Научная статья на тему 'Развитие доступного транспорта как инструмента увеличения доходов индустрии гостеприимства Краснодарского края'

Развитие доступного транспорта как инструмента увеличения доходов индустрии гостеприимства Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МАЛОМОБИЛЬНЫЙ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / TOURISM / EFFECTIVENESS / ACCESSIBILITY / DEVELOPMENT / LOW-MOBILE / LIMITED CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шу Ринат Ибрагимович

В данной статье поднимается проблема несоответствия транспортной инфраструктуры и общественного и авиационного транспорта Краснодарского края нуждам маломобильных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шу Ринат Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE ACCESSIBLE TRANSPORT AS THE INSTRUMENT OF THE PROFITABILITY IMPROVEMENT OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN KRASNODAR REGION

In this article the problem of discrepancy of the transport infrastructure alongside with public transport and aircrafts of the Krasnodar region to the needs of the low-mobile people is being highlighted.

Текст научной работы на тему «Развитие доступного транспорта как инструмента увеличения доходов индустрии гостеприимства Краснодарского края»

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

УДК 338.48 ББК 65.43 Ш 95

РАЗВИТИЕ ДОСТУПНОГО ТРАНСПОРТА КАК ИНСТРУМЕНТА УВЕЯИЧЕНИЯ ДОхОДОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРАСНОДАРСКОГО

края

Шу Ринат Ибрагимович,

аспирант кафедры международного туризма и менеджмента Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (960) 477 76 88, e-mail: rinatshu@yandex.ru

Аннотация. В данной статье поднимается проблема несоответствия транспортной инфраструктуры и общественного и авиационного транспорта Краснодарского края нуждам маломобильных категорий населения.

Ключевые слова: туризм, эффективность, доступность, развитие, маломобильный, ограниченные возможности.

the development of the accessible transport as the instrument of the profitability improvement of the hospitality industry in Krasnodar region

Shue Rinat Ibrahimovic,

graduate student of Department of the International Tourism and Management of the Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (960) 477 76 88, e-mail: rinatshu@yandex.ru

Summary. In this article the problem of discrepancy of the transport infrastructure alongside with public transport and aircrafts of the Krasnodar region to the needs of the low-mobile people is being highlighted.

Keywords: tourism, effectiveness, accessibility, development, low-mobile, limited capabilities.

Туризм - одно из наиболее перспективных и потенциально прибыльных направлений развития экономики Краснодарского края, в 2012 году доходы туристско-рекреационного комплекса составили более 28 млрд. руб., это 15% бюджета края.

Часть горной системы Большого Кавказа Западный Кавказ входит в реестр 25 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории России.

Краснодарский край располагает колоссальными рекреационными ресурсами, удерживая первое место в России по совокупному количеству элементов рекреационного интереса.

В 2007 году Правительство Российской Федерации присвоило Краснодарскому краю значение особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. На территории края располагаются 354 крупных объекта туристского показа.

Из них:

Культурно-исторических - 34 Культурно-развлекательных - 38 Этнических и этнографических центров - 7 Памятников истории - 45 Памятников природы - 123 Археологических объектов - 19 Архитектурных памятников - 49 Доступная или Безбарьерная среда - федеральная программа правительства Российской Федерации, направленная на создание в стране современной инфраструктуры, отвечающей потребностям людей с ограниченными возможностями.

Осуществление проекта во многом стимулировалось предстоящим проведением в Сочи зимних Олимпийских игр 2014 года, и последующих за ними паралимпийских.

Начало реализации комплекса соответству-

76

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

Пространство хозяйственного развития

ющих мер было начато в 2011 году, завершение проекта планируется произвести в 2015 году. Объем финансирования программы составляет 49 227 млн. руб., в том числе:

- 30 082 млн. руб. из средств федерального бюджета;

- 16 139 млн. руб. - из средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- 3 006 млн. руб. - муниципальных бюджетов.

В Краснодаре в 2012 году на реализацию программы было выделено 30 млн. руб.

Развитие безбарьерной среды в свете приближающейся Олимпиады значительно повысит инвестиционный и туристский интерес к курортам края, поможет создать рынок доступного туризма и увеличить доходы индустрии за счёт маломобильных россиян и иностранных гостей, которые будут посещать край с оздоровительными и развлекательными целями.

Только в Краснодаре более 80 объектов туристического показа, в том числе:

Памятники истории, культуры, архитектуры.

На территории города располагаются более 30 гостиниц.

Краснодар - крупный сегмент делового туризма, на территории города расположены 15 бизнесцентров.

