Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ'

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТАРТАП / ENTREPRENEURSHIP ECOSYSTEM / STARTUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошенко Евгений Павлович

Применение экосистемного подхода в области развития предпринимательства может иметь применение как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных регионов. В рамках исследования автор работы идентифицировал регионы Российской Федерации, имеющие заметные на мировой арене результаты деятельности активно растущих компаний регионального малого бизнеса, так называемых стартапов. И провел документальный анализ опыта развития предпринимательства именно в этих регионах страны. На основании полученных данных сформированы предложения по совершенствованию предпринимательской деятельности на основании экосистемного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of entrepreneurship in the regions of the Russian Federation as a basis for creating successful startups

The application of the ecosystem approach to enterprise development can be applied both at the global level and at the level of individual regions. In the framework of the study, the author identified the regions of the Russian Federation that have significant results on the world stage of activity of actively growing small business companies, the so-called "startup". And the documentary analysis of the experience of business development in these regions of the country was conducted. On the basis of the obtained data, proposals for improving business activities on the basis of the ecosystem approach are formed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Развитие экосистемы предпринимательства

в регионах Российской Федерации

как основа создания успешных стартапов

Ерошенко Е.П. 1

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург,

Применение экосистемного подхода в области развития предпринимательства может иметь применение как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных регионов. В рамках исследования автор работы идентифицировал регионы Российской Федерации, имеющие заметные на мировой арене результаты деятельности активно растущих компаний регионального малого бизнеса, так называемых стартапов. И провел документальный анализ опыта развития предпринимательства именно в этих регионах страны. На основании полученных данных сформированы предложения по совершенствованию предпринимательской деятельности на основании экосистемного подхода.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экосистема предпринимательства, стартап

Development of entrepreneurship in the regions of the Russian Federation as a basis for creating successful startups

Eroshenko E.P. 1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Russia

Введение

В последние несколько лет исследователи активно изучают так называемые стартапы. В понимании ряда ученых, стартапы - это временные структуры, созданные для тестирования и увеличения масштабов предлагаемой на рынок бизнес-модели [1]. Другие авторы ассоциируют понятие стартапа именно с инновационной предпринимательской идеей и даже связывают этот термин напрямую с информационными технологиями [2] (Бопйатгпко, Ьагуа, 2015). Однако при любой трактовке важность для экономики такого явления, как стар-тапы, эмпирически доказана. С одной стороны, они создают рабочие места, и их активный рост способен кратно увеличить их количество [3]. Это обеспечивает занятость, в том числе и для молодого поколе-

Россия

АННОТАЦИЯ:

ния. С другой стороны, далеко не все стартапы способны пройти стадию становления и активного роста и сформировать на своей основе устойчивый бизнес. Это уже, в свою очередь, ставит под угрозу те самые потенциально создаваемые рабочие места. Однако экономический эффект от успешного стартапа значителен и проявляется в различных сферах: экономическом развитии и стабильности, социальных отношениях, престиже и политическом весе региона и государства и т.п. Об этом говорит сформированный международный опыт: достаточно большое количество стартапов, начиная с микропредприятий, выросли до международных компаний. Опыт таких организаций как Facebook, Apple, Uber, Yandex и многих других как раз доказывает это. Причем если посмотреть на возраст их создателей на этапе возникновения, то Facebook Марк Цукерберг основал в возрасте 20 лет. Стив Джобс создал свою компанию Apple также в 20 лет. Трэвис Каланик основал Uber в возрасте 32 лет после ряда неудачных попыток создания разного рода бизнесов. Создатель Yandex Аркадий Волож организовал самый популярный российский поисковик в возрасте 34 лет, хотя основной программный код системы был создан компанией CompTek, основанной им же еще в 1988 году в возрасте 25 лет. Эти данные могут свидетельствовать о том, что именно молодые люди предрасположены к созданию выдающихся стартапов, использующих современные технологии в основе своей деятельности. Одновременно молодежь является высокопотенциальной частью трудоспособного населения любой страны.

При этом далеко не все специалисты соотносят понятие стартап с технологическими новациями и его соответствие текущей стадии технологической революции.

