Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ / СЕМЕЙНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касумова Банати Солт-Ахмедовна, Барахоева Жанна Мустафаевна, Арсакаева Хапта Салтмуратовна

В статье рассматривается процесс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет в семейной среде. Задачей развития эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника автор видит в решении не только дошкольной образовательной организацией, но и семьей. Подчеркивается роль эмоционального интеллекта в жизни человека: отвечает за успешную социализацию в обществе и в личной жизни, за профессиональную успешность. Важность эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, о чем говорят научные исследования, доказывающие данное утверждение. Показано значение эмоционального контакта с родителями до десяти лет, которое оказывает значимое влияние на развитие и последующую жизнь ребенка. Автор приходит к выводу, что формирование эмоционального интеллекта ребенка процесс длительны, которым занимаются на протяжении нескольких лет педагоги, психологи, воспитатели и главные близкие ребенка люди - мамы и папы, бабушки дедушки, другие люди, окружающие ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касумова Банати Солт-Ахмедовна, Барахоева Жанна Мустафаевна, Арсакаева Хапта Салтмуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN 5-7 YEARS OLD IN A FAMILY ENVIRONMENT

The article discusses the process of development of emotional intelligence of children aged 5-7 years in a family environment. The author sees the task of developing the emotional intelligence of a preschool child in solving not only a preschool educational organization, but also a family. The role of emotional intelligence in human life is emphasized: it is responsible for successful socialization in society and in personal life, for professional success. The importance of emotional intelligence lies in the fact that managing emotions is a skill that can be learned and developed, as evidenced by the scientific studies that prove this statement. The importance of emotional contact with parents up to ten years is shown, which has a significant impact on the development and subsequent life of the child. The author comes to the conclusion that the formation of a child's emotional intelligence is a long-term process, which has been engaged in for several years by teachers, psychologists, educators and the main people close to the child - moms and dads, grandparents, other people surrounding the child.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ»

а) погрузить студентов в проблему проекта, ориентируясь на её реализацию с помощью сбора вероятностных или статистических данных, сформулировать студентам тему проекта и, при необходимости, конкретизировать её;

б) привести студентам пример, который может послужить сценарием проекта и мотивацией для студентов;

в) поставить цель и задачи, установить процедуры и критерии оценки проекта и формы его представления, определить сроки реализации проекта, ведь проекты по теории вероятностей требуют сбора данных в течение нескольких дней, часов, а то и недель.

Если учащиеся не имеют достаточного опыта в данной деятельности, то следует подготовить письменные рекомендации школьникам по выполнению проекта (требования, сроки, график, консультации и т.д.). Также это необходимо использовать если преподаватель делает это впервые или у него мало опыта.

Преподаватель может рекомендовать формы презентации проекта, показав студентам возможные варианты презентаций и карточки (алгоритм) защиты проекта. Например, это может быть реализовано с помощью диаграммы SmartArt, чтобы учащиеся могли поэтапно проработать каждый шаг защиты проекта.

Памятка защиты проекта:

1. Представиться (назвать свое имя и фамилию, какую творческую группу представляете, назвать состав данной группы, назвать тему проекта, какую роль исполнял каждый); Какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа по реализации проекта;

2. Актуальность и применение выполненной работы;

3. Пути решения проблемы (сколько идей и каких было, на каких идеях остановились, как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменения, назовите причины возникновения этих изменений);

4. Время, место и роль участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, на что была похожа в целом ситуация проекта: на игру, приключение, работу и т.д., описать поведение в работе с группой каждого участника проекта).

Работа над проектом: организационно-деятельностный. На данном этапе рекомендуется:

а) сформировать проектные группы и проконтролировать распределение в них обязанностей;

б) составить план деятельности по достижению задач, поставленных в проекте;

в) контролировать правильный сбор статистических данных, напомнить, как составлять таблицы, диаграммы или гистограммы. Проверяет анализ работы, дает рекомендации.

На презентационном этапе рекомендуется:

Проверить правильность составления таблиц, диаграмм или гистограмм, а также верный подсчет вероятности.

