© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 615.036.8
Развитие фармакоэкономического анализа в соответствии с современными требованиями системы здравоохранения
Российской Федерации
Р.И. Ягудина, А.Ю. Куликов, В.Г. Серпик, М.В. Проценко, Н.Г. Голоенко
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127051, Москва, Россия
Резюме: Оценена роль фармакоэкономического анализа при принятии решений в области системы здравоохранения Российской Федерации. В настоящее время разработана адекватная условиям отечественной системы здравоохранения методология фармакоэкономического анализа и накоплен значительный объем российский исследований в этой области. Требование фармакоэкономической оценки при подаче заявления о включении лекарственных препаратов в программы лекарственного обеспечения (перечни) присутствовало лишь в одном нормативно-правовом документе (приказ Минздрав-соцразвития от 15 февраля 2006 года № 93) и не было детализировано. В настоящее время разработан и находится на этапе принятия проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов», который содержит, в том числе требования, предъявляемые к фармакоэкономическим оценкам лекарственных препаратов. Принятие данного документа обеспечит системное внедрение фармакоэкономического анализа в процедуру принятия решений о включении/исключении лекарственных препаратов в программы лекарственного обеспечения (перечни). В этом аспекте авторами рассмотрены требования и подходы к интерпретации фармакоэкономической оценки лекарственного препарата при подаче заявления на его включение/исключение в государственные программы лекарственного обеспечения, содержащихся в актуальной версии проекта Постановления Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: фармакоэкономика; система здравоохранения; перечни лекарственных средств; правила включения/ исключения; анализ «влияния на бюджет»; анализ «затраты—эффективность».
Библиографическое описание: Ягудина РИ, Куликов АЮ, Серпик ВГ, Проценко МВ, Голоенко НГ. Развитие фармакоэко-номического анализа в соответствии с современными требованиями системы здравоохранения Российской Федерации. Ведомости научного центра экспертизы средств медицинского применения 2014; 3: 56—61.
DEVELOPMENT OF PHARMACOECONOMIC ANALYSIS ACCORDING TO CURRENT REQUIREMENTS OF HEALTH CARE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION R.I. Yagudina, A.Yu. Kulikov, V.G. Serpik, M.V. Protsenko, N.G. Goloenko
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127051, Moscow, Russia Abstract: The role of pharmacoeconomic analysis in the field of decision-making in the health care system of the Russian Federation was evaluated. At the moment the methodology of pharmacoeconomic analysis which is adequate to the national health care system is elaborated and the considerable amount of national research in this field is gathered. The requirement to perform pharmacoeconomic evaluation when applying for including a drug in the Drug Supply Program (lists) has been only presented in a single legal document (the Order of the Ministry of Health and Social Development of February 15, 2006 № 93) and has not been detailed. At the moment the draft Resolution of the Russian Government «On the approval of regulations for the formation of drug lists» is elaborated and is undergoing the adoption procedure, it includes the requirements for pharmacoeconomic evaluations of drugs. The adoption of the mentioned document will provide a comprehensive implementation of pharmacoeconomic analysis in decision-making procedure for the purpose of inclusion/ exclusion of a drug in the Drug Supply Program (lists). In this aspect, the authors consider the requirements and the approaches to the interpretation of drug pharmacoeconomic evaluation when applying for its inclusion/exclusion in government programs of drug supply, which are presented in the current version of the draft Resolution of the Russian Government.
Key words: pharmacoeconomics; health care system; drug lists; requirements for including/excluding procedure; «budget impact analysis»; «cost-effectiveness» analysis.
Bibliographic description: Yagudina RI, Kulikov AYu, Serpik VG, Protsenko MV, Goloenko NG. Development of pharmacoeconomic analysis according to current requirements of health care system in the Russian Federation. Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products Bulletin 2014; 3: 56-61.
В настоящий момент система здравоохранения России проходит этап активного развития. В частности, в соответствии с возможностями происходит расширение программ лекарственного обеспечения, направленное на увеличение доступа граждан к инновационным, высокоэффективным препаратам. В то же время, включение указанных препаратов в го-
сударственные программы лекарственного обеспечения может сопровождаться значительным повышением нагрузки на бюджет системы здравоохранения в связи с их высокой стоимостью.
