Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПОТЕРЬ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПОТЕРЬ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ТРАНСПОРТ / ЭКОСИСТЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова О.В., Бабошин Е.Б., Пшукова К.А.

В статье рассматривается экосистемы безопасности в контексте Целей устойчивого развития. Цели устойчивого развития и задачи обеспечения безопасности в развитии транспортной инфраструктуры всех видов транспорта могут быть рассмотрены как с позиций доступности транспортных услуг, так и с позиций сокращения транспортных происшествий. Уровень безопасности становится ведущим параметром качества транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SAFETY ECOSYSTEM IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS TO ELIMINATE LOSSES OF THE TRANSPORT ORGANIZATION

The article considers security ecosystems in the context of Sustainable Development Goals. The goals of sustainable development and the tasks of ensuring safety in the development of transport infrastructure of all types of transport can be considered both from the standpoint of accessibility of transport services and from the standpoint of reducing traffic accidents. The level of safety becomes the leading parameter of the quality of transport services.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПОТЕРЬ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК: 658:338

DOI 10.52375/20728689_2022_2_124

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПОТЕРЬ ТРАНСПОРТНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Ефимова О.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент», ФГАОУВО «Российский

университет транспорта», e-mail: ovefimova@mail.ru Бабошин Е.Б., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»,

e-mail: evbaboshin@mail.ru

Пшукова К.А., аспирант кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент», ФГАОУ ВО «Российский университет

транспорта», e-mail: karina.301@mail.ru

В статье рассматривается экосистемы безопасности в контексте Целей устойчивого развития. Цели устойчивого развития и задачи обеспечения безопасности в развитии транспортной инфраструктуры всех видов транспорта могут быть рассмотрены как с позиций доступности транспортных услуг, так и с позиций сокращения транспортных происшествий. Уровень безопасности становится ведущим параметром качества транспортных услуг.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития, транспорт, экосистема, безопасность.

DEVELOPMENT OF A SAFETY ECOSYSTEM IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS TO ELIMINATE LOSSES OF THE TRANSPORT

ORGANIZATION

Efimova O., Doctor of Economics, Professor of the Economics, Production Organization and Management chair, FSAEIHE «Russian University

of Transport», e-mail: ovefimova@mail.ru Baboshin E., Ph.D., Associate Professor of the Economics and Management of Transport chair, FSaAEI HE «Russian University of Transport»,

e-mail: evbaboshin@mail.ru

Pshukova K., the post-graduate student of the Economics, Production Organization and Management chair, FSAEI HE «Russian University of

Transport», e-mail: karina.301@mail.ru

The article considers .security ecosystems in the context of Sustainable Development Goals. The goals of sustainable development and the tasks of ensuring safety in the development of transport infrastructure of all types of transport can be considered both from the standpoint of accessibility of transport services and from the standpoint of reducing traffic accidents. The level of safety becomes the leading parameter of the quality of transport services.

Keywords: sustainable development, sustainable development goals, transport, ecosystem, security.

Безопасность - это традиционный аспект эффективности функционирования транспортной компании, один из приоритетов ее развития.

Экосистема безопасности - это современное понимание сложности рассматриваемого явления «безопасность движения», которая оказывает влияние на многие стороны деятельности транспортной компании и ее внешней среды - экономики, экологии, социума. И правильно, в дополнение к традиционным мерам обеспечения безопасности движения, определенных ПТЭ, информацией мониторинга работоспособности технических средств, подвижного состава и инфраструктуры, а также развитием уровня зрелости культуры безопасности рассматривать безопасность движения в контексте целей устойчивого развития.

Пять лет назад компании осознали значимость человеческого фактора, и система управления безопасностью была дополнена вопросами формирования культуры безопасности, учитывающий человеческий фактор людей, которые функционируют в рамках опасных рабочих зон на инфраструктуре.

Но в настоящее время возникает необходимость расширения понятия безопасности в направлении создания экосистемы безопасности, включающая основные цели устойчивого развития.

