формирование устойчивого навыка психологической защиты у ПОДРОСТКОВ с нарушением зрения, занимающихся спортом, с помощью метода адаптивной саморегуляции респираторной синусовой аритмии на основе биологической ОБРАТНОЙ связи (РСА-БОС)
УДК 615.03:616-056.5
© Н. М. Яковлев, В. В. Кустов, М. М. Яковлев, П. Д. Шабанов
НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН Школа №1 для слепых им. К. Грота Военно-Медицинская Академия им С. М. Кирова
Ключевые слова:
подростки с нарушением зрения; спорт; навык диа-фрагмального дыхания; РСА-БОС; ЦНС; временная связь; защита к стрессу.
Резюме:_
Установлено, что у подростков с нарушениями зрения, занимающихся спортом, в условиях психотренинга методом адаптивной саморегуляции респираторной синусовой аритмии (АС-РСА) с использованием биологической обратной связи (БОС) формируется осознанная копинг-стратегия поведения на стресс.
Библиографическая ссылка:_
Яковлев Н. М., Кустов В. В., Яковлев М. М, Шабанов П. Д. Формирование устойчивого навыка психологической защиты у подростков с нарушением зрения, занимающихся спортом, с помощью метода адаптивной саморегуляции респираторной синусовой аритмии на основе биологической обратной связи (РСА-БОС) // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии. — 2011. — Т. 9, № 2 — С. 55-43.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной продолжает оставаться проблема психического и физического воспитания незрячих и слабовидящих подростков в процессе их социальной адаптации. С каждым годом в школах-интернатах для детей со зрительной патологией
возрастает число подростков, поступивших с высоким фактором риска к развитию дезадаптивно-го поведения. К ним относятся дети, родившиеся с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), с наследуемой психопатией и акцентуацией, воспитанные в неблагополучной семье или без родителей.
В настоящее время в психолого-педагогической практике мало изученной остается проблема преодоления неосознаваемых «незрелых» механизмов психологической защиты и формирование новой стратегии поведения к стрессу с помощью метода биологической обратной связи (БОС).
В связи с тем, что формирование осознанной психологической защиты на стресс у подростков на основе биоуправления излагается впервые, целесообразно провести анализ имеющихся в литературе источников преимущественно когнитивной коррекции состояния человека.
С начала 1980-х гг. Алленом и Бланчардом на основании скринингового психофизиологического обследования служащих коммерческих предприятий была выделена группа с фактором риска нервных расстройств (стресса, дистресса, фобии) и предложена коррекционная программа на основе психотренинга с ЭМГ и температурной БОС [11]. Предложен также вариант предупреждения стресса, состояния фрустрации, страхов путем освоения навыка толерантности к стрессовым ситуациям в условиях управления разнонаправленному контролю ЧСС при просмотре фильма о несчастных случаях на производстве. В шко-
■ Таблица 2. Характеристика состояния здоровья слабовидящих подростков без соматической патологии (не занимающиеся спортом) (п = 6)
■ Таблица 1. Характеристика состояния здоровья слабовидящих подростков, занимающихся спортом (п = 6)
Имя, возраст Основной диагноз Сопут. забол. Вторич. отклон. Вид спорта
Женя, 15 лет Амблиопия, высок. степени. Сходящееся косоглазие — — Лыжи, 1 разр.
Саша, 16 лет Врожденная оперированная глаукома. Афакия — — Лыжи, 1 разр.
Павел, 17 лет Макциодистрофия, абиотрофия — — Голбол, кмс
Ильяс, 15лет Гиперретинотрофия, астигматизм — — Плав, 1 разр.
Дима, 17 лет Последствие травмы головного мозга — — Голбол, 1 разр.
Рома., 15 лет Артифакия. Правосторонняя катаракта — — Футб.
Имя, возраст Основной диагноз Сопут. забол. Вторич. отклон.
Антон, 16 лет Альбинизм,нистагм — —
Алексей, 16 лет Абиотрофия сетчатки. Астигматизм — —
Миша, 15 лет Врожденная катаракта. Афакия. Нистагм — —
Юра, 16 лет Косоглазие. Миопия — —
Саша, 15 лет Атрофия сетчатки — —
Сергей, 16 лет Астигматизм, сходящееся косоглазие — —
Дополнительная группа (незрячие): Игорь, 16 лет, кмс по голболу; Дима, 16 лет, не занимается спортом.
ле авиакосмической медицины для коррекции стрессов, депрессивных состояний использовался психотренинг с многопараметрической обратной связью, включая оценку электроэнцефалограммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР), частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления [7]. Д. Шапиро с сотрудниками показали успешность применения КГР-БОС для уменьшения страха у пациентов с тревожно-фобическим синдромом. Путем поэтапной тренировки больной обучился преодолевать тревогу путем волевого усилия снижать высокую амплитуду КГР на мониторе. Тренировка с негативным (электрокожным подкреплением) КГР-БОС позволила больному на длительный срок купировать тревогу и страх [12]. Другими авторами предложена поэтапная схема функциональной коррекции состояния больных с тревожными расстройствами. На первом этапе проводили обучение навыку брюшного типа дыхания на основе РСА-БОС. Затем человек обучался сохранять сосредоточенность внимания и одновременно мышечную релаксацию. В последующем в занятия вводились по нарастающей элементы моделирования эмоциональных реакций конкретной фобии. То есть, проводилась поэтапная десенситизация составляющих иерархии страха на фоне тренинга с РСА-БОС [1].
