Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Экономика сервиса и туризма
УДК 338 ББК 65.9 О 36
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОРЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(Рецензирована)
Оганесян Левон Левонович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел: (903) 454 26 03, e-mail: [email protected]
Фоменко Елена Викторовна,
кандидат географических наук, доцент Кубанского социально-экономического института, г. Краснодар. Тел: (964) 904 18 11, e-mail: [email protected]
Антошкина Виктория Викторовна,
студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел: (964) 899 66 09, e-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время, в соответствии с ориентирами социально-экономического развития Краснодарского края, туризм выделен в приоритетную отрасль. Следует заметить, что комплекс тактических мероприятий, реализованных Администрацией Краснодарского края в сфере развития туризма, позволил добиться определенной устойчивости региона на туррынке. Согласно результатам исследований, проводимых в 2013 г. Сочинским государственным университетом по заказу Министерства курортов и туризма Краснодарского края, изменяются не только количественные показатели ТРК, но и дифференцируются цели поездок, т.е. предпочтительные виды туризма. Систематический мониторинг организационно-качественных параметров краевого рынка туризма по минимальным исследовательским направлениям, позволит на постоянной основе совершенствовать процесс стратегического и тактического управления совокупностью турпродуктов, что обеспечит их конкурентоспособность на отечественном и международном рынках.
Ключевые слова: рекреационный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, статистические показатели, региональный турпродукт, Краснодарский край.
ESTIMATION OF PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX OF KRASNODAR REGION
Oganesan Levon Levonovich,
candidate of Economic Sciences, associate professor of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (903) 454 26 03, e-mail: [email protected]
Fomenko Elena Victorovna,
сandidate of Geographical Sciences, associate professor of the Kuban Social and Economic Institute, Krasnodar. Ph.: (964) 904 18 11, e-mail: [email protected]
Antoshkina Victoria Victorovna,
student of the Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (903) 454 26 03, e-mail: [email protected]
59
Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Summary. Currently, in accordance with the guidelines of socio-economic development of Krasnodar region, tourism is highlighted in the priority sectors.
It should be noted that the complex tactical activities undertaken by the Administration of the Krasnodar region in the field of tourism development, allow to achieve a certain stability in the region in the travel market.
According to the results of research conducted in 2013, Sochi State University for the Ministry of resorts and tourism of Krasnodar region, changing not only the quantitative dispenser, but differentiated targets trips, preferred types of tourism.
Systematic monitoring of organizational and qualitative parameters of the regional tourism market at least on a minimum research direction, will allow ongoing process to improve the strategic and tactical management of a set of tourist products, which will ensure their competitiveness in the domestic and international markets.
Keywords: recreational complex, a tourist-recreational complex, statistical indicators, the regional tourism product, Krasnodar region.
Туризм на сегодняшний день является одним из растущих и развивающихся секторов в мировой экономике. Он является связующим звеном мирового единства, ключевым путем для социально-экономического прогресса во всем мире.
По данным Всемирного Банка и ЮНВТО в период с 1991 по 2014 год российскими туристами было вывезено из страны 450 млрд долларов. Таким образом, в настоящее время существует большой потенциал для импортозамещения этого объема выпадающих туруслуг. Удовлетворить спрос российских путешественников, отказавшихся от поездок за границу, и обеспечить условия для экономического роста регионов возможно за счет развития внутреннего туризма путем создания туристской инфраструктуры и конкурентоспособного на внутреннем и мировом туристских рынках турпродукта [1].
К началу 2015 г. произошло изменение структуры российского турбизнеса - на 40 % уменьшился спрос на выездной организованный туризм и значительно, на 30 %, увеличился внутренний турпоток, достигнув отметки 41,5 млн поездок.
Основной задачей, поставленной Правительством РФ, является увеличение туристского потока за счет формирования добросовестной
конкурентной бизнес-среды в сфере туризма.
В настоящее время, в соответствии с ориентирами социально-экономического развития Краснодарского края, туризм выделен в приоритетную отрасль. На этот вид экономической деятельности делается ставка и при переходе от сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития [1].
Следует заметить, что комплекс тактических мероприятий, реализованных Администрацией Краснодарского края в сфере развития туризма, позволил добиться определенной устойчивости региона на туррынке, о чем свидетельствуют статистические данные (табл. 1) и стабильно высокие места по многочисленным рейтингам туристского потенциала [7]. Одним из основных показателей динамики развития ТРК является туристский поток (рис. 1).
