Научная статья на тему 'Развитие финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза'

Развитие финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ДОХОДЫ / ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / STATE POLICY / EDUCATION / UNIVERSITY / STRUCTURAL UNIT / SPORTS COMPLEX / INCOME / EXTRABUDGETARY ACTIVITIES / SPORTS AND HEALTH SERVICES / SOURCES OF FUNDS / FINANCIAL RESOURCES / STRATEGIC GOALS / BALANCED SCORECARD / FINANCIAL STRATEGY / FINANCIAL MECHANISM / FINANCIAL RESPONSIBILITY CENTER / FINANCIAL RELATIONS / FINANCIAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салова Любовь Владимировна

В статье раскрыт подход к разработке финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза. Предпосылкой разработки такого подхода является проводимая государственная политика бюджетного финансирования вузов, что в условиях ограниченности средств и регламентации их использования ориентирует вузы на поиск и развитие внебюджетных источников средств, в том числе за счет вовлечения имеющихся ресурсов и материально-технической базы в экономический оборот. Это находит отражение в развитии непредпринимательской и предпринимательской деятельности структурных подразделений вуза, в том числе его спортивного комплекса. Разработка финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза предполагает выполнение нескольких этапов: выработку методики оценки потенциала спортивного комплекс, определение сдерживающих факторов и перспективных направлений по развитию внебюджетной деятельности, создание алгоритма разработки финансовой стратегии внебюджетной деятельности спортивного комплекса, определение и формулирование обеспечивающих управляющих и результирующих элементов финансового механизма. Сочетание элементов финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза форм, видов, методов организации финансовых отношений обособленного подразделения вуза (спортивного комплекса) непосредственно с головной организацией (вузом) может осуществляться путем установления количественных параметров, т. е. определения объемов и норм изъятия средств на нужды вуза, объема фондов, уровня расходов и проч. Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовленные рекомендации позволят заинтересованным сторонам получить полный инструментарий для разработки и реализации финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MECHANISM OF EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES OF THE SPORTS COMPLEX OF THE UNIVERSITY

The article describes the approach to the development of financial mechanism of extra-budgetary activities of the sports complex of the university. A prerequisite for the development of such an approach is the state policy of budgetary financing of universities, which in conditions of limited funds and regulation of their use orients universities to search and development of extra-budgetary sources of funds, including through the involvement of available resources and material and technical base in the economic turnover. This is reflected in the development of non-entrepreneurial and entrepreneurial activities of the structural units of the university, including its sports complex. Development of financial mechanism of non-budgetary activity of the sports complex of the university involves several stages: development of methods for assessing the potential of the sports complex, the definition of constraints and promising directions for the development of non-budgetary activities, the creation of an algorithm for the development of financial strategy of non-budgetary activities of the sports complex, the definition and formulation of providing managers and the resulting elements of the financial mechanism. The combination of elements of the financial mechanism of extra-budgetary activities of the sports complex of the university-forms, types, methods of organization of financial relations of a separate unit of the university (sports complex) directly with the parent organization (university) can be carried out by establishing quantitative parameters, i.e. determining the volume and norms of withdrawal of funds for the needs of the university, the volume of funds, the level of expenses, etc. The practical significance of the study is that the prepared recommendations will allow the interested parties to obtain a complete set of tools for the development and implementation of the financial mechanism of non-budgetary activities of the university sports complex.

Текст научной работы на тему «Развитие финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза»