В этих условиях, учитывая ограниченные возможности финансирования, возрастает роль принятия оптимальных решений при вопросе о включении (ис-
ключении) лекарственных препаратов в государственные программы лекарственного обеспечения. Указанные решения систематически могут приниматься ответственными лицами лишь при предоставлении им релевантной и достоверной информации о рассматриваемых лекарственных средствах, характеризующей их с позиции ключевых аспектов организации системы здравоохранения — клинических и экономических последствий. Одним из наиболее распространенных и эффективных подходов, используемых в международной практике для обеспечения лиц, принимающих решения (ЛПР), соответствующими данными о лекарственных препаратах, является фармакоэкономиче-ский анализ [2]. В настоящее время в развитых и многих развивающихся странах, в т.ч. стран Восточной Европы и Латинской Америки, наличие эффективного фармакоэкономического профиля лекарственного препарата является обязательным условием его включения в программы лекарственного обеспечения, финансируемые государством. При этом, основываясь на анализе зарубежного опыта, можно выделить несколько этапов внедрения фармакоэкономического анализа в практику принятия решений [2, 7, 8]:
■ начальный этап, который характеризуется рекомендательным характером предоставления фармако-экономической оценки;
■ базовый этап, при котором требование о предоставлении фармакоэкономических заключений закреплено в нормативно-правовой базе и носит обязательный характер;
■ продвинутый этап, отражающий переход к комплексной оценке лекарственных препаратов — оценке технологии здравоохранения (ОТЗ).
Рассматривая историю развития фармакоэконо-мического анализа в России, можно отметить, что проведение первых исследований на основе фарма-коэкономической методологии началось в начале 2000 годов, а уже в 2006 году рекомендации к предоставлению результатов фармакоэкономической оценки препаратов при их подаче в программы лекарственного обеспечения были оформлены законодательно:
В соответствии с приказом Минздравсоцразви-тия от 15 февраля 2006 года № 93 «Об организации работы по формированию Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»:
«... 2. Перечень формируется с учетом предложений субъектов обращения лекарственных средств, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ученых и специалистов в сфере здравоохранения, содержащих сведения :
— результаты фармакоэкономических исследований».
Одновременно с этим происходило развитие и методологической базы фармакоэкономического анализа применительно к особенностям отечественных условий, что позволяло получать более точные и востребованные данные фармакоэкономических оценок использования лекарственных препаратов в Российской Федерации. Это стало возможным благодаря росту научного потенциала данного направления: формировались научные центры, занимающиеся задачей проведения фармакоэкономических исследований и имплементацией полученных оценок в практику принятия решений в области здравоохранения; подготавливались специалисты данного профиля и т.п. Повышение актуальности и востребованности фар-макоэкономики в Российской Федерации нашло свое отражение в увеличении числа тематических конференций, конгрессов, появлении специализированных научных изданий. Необходимо отметить, что на базе возникших научных центров были разработаны соответствующие образовательные программы, по которым стало проводиться обучение фармакоэко-номике специалистов в области здравоохранения, в т.ч. и ЛПР.
При этом, описывая развитие фармакоэконо-мического анализа в Российской Федерации, представляется важным выделить его особенности. В частности, первостепенное внимание ЛПР уделяют информации о фармакоэкономических последствиях применения препарата, имеющих денежное выражение, что предопределило высокую востребованность такого вида фармакоэкономического анализа как анализ «влияния на бюджет» наряду, конечно же, с анализом «затраты—эффективность». Анализ «влияния на бюджет» основан на расчете разности суммы совокупных затрат, связанных с использованием сравниваемых ЛС и позволяет определить результат сравнения: будет достигнута экономия или нужны дополнительные ресурсы. Другими словами, анализ «влияния на бюджет» позволяет определить, достаточен ли бюджет данной конкретной системы здравоохранения для внедрения рассматриваемого ЛС, оперируя в отличие от анализа «затраты-эффектив-ность» не интегрированными оценками эффективности использования вложенных средств, а соотнося локальный реальный (имеющийся) объем финансирования с затратами на применение ЛС и количеством пациентов, которым в рамках данного бюджета должна быть оказана помощь [1, 3, 5, 6].
