Научная статья на тему 'Развитие философии в Грузии (краткий обзор)'

Развитие философии в Грузии (краткий обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
753
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РАЗВИТИЕ ГРУЗИНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каландия Ираклий Джотоевич, Кецбаиа Каха Нодаревич

В статье рассматривается вопрос развития философии в Грузии. В Грузии развите философской мысли имеет свою многовековую историю. В Грузии с древнейших времен существовали очаги культуры, центры философского образования, где происходила интенсивная деятельность и создавались культурные ценности. Можно с уверенностью констатировать, что грузинские мыслители в свои времена всегда стояли на уровне философского образования. В настоящее, прагматичное время отношение к философии изменилось. К сожалению должное внимание на философскую науку не обращается, но, несмотря на это, грузинская философия не подчиняется времени и продолжает свое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие философии в Грузии (краткий обзор)»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРУЗИИ (КРАТКИЙ ОБЗОР) Каландия И.Д.1, Кецбаиа К.Н.2

'Каландия Ираклий Джотоевич - доктор философских наук, ассоцированный профессор, департамент социальных наук, Технический университет Грузии;

2Кецбаиа Каха Нодаревич - доктор философских наук, ассоцированный профессор, департамент социологии и социальной работы, Тбилисский государственный университет им. Иванэ Джавахишвили, г. Тбилиси, Грузия

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития философии в Грузии. В Грузии развите философской мысли имеет свою многовековую историю. В Грузии с древнейших времен существовали очаги культуры, центры философского образования, где происходила интенсивная деятельность и создавались культурные ценности. Можно с уверенностью констатировать, что грузинские мыслители в свои времена всегда стояли на уровне философского образования. В настоящее, прагматичное время отношение к философии изменилось. К сожалению должное внимание на философскую науку не обращается, но, несмотря на это, грузинская философия не подчиняется времени и продолжает свое развитие.

Ключевые слова: философия, грузинская философия, развитие грузинской философской мысли.

Развитие грузинской философской мысли имеет многовековую историю и богатые традиции. Известно, что с древнейших времен в Грузии и за её пределами существовали очаги культуры, центры философского образования, где грузинские мыслителы переводили сочинения всемирно известных философов, комментировали их, а в ряде случаев, сами писали оригинальные труды и этим старались продвинуть вперед развитие грузинской философской мысли. В этом отношении особенно важную роль сыграли Колхидская философско-риторическая школа, Афонская, Сирийская, Палестинская культурные очаги, Гелатская и Икалтойская академии.

Философскому мышлению в Грузии (как во всем мире) предшествовала мифологическая форма мышления (IV в. до н. э), как об этом свидетельствуют древнейшие сказания, памятники искусства и материальной культуры. А многовековая история грузинской философской мысли начинется не позднее IV в. (н. э) и развитие философии в Грузии значительных высот достигло в XI-XII и XIX-XX веках [1, с. 307-315].

Согласно греческим и латинским источникам, в развитии грузинской философской мысли важная роль принадлежит Колхидской (Фазисской) академии и по свидетельству этих же источников в Риме жил (IV в.) и философствовал грузинский ученый и философ Бакур, которого характеризуют как глубоко мысляшего философа и мудреца.

После значительных исследований акад. Ш. Нуцубидзе (и Эрн. Хонигманна) бесспорным является заслуга в развитии грузинской философской мысли Петра Ивера (V в.) автора Ареопагитских сочинений, идеи которого стали источником шедевра мировой литературы поемы Ш. Руставели -«Витязь в тигровой шкуре» [4, с. 10-23].

Развитие грузинской философской мысли, по всеобшему призванию ученых, особенно значительных вершин достигло в XI-XII веках, когда в грузии имеется такой уровень подъема экономики, политики и культуры, которого в науке называют Грузинским Ренессансом. Здесь особо важно подчеркнуть значительную роль деятельности Иоанна Петрицкого, философию которого иследователи оценивают как предренессансное явление, которое вместе с Ареопагитскими идеями значительно определяет содержание не только грузинского неоплатонизма, но и всей грузинской философии средневековья [5, с. 25-31].

Самым совершенным выражением процветания грузинской культуры X[-X[I веков является поэма Руставели - «Витязь в тигровой шкуре», которая кроме высокохудожественных ценностей содержит весьма ценные передовые философские идеи эпохи.

В истории развития грузинской философской мысли, к сожалению, XШ-XVП века не являются особенно богатыми философскими идеями, так как нашествия разного рода покорителей, против которых приходилось вести борьбу оборонительно-освободительного характера, разумеется, не создавали благоприятные условия для развития культурной жизни страны. Хотя, с конца XVII века и в первой половине XVIII века все-таки имеются отдельные факты философского мышления. В этом отношении

особо нужно подчеркнуть заслугу выдаюшегося мыслителя и политического деятеля Сулхана-Саба Орбелиани [6, с. 72-80].