ABSTRACT:_

The application of the ecosystem approach to enterprise development can be applied both at the global level and at the level of individual regions. In the framework of the study, the author identified the regions of the Russian Federation that have significant results on the world stage of activity of actively growing small business companies, the so-called «startup». And the documentary analysis of the experience of business development in these regions of the country was conducted. On the basis of the obtained data, proposals for improving business activities on the basis of the ecosystem approach are formed.

KEYWORDS: entrepreneurship ecosystem, startup

JEL Classification: L26, M13, R19 Received: 06.06.2019 / Published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Eroshenko E.P. (eperoshenko0gmail.com)

CITATION:_

Eroshenko E.P (2019) Razvitie ekosistemy predprinimatelstva v regionakh Rossiyskoy Federatsii kak osnova sozdaniya uspeshnyh startapov [Development of entrepreneurship in the regions of the Russian Federation as a basis for creating successful startups]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (2). - 123-134. doi: 10.18334/epp.9.2.40772

Технологический характер, по мнению Пола Грэмма (один из самых известных венчурных капиталистов), в принципе не является характеристикой стартапа1. Основная характеристика - это способность к быстром росту (4-7 % в неделю по ключевому показателю). Согласно данной логике, отсутствие привязки к использованию передовых достижений науки делает понятие стартапа схожим с понятием субъекта предпринимательства. Соответственно, стимулирование развития стартапов может приводить к развитию предпринимательства в целом.

Поддержка и развитие стартапов изначально (с 2000-х годов) были государственными функциями в Российской Федерации. И уже к 2013 году насчитывалось 170 венчурных фондов, занимающихся инвестициями в молодые технологичные компании, при этом доля инвестиций главного государственного института Российской венчурной компании сократилась до 7 %. Также для поддержки отдельного направления ИТ-предпринимательства был создан отдельный институт - Фонд развития интернет-инициатив, занимающийся популяризацией, отбором и финансированием стартапов, связанных с информационными-технологиями [2] (Bondarenko, Isaeva, 2015).

Мировая практика развития и поддержки стартапов имеет более давнюю историю и возникла именно в области ИТ-предпринимательства вокруг научных и образовательных центров разных стран. На текущий момент инициативы прошлого столетия в этой сфере уже сложились в мощные экосистемы поддержки и развития предпринимательства. Среди известных примеров - Кремниевая долина в США, Бангалор в Индии, и множество других. Например, Массачусетский технологический институт (MIT) сформировал вокруг себя сообщество предпринимателей, опирающихся на инновационные разработки MIT [4, с. 342] (Moshkin, 2014). Инфраструктура поддержки предпринимателей включает в себя систему грантов на финансирование создания прототипа продукта, разработку бизнес-модели и модели реализации продукта, менторскую помощь. Также любой из проектов может получить финансирование на основании конкурсных мероприятий, регулярно проводимых в MIT. При этом логика развития систем поддержки стартапов имеет к текущему моменту зачастую динамичный, рыночный характер с установившимся набором механизмов и развивающейся

1 Paul Graham. Startup Equals Growth. Доступен: http://www.paulgraham.com/growth.html (дата обращения: 27.03.2019).

ОБ АВТОРЕ:_

Ерошенко Евгений Павлович, заместитель проректора по информационной политике по работе с партнерами (eperoshenko0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ерошенко Е.П. Развитие экосистемы предпринимательства в регионах Российской Федерации как основа создания успешных стартапов // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 2. -С. 123-134. doi: 10.18334/epp.9.2.40772

инфраструктурой (финансовые институты, индустриальные партнеры, образование, информационное освещение и т.п.).

Целью настоящего исследования является определение позиций компаний из регионов Российской Федерации в мировых рейтингах стартапов. Выполнение цели позволит идентифицировать успешные в мировом масштабе российские стартапы и определить регионы их дислокации, что в свою очередь позволит сформировать основу для последующего анализа политики поддержки предпринимательской инициативы в этих регионах на основе экосистемного подхода.