При реализации данного этапа учителю следует донести (возможно, повторно) до школьников корректно сформулированные критерии оценки проектов. В критериях оценки проекта должны быть представлены не только внешние характеристики презентации проекта, но и наполняемость математическим содержанием разработанного проекта, а также соответствие реализации результата проекта поставленным цели и задачам.

Рефлексия (подведение итогов, контроль полученных результатов, самооценка).

На данном этапе рекомендуется:

а) обобщить и резюмировать полученный результаты групп участников и каждого школьника отдельно;

б) подвести итоги, провести конструктивный анализ выполненной работы.

Педагогу следует провести рефлексию. Если у педагога остается время, то он может провести рефлексию в форме дискуссии. Если времени на подробное оценивание недостаточно, можно составить небольшую анкету проекта для каждого из учащихся.

Выводы. Метод проектов является одним из активно применяемых методов обучения в современной системе образования. Студенты, участвуя в проектах, проделывают колоссальную работу, которая длится на протяжении нескольких занятий. Начинают свою работу со сбора и анализа данных, после чего переходят к построению таблиц, диаграмм и гистограмм. Только потом переходят к сути проекта. Защищают проект, анализируют и проводят рефлексию.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.

2. Баландина, И. Стохастическая линия в средней школе: начнем с анализа / И. Баландина // Математика. - 2009. -№14. - С. 12-19.

3. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. - М.: Дрофа, 2017. - 160 с.

4. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методик начального образования Касумова Банати Солт-Ахмедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования Барахоева Жанна Мустафаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет в семейной среде. Задачей развития эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника автор видит в решении не только дошкольной образовательной организацией, но и семьей. Подчеркивается роль эмоционального интеллекта в жизни человека: отвечает за успешную социализацию в обществе и в личной жизни, за профессиональную успешность. Важность эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, о чем говорят научные исследования, доказывающие данное утверждение. Показано значение эмоционального контакта с

родителями до десяти лет, которое оказывает значимое влияние на развитие и последующую жизнь ребенка. Автор приходит к выводу, что формирование эмоционального интеллекта ребенка процесс длительны, которым занимаются на протяжении нескольких лет педагоги, психологи, воспитатели и главные близкие ребенка люди - мамы и папы, бабушки дедушки, другие люди, окружающие ребенка.

Ключевые слова: развитие, эмоциональный интеллект, дети, семейная среда, педагог, социальный интеллект.

Annotation. The article discusses the process of development of emotional intelligence of children aged 5-7 years in a family environment. The author sees the task of developing the emotional intelligence of a preschool child in solving not only a preschool educational organization, but also a family. The role of emotional intelligence in human life is emphasized: it is responsible for successful socialization in society and in personal life, for professional success. The importance of emotional intelligence lies in the fact that managing emotions is a skill that can be learned and developed, as evidenced by the scientific studies that prove this statement. The importance of emotional contact with parents up to ten years is shown, which has a significant impact on the development and subsequent life of the child. The author comes to the conclusion that the formation of a child's emotional intelligence is a long-term process, which has been engaged in for several years by teachers, psychologists, educators and the main people close to the child - moms and dads, grandparents, other people surrounding the child.

Key words: development, emotional intelligence, children, family environment, teacher, social intelligence.

Введение. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, существенно изменили жизнь детей и их родителей: детство стало менее «эмоционально благополучным», увеличилось количество детей с эмоциональными проблемами, отмечается снижение уровня социальной компетентности и трудности освоения навыков человеческих чувств и управления эмоциями; снизился воспитательный потенциал семьи и усложнилась вся система взаимодействия родитель-ребенок. В семье приобретается первичный эмоциональный опыт, закладываются основы будущей эмоциональной и социальной жизни ребенка.

Актуальность изучения эмoционального интeллекта обусловлена важной ролью эмоциональных представлений и эмоциональной регуляции в психосоциальном и личностном развитии младших школьников: становлении отношений со сверстниками, значимостью понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других, развития процессов саморегуляции и управления эмоциями для успешного разрешения конфликтных ситуаций в школе. Адаптивная и ресурсная функция EQ открывает перспективу его исследования как фактора становления личности.

