УДК 331 О.А. Тетцоева Е.М. Тетцоева
РАЗВИТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Аннотация. В статье выделены основные положения, определяющие сущность развития бизнес-этики как основы обеспечения эффективности бизнес-процессов. Раскрывается значение бизнес-этики для эффективной деятельности компании. Рассмотрен этический аспект процесса принятия решений.
Ключевые слова: бизнес-этика, бизнес-процессы, этические ценности, этический аспект управленческих решений, моральные принципы.
Olga Tettsoeva DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES ETHICS
Ekaterina Tettsoeva Annotation. The guidelines determinating development of business ethics as the founda-
tion of business processes performance assurance are given in the article. The importance of business ethics for the effective performance of a company is explained. The ethical aspect of management decision making process is considered.
Keywords: business ethics, business processes, ethics, ethical aspect of managerial decision, moral standards.
В условиях современных экономических кризисов различных масштабов ключевую роль в дальнейшем развитии бизнеса зачастую начинают играть этические ценности, а точнее, их отсутствие. В любой сфере деятельности помимо существующей регламентации процесса труда, которая сама по себе не может быть эффективной, необходимо развивать этические взаимоотношения, начиная с освоения, внедрения и развития основ этики для формирования этического видения функционирования бизнес-процессов. Основные положения, определяющие сущность развития бизнес-этики как основы обеспечения эффективности бизнес-процессов могут быть сведены к следующему.
1. Этические ценности бизнеса касаются, в первую очередь, высоких стандартов профессиональной деятельности людей в бизнес-окружении. Основными характеристиками в этой связи становятся человеческие качества. Понятие «этичность» относится к моральности действий людей, другими словами, их оценке в терминах «хорошее» и «плохое» с точки зрения личности в целом. Этика означает совершение поступков таким образом, чтобы каждая причастная к компании личность смогла стать от этого по-человечески лучше и поддержала бы высокие качества персонала организации в целом.
Не существует такого понятия, как «двойные этические ценности» - одни для личной жизни и другие - для бизнес-отношений. Существует единый набор этических ценностей, связанный с людьми и общим развитием человеческого потенциала, хотя и с различными его проявлениями. Бизнес-этика является приложением этики применительно к деловой среде в широком смысле этого слова. Она выступает руководящим принципом оценки действий индивидов в бизнесе, решений руководителей и менеджеров, которые оказывают воздействие на других людей (управленческая этика), организационных аспектов, которые стимулируют либо служат помехой развитию кадрового потенциала (организационная этика) и этики бизнес-взаимоотношений с их комплексным социальным контекстом и влиянием на окружающую среду (социальная и экологическая этика).
2. Каждое решение, принимаемое в области бизнеса, имеет этический аспект. Управленческие решения подразумевают этический аспект, поскольку влияют на людей, и прежде всего их влияние распространяется на лицо, принимающее решение, ввиду того, что, принимая решение, оно не только определяет, что делать, но и проявляет свои человеческие качества (нечестность или правдивость, несправедливость или справедливость, великодушие или эгоистичность и т.д.). Другими словами, во время принятия решения руководители или становятся лучше как личности, или «идут на
© Тетцоева О.А., Тетцоева Е.М., 2015
Актуальные вопросы управления
компромисс со своей совестью». Этику нельзя ограничить лишь набором неких запретов или отсутствием конфликтных ситуаций, она должна включать в себя поиск наилучшего решения. В связи с этим сфера этики должна рассматриваться вместе с экономическим и межличностным аспектами, которые затрагивает любое решение.
1. Человеческие моральные принципы приводят людей к тому, чтобы действовать благоразумно, сдержанно и решительно и относиться к другим людям справедливо в самом широком смысле этого слова. Эти качества делают характер более сильным, позволяют контролировать инстинкты - так чтобы поведение было социально-ответственным, а принимаемые решения - эффективными. Основные моральные принципы включают благоразумие, решительность, умеренность во всем, справедливость. Благоразумие выступает в качестве ориентира для высоких стандартов тех решений, которые мы принимаем, помогая нам понять, что является надлежащим и уместным в каждый отдельно взятый момент. Умеренность и мужество являются формами самодисциплины. Самоконтроль, или сдержанность, избавляет нас от вовлечения в ситуации или деятельность, которые, с одной стороны, привлекают нас, однако мешают проявлению блага более высокого порядка. Такие качества помогают нам преодолеть, например, лень и жадность или неограниченную тягу к удовольствиям. Решительность побуждает нас делать то, что является правильным по нашему мнению. Справедливость заключается в том, чтобы относиться к людям таким образом, как они того заслуживают, уважая при этом их законные права. Бережное отношение к людям выходит за пределы строгой интерпретации справедливости.