В настоящее время стратегическими приоритетами деятельности ОАО «РЖД» в области устойчивого развития является достижение целей устойчивого развития ООН. Цели устойчивого развития ООН определены Декларацией Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в

I

3

5

Транспортная связанность и региональная интеграция

Экологически устойчивые транспортные системы и услуги

Меры смягчения последствий изменения климата под влиянием транспорта

Безопасный и инклюзивный транспорт и мобильность

Рис. 1. Ключевые средства осуществления устойчивого развития на транспорте

Таблица 1. Метрики уровня зрелости стран в отношении ЦУР

Аспекты ЦУР Целевые параметры ЦУР Ед. измерения

Экологический аспект

Чистая вода и санитария Затраты на обеспечение функционирования защитных сооружений млн. руб.

Борьба с изменением климата Углеродный след перевозок CO,, т

Социальный аспект

Ликвидация голода, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства Рост объема перевозок груза и продукции сельского хозяйства %

Обеспечение качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни Затраты транспортных компаний на целевое обучение и повышение квалификации млн. руб.

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте Доля пассажиров пенсионного возраста в пассажирообо-роте лет

Гендерное равенство Доля руководящих должностей, занимаемых женщинами в транспортно-логистическом секторе %

Полная и производительная занятости и достойной работе для всех Соотношение уровня оплаты труда в транспортной компании к среднему уровню оплаты труда по региону %

Экономический аспект

Экономический рост Темп роста объема перевозок тонн условного топлива

Рост доходов от перевозок млн. руб.

Индустриализация, инновации и инфраструктура Объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры млн. руб.

области устойчивого развития на период до 2030 года». Все мировое сообщество и Российская Федерация, принимают усилия по реализации повестки ООН, в которую активно включается транспортный сектор.

Приверженность ОАО «РЖД» 17 целям ООН в области устойчивого развития раскрывается в аспектах экономической устойчивости, экологической безопасности и социальной стабильности [1].

Ключевые средства осуществления устойчивого развития отражаются в областях управления на транспорте, представленные на рис. 1.

Развитие транспортной инфраструктуры позволяет странам включаться в международную торговлю, способствуют региональному развитию, доступности объектов здравоохранения и образования, смягчает последствия бедности, содействует полной занятости и достойной работе для всех.

В 2021 году по инициативе комитета по транспорте Экономической и Социальной комиссии для Азии и Тихого океана нашей научной группой проведено исследование уровня зрелости достижения ЦУР странами Азиатско-тихоокеанского региона, в котором существенную роль играет Россия и ее транспортная система.

За основу приняты некоторые показатели и их целевые значе-

ния, по отношению к которым исследования показали, что позиции России сильны в отношении обеспечения здоровья и благополучия граждан и отстают от США и Китая по партнерству в интересах ЦУР (таблица 1).

Инфраструктура играет ключевую роль в достижении устойчивого развития и оказывает прямое и косвенное влияние более чем на 80% задач ЦУР ООН. Принято считать, что транспортная система оказывает негативное воздействие на окружающую среду, однако именно она способствует развитию отраслей промышленности, сельского хозяйства, повышает связность территорий страны (рис. 2).

Вместе с тем, транспорт является одним из лидеров выбросов парниковых газов и негативно воздействует на биоразнообразие, разрушая природные экосистемы.

В годовых отчетах ОАО «РЖД» уже два года подряд выделен раздел по Устойчивому развитию, который включает управление устойчивым развитием, социальную политику и управление персоналом.

В экосистему обеспечения гарантированной безопасности предлагается включить задачи снижения воздействия шума и вибрации, сохранение экологической целостности прилегающих территорий, углеродного следа грузовых и пассажирских перевозок.