УДК 338.46

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ВУЗА

© 2018

Салова Любовь Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (69014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: lstar24@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрыт подход к разработке финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза. Предпосылкой разработки такого подхода является проводимая государственная политика бюджетного финансирования вузов, что в условиях ограниченности средств и регламентации их использования ориентирует вузы на поиск и развитие внебюджетных источников средств, в том числе за счет вовлечения имеющихся ресурсов и материально-технической базы в экономический оборот. Это находит отражение в развитии непредпринимательской и предпринимательской деятельности структурных подразделений вуза, в том числе его спортивного комплекса. Разработка финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза предполагает выполнение нескольких этапов: выработку методики оценки потенциала спортивного комплекс, определение сдерживающих факторов и перспективных направлений по развитию внебюджетной деятельности, создание алгоритма разработки финансовой стратегии внебюджетной деятельности спортивного комплекса, определение и формулирование обеспечивающих управляющих и результирующих элементов финансового механизма. Сочетание элементов финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза - форм, видов, методов организации финансовых отношений обособленного подразделения вуза (спортивного комплекса) непосредственно с головной организацией (вузом) может осуществляться путем установления количественных параметров, т. е. определения объемов и норм изъятия средств на нужды вуза, объема фондов, уровня расходов и проч. Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовленные рекомендации позволят заинтересованным сторонам получить полный инструментарий для разработки и реализации финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза.

Ключевые слова: государственная политика, образование, вуз, структурное подразделение, спортивный комплекс, доходы, внебюджетная деятельность, физкультурно-оздоровительные услуги, источники средств, финансовые ресурсы, стратегические цели, система сбалансированных показателей, финансовая стратегия, финансовый механизм, центр финансовой ответственности, финансовые отношения, финансовые показатели.

THE DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MECHANISM OF EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES OF THE SPORTS COMPLEX OF THE UNIVERSITY

© 2018

Salova Lyubov Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of management Vladivostok State University of Economics and Service (69000, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: lstar24@yandex.ru)

Abstract. The article describes the approach to the development of financial mechanism of extra-budgetary activities of the sports complex of the university. A prerequisite for the development of such an approach is the state policy of budgetary financing of universities, which in conditions of limited funds and regulation of their use orients universities to search and development of extra-budgetary sources of funds, including through the involvement of available resources and material and technical base in the economic turnover. This is reflected in the development of non-entrepreneurial and entrepreneurial activities of the structural units of the university, including its sports complex. Development of financial mechanism of non-budgetary activity of the sports complex of the university involves several stages: development of methods for assessing the potential of the sports complex, the definition of constraints and promising directions for the development of non-budgetary activities, the creation of an algorithm for the development of financial strategy of non-budgetary activities of the sports complex, the definition and formulation of providing managers and the resulting elements of the financial mechanism. The combination of elements of the financial mechanism of extra-budgetary activities of the sports complex of the university-forms, types, methods of organization of financial relations of a separate unit of the university (sports complex) directly with the parent organization (university) can be carried out by establishing quantitative parameters, i.e. determining the volume and norms of withdrawal of funds for the needs of the university, the volume of funds, the level of expenses, etc. The practical significance of the study is that the prepared recommendations will allow the interested parties to obtain a complete set of tools for the development and implementation of the financial mechanism of non-budgetary activities of the university sports complex.

Keywords: state policy, education, university, structural unit, sports complex, income, extra-budgetary activities, sports and health services, sources of funds, financial resources, strategic goals, balanced scorecard, financial strategy, financial mechanism, financial responsibility center, financial relations, financial indicators.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Государственная политика Российской Федерации в области образования вытроена с учетом обеспечения государственных гарантий прав и свобод граждан России в сфере образования и созданием условий для реализации права человека на образование [1]. Таким образом, государство создает соответствующие условия, гарантирует каждому гражданину Российской Федерации равную доступность и возможность получить высшее образование в государственных вузах. Для выполнения данной функции, государство в лице уполномоченных органов осуществляет за счет средств федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетам субъектов Федераций финансирование образовательной, финан-

совой, инвестиционной деятельности государственных вузов. С другой стороны, что признается большинством участников этого процесса, объем государственного бюджетного финансирования не всегда достаточен, поэтому вузам необходимо (и они, как правило, активно участвуют в этом процессе) осуществлять развитие внебюджетных источников.

Рассматривая тему спорта в образовательном процессе, следует отметить, что в соответствии с ФГОС, дисциплины в области физической культуры и спорта входят в блок базовых дисциплин. В повседневной жизни, спорт - это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Желание быть в хорошей форме - естественное желание человека, тем более актуальное сейчас, когда цены на лечение и медицинское обслуживание постоян-

Salova Lyubov Vladimirovna THE DEVELOPMENT ...