Однако, рынок туризма Краснодарского края на протяжении последних лет демонстрирует очевидный спад эффективности. Средства размещения год от года теряют прибыль, в то время как их затраты на производство услуг в свою очередь растут. Результаты исследования показателей прибыльности средств коллективного размещения Краснодарского края за последние 5 лет можно наблюдать в таблице 1.

Причин спада доходности отрасли несколько, и в основном они взаимосвязаны. Рассмотрим наиболее важные в контексте темы данного исследования:

Неудовлетворённость гостей соотношением уровня стоимости предоставляемых услуг с их качеством. Отдыхающие недовольны недостаточно

высокими условиями размещения и сервиса, в то время как цена отдыха весьма высока и год от года только увеличивается.

Основная часть туристов, а именно до 70%, предпочитает в качестве средств размещения частный сектор и самодеятельный туризм, чтобы сэкономить денежные средства.

Для улучшения ситуации мы предлагаем сфокусироваться на целевой аудитории, которая не может пользоваться не отраслевыми средствами размещения по медицинским показателям - маломобильных туристах.

В качестве примера можно привести опыт туристской компании «Либерти» из Санкт-Петербурга, эта некрупная организация занимается развитием и реализацией услуг доступного туризма в России и за её пределами.

Любопытен факт, что доход «Либерти» приносят не отечественные клиенты, а иностранцы, желающие посетить нашу страну с туристскими целями. Организация обслуживает более 500 клиентов ежегодно, причём из них около 70% (то есть 350 человек) иностранцы, которые без труда могут себе позволить тур стоимостью 1200-1500 евро на человека. При переводе в рубли, получается сумма в 21 000 000 руб. в год, государству только в виде налогов в этом случае возвращается 2 730 000 руб.

Принимая во внимание внушительного превосходства Краснодарского края над Санкт-Петербургом в плане курортно-рекреационного потенциала, показатели доходов отрасли туристского центра будут намного больше. Более того, маломобильные туристы отдыхают дольше и в 90% случаях не путешествуют в одиночестве, их, как правило, сопровождают опекуны или члены семьи.

К сожалению, достижение приемлемого уровня доступности объектов транспортной, социальной и туристской инфраструктуры Краснодарского края ещё далеко от должного уровня.

В первую очередь речь идёт о транспорте, то есть средствах доставки туристов к месту оказания туристских услуг.

В период с 2002 по 2012 годы в разных странах

Таблица 1

Доходы и затраты коллективных средств размещения индустрии гостеприимства Краснодарского края

за 2007-2012 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество туристов за расчётный период, млн. 11,6 17,1 11,7 10,5 11,7 11,1

Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) млрд. руб. 25,481 29,494 29,177 29,830 31,362 27,902

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) млрд. руб. 24,397 31,233 32,003 34,308 35,463 36,916

Показатели прибыльности 4,4% -6,2% -8,8% -13% -11,5% -24,4%

77

Пространство хозяйственного развития

мира имели место весьма неприятные прецеденты, когда людей с ограниченными возможностями не пустили в самолёты некоторых авиакомпаний.

В 2012 году общество по защите прав потребителей обратилось в Верховный суд Российской Федерации с иском об отмене пункта правил, согласно которому авиаперевозчики вправе отказать в предоставлении услуг людям с физическими ограничениями, мотивируя это тем, что некоторые воздушные суда не оборудованы соответствующим образом.

Верховный суд отклонил иск, тем самым, оставив за авиакомпаниями дискриминационное право, которое противоречит Венской конвенции «О правах инвалидов», гарантирующей им равные возможности со здоровыми гражданами.

Налицо грубейшее нарушение прав человека и огромная проблема и препятствие на пути развития доступного туризма и доступной среды в принципе. Более того, при проведении изысканий нам не удалось найти ни одного примера обустройства самолётов для нужд маломобильных людей, все средства массовой информации лишь активно обсуждают вышеуказанное решение Верховного суда Российской Федерации.

Администрация транспортной безопасности США (U.S. Transport Security Administration) недавно объявила о своём намерении более активно поддерживать путешественников с ограниченными возможностями и людей с заболеваниями, временно или постоянно ограничивающими их мобильность.

Специалисты TSA обеспечивают специальные способы программы для путешественников с инвалидностью, в том числе особые медицинские условия для улучшения обслуживания маломобильных клиентов в американских аэропортах и авиакомпаниях, упрощения процедуры прохождения такими клиентами туристских формальностей и иных процедур.

Более того, инициативы TSA идут гораздо дальше, чем простое улучшение качества обслуживания маломобильных путешественников. В частности, в 2013 году специалистами администрации транспортной безопасности США был разработан комплекс мер по ликвидации барьеров для пассажиров, которые носят определённые религиозные элементы одежды или головные уборы.