Рис. 2. Факторы позитивного влияния транспортной системы на достижение целей

Традиционные

Текущие

Интегрированные с ЦУР

Безопасность движении поезда, ПТЭ, технические средства мониторинга работоспособности подвижного состава и инфраструктуры

Производственный травматизм Количество случаев нарушения безопасности движения

Культура безопасности

Уровень зрелости культуры безопасности

Цели устойчивого раз вития Сокращение числа смертей и травм в

результате дорож но-тра испорти ы к происшествий, развитие, безопасной и устойчивой инфраструктуры

Углеродный след перевозки Правила недискриминационного доступа на инфраструктуру Возможности дистанционного режима работы Связность регионов Содействие устойчивому развитию сельского хозяйства (продовольственная безопасность)

Рис. 3. Показатели экосистемы безопасности ОАО «РЖД»

Для сокращения числа смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий транспортные компании присоединяются к международному движению «нулевого травматизма».

Управление устойчивым развитием ОАО «РЖД» предусматривает направление средств «зеленых облигаций» на реализацию проектов достижения ЦУР Участники транспортного сектора предполагают переход от компенсации потерь работникам к их предупреждению - максимальному снижению частоты воздействия на работников производственных рисков, вредных и опасных факторов.

Приоритетом для участников транспортного рынка является:

- переход от компенсационного сценария возмещения потерь здоровья работниками к предупредительному сценарию, минимизирующему частоту воздействия вредных и опасных факторов, производственных рисков при осуществлении рабочих функций.

- максимальное исключение присутствия работников в зонах повышенной опасности и возможности травматизма на объектах различных видов транспорта.

Факторы рисков нарушения безопасности рабочей зоны на транспорте определяют особенности регулирования труда, начиная с приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств; включая осуществление производственной деятельности работников, труд которых связан с движением транспортных средств и имеет особенности организации рабочего времени и времени отдыха.

Реализация сквозных технологий цепочек создания добавленной стоимости с использованием различных видов транспорта, их технологическая интеграция предусматривает расширение экосистемы безопасности движения на рабочие зоны интеграции в мультимодальных перевозках. Необходимо сформировать единые принципы культуры безопасности для работников единой транспортной системы с учетом особенностей технологических процессов разных видов транспорта.

Ключевым принципом экосистемы безопасности является приоритет обеспечения безопасности над целями коммерческой эффективности перевозок, что полностью соответствует задачам устойчивого развития, которые определяют необходимость гармонизации управления в интересах будущих поколений и текущие приоритеты транспортной системы - принцип развития без разрушения. Фак-

тически речь может идти не о прекращении экономического роста транспортной системы вообще, а о прекращении нерационального роста и минимизации воздействия опасной транспортной системы на социально-экологическую среду.

ЦУР требует создания транспортных систем с максимальным уровнем обеспечения безопасности людей, работников, грузов. Формируя требования к экосистеме безопасности на транспорте необходимо учитывать особенности обеспечения безопасности транспортных систем городских агломераций, включая лицензирование деятельности такси, самокатов и частного автобусного парка, а также совершенствование контрольно-надзорной деятельности над полетами малой авиации, системы управления полетами гражданских воздушных судов в соответствии с международными правилами.

Предложенный подход к развитию экосистемы безопасности движения должен быть поддержан системой показателей мониторинга ее функционирования. Наряду с показателями, включенными в систему ключевых показателей по распоряжению 1656/р, а также мониторингом развития уровня зрелости культуры безопасности предлагаем включить показатели, характеризующие Углеродный след перевозки, реализацию правил недискриминационного доступа на инфраструктуру, преимущества и недостатки удаленной работы.

С позиций проявления мероприятий безопасности движения и устойчивого развития компании на внешний контур предлагается включить в экосистему показатели, характеризующие роль железнодорожного транспорта (рис.3) и его безаварийной работы на связность регионов и обеспечение ритмичной цепи поставок для предприятий регионов, а также содействие устойчивому развитию, например, сельского хозяйства для продовольственной безопасности.

Расширение экосистемы безопасности движения, включением блока параметров достижения целей устойчивого развития ОАО «РЖД» повысят значимость и измеримость результативности мероприятий по обеспечению гарантированной безопасности.

Литература:

1. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2019 год -[Электронный ресурс]. - URL: https://rspp.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.