Рейтинги стартапов

Применение рейтингования для мониторинга и оценки анализируемой сферы деятельности является доказавшим свою применимость инструментом [5] (Chaykovskiy, 2007). Рейтинг является инструментом снижения сложности для применения его результатов широким кругом пользователей, так как объединяет одновременно несколько показателей. Применение инструмента рейтингования было связано, прежде всего, с деятельностью финансово-денежной системы и определением надежности ее субъектов в мировом масштабе. Необходимость формирования доверия к мировой финансовой системе являлась основой создания ведущих мировых рейтинговых агентств: Fitch Ratings, Moody's Investors Service и Standard & Poor's Rating Services [6]. На текущий момент рейтинги присваиваются не только финансовым учреждениям, но и странам, отдельным регионам и хозяйствующим субъектам. Идея рейтингования для определения уровня развития получила широкую популярность и применяется не только для оценки финансового состояния, но и для анализа множества других сфер. Среди известных примеров: глобальные рейтинги университетов, рейтинги стоимости брендов компаний, рейтинги богатейших людей мира, рейтинги компаний отдельных секторов экономики и другие. Широкий интерес как для общественности, так и для отдельных заинтересованных сторон (инвесторы, предприниматели, органы власти) представляет рейтинг мировых молодых быстрорастущих компаний - стартапов. Также информацию о таких компаниях можно найти в следующих международных базах:

- Startup Ranking;

- Startup Blink;

- Crunchbase2.

База данных Startup Ranking содержит информацию о 371 стартапе (по состоянию на 15 мая 2019 года), возникшем на территории Российской Федерации. База является динамической и регулярно пополняется. Подробная информация о субъектах РФ, на территории которых возникли эти стартапы, представлена в таблице 1.

2 База данных CrunchBase. Доступен: https://www.crunchbase.com/ (дата обращения: 30.05.2019).

Таблица 1.

Представленность российских компаний в рейтинге Startup Ranking (по состоянию на 15 мая 2019 года)

Регион РФ Количество стартапов в глобальном рейтинге Наивысшая позиция стартапа из региона присутствия

Москва + Московская область 340 28

Санкт-Петербург + Ленинградская область 5 1 622

Пермский край 3 11 561

Воронежская область 3 7 787

Челябинская область 2 2 485

Краснодарский край 2 3 268

Источник: База данных StartupRanking. Доступен: https://www.startupranking.com/ (дата обращения: 30.05.2019).

В таблице учтены регионы, имеющие в рейтинге не менее двух стартапов. Объединение регионов (Москва + Московская область, Санкт-Петербург + Ленинградская область) вызвано особенностями добровольной регистрации стартапов в рейтинге (рубрикатор регионов). Стоит отметить, что позицию стартапов в Startup Ranking определяет несколько факторов: SEO-фактор (число интернет-страниц стартапа и ссылок на эти страницы, количество посетителей, продолжительность визита и т.п.), социальный web-фактор (показатели популярности постов, количество подписчиков в Facebook и Twitter, количество постов и репостов и т.п.). Подобная система оценки стартапов не дает возможности проявить себя компаниям, которые основывают свою продвижение на платформах для мобильных устройств или для B2B сектора. Разработчики рейтинга говорят о том, что вскоре факторы для такого типа компаний будут также добавлены в методику оценки.

Другой рейтинг - Startup Blink, также дает возможность выявить регионы-лидеры в составе Российской Федерации по количеству представленных в базе стартапов. База представляет собой скорее карту (географическое распределение) стартапов, а не рейтинг. Результаты присутствия российских стартапов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Представленность российских стартапов в базе Startup Blink (по состоянию на 15 мая 2019 года)

Регион Количество стартапов

Москва 1 302

Санкт-Петербург 103

Новосибирская область 27

Республика Татарстан 26

Свердловская область 15

Челябинская область 10

Ульяновская область 5

Алтайский край 5

Республика Башкортостан 5

Ростовская область 5

Волгоградская область 4

Самарская область 4

Иркутская область 3

Томская область 3

Пермский край 3

Саратовская область 3

Тульская область 3

Воронежская область 2

Нижегородская область 2

Тверская область 2

Вологодская область 2

Удмуртская республика 2

Кемеровская область 2

Краснодарский край 2

Источник: База данных StartupBlink. Доступен: https://www.startupblink.com. (дата обращения: 30.05.2019).

