СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КНР В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ
Тун Вэй,
директор центра по изучению России и Дальнего Востока Центрального финансово-экономического университета КНР (г. Пекин),
доктор экономических наук, профессор tongwei67@sina.com
В статье анализируются две крупные реформы налоговой системы Китая: 1994 года и 2013 года; показаны основные направления реформирования и их влияние на социально-экономическое развитие; вычленены проблемы современной китайской финансовой системы; проведен анализ государственного бюджета страны; сделан вывод о том, что обе налоговые реформы чрезвычайно важны для совершенствования китайской финансовой системы и перспектив развития экономики страны.
Ключевые слова: Китай, Китайская Народная Республика, финансовые реформы, финансовая система Китая, налоги, бюджетная система
УДК 336.2 ББК 65.9 (4/8)
Введение
На третьем Пленуме ЦК КПК 18-го созыва в 2013 г. был выдвинут тезис о том, что «финансы — есть основа и важнейший инструмент государственного управления». Это означает, что финансовая реформа в Китае вступила в новый исторический этап: общественные финансы, являющиеся стержнем экономики, становятся инструментом регулирования не только различных областей экономики, но и политики, культуры, социальной сферы, экологии. В связи с этим на более высокий уровень поднялось значение общественных финансов Китая, поставлена новая цель и новые задачи по кардинальному совершенствованию китайской финансовой системы
Реформа системы распределения налогов 1994 года
Реформа системы распределения налогов, проведенная в Китае в 1994 году, состояла из двух частей — реформы межбюджетной системы и реформирования налоговой системы.
Реформа межбюджетной системы по разделению полномочий между центральными и местными бюджетами. С 1 января 1994 г. в КНР произошло разделение налоговой системы и системы управления финансами в целях дальнейшего улучшения финансовых отношений между центром и местными органами власти. Были расширены финансовые функции государства, усилен контроль центра на макроуровне, а также стимулирование развития системы социалистической рыночной экономики с целью ускорения ее развития и оздоровления.
Реформа межбюджетной системы определила рамки расходов и компетенции центра и местных органов власти, а также систему трансфертов Центрального правительства местным органам власти.
Центральные финансы в основном отвечают за государственную безопасность, экономические расходы внешнеполитических и центральных государственных органов власти; регулируют структуру национальной экономики, региональное развитие, необходимые расходы по макрорегулированию, а также — платежи по вопросам прямой компетенции центра: расходы на оборону, на вооруженную милицию и внешнепо-1 60
литические расходы. Центр несет расходы по административному управлению, управлению инвестициями, осуществлению технического переоборудования предприятий, внедрению новых товаров, геологической разведке, по развитию сельского хозяйства. Кроме того, центр отвечает за выплаты по внутренним и внешним долгам, а также оплачивает такие сферы, как контроль над соблюдением законов, культура, образование, здравоохранение, наука и другие.
Основная нагрузка на местные финансы — это расходы, необходимые для функционирования деятельности органов власти на местах, а также расходы на развитие местной экономики и непроизводственного сектора. Они включают в себя затраты на местное административное управление, общественный контроль над законами, частично — на вооруженную милицию, на народное ополчение, плановые капиталовложения на местах; техническую реконструкцию местных предприятий и внедрение новых товаров; на сельское хозяйство, охрану и строительство городов, на местную культуру, образование, здравоохранение, на субсидирование цен и другие.
Реформа налоговой системы. С 1994 г. наряду с реформой межбюджетной системы проводилась реформа системы налоговых поступлений. В соответствии с руководящими «Указаниями по унификации налогового законодательства, беспристрастности положения о налогах и сборах, упрощения налоговой системы, справедливого распределения прав, регулирования отношений распределения, гарантий финансовых доходов, построения системы налоговых поступлений, соответствующей социалистической рыночной экономике», в КНР была проведена всесторонняя реформа системы налоговых поступлений. В ее основу была положена концепция регулирования различных видов налогов, определение разумных налоговых коэффициентов, упорядочивание налоговых льгот и совершенствование системы сбора налогов. Кроме того, потребовалось упростить и упорядочить налоговую систему. Было установлено 23 налога вместо имевшихся ранее 32, главными из которых явились налог с оборота и налог на прибыль Другие виды налогов взаимно дополнили их многообразную, многосегментную и сложную многоуровневую систему.
