Научная статья на тему 'Развитие дворянского образования на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв'

Развитие дворянского образования на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие дворянского образования на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв»

РАЗВИТИЕ ДВОРЯНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

К.С. Чикаева,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-правовых дисциплин Армавирского финансово-экономического института

Обращаясь к образовательной политике дореволюционной России, следует признать, что она обеспечивала традиционно привилегированное положение дворянства. Тем не менее, после отмены крепостного права ситуация изменилась. В итоге, как отмечал предводитель северокавказского дворянства П. Мач-канин: «Грамотный и образованный разночинец вошел во все мельчайшие изгибы государственного механизма, стал почти у каждого винтика этой громадной машины, и выдвинуть его оттуда нельзя: его поставило там великое 19 февраля, он несет эту службу, и с успехом, благодаря образованию, которое несло прежде дворянство» [1].

Констатируя утрату фактической монополии дворянства на образование, выделим наиболее характерные черты ситуации в данной сфере в конце XIX - начале XX вв. Обратившись к материалам Северного Кавказа, мы видим, что специалисты со средним и высшим образованием пользовались все более широким спросом. При этом в составе обучавшихся дворяне по-прежнему занимали ведущие позиции.

Проведенные нами подсчеты, сделанные в основном на основе отчета за 1890 год попечителя Кавказского учебного округа, показывают следующую картину. Прежде всего, в гимназиях обучались в основном дети дворян [2]:____

Мужские гимназии Общее число учащихся Дворян % дворян

Ставропольская 426 273 64,1

Кубанская 282 175 62,1

Владикавказская 337 190 56,4

Всего 1045 638 61

Данные цифры вполне объяснимы, учитывая, что гимназии традиционно составляли основу дворянского образования. Ведь только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты.

Аналогичная ситуация сложилась и в женских гимназиях:

Женские гимназии Общее число учащихся Дворянок % дворян

Ставропольская Ольгинская 324 162 50

Ставропольская Святой Александры 212 146 68,9

Владикавказская 417 253 60,7

Екатеринодарская 332 146 44

Всего 1285 707 55

Фактически каждая дворянская семья стремилась обучать своих дочерей в гимназиях, несмотря на материальные трудности. Этому способствовало и то, что образовательные услуги в женских гимназиях были дешевле, чем в мужских. Так, средняя стоимость обучения одного ученика в мужских гимназиях равнялась 134 рублям, а содержание одного воспитанника пансиона - 253 рублям. Средняя же стоимость обучения в женской гимназии составляла 61 рубль, а содержание в пансионе - 193 рубля.

Наряду с гимназиями, дворяне в значительной части присутствовали и в мужских реальных училищах, ориентированных на средние слои населения. Обучение здесь в среднем обходилось в 130 рублей, а содержание пансионера - в 269 рублей. В этих заведениях в больших объемах преподавались физика, химия, современные языки. Их выпускники допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Как показывают статистические данные, в реальных училищах дворян было меньше, чем в гимназиях, но и здесь

Реальные училища Общее число учащихся Дворян % дворян

Владикавказское 340 202 59,4

Ейское 126 35 27,8

Кубанское 201 105 52,2

Ставропольское 130 87 66,9

Всего 797 429 53,8

Тем не менее, на фоне приведенных цифр нужно признать, что дворянство стало утрачивать свои позиции

в обществе, и многие семьи могли обучать детей лишь в начальных учебных заведениях. На Северном Кавказе на 1 января 1891 года насчитывалось 527 начальных училищ. В них учились дети из малообеспеченных семей. В Кубанской области в контингенте начальных училищ было 295 дворян, а в Терской - 163 человека, что составляло, соответственно, 1,7% и 2,4% от общего числа учащихся. Меньшее количество дворян было отмечено в начальных училищах Ставропольской губернии - 41 человек, или 0,5% от всех учащихся. Таким образом, несмотря на низкий удельный вес, количественно их численность приближалась к числу обучавшихся в гимназиях.

Некоторое значение для дворянского образования в условиях Северного Кавказа имели также горские школы, где учились дети всех национальностей: русские (49,5%), грузины (1,5%), армяне (3,4%), евреи (8,6%). Во всех горских школах Северного Кавказа горцы составляли 36,9%. Средняя стоимость обучения одного ученика в таком учебном заведении составляла 41 рубль, содержание в пансионе обходилось в 112 рублей.

Приведенная таблица показывает, что в горских школах был отмечен высокий процент дворян среди учащихся (1890 г.).____

Горские школы Общее число учащихся Дворян % дворян

Майкопская 88 23 26,1

Грозненская 131 29 22,1

Нальчикская 106 70 66

Всего 325 122 37,5

В целом очевидно, что значительная часть дворян получали весьма скромное образование. Не случайно, что к этому вопросу все чаще обращались видные представители местного дворянства. К примеру, в 1895 году атаман Темрюкского отдела в рапорте начальнику Кубанской области и Наказному атаману Кубанских казачьих войск отмечал, что многие из обедневших дворянских семей, не имея надлежащей поддержки, лишены возможности дать приличное образование своим детям. Большинство дворян, проживая в сельской местности, не имели средств вовремя подготовить детей к поступлению в учебные заведения. В итоге ряды местного офицерства стали пополняться преимущественно детьми разночинцев. Указывая на данную проблему, атаман полагал, что лишь учреждение дворянского капитала и должности уездного предводителя дворянства позволит детям обедневших дворян и сиротам получить достойное образование [3].

