration, financial resources, competition, business risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.