Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОСИСТЕМА / РЕСУРСЫ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онопюк Елена Юрьевна, Шахова Ирина Юрьевна

В статье рассмотрен ресурсный подход оценки влияния экологической безопасности на устойчивые развития региона. Даётся новое определение бизнес-экосистемы. Рассматриваются ресурсные составляющие экологической безопасности региона: природно-климатическая, социально-трудовая, инновационная и правовая. Проведен анализ обеспечения государственной региональной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области». Исследование показало, что проблема экологической безопасности региона требует привлечения частного капитала, увеличения количества точек пересечения интересов бизнес-систем и государственных структур в области экологического сосуществования, расширения зоны ответственности бизнеса за нарушения экологического законодательства, а также дальнейшего развития и совершенствования правовой составляющей экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Онопюк Елена Юрьевна, Шахова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY AS A BUSINESS ECOSYSTEM

The article considers the resource approach for assessing the impact of environmental safety on the sustainable development of the region. A new definition of the business ecosystem is given. The resource components of the ecological safety of the region are considered: natural and climatic, social and labor, innovative and legal. The analysis of the provision of the state regional program "Environmental Protection of the Ivanovo Region" was carried out. The study showed that the problem of environmental security of the region requires the attraction of private capital, an increase in the number of points of intersection of the interests of business systems and government structures in the field of environmental coexistence, the expansion of the area of responsibility of business for violations of environmental legislation, as well as the further development and improvement of the legal component of environmental security.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ»

Экономические науки Economic sciences

DOI: 10.6060/snt.202269010001 УДК 332.12

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ Онопюк Е.Ю., Шахова И.Ю.

Онопюк Елена Юрьевна (ORCID 0000-0003-4740-7097), Шахова Ирина Юрьевна (ORCID 0000-00015172-5624)

Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Иваново, Россия. 153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Дзержинского, 53. E-mail: onopyuk88@gmail.com, shakhova.ira@yandex.ru

В статье рассмотрен ресурсный подход оценки влияния экологической безопасности на устойчивые развития региона. Даётся новое определение бизнес-экосистемы. Рассматриваются ресурсные составляющие экологической безопасности региона: природно-климатическая, социально-трудовая, инновационная и правовая. Проведен анализ обеспечения государственной региональной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области». Исследование показало, что проблема экологической безопасности региона требует привлечения частного капитала, увеличения количества точек пересечения интересов бизнес-систем и государственных структур в области экологического сосуществования, расширения зоны ответственности бизнеса за нарушения экологического законодательства, а также дальнейшего развития и совершенствования правовой составляющей экологической безопасности.

Ключевые слова: экология, безопасность, экосистема, ресурсы, регион

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY AS A BUSINESS ECOSYSTEM Onopyuk E.Yu., Shakhova I.Yu.

Onopyuk Elena Yurievna (ORCID 0000-0003-4740-7097), Shakhova Irina Yurievna (ORCID 0000-00015172-5624)

Ivanovo branch of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Ivanovo, Russia. 153025, Ivanovo region, Ivanovo, st. Dzerzhinsky, 53. E-mail: onopyuk88@gmail.com, shakhova.ira@yandex.ru

The article considers the resource approach for assessing the impact of environmental safety on the sustainable development of the region. A new definition of the business ecosystem is given. The resource components of the ecological safety of the region are considered: natural and climatic, social and labor, innovative and legal. The analysis of the provision of the state regional program "Environmental Protection of the Ivanovo Region" was carried out. The study showed that the problem of environmental security of the region requires the attraction of private capital, an increase in the number of points of intersection of the interests of business systems and government structures in the field of environmental coexistence, the expansion of the area of responsibility of business for violations of environmental legislation, as well as the further development and improvement of the legal component of environmental security.

Keywords: ecology, security, ecosystem, resources, region

На современном этапе развития экономики большую роль стали играть бизнес-экосистемы. Первым, кто выделил понятие "Экосистема" был американский бизнесмен Джеймс Ф. Мур, который рассматривал экосистему с точки зрения экономической деятельности, где покупатели и производители совместно эволюционируют и занимают взаимодополняющие роли, находясь в центре экосистемы.