© ПСЭ, 2017
В основу деления доходов от поступления основных видов налогов между центром и местными бюджетами положен принцип взаимного сочетания политических и финансовых полномочий. Виды налогов, необходимые для защиты интересов государства, для макроэкономического регулирования, отнесены к центральным налогам; основные виды налогов по непосредственному развитию экономики — одновременно к центральным и местным налогам; виды налогов по соответствующему местному управлению — к местным налогам, которых гораздо больше, что увеличивает местные налоговые поступления.
Проблема разделения налогов решалась следующим образом. Фиксированные центральные налоги включали в себя: таможенные сборы, прямые таможенные налоги и налог на ревальвацию, потребительский налог, налог на прибыль центральных предприятий, налог на доход местных банков и банков с иностранным капиталом, а также налог на доходы небанковских финансовых предприятий, доходы всех железнодорожных банков, всех генеральных страховых компаний и другие.
К фиксированным местным налогам были отнесены: налог с оборота, подоходный налог с граждан, налог за использование земли городов и сел, налог за использование авто- и водного транспорта, вексельный сбор, налог на наследование и дарение, налог на ревальвацию земли, использование доходов от государственных земель и др.
В доходы центра и местных бюджетов включены: НДС, налог на ресурсы, налог на торговлю ценными бумагами, — распределение которых происходит следующим образом: 25% НДС получают местные бюджеты; налог на ресурсы делится в соответствии с различными видами ресурсов: большая часть налога на ресурсы остается на местах, а налог на нефть в морях и океанах идет в доходы центра; 20% от налога с торговли ценными бумагами остается в местном бюджете.
Результаты реформы 1994 года
Новая налоговая система эффективно гарантировала стабильный рост финансовых доходов. С началом налоговой реформы, наряду с быстрым развитием экономики и постоянным углублением реформы, произошел значительный рост финансовых доходов КНР. Так, в 2016 г. финансовые доходы страны составили 15960 млрд юаней (для сравнения: в дореформенном 1993 году — 434 млрд юаней), то есть за 23 года увеличились на 15526 млрд юаней или почти в 37 раз [1]. Была остановлена тенденция снижения доли финансовых доходов в ВВП, кроме того, с 1996 г. начался их рост.
Возросла роль новой налоговой системы в регулировании развития экономики. Реформированный налог с оборота стал включать такие виды налогов, как: налог на ревальвацию земли, потребительский налог и налог на предприятия. Такое объединение соответствовало потребностям китайских предприятий и предприятий с иностранным капиталом. Кроме того, был изменен метод установления налога на прибыль в зависимости от формы собственности предприятия, а по отношению к предприятиям с китайским капиталом был введен единый налоговый коэффициент. Это создало условия для справедливой конкуренции субъектов рынка в сфере налогообложения и позволило создать стабильную систему регулирования.
Новая налоговая система скоординировала установление налогов и их разделение между центром и местными бюджетами, что усилило возможности центрального правительства в распределении финансовых средств страны и повысило эффективность государственного макрорегулирования национальной экономики. Реформирование налоговой системы Китая позволило также рационально распределять ресурсы общества, стимулировать приоритет производства инвестиционных товаров в структуре производства и повысить эффективность структуры экономики Китая в целом.
Новая налоговая система улучшила отношения распределения. Единая система налога на прибыль для китайских предприятий коренным образом улучшила и нормализовала отношения распределения между государством и предприятиями, стимулировала их реформирование и развитие. Расширились
границы сбора налога на ресурсы, отрегулировано налоговое законодательство в этой сфере.
Часть национального дохода из приморских развитых районов перенаправилась в центральные и западные районы с целью выравнивания их социально-экономического развития.
Новая налоговая система внесла изменения в законодательство о налоге на доходы граждан и создала новые предпосылки для достижения общественных целей путем нивелирования различий доходов граждан и повышения общего благосостояния.
Налоговая реформа способствовала быстрому совершенствованию налоговой системы КНР. Количество видов налогов сократилось на 1/3, в то же время улучшилась их собираемость; повысилась роль таких налогов, как налог на ревальвацию, потребительский налог, налог на доходы граждан, что соответствует требованиям развития современной экономики. Расширилась база налогообложения, а рамки обложения налогом стали более рациональными. Эффективность налоговой системы стала развиваться в направлении сокращения и нормализации налогов, налоговое бремя стало более справедливым.
Повысилась эффективность системы управления сбором налогов. Осуществлено ступенчатое управление процессом сбора налогов: центральные налоги и совместные налоги центра и мест собираются государственными налоговыми структурами, а часть совместных налогов, причитающаяся местным бюджетам, перечисляется государственными налоговыми структурами напрямую в местные финансовые учреждения. Местные налоговые законодательства — это прерогатива местных налоговых учреждений.