но растут, что соответственно повышает актуальность платных услуг спортивного комплекса вуза, как альтернативного направления расходов человека. Данные факторы являются базовыми при рассмотрении специфики управления внебюджетными средствами спорткомплексов вуза.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В научных публикациях и изданиях, посвященных вопросам экономики и управления, финансам в спортивной индустрии в основном уделяется внимание таким вопросам как:

1. Общим вопросам функционирования спортивных организаций (учебные издания) [2-6].

2. Оценке востребованности спортивно-оздоровительных услуг, спроса и структуры потребителей [7; 8].

3. Изучению методов планирования и оценки загрузки спортивных объектов [9-11].

В области управления внебюджетными средствами вуза можно отметить:

1. Общие вопросы внебюджетного финансирования [12].

2. Вопросы оказания вузом платных услуг [13-15].

3. Проблемы выстраивания финансового механизма бюджетных учреждений [16].

4. Повышению эффективности государственных спортивных комплексов [17].

На сегодняшний день практически отсутствуют научные публикации, развивающие знания в области организации внебюджетной деятельности спортивных комплексов вузов, существующий опыт и знания разобщены и не систематизированы. В этой связи, данное исследование позволяет выстроить логику развития знаний в этой области, обеспечить эти процессы методическим инструментарием.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель исследования - разработка финансового механизма управления внебюджетной деятельностью спортивного комплекса как одного из подразделений вуза.

Задачи исследования:

1) Определить предпосылки, определяющие необходимость развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса как структурного подразделения вуза;

2) Сформулировать подход к выработке финансовой стратегии развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса, основанный на развитии концепции системы сбалансированных показателей;

3) Разработать модель финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса с выделением обеспечивающих, управляющих и результирующих элементов.

Теоретическо-методологической основой исследования выступили научные работы и учебные издания по проблемам управления финансами и менеджмента в сфере высшего образования, управления спортивными комплексами.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Рассматривая общую схему движения финансовых ресурсов в вузе, следует выделять два основных потока: бюджетное финансирование; получение доходов от осуществления различных видов самостоятельной деятельности, в т. ч. доходы вуза от его спортивного комплекса.

Бюджетное и внебюджетное финансирование спорткомплекса вуза осуществляется как за счет бюджетных средств для обеспечения образовательного процесса, так и за счет внебюджетных средств - доходов от его непредпринимательской и предпринимательской деятельности. Развитие внебюджетных источников финансирования спортивных комплексов является наиболее актуальным вопросом для вузов [18; 19].

Одной из основных задач исследования является

оценка эффективности вовлечения спортивных объекты вуза в процесс генерирования доходов от его внебюджетной деятельности.

Комплексный подход к оценке экономических и социальных аспектов деятельности спортивного комплекса вуза в исследовании предлагается решать на основе системы сбалансированных показателей (далее - ССП), характеризующей все существенные стороны деятельности этого структурного подразделения вуза и представляет собой параметры достижения желаемых результатов и действий, которые приводят к этим результатам. Для целей оценки эффективности управления внебюджетными средствами спортивного комплекса вуза в исследовании разработан алгоритм выполнения такой оценки, предложены показатели, позволяющие оценить экономические и социальные аспекты деятельности спортивного комплекса, эффективность управления внебюджетными средствами спортивного комплекса.

Алгоритм оценки внебюджетной деятельности спортивного комплекса, предполагает, что на основании перспектив ССП следует определить показатели, которые будут комплексно оценивать деятельность спортивного комплекса и эффективность управления внебюджетными средствами. Для этого необходимо на основе стратегических целей спортивного комплекса вуза составить стратегическую карту и определить цели каждого направления ССП. Полученная в ходе исследования система показателей позволила оценить эффективность управления внебюджетной деятельностью спорткомплекса вуза, и ее чувствительность к различным факторам внешней и внутренней среды. При этом предложенная система показателей является достаточной (соответствует поставленным целям), учитывает специфику внебюджетной деятельности спорткомплекса вуза, не перегружена, что положительно повлияет на оперативность принятия решений - актуальный аспект при оценке внебюджетной деятельности спорткомплекса вуза.