Выбор юношей-спортсменов с сенсорными нарушениями обусловлен тем, что изучение особенностей функционирования механизмов эффективной психологической защиты позволит в
последующем организовать комплекс осознанных форм совладания со стрессом (копинг-стратегии, или стратегии преодоления) слабовидящих подростков с аффективными и социальными нарушениями.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы было определить психофизиологические критерии формирования устойчивого навыка психологической защиты у подростков с нарушением зрения, занимающихся спортом, с помощью метода биологической обратной связи.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проведены на 14 подростках (14-16 лет) на базе школы-интерната №1 для слепых им. К. Грота Санкт-Петербурга с различными нарушениями зрения и 16 здоровых подростках того же возраста из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Контингент подростков с нарушениями зрения: 1) основная группа, 6 юношей-спортсменов с нарушением зрения; 2) контрольная группа, 6 соматически здоровых подростков с нарушением зрения; 3) дополнительная группа, 2 незрячих подростка (табл. 1 и 2). Все подростки обследованы офтальмологом.
Все подростки проходили психологическое и неврологическое обследование до и после курса за-
нятий по выработке навыка диафрагмального дыхания с помощью метода адаптивной саморегуляции респираторной синусовой аритмии (РСА-БОС). Кроме того, учитывалось заключение специалиста об отсутствии в клинической ЭЭГ признаков судорожной активности мозга.
Психофизиологическое обследование включало анализ ЭЭГ, психологические тесты (САН, Спил-бергера, Цунга). С целью изучения особенностей и свойств внимания разработана компьютерная программа, оценивающая измерение латентных периодов (ЛП) сенсомоторной реакции (СМР) на зрительные и акустические сигналы. Эффективность СМР на дифференцирование стимулов различной модальности (аудио- и визуальные сигналы образного и семантического содержания), подаваемых в случайном порядке и с одинаковой вероятностью. Использовали следующие варианты: «линии» — на экране дисплея появлялись ряды вертикальных или горизонтальных линий, от исследуемого требовалось нажать клавишу в случае появления ряда вертикальных линий; «слова» — появлялись названия птиц или животных, значимый стимул — птицы; «круги» — в разных местах экрана со случайными координатами появлялись желтые или зеленые круги, значимый стимул — желтый цвет, длительность стимула составляла 150 мс. В случае акустического сигнала («правый-левый») через головные телефоны предъявлялись тоны частотой 440 Гц справа или слева. От больного требовалось нажать клавишу в случае появления звука только справа. «Два тона» — появлялась последовательность двух тонов — высокий, низкий или низкий, высокий. Значимой была последовательность низкий, высокий. Длительность тональных посылок составляла 700 мс. Межстимульный интервал во всех тестах — 1000 мс. Во всех тестах предлагалось 50 стимулов. Латентный период (ЛП) СМР соответствовал времени от начала предъявления стимула до момента нажатия клавиши. За ошибку принималось несвоевременная двигательная реакция: ложное нажатие или пропуск.
При изучении биоэлектрической активности мозга на основе периодометрического анализа вычисляли среднее значение доли периодов колебаний ЭЭГ альфа-, бета-, тета- и дельта-диапазонов за весь сеанс, а также оценивали уровень межпо-лушарной асимметрии периодограмм ЭЭГ лобных и затылочных отведений.
Анализ вегетативной реактивности проводили по данным изменения кардиореспираторной системы в покое и при функциональных нагрузках — физическая (20 глубоких приседаний), оценка тормозного контроля при задержке дыхания (феномен ускользания тормозного влияния на сердечную
деятельность), моделирование стартового состояния готовности у юношей-спортсменов в условиях предварительного обучения навыку релаксации. Исследуемые параметры кардиореспираторной системы: а) частота сердечных сокращений (ЧСС): текущая и средних за минуту максимальных значений ЧСС на вдохе (ЧССмакс), минимальных значений ЧСС на выдохе (ЧССмин) и средних значений ЧСС (ЧССср); б) величина максимальных значений респираторной синусовой аритмии (РСА = ЧССмакс — ЧССмин) в каждом дыхательном цикле и ее средних значений за одну минуту; в) текущая частота дыхания и средних за одну минуту числа дыханий (ЧД) амплитуда дыхательных движений (в условных единицах).
Для физиологического обследования, а в дальнейшем и сеансов РСА-БОС использовали аппаратуру биологической обратной связи (БОС) и программное обеспечение, входящие в состав компьютерного комплекса (разработка ЗАО «Биосвязь»): многофункциональный входной блок, прибор БОС «ПБС-02» и компьютерная программа «Cardio 2.1 Logo».
Прибор БОС «ПБС-02» предназначен для приема и первичной обработки физиологических сигналов с тела человека. Прибор оснащен двумя электро-кардиодатчиками и датчиком дыхания со встроенными усилителями сигнала. Прибор «ПБС-02» и компьютерное программное обеспечение позволяли идентифицировать зубцы R на электрокардиограмме, рассчитывать текущую ЧСС по интервалу между двумя соседними зубцами R-R и представить ее в виде зрительных и звуковых сигналов обратной связи (цифровых, графических, мультимедийных).
Компьютерная программа «Cardio 2.1 Logo» предназначена для проведения диагностических процедур, сеансов АС-РСА и статистической обработки физиологических показателей. Программа включает в себя ряд мультимедийных тренинговых сюжетов, используемых в процессе формирования новых навыков диафрагмального дыхания по показателю РСА. ЧСС являлась основным физиологическим показателем, включенным в звено внешней обратной связи.