Уже давно доказано учёными разных стран, в том числе, России, что младший школьный возраст является сeнзитивным териодом для формирования эмоционального интеллекта (В.П. Кузьмищева, Е.И. Изотова, Степанова М.В., Смирнова Е.О., Ю.С. Ершова, Е.С. Кузнецова).

Изучению особенностей эмоционального развития и эмоционального самочувствия младших шюльников посвящены работы Е.В. Белинской, О.В. Хухлаевой, Н.П. Локаловой, М.В. Корепановой, С.Г. Якобсон. Проблема изучения элементов эмоционального интеллекта и его становления у детей младшего шюльного вoзраста представлена в работах Е.И. Изотовой, М.А. Кузьмищевой, Е.С. Кузнецовой, М. Нгуен, Д.М. Рыжова.

Однако, пути формирования и развития эмоционального интеллекта у шюльников младших классов с учетом типа детско-родительских отношений мало изучена. В настоящее время существует противоречие между социальной значимостью развития эмоционального интеллекта младших школьников из семей с различными типами детско-родительских отношений и недостаточностью разработанности этой проблемы в литературе.

Задача развития эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника решается не только дошкольной образовательной организацией, но и семьей. Родители и другие члены семьи играют важную роль в организации воспитания, охраны и укрепления здоровья детей, становления позитивной социализации детей. Родителям отводится главная роль в развитии базовых психоэмоциональных характеристик детей дошкольного возраста. Семейному воспитанию ребенка принадлежит ведущее место в формировании мировоззрения ребенка, становлении его социальной компетентности, основой которой выступает эмоциональный интеллект.

Изложение основного материала статьи. В психологической науке с конца 90-х годов несколько подходов рассмотрения представлений о сущности эмоционального интеллекта, его структурной организации, детерминации развития как в отечественных, так и зарубежных психологических школах, и направлениях.

Предпосылки изучения эмоционального интеллекта в зарубежной психологии связаны с работами английского ученого (Ч. Дарвина), посвященными исследованию эмоциональной экспрессии в процессе развития адаптационных процессов у животных и человека; разработкой концепции множественного интеллекта (Г. Гарднера), в которой выделение внутриличностного и межличностного разновидностей интеллекта, - легли в основу современных подходов к исследованию проблемы эмоционального интеллекта.

В психологии популяризаторами идеи ЭИ являются: Дэниел Гоулман, Майер Сэловей, Дэвид Карузо, Саймон Бар-Он. На современном этапе существует множество определений «эмоционального интеллекта». Во всех говорится об эмоциях своих и другого человека, умении эти эмоции определять, оценивать, контролировать, управлять и выражать по отношению к другим людям или предметам.

Эмоциональный интеллект одаренного ребенка, сформированный на высоком уровне в детском возрасте, повышает его шанс быть заметным взрослым в дальнейшей жизни. Творческому ребенку необходимо умение работать в творческом коллективе, т.к. современные тенденции говорят об успешности творческих коллективов. В прошлом столетии креативность, творчество было уделом индивидуалистов. На сегодняшний день это утверждение живет, хотя ситуация сильно поменялось, можно сказать на сто восемьдесят градусов. Коллективное творчество и креативность становятся значимыми задачами современного мира [5, С. 74].

К факторам развития эмоционального интеллекта он относит как темпераментально обусловленные характеристики (скорость переработки информации и степень эмоциональной чувствительности), так и психологические особенности личности (ценностно-смысловая сфера, общая направленность личности и когнитивные особенности). В рамках теоретического подхода Д.В. Люсина [2] также разработана классификация видов эмоционального интеллекта, учитывающая как биологические, так и социальные факторы его развития.

Мы узнаем о понятии практического интеллекта, в которое входит интуиция, мудрость и другие понятия, расширяем диапазон тестируемых личностных свойств, включив их в эмоциональную сферу ребенка.

Важность эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, о чем говорят научные исследования, доказывающие данное утверждение.