С другой стороны, субъекты, составляющие Российскую Федерацию, имеют выраженные различия по целому ряду признаков, учитываемых при принятии решений в сфере здравоохранения: уровню экономического развития, эпидемиологической ситуации, демографическим характеристикам и т.п. — что в свою очередь может найти свое отражение в том, что фармакоэкономическая приемлемость одного и того же препарата может различаться от региона к региону. В этой связи при выполнении фармакоэкономи-
ческого анализа как для федеральных программ лекарственного обеспечения, так и для региональных, требуется учет приведенных выше особенностей, что подразумевает проведение индивидуальной фарма-коэкономической оценки для каждого региона. Существенно облегчает проведение фармакоэкономи-ческой оценки для отдельных субъектов Российской Федерации фармакоэкономическое моделирование — инструмент фармакоэкономики, который расширяет возможности фармакоэкономического анализа, позволяя прогностически оценить отдаленные фармакоэкономические последствия применения лекарственного препарата, а также получить фарма-коэкономические заключения в режиме настоящего времени на основе введенных локальных (в т.ч. региональных) данных о системе здравоохранения [4].
Но вместе с тем, до недавнего времени проведение фармакоэкономической оценки лекарственных средств, а равно как и использование полученной информации ЛПР при ответе на вопрос о целесообразности включения лекарственных препаратов в программы лекарственного обеспечения носило точечный (приказ Минздравсоцразвития от 15 февраля 2006 года № 93) характер. В этой связи, учитывая наличие сформированной научной методологической базы фармакоэкономического анализа, а также международный опыт, основным направлением развития фармакоэкономики стала работа по созданию общих правил по использованию фармакоэкономических данных при включении (исключении) лекарственных препаратов в программы лекарственного обеспечения в рамках системы здравоохранения Российской Федерации. Результатом этой работы в настоящий момент является проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов», который предлагает единые правила формирования перечней лекарственных средств для государственных программ лекарственного обеспечения в России, и в том числе регламентирующий использование фармакоэконо-мических данных.
Описываемый проект Постановления Правительства РФ распространяет свои требования на формирование следующих перечней лекарственных средств:
■ перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — перечень ЖНВЛП);
■ перечня закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, му-ковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфо-идной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее — перечень лекарственных препаратов по дорогостоящим нозологиям);
■ перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (далее — перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан).
Формирование перечня ЖНВЛП, перечня лекарственных препаратов по дорогостоящим нозологиям, перечня лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан (далее — перечни лекарственных препаратов) должно осуществляться Комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Комиссия), положение и состав которой утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Министерство), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства научных организаций, государственных образовательных медицинских организаций, государственных образовательных фармацевтических организаций, государственных научно-исследовательских медицинских организаций, государственных научно-исследовательских фармацевтических организаций.
В документе содержатся требования к форме предоставления и объему информации о клинической эффективности, безопасности и фармакоэкономиче-ской (клинико-экономической) эффективности препаратов, а также описывается предполагаемый регламент проводимой экспертизы. Учитывая заявленную тему, в настоящей статье рассматриваются только те положения проекта, которые характеризуют требования к предоставлению и интерпретации фармакоэко-номических (клинико-экономических) данных.
