Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной устойчивости у спортсменов-стрелков из лука методом функционального биоуправления с биологической обратной связью'

Развитие эмоциональной устойчивости у спортсменов-стрелков из лука методом функционального биоуправления с биологической обратной связью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / ТРЕНИНГ / TRAINING / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / BIOFEEDBACK / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Восковская Л.В., Дыхан Л.Б., Каменская Е.Н.

В статье обсуждаются результаты работы со спортсменами по развитию эмоциональной устойчивости (ЭУ) аппаратными средствами на основе функционального биоуправления с биологической обратной связью (ФБУ с БОС). Показано, что ЭУ является одним из психологических условий надежности соревновательных результатов. Отмечено, что в спортивной психологии ЭУ понимается как способность к саморегуляции непродуктивных эмоциональных состояний, возникающих в условиях соревнования, в связи с чем актуально развитие ЭУ у спортсмена. Современной технологией, позволяющей сочетать различные методы саморегуляции, является ФБУ с БОС. В работе приведены результаты тренинга по развитию ЭУ у спортсменов-стрелков из лука с помощью ФБУ с БОС. У спортсменов в ходе тренинга зафиксировано улучшение показателей саморегуляции: повысилась соревновательная эмоциональная устойчивость, получили развитие такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка и самообладание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Восковская Л.В., Дыхан Л.Б., Каменская Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной устойчивости у спортсменов-стрелков из лука методом функционального биоуправления с биологической обратной связью»

развитие эмоциональной устойчивости у спортсменов-стрелков из лука методом функционального биоуправления с биологической обратной связью

УДК/UDC 799.322.2

Поступила в редакцию 03.03.2016 г.

Информация для связи с автором: l.voskovskaya@mail.ru

Кандидат психологических наук, доцент Л.В. Восковская1

Кандидат педагогических наук , доцент Л.Б. Дыхан2

Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Каменская2

'Институт компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета (ИКТИБ ЮФУ), Таганрог

2Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (ИУЭС ЮФУ), Таганрог

development of emotional stability of archers using

BIofeedback technology

Associate Professor, PhD L.V. Voskovskaya1

Associate Professor, PhD L.B. Dykhan2

Professor, Dr.Hab. E.N. Kamenskaya2

'Institute of Computer Technology and Information Security of Southern Federal University (SFU ICTIC), Taganrog

2Institute of management in economic, ecological and social systems of Southern Federal University (SFU IMEES), Taganrog

Аннотация

В статье обсуждаются результаты работы со спортсменами по развитию эмоциональной устойчивости (ЭУ) аппаратными средствами на основе функционального биоуправления с биологической обратной связью (ФБУ с БОС). Показано, что ЭУ является одним из психологических условий надежности соревновательных результатов. Отмечено, что в спортивной психологии ЭУ понимается как способность к саморегуляции непродуктивных эмоциональных состояний, возникающих в условиях соревнования, в связи с чем актуально развитие ЭУ у спортсмена. Современной технологией, позволяющей сочетать различные методы саморегуляции, является ФБУ с БОС. В работе приведены результаты тренинга по развитию ЭУ у спортсменов-стрелков из лука с помощью ФБУ с БОС. У спортсменов в ходе тренинга зафиксировано улучшение показателей саморегуляции: повысилась соревновательная эмоциональная устойчивость, получили развитие такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка и самообладание.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, тренинг, биологическая обратная связь, саморегуляция.

Annotation

The given article discusses the results of working with athletes to improve their emotional stability (ES) by the hardware means based on the biofeedback technology (BFB). It shows that emotional stability is one of the psychological conditions essential for reliability of competitive results. It is noted that, in terms of sport psychology, emotional stability is understood as the ability to self-regulate inefficient emotional conditions that occur in the context of competition. Biofeedback technology is a modern technology, capable of combining various methods of self-regulation. The findings of the work include the results of the emotional stability training sessions of archers with the use of the biofeedback technology. In the course of the training, athletes demonstrated the growth in self-regulation and competitive emotional stability and improved their moral-volitional qualities, such as determination, persistence, self-restrain, and self-control.

Keywords: emotional stability, training, biofeedback, self-regulation.

Введение. Спортивная деятельность является важной составляющей человеческой жизни, предоставляющей личности возможности как для физического, так и психологического развития. Для выяснения факторов, влияющих на успешность спортивной деятельности, проводятся многочисленные исследования в области физиологии, психофизиологии, психологии и т. д. Как отмечают специалисты в области психологии спорта, одним из важных психологических факторов, опре-

деляющих успешность спортивной деятельности, является устойчивость спортсмена к своему непродуктивному эмоциональному состоянию.