Взаимосвязь между эмоциональным развитием ребенка и стилем родительского воспитания является очень важным фактором. Определение типа отношений в семье говорит о способах решения конфликтов и противоречий, а также о методах решения конфликтных ситуаций между участниками воспитательного процесса.

Если дети недополучили родительской любви, то они становятся дерзкими, озлобленными, замкнутыми, неуживчивыми в коллективе, застенчивыми.

В случае воспитания ребенка в атмосфере чрезмерной любви он проявляет чувства изнеженности, эгоизма, озлобленности, черствости к переживанию других людей, избалованности, зазнайства и лицемерия.

Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в отечественной' психологии восходит к работам, прежде всего отечественных психологов классиков (Л.С. Выготского А.Н. Запорожеца, М.И. Лисиной), где подчеркивается ведущая роль взрослого в эмоциональном развитии ребенка, причем динамика развития родительского отношения в зависимости от стадии онтогенеза качественно преобразуется, что проявляется в замещении личностного начала предметным - требования по мере взросления ребенка усиливаются.

В теории привязанности (Л.И. Божович) анализируется взаимосвязь материнского отношения с самосознанием, эмоциональными особенностями и становлением субъективного опыта ребенка. Исследователь также выявляет психотравмирующие последствия дефектов материнского отношения, стиля воспитания ребенка (такие как противоречивость или непоследовательность требований; равнодушие и «вседозволенность»; тревожность или директивный стиль воспитания; эмоциональная дистанция; сравнение с «эталоном», который идет не в пользу ребенка и др.).

С учителем всегда проще проходить неизвестный материл, чем самому изучать давно изученный другим человеком, происходит потеря дорогого времени. В причинах возникновения эмоций нам помогает образ кувшина, который использует Юлия Борисовна, автор «Кувшина эмоций» В. Сатир. В верхней части кувшина, у самого края, автор помещает агрессию, злобу, гнев, самые неприятные эмоции человека, которые называют разрушительными эмоциями. Происходит разрушение здоровья и психики как проявляющего эти эмоции человека, так и других людей, которым их высказывают. Такие проявления являются причинами конфликтов. Они помещаются в первую часть кувшина. Каждый в своей жизни встречался с этими проявления в виде ссор, драк, оскорблений, наказаний, обзывания и других проявлений.

Чувства боли, обиды, страха и досады помещаются во вторую часть кувшина: под гневом, агрессией и т.д. Чувства второй части кувшина - страдательные, в них присутствует маленькая и большая доля страданий. О них, как правило, молчат, их не высказывают, а очень часто и скрывают. Иногда человек и сам не осознает чувства, в другой раз боится показаться слабым, быть униженным. Бывает, что испытывает злость, а сам не понимает почему? Скрывать свои чувства нас учили в детстве. «Не реви, лучше научись давать сдачи», учит ребенка отец, которого самого так учили.

Рассмотрению специфики эмоционального развития ребенка в контексте проблемы детско-родительских отношений посвящено диссертационное исследование Ю.А. Лаптевой [2], определяющей эмоциональное развитие «как процесс последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований эмоциональной сферы, специфических и необходимых для определённого этапа онтогенеза». Эмоциональное развитие выступает в тесном переплетении когнитивным, психосоциальным и «частью» единого процесса психического развития детей.

Как пишет Ю.А. Лаптева, эмоциональное развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза формируется в процессе общения с родителями или лицами, их замещающими посредством проявления их любви, заботы, поддержки в процессе совместной деятельности, подкрепления инициативы ребенка и демонстрацией своего положительно-эмоционального отношения к нему.

И.Ю. Кулагина [2] отмечает, что формирование вышеперечисленных' новообразований эмоциональной сферы детерминировано характером развития детско-родительских отношений, направленностью родительских установок и наличием у ребенка опыта определения своего и чужого эмоционального состояния, понимания причин возникновения этих эмоций и даже прогнозирования последствий. По мнению Н.Н. Смирновой [4], процесс формирования и эмоционального развития младших школьников обусловлен следующими факторами: уровнем осведомленности об эмоциях (насколько семантически развиты представления ребенка об эмоциональном мире другого человека); личным опытом эмоционального взаимодействия с близким окружением; стилем' воспитания в семье; качеством и уровнем организации познавательной деятельности по развитию представлений об эмоциях в рамках учебной деятельности; конкретными умениями и навыками определять содержание эмоций; когнитивными, личностными и волевыми характеристиками самих детей, персональным опытом ребенка; способностью осознавать и регулировать' собственные эмоциональные реакции.