Оценка эффективности проведенного курса с РСА-БОС проводилась также в условиях функциональной нагрузки с использованием процедур биоакустической коррекции (БАК) в начале и в конце курса психотренинга [6]. Процедуры с БАК проводили на основе компьютерного комплекса «Синхро-С» (производство ООО «СинКор», Санкт-Петербург, Россия). Процедуры заключались в прослушивании испытуемыми в реальном времени акустического образа собственной ЭЭГ Регистрация ЭЭГ проводилась по 4 каналам в точках Fp1, Fp2, O1 ,O2, униполярно относительно объединенных ушных электро-
дов с частотой дискриминации 250 Гц. Акустический образ создавали на основе регистрируемой ЭЭГ путем транспонирования ее на компьютере в область слышимых частот. Смысл преобразования заключался в создании акустической области частот сигнала подобного сигналу ЭЭГ Полученный таким способом акустический образ ЭЭГ в реальном времени предъявляли подростку. Особенностью метода является отсутствие задания на какую-либо реструктуризацию собственной ЭЭГ — только «слушать работу собственного мозга». На основе уровня предпочтения того или иного звучания подросток самостоятельно модифицировал звуковой образ, тем самым перестраивая структуру ЭЭГ. После транспонирования ЭЭГ слышимые сигналы способствовали трансформации психоэмоционального состояния. Во время процедуры глаза были закрыты. Процедура БАК включала регистрацию исходной ЭЭГ — закрытые глаза (1 мин), тренинг с БАК (10 мин), воспроизведение состояния с БАК без обратной связи, глаза закрыты (3 мин). Все подростки имели установку на проведение занятий.
результаты исследования и обсуждение
Проведенные исследования подтвердили имеющиеся в литературе данные о том, что у подростков с нарушениями зрения церебро-органический дефект в сочетании с факторами социальной и психологической депривации предопределяет изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах, развитие типичных форм аффективно-коммуникативной дезадаптации [2-4]. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия в подростковом возрасте, осознание в ограничении выбора профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте [5].
Обнаружено, что у подростков, не занимающихся спортом, зрительные нарушения вызывают более заметную дезадаптацию в структуре эмоционально-личностной сферы при сохранном интеллекте по сравнению с юношами основной группы. У них выявлена заниженная самооценка, гиподинамия, снижение эмоциональной, волевой сферы при сохранном интеллекте, низкий уровень притязаний, а также снижение социального и профессионального уровня. Они не могли сами решить проблему своих переживаний, не было увлечений, вели пассивный образ жизни. У них имелись социальные страхи общения с другими людьми, с представителями другого пола.
Сенсорные нарушения оказывают более разрушительное действие на формирование личности
в условиях негармоничного воспитания ребенка (чрезмерная опека, деспотичность воспитания, отсутствие внимания, заброшенность). В ответ на существующие трудности возникают сильные эмоциональные переживания. Подросток вынужден сам адаптироваться на социальном и психологическом уровнях и строить позитивный образ «я» с помощью образования и интенсивного использования бессознательных «незрелых» механизмов психологической защиты. Под психологической защитой понимается система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Имеющиеся аффективные нарушения (тревога, страх одиночества) приводили к формированию деструктивного поведения (выученная беспомощность, астено- депрессивный синдром). Обнаружено, что у подростков с наследуемой психопатией, акцентуированными чертами характера была склонность к развитию алкогольной и наркотической зависимости.
По тесту Спилбергера у них выявлена умеренная реактивная (36-40 баллов) и высокая личностная (55-62 балла) тревожность. Субъективная оценка времени (1 мин) в основной группе равнялась 25-30 с (норма 40-50 с), в контрольной — 15-20 с. Отлынивают от занятий и уроков физкультуры. Некритичны.
У подростков в основной группе имелись сходные с контрольной группой церебро-органические нарушения зрительного анализатора. Однако заметного дефекта в психофизическом и социальном развитии у них не обнаружено. Имеющаяся психопатия у двух подростков (истероидная и эпилептоидная) была хорошо компенсирована. Самочувствие, активность, настроение в пределах возрастной нормы. Интеллект сохранен. В мотивационно-потребностной сфере — целеустремленность, настойчивость в достижении спортивного результата, заинтересованы в развитии успеха в спорте и в окончании школы. Учатся удовлетворительно. Они отмечают, что в условиях стресса (конфликт дома, в школе, соревновательном периоде) им трудно справиться со своим состоянием, они становятся раздражительными, нарушается сон, очень беспокоят неудачи в спортивном результате.
Влияние нарушения зрения на развитие основных нервных процессов
У слабовидящих подростков наблюдается замедленность восприятия за счет остаточного зрения. Замедление темпа переключения проявляется
■ Таблица 3. Сенсомоторная реакция на стимулы различной модальности
Стимулы Основная группа(n = 6) Контрольная группа(n = 6) Допол. группа Здоровые
Решетка 434 ± 46 480 ± 67 280 ± 43
Правая-левая 535 ± 41 539± 132 384± 120 310±74
Два тона 707 ± 85 816 ± 141 620± 151 385±104
Слова зрител 624± 121 685±145 417 ± 93
Слова акуст 870± 185 925±185 830 ± 210 467± 139
Картинки 485 ± 54 463 ± 60 340 ± 41
Круги 371 ± 44 439 ± 61 315 ± 52
в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания. Анализ свойств внимания проводился по данным латентного периода СМР на стимулы различной модальности (табл. 3).