Джеймс Ф. Мур дал собственное определение экосистеме. В нём экосистема — это экономическое сообщество, которое состоит из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц. Экономическое сообщество производит товары и услуги, ценные для потребителя, которые также являются частью экосистемы [1].

На международной арене традиционно к масштабным экосистемам относят такие американские технологические компании, как: Google, Apple, Facebook и Amazon и две китайские: Alibaba и Tencent. Эти компании нарастили существенное влияние на международном рынке за счет финансовой успешности, массовости клиентской аудитории и естественного включения в свой периметр смежных сегментов рынка. В России наиболее успешными экосистемами стали Яндекс и Сбер.

Мы видим, что термин «экосистема» не имеет ничего общего с экологией. Термин бизнес-экосистема есть некий способ для компаний выглядеть «зеленными», но не более. Также можно сказать, что этот термин способствует тому, что поднимаются вопросы экологизации на уровне бизнеса. Это в целом конечно же хорошо, но вопрос, в чем же заключается эколо-гичность таких экосистем, остается открытым. Поэтому необходимо их разграничить и дать собственное определение понятия экосистемы с учетом непосредственно экологического фактора. И здесь мы вправе с экономической точки зрения говорить об экологической без-

опасности.

Бизнес-экосистема - новое восприятие экономики как природосообразное взаимодействия разных субъектов, результаты которых взаимно обусловлены. Проблемы состояния окружающей среды перестали быть чисто экологическими, они связаны с сохранностью эко-лого-экономического потенциала страны и ее территорий.

В научной литературе имеется тенденция продвижения концепции «зеленой» экономики, при которой наблюдается повышение со-

циально экономических благ, при том снижая обеднения окружающей среды и ее риски. Основными критериями перехода к «зеленой» экономике являются:

1. Анализ и оценка природных ресурсов государства (региона);

2. Привилегии для производителей экологически чистой продукции;

3. Совершенствование налогообложения в сфере взимания «экологических» платежей;

4. Привлечение дополнительных государственных вложений (инвестиций) в инфраструктуру (общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных объектов) и др.

К сожалению, для формирования «зеленой» экономики устойчивого развития нет конкретного механизма. Именно она является ключевым инструментом обеспечения устойчивого развития региона, объединяя экономические и экологические факторы.

С понятием «экосистема» связано понятие «экологической безопасности». Экологическая безопасность - один из главных элементов национальной безопасности любого государства. Понятие «экологическая безопасность» можно отнести к безопасности государства, населения отдельного региона, экологии, технологий и производств и т.д. На уровне Российской Федерации действует ФЗ «Об охране окружающей среды» [2]. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и др. Однако, субъекты РФ имеют право на разработку собственной нормативно-правовой базы и региональных целевых программ в области регулирования экологических отношений.

Экологическую безопасность региона можно определить как устойчивое состояние защищенности окружающей среды от реальных и потенциальных угроз, воздействующих на биосферу в результате антропогенного воздействия, достигающегося за счет рационального использования имеющихся ресурсов.

Основными ресурсными составляющими экологической безопасности региона выступают: природно-климатическая, социально-трудовая, инновационная, правовая.

Природно-климатическая составляющая экологической безопасности: площадь Ивановского региона составляет 21,85 тыс. кв. км и расположена в центре Европейской территории РФ. Протяженность территории с севера на юг - 158 км, а с запада на восток - 230 км [3].

Ивановская область бедна полезными ископаемыми. Тем не менее, на территории области находятся более 1578 месторождений -это, в основном, песчано-гравийные и торфяные ископаемые. Также на здесь разведано 172 месторождения пресных подземных вод и 11 месторождений минеральных подземных вод. Более 40% территории области занимают леса и под лугами находится примерно 10% территории области [3].

отсутствие переобрабатывающих мусор предприятий

частые

Экологический рейтинг региона довольно высокий, это связано с низким уровнем производства.