Отмечая развитие неблагоприятных тенденций в сфере дворянского образования, подчеркнем, что дворянство все же сохраняло свое ведущее значение как наиболее образованной части общества. В частности, представление об уровне дворянского образования дает перепись 1897 года. Согласно ее данным, среднее и высшее образование получили 34% дворян. При этом высшее образование было доступно незначительной

Административные единицы Общее число Дворян % дворян

Кубанская область 481 381 79,2

Ставропольская губерния 285 209 73,3

Терская область 419 310 74

Всего 1185 900 75,9

Таблица свидетельствует, что на Северном Кавказе подавляющая часть людей, имеющих университетское образование, принадлежала к дворянскому сословию. В свою очередь, из всего населения Северного Кавказа высшее техническое образование на момент переписи имели 349 человек, из них 263 человека относились к дворянам, что составляло 75,3%. Однако оно развивалось гораздо медленнее, чем требовала жизнь. В большинстве своем дворяне обучались в различных средних учебных заведениях. Согласно подсчетам, на Северном Кавказе было зафиксировано 21301 человек со средним образованием, из них 7748 дворян, или 36,4% [5].

Однако после переписи развитие неблагоприятных для дворянства тенденций в сфере образования продолжилось. Падение удельного веса представителей высшего сословия среди учащихся происходило главным образом в конце XIX века. Основными причинами такого явления были возросшая стоимость обучения и увеличение количества недостаточно состоятельных дворянских семей, общая неприспособленность дворянства к новым условиям индустриального общества. В то же время возрастала конкуренция со стороны городских сословий.

К примеру, представление об удельном весе дворян среди учащихся мужских гимназий Северного Кавказа дает следующая таблица [6]:

Мужские гимназии Процент дворян среди обучающихся

1890 год 1909 год

Екатеринодарская № 1 62,1 30,8

Ставропольская 64,1 45

Владикавказская 56,4 41,3

В данной ситуации проблема дворянского образования поднималась представителями сословия неоднократно. Так, на совещании губернских предводителей дворянства в 1896 году современное образование характеризовалось как крайне неблагоприятное для общества [7]. На совещании отмечалось, что вопрос о правильном направлении воспитания и образования юношества является делом чисто государственным и настолько важным, что правительство обязано его поддержать.

Действительно, нужно признать, что обедневшее дворянство было не в состоянии оказывать значительное влияние на воспитание и образование дворянской молодежи. Дворянство Северного Кавказа также не могло содержать учебные заведения. Как показывают документы, на дворянских собраниях здесь постоянно решался вопрос об оказании материальной помощи в обучении дворянских детей. Однако далеко не всем нуждающимся выделялись средства на образование. При этом со временем ситуация становилась все сложнее. К примеру, когда в сентябре 1906 года директора учительской семинарии и гимназий Ставрополя предложили дворянской организации принять участие в воспитании осиротевших детей офицеров и нижних чинов, участвовавших в войне с Японией и умерших от ран и болезней, Ставропольское губернское дворянское собрание, состоявшееся 10 декабря 1906 года, постановило: «Сообщить означенным директорам, что дворянство Ставропольской губернии при всем желании лишено возможности принять участие в этом благом деле по неимению средств» [8].

Однако дворянство Северного Кавказа уделяло вопросам образования большое внимание, выступая с различного рода инициативами. В частности, предводитель дворянства Ставропольской губернии с областями Терской и Кубанской П. Мачканин, выражая беспокойство дворян, в письме в Особое совещание по делам дворянства предлагал усовершенствовать систему образования и создать благоприятные условия для обучения детей дворян [9]. Он утверждал, что дворянству необходимо предоставить право критиковать систему преподавания в учебных заведениях и вносить свои предложения. По его мнению, средние учебные заведения не удовлетворяли современным требованиям. Классическая гимназия была обременена непосильными древними языками и не давала достаточных знаний по общеобразовательным предметам. Реальные отделения гимназии давали одностороннее образование, перегружая учащихся математикой, и не позволяли поступать в университеты. Предводитель дворянства считал, что гимназия должна открывать двери одинаково во все учебные заведения. В то же время средние учебные заведения должны были отвечать требованиям практической жизни. Эти проблемы разрешить могло только высшее сословие, и «правительство именно этой просветительской роли ожидает от дворянства» [10].

