Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ'

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касовская Я. К.

В статье анализируется управление устойчивостью городских транспортных систем. Приводятся понятие и содержание городских транспортных систем и принципы устойчивого развития. Выявляются особенности стратегий устойчивого развития городских транспортных систем с учётом Целей устойчивого развития и направленности. Рассматривается Новая модель транспортного обслуживания пассажиров, начавшая функционирование в Санкт-Петербурге, приводятся её цели, этапы реализации и эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE SUSTAINABILITY OF URBAN TRANSPORT SYSTEMS

The article analyzes the sustainability management of urban transport systems. The concept and content of urban transport systems and the principles of sustainable development are given. The features of strategies for sustainable development of urban transport systems are revealed, taking into account the Sustainable Development Goals and environmental orientation. A new model of passenger transport service, which began functioning in St. Petersburg, is considered, its goals, stages of implementation and effects are given.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ»

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ Я.К. Касовская, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-199-202

Аннотация. В статье анализируется управление устойчивостью городских транспортных систем. Приводятся понятие и содержание городских транспортных систем и принципы устойчивого развития. Выявляются особенности стратегий устойчивого развития городских транспортных систем с учётом Целей устойчивого развития и направленности. Рассматривается Новая модель транспортного обслуживания пассажиров, начавшая функционирование в Санкт-Петербурге, приводятся её цели, этапы реализации и эффекты.

Ключевые слова: городские транспортные системы, устойчивое развитие, устойчивость, управление устойчивостью, Санкт-Петербург.

Транспортная инфраструктура имеет большое значение в развитии любого города. Эффективное функционирование транспортных систем оказывает благоприятное воздействие на жизнь населения, особенно в густонаселённых районах города [1]. В условиях высокой системной динамики городской мобильности повышается роль управления устойчивостью городских транспортных систем, в рамках которого посредством выбора форм организации городских систем общественного пассажирского транспорта и разработки соответствующих им организационно-экономических механизмов управления, включающих методы самоорганизации системы и государственного регулирования и учитывающих внешние факторы и сре-довые ограничения, возможно обеспечение устойчивого развития и реализации потенциала совершенствования транспортного обеспечения города [2]. В связи с этим актуальным представляется исследование особенностей управления устойчивым развитием городского общественного пассажирского транспорта.

Городские транспортные системы представляют собой совокупность объектов транспортной инфраструктуры и услуг по её эксплуатации и обслуживанию [3]. Транспортная инфраструктура включает дороги, мосты и прочие путевые сооружения, перехватывающие и городские автостоянки, зоны платной парковки, город-

ской парк общественного транспорта и связанные с ним постройки. Под эксплуатацией транспортной инфраструктуры понимается комплекс услуг по управлению объектами транспортной инфраструктуры, транспортными потоками и движением всех видов наземного транспорта. Эксплуатация городской транспортной инфраструктуры предполагает создание маршрутной сети, обеспечение материально-технической базы функционирования общественного транспорта, определение тарифов и льгот на проезд, организацию и проведение конкурсов для коммерческих организаций на возможность обслуживания маршрутов общественного транспорта.

В настоящее время всё больше число стран приходит к осознанию необходимости осуществления транспортно-терри-ториального развития в соответствии с принципами устойчивого развития [4]. Последнее рассматривается в качестве кон-сенсусного подхода к пониманию прогресса, при котором акцент ставится не на росте производства услуг и товаров, а на поддержании жизнеспособности городских систем, повышении качества жизни и формировании среды для раскрытия человеческого потенциала. В этом случае к транспортному развитию применяется че-ловеко-ориентированный подход, в рамках которого особое внимание уделяется качеству предоставляемых транспортных

услуг, доступности транспорта для всех категорий жителей, экономии затрачиваемого на дорогу времени, экосистемным услугам, ценности досуга и возможности социализироваться в границах общественных пространств.