Разработанная программа СМР по показателям латентного периода (ЛП) оказалась адекватной в оценке специфических расстройств внимания, характерных для особенностей развития селективных механизмов внимания. Исходя из имеющейся сенсорной патологии, следовало ожидать значительное увеличение ЛП на дифференцирование зрительных стимулов различной модальности. Как видно из таблицы 3, трудной задачей для выполнения, особенно в контрольной группе, оказался выбор акустических сигналов на произносимые слова, на умение правильно различать высокий и низкий тон, а также на пространственное восприятие звука. Можно предположить, что у лиц с остаточным зрением ведущим в адаптивной деятельности остается зрительный анализатор (независимо от срока и тяжести сенсорного поражения). Установлено, что скорость и переключение внимания на звуковую стимуляцию у слабовидящих подростков, занимающихся спортом, были достоверно выше, чем у их сверстников контрольной группы, что свидетельствует о более высоком развитии у них пластичности мозга, и способности к концентрации и переключению внимания при выполнении двигательной координаций и тонкой моторики.
Обнаружено, что скорость сенсомоторной реакции на звуковой сигнал у «незрячих» подростков была значительно выше, чем у слабовидящих. Это свидетельствует о хорошей компенсации и своевременной замене ведущего анализатора в процессе адаптации к внешней среде.
Различия показателей ЛП СМР в обеих группах по сравнению со здоровыми указывают также на нарушение динамических характеристик произвольного (селективного) внимания, о его ригидности, что укладывается в рамки церебро-органического синдрома. Трудности в отборе нужной информации обусловлены также нарушением активного внимания, связанного с аффективной сферой и мотивацией. Полученные
результаты свидетельствуют о снижении активации коры мозга, об ослаблении функции внимания у подростков со зрительной депривацией.
Анализ вегетативной реактивности
При анализе реактивности вегетативной нервной системы (ВНС) в контрольной группе выявлено достоверное (р < 0,001) увеличение показателей ЧСС (ЧССср, ЧССмин, ЧССмакс), указывающее на нарастание тахикардии. Превышение возрастной нормы по значениям ЧССср достигало 20-30 уд/ мин (табл. 4), у большинства исследуемых лиц нарушались синхронные с фазами дыхательного цикла изменения ЧСС, уменьшилась или исчезла РСА. Сдвиг вегетативного баланса в направлении усиления активности симпатической нервной системы подтвердили также результаты функциональных нагрузок. При задержке дыхания время «ускользания» тормозящих влияний возникало на 8-10 с, восстановление кардиореспираторной системы после физической нагрузки (20 приседаний) наступало после 4-й минуты. Высокие энергетические затраты со стороны кардиореспираторной системы и длительность восстановления этих показателей к исходному уровню свидетельствовали о рассогласовании в центральной регуляции вегетативной нервной системы, а также в системе эмоционального подкрепления. Преобладание симпатотонического типа регуляции, очевидно, служит компенсаторным механизмом при низкой физической подготовке подростков контрольной группы.
У подростков основной группы кардиореспира-торные показатели в покое и при нагрузке были ниже на 5-6 уд/мин в сравнении с возрастной нормой и соответствовали ваготоническому типу регуляции. По-видимому, у лиц, систематически занимающихся спортом, в условиях покоя имеется склонность к ваготоническому типу регуляции. Анализ кадиоре-спираторной системы показал, что у всех подростков основной группы уже в первом обследовании имелась синхронизация изменений ЧСС с фазами дыхательного цикла и наличие РСА (рис. 1). Полученные данные указывают на сохранность в покое внутрисистемных и межсистемных механизмов регуляции
■ Таблица 5. Физиологические среднегрупповые показатели в конце курса с РСА-БОС
■ Таблица 4. Физиологические среднегрупповые показатели первого обследования
Показатели Основная группа (n = 6) Контрольная группа (n = 6) Дополнительная группа (n = 2)
ЧССср. (уд/мин) 75,5 ± 1,9 100,21 ± 4,1 91,2 ± 5,84
ЧД (дых/мин) 14,2 ± 0,85 15,29 ± 0,71 12,78 ± 0,81
ЧССмакс. (уд/мин) 82,7 ± 2,6 109,03 ± 4,08 96,84 ± 3,3
ЧССмин. (уд/мин) 70,2 ± 1,63 92,79 ± 4,73 85,33 ± 5,2
РСА (уд/мин) 12,5 ± 1,33 16,77 ± 1,62 12,44 ± 2,26
Показатели Основная группа (n = 6) Контрольная группа (n = 6) Дополнительная группа (n = 2)
ЧССср. (уд/мин) 73,7 ± 1,49 90,1 ± 2,05 84,8 ± 3,73
ЧД (дых/мин) 6,5 ± 0,43 14,55 ± 0,44 13,8 ± 1,07
ЧССмакс. (уд/мин) 87,8 ± 1,65 96,6 ± 1,98 91,10 ± 3,72
ЧССмин. (уд/мин) 61,0 ± 1,44 84,6 ± 2,07 81,3 ± 3,1
РСА (уд/мин) 27,4 ± 1,33 12,0 ± 0,51 10,0 ± 0,87
ВНС. У спортсменов с вагальной направленностью в тесте на задержку дыхания увеличение ЧСС возникало на 40-50 с, а восстановление ЧСС и дыхания после нагрузки наступало к концу первой минуты.
Весь курс адаптивной саморегуляции по показателю респираторной синусовой аритмии (АС-РСА) был условно разбит на три этапа.