Финансовая система Китая на современном этапе.
В КНР в соответствии со сложившейся структурой, власти правительства подразделяются на: центральные, провинциальные (автономные районы, города центрального подчинения), города, уезды (автономные уезды), поселки (национальные поселки, чжени), то есть представляет собой пятиуровневую структуру, в соответствии с административным делением. Поэтому государственный бюджет тоже подразделяется на пять ступеней ( см. рис. 1).
X
Государственный бюджет
I
Центральный бюджет
Местные бюджеты
Провинциальные бюджеты
Городские бюджеты
Уездные бюджеты
Поселковые бюджеты
Рис. 1. Схема государственного бюджета КНР
В соответствии с бюджетным законодательством КНР, существует две основные группы доходов бюджета: (1) налоговые доходы; (2) неналоговые доходы.
Налоговые доходы разделяются на пять составляющих: во-первых, это налоги на товары и на труд, НДС, акцизы. Во-вторых, это налог на доходы граждан. Снижены налог на доход от зарплаты, процентный налог и другие налоги на доходы граждан. В-третьих, это налог на прибыль предприятий. В-четвертых, это налог на торговлю и международную торговлю. Снижены таможенные пошлины, налог на возврат, специальные таможенные сборы. В-пятых, это другие налоговые доходы.
Всего в 2013 г. снижены 17 видов налогов: налог на добавленную стоимость, а также налоги: на потребление, на прибыль предприятий, на доходы граждан, на ресурсы, на использование городских земель, на имущество, на ревальвацию земли, налог на городское строительство и эксплуатацию, на приобретение транспортных средств, за использование авто- и судо-
транспорта, пошлины, табачные налоги и другие. Неналоговые доходы включают в себя 8 составляющих: имущественные доходы, доходы от процентных ссуд, доходы административного характера, доходы непроизводственного характера, доходы от штрафов, специальные доходы, доходы от капиталов и другие неналоговые доходы.
Увеличились поступления от налогов на социальное обеспечение, которые подразделяются на три составляющие: средства граждан, средства организаций и другие общественные поступления. Первые две составляющие включают в себя 5 пунктов: страховые взносы на старость, медицинские страховые взносы, страховые взносы от безработицы, страховые взносы на деторождение и страховые взносы на производственный травматизм.
Доходы от займов подразделяются на две части: внутренние и внешние займы. Внутренние займы делятся на краткосрочные, средне- и долгосрочные займы; государственные займы, переходящие в кредит и другие. Внешние заимствования подразделяются на займы иностранных государств, займы международных организаций, иностранные облигации и другие иностранные займы.
В 2016 г. бюджетные доходы КНР составили 15 960 млрд юаней, что составило 21,4% от ВВП (74 412 млрд юаней). Суммарные налоговые доходы были равны 13 036 млрд юаней, что составило 81,7% от всех финансовых доходов, и 17,5% от ВВП [2]. Более подробно это видно в табл. 1.
Таблица 1
Доходы государственного бюджета КНР за 2016 год ( млрд юаней ) [3]
Статьи доходов бюджета Объем
Всего 15 960
1. Налоговые поступления 13 036
в том числе:
НДС 4 071
налог с оборота (отменен с 2017) 1 150
потребительский налог 1 022
налог на прибыль предприятий 2 885
подоходный налог с населения 1 009
налог на ресурсы 95
городской налог на строительство 403
налог на ревальвацию земли 421
2. Неналоговые поступления 2 924
В 2016 г. финансовые расходы государственного бюджета КНР составили 18 775 миллиард юаней, т.е. бюджет имел дефицит в размере 3,8% ВВП страны [4]. Выполнение основных пунктов бюджетных расходов КНР представлено в табл.2.
Таблица 2
Расходы государственного бюджета КНР в 2016 г. ( млрд юаней) [3]
Статьи расходов бюджета Сумма
Всего: 18 775
Расходы на общую общественную деятельность 343
Дипломатические расходы 48
Расходы на национальную оборону 977
Расходы на общественную безопасность 1103
Расходы на образование 2807
Расходы на науку и технику 656
Расходы на культуру, спорт и средства массовой 316
Расходы на социальное обеспечение и занятость 2159
Расходы на медицинское и семейное планирование 1316
Расходы на энергосбережение и защита окружающей среды 473
Расходы на сельское хозяйство, лесное хозяйство и водные ресурсы 1859
Транспортные расходы 1050
Расходы на обслуживание долга 5144
Проблемы развития финансовой системы Китая до налоговой реформы 2013 года
До начала проведения реформы 2013 года в китайской финансовой системе существовало множество проблем, к которым можно отнести следующие.