Концепция устойчивого развития традиционно рассматривается как объединение и сбалансированность развития социальной, экономической и политической сфер деятельности [5]. В 2015 г. была принята «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», определившая 17 глобальных Целей устойчивого развития (далее - ЦУР), носящих комплексный и неделимый характер. Устойчивое развитие городских транспортных систем является важной составляющей реализации ЦУР № 11 - «Устойчивые города и населённые пункты» [6, с. 9]. Данная цель ориентирует на внедрение устойчивых транспортных систем (задача 11.2), снижение негативного экологического воздействия от городов (задача 11.6) и развитие открытых общественных пространств (задача 11.7).

Содержательно стратегии устойчивого развития городских транспортных систем представляют собой набор мер в сфере транспортной политики, способствующих достижению ЦУР. Количественный аспект данных стратегий предполагает изменение режимов передвижения, ориентированное на снижение доли передвижений на автомобилях до 20% и увеличение доли передвижений пешком, на общественном и иных экологически чистых видах транспорта до 80% [7]. Экологическая направленность устойчивых городских транспортных систем обусловлена выраженным негативным воздействием, оказываемым автомобильным транспортом на окружающую среду. Эксплуатация автомобильного транспорта вносит весомый вклад в такие экологические проблемы, как глобальное потепление и загрязнение воды, воздуха и почвы, что отрицательно сказывается на здоровье людей [8].

Городская среда выступает частью окружающего пространства экосистемы, поэтому требует внедрения определённого комплекса мер по сохранению и защите естественного природного равновесия [9].

В этом контексте одним из актуальных направлений минимизации угроз общему развитию городской среды и увеличению качества жизни населения является переход к новым формам транспортного сообщения, применению беспилотного автотранспорта и альтернативного топлива.

С целью минимизации негативного экологического влияния и обеспечения устойчивого развития городских транспортных систем в Санкт-Петербурге в соответствии с Комплексным планом транспортного обслуживания, утверждённым Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.06.2019 № 253 [10], и Федеральным законом от 06.12.2021 №401-ФЗ [11], вводится Новая модель транспортного обслуживания пассажиров (далее - НМТО). Основной целью НМТО является переход на качественно новый единый стандарт качества транспортного обслуживания [12]. Для этого город планирует запуск актуализированной маршрутной сети, выведение из эксплуатации морально устаревшего и небезопасного транспорта с заменой его на современные экологичные и комфортабельные автобусы, создание более 200 новых остановочных павильонов и распространение действия льгот на весь наземный общественный транспорт.

Переход на НМТО, в рамках которого будет создано 92 новых маршрута и введено в эксплуатацию 2800 оформленных в едином стиле автобусов на газомоторном топливе, оснащённых системами климат-контроля, информирования и обеспечения безопасности пассажиров, разделён на три этапа [12]:

1) Начало 1 апреля 2022 г. Включает выведение 864 автобусов на маршруты с полностью подготовленной инфраструктурой, вступление в действие пересадочного тарифа, дающего возможность совершать неограниченное число пересадок на наземном общественном транспорте в течение часа, и отмену зонных тарифов.

2) Начало в июне 2022 г. Выведение 693 новых автобуса на новые маршруты и маршруты с изменением трассы.

3) Начало 15 июля 2022 г. Выведение на маршруты 1244 автобусов и полное заме-

щение социальным общественным транс- населения, повышению мобильности портом старого транспортного парка. граждан и сокращению их временных за-

В эксплуатацию будут введены автобу- трат. Для транспортного бизнеса реализа-сы, использующие экологичное газовое ция данной программы позволит получать топливо. 87 % из них будут работать на прогнозные данные для планирования соб-сжиженном природном газе (СПГ), а 13% ственной деятельности на средне- и долго- на компримированном природном газе срочную перспективу, увеличить эффек-(КПГ). Использование в городских транс- тивность перевозок и повысить количество портных системах природного газа вместо перевозимых пассажиров. Для региона высокоуглеродного топлива позволит су- управление устойчивостью городских щественно снизить выброс парниковых транспортных систем позволит получить газов и повысить качество воздуха, благо- прогноз развития пассажирских перевозок даря чему снизится оставляемый транс- с целью определения направлений разви-портом экологический след [13]. Данное тия транспортной системы, снизить ин-решение более эффективно, чем переход фраструктурные ограничения, усилить аг-на электротранспорт, поскольку требует ломерационные эффекты и оптимизиро-меньших энергетических и финансовых вать структуру занятости населения за затрат. счёт повышения мобильности трудовых