В таблице указаны регионы, которые имеют от двух и более стартапов в базе Startup Blink. Стартапы добавляются разработчиками сервиса и сравниваются между собой благодаря сервису SimilarWeb. Сравнение и продвижение компаний происходит исходя из интересов самих компаний и потенциальных клиентов и инвесторов. Для этого разработчики предлагают ряд сервисов. Одновременно с базой стартапов, Startup Blink содержит статистические данные по количеству элементов экосистемы для стартапов: коворкинги, акселерационные программы, организации (образование, ивент-агентства, и т.п.), лидеры и сообщества.

Третий из анализируемых автором ресурсов это база Crunchbase, которая содержит информацию о большинстве компаний в мире, разделенную по различным рубрикаторам: локация, вид деятельности, размер компании, год основания, количество основателей и т.д. Для определения стартапов из Российской Федерации выбран соответствующий регион, размер штата до 500 человек и основание компании не более 10 лет назад (предположение согласно одному из определений стартапа как сравнительно молодого и небольшого по количеству работников бизнеса3). Система продемонстрировала наличие 543 компаний, удовлетворяющих показателям поиска (полный доступ для анализа характеристик этих компаний происходит на основании платной подписки). К примеру, в США таких компаний 52 287 шт., а в Индии - 7 272 результата. Китай имеет 801 компанию.

Кроме городов федерального значения и ближайших регионов (Московская область, Ленинградская область), одновременно и в Startup Ranking, и в Startup Blink вошли компании (более двух компаний из региона) из Пермского края, Челябинской области, Воронежской области и Краснодарского края. Примеры развития предпринимательства именно в этих регионах автор предлагает для рассмотрения.

Экосистема предпринимательства и поддержки стартапов

Рассмотрение регионов лидеров в мировых рейтингах стартапов на территории Российской Федерации автор предлагает проводить на основании экосистемного подхода к развитию предпринимательства в регионе. В 2011 году Даниель Айзенберг предложил свое понимание предпринимательской экосистемы. Он рассмотрел предпринимательскую экосистему как совокупность взаимосвязанных объектов в рамках определенного региона [7]. При этом система обладает фундаментальными свойствами динамики и саморазвития. Именно такой подход, при общем внимании ученых к экосистемному подходу, позволяет рассматривать механизмы развития и поддержки предпринимательства в регионе с точки зрения создаваемой комплексной системы (экосистемы) [8]. Основными элементами такой системы выступают: предпринима-

3 Paul Graham. Startup Equals Growth. Доступен: http://www.paulgraham.com/growth.html (дата обращения: 27.03.2019).

тели, органы исполнительной власти, производимая продукция (а также ее потребители и поставщики) и услуги, сложившаяся практика взаимодействия между предпринимателями, властью, система общественного и политического диалога [9, с. 212-221] (Doroshenko, Shelomentsev, 2017). Специфическими элементами экосистемы в зависимости от ситуации могут выступать: учреждения высшего образования, общественные и отраслевые организации, отдельные хозяйствующие субъекты (крупный бизнес, участвующий в региональном развитии и встроенный в реализацию государственных программ), информационные решения и информационно-технологические продукты. Этот тип элементов в свою очередь формирует региональную или отраслевую специфику экосистемы.

На территории Пермского края реализация политики в области развития молодежного предпринимательства проходит на основе плана мероприятий в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года в Пермском крае4. Согласно плану, предусмотрена комплексная работа над следующими направлениями:

- функционирование единого центра развития предпринимательства;

- развитие рыночных ниш; развитие конкуренции на локальных рынках; развитие социального предпринимательства;

- предоставление доступа малым и средним предприятиям к закупке в организациях государственного сектора экономики;

- развитие торговли и потребительского рынка;

- развитие технологического предпринимательства;

- доступное финансирование;

- предсказуемая фискальная политика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение качества государственного регулирования и сокращение административной нагрузки;

- развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга (совет по предпринимательству);

- кадры для предпринимательства;

- стимулирование локальных территорий.