Возвращаясь к проблемам развития безбарьерного туризма в нашей стране, приходится констатировать, что на данный момент в России не созданы условия для обслуживания людей с ограниченными возможностями при авиа-перелётах. Самоходные посадочные трапы, по сути, являются лестницами на колёсах, с их помощью невозможно поднять че-

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

ловека в кресле-коляске, и уж тем более безопасно спустить вниз.

Первостепенным шагом в реализации программы доступный туризм должна стать разработка соответствующих технических средств для владельцев авиакомпаний и иных лиц, осуществляющих авиационные перевозки в России, нацеленная на исключение дискриминационных выпадов в отношении людей с ограниченными возможностями.

Все авиалайнеры необходимо оснастить специальными местами для комфортного размещения маломобильных граждан с учётом их состояния и способа передвижения. Это так же касается специального оснащение туалетных комнат и иных средств размещения на борту авиалайнера в соответствие с требованиями.

На данный момент в России не организовано серийное производство авиационных трапов для нужд маломобильных граждан, о них нет ни одного упоминания ни в одном источнике информации. Любые запросы по данной теме приводят лишь к аналогичным обращениям граждан, которые так и остаются без ответов.

Однако, существуют примеры зарубежных разработок в этой области. Информация о них находится в свободном доступе, единственным требованием к заинтересованным является знание английского языка, так как по понятным причинам данная продукция не пользуется спросом на отечественном рынке.

Конкретным примером успешного проекта общедоступного трапа является «Turboway 2025» [5], разработанный американскими инженерами из компании KCI (Keith Consolidated Industries).

Технические характеристики:

Длина: 27,5 фута - 8,38 м.

Высота (в сложенном состоянии): 96 дюймов -2,43 м.

Ширина: 72 дюйма - 1,82 м.

Вес:

1950 фунтов - 883 кг. Модель, укомплектованная навесом, материал изготовления сталь.

1450 фунтов - 656 кг, более лёгкая алюминиевая комплектация, без навеса.

Шасси: Пневматические, материал изготовления - промышленный полиуретан.

Тормозная система: гидравлический стояночный тормоз.

Наличие навеса: опционально по желанию клиента.

Степень наклона: от 7 до 12 градусов.

Площадь покрытия: 36 дюймов - 91,44 см., ан-ти-скользящее шероховатое покрытие.

Гарантия: 2 года.

Данный трап универсален, он одинаково под-

78

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

ходит для обслуживания и людей с ограниченными возможностями, и обычных пассажиров, его можно состыковать с любым стандартным самолётом, от лёгкого джета до пассажирского лайнера. Его конструкция проста, а необходимые для монтирования навыки минимальны. Для подготовки к использованию устройству требуется несколько минут.

Необходимость создания такого рода устройств в России очевидна, более того - экономически выгодна. Гарантия на подобные конструкции составляет 2 года и более, эти рампы не нуждаются в заправке топливом, сложном и дорогостоящем техническом обслуживании и долгосрочном обучении технического персонала, они так же не требуют большого места для хранения. Более того, их стоимость в десятки раз ниже, чем у самоходных аналогов.

Далее в списке идёт автотранспорт. На данный момент на территории Краснодарского края проблема доступности средств общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями постепенно решается. К 2012 году уже наметилась положительная динамика увеличения количества специально оборудованных автобусов и трамваев на улицах городов региона.

В Краснодаре их более 30, в Сочи - 40, до конца года планируется докупить ввести в эксплуатацию дополнительно 68 единиц техники. Они оборудованы низкими полами и соответствующими техническими устройствами для безопасного размещения маломобильных людей в салоне.

Однако, ситуация не так хороша, как кажется на первый взгляд:

Во-первых, автобусы, о которых идёт речь, это МАЗ-103 и МАЗ-106. Их стоимость превышает 4 млн. руб., они оборудованы всего двумя местами для людей в креслах-колясках.

Во-вторых, данные автобусы без учёта пассажиров весят 18 тонн, нагрузка на их оси составляет 6,5 тонн на переднюю ось и 11,5 тонн на заднюю соответственно. Это не позволяет использовать их для транспортировки туристов на участках дорог с ограничением максимально допустимой нагрузки на ось, во избежание нанесения ущерба дорожному полотну.

В-третьих, эти автобусы предназначены для маршрутного курсирования внутри населённых пунктов, что опять же не даёт возможности их использования для доставки маломобильных туристов к местам рекреации, в частности за город.

