Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2018 ГГ'

РАЗВИТИЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2018 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / PRE-TRIAL SETTLEMENT / НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / ЖАЛОБА (АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА) / THE COMPLAINT (APPEAL) / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / TAX CONTROVERSY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В.В., Дубова Е.О.

В статье рассмотрены основные направлениям развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно Концепции, принятой ФНС России на 2013-2018 гг. Проанализированы изменения порядка досудебного урегулирования, вступившие в силу с 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE SYSTEM OF TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2013-2018

In the article the basic directions of development of the pre-trial settlement of tax disputes according to the Concept adopted by the FTS of Russia in 2013-2018 years. Analyzed change prejudicial procedure, which entered into force in 2014.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2018 ГГ»

[7] ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. №186н).

ACCOUNTING AND TAX EXPENSES

O.A. Zamotaeva, A. V. Kalenova

Keywords: accounting, tax accounting, cost, expense, expenditure classification

This paper discusses options for cost classification used in accounting and taxation. Reveals the impact of taxation on the accounting system of commercial organizations.

УДК: 336.2

В.В. Крайнова, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГАВТ» Е.О. Дубова, студентка ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

РАЗВИТИЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2018 ГГ.

Ключевые слова: досудебное урегулирование, налоговые споры, жалоба (апелляционная жалоба), налоговые органы.

В статье рассмотрены основные направлениям развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно Концепции, принятой ФНС России на 2013-2018 гг. Проанализированы изменения порядка досудебного урегулирования, вступившие в силу с 2014 года.

Введение обязательности досудебного урегулирования налоговых споров при правильном подходе, с учетом достижения мировых стандартов правосудия, представляет для российского общества большой интерес. До недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Тогда количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением актов налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров [3].

Формально досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы было установлено с момента принятия части первой НК РФ (статьи 139-141). Однако данную процедуру налогоплательщики применяли нечасто, предпочитая обжаловать решения в судебном порядке.

Важным шагом было введение частично обязательного досудебного порядка в 2009 году, когда в соответствии с нормами налогового законодательства в вышестоящем налоговом органе в обязательном порядке перед обращением в суд обжаловались решения по налоговым проверкам. Перед обращением в суд налогоплательщики, до вступления решения в законную силу в обязательном порядке, должны были обра-

титься в вышестоящие налоговые органы. Налогоплательщики восприняли этот порядок позитивно, ведь это быстрый способ устранить нарушения своих прав, не доводя дело до судебного разбирательства, без необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов. Кроме того, до вынесения решения по жалобе не осуществляется взыскание платежей.

Далее, учитывая возникающие проблемы в досудебной процедуре урегулирования налоговых споров, Приказом от 13.02.2013 №ММВ-7-9/78 была утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации (далее - Концепция). Этот документ определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013-2018 годы. Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно данной концепции являются: дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; развитие примирительных процедур; максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке; совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах; создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения; мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров; широкое использование современных информационных технологий. Правовое обеспечение досудебного разрешения налоговых споров включает в себя текущий мониторинг проблем в организации деятельности по разрешению налоговых споров во внесудебном порядке, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие правовых актов, направленных на повышение эффективности разрешения налоговых споров [4].

Стратегической целью Концепции является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке. Принятие данной Концепции было важным шагом в на пути реализации принципов оперативности процесса рассмотрения налоговых споров.

С 1 января 2014 года вступили в силу нормы, согласно которым в налоговой сфере вводится правило об обязательном досудебном обжаловании всех налоговых споров. Теперь, прежде чем обжаловать акты, действия (бездействие) инспекции в суде, организации должны предварительно урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе [1].

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Рис. 1. Вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы

В связи с новыми нормами, ФНС России предстоит большая работа, т.к. споры, по которым раньше компании обращались непосредственно в суд, попадут на рассмотрение в вышестоящие налоговые органы - Управления по субъектам Российской Федерации и ФНС России. Благодаря развитию досудебной процедуры урегулирования налоговых споров, в России сохраняется тенденция к сокращению споров с налоговыми инспекциями. В 2013 году на рассмотрение поступило около 45 тысяч жалоб. В 2009 году их было 70 тысяч. Ежегодно количество споров, рассматриваемых в досудебном порядке, сокращается на 8-10%. Что же касается статистики удовлетворения жалоб, то за 2013 год этот показатель составил 37%. Также и качество выносимых решений становится лучше. Поэтому, если в начале введения обязательного досудебного обжалования было около 40 % удовлетворяемых в пользу организаций жалоб, то в последние годы наблюдается их снижение. При этом эффективность рассмотрения судебных споров в пользу бюджета увеличивается, а значит, можно говорить о правильности и обоснованности решений вышестоящих налоговых органов. Стоит отметить, что каждый год анализируются причины отмены решений инспекций вышестоящими налоговыми органами и судами и принимаются меры по улучшению качества администрирования и устранению случаев совершения незаконных действий (бездействия) должностных лиц налоговых инспекций [2].