Все перечисленные направления имеют несколько мероприятий, исполнителей, кураторов с определенными для их реализации ресурсами. Подобная программа

4 Распоряжение правительства Пермского края № 41-рп от 17.02.2017 Доступен: Ьйр://ш1пргош1огд. permkrai.ru/upload/iblock/cd6/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D 0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1% 82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D1%80% D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F%20 %D0%BE%D1%82%2017.02.2017%20%E2%84%96%2041-%D1%80%D0%BF%20%D0%A1%D1%82%D 1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D0%A1%D0%9F.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

существует и на территории Челябинской области. Государственная программа Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016-2020 годы» подразумевает механизмы развития предпринимательства в рамках своей подпрограммы «поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства»5. Среди основных задач подпрограммы: выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области, развитие центров молодежного инновационного творчества, предоставление льготного кредитования с поручительством региональных фондов и т.п. Общее количество предусмотренных мероприятий в Челябинской области уступает количеству мероприятий в области развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых на территории Пермского края.

На территории Воронежской области также предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, среди которых: информационная поддержка и популяризация предпринимательства, акселерация субъектов малого предпринимательства, поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и т.п6.Также действует отдельная программа и на территории Краснодарского края с целью развития и поддержки предпринимательства. Это программа имеет схожий с другими регионами набор мероприятий, однако отличается своей комплексностью, что является одним из основных преимуществ документа7. Комплексный подход к реализации мероприятий по поддержке предпринимательства определяет необходимость рассмотрения программ в регионах как элемента экосистемы предпринимательства. Наличие сбалансированной и идейно-наполненной программы развития предпринимательства, соответствующей государственным задачам и опирающейся на федеральную законодательную базу, позволяет в динамике сформировать основу для интенсификации развития предпринимательства в регионе. В том числе и стартапов как элементов экосистемы, позволяющих демонстрировать ее активный рост.

5 Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря 2015 г. № 623-П Доступен: https://xn--74-6kcdtbngab0dhyacwee4w.xn--p1ai/normativnye-pravovye-akty/munitsipalnye/ (дата обращения: 25.05.2019).

6 Постановление от 30 октября 2015 г. № 839 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли». Доступен: https://base.garant. ги/18186722/ (дата обращения: 31.05.2019).

7 Подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы «Государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Доступен: https://base.garant.ru/36981485/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 31.05.2019).

Заключение

Опыт регионов-лидеров Российской Федерации в мировых рейтингах стартапов демонстрирует наличие комплексных программ развития предпринимательства. Формирование региональных экосистем предпринимательства оказывает внимание всем субъектам предпринимательской деятельности и способствует созданию большего количества компаний, демонстрирующих высокие темпы роста, в том числе и на зарубежной арене. Это достижимо благодаря совокупности мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства с учетом специфики территории и формирования амбиций для международной экспансии. Однако относительно успешная представленность регионов в мировых рейтингах стартапов не позволяет в полной мере говорить о наличии полноценно функционирующей экосистемы поддержки предпринимательской деятельности на территории. Например, на основании рей-тингования, проведенного порталом «Все выборы», Челябинская область и Пермский край не входят в двадцатку лидеров «рейтинга эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства в регионах РФ», занимая 21-е и 26-е место соответственно8. Оба региона имеют относительно невысокий процент занятых в сфере малого бизнеса (промышленная специфика региона). Но это не является «приговором» для технологичных стартапов, которые как раз опираются на научные возможности крупного бизнеса и технологически-развитого региона. Таким образом, экосистема должна состоять из некоторого набора базовых элементов: объекты воздействия (предприниматели), участники-субъекты (органы власти, профессиональные сообщества, учреждения, центры и организации (созданные для поддержки предпринимательства), крупный бизнес и т.п..), регулирующие воздействие (программно-целевые документы, законодательные акты, приказы, положения и т.п.).

В зависимости от объекта предпринимательской деятельности (молодой предприниматель, инновационная компания, стартап, 1Т-компании, социальный предприниматель и т.п.) возможно наличие специфичных (усиливающих) элементов создаваемой в регионе экосистемы. Например, для инновационных (или технологических) старта-пов чрезвычайно важно наличие совместных программ и решений с академической наукой и наукоемким крупным бизнесом [10]. Для социального предпринимательства важна общественная поддержка его деятельности, гражданский диалог и общественное внимание к результатам [11, с. 239-242] (Rolz, 1995). Для экспортно-ориентированного сектора важны государственные меры поддержки, сосредоточенные в одном окне. Передовые в области развития стартапов регионы Российской Федерации (согласно присутствию в мировых рейтингах, рассмотренных в статье) уже имеют базовые элементы, наличие которых подтверждено на основе анализа программных документов. Но им еще предстоит найти осознанный баланс и отражение в своей дея-

8 Рейтинг эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства в регионах РФ. 2017 год. Исследование проведено порталом «Все Выборы». - 2017. - С. 12.