I этап — диагностический (психологическое и нейрофизиологическое обследования) и составление индивидуальной схемы проведения курса РСА-БОС;
II этап — формирование по показателю РСА нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, равномерным, плавным выдохом;
III этап — применение осознанного навыка психологической защиты при моделировании предстартового состояния.
Показано, что у всех подростков основной группы с первых занятий в процессе выработки нового навыка диафрагмального дыхания с применением АС-РСА наблюдалась синхронизация изменений ЧСС с фазами дыхательного цикла в большинстве дыханий, увеличение значений РСА в 1,5 и более раз по сравнению с исходными данными и снижение ЧД.
Несмотря на то, что у них исходно не было выраженной тахикардии, как у юношей в контрольной группе, занятия с РСА-БОС продолжались для выработки устойчивого навыка на комфортное состояние. Юноши-спортсмены с удовольствием приходили на освоение навыка дыхания, чтобы снизить, по их словам, уровень тревоги, напряжения. Приводим пример динамики показателей кардиореспираторной системы в процессе тренировки на диафрагмальное дыхание (основная группа).
В результате проведенного психотренинга с РСА-БОС (основная группа) происходила динамическая перестройка в системе управления
ВНС (уменьшение показателей частоты дыхания и средней ЧСС, увеличение показателя РСА за счет снижения ЧССмин в фазе выдоха), что свидетельствовало о формировании нового навыка — диафрагмального дыхания. Навык этого типа дыхания опосредованно приводил к изменению функционального состояния — комфортному релаксирую-щему эффекту.
В контрольной группе у подростков в покое и в процессе тренинга с РСА-БОС доминировало грудное дыхание в сочетании с «верхним» типом дыхания и с участием мышц плечевого пояса. Отмечался сдвиг вегетативного баланса в сторону симпатото-нического типа регуляции. Полученные результаты свидетельствуют о рассогласовании в центральной регуляции кардиореспираторной системы, а также в системе эмоционального подкрепления. Эти выводы подтверждают также результаты функциональных нагрузок первого обследования с высокими энергетическими затратами со стороны кардиореспираторной системы.
В ходе проведенных исследований по изменению функционального состояния в процессе адаптивной тренировки с АС-РСА у подростков основной группы выявлена положительная динамика кардиореспираторных показателей. Установлено, что новые сформированные навыки диафрагмаль-ного дыхания характеризуются особыми кардиоре-спираторными параметрами:
• синхронизацией изменений частоты сердечных сокращений с фазами дыхательного цикла (увеличение частоты сердечных сокращений на вдохе и уменьшение ее на выдохе);
• восстановлением соответствия возрастной норме средних за минуту показателей частоты сердечных сокращений;
• частотой дыханий от 8-9 в минуту;
А
110 100
; 90 д 80
у 70 60 50
110 105 100 95-У 90858075-
Пульс
Кривая дыхания
01:24 01:34 01:44 01:54 02:04 02:14 02:24 02:34 02:44 02:54 03:04 03:14 03:24 03:34
Время
2800 2700 2600 2500 2400 2300 2200 2100 2000 1900
00:15 00:30 00:45 01:00 01:15 01:30 01:45 02:00 02:15 02:30 02:45 03:00 03:15 03:30 03:45 04:00 04:15
Время
100 95 90 . 85 У 80 75 70
00:05 00:15 00:25 00:35 00:45 00:55 01:05 01:15 01:25 01:35 01:45 01:55 02:05 02:15 02:25 02:35 02:45 02:55 03:05
Время
90 80 70 60
Пульс
Кривая дыхания
2400 2300 Д 2200 ха 2100 р
о
2000 Р 1900 .
Пульс
Кривая дыхания
1800
2600 2500 2400 2300 2200
2000 1900
Пульс
Кривая дыхания
11:28 11:38 11:4811:58 12:08 12:18 12:2812:3812:48 12:58 13:08 13:18 13:28 13:38 13:48 13:58 14:08 14:18
Время
■ Рисунок 1. Динамика показателей ЧСС и дыхания пациента Г. (13 лет) в процессе РСА-БОС. А — Первое обследование. Дыхание в покое.
Б — Формирование нового навыка диафрагмального дыхания с применением АС-РСА на 5-м занятии АС-РСА. В — Формирование устойчивого навыка частоты дыхания и ЧСС в конце курса. Г — То же занятие. В первой части (1) — во время отдыха, во второй части (2) — звучит музыка
• увеличением амплитуды респираторной синусовой аритмии в 1,5 и более раз по сравнению с исходным уровнем;
• проявлением респираторной синусовой аритмии в низкочастотной части спектра ритма сердца. Исследования показали, что у подростков основной группы имелся преимущественно ваготониче-
ский тип регуляции ВНС. В результате проведенного курса тренировки с РСА-БОС формируется новый навык управления своим состоянием. Известно, что навык на комфортное состояние в этих условиях может быть получен и через другие функции организма [9, 10]. Значит, независимо от управляемого параметра функции в процессе психотренинга с БОС
Б
В
Г
2100 д
должна происходить идентичная функциональная реорганизация интегративных систем мозга.
В связи с этим представляет интерес изучить особенности адаптивной перестройки мозга, психофизиологических показателей и поведения.
