РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.И. Мустафина, студент
Научный руководитель: Г.Ф. Цельникер, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10497
Аннотация. В данной статье рассматривается налоговое администрирование, которое в значительной степени устанавливает эффективность налоговой системы. Формы и методы налоговой политики государства находятся в зависимости от характера, поставленных задач и соответствующей стадии формирования функций налоговых органов по контролю над соблюдением налогового законодательства. Таким образом, особую роль в развитии налогового администрирования в Российской Федерации обретает детальное исследование ключевых определений и стадий налогового администрирования.
Ключевые слова: налоги, налоговое администрирование, функции государства, финансы, финансовая и налоговая политика государства, этапы развития налогового администрирования.
Налогообложение ровно как принудительное изымание доли национального дохода в централизованные денежные фонды предусматривает строгий учет и надзор со стороны государства. Сущность налогообложения ровно как конфликт между участниками налоговых отношений, с одной стороны - государства, а с другой - налогоплательщиков, подразумевает администрирование данных отношений. С этапа возникновения налогообложения как метода объединения небольших капиталов в общий государственный фонд данная процедура подвергалась строгому, а в некоторых случаях и ожесточенному контролю. Развитие общества, а вместе с ним и налогообложения значительно изменили способы и формы налогового администрирования. На сегодняшний день оно основывается на законе, правах и обязанностях. В связи с этим налоговое администрирование обретает новую сущность и на постоянной основе является предметом дискуссий.
Налоговое администрирование - это многогранная и непростая категория. Ее можно представить в различных аспектах. Налоговое администрирование содействует устойчивому функционированию экономики государства и является одним из элементов управления налоговой систе-
мой. Управление налоговой системой обуславливается целями налоговой политики, а кроме того, характером экономического развития. По этой причине исследование этапов формирования налогового администрирования в России и дает возможность выявить характерные черты его трансформации во времени, а кроме того социально-экономическую сущность.
«Администрирование» как понятие прежде крайне редко использовалось в управленческой деятельности. Однако его значение соответствует понятию «управление». Таким образом, налоговое администрирование обуславливается как управление налогообложением. Руководящим органом в данном процессе являются государственные органы.
Сам процесс заключается в деятельности по увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Он может реализоваться по-разному: путем повышения налоговых ставок, расширения налоговой базы или увеличения сбора налогов. Основным вектором налоговой политики на данный момент является недопущение увеличения налоговой нагрузки, на первый план выходит увеличение сборов действующих налогов.
Научной основой налогового администрирования являются правовые и экономи-
ческие науки, в первую очередь налоговое право и финансы, нацеленные на развитие централизованных денежных фондов, полностью реализуются в рамках налогообложения. В то же время, налоговое администрирование, как прикладная наука, является неотъемлемой частью налогообложения. Налоговое право гарантирует цивилизованные, а главное законные отношения в процессе налогового администрирования. Большая часть операций со стороны налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налоговых правоотношений установлены законом.
Сущность налогового администрирования заключается в том, что в него входят административные органы государства по контролю над уплатой налогов. С другой стороны, налоговые органы осуществляют контроль над поведением налогоплательщиков и налоговых агентов при исчислении и уплате налогов, используя права, учитывая обязанности и права налогоплательщиков. Таким образом, сущность налогового администрирования заключается в том, что оно применяет все элементы налоговой системы, представляя собой внутренний фактор ее формирования.
Категория налогового администрирования шире категории налогового контроля. Налоговой контроль является неотъемлемой частью налогового администрирования. Помимо контроля, компонентами налогового администрирования являются налоговое планирование, регулирование, консультирование, налоговый учет и аналитическая работа в налоговых органах.
Развитие системы налогового администрирования происходило одновременно с формированием налоговой системы Российской Федерации. Его деятельность неотделима от формирования государства.
Связь между развитием налогов и государства отмечал К. Маркс, который подчеркивал императивный характер налогов, указывая «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства» [1]. Вознесенский А.Э. отмечал взаимосвязь финансов и государства [2].
Можно сделать вывод, что одним из важных условий существования налогового администрирования является нормо-
творчество. Формирование налоговой системы также основано и на экономических условиях.