При подаче препарата на включение в государственные программы лекарственного обеспечения (форма «Предложение о включении лекарственного препарата в перечни лекарственных препаратов» — приложение 1 проекта Постановления Правительства РФ) или исключение из них (форма «Предложение об исключении лекарственного препарата из перечней лекарственных препаратов» — приложение 2 проекта Постановления Правительства РФ) соответственно в подпунктах 5.4. для формы включения и 5.2. для формы исключения должны быть представлены данные о клинико-экономических (фармакоэкономических) характеристиках лекарственного препарата, включая: полнотекстовые версии клинико-экономических исследований (статьи, отчеты на русском языке или переведенные на русский язык, заверенные заявителем), указываются сведения об авторах, названии
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА
Критерии оценки Результат оценки Шкала оценки
1. Представленные затраты на курс или год терапии лекарственным препаратом Выше затрат на терапию препаратом сравнения, имеющимся в перечне, по расчетной цене выше на 100% и более -10
выше на 80% -8
выше на 60% -6
выше на 40% -4
выше на 20% -2
выше на 10% -1
Соответствуют затратам на терапию препаратом сравнения, имеющимся в перечне, по расчетной цене не отличается более чем на 10% 0
Ниже затрат на терапию препаратом сравнения, имеющимся в перечне, по расчетной цене ниже на 10 % +1
ниже на 20 % +2
ниже на 40 % +4
ниже на 60 % +6
ниже на 80 % и более +8
Итого по шкале оценки представленных затрат
2. Преимущества по экономической эффективности лекарственного препарата в сравнении с препаратами сравнения (по каждому из представленных или найденных самостоятельно исследований) Применение лекарственного препарата приводит к снижению общих затрат (указать отдельно — прямых и непрямых) в сфере здравоохранения (влияние на бюджет) до 20% + 2
от 21 до 40% Ц +4
от 41 до 60% +6
от 61 до 80% И +8
более 80% +10
Применение лекарственного препарата не требует увеличения общих затрат (указать отдельно — прямых и непрямых) на здравоохранение (влияние на бюджет)
Применение лекарственного препарата требует увеличения общих затрат (указать отдельно — прямых и непрямых) в сфере здравоохранения (влияние на бюджет) до 20% -2
от 21 до 40% Ц -4
от 41 до 60% -6
от 61 до 80% -8
более 80% -10
Оценка затраты/эффективность (соотношение показателя вносимого препарата по сравнению с включенными лекарственными препаратами) Снижение показателя +1
Повышение -1 показателя
исследования, ссылки на исследование, дизайн исследования (ретроспективное, проспективное, моде-лирование1), вид анализа, сведения о лекарственных препаратах, которые использовались для сравнения с предлагаемым лекарственным препаратом, затраты, которые учитывались в исследовании, и количественные значения затрат в рублях, эффективность сравниваемых лекарственных препаратов (критерии оценки эффективности и количественные значения), результаты исследования, список литературы по схеме: автор, название исследования, выходные данные)2.
1 При использовании математического моделирования представляются в электронном виде все разработанные модели, а также допущения для разработки соответствующих моделей и формулы расчетов, использованные в моделях.
2 С учетом положений части 6 статьи 18 Федерального закона
После направления сформированного пакета данных, характеризующих клиническую эффективность, безопасность и фармакоэкономическую эффективность лекарственного препарата, Комиссия в установленный срок (15 рабочих дней с даты поступления пакета данных) проводит документальную экспертизу предложения о включении (исключении) лекарственного препарата в перечни лекарственных препаратов / минимальный ассортимент и предоставляет заключение по ее результатам (приложение 3 проекта Постановления Правительства РФ). При документальной экспертизе проверяется надлежащее оформление предложения в соответствии с требованиями, содержащимися в форме приложения 3 проекта По-
«Об обращении лекарственных средств» и части 3 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таблица 2
РЕЗУЛЬТАТЫ КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Критерии оценки Результат оценки Шкала оценки
1. Представленные затраты на курс или год терапии лекарственным препаратом Выше затрат на терапию препаратом сравнения, „ „ выше на % имеющимся в перечне, по расчетной цене
Соответствует затратам на терапию препаратом сравнения, имеющимся в перечне, по расчетной цене не отличается более, чем на 10%
Ниже затрат на терапию препаратом сравнения, ~ ^ ниже на % имеющимся в перечне, по расчетной цене
Итого по шкале оценки представленных затрат
2. Преимущества по клинико-экономической эффективности лекарственного препарата в сравнении с препаратами сравнения (по каждому из представленных или найденных самостоятельно исследований) Применение лекарственного препарата приводит к экономии (прямых и непрямых) затрат в сфере здравоохранения (влияние на федеральный и /или д субъектовый бюджет)
Применение лекарственного препарата не требует увеличения (прямых и непрямых) затрат на здравоохранение (влияние на федеральный и/или субъектовый бюджет)
Применение лекарственного препарата требует увеличения общих затрат (прямых и непрямых) в сфере здравоохранения (влияние на федеральный до-% и /или субъектовый бюджет)
Итого средняя оценка по шкале оценки преимуществ лекарственного препарата по клинико-экономической эффективности = £ баллов по каждому исследованию/ количество исследований
Итоговая оценка = £ оценки представленной стоимости + средняя оценка по шкале оценки преимуществ лекарственного препарата по клинико-экономической эффективности
становления Правительства РФ, полнота и достоверность представленной информации, в том числе ее соответствие Государственному реестру лекарственных средств для медицинского применения.