В экологическом отношении Ивановский регион обладает богатейшими рекреационными возможностями, к которым относятся водные, лесные ресурсы, ландшафты, целебные источники и входит в число наиболее благоприятных регионов России.

В сфере экологии на территории области с 2014 по 2025 годы введена государственная региональная программа «Охрана окружающей среды Ивановской области», утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 1311.2013 г. № 452-п (последняя редакция от 22.07.2021 г.).

Анализ ресурсного обеспечения данной государственной региональной программы показал следующие результаты: - основное финансирование начиналось с 2021 года (в т.ч. за счет средств, неиспользо-

Нами был проведен опрос населения города Иваново по вопросам Экологической грамотности.

В результате анализа ответов выяснили, что по мнению респондентов, основными факторами загрязнения окружающей среды в Ивановской области являются транспорт. бытовые отходы, и выбросы предприятий.

ванных в предыдущие годы) и составило 93,4 % от общего объема ресурсного обеспечения на период с 2021 по 2025 годы;

- с 2014 по 2020 годы финансирование осуществлялось на 65,2 % из областного бюджета и 44,8 % из федерального;

- с 2021 по 2024 годы соотношение объемов финансирования из бюджетов составило — 95,4 % из федерального, 4,6 % из областного.

Общероссийская общественная организации «Зеленый патруль» весной 2021 года опубликовала «Национальный экологический рейтинг регионов» по итогам. Информация для данного рейтинга собирается экспертами организации, где оценка субъекта осуществляется по определенным параметрам: экосфера (природоохранный индекс), техносфера (промыш-ленно-экологический индекс), социум (социально-экологический индекс). По субъекту РФ рассчитывают сводный индекс, а сравнивая их, получают рейтинг [4].

бытовые отходы

производственные аварии

выбросы предприятий

транспорт

10

20

30

40

50

60

70

80

Рис.1. Результат опроса по факторам загрязнения окружающей среды Fig. 1. The result of a survey on environmental pollution factors

0

Первый индикатор-показывает состояние природных вод, качество питьевой воды в субъекте РФ. Для Ивановской области этот показатель составляет 55 единиц из 100.

Второй индикатор - комплексный индикатор уровня комфорта проживания людей, животных и растений, в том или ином регионе России. Для Ивановской области этот показатель составляет 81 единица из 100.

Третий индикатор - индикатор уровня промышленного внедрения современных экологичных технологий в хозяйственной деятельности. Для Ивановской области этот показатель составляет 45 единиц из 100. Сводный экологический индекс Ивановского региона по оценке ООР «Зеленый патруль» составил 66 единиц из 100 и 23 место из 85 регионов России [4].

Социально-трудовая составляющая экологической безопасности характеризуется поведением участников бизнес-экосистем региона с позиций соблюдения экологических норм. Данный элемент экологической безопасности необходимо определять в двух аспектах: во-первых, как готовность социума к соблюдению требований обеспечения экологической безопасности, что во многом определяется сфор-мированностью экологических компетенций у населения; во-вторых, как готовность бизнеса к соблюдению требований обеспечения экологи-

ческой безопасности, что во многом определяется наличием экологических компетенций у персонала предприятий и организаций (особенно у руководящих кадров) [5].

Мусор в настоящее время стал проблемой государственного масштаба.

Одной из экологических проблем Ивановской области - проблема загрязнения территорий отходами потребления. Абсолютное большинство полигонов, где складируются ТБО, не соответствуют установленным санитарным нормам, более 25 % полигонов было закрыто по решению суда из-за выявленных нарушений [3].

В рамках определения готовности социума к соблюдению требований обеспечения экологической безопасности и сформированно-сти экологических компетенций у населения нами было проведено анкетирование населения города Иваново по проблемам утилизации бытового мусора.

Анализ результатов анкетирования показал, что подавляющее большинство респондентов (82,1%) волнует проблема бытового мусора и его утилизации.

В качестве основной проблемы (91,3%) жители города Иванова называют плохую организацию раздельного сбора и вывоза мусора.

Данные представлены на диаграмме.

Волнует ли вас проблема бытового мусора и его утилизации?