Особенностью налогового администрирования является его комплексный характер. Система управления налоговыми отношениями затрагивает абсолютно всех граждан РФ и организаций. Главной целью налогового администрирования считается развитие централизованных денежных фондов на законных основаниях [3]. Система налогового администрирования основывается на ряде принципов. К основным из них относится принцип единства, экономичности и прозрачности системы налогового администрирования [4]. Вследствие соблюдения правил налогового администрирования, налоговые отношения между должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиками формируются в цивилизованной форме.
С 2006 года в Федеральную налоговую службу вводится система налогового администрирования. Она основана на подготовке информационной базы, применение проектировок, учитывающих многие факторы, анализе налогового законодательства и налогового потенциала. Обработка информации в налоговых органах осуществляется автоматизированной системой, возникает возможность применения статистических способов прогнозирования и анализа налоговых доходов и рисков [5].
За короткое время налоговая служба Российской Федерации прошла долгий путь становления и развития. Она довольно часто меняла свой статус, наделялась дополнительными обязанностями и правами. Неоднократно менялась и структура налоговой службы, что отражалось в порядке проверок. Значительно увеличилось количество налоговых чиновников. Такую динамику можно объяснить обновлением налоговой системы Российской Федерации. Кроме того, каждая административная система должна периодически реформироваться, иначе будут стагнация и застой в управлении.
Эффективность системы налогового администрирования зависит от степени развития государства, экономики и общества.
В широком смысле налоговое админи-стрирование-это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования. Между государством и субъектами налогообложения - юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов за счет собственных средств появляются налоговые отношения. Возникновению налоговых отношений предшествует система правовых мер, принимаемых субъектами налогового контроля, которые обеспечивают предпосылки для осуществления контрольных функций [6].
Налоговое администрирование - важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, входящих в общую теорию и практику управления. Она также базируется на знаниях политических, экономических, правовых и других наук, обогащенных современной практикой.
Можно сделать вывод, что налоговое администрирование - это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.
Элементами налогового администриро-
вые проверки, разрешение налоговых задолженностей и другие методы налогового администрирования.
На сегодняшний день налоговое администрирование требует постоянного совершенствования и модернизации методов. В рамках действующего законодательства налоговые органы совершенствуют способы реализации своих прав и обязанностей. С момента своего создания в начале 1990-х годов налоговая служба Российской Федерации прошел короткий, но насыщенный путь развития и становления. Многие особенности налоговой службы были обновлены и изменены. В процессе своего развития, налоговая служба получила новые функции и полномочия. Такие изменения обусловлены динамичными изменениями в российской экономике. Налоговые отношения являются лишь частью общих экономических отношений. Они призваны служить целям общества, поэтому реформируются в процессе эволюции экономической среды России. Налоговое администрирование как прикладная часть налоговых отношений соответствует этим изменениям. Дальнейшими путями модернизации налогового администрирования являются: расширение прав налогоплательщиков, сокращение числа дублирующих функций налоговых органов, упрощение процедур налогового администрирования, достижение прозрачности налоговых органов, повышение экономической эффективности и гибкости налогового администрирования.
вания являются: налоговый учет, налого-
Библиографический список
1. ОзеровИ.Х. Основы финансовой науки. - Рига, 1923. - Вып. II. - С. 102.
2. Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. - 1971. - №3. -С. 128-131.
3. Джамурзаев Ю. Д. Концепция формирования эффективного налогового администрирования в национальной налоговой системе: автореф. дис. д-ра экон. наук. Орел, 2012.
4. Цельникер Г.Ф., Казанкова Т.Н. Принципы финансового права и их значение // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - № 2. - С. 73-78.
5. Клюкович З. А. Налоги и налогообложение. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 344 с.
6. Цельникер Г.Ф. Правовая защита при осуществлении государственного контроля (надзора) над субъектами малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №2. - С. 1186-1191.
DEVELOPMENT OF EFFECTIVE TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.I. Mustafina, student
Supervisor: F.T. Chelniker, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. In this article tax administration which substantially sets efficiency of a tax system is considered. Forms and methods of tax policy of the state are depending on character, objectives and the corresponding stage of forming of functions of tax authorities on control over observance of the tax law. Thus, the special role in development of tax administration in the Russian Federation is found by a detailed research of key definitions and stages of tax administration.
Keywords: taxes, tax administration, functions of the state, finance, financial and tax policy of the state, stages of development of tax administration.