А позднее (XVIII в.) в развитии грузинской философской мысли особое место принадлежит известному грузинскому поэту Давиду Гурамишвили. А в первой половине XIX века весма значительным является вклад в этом направлении философа и общественного деятеля Соломона Додошвили, который, являясь первым грузинским кантианцем, оказал огромное влияние на развитие философской мысли не только в Грузии, но и в самой Российской империи [3, с. 31-43].

Специфика развития философской мысли в Грузии XIX веке оределена тем обстоятельством, что вхождение Грузии в состав Российской империи обусловили интенсивные связи и взаимоотношения не только с Россией, а с Западом, с передовыми философскими идеями западного мышления той эпохи. В основном в творчестве писателей и поэтов этой эпохи (И. Чавчавадзе, А. Церетели, Я. Гогебашвили, Г. Церетели, В. Пшавела и др.) значительное место занимает философская мысль, вчастности, этические, эстетические и социально-политические воззрения [7, с. 201-276].

Взаимоотношения с Россией и Западом сыграли блоготворную роль в развитии грузинской культуры, и в этом числе, грузинской философии. Уже в конце XIX века в Грузии В. Черкезишвили и А. Джорджадзе пишут и публикуют философские труды, которые обусловили подъем развития грузинской философской мысли в XX веке, у истоков которых стоят такие видние грузинские философы, как Ш. Нуцубидзе, Д. Узнадзе, С. Данелия, М. Гогиберидзе, К. Бакрадзе, К. Мегрелидзе, С. Церетели и др.

В развитии грузинской философской мысли в XX веке особое значение имело учреждение Тбилисского гос. Университета (1918), где было сформировано 'философское общество им. Петрици, основной функцией которого являлось «распространение философского знания в Грузии», а также исследование и опубликование древней грузинской философской литературы. В университете функционировал ткже философский семинар, руководимый проф. Ш. Нуцубидзе.

Огромный вклад, внесеный акад. Ш. Нуцубидзе в развитии философии в Грузии, разумеется, невозможно оценить в двух словах, но особо следует отметить следуюшее: Ш. Нуцубидзе сумел открыть 15-вековую тайну и доказать, что автором известных Ареопагитских сочинений является грузинский философ и религиозный деятель V века Петр Ивер. Он таже доказал, что воззрения Петра Ивера является источником мировоззрения Ш. Руставели, а идеи его бессмертной поэмы легли в основу и являются ядром Восточного Ренессанса.

Опираясь на эти оригинальные и весьма значительные открытия, Ш. Нуцубидзе, обосновал новую отрасль картвелологии - историю грузинской философии.

Этапное значение имело в дело развития грузинской философии откритие института философии в системе Академии наук Грузии (1946 г.). Под руководством известного грузинского философа, проф. С. Церетели, институт философии сформировался мощным научно-исследовательским учреждением, в котором успешно и плодотворно разрабатывались почти все актуальные философские проблемы как классичкской, так и современной философии [1, с. 315-322].

Следует особенно подчеркнуть, что по инициативе руководства института философии в Тбилиси в 1965 году был проведён первый всесоюзный симпозиум по проблемам ценностей (аналогичный симпозиум был проведен в Тбилиси 1985 году).

Основательная разработка проблематики ценностей, обеспечила почву для успешного применения понятия ценности в исследовании проблем в сфере философской антропологии, этики, эстетики, философии культуры и в институте философии, наряду с другими научными структурными единицами, были откриты новые отделы: философской антропологии, этики, философии культуры.

В условиях тоталитаризма, господства марксистско-ленинской идеологии, разработка таких «немарксистских» проблем (как считали «выше») тем более, создание новых научных структурных единиц для исследования этих «опасных» для марксизма проблем, мягко говоря, вовсе не было небезопасным поступком, но в этом деле особо следует подчеркнуть заслугу тогдашнего директора института, видного грузинского философа, проф. Н.З. Чавчавадзе.

Кроме упомянутых выше, весьма заслуженных, известных грузинских философов, следует особо отметить, что в деле развития философии в Грузии весомый вклад внесли видные грузинские философы разного поколения: академики А. Бочоришвили и Ш. Хидашели, чл. Корр. АН Грузии: О. Джиоев, Э. Кодуа, професора: Л. Гокиэли, Г. Бандзеладзе, А. Бегиашвили, З. Микеладзе, Георгий Цинцадзе, Гено Цинцадзе, Э. Топуридзе, О. Табидзе, В. Гогоберишвили, З. Какабадзе, Т. Буачидзе, М. Мамардашвили, М. Бежанишвили, Л. Мчедлишвили, А. Шерозия, В. Квачахия, М. Челидзе, Т. Кукава, Г. Шушанашвили, В. Эркомаишвили, Дж. Кордзая и др.