В случае соответствия направленного на экспертизу пакета документов требованиям согласно представленной ниже табл. 1 (приложение 4 проекта Постановления Правительства РФ) происходит количественная балльная оценка лекарственного препарата с позиции фармакоэкономики. Как следует из табл. 1, требования описываемого документа подразумевают помимо проведенного анализа затрат при оценке препарата также осуществление анализа «влияния на бюджет» и анализа «затраты— эффективность», при этом значение первых двух видов анализа имеют больший вес при интегральной оценке.
Минимальным условием включения препарата в государственные программы лекарственного обеспечения по критерию фармакоэкономической оценки согласно описываемому проекту Постановления Правительства РФ является сумма баллов для оцени-
ваемого препарата по всем фармакоэкономическим критериям не менее +4.
После проведения экспертизы Комиссией представляется соответствующее заключение (форма «Заключение по результатам проведения научной экспертизы предложения о включении (исключении) лекарственного препарата в перечни лекарственных препаратов» приложение 5 проекта Постановления Правительства РФ), пункт 6. которого содержит результаты количественной балльной оценки по фар-макоэкономическим критериям (табл. 2).
Таким образом, в соответствии с вызовами и задачами, стоящими перед современной системой здравоохранения Российской Федерации, фармакоэко-номический анализ, адаптированный к национальным условиям, находится на заключительном этапе системного внедрения на государственном уровне в процесс принятия решения в области лекарственного обеспечения, будучи представлен в полном объеме в проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов».
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1. Хабриев РУ, Куликов АЮ, Аринина ЕЕ. Методологические основы фармакоэкономического анализа. М.: Медицина; 2011.
2. Хабриев РУ, Ягудина РИ, Правдюк НГ. Оценка технологий здравоохранения. М.: Медицинское информационное агентство; 2013.
3. Ягудина РИ, Серпик ВГ, Сороковиков ИВ. Методологические основы анализа «затраты-эффективность». Фармакоэкономика 2014; 2(2): 23-27.
1. Habriev RU, Kulikov AYu, Arinina EE. Methodological basis of the pharma-coeconomic analysis. Moscow: Meditsina; 2011 (in Russian).
2. Habriev RU, Yagudina RI, Pravdyuk NG. Health technology assessment. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo; 2013 (in Russian).
3. Yagudina RI, Serpik VG, Sorokovikov IV. Methodological basis of the analysis «cost-effectiveness». Farmakoekonomika 2014; 2(2): 23-27 (in Russian).
4. Куликов АЮ, Литвиненко ММ. Методологические основы моделирования при проведении фармакоэкономических исследований: разные уровни сложности и разная ценность полученных результатов. Фармакоэкономика 2014; 2(2): 9-15.
5. Sullivan SD, Mauskopf JA, Augustovski F, Caro JJ, Lee KM, Minchin M, Or-lewska E, Penna P, Rodriguez Barrios JM, Wen-Yi Shau. Budget Impact Analysis - Principles of Good Practice: Report of the ISPOR 2012. Budget Impact Analysis Good Practice II Task Force. Value In Health 2014; 17: 5-14.