4%

да

затрудняюсь ответить

Рис.2. Результат опроса по проблемам бытового мусора и его утилизации Fig. 2. The result of a survey on the problems of household waste and its disposal

Пытаются сортировать мусор для раздельного сбора чуть более 50% опрошенных. При этом сортируется в основном пластик (90,9%) и бумага (38,6%).

В качестве основной причины отказа от сортировки бытового мусора, является отсут-

ствие вблизи места жительства контейнеров для раздельного сбора мусора (82,1%).

По мнению жителей, обеспечение удобных мест для раздельного сбора мусора приведёт к тому, что увеличится доля граждан, сортирующих мусор. При этом многие счита-

ют, что необходимо информировать население о важности раздельного сбора мусора и стимулировать такой сбор.

Инновационная составляющая потенциала развития региона - комплексная оценка всех ресурсов региона, которые могут быть вовлечены в региональный инновационный процесс: кадровый потенциал, материально-технический потенциал, финансовый потенциал, научный потенциал и т.д. [6].

В инновационной сфере Ивановского региона немало проблем. Наблюдаются низкие показатели по таким позициям, как «внутренние затраты на научные исследования и разработки», «затраты на технологические инновации» и «удельный вес организаций, осуществляющих инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществляющих экологические инновации» [7].

Основными факторами устранения проблем в инновационной сфере региона являются: высокая квалификация и профессионализм занятых в традиционных отраслях промышленности; развитая система профессионального образования, существенный инновационный потенциал ведущих вузов; близость к Москве - потенциальному поставщику технологий, носителю новейших знаний и компетенций, крупнейшему потребителю инновационной продукции и др. Необходимо активизировать инновационную деятельность в традиционных для Ивановской области отраслях промышленности (текстильной и швейной, машиностроение), а также в научно образовательном комплексе, АПК, строительной индустрии, химической и металлургической промышленности. Промышленные предприятия области способны осуществить переход на новый уровень технологического развития совместно с научными организациями региона на основе государственно-частного партнерства.

Субсидирование процентных ставок по кредитам - это еще один способ повышения доступности финансовых средств для предприятий и организаций области, осуществляющих модернизацию производств [6].

Большое значение имеет качество законодательной базы для повышения уровня экологической безопасности.

Правовое регулирование бизнес-экосистемы Ивановской области реагирует на изменяющиеся условия рынка и оказывает

поддержку малому и среднему бизнесу, а также создает условия для привлечения в регион крупных бизнес-проектов и инвестиций.

Среди направлений устойчивого социально-экономического развития региона важное место занимает экологическая составляющая. При этом особое внимание в осуществлении деятельности органов власти Ивановской области уделяется такому аспекту как экологическая безопасность.

В числе принципов социально-экономического развития Ивановской области, изложенных в Уставе Ивановской области, обозначена установка на улучшение «условий жизни и развития человека, комфортной, безопасной и экологически благоприятной среды обитания при оптимальных затратах на содержание соответствующей инфраструктуры» [8].

К перечню мер, направленных на расширение зоны экологической безопасности относительно существующих бизнес-систем можно отнести регулярные плановые проверки Департаментом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения экологического законодательства, а также работа с обращениями граждан, представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в круг полномочий Департамента.

Относительно зоны пересечения интересов органов государственной власти и действующих бизнес-систем необходимо отметить, что в 2018 году было достигнуто соглашение, в соответствии с которым стороны, в том числе, «обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников».

Таким образом, тенденция к расширению сотрудничества бизнеса (представителей и организаций) и государства в лице органов региональных и местных властей включает в себя и экологический аспект взаимодействия.

Однако необходимо отметить, что проблема экологической безопасности региона требует привлечения частного капитала, увеличения количества точек пересечения интересов бизнес-систем и государственных структур в области экологического сосуществования, расширения зоны ответственности бизнеса за нарушения экологического законодательства, а

также дальнейшего развития и совершенствования правовой составляющей экологической безопасности.