Самооценка закладывается достаточно рано в детстве, в семье. Отношение родителей формирует отношение к себе как к личности. Если они терпеливы к недостаткам и промахам, если они понимают и принимают малыша, тогда он вырастет с положительным отношением к себе. При другом отношении с критикой и муштрой, у ребенка самооценка падает. Ребенок узнает, какой он из слов близких и из отношения к нему его близких. Среда вокруг него формирует его представление о себе. Ребенок добивается положительного отношения к себе, можно сказать борется, постоянно ищет. Это и есть основа психологического выживания. Эти эмоции закладываются в детстве и формируют всю последующую жизнь уже взрослого человека. Миссия семьи освещена и прописана принципами, дающими возможность развития, способствующими долгой жизни семьи со своим стержнем общее виденье и общие ценности, нахождение индивидуальных ценностей в гармонии с семейными ценностями.

Навык имеет широкое применение для разных категорий конкретной личности, группы единомышленников, организаций и семей, движение всех этих категорий становиться эффективными, если обозначена конечная цель.

Данное издание можно назвать практическим пособием, т.к. в нем приведены яркие примеры, разработаны принципы, последовательность действий для практической части выработки определенных навыков. Четкие определения возможных ресурсов, спланирована отчетность и определение конкретных дат выполнения. Приведены последствия, как позитивные, так и негативные возможности, перечислены различные формы поощрений: материальные, финансовые вознаграждения, премии, моральные поощрения. В конце каждого навыка дается практическое задание для закрепления изученного материала.

Хочется отметить весомый вклад, внесенный в изучение развития детской эмоциональности, чувствительности внесли авторы, как Выготский Л.С. педагог психолог изучал эмоциональное развитие детей [1, С. 25].

Развитие высших чувства - эстетических, моральных, нравственных (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости) также активно формируются в младшем школьном возрасте под влиянием педагогических воздействий и семейных установок. Хотя неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений также характерны для младшего школьника.

Развитие ребенка позволяет ему чувствовать себя комфортно и уверенно и учится преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. Работа обращает внимание родителей на создание фундамента счастья и благополучия в жизни ребенка, обучает родителей умению создать нужное эмоциональное состояние комфорта, уверенности, благополучия.

Все перечисленные качества присущи людям с высоким развитым эмоциональным интеллектом. Они способны быстро оценить ситуацию и суметь подстроиться под неё, найти в себе силы, начать путь заново. После провала или очередного

экономического кризиса сохранить эмоциональное и физическое здоровье, не поддавшись стрессу, а также иметь полезные контакты и поддержку друзей и близких, чтобы не только выжить, а в дальнейшем добиться самых высоких результатов. Эмоциональный интеллект можно развить и добиться значимых успехов.

Занимаясь с детьми по развитию эмоциональной чувствительности, взрослые сами многому учатся, а результатом обучения будет высокая успешность ребят, честные и доверительные отношения. В результате эмоционального воспитания будут получены следующие результаты: развитие эмоционального интеллекта ребенка, особые отношения между родителями и детьми. Мотивация, идущая от доверия и уважительного отношения, дает возможность неукоснительного соблюдения ребенком установленных правил. Дети в целом ведут себя лучше, появляется возможность договориться с ним в любой ситуации. Родительский авторитет укрепляется, ребенок готов следовать правилам поведения, установленным в семье. Освещен вопрос, почему надо развивать ЭИ с раннего детства.

Дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, получают лучшие оценки. Желание учиться у них выше, чем у других детей. Они реже болеют, крепче физически, среди таких детей практически нет «трудных» детей. Такое воспитание учит детей обуздывать порывы, сначала думать, а потом действовать. Разумное и сознательное поведение дает возможность преодолеть большинство проблем подросткового возраста. Важную, определяющую роль семьи в эмоциональном воспитании ребенка и условия, необходимые для доверительных отношений создают родители, бабушки и дедушки, в редких случаях такие отношения складываются между братьями и сестрами при условии, что они старше ребенка более чем на десять лет.