Таким образом, проблема доставки маломобильных туристов из аэропортов, железнодорожных вокзалов и морских портов к месту размещения и последующего отдыха за пределами вышеупомянутых маршрутов остаётся нерешённой.

Пространство хозяйственного развития

Стоимость подобных автобусов остаётся слишком высокой, их реальная эффективность в сфере освещаемой проблемы очень мала. Туристские организации не станут тратить такие значительные суммы на этот транспорт, так как он не окупится. Поэтому, необходимо найти иной выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время на отечественном рынке существует пассажирский автомобиль, отвечающий всем вышеуказанным требованиям:

Удобный в использовании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не привязанный к внутригородским маршрутам

Способный одновременно вмещать оптимальное число маломобильных туристов

Безопасный для дорожного покрытия

Отвечающий нормативам доступности

Недорогой

Этот автомобиль был создан специалистами Горьковского Автомобильного завода на базе ГАЗ-3221 «Газель-Бизнес».

ГАЗ-3221 «Специальный» [7] один из представителей серии спец-автомобилей Горьковского Автомобильного завода, разработан специально для транспортировки маломобильных граждан. Его стоимость - от 800 тыс. руб., что вдвое-втрое дешевле зарубежных аналогов; гарантия 1 год или 30 тыс. км пробега. Техническое обслуживание может осуществляться в любом сервисном центре «ГАЗ».

Особенности конструкции ГАЗ-3221 «Специального»:

Автомобиль оснащён средствами тепловой и звуковой изоляции.

Имеет пять пассажирских мест, оснащенных подлокотниками, ремнями безопасности и кнопкой связи с водителем.

В салоне предусмотрено место для перевозки четырех инвалидных колясок: двух в сложенном виде и двух в разложенном.

Посадка людей в колясках в автобус осуществляется через заднюю дверь с помощью специального автоматического гидроподъемника, который так же может монтироваться сбоку.

Кузов автобуса имеет сдвижные окна, световой потолочный люк, у боковой двери предусмотрена подножка. На крыше смонтирован повторитель аварийных сигналов.

Автомобиль оснащён специальным цвето-графическим оформлением, служит опознавательным знаком на дороге.

Дополнительный обогреватель, подключенный к системе охлаждения двигателя, обеспечивает комфортные условия передвижения, ведь автомобиль разработан специально для российских условий.

79

Пространство хозяйственного развития

Иметь два-три подобных автомобиля в своём парке может позволить практически любая крупная туристическая организация. Они позволяют решить проблемы транспортировки маломобильных гостей из транспортных узлов к месту размещения, внутри и за пределами населённых пунктов, а так же доставлять их непосредственно к объектам туристского показа или местам оказания услуг.

Предложенные нами меры улучшения ситуации просты, недороги и легки в освоении, их внедрение не требует законодательного и иного правового вмешательства. Туроператоры и транспортные компании вправе самостоятельно решать, использовать их или нет, но если данная инициатива получит информационную поддержку со стороны Министерства социального развития и прочих ответственных органов, мы верим, что ситуация на рынке туристских услуг Краснодарского края в ближайшие годы значительно улучшится.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт России) / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. - М. - 2008. - №7. - С. 109-118.

2. Всемирная Туристская Орагнизация (1999). Глобаль-

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

ный этический кодекс туризма. Резолюция A/RES/406(XIII) Генеральной Ассамблеи, 1 октября 1999 г. Сантьяго, Чили. [ЮНВТО]

3. Малое предпринимательство: статистика// Экономика и жизнь. - М. - 2007. - №40. - С. 54.

4. Материалы сайта компании «Liberty». [Электронный ресурс]. - http://www.libertytour.ru/ - Режим доступа: http:// www.libertytour.ru/ - 25.04.2013.

5. Материалы с сайта компании «KCI» [Электронный ресурс]. http://www.kcigse.com/ - Режим доступа: http://www. kcigse.com/kci-products/boarding-ramps/tw2025-passenger-ramp/ - 25.04.2013.

6. Материалы с сайта Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. http://fcp.economy.gov. ru. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2015/392/- 05.05.2013.

7. Материалы с сайта компании «Купава НН». [Электронный ресурс]. http://www.kupava-nn.ru. - Режим доступа: http://www.kupava-nn.ru/laboratory-special/school-buses.-05.05.2013.

8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. [Электронный ресурс]. http://www.okvad. ru/ - Режим доступа: http://www.okvad.ru/ - 02.05.2013.

9. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской федерации. федер. закон: [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г.: одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.]. - [Электронный ресурс]. - http:// www.referent.ru/ - Режим доступа: http://www.referent. ru/1/106738 - 02.05.2013.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.