Таким образом, экологическая составляющая является важным элементом общей безопасности региона, которая обеспечивает социально-экономическое развитие экономической системы и высокое качество жизни населения. Важным аспектом является возможность государственного регулирования экологической безопасности, в частности, за счет реализации национальных экологических проектов, а также федеральных, региональных и муниципальных государственных программ [9-10]. Государственная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций из бюджета всех уровней имеет положительный опыт на протяжении многих лет.

Гранты, выделяемые на конкурсной основе, зачастую являются основным финансовым источником реализации проектов, обеспечивающих экологическую безопасность, но современные тенденции требуют совершенствования системы грантовой поддержки. В первую очередь, необходимо сменить направления финансирования, касающиеся поддержки деятельности организаций, не направленных на развитие и совершенствование проектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность. В условиях современного мира приоритет получают организации проекты, которых направлены на разработку и применение новых технологий. Одним из главных аспектов совершенствования системы гранто-вой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающих экологическую безопасность, является разработка механизмов введения предлагаемых эффективных новых социальных технологий в деятельность бюджетных организаций региональных городов. Это поспособствует социальному развитию городской среды и пониманию ее экологических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусалова А.Д. Экосистема, платформа или кластер -что будущее для менеджмента? Экономика и предпринимательство. 2020. № 10(123). С. 896-900. Б01 10.34925/Е1Р.2020.123.10.175.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (действующая редакция) Официальный сайт Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области

3. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль»

4. Сорокина Т.Ю., Онопюк Е.Ю. Комплексный анализ трудовых ресурсов промышленного регионально-отраслевого комплекса. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10-2. С. 173-180. DOI 10.17513/vaael.1884.

5. Степанова С.М., Жукова Я.Э., Шинкаренко Л.И.

Анализ и основные тенденции развития рынка финансовых услуг как структурного элемента потребительского рынка: региональный аспект. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 2 (46). С. 70-80.

6. Постановление Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Устав Ивановской области (принят Ивановской областной Думой 29.01.2009 г

8. Боровкова Н.В. Медведева М.В., Шумилов М.Е.

Экологическая безопасность как фактор социально-экономического развития. Современные проблемы гражданской защиты. 2020. № 3(36). С. 62-69.

9. Степанова С.М., Онопюк Е.Ю., Голышева Е.Е. Разработка критериев эффективности социально-трудового потока промышленного регионально-отраслевого комплекса. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. № 1 (65). С. 46-51. DOI: 10.6060/snt.20216501.0005

REFERENCES

1. Busalova A.D. Ecosystem, platform or cluster - what is the future for management? Economy and entrepreneurship. 2020. N 10(123). P. 896-900. DOI 10.34925/EIP.2020.123.10.175.

2. Federal Law of January 10, 2002 N 7-FZ "On Environmental Protection" (current version) [Electronic resource] -Official website of the Department of Natural Resources and Ecology of the Ivanovo Region

3. Official site of the All-Russian public organization "Green Patrol"

4. Sorokina T.Yu., Onopyuk E.Yu. Comprehensive analysis of labor resources of the industrial regional-branch complex. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. N 10-2. P. 173-180. DOI 10.17513/vaael.1884.

5. Stepanova S.M., Zhukova Ya.E., Shinkarenko L.I. Analysis and main trends in the development of the financial services market as a structural element of the consumer market: a regional aspect. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2016. N 2 (46). P. 70-80.

6. Decree of the Government of the Ivanovo Region of April 27, 2021. N 220-p "On Approval of the Strategy for the Social and Economic Development of the Ivanovo Region until 2024".

7. Charter of the Ivanovo Region (adopted by the Ivanovo Regional Duma on January 29, 2009)

8. Borovkova N.V. Medvedeva M.V., Shumilov M.E. Ecological safety as a factor of social and economic development. Modern problems of civil protection. 2020. N 3(36). P. 62-69.

9. Stepanova S.M., Onopyuk E.Yu., Golysheva E.E. Development of criteria for the effectiveness of the social and labor flow of the industrial regional-branch complex. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2021. N 1 (65). P. 46-51. DOI: 10.6060/snt.20216501.0005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.