1) Системе управления бюджетом не доставало целостности и научной обоснованности, не хватало открытости и транспарентности. Система управления бюджетом кренилась в сторону соблюдения баланса доходов и расходов. Ограничение бюджетных расходов было мягким, недостаточно строго контролируемым, и такая практика не способствовала реализации принципа «управления государством на основе закона».
2) Налоговая система не соответствовала уровню социально-экономического развития страны, потенциалу в области регулирования распределения бюджетных доходов. Она слабо содействовала экономии ресурсов и защите экологии. Политика налоговых льгот была избыточной, что не способствовало созданию атмосферы честной конкуренции и единого рынка.
3) Разделение расходных обязательств между центром и местами было размытым и нерациональным, система трансфертных платежей отличалась несовершенством и чрезмерным гигантизмом. Происходило распыление денежных средств, что не способствовало построению финансовой системы, характеризующейся взаимосогласованными бюджетными доходами и бюджетными обязательствами.
4) Обострились противоречия между замедленным ростом бюджетных доходов и плохо контролируемым ростом расходов. Структура расходов стагнировала, интенсивно накапливался финансовый дефицит и росла угроза невыплат по долговым обязательствам. Устойчивое развитие финансов в среднесрочной и долгосрочной перспективе оказалось перед лицом серьезных вызовов.
Основные направления реформы финансовой системы Китая в 2013 году
В настоящее время основными направлениями реформирования финансовой системы Китая являются следующие:
1) Создание современной бюджетной системы.
Современная бюджетная система является основой современной финансовой системы. В настоящее время рассмотрение и утверждение бюджета в Китае определяется тремя факторами: доходами, расходами и сбалансированностью бюджета. Ядром бюджета является именно баланс денежных доходов и расходов, а не масштабность и политика в области расходов, ибо такая ситуация может с легкостью способствовать возникновению проблемы процикличности. То есть в период снижения роста экономики ради достижения намеченных целевых показателей сбора налогов вполне вероятно чрезмерное взимание налоговых сборов, что может вызвать в экономике реакцию «пришла беда — отворяй ворота». Когда экономика достаточно разогрета, то взимание налоговых сборов для субъектов рынка становится необременительным, к тому же определенные бюджетом целевые показатели сборов налогов уменьшаются, что может породить обстановку «подогревания горячего», влияющую на финансовую политику антициклического регулирования. В силу этого, при рассмотрении и утверждении основных позиций бюджета предпочтительнее развиваться в направлении от сбалансированности бюджета и серьезного отношения к масштабам дефицита к сосредоточению внимания на расходах, финансовой политике и других аспектах.
Наряду с этим, ради достижения сбалансированности двухгодичного бюджета, также необходимо серьезно взяться за выполнение среднесрочного финансового плана; усилить ограничения, определяемые им в отношении годовых бюджетов; развивать ориентированность на перспективу и укреплять устойчивость финансовой политики.
Помимо этого, необходимо развивать прозрачность бюджета, постепенно расширять границы публичности, детализировать позиции, открытые для публичного освещения, усиливать контроль и надзор, и, таким образом, запустить всесторонне стандартизированную систему транспарентности бюджета.
2) Создание современной налоговой системы.
Взимание налогов является основным источником дохода
государства, это основа для развития государственного управления, а также — важнейший инструмент экономического макрорегулирования и государственного регулирования распределения доходов. Основными звеньями в период углубления реформы налоговой системы Китая являются следующие: всестороннее развитие реформы НДС; выстраивание системы, определяющей норму вычета НДС по нормируемым расходам. Во-вторых, стимулирование реформы налога с продаж; регулирование границ, звеньев и коэффициента взимания этого налога и дальнейшее выявление регулирующей функции этого налога. В-третьих, своевременное принятие законов, регламентирующих взимание налога на недвижимость. В-четвертых, стимулирование реформы, регламентирующей взимание налога на пользование природными ресурсами: дальнейшее повышение роли налоговых поступлений, стимулирующих экономию ресурсов и защиту окружающей среды. В-пятых, динамичное совершенствование механизма взимания подоходного налога с физических лиц и постепенное выстраивание системы его взимания.
3) Создание финансовой системы, имеющей взаимосогласованные бюджетные доходы и бюджетные обязательства.
