ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94 (470.67)
З. С. Эмирханова
студент магистратуры кафедры истории России с древнейших времен до конца XIX века, ДГУ,
г. Махачкала, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ГОРЦАМИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И
РУССКИМ НАСЕЛЕНИЕМ В XVI-XVII ВВ.
Аннотация
Работа посвящена исследованию роли торговли в укреплении экономических связей северокавказских горцев с русским населением в XVI-XVII веках. Автором сделан вывод, что с XVI-XVII вв. торговые связи горцев с русским народом носят регулярный и взаимовыгодный характер.
Ключевые слова: Торговля, экономика, Северный Кавказ, Русское государство.
Z. S. Emirhanova
master's degree student of the Department of history of Russia from ancient times to the end of the XIX century, DSU,
Makhachkala, Russia E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC TIES BETWEEN THE MOUNTAINEERS OF THE NORTH CAUCASUS AND THE RUSSIAN PEOPLE IN THE XVI-XVII CENTURIES.
Annotation
The work is devoted to the study of the role of trade in strengthening the economic ties of the North Caucasian highlanders with the Russian population in the XVI-XVII centuries. The author concludes that from the XVI-XVII centuries trade relations between the highlanders and the Russian people are regular and mutually beneficial.
Key words:
Trade, economy, North Caucasus, Russian state.
Северный Кавказ играл особую роль в экономической истории Российского государства, причем этому способствовало развитие Волжско-Каспийского пути международной торговли. Данный процесс был связан с получением Россией выхода через Астрахань к Каспийскому морю, что значительно укрепило и расширило её влияние в регионе. По мнению М.Н. Покровского «Кавказ попадает в сферу русской политики в половине XVI века, когда Московское государство, завладев Казанью и Астраханью, стало на всем протяжении хозяином крупнейшего торгового пути из Европы в Персию и Среднюю Азию - реки Волги, по которой в Европу поставлялись необходимые товары, прежде всего шелк» [5].
Необходимо отметить, что русско-северокавказские контакты укреплялись не только в процессе дальнейшего развития экономических и политических отношений, но и в итоге регулярного общения горцев с русскими Северного Кавказа. Например, когда русские переселенцы стали обживать территории Северного Кавказа, владетель Кабарды Мисост объявил их своими гостями. Узнав об этом, шамхал Будай-хан обратился к Мисосту с предложением отпустить их в его земли. Постепенно между русскими людьми и северокавказскими горцами устанавливались тесные контакты, в основе которых лежали обоюдный
взаимозависимый и взаимовыгодный характер [4, с. 368].
Огромную роль в усилении русско-северокавказских связей сыграло строительство военных поселений России на Восточном Кавказе. В 60-80-х гг. XVI в. Россия, укрепляя безопасность своих юго-восточных границ, построила ряд пограничных городков-крепостей. В 1588 г. в дельте на реке Терек был построен Терский городок (Терки), откуда и через которую шли торговые пути: из России в Дагестан, Кабарду, Чечню, Осетию, Закавказье, Персию, Индию. Среднюю Азию. Через эту крепость проходили два торговых пути, сходившихся в Астрахани: водный - по Каспийскому морю и сухопутный - степью вдоль западного побережья Каспия [2, с. 424].
После основания Терского городка, где со своими товарами постанавливались и для реализации торговцы из центральных областей России, Ирана, владений Закавказья, различных районов Дагестана, Кабарды, Осетии, торгово-экономические контакты народов Северного Кавказа с Россией значительно усиливаются. Купцы продавали в здесь хлеб, мясо, лошадей, ремесленные изделия. В последующем благодаря своему стратегическому расположению Терская крепость стала военно-административным и экономическим центром на Северном Кавказе.
На улицах городка встречались армянские, грузинские, персидские купцы, индусы, турки, не говоря уже о народах Северного Кавказа. Терки был центром транзитной и местной торговли в регионе. В городке, кроме официальных учреждений, были расположены торговые ряды, гостиные дворы, где останавливались русские, восточные и северокавказские торговцы. В крепости работала таможня для взимания пошлин с привозимых товаров.
Советский историки Н.П. Гриценко в своей работе отмечает, что в конце XVII в. Терский городок стал вывозить больше товаров, чем Дербент, потому что через Терки с Астраханью, а через нее с Россией были связаны купцы не только Дагестана, но и всего Северо-Восточного Кавказа.