Таким образом, внедрение НМТО в ресурсов. Для государства в целом реали-Санкт-Петербурге в рамках управления зация данной программы будет способ-устойчивостью городских транспортных ствовать обеспечению устойчивого разви-систем способствует увеличению транс- тия пассажирских перевозок, улучшению портной доступности, обеспечению регу- экологической обстановки и повышению лярного транспортного обслуживания качества жизни населения.

Библиографический список

1. Мелиев Б. Оптимизация транспортного потока в системе городского транспорта // Вестник науки. - 2021. - Т. 1, №7 (40). - С. 111-115.

2. Жук А.Е. Ценностно ориентированное развитие логистических систем городского общественного пассажирского транспорта: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 / Андрей Евстафьевич Жук; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Санкт-Петербург, 2021. - 244 с.

3. Березинец И. В., Соколова Е. В. Транспортная система и город: какой должна быть транспортная реформа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. -2020. - № 19 (3). - С. 362-384.

4. Комаров В.М. Стратегии «устойчивого транспорта»: лучшие мировые практики: препринт / В.М. Комаров, В.А. Коцюбинский, В.В. Акимова, А.А. Волошинская // РАН-ХиГС при Президенте России. - М.: РАНХиГС, 2018. - 68 с.

5. Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление «зелёным» ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. -№ 1 (121). - С. 16-22.

6. Букринская Э.М. Роль логистики в достижении целей устойчивого развития // Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт: сборник научных статей по материалам конференции / под ред. Е.В. Викторовой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 9-17.

7. Комаров В.М., Акимова В.В. Стратегии устойчивой мобильности: лучшие мировые практики // Экономическая политика. - 2021. - Т. 16, №1. - С. 82-103.

8. Еноктаев Ю.В. Влияние автотранспорта на окружающую среду / Ю.В. Еноктаев, Р.Р. Забелин, Д.В. Чурносов, А.С. Мулдашов, В.А. Аллай, А.Ю. Сагач, А.Б. Чембулатов, А.М. Теркулов // Научный журнал. - 2021. - № 2 (57). - С. 36-37.

9. Медведев В.М. Управление городской средой в условиях инновационного развития: дис. на соискание научной степени канд. экон. наук: 08.00.05 / Василий Михайлович Медведев; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Санкт-Петербург, 2020. - 153 с.

10. Постановление Правительства Ленинградской области от 04.06.2019 N 253 «Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок» // АО «Кодекс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554839630 (дата обращения: 14.04.2022).

11. Федеральный закон от 06.12.2021 N 401-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402551/ (дата обращения: 14.04.2022).

12. Новая модель транспортного обслуживания - 2022 // СПб ГКУ «Организатор перевозок». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orgp.spb.ru/tr-2022/ (дата обращения: 14.04.2022).

13. Новая модель транспортного обслуживания: курс на экологию // Администрация Санкт-Петербурга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/news/234009/ (дата обращения: 14.04.2022).

MANAGING THE SUSTAINABILITY OF URBAN TRANSPORT SYSTEMS

Ya.K. Kasovskaya, Graduate Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the sustainability management of urban transport systems. The concept and content of urban transport systems and the principles of sustainable development are given. The features of strategies for sustainable development of urban transport systems are revealed, taking into account the Sustainable Development Goals and environmental orientation. A new model of passenger transport service, which began functioning in St. Petersburg, is considered, its goals, stages of implementation and effects are given.

Keywords: urban transport systems, sustainable development, sustainability, sustainability management, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.