Реорганизация паттерна ээГ в процессе тренинга с РСА-БОС
В процессе психотренинга с РСА-БОС в основной группе выявлена реструктуризация биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга. Показано, что среднее значение дельта-активности в точках Fp1, Fp2 снизилось с 18,3 ± 4,4 до 11,2 ± 3,1 % (р < 0,05). В затылочных отведениях дельта-активность снизилась с 4,6 ± 2,5 до 1,9 ± 1,3% (р < 0,01). В диапазоне альфа-ритма значительный рост интенсивности обнаружен в затылочных отведениях — с 42,6 ± 11,0 до 68,0 ± 11,2% (р < 0,05). Обнаружен прирост интенсивности альфа-ритма в лобных отведениях: с 35,5 ± 6,4 до 44,7 ± 10,4% (р < 0,05). Достоверное снижение бета-активности было зарегистрировано в затылочных отведениях — с 46,7 ± 9,0 до 18,6 ± 7,8% (р < 0,05) и в лобных отведениях 26,7 ± 9,5 до 21,0 ± 7,7 (р < 0,01). В лобных отведениях тета-ритм возрастал с 23,4 ± 4,2 до 26,6 ± 4,6 (р < 0,02), в затылочных областях, напротив, уменьшался с 17,2 ± 5,6 до 14,2 ± 3,8 (р < 0,05). Уровень межполушарной асимметрии БЭА мозга, оцененный по разнице периодограмм ЭЭГ справа и слева, уменьшился с 34,4+4,8 до 11,2+ 1,3 в лобных отделах и с 31,5 ± 14,0 до 10,7 ± 3,2 в затылочных отделах головного мозга
Приводим примеры реорганизации паттерна ЭЭГ в процессе тренинга с РСА-БОС (рис. 2-5).
В контрольной группе в первом и втором обследовании оставался выраженным бета-ритм преимущественно в лобных отделах мозга (от 42,5 до 48,3). Интенсивность других ритмов изменялась недостоверно.
Установлено, что у подростков, не занимающихся спортом (контрольная группа) зрительные нарушения оказывают значительное влияние на весь ход личностного развития. У подростков с сенсорной депри-вацией, имеющих наследуемые психопатии и акцентуации, а также выросших в неблагополучных семьях, в пубертатном периоде формируются патохаракте-рологические черты личности, социальная дезадаптация, развивается поведение выученной беспомощности. Таким образом, на повторяющиеся конфликты в ЦНС компенсаторно развиваются на бессознательном уровне «незрелые» механизмы психологической защиты, которые характеризуются ригидностью и имеют высокий фактор риска к развитию деструктивного поведения, алкогольной и наркотической зависимости. Симпатотонический тип регуляции ВНС, выявленный при исследовании вегетативной реактивности в контрольной группе, по данным литерату-
ры, имеет высокую вероятность к развитию сердечнососудистых заболеваний, неврозов.
Показано, что после курса с РСА-БОС все подростки основной группы отмечали улучшение самочувствия и настроения, снижение уровня тревоги. Приобретенный ими навык комфортного состояния позволял им осознанно использовать его при ухудшении самочувствия. Основная цель проводимого курса с БОС у спортсменов, занимающихся спортом, состояла в умении использовать навык релаксации в соревновательном периоде. Проверка толерантности к стрессу проводилась нами в условиях моделирования стартового состояния.
Проверка устойчивости навыка психологической защиты в условиях стрессовой ситуации
На завершающем этапе выработки навыка комфортного состояния нами применялось моделирование конфликтной ситуации. С этой целью предварительно устанавливались кардиодатчики и электроды ЭЭГ для регистрации функционального состояния. Затем давалась инструкция идеомо-торного представления стартовой ситуации. После счета от 1 до 3 дается команда «Старт». Спортсмен по команде мысленно воспроизводит необходимый паттерн движения, при этом сохраняя навык релаксации, выработанный в процессе тренинга. В этих условиях на ЭЭГ в передних отделах мозга в течение 20 с регистрируется повышение активности бета-ритма, снижается амплитуда альфа-активности, а данные ЧСС показывают увеличение ритма на 40 %. По истечении 20 с отмечается снижение ЧСС до исходного уровня, на ЭЭГ регистрируется увеличение альфа-ритма, подавление интенсивности бета-ритма.
Таким образом, достижение высокого спортивного мастерства и устойчивое сохранение выработанных двигательных навыков у спортсменов оказывается реальным в условиях целенаправленной коррекции двигательных координаций и одновременно формирование осознанных навыков психологической защиты к стрессу на основе метода адаптивной саморегуляции состояния с БОС. Успех во многом также зависит от согласованности действий психолога, педагога, тренера.