Будучи центром как внутренней, так и внешней, а также транзитной торговли, Терки получал большие доходы. Неслучайно между терскими воеводами и князьями Черкасскими завязались споры о торговой пошлине, которая закончилась тем, что в 1678 г. Каспулат черкасский вместо денежного и хлебного жалования получил право сбора таможенных пошлин в Терском городке. Русский царь Федор Алексеевич в жалованной грамоте предписывал вместо «голов и целовальников», собиравших в Терках пошлины с горских и приезжих торговых людей, впредь эти обязанности возложить на Каспулата Муцаловича до самой его смерти. При этом предписывалось, чтобы городским и приезжим торговым людям «не было обид, разорения и утеснения» [3, с. 74-75].
Активное участие в развитии торговых связей России с народами Северного Кавказа принимали астраханские купцы. Астрахань выполняла роль русского центра транзитной торговли со странами Востока, которая шла по территории Кавказа. В городе находились большие колонии армянского, персидского, индийского и среднеазиатского (в основном, бухарского) купечества. В Астрахань горцы привозили попоны, бурки, овчины, металлические изделия, а вывозили из русских областей сукна, меха, котлы, оружие.
Во второй половине XVII века попытки освоения Россией Каспия и Кавказского региона значительно активизировались. Дальнейшее развитие получило мореплавание по Каспийскому морю. В Астрахани дислоцировалась флотилия кораблей, целью которой была торговля с приморскими городами и ее охрана. Из Астрахани в Дербент и другие северокавказские города регулярно отправлялись караваны судов с товарами из России [1, с. 194-195].
Торговцы из кавказских земель были частыми гостями в Москве в составе официальных делегаций от феодальных владетелей. Так, например, в 1621, 1623, 1627 гг. вместе с дипломатическим посольством Ильдара Тарковского во главе с Томулдуком в столицу Русского государства торговец Фаргат, который привез восточных товаров на сумму в 8557 рублей. В другом случае, в 1642 г торговец и посланник Сурхай-шамхала привез товаров на сумму 8100 рублей; в 1635 г. и 1643 г. в таком же объеме привезли товаров кайтагский посланник Бадархан и торговец Варданас [4, с. 256].
По мере продвижения России на Северный Кавказ развивались торгово-экономические отношения
между местными народами и русскими. Москва придавала важное значение развитию торговли с северокавказскими народами, тем самым рассчитывая укрепить их связи с русским населением. В процессе заселения и экономического освоения северокавказского региона, край втягивался в систему всероссийского рынка.
В течение XVI-XVII вв. русские крепости играли важную роль как центры торговых связей России с северокавказскими народами. Они не только служили опорной базой в защите северокавказских народов от внешней агрессии, но и превратились в центры ремесленного производства и главные торговые пункты, где местное население сбывало свою продукцию животноводства, земледелия, ремесла и скот и приобретало необходимые изделия российской промышленности. С основанием военных городов торговые связи местных народов и русских становятся постоянными. Список использованной литературы:
1. Гасанов М.Р. Дагестан в истории России и Кавказа (проблемы, поиски, этюды). - Махачкала, 2004. - 604 с.
2. Иноземцева Е.И. Парадигма торгово-экономического интегрирования России с народами СевероВосточного Кавказа в XVI-XIX в.» // Россия и Кавказ: история и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1150-летию зарождения российской государственности. г. Грозный, 19-20 июня. - Махачкала, 2012. - С. 421-431.
3. Иноземцева Е.И. Торгово-экономические взаимоотношения Дагестана с народами Северо-Восточного Кавказа в XVII в. // Исследования по истории Дагестана (дооктябрьский период). Сборник статей. -Махачкала, 2004. - С. 69-86.
4. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Ответственный редактор В. Б. Пиотровский. - М.,1988. - 527 с.
5. Русская культура в исторической судьбе кавказских народов. Из истории русско-кавказских отношений. Электронный ресурс: URL: http://kmvline.ru/article/a_4.php (дата обращения 17.03.2018)
© Эмирханова З.С., 2018
УДК9
А. М. Якупов
Студент 2 курса магистратуры БГПУ им. Акмуллы
Г. Уфа, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Р. З. Алмаев Канд.истор. наук, доцент БГПУ им. Акмуллы
Г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ НАЧАЛА XXI В.
Повседневная жизнь и быт рядового народа в годы Великой Отечественной войны всегда была в поле зрения не только отечественных историков, но еще и всего неравнодушного населения. В исследованиях ученых были рассмотрены многообразные стороны жизни населения, такие как проблемы бытового характера, снабжение жилым помещением, продуктами питания, а также медико-санитарное обслуживание населения и помощь семьям военнослужащих, а также и иные стороны жизни. В то время изучение обычного быта населения считалось маловажным и отодвигалось на второй план, поэтому в работах не было системности, опосредованности и комплексности излагаемых материалов.