Пятилетняя практика применения порядка обязательного досудебного урегулирования налоговых споров показала, что ряд положений требует корректировки, изменений или определенных разъяснений. При разработке законопроектов, учитываются предложения территориальных инспекций, региональных управлений, мнения бизнес-и научных сообществ, а также позиции арбитражных судов по возникавшим в процессе реализации процедурных положений налогового законодательства вопросам.

На сегодняшний день порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации. Благодаря

этому порядку, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Она подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены [1].

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование невступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Наиболее типичными претензиями о нарушении прав лица, рассматриваемые в жалобах, являются:

1. нарушение сроков исчисления имущественного налога;

2. неправомерное выставление требования об уплате налогов;

3. отказ в предоставлении налоговых вычетов;

4. вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам; отказ в возврате налога.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено [1].

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

В 2012-2013 гг. большое внимание было уделено организационным мероприятиям по информационной открытости работы налоговых инспекций и правовой определенности правовых позиций ведомства, так как очевидно, что позиции вышестоящих налоговых органов важны не только для судов, но в большей степени для самих компаний.

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. Так же, ФНС Российской Федерации был создан специальный сервис -«Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», который обеспечивает возможность применять единую методологическую позицию по всей структуре налоговых органов, а также оперативно реагировать на складывающуюся судебную практику для корректировки, при необходимости,

своей позиции. В 2014 году принято решение размещать решения по жалобам, которые выносят Управления по субъектам РФ, а также решения в области регистрации и учета налогоплательщиков [2].

И

ш X а. ш с о

Невсту пившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки

Вступившее в силу решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, иные акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц

с <

Подготовка и подача апелляционной жалобы

в течение одного месяца со дня вручения обжалуемого решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности га совершение налогового правонарушения

Подготовка и подача жалобы, рассматриваемой в общем порядке

в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения

™ Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) ^ в вышестоящий налоговый орган

о в течение 3 рабочих дней с момента поступления в налоговый орган решения, действие или бездействие которого обжалуется

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом

п жалоба (апелляционная жалоба) на решение, вынесенное по результатам < налоговой проверки подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня её л получения ( с возможностью продления срока рассмотрения жалобы на 1 месяц); иные жалобы подлежат рассмотрению в течение 15 дней со дня их получения (с возможностью продления срока рассмотрения жалобы на 15 рабочих дней)

<

н-т

Уведомление лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) о принятом решении

направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе)

2 т

Исполнение

принятого

вышестоящим

органом решения

по жалобе

(апелляционной

жалобе)

Обжалование принятого вышестоящим органом решения в ФНС России в общем порядке

в течение 3 месяцев со дня принятия решения по жалобе апелляционной жалобе)

Обжалование принятого решения в судебном порядке

в соответствии спроцессуальным законодательством

Рис. 2. Этапы рассмотрения жалобы

Принцип оперативности и доступности процесса в условиях досудебного урегулирования обеспечит гражданам и организациям своевременное рассмотрение и восстановление нарушенных прав, если таковое нарушение было выявлено. Суды получат возможность уделять больше внимания сложным делам, которые, действительно, имеют неоднозначное решение и требуют особого подхода к оценке доказательств, назначения экспертизы и проч.

Таким образом, совершенствование досудебного урегулирования споров позволит повысить уровень доверия со стороны налогоплательщиков к налоговой службе и продолжит тенденцию по сокращению количества жалоб и судебных споров.

Список литературы:

[1] Налоговый кодекс РФ, часть 1.

[2] Интервью начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворовой «О последних изменениях в сфере досудебного урегулирования налоговых споров». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/action/interview/ 494538/:

[3] Интервью с главой Федеральной налоговой службы России Михаилом Мишустином «О том, как собирать налоги в условиях падающей экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/21/nalogi.html

[4] Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов (приказ ФНС Россииот 13.02.2013 №ММВ-7-9/78) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142219

THE DEVELOPMENT OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE SYSTEM OF TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2013-2018

V. V. Kraynova, E.O. Dubova

Key words: pre-trial settlement, tax authorities, the complaint (appeal), tax controversy.

In the article the basic directions of development of the pre-trial settlement of tax disputes according to the Concept adopted by the FTS of Russia in 2013-2018 years. Analyzed change prejudicial procedure, which entered into force in 2014.

УДК 657

В.В. Крайнова, к. э. н., доцент ФГБОУВО «ВГАВТ» 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Ключевые слова: внутренний контроль, концепции контроля, система внутреннего контроля, контрольная среда.

В данной статье проведен анализ зарубежного законодательства по организации внутреннего контроля. Представлено сравнение концепций контроля (COBIT, SAC, COSO, SAS) по основным параметрам: цели, элементы системы внутреннего контроля, объект контроля, периодичность проведения оценки результативности работы системы, ответственные за систему внутреннего контроля. Выявлены сходства и различия концепций контроля.

Для эффективного функционирования системы управления в экономических субъектах, выполнения ими всех предусмотренных функций, необходима действенная система внутреннего контроля.

Актуальность вопросов организации внутреннего контроля возрастает так же в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.