По оценкам специалистов, в ближайшие годы количество посещений должно достигнуть 14 млн. Однако анализируя официальные статистические данные можно отметить только незначительный рост турпотока в 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом (январь-сентябрь) 2014 г., что является следствием кризисных явлений в экономике страны.
14
12
10
Ч 8
Ф
И 6
ч
4
2
0
11,6 12 12 12>1
10 9,8 ,8 10 ,6 10 ,6 10 ,8
6,6 5,9 _
I I
1 1
1 1
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
годы
Рисунок 1. Туристский поток в Краснодарский край
60
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Экономика сервиса и туризма
Таблица 1
Основные статистические показатели туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края
Показатели Годы
оценка прогноз
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество организаций в комплексе - всего (ед.) 1046 1082 1120 1150 1176 1196
в т. ч.: коллективные средства размещения 976 1017 1056 1082 1107 1128
детские оздоровительные лагеря 70 65 64 67 68 68
Количество мест в организациях отдыха - всего (ед.) 180642 182410 203307 207025 210828 214945
в т. ч.: в коллективных средствах размещения 177830 180391 201331 204989 208772 212859
в детских оздоровительных лагерях 2812 2019 1932 1992 2012 2042
Количество отдыхающих - всего (тыс. чел.) 10564 10837 12058 11965 12172 12378
в т. ч.: в коллективных средствах размещения 2474 2540 3042 2998 3056 3106
в детских оздоровительных лагерях 98 87 96 97 98 99
самодеятельных туристов 7991 8210 8920 8869 9018 9173
Доходы предприятий курортно-туристического комплекса - всего (в действ. ценах, млн руб.) 52198 54687 63233 63313 65809 68880
гостиниц и аналогичных средств размещения 10755 13028 16987 16318 17002 17866
организаций отдыха и туристических баз 2052 2056 2171 2245 2353 2468
санаторно-курортных учреждений 20846 20605 22473 23204 24125 25291
индивидуальных средств размещения 18544 18997 21600 21545 22327 23254
Следует обратить внимание, что в 2009-2011 году российская экономика функционировала в посткризисных условиях, что, безусловно, нашло отражение в замедлении темпов роста мирового туризма и снижению турпотока во многих странах и регионах мира. И то, что турпоток в Краснодарском крае в посткризисные годы не снизился резко, а остался на стабильном уровне, характеризует проводимую политику продвижения как достаточно эффективную. Например, в самый сложный для экономики 2009 год, когда падение туризма на отдельных направлениях составило 20-30%, в Краснодарском крае был на 65% увеличен рекламный бюджет на продвижение курортов, что, по мнению аналитиков, позволило удержать турпоток в регион на прежнем докризисном уровне. В 2010 г., как отмечают эксперты, рекламный бюджет был ниже, что соответственно отразилось и на динамике турпотока. Динамика турпотока - показатель, характеризующий эффективность рекламной деятельности на уровне региона.
Согласно результатам исследований, проводимых в 2013 г. Сочинским государственным университетом по заказу Министерства курортов и туризма Краснодарского края, изменяются не только количественные показатели ТРК, но и дифференцируются цели поездок, т.е. предпочтительные виды туризма (рис. 2). По-прежнему предпочтение отдается оздоровительному и пляжному отдыху, для других представленных видов туризма наблюдается тенденция увеличения спроса.
Позитивной тенденцией является достаточно высокий процент возвратных туристов, это около 60% по сегменту внутреннего туризма.
37,9%^
лшШшц Ашг
з.* 3.® 2%
4,2% 4,2%
6,3%
13,7%
24,2%
Экстремальные
= Приключенческие
и Экологические
■ Другие
^Горнолыжные
w Событийные
в Культурнопознавательные И Оздоровительные
£ Пляжный отдых
Рисунок 2. Популярность видов туризма на курортах Краснодарского края
Следует отметить, что качество сервиса остается одной из главных причин влияющие на отрицательный выбор потребителей в отношении отдыха на курортах Краснодарского края (рис. 3, табл. 2).
В качестве стагнационной тенденции следует отметить отсутствие в последние годы положительной динамики увеличения продолжительности пребывания туристов в гостиницах края.