Следует особо отметить роль и заслугу в деле развития грузинской философии акад. Гурама Тевзадзе и проф. Серги Авалиани, которые своими фундфментальными трудами обогатили историю грузинской философии и в настояшее время продолжают свою деятельность.

52

Оригинальна заслуга в развитии грузинской философии акад. Б. Брегвадзе, без блестящих переводов трудов классиков философии (особенно диалогов Платона и др.), невозможно представить и нынешнее и будущее состояние уровня грузинской философии.

Определеный вклад в рвзвитии грузинской философии вносят професора: М. Махарадзе, Г. Асатиани, А. Брегадзе, М. Долидзе, Н. Кварацхелия, Т. Мтибелашвили, З. Хасая, Р. Гордезиани, Т. Рехвиашвили, А. Бурджалиани, Д. Джалагония, Г. Барамидзе, И. Брачули, Т. Закариадзе, В. Рамишвили, А. Кулиджанишвили, А. Бердзенишвили, Т. Иремадзе и др., которые наряду с педагогической деятельностью, ведут также научно-исследовательскую работу.

Несмотрия на то, что в настояшее время институт философии фактически не функционирует (лишь формально существует), роль и функцию консолидации философских сил в Грузии и продолжения традиции в сфере исследования философских проблем в стране, успешно выполняет созданная в 1995 году по инициативе группы философов во главе с проф. Серги Авалиани Академия Философских наук Грузии. В настояшее время Академия объединяет 25 академиков, избираемых тайным голосованием. В Академии представлены философы широкого сектора философских течений и направлений.

20 лет - срок небольшой в исторической перспективе, однако по насышенности работы и, главное, по содержанию этой работы, пройденый отрезок времени можно без преувеличения назвать историческим. На фоне полной стагнации институциональной науки (академической, вузовской, отраслевой), оставшейся без государственной финансовой дотации, новая Академия на обшественных началах доказала свою жизнеспособность и проявила исключительную плодотворность, продолжив славные традиции грузинской философии, украшенные именами таких философов старшего поколения, как Шалва Нуцубидзе, Серги Данелия, Котэ Бакрадзе, Савле Церетели и др. Возродилась практика проведения научных сессии, конференции, симпозиумов, диспутов, издания книг и статей по проблемам философии. Среди изданий Академии - выпущенный в 2004 году справочник «Грузинские философы», включаюший краткие биографические сведения о 160 грузинских философов, мысляших, начиная с IV века и заканчивая XX веком. И всё-таки главным детищем Академии Философских наук Грузии следует считать ее печатный орган, «философские изыскания», в котором публикуются статьи на грузинском, русском, английском, немецком и других языках. Всего за прошедшие 20 лет вышло 20 номеров. Сборники рассылаются как в нашей стране, так и за ее пределы - в библиотеки России, США, Канады, Германии, Италии и других стран и научных центров. Постоянные рубрики «философских изысканий» - онтология, гносеология, логика, социальная и политическая философия, философия культуры, философия религии и религиоведение, философская антропология, этика, эстетика, феноменология, история зарубежной философии, рецензии, дебаты, отчеты о научных конференциях, студенческие работы, юбилейние даты. Всего за 20 лет опубликовано свыше 600 статей. Среди авторов публикуемых статей немало молодых философов, аспирантов, докторантов и дисертантов, посколку сборник Академии философских наук является аннотированным, рецензируемым и реферируемым изданием, публикации в котором принимаются при зашите кандидатских и докторских диссертаций по философским наукам. Тем самым Академия философских наук Грузии оказывает неоцинимую помощь в подготовке молодых научно -педагогических кадров в республике.

О плодотворной и успешной деятельности грузинских философов явно свидетельствует тот факт, что за работу - «История грузинской философской мысли (4 тома)» авторам была присуждена национальная (государственная) премия Грузии в области науки (2011) [2].

В настоящее, прагматичное время отношение к философии изменилось. К сожалению должное внимание к философской науке не обращается, но не смотря на это грузинская философия не подчиняется времени и продолжает свое развитие.

Список литературы

1. Авалиани С.Ш., Кецбаиа К. Н. Философия для всех, Тб. Универсаль, 2009. 351 с.

2. История грузинской философской мысли (4 т.). Ред. М. Махарадзе. Тб. Универсаль, 2011.

3. Нуцубидзе Ш.И. История грузинской философии. Тбилиси, 1960. 591 с.

4. Нуцубидзе Ш.И. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тб. Месниереба, 1942.

5. Нуцубидзе Ш.И. Руставели и Восточный Ренесанс. Тб. Месниереба, 1967.

6. Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и античное философское наследие. Тб. Месниереба, 1963.

7. Хидашели Ш.В. История грузинской философии (1У-ХШ вв.) АН. ГССР. Ин-т философии. Тб.

Месниереба, 1988. 389 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.