В спортивной психологии подчеркивается, что эмоциональная устойчивость (далее - ЭУ) коррелирует со способностью спортсмена выполнять сложную деятельность в негативных эмоциогенных условиях. Спортивная деятельность всегда нацелена на результат, поэтому спортивные психологи в сво-

их исследованиях акцентируют внимание только на тех фактах психики спортсмена, на которые можно воздействовать с целью развития, повышения параметров и т. д. В силу этого трактовка ЭУ как свойства нервной системы, поддерживающего работоспособность в условиях психоэмоциональных нагрузок, распространенная в психофизиологическом подходе, в психологии спорта интерпретируется только в терминах возможности развития качеств саморегуляции для компенсации биологически обусловленных неэффективных свойств и характеристик. В этом ключе мы подчеркиваем принципиальное для психологии спорта различие между ЭУ как свойством темперамента и ситуативной ЭУ, определяющейся степенью зрелости волевой сферы и способностью к управлению собой в конкретной ситуации.

В силу сказанного актуальными становятся работы, посвященные разработке и поиску технологий повышения ситуативной ЭУ за счет развития навыка саморегуляции. Среди таких технологий особое место занимает функциональное биоуправление с биологической обратной связью (ФБУс БОС).

Биологическая обратная связь (БОС) - это комплекс процедур для регистрации, усиления и возврата испытуемому физиологической информации - в обычных условиях им не воспринимаемой - о состоянии и изменении тех или иных собственных биологических процессов, что позволяет научиться эффективному произвольному управлению ими. Можно сказать, что ФБУ с БОС является сегодня одним из наиболее перспективных направлений решения психологических задач спорта высших достижений. Особое место ему отводится при проведении эмоционально-волевой подготовки спортсменов, включая обучение навыкам психической саморегуляции для достижения оптимального функционирования. В литературе описано применение БОС-технологии в таких видах спорта, как футбол, гребля, синхронное плавание, баскетбол, теннис и т. д. [1]. Особое место в сферах спортивной деятельности ФБУ с БОС занимает в подготовке спортсменов - стрелков из лука. В работах, посвященных применению БОС-технологии в этом виде спорта, особое внимание уделяется тренировке по вхождению в специальное функциональное состояние, повышающее концентрацию внимания и зоркость и способствующее, таким образом, меткому выстрелу. Однако работ, в которых изучалось бы применение ФБУ с БОС для повышения навыка саморегуляции с целью развития ситуативной ЭУ, нами не найдено.

Усиление стрессового состояния спортсмена всегда проявляется в изменении работы кардиореспираторной системы и как следствие может диагностироваться по изменениям показателей дыхания, кровотока, вариабельности ритма сердца, кожно-гальванической реакции. Среди тренингов с БОС с целью обучения навыкам саморегуляции непродуктивных состояний рекомендуют БОС по параметрам КГР или ЭЭГ [3, 4]. Однако в условиях дефицита времени, что характерно для юных спортсменов (совмещение учебы в университете с регулярными тренировками), более целесообразным, по нашему мнению, является БОС-тренинг по параметрам КГР и дыхания, для которого достаточно 8-15 сеансов в отличие от ЭЭГ-БОС-тренинга, требующего от 20 до 30 процедур.

Цель исследования - изучение проблемы развития эмоциональной устойчивости спортсменов-стрелков из лука с помощью технологии ФБУ с БОС.

Методика и организация исследования. Для формирования навыка управления непродуктивным эмоциональным состоянием использовалась технология ФБУ с БОС, реализованная на основе соответствующей коррекционно-развивающей

программы при помощи АПК «РЕАКОР-Т» (Пр-во ООО (НПКФ «Медиком-МТД», Россия). Для изучения индивидуально-типологических особенностей саморегуляции использовалась методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [3]. Диагностика особенностей волевой регуляции процессов реализации намерения проводилась по методике Ю. Куля «Шкала контроля за действием» [7]. Для оценки надежности деятельности спортсмена в условиях соревнований использовалась методика В. Э. Мильмана. Развитие волевых качеств у спортсменов по степени сформированности волевых умений оценивалось по методике Б. Н. Смирнова «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» [5]. Для математической оценки достоверности различий в изменениях, произошедших за период исследования в экспериментальной и контрольной группах, использовали критерии тенденций Т. Вилкоксона и Л. Пейджа.

В исследовании приняли участие 32 спортсмена-лучника (12 девушек и 20 юношей) ДЮСШОР № 13 г. Таганрога 16-17 лет. Численность экспериментальной группы составила 12 человек (6 девушек, 6 юношей), контрольной - 20. Отбор в экспериментальную группу происходил на добровольной основе, без определенной направленности.