заключение
Показано, что у подростков с нарушением зрения ведущим в процессе адаптации сохраняется зрительный анализатор. Об этом свидетельствуют результаты анализа когнитивной сенсомоторной нагрузки на акустические и зрительные стимулы, данные о реорганизации паттерна ЭЭГ в процессе адаптивной тренировки с БОС, а также использо-
А
Fp1
100 80 60 40
Fp2
0,03 0,06 0,04 0,02
1 1 =p1 i
1 1 ■ i
1 1 ' I ' 1 1 I 1 i i i
1 V |\у\н i i i ■
Г 1 г1 J 1 i i ■ i i
0,08--
0,06
0,04--
0,03
0,06--
0,02
i i i i ---г 1 I i Г Ч i i i i i i k 1 1 D1Í i ■
1 i i 1 1 1 1 1 1 i i i
|| 1 11 1 i ■ i
Ji 11 [i ■ - г г Г 1 i L } i i iy 1 1 ■ ■ ■ i
| | i i
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80
0,08-
0,06
0,04
g beta | alfa
teta
delta
i i i i i i i i 1 I i i I fpi
i i i i i i I i I i i I
i i i i i i i i 1 i i I i i
in J1 fl Í 1 i i i i i i i I i I i I
I 1 L 1 _ I Ч р-н I i
0 5 10 1 52 0 2 5 3 0 3 5 40 45 5 0 5 5 60 6 5 70 7 5 8
I I I i i i i 1 I I I i i 02 i
1 I 1 i i i i i i
'Ti i i i i
Л ji 11 11 , i I I i i I i i i
|i 1 V |
о beta | alfa | teta | delta
Б
Динамика периодограмм биоритмов ЭЭГ в
Инд. %:Ь=26 а=35 1=23 с1=16 Асимм.=34%: а=9 Ь=51=6 d=5 Ргпах= 357 Гц N=2506
Инд. %: ЬН7 а=38 t=1Ü 6=4 Асимм.=31 %: а=4 Ь=121=2 d=1 Fmax= 31,3 Гц N=8502
: БАК и ниже количественная их оценка
Инд. %: Ь=26 а=32 1=23 с!=18 Асимм.=34%: а=9 Ь=51=6 d=5 Ргпах= 35,7 Гц N=1663
Инд. %\ Ь=33 а=50 1=12 d=5 Асимм.=31 %: а=4 Ь=121=2 d=1 Fms«= 31,3 Гц N=6040
■ Рисунок 2. ЭЭГ пациента Жени, 16 лет, первое обследование (основная группа). А — Динамика спектров мощности биоритмов ЭЭГ (в области альфа- (верхняя, или 1-я кривая), бета- (2-я по порядку кривая), тета- (3-я кривая) и дельта-активности (4-я кривая). По оси абсцисс — время, сек; по оси ординат — индекс мощности биоритмов ЭЭГ в процентах. Б — Динамика периодограмм биоритмов ЭЭГ в процессе БАК и ниже количественная их оценка
вание остаточного зрения в повседневной жизни и при тренировке. Применение адаптивной саморегуляции в условиях РСА-БОС показало большую эффективность проведенного курса у юношей-
спортсменов с ваготоническим типом вегетативной регуляции по сравнению с контрольной группой.
У подростков, занимающихся спортом, в ходе процедур с РСА-БОС происходит нормализация
Инд. %: Ь=20 а=44 (=24 с1=13 Асимм.=9%: а=2 Ь=1 (=2 6=2 Ртах= 10,0 Гц N=6063
Инд. Ь=19 а=72 1=9 с1=1
Асимм.=8%: а= 3 Ь=2 (=1 d=0
Ртах= 10,0 Гц N=9547
■ Рисунок 3. Пациент Женя, 16 лет. Второе обследование
БЭА головного мозга, которая выражается увеличением индекса альфа-ритма, достоверном уменьшении мощности бета- и тета-ритмов в передних отделах мозга, снижением уровня межполушарной асимметрии. Положительная динамика БЭА головного мозга приводила к оптимизации когнитивных процессов, в частности функции внимания, по дан-
Инд. %: Ь=19 а=43 (=26 с!=11 Асимм.=9%: а=2 Ь=1 (=2 d=2 Ргпах= 10,0 Гц N=6204
Инд. %:Ь=16 а=74 1=9 d=1 Асимм.=8%: а=3 Ь=2 d=0 Ртах= 10,0 Гц N=9112
(после курса РСА-БОС). Обозначения те же, что и на рис. 2
ным улучшения показателей сенсомоторной реакции на аудио- и визуальные стимулы (уменьшения латентного периода и ошибок пропуска значимых стимулов), в снижении уровня тревожности.
Установлено, что в условиях систематического тренинга произвольной регуляции состояния с РСА-БОС вырабатывается устойчивый навык пси-
Инд. %: Ь=38 а=27 (=22 Ь=13 Асимм =21%: а=4 Ь=4(=2 а=3 Ртах-31.3 Гц N=4545
Инд. %:Ь=40 а=45 (=12 d=3 Асимм.=18%: а=4 Ь=Б г=2 Ь=1 Ртах= 31,3 Гц N=5860
Инд %: Ь=42 а=31 (=20 Ь=7 Асимм =21 %: а=4 Ь = 4 (=2 Ь=3 Ртах= 31,3 Гц N=5458
Инд. %: Ь=32 а=53 (=12 d=3 Асимм.=18%: а=4 Ь=5 (=2 d=1 Ртах= 10,4 Гц N=5323
■ Рисунок 4. Пациент Саша, 15 лет. Первое обследование
хологической защиты к стрессогенным воздействиям, формируется осознанная копинг-стратегия поведения, которая позволяет сохранять навык релаксации (по данным ЧСС и ЭЭГ) в условиях моделирования — идеомоторного представления предстартового состояния.Таким образом достигалась основная цель проводимого курса — обучиться
онтрольная группа). Обозначения те же, что и на рис. 2
владеть собой для взвешенного принятия решения в ситуации стресса. Все подростки основной группы отмечают, что после проведенного курса с РСА-БОС у них заметно уменьшился уровень тревожности, исчез страх перед экзаменом, в соревновательном периоде.Уверенность в себе,умение своевременно концентрировать внимание на фоне
А
Инд. %: Ь=43 а=28 1=18 d=10 Асимм.=23%: а=2 Ь=6 1=2 d=3 Ртах= 31,3 Гц N=7922
Инд. %: Ь=32 а= =45 1= 19 d=4
Асимм.=31 %: а= =5 d=1
Ртах= 35,7 Гц N =7541
Инд. %: Ь=51 а=29 1=1 5 d=6 Асимм.=23%: а=2 Ь=61=2 d=3 Ртах= 31,3 Гц N=9404
Инд. %:Ь=22 а= =68 1= 8 d=2
Асимм.=31 %: а= =16 Ь= 4t=5d=1
Ртах= 10,9 Гц ы= 7724
■ Рисунок 5. Пациент Саша,15 лет. Второе обследование. Обозначения те же, что и на рис. 2
приобретенного ранее навыка релаксации позволили им более успешно выступать на соревнованиях.