Разделение бюджетных обязательств является важной предпосылкой эффективного функционирования современной финансовой системы. На основе четкого разделения государственных бюджетных обязательств, государственных бюджетных доходов. Посредством трансфертных платежей и других форм перераспределения бюджетных средств регулируются финансовые возможности на местах, обеспечивается соответствие между бюджетными обязательствами правительств различных уровней и их финансовыми возможностями. Необходимо гарантировать местным правительствам успешное выполнение обязательств по основным видам социального обслуживания.
Меры по реформированию современной финансовой системы Китая
В ближайшее время руководство Китая планирует продолжать углублять реформу налогово-финансовой системы. Прилагаются усилия к построению современной налогово-финансовой системы, наращиванию динамики оптимизации, упорядочения и интеграции государственных бюджетных расходов, обеспечению расходов в приоритетных областях, повышению эффективности использования финансовых средств, совершенствованию управления долговыми обязательствами местных правительств, активному предотвращению и ус-
транению финансовых рисков, стимулированию устойчивого экономического развития. С этой целью предусмотрены следующие меры:
1) Необходимо активно стимулировать реформу налогово-финансовой системы и подвести под нее законодательную базу. Поставлена задача осуществить полное покрытие налогом на добавленную стоимость реализацию товаров и услуг, упростить структуру налоговой ставки по НДС с четырехступенчатой до трехступенчатой. Требуется принятие налогового кодекса в области охраны окружающей среды; разработка административных мер по стимулированию поступления в государственную казну неналоговых доходов; продолжение снижения налоговое бремя предприятий.
2) Ставится задача развивать реформу по разграничению финансовых компетенций и разделению расходных обязательств центра и местных бюджетов. Планируется интенсифицировать разработку комплексной программы по разделению доходов, оздоровлению налоговой системы на местах. Повышенное внимание уделяется долговым обязательствам местных правительств и предупреждению рисков, связанных с невыплатами по ним.
3) Необходимо всестороннее стимулирование открытости правительственного бюджета и данных об исполнении бюджета, повышение коэффициента использования финансовых средств; добиваться, чтобы каждый юань приносил практическую пользу.
4) Предусматривается система мер по повышению эффективности финансовых расходов, качества управления бюджетной эффективностью, проведению оценки результативности работы по выполнению важнейших планов, касающихся жизни народа; эффективности расходов на важнейшие проекты.
Выводы:
Таким образом, налоговая реформа 1994 года эффективно гарантировала стабильный рост финансовых доходов бюджетной системы Китая; возросла роль новой налоговой систем в регулировании развития экономики; улучшилось распределение финансовых доходов между бюджетами различных уровней; повысилась эффективность системы управления сбором налогов; резко сократилось количество видов налогов. Это способствовало быстрому развитию китайской экономики. Однако к 2013 году накопилось много новых проблем в развитии финансовой системе Китая, устранению которых способствовала налоговая реформа 2013 года. Обе реформы чрезвычайно важны для совершенствования китайской финансовой системы и перспектив развития экономики страны.
Литература
1. National Government Final Accounts (2016), [Electronic source]. http://yss.mof.gov.cn/2016js/201707/t20170714_2649709.html (access date: 8.11.2017)
2. National Government Final Accounts (2016), [Electronic source]. http://yss.mof.gov.cn/2016js/201707/t20170714_2649709.html (access date: 8.11.2017)
3. Ministry of Finance: China Financial Yearbook 2016, Beijing: China Finance- 2017. - 129-148 p.
4. National Government Final Accounts (2016), [Electronic source]. http://yss.mof.gov.cn/2016js/201707/t20170714_2649709.html (access date: 8.11.2017)
5. Report on the execution of the central and local budgets for 2016 and on the central and local draft budgets for 2017 [Electronic source]. http://news.xinhuanet.com/english/china /2017-03/17/c_136136817.htm (access date: 15. 10. 2017)
6. China Statistical Yearbook 2016 [Electronic source]. http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/ indexch.htm (access date: 17.10.2017)
7. Gu, L. Three decades of tax reform in China: experience and overview. Beijing: Economic Science, 2012. — 646 p.
8. Li Keqiang on the need for new breakthroughs in the reform of the most important areas
[Electronic source]. http://russian.people.com.cn/31521/8555091.html (access date: 19.10.2017)
9. Structural analysis of the growth of tax revenues in 2016 [Electronic source]
http://szs.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/gongzuodongtai (access date: 18.10.2017)
10. Jing L. Corporate Governance and Financial Reform in China's Transition Economy, Hong Kong: Hong Kong University Press — 304 p. (access date: 22.10.2017)