Мачканин выработал принципы, которым должна была соответствовать современная гимназия: 1) обучение должно развивать природные способности ребенка; 2) в программе преподавания должно присутствовать только то, что имеет современное значение и применение в жизни; 3) исключить преобладание одного предмета и специализацию; 4) устранить преподавание древних языков, которые должны стать предметом специального изучения; 5) включить в программу первых трех классов изучение истории и знакомство с простейшими явлениями и законами физики, химии, механики с использованием приборов; 6) в преподавании 4, 5 и 6-го классов применять вечерние практические занятия. В шестом классе необходимо выдавать аттестат, дающий право государственной службы и право поступать в высшие специальные учебные заведения; 7) главная задача обучения в седьмом и восьмом классах - подготовить гимназиста к университету и сосредоточиться на более обстоятельном изучении литературы и педагогики. Автор высказывал пожелания об увеличении числа учебных заведений и о предоставлении дворянам преимуществ перед другими сословиями при поступлении в учебные заведения. Он отмечал, что дворянских детей следовало принимать в учебные заведения первыми, во время переводных экзаменов назначать ежегодно депутатов от дворянства для присутствия во всех учебных заведениях. Таким образом, глава дворянской сословной организации предлагал меры, необходимые для закрепления ведущей роли образования дворянской молодежи.

Тем не менее, в данном случае именно роль государства становилась основной. В немалой степени неблагоприятную для дворян ситуацию разрешало военное ведомство. На территории региона размещалось несколько учебных заведений, которые находились в ведомстве Военного министерства. В таких заведениях обучалось особенно много дворянских детей. Так, во Владикавказском кадетском корпусе в 1907-1908 учебном году обучалось 469 учащихся. Как свидетельствуют статистические данные, все они были потомственными дворянами или детьми личных дворян и классных чиновников [11]. Основная их часть была православного вероисповедания. Кубанское войсковое правительство также содержало за счет средств Кубанского казачьего

войска стипендиатов. К примеру, в 1906 году на средства войска обучалось в специальных высших учебных заведениях, в том числе и в военных, 12 человек, в кадетских корпусах - 77 человек, многие из них были детьми казачьих офицеров. Офицеров для двух Кавказских казачьих войск готовило Ставропольское казачье юнкерское училище.

Правительство выделяло деньги и для развития гимназий на Северном Кавказе. Так, в 1909 году из средств государственного казначейства было отпущено пособие в шесть тысяч рублей на содержание мужской гимназии в станице Лабинской Кубанской области. 6 июня того же года императором было утверждено мнение Государственного совета и Думы об отпуске ежегодного пособия на содержание мужских гимназий в Армавире, Тифлисе и Екатеринодаре. Средства должны были отпускаться поэтапно: «1909 году - по три тысячи на каждую, в дополнение к отпускаемым на означенную надобность из казны сумм; в 1910 году - двенадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей на Армавирскую гимназию и по десять тысяч шестьсот одиннадцать рублей на каждую из двух остальных гимназий; в 1911 году - двенадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей на Армавирскую и по двенадцать тысяч сто рублей на каждую из двух прочих гимназий, а начиная с 1912 года - отпускать по двенадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей ежегодно на каждую из означенных трех гимназий» [12].

Таким образом, правительство предпринимало все усилия для того, чтобы поддержать образовательные программы для дворянства. Тем не менее, общие тенденции развития просвещения вели к неуклонному падению роли дворянства среди образованного населения России.

Литература

1. РГИА. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 125. Л. 2.

2. Кавказский календарь на 1891 год. Тифлис, 1890. С. 254-261. Подсчитано автором.

3. ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 2418. Л. 103.

4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Кубанская область. СПб., СПб.,1905. Том 65; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Ставропольская губерния. СПб., 1905. Том 65; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Терская область. СПб., 1905. Том 68. Подсчитано автором.

5. Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Кубанская область. СПб., 1905. Том 65; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Ставропольская губерния. СПБ., 1905. Том 67; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Терская область. СПб., 1905. Том 68. Подсчитано автором.

6. Кавказский календарь на 1892 год. Тифлис, 1891. С. 311 - 313; Кавказский календарь на 1909 год. Тифлис, 1908. С. 540-541.

7. РГИА. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 140. Л. 4.

8. РГИА. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 11. Л. 10.

9. РГИА. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 140. Л. 4 об.

10. РГИА. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 125. Л. 4 об.

11. Кавказский календарь на 1909 год. Тифлис, 1908. С. 554.

12. ПСЗ Российской империи. Собр. 3 . Т. 29. 31971. СПб., 1909. С. 408; 32120. С. 487.

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНГЛО-ТУРЕЦКОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ

ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

А.К. Чеучева,

кандидат исторических наук, докторант кафедры новой и новейшей истории МПГУ

Историография как самостоятельная специальность исторического знания занимает значимое место в системе исторических дисциплин. Возрастающий интерес к историографии объясняется расширением теоретико-методологической проблематики, историографических источников.

Традиционными для университетской программы стали историографические курсы, без которых невозможно современное историческое образование.

Включение конкретных историографических проблем в лекционные курсы формирует представление о состоянии изучения поставленных проблем.

Важным этапом развития отечественной историографии стал период развития советской исторической науки. Под этим направлением подразумевается принадлежность исторического знания к конкретному общественному строю и идеологии.

Одним из первых послереволюционных исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.