Выполнение такого анализа в ходе развития исследования позволило определить ключевые направления по повышению эффективности его внебюджетной деятельности связанные с повышение доходности услуг, загрузки мощностей и их вовлечению в экономический оборот, закрепление существующих и привлечение новых клиентов, повышение лояльности, развитие новых услуг и видов деятельности, реорганизацию системы управления и др.

Финансовая стратегия спортивного комплекса вуза в направлении развития внебюджетной деятельности призвана содействовать разрешению вопросов, касающихся его самоопределения как самостоятельного субъекта коммерческой активности, получения необходимых средств для развития, оптимизации бизнес-модели ведения предпринимательской деятельности.

В основе разработки финансовой стратегии спортивного комплекса вуза должен лежать прогноз его экономических возможностей (будущих характеристик его потенциала, устойчивости развития и т. д.), который позволяет выявить основные направления его финансового развития [20]. В ходе исследования была предложена методика оценки внебюджетной деятельности спорткомплекса на основе концепции системы сбалансированных показателей. Получаемые в ходе реализации методики данные позволяют произвести конкретные расчеты наиболее важных показателей, определяющих экономическое развитие спортивного комплекса вуза, проанализировать влияющие на него факторы, сопоставить уровень данного развития с уровнем развития его конкурентов.

Окончательный выбор определенного типа финансовой стратегии, которая бы в наибольшей степени подходила для спортивного комплекса вуза, необходимо осуществлять после оценки всех факторов, влияющих на его возможности с учетом прогноза развития рынка спортивных, физкультурно-оздоровительных и иных

профильных услуг, осуществлять доходную внебюджетную деятельность; его конкурентные преимущества и положение относительно внешней среды. Таким образом, создание финансовой стратегии спортивного комплекса вуза - это формирование управленческих решений, обеспечивающих подготовку, оценку и внедрение программы стратегического финансового развития его внебюджетной деятельности.

Предлагаемый алгоритм разработки финансовой стратегии внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза подразумевает выполнение следующих шагов:

1. Определение срока формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития вуза. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (меньший период формирования финансовой стратегии допустим).

2. Исследование факторов внешней и внутренней среды. На этом этапе анализируется конъюнктура рынка и факторы ее определяющие, оцениваются внутренний потенциал спортивного комплекса. Здесь рекомендуется использовать распространенные методы: swot-анализ, pest-анализ, анализ сил рыночной концентрации, матричные способы, бенчмаркинг и др. Для диагностики внутренних проблем рекомендуется использовать предлагаемую в исследовании методику оценки внебюджетной деятельности спорткомплекса на основе концепции системы сбалансированных показателей.

3. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции по развитию внебюджетной деятельности спортивного комплекса. Здесь необходимо получить четкое представление о параметрах развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса на основе ожиданий заинтересованных сторон.

4. Формирование стратегических целей внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза. Считаем, что главная цель это увеличение доходов от внебюджетной деятельности спортивного комплекса, повышение ее доходности, повышение вовлеченности основных средств вуза в экономический оборот. Вместе с тем эта главная цель требует конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса. Система стратегических целей делает возможным: выбор эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема и оптимизации состава финансовых ресурсов; минимизацию уровня финансовых рисков внебюджетной деятельности спортивного комплекса и т. п.

5. Разработка целевых стратегических нормативов внебюджетной деятельности спортивного комплекса. Сформированные стратегические финансовые цели конкретизируют через целевые стратегические нормативы, как база для принятия управленческих решений и контроля выполнения финансовой стратегии.

6. Принятие стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов внебюджетной деятельности спортивного комплекса, определяются:

- стратегии финансового развития спортивного комплекса в разрезе отдельных доминантных сфер;

- финансовая политика по отдельным аспектам внебюджетной деятельности спортивного комплекса;

- портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей, осуществляются их оценка и отбор.

7. Оценка разработанной финансовой стратегии развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса по системе экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых вузом. Также здесь

возможно применение подхода, предлагаемого в исследовании для оценки эффективности внебюджетной деятельности спортивного комплекса. По результатам оценки в разработанную финансовую развития стратегию внебюджетной деятельности спортивного комплекса могут вноситься необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации. Реализуя выработанные рекомендации на практике, заинтересованные стороны получат полный инструментарий для разработки и реализации финансовой стратегии развития внебюджетной деятельности спортивного комплекса.