Эмпирическое исследование включало в себя три этапа. На первом этапе диагностировались особенности ЭУ у всех спортсменов-лучников. На втором этапе был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие спортсмены-лучники из экспериментальной группы. Этот коррекционно-развивающий этап включал в себя несколько видов тренингов в зависимости от пола испытуемых. Суть основного тренинга, направленного на развитие ЭУ за счет обучения навыку саморегуляции непродуктивных состояний, состояла в постепенном гашении ориентировочной реакции на неожиданно появляющиеся разного рода раздражители. Для юношей в качестве стрессовых раздражителей использовалась электростимуляция небольшой интенсивности, переживаемая как несильное болевое ощущение, для девушек - разные звуки, вызывающие стойкую ориентировочную реакцию и отсутствие естественной адаптации к ним в силу значимости этих звуков для биологического механизма выживания. Подобный выбор основывался на психофизиологических данных о том, что у женщин фиксируется более низкая ЭУ к стрессовым факторам, проявляющаяся, в частности, в виде стресс-реакции на раздражители гораздо меньшей силы в сравнении с таковой у мужчин [2]. Как для юношей, так и для девушек применялся БОС-тренинг оптимального функционирования по обучению навыкам диафрагмального дыхания.

Формирующий эксперимент проводился индивидуально с каждым участником экспериментальной группы и включал в себя 10 тренингов оптимального функционирования и повышения ЭУ по КГР. Тренинги ФБУ с БОС проводились на базе НПО «Центр современных психотехнологий» (г. Таганрог) в период с января по май 2015 г. по запросу ДЮСШОР № 13 г. Таганрога.

На третьем этапе оценивалась эффективность реализации коррекционно-развивающей программы за счет повторной диагностики особенностей ЭУ спортсменов из экспериментальной и контрольной групп и анализа изменений при помощи методов математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе предварительной диагностики было выявлено, что показатели индивидуально-типологическиххарактеристиксаморегуляции у большинства участников исследования находились на среднем уровне; слабой стороной лучников оказалась их несамо-

стоятельность. В ситуации планирования своей деятельности и при столкновении с неудачами спортсмены акцентировали внимание на своем состоянии, а не на действиях. В ходе соревнований они отмечали у себя эмоциональную нестабильность, реагирование на любые помехи и проблемы с саморегуляцией. Все показатели волевых качеств в общей выборке также находились на среднем уровне.

Для оценки эффективности программы ФБУ с БОС мы воспользовались набором указанных выше стандартных бланковых методик, а также анализом динамики изменений психофизиологических показателей на протяжении курса тренировки. Параметры КГР регистрировались прибором в течение всей процедуры ФБУ. Мы проанализировали динамику КГР по показателям, зафиксированным в начале и в конце сеанса соответственно в 1, 6 и 10-й дни эксперимента. В результате было выявлено, что в ходе курса обучения происходило постепенное снижение показателя КГР, регистрируемого в начале БОС-тренинга, что, на наш взгляд, отражает повышение эмоциональной устойчивости (Ц,мп=160, Lкр=152, р<0,001). В среднем произошло снижение показателя КГР на 27,8 %. Соответственно фиксировалось аналогичное снижение показателя КГР в конце БОС-тренинга, что нами интерпретируется не только как повышение ЭУ, но и как формирование навыка саморегуляции, проявляющегося в умении гасить всплески КГР, вызванные неожиданными звуковыми или электрическими стимулами (^^=164, Lкр=152, р<0,001). В среднем за весь курс тренинга в экспериментальной группе произошло снижение показателя КГР на 72 %%. Для оценки общей результативности проведенных тренинговых процедур мы дополнительно прибегли к сравнению между собой распределения значений КГР в начале БОС-тренинга в 1 -й день с распределением значений КГР в конце БОС-тренинга в последний - 10-й - день. В общем, показатели КГР снизились в экспериментальной группе на 65 %, т. е. уменьшились в 3 раза.

Анализ результатов по бланковым методикам показал, что проведенная коррекционно-развивающая работа ФБУ с БОС способствовала увеличению как общего уровня саморегуляции, так и всех ее индивидуально-типологических показателей. При этом наименьшие изменения произошли по шкалам планирования и самостоятельности, что обусловлено возрастными особенностями участников тренингов: зависимый тип саморегуляции широко распространен в юношеской группе, а развитие навыков планирования требует более долгосрочной работы. Наибольшее же развитие получили такие особенности саморегуляции, как программирование и оценка результатов, что, на наш взгляд, напрямую обусловлено особенностями тренинговой работы. Действительно, в ходе тренингов гашения КГР лучники учились корректировать реагирование на неприятные стимулы и оценивать эффективность своих действий по сохранению ЭУ по качеству обратной связи.