Таким образом, у спортсменов после проведенного курса психотренинга с РСА-БОС осознанно
формируется устойчивый навык психологической защиты к стрессу.
Благодаря пластичности ЦНС у подростков основной группы при своевременной тренировке сохранных органов чувств оказывается возможным
не только нивелировать дефицит зрения, но и совершенствовать новые двигательные программы в спорте, достигая высокого профессионального уровня.
Литература
1. Аверьянов Г. Г. Лечение тревожно-фобических расстройств невротического регистра с использованием метода биологической обратной связи // Биол. обратная свзяь. — 2001. — № 1. — С. 17-20.
2. Азарян Р. Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. — 1984. — № 6. — С. 53-59.
3. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. — М.: Педагогика, 1983.
4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
5. Зислина Н. Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
6. Константинов К. В., Мирошников Д. Б., Трушина В. Н. Непроизвольная саморегуляия функционального состояния ЦНС в методе ЭЭГ-акустической коррекции // Количественная ЭЭГ и нейротерапия. Мат. Всерос. науч.-практ. конф. — СПб., 2007. — С.47.
7. Сороко С. И., Мусуралиев Т. Ж., Комаровер И. Н. Коррекция нервно-психических дизадаптационных нарушений с помощью метода функционального биоуправления с ЭЭГ-обратными свзями // Физиол. человека. — 1995. — Т. 21, № 6. — С. 14-28.
8. Федотчев А. И. Стресс, его последствия для человека и современные нелекарственные подходы к их устранению // Успехи физиол. наук. — 2009. — Т. 40, № 1. — С. 77-91.
9. Яковлев Н. М., Свиридова И. А. Особенности произвольного управления с ЭЭГ-БОС в лечении подростков с наркоманией в остром периоде // Биол. обратная связь. — 2001. — Т. 3, № 4. — С. 2-7.
10. Яковлев Н. М., Косицкая З. В. Пинчук Д. Ю. Мохови-кова И. А., Русановский В. В., Русановский Г. В. Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного функционального лечения // Психофармакол. и биол. наркол. — 2005. — № 2. — С. 957-963.
11. Allen Y. K., Blanchard E. B. Biofeedback-basedstress management training with a populanion of business managers // Biofeedback and Self Regulation. — 1980. — Vol. 5, № 4. — P. 427-438.
12. Shapiro D., Surwit R. Learned control of physiological function and disease // Mind/body integration. — New York; London: Plenum Press, 1979. — P. 7-46.
FORMATiON OF A STABLE HABiT OF PSYCHOLOGiCAL DEFENSE iN TEENAGER SPORTSMEN WiTH DiSTURBED ViSiON USiNG A FEED BACK ADAPTiVE SELF-REGULATiON METHOD ON RESPiRATORY SiNUS ARRHYTHMiA (FBASR-RSA)
N. M. Yakovlev, V. V. Kustov, M. M. Yakovlev, P. D. Shabanov
♦ Summary: A conscious behavior coping strategy on stress has been developed in teenager sportsmen with disturbed vision in conditions of psychological training by means of a feed back adaptive self-regulation method using respiratory sinus arrhythmia (FBASR-RSA).
♦ Key words: teenagers with disturbed vision; sport; habit of diaphragmal respiration; feed back adaptive self-regulation (FBASR); central nervous system; temporary connection; defense to stress.
♦ Информация об авторах
Яковлев Николай Михайлович — доктор медицинских наук, Yakovlev Nikolai Mihkailovich — Doctor of Med. Sci. (Phisiology),
профессор, ведущий научный сотрудник НИИ эксперименталь- Professor, Leading Researcher, IP Pavlov Dept. of Phisiology, In-
ной медицины СЗО РАМН, 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. stitute of Experimental Medicine, NWB RAMS, 12, Acad. Pavlov
Павлова, 12. E-mail: [email protected]. street, St.Petersburg, 197376. E-mail: [email protected].
Кустов Владимир Владимирович — преподаватель. Школа №1 для слепых им. К. Грота, Санкт-Петербург, ул. Шаумяна, 44. E-mail: [email protected].
Яковлев Михаил Михайлович — учащийся Школы № 1 для слепых им. К. Грота, Санкт-Петербург, ул. Шаумяна, 44. E-mail: [email protected].
Шабанов Петр Дмитриевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, акад. Лебедева, 6, Санкт-Петербург, 194044. E-mail: [email protected].
Kustov Vladimir Vladimirovich — Teacher, K. Grot School #1 for Blind Children, 44, Shaumyana street, St.Petersburg. E-mail: [email protected].
Yakovlev Mikhail Mikhailovich — Fellow, K. Grot School #1 for Blind Children, 44, Shaumyana street, St. Petersburg E-mail: [email protected].
Shabanov Petr Dmitrievich — Doctor of Med. Sci. (Pharmacology), Professor and Head, Dept. of Pharmacology, Military Medical Academy, St. Petersburg, 194044, Acad. Lebedev street, 6; Russia E-mail: [email protected].