Завершающим этапом исследования является предложения по совершенствованию финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза. Особенностью финансового механизма вуза (и в частности спортивного комплекса как структурного подразделения) является то, что основным источником средств его функционирования являются бюджетные средства, в то время как внебюджетные средства являются дополнительным источником для развития материально-технической базы и др. (с увеличения доли этого источника в структуре доходов).

Исходя из этого, финансовый механизм внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза можно определить как совокупность форм и методов воздействия для достижения намеченных стратегических целей по развитию внебюджетной деятельности. Сочетание элементов финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза - форм, видов, методов организации финансовых отношений обособленного подразделения вуза (спортивного комплекса) непосредственно с головной организацией (вузом) может осуществляться путем установления количественных параметров, т. е. определения объемов и норм изъятия средств на нужды вуза, объема фондов, уровня расходов и проч.

Финансовый механизм внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза должен использоваться вузом для выработки и реализации финансовой политики его внебюджетной деятельности. Для оценки финансовой политики внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза необходимо иметь четкую программу такого развития с выделением приоритетов, сроков и задач. В свою очередь, финансовая политика внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза должна основываться на выработанной стратегии его развития. Таким образом, целью разработки финансовой политики внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза является построение эффективной системы управления его финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его внебюджетной деятельности в контексте общей стратегии вуза.

Структура предлагаемого финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза включает следующие элементы:

1. Обеспечивающая составляющая или входные данные (сценарные показатели), численное значение которых является фактическим, плановым или прогнозным. Здесь можно выделить следующие составляющие: нормативно-правовое и информационное обеспечение.

Нормативно-правовое обеспечение внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза должно базироваться на действующем законодательстве, регулирующем внебюджетную деятельность вуза, а также различных внутренних и внешних инструкций, нормативов, норм, методических указаний и т. п. Здесь вузу предлагается разработать Классификатор внебюджетных услуг спортивного комплекса, чтобы потом на его базе осуществлять планирование доходов и расходов, составлять сметы услуг и др. Также рекомендуется разработать Положение о внебюджетной деятельности спортивного комплекса, что позволит регламентировать работу в данном направлении. Как одно из направлений также предлагается разработать Положение о премиро-

Salova Lyubov Vladimirovna economic

THE DEVELOPMENT ... sceinces

вании работников спортивного комплекса на основе достигнутых результатов его внебюджетной деятельности (КР1).

Информационное обеспечение включает в себя различную экономическую, коммерческую, финансовую и другую информацию [21], которое возможно получить через разработку финансового плана (бюджета) по внебюджетной деятельности, использование предлагаемой системы сбалансированных показателей.

2. Элементы управления (моделируемые показатели), включающий в себя различные финансовые инструменты, рычаги и методы, с помощью которых система финансового управления может воздействовать на результат деятельности спортивного комплекса вуза.

В качестве основного элемента управления предлагается выделить Центр финансовой ответственности по внебюджетным доходам и расходам спортивного комплекса, которое будет действовать как самостоятельный субъект хозяйственных отношений и заказчиками внебюджетных услуг, руководствуясь разработанным Положением.

Финансовые рычаги являются теми вариативными элементами, выбирая значение которых, возможно повлиять на результат внебюджетной деятельности спортивного комплекса. Здесь следует отметить, что основным параметром должен являться показатель эффективности внебюджетной деятельности через определение валового дохода каждой такой услуги. Средства, поступающие от внебюджетной деятельности спорткомплекса, в соответствии с внутренними нормативными актами будут направляться на покрытие расходов на ее осуществление. Также в соответствии с вновь принятыми актами, которые предлагается разработать вузу, средства могут направляться на создание таких фондов, как: фонд ремонта и реконструкции спортивных объектов; развития материально-технической базы; стимулирования работников в рамках установленных спортивному комплексу показателей КР1; подготовки к спортивным мероприятиям и др.