6. Mullins D, Seal B, Seoane-Vazquez E, Sankaranarayanan J, Asche CV, Jay-adevappa R, Won Chan Lee, Romanus DK, Junling Wang, Hay JW, Smeeding J. Good Research Practices for Measuring Drug Costs in Cost-Effectiveness Analyses: Medicare, Medicaid and Other US Government Payers Perspectives. The ISPOR Drug Cost Task Force Report. Part IV. Value In Health 2010; 13: 18-24.
7. Danko D. Health technology assessment in middle-income countries: recommendations for a balanced assessment system. Journal of Market Access & Health Policy 2014, 2: 23181.
8. Davey P, Price N, Lees M, Makino K, Birinyi-Strachan L, Frost M. Comparison of Reimbursement Systems of Various Countries in Central and Eastern Europe, Africa, Middle East and Asia. ISPOR Connections 2005; 11(1): 4-5.
ОБ АВТОРАХ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Российская Федерация, 127051, Москва, Петровский бульвар, 8.
Ягудина Роза Исмаиловна. Директор Центра образовательных программ, д-р фарм. наук.
КуликовАндрей Юрьевич. Старший преподаватель отдела дополнительного профессионального образования Центра образовательных программ, канд. мед наук.
Серпик Вячеслав Геннадьевич. Старший преподаватель отдела дополнительного профессионального образования Центра образовательных программ, канд. фарм. наук.
Голоенко Наталья Григорьевна. Старший преподаватель отдела дополнительного профессионального образования Центра образовательных программ, канд. фарм. наук.
Проценко Марина Валерьевна. Старший преподаватель отдела дополнительного профессионального образования Центра образовательных программ.
АДРЕС ДЛЯ ПЕРЕПИСКИ:
Kulikov AYu, Litvinenko MM. Methodological basis of the modeling during pharmacoeconomic studies: different levels of complexity and different values of the results. Farmakoekonomika 2014; 2(2): 9-15 (in Russian). Sullivan SD, Mauskopf JA, Augustovski F, Caro JJ, Lee KM, Minchin M, Orlewska E, Penna P, Rodriguez Barrios JM, Wen-Yi Shau. Budget Impact Analysis - Principles of Good Practice: Report of the ISPOR 2012. Budget Impact Analysis Good Practice II Task Force. Value In Health 2014; 17: 5-14. Mullins D, Seal B, Seoane-Vazquez E, Sankaranarayanan J, Asche CV, Jay-adevappa R, Won Chan Lee, Romanus DK, Junling Wang, Hay JW, Smeed-ing J. Good Research Practices for Measuring Drug Costs in Cost-Effectiveness Analyses: Medicare, Medicaid and Other US Government Payers Perspectives. The ISPOR Drug Cost Task Force Report. Part IV. Value In Health 2010; 13: 18-24.
Danko D. Health technology assessment in middle-income countries: recommendations for a balanced assessment system. Journal of Market Access & Health Policy 2014, 2: 23181.
Davey P, Price N, Lees M, Makino K, Birinyi-Strachan L, Frost M. Comparison of Reimbursement Systems of Various Countries in Central and Eastern Europe, Africa, Middle East and Asia. ISPOR Connections 2005; 11(1): 4-5.
AUTHORS:
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 8 Petrovsky Boulevard, Moscow, 127051, Russian Federation. Yagudina RI. Director of the Center for Educational Programs. Doctor of Pharmaceutical Sciences.
KulikovAU. Senior lecturer of the Center for Educational Programs. Candidate of Medical Sciences.
SerpikVG. Senior lecturer of the Center for Educational Programs. Candidate of Pharmaceutical Sciences.
Goloenko HG. Senior lecturer of the Center for Educational Programs. Candidate of Pharmaceutical Science.
ProtsenkoMV. Senior lecturer of the Center for Educational Programs.
Ягудина Роза Исмаиловна; [email protected]
Статья поступила 14.07.2014 г.
Принята к печати 07.08.2014г.