тельности между базовыми элементами (ядром экосистемы) и специфичными (усиливающими) для региона элементами экосистемы предпринимательской деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Kevin S. In and Around Language: Whats Up with Startup? Harvard Crimson. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thecrimson.com/article/2011/11/17/startup-language-idea (дата обращения: 05.03.2019).

2. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития //

Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 5 (30). - С. 13. - doi: 10.15862/83EVN515.

3. Marmer M. The Startup Revolution Series - Part 3: The Rise of the Startup. Compass blog.

[Электронный ресурс]. URL: http://blog.startupcompass.co/the-startup-revolution-series-part-3-the-rise-of-the-startup (дата обращения: 05.03.2019).

4. Мошкин И.В. Исследование процессов современного предпринимательства. -М.: Директ-Медиа, 2014. - 342 c.

5. Чайковский А.А. Применение оценок в экономике // Вестник университета. -

2007. - № 5 (31).

6. Madelain M. Moody's Investors Service Comments to References to Ratings of Nationally

Recognized Statistical Rating Organizations - Files S7-17-08, S7-18-08, S7-19-08, 2008

7. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics.

- Forbes, May 25, 2011

8. Yasuyuki Motoyama, PhD and Jordan Bell-Masterson Beyond Metropolitan startup rates:

regional Factors associated with startup growth. Kauffman Foundation. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kauffman.org/~/media/kauffman_org/research%20 reports%20and%20covers/2014/01/beyond_metropolitan_startup_rates.pdf (дата обращения: 02.04.2019).

9. Дорошенко С., Шеломенцев А. Предпринимательская экосистема в современных

социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. - 2017. -№ 4. - С. 212-221.

10. Семиглазов А.М., Семиглазов В.А. Прогнозирование рыночного успеха инновационного товара // Экономика и управление. - 2009. - № 2 (41). - С. 101-105.

11. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995. - 511 c.

REFERENCES:

Bondarenko T.G., Isaeva E.A. (2015). Startapy v Rossii: aktualnye voprosy razvitiya [Startups in Russia: the urgent issues of development].Naukovedenie (Science). 7 (5 (30)). 13. (in Russian). doi: 10.15862/83EVN515 .

Chaykovskiy A.A. (2007). Primenenie otsenok v ekonomike [Use of estimates in the economy]. Vestnik universiteta. (5 (31)). (in Russian).

Doroshenko S., Shelomentsev A. (2017). Predprinimatelskaya ekosistema v sovremennyh sotsioekonomicheskikh issledovaniyakh [The Entrepreneurial Ecosystem in the Contemporary Socio-Economic Studies]. Journal of Economic Theory. (4). 212-221. (in Russian).

Kevin S. In and Around Language: Whats Up with Startup?Harvard Crimson. Retrieved March 05, 2019, from http://www.thecrimson.com/article/2011/11/17/startup-language-idea

Marmer M. The Startup Revolution Series - Part 3: The Rise of the StartupCompass blog. Retrieved March 05, 2019, from http://blog.startupcompass.co/the-startup-revolution-series-part-3-the-rise-of-the-startup

Moshkin I.V. (2014). Issledovanie protsessov sovremennogo predprinimatelstva [Study of the processes of modern business] M.: Direkt-Media. (in Russian).

Rolz Dzh. (1995). Teoriya spravedlivosti [A theory of justice] Novosibirsk: Izdatelstvo Novosibirskogo universiteta. (in Russian).

Semiglazov A.M., Semiglazov V.A. (2009). Prognozirovanie rynochnogo uspekha innovatsionnogo tovara [Prediction of market success of innovative product]. Economics and management. (2 (41)). 101-105. (in Russian).

Yasuyuki Motoyama, PhD and Jordan Bell-Masterson Beyond Metropolitan startup rates: regional Factors associated with startup growthKauffman Foundation. Retrieved April 02, 2019, from http://www.kauffman.org/~/media/kauffman_org/ research%20reports%20and%20covers/2014/01/beyond_metropolitan_startup_ rates.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.