Финансовые методы - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. К ним можно отнести: финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и контроль. Осуществление данного функционала, в полном или ограниченном объеме, как раз может быть поручено выделенному Центру финансовой ответственности, либо распределено между управляющим звеном спортивного комплекса вуза, как структурным подразделением, и, непосредственно, финансово-экономической службой вуза.

Особенно важным в этом направлении является совершенствование сметного порядка планирования и финансирования внебюджетной деятельности спортивного комплекса, что выражается в необходимости составления калькуляций на каждую услугу, относящуюся к внебюджетной деятельности. Также важным является доработку существующей в вузе модели сметы доходов и расходов внебюджетной деятельности спортивного комплекса, полностью подчиненной целям и задачам управления внебюджетной деятельностью вуза. При организации такой работы, возможно, потребуется внесение изменений в учетную политику вуза.

С помощью финансовых инструментов непосредственно осуществляется формирование фондов денежных средств и построение структуры источников финансирования. Можно отметит, что источниками средств на финансирование расходов внебюджетной деятельности спорткомплекса будут являться в основном средства, поступающие от заказчиков внебюджетных услуг. При этом здесь можно выделить возможность использования такого финансового инструмента как внутренний трансферт, т.е. поступление внебюджетных средств от вуза, которые были получены им при осуществлении иной 250

внебюджетной деятельности. Использование такого инструмента возможно в случае, если внебюджетная деятельность спортивного комплекса будет (планово) убыточной, либо возникнут иные ситуации, что потребует покрыть дефицит бюджета (в отдельном периоде).

3. Результирующие показатели или выходные данные, которые состоят из финансовых показателей, отражающих результаты принятых решений и дающих возможность оценить их качество, и финансовых отношений, которые формируются в результате принятых решений. Финансовые отношения можно разделить на две группы: внешние (отношения с заказчиками услуг) и внутренние (отношения внутри вуза и его структурных подразделений). Финансовые показатели являются теми результирующими величинами, которые в численном выражении будут показывать непосредственного эффективность внебюджетной деятельности спортивного комплекса, а также его вклад (участие) в общие показатели внебюджетной деятельности вуза. Таким образом, подготовленные в исследовании рекомендации позволят заинтересованным сторонам получить полный инструментарий для разработки и реализации финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

По итогам выполнения исследования можно сделать следующие выводы:

1. Современные концепции финансового механизма финансирования вузов, реализуемые в России и за рубежом, и опыт их реализации, позволяет говорить о том, что все они имеют основу, направленную на развитие двух основных направлений финансового механизма - бюджетное и внебюджетное финансирование. В этой связи повышается актуальность наполнения существующего финансового механизма вузов рыночными регуляторами для осуществления ими внебюджетной, в том числе и предпринимательской деятельности.

2. В настоящее время повышается актуальность развития университетских спортивных комплексов, в т. ч. за счет их более активного включения в социально-экономическую сферу, во внешнюю среду на условия конкуренции, когда платными услугами спортивных комплексов вуза могут пользоваться не только студенты вуза, но население местности его расположения.

3. Для целей оценки эффективности управления внебюджетными средствами спортивного комплекса вуза в исследовании были предложены методы оценки экономических и социальных аспектов его деятельности, разработанных на основе концепции системы сбалансированных показателей. Особенностью предложенных показателей, является учет специфики функционирования спортивного комплекса как структурного подразделения вуза, особенностей организации его внебюджетной деятельности, как хозяйствующего субъекта.

4. Предложена модель финансового механизма внебюджетной деятельности спорткомплекса вуза, описывающая основные элементы данного механизма, включая обеспечивающие элементы (нормативно-правовое и информационное обеспечение), элементы управления и финансовые модели, результирующие элементы. Раскрыта основная суть и содержание основных элементов финансового механизма внебюджетной деятельности спорткомплекса вуза, направления организации работы и выстраивания бизнес-процессов, их использования в процессе принятия управленческих решений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовленные рекомендации позволят заинтересованным сторонам получить полный инструментарий для разработки и реализации финансового механизма внебюджетной деятельности спортивного комплекса вуза.