Повторное проведение опроса по методике «Шкала контроля за действием» также выявило ряд изменений. В экспериментальной группе отмечено возрастание показателей по всем шкалам, наиболее существенное - по шкале контроля за действием в ситуации неудач. По этой шкале было зафиксировано статистически значимое повышение среднегруппово-го значения (Т = 3,5, Т = 9, р<0,02), что, по нашему мнению,

\ эмп ' ' кр ' г ' ' ' ' 1 '

говорит о возникновении в группе тенденции ориентироваться в ситуации неудачи на действие, а не на состояние.

Оценка психологической надежности в условиях соревнований при помощи методики В. Э. Мильмана также показала улучшение показателей по шкалам соревновательной эмоци-

ональной устойчивости (Тэмп= 9, Ткр= 9, p<0,02), мотивационно-энергетической шкале (Тэмп= 4,5, Ткр= 9, p<0,01) и шкале стабильности-помехоустойчивости (Тэмп= 9, Ткр= 9, p<0,02); спортсмены экспериментальной группы сообщали, что стали более спокойными и испытывают больший энтузиазм и вдохновение в условиях соревнований. При помощи методики «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» было выявлено, что среди лучников экспериментальной группы произошел прирост значений по шкалам настойчивости и упорства (Тэмп= 8,5, Ткр= 9, p<0,02), а также выдержки и самообладания (Тэмп= 17, Ткр= 17, p<0,1). В контрольной группе все результаты за данный временной промежуток статистически не изменились. Результаты исследования согласуются с мнением группы экспертов (психологи и два тренера) по методу Делфи.

Вывод. Тренинги с БОС эффективны в работе по развитию ЭУ спортсменов за счет совершенствования навыка саморегуляции непродуктивных эмоциональных состояний, возникающих в соревновательной деятельности. Литература

1. Астахова А.И. Возможные направления практической работы с ФБУ при подготовке теннисистов / А.И. Астахова, Л.В. Восковская // Матер. науч.-практ. конф., посвященной 5-летию образования службы спортивной медицины ФМБА России «Медицинское обеспечение спорта высших достижений». - М., 2014.

2. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

3. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССМП): Руководство / В.И. Моросанова. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.

4. Попова Е.И. Нейрофизиологические механизмы формирования навыка сопротивления страху под контролем БОС по КГР / Е.И. Попова, В.Ф. Михеев и др. // Журнал ВНД им. И.П. Павлова, 2002.

5. Смирнов Б.Н. Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов / Б.Н. Смирнова. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

6. Тристан В.Г. Клинические возможности использования локального альфа-стимулирующего тренинга / В.Г. Тристан и др. // Бюл. физ. и пат. дых. - 2003. - № 14.

7. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С.А. Шапкин. - М.: Смысл, 1997.

References

1. Astakhova A.I., Voskovskaya L.V. Vozmozhnye napravleniya prakticheskoy raboty s FBU pri podgotovke tennisis-tov (Possible Focus Areas in Working with Functional Biocontrol in Tennis Training). / A.I. Astakhova, L.V. Voskovskaya // Mater. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy 5-letiyu obrazovaniya sluzhby sportivnoy meditsiny FMBA Rossii «Meditsinskoe obespechenie sporta vyisshikh dostizheniy» (Proc. of research and practice conference devoted to the 5th anniversary of the foundation of the Sports Medicine Agency of Federal Biomedical Agency, Russia "Health Maintenance in Sports of Records"). Moscow, 2014.

2. Groshev I.V. Psikhofiziologicheskie razlichiya muzhchin i zhenshchin (Psycho-physiological differences between Men and Women). Moscow: MODEK, 2005.

3. Morosanova V.I. Oprosnik «Stil' samoregulyatsii povedeniya» (SSMP): Rukovodstvo (Behaviour Self-Regulation Style (BSRS): Guide) / V.I. Morosanova. - Moscow: Kogito-Tsentr, 2004. - 44 p.

4. Popova E.I. Neyrofiziologicheskie mekhanizmy formirovaniya navyka soprotivleniya strakhu pod kontrolem BOS po KGR (Neurophysiological Mechanisms of developing Skills of Fear Stability under Biofeedback GSR Control). / E.I. Popova, V.F. Mikheev et al. // Zhurnal VND im. I.P. Pavlova (I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity), 2002.

5. Smirnov B.N. Psikhologicheskiy analiz razvitiya volevykh kachestv sportsmenov (Psychological Analysis of Athletes' Volitional Qualities Development) / B.N. Smirnova. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1989.

6. Tristan V.G. Klinicheskie vozmozhnosti ispol'zovaniya lokal'nogo alfa-stimuliruyushchego treninga (Clinical Opportu-nities of Usage of Local Alpha-Stimulating Training) / V.G. Tristan et al. // Byul. fiz. i pat. dykh. (Bulletin of Physiology and Pathology of Respiration). - 2003. - № 14.

7. Shapkin S.A. Eksperimental'noe izuchenie volevykh protsessov (Experimental Study for Volitional Processes). Moscow: Smysl, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.