Эмоциональное воспитание - процесс спонтанный и ситуационный, работает только в момент возникновения и в контексте с конкретной ситуацией, поэтому требует нахождения рядом с ребенком, закладывает свое понимание добра и зла, мировоззрения, ценности. Параллельно воспитываются качества: честность, открытость в общении с родителями, умение правильно вести себя с другими людьми. Для ребенка эмоции - мир его реальности, в которой кипит жизнь, и которой требует от семьи надежной защиты и опоры.

Внимание к собственным эмоциям, выражение их вслух, уважительное отношение к переживаниям ребенка, принятие и любовь помогут достичь наилучших результатов. Делиться своими чувствами - значит доверять. Поддерживайте ребенка всегда, в начинаниях и успехах. Также он нуждается в особой поддержке при проблемах и неудачах. Надо помочь, научить, показать путь, по которому ребенок может пройти и получить лучший результат. Обнимайте ребенка не меньше 4-6 раз в день. В повседневном общении используйте фразы: «Мне нравится с тобой разговаривать», «Я тебя люблю», «Как я соскучилась».

Культура эмоциональной жизни современного человека все меньше выделяется в образовании как отдельная, специальная задача, но важность выражения словами, мимикой, жестами, красками движения, продолжает быть архиважной в воспитании детей. Мы можем настроить другого человека на общение, совместную деятельность не пользуясь речью.

Выводы. Таким образом, формирование эмоционального интеллекта ребенка - дело длительное. Занимаются им на протяжении нескольких лет педагоги, психологи, воспитатели и главные близкие ребенка люди - мамы и папы, бабушки дедушки, другие люди, окружающие ребенка. Нужно отметить, что у каждого ребенка формируется эмоциональный интеллект, но если на него не воздействовать, то он будет низкий или средний. Основная задача высокого уровня эмоционального интеллекта ребенка - сделать счастливым его обладателя, успешным в общественной и личной жизни, профессионалом в будущем.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. - Т. 4 Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. - М. - 1984. - 265 с.

2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - Том 2. - М.; Педагогика, 1986. - 229 с.

3. Лексина, Е. Эмоциональный интеллект ребенка. Книга родителей / Екатерина Лексина. Правообладатель: ЛитРес: Самиздат - 2019. - 110 с.

4. Рубинштейн, С.Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 52 с.

5. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / под научной ред. проф. А.И. Савенкова. - Издательство: Генезис, 2010. - 440 с.

6. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2003. - 208 с.

Педагогика

УДК 376

младший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Кательсон Татьяна Александровна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. Предметом исследования в данной статье являются особенности проявления эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольников с проблемами развития. В основу гипотезы положено предположение о взаимозависимости особенностей выраженности эмпатии младших дошкольников группы риска, отстающих в усвоении программы образовательного учреждения от их задержки в общем психическом развития в сравнении со сверстников с нормативным развитием. Теоретическая основа материала опирается на научные работы в области общей и специальной психологии и педагогики по проблеме исследования. В представленной диагностической части эксперимента определяются актуальные возможности проявления эмпатии у детей данной категории. Анализ количественных и качественных показателей обозначил имеющиеся результаты выраженности социальной эмоции младших дошкольников с проблемами развития в сравнении с детьми, нормально развивающимися сверстниками. Диагностические результаты развития эмпатии младших дошкольников опираются на критерии, признанные в общей и специальной педагогике и психологии. Количественные, статистические данные показали значимые развития проявления эмпатии детей четвертого года жизни группы риска в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием. Выявленные качественные характеристики обозначили особенности развития эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольником с проблемами развития и сделать следующие выводы. Проявление такой социальной эмоции как эмпатия у детей данной категории, показало ее незрелость, как на этапе когнитивности, так и в эмоциональной выраженности в игровом действии и осуществляется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.