Исследование предполагается продолжить в направлении выработки концепции единого подразделения по

продажам услуг спортивного комплекса, рекламно-информационному обеспечению, оценке загрузки спортивных сооружений комплекса, ценообразованию услуг и др., что позволит оптимизировать структуру управления, создать информационную систему принятия решений, повысить доходы от внебюджетной деятельности спортивного комплекса и ее эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ].

- КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / под ред. Е.В. Кузьмичевой. - М.: Физическая культура, 2008. - 480 с.

3. Зубарев, С.Н. Оценка эффективности использования спортивных объектов: методическое пособие / С.Н. Зубарев - М.: ЦСТиСК Москомспорта , 2008. - 112 с.

4. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. пособие / И.И. Переверзин. - М.: «Физкультура и спорт», 2006. - 464 с.

5. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. -М.: Советский спорт, 2004.

- 416 с.

6. Паспортизация физкультурно-спортивных сооружений: обобщение московского опыта / Алешин В.В., Кузьмичева Е.В., Переверзин И.И. - М.: ФОН, 2004. -112 с.

7. Разработка и проверка методики выявления доли населения, занимающихся физической культурой и спортом, включая использование самостоятельных форм занятий и платных спортивно-оздоровительных услуг. Отчет о научно-исследовательской работе. Руководитель темы - Квашук П.В.. - М.: ВНИИФК, 2011. - 112 с.

8. Жолдак, В.И., Сейранов, С.Г. Менеджмент физической культуры и спорта. / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов.

- М.: Изд-во «Физическая культура», 2006. - 372 с.

9. Лахманский, Е.С. Социально-экономическая эффективность объектов, предназначенных для физической культуры и массового спорта по месту жительства: доклад / Лахманский Е.С., Холодняк Д.Г. // Сборник докладов первого международного спортивного форума «Россия - спортивная держава». - Москва.: «Лужники», 2011. - 250 с.

10. Кривошеев, С.С., Кузьмичева, Е.В. Организационный менеджмент современного фитнес клуба / С.С. Кривошеев, Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физической культуры. - 2011 - № 6. - С. 100-104.

11. Кузьмичева, Е.В. Состояние и перспективы развития сети физкультурно-спортивных сооружений в Москве/ Кузьмичева Е.В., Фадеев Б.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Вафин, Э.Я., Журкина, Н.С., Капкаева, Н.З. Внебюджетные фонды: учеб. пособие / Э.Я. Вафин, Н.С. Журкина, Н.З. Капкаева. - Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2011. - 198 с.

13. Варфоломеева, Ю.А. Правовое регулирование платной образовательной и иной деятельности высших учебных заведений, приносящей доходы / Ю.А. Варфоломеева // Гражданин и право. - 2006. - № 3.

14. Войтович, К.В. Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности / К.В. Войтович // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». -2012. - №3. -С. 32-36.

15. Салова, Л.В. Проблемы экономики, управления и маркетинга образования: модель взаимодействия «выпускник-вуз» / Л.В. Салова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - № 11-1. - С. 118-123._

16. Романова, Т.Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология / Т.Ф. Романова.

- М.: 2002.

17. Власов, Е.Г., Кузьмичева, Е.В., Брагинцев, Д.А., Войтов, А.А., Жуков, С.А. Пути повышения эффективности деятельности государственного спортивного комплекса / Е.Г. Власов, Е.В. Кузьмичева, Д.А. Брагинцев,

A.А. Войтов, С.А. Жуков //Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 48-52.

18. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [распоряжение Правительства РФ № 1101-р от 07.08.2016] / - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_90500.

19. Шахрай, С.М., Изаак, С.И. Анализ реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах и муниципальных образованиях / С.М. Шахрай, С.И. Изаак // Спорт: экономика, право, управление. - 2013. -№ 4. - С. 11-14.

20. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / Е.В. Гагина,

B.А. Гарабажий, О.В. Гартованная и др. / Под общ. ред.

C.С. Чернова. - Книга 26. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 218 с.

21. Салова, Л.В. Развитие рыночно-ориентированно-го подхода к раскрытию информации в публичных акционерных компаниях / Л.В. Салова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.

- 2016. - № 8-5. - С. 802-805.

Статья поступила в редакцию 08.08.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.