Данные моральные принципы взаимосвязаны, каждый из них способствует проявлению других. Например, для того чтобы проявлять в поведении справедливость, необходимо понимать, что является справедливым (благоразумие). Аналогично этому, мы преодолеваем собственную тягу к чему-либо, что не позволяет нам поступать по справедливости (самоконтроль), будучи достаточно решительными, чтобы сделать это правильно (мужество). Единство и гармония этих моральных принципов является основой добросовестности и добропорядочности.
4. Каждая личность наделена достоинством, обладает правами человека и требует уважения. Однако помимо уважительности к людям следует проявлять доброжелательность и ответственность. Справедливость складывается, в первую очередь, из осознания и уважения к чувству собственного достоинства и правам каждого человека, как к природным, так и приобретенным. Справедливость отвергает неправомерное поведение, когда некто пользуется неведением, доверием или незащищенностью других людей. Напротив, справедливость ищет взаимной выгоды во благо обеих сторон.
5. Цель не оправдывает средства. Этический аспект любого решения зависит, в первую очередь, от намерений лица (желаемый результат) и моральности избранного пути (выбранные средства). Обстоятельства и возможные последствия также следует принимать во внимание, хотя приоритет необходимо отдавать этическим принципам самим по себе, т.е. неприемлемости определенных действий (манипуляция, обман, коррупция и клевета) безотносительно текущих обстоятельств и вероятных следствий.
6. Компанию не следует воспринимать исключительно как орудие получения дохода или просто как систему взаимовыгодных интересов - это сообщество людей, которые находят возможность реализовать себя в процессе производства товаров и оказания услуг. Бизнес не должен быть ни ареной борьбы за власть, ни местом классовой борьбы эксплуататоров и эксплуатируемых. Конфликты должны разрешаться на основании принципа общего блага.
7. Бизнесу должна быть внутренне присуща социальная ответственность и прозрачность. Социальная ответственность бизнеса базируется на том, что бизнес представляет собой сообщество людей внутри большего сообщества и внутри общества в целом, национального, междуна-
родного или глобального. Как и любое другое сообщество, бизнес обязан вести себя сознательно и действовать, руководствуясь общим благом. Бизнес имеет сферы ответственности, которые заложены в законах и других нормативно-правовых актах, однако внешние нормативные документы редко включают все аспекты, на которые распространяется ответственность бизнеса. Первостепенное значение имеют такие аспекты, как стремление к справедливости, заложенное в миссии компании и ее деятельности, а также взаимозависимость групп, влияющая и/или подверженная влиянию со стороны бизнеса (заинтересованные лица). Кроме того, организации отвечают за вовлечение в социальное взаимодействие, вносят свой вклад в разрешение проблем социального характера в соответствии со своей способностью осуществить данную задачу без ущерба для своей особой миссии [2].
Таким образом, под бизнес-этикой можно понимать совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, своему развитию в организации, другим людям и группам людей, работающим в организации. Бизнес-этика охватывает отношения в трудовых коллективах, нравственные качества сотрудников и руководителей, предопределяющие эффективное выполнение профессиональных обязанностей, которое является важнейшей характеристикой морального облика работника. В ходе реализации бизнес-процессов между сотрудниками складываются определенные моральные отношения, касающиеся взаимодействия трудовых коллективов и каждого работника в отдельности, нравственных качеств работника, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессиональных обязанностей, взаимоотношений внутри коллективов и те специфические нравственные нормы, которые свойственны бизнес-процессам.
Бизнес-этика должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика работника. Они имеют первостепенное значение в его личностной характеристике. Профессионализм как основа бизнес-этики опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
В современном обществе оценка личностных качеств как рядовых работников, так и руководителей начинается с их деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание бизнес-этики в повышении эффективности бизнес-процессов [1].
Библиографический список
1. Артамонова, И. А. Деловая этика : учеб. пособ. / И. А. Артамонова. - М. : МИИГАиК, 2013. - 197 с. -ISBN 978-5-91188-045-3.
2. Meie, D. Seven steps to business ethics / D. Mele // IESE. - 2010. - № 118. - P. 22-24.