Значительная часть туристов размещается в секторе индивидуальных средств размещения. Учитывая, что загрузка гостиниц, в общем, в крае не
61
Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
составляет 100%, можно сделать вывод, что отказ от гостиничного размещения обусловлен потребительскими предпочтениями туристов, а не мощностью базы размещения края.
27,5%
2%
9,8%
19,6%
5 Негативные отзывы об отдыхе
9,8%
13,7%
17,6%
ш Отсутствие прямых авиаперелетов
^ Ничего не знаю об отдыхе на курортах Краснодарского края £ Высокая цена на авиа- и ж/д билеты
S Качество сервиса не соответствует ценам на услуги Недостточно рекламы курортов
■ Предпочитаю другие курорты
Рисунок 3. Причины, влияющие на отрицательный выбор потребителей в отношении отдыха на курортах Краснодарского края
Таблица 2
Оценка качества услуг
Показатели оценки Средняя оценка по 5-балльной шкале
Качество оздоровительных услуг 4,16
Качество экскурсионного обслуживания 4,11
Качество услуг размещения 4,05
Качество услуг питания 3,86
Подготовка персонала 3,29
Соответствие цены качеству услуг 2,93
Качество транспортного обслуживания 2,91
По итогам 2014 года объем услуг ТРК в Краснодарском крае составил 74,0 млрд рублей (рис. 4).
Таким образом, при изучении современного состояния ТРК Краснодарского края выявлены следующие тенденции:
- положительная динамика его развития;
- стабильное увеличение турпотока в период 2012-2015 годы;
- основная доля туристов приезжают с личными целями, прежде всего, с целями рекреации, связанными с проведением отпуска, отдыха и досуга;
- основная часть потока представлена гражданами РФ;
- резко возросла доля транзитного потока, что
обусловлено популярностью Крыма в 2014-2015 годы.
Останавливаясь на последнем, следует отметить, что в ближайшие годы поток транзитных туристов будет увеличиваться, особенно после возведения моста через Керченский пролив. Поэтому, для достижения долгосрочных целей необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, среди которых обязательно должны быть мероприятия по«задержанию» транзитного потока и по увеличению продолжительности пребывания туристов, особенно в Приазовской рекреационной зоне. А этого невозможно достигнуть без формирования перспективных туристских продуктов, адаптированных под требования потребителей сегментов внутреннего и въездного туризма.
Также внимание следует уделять расширению географических рынков сбыта регионального турпродукта по вектору въездного туризма.
Для уточнения организационно-качественных параметров регионального рынка туризма, которые закладываются в основу оптимизации процесса формирования перспективных, конкурентоспособных туристских продуктов, следует осуществить дополнительные исследования в трех плоскостях [5].
1. Выявление целевых групп потребителей в соответствии с географией прибытий туристов в Краснодарский край. Учитывая приоритеты международного и межрегионального сотрудничества края, наиважнейшими рынками сбыта турпродукта должны стать страны СНГ. Изучая основные рынки внутреннего туризма, следует приоритетными считать рынки Московского региона, Санкт-Петербурга и Западно-Сибирского региона, а также близлежащие субъекты РФ.
Результаты исследований по данному направлению позволят уточнить географические аспекты стратегических и тактических мероприятий по развитию сферы туризма в крае, прежде всего, в сфере маркетинга.
2. Уточнение видовой специализации в целях модернизации традиционных туристских продуктов и определения перспектив по диверсификации предложения на основе имеющихся туристских ресурсов. В первую очередь следует подчеркнуть, что диверсификационные подходы смогут обеспечить стратегическое развитие и конкурентоспособность турпродукта края.
3. Выделение иерархии приоритетных видов туризма с учетом тенденций развития глобального туризма, тенденций развития внутреннего туризма в целом по России в целях построения перспективы по выходу на рынок с принципиально новыми для Краснодарского края туристскими продуктами
62
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Экономика сервиса и туризма
Рисунок 4. Объем услуг курортно-рекреационного комплекса Краснодарского края
и управления инфраструктурными изменениями в среднесрочном периоде.
По данным ЮНВТО, по перспективности развития отдельных видов туризма в мире формируется следующая иерархия приоритетных видов туризма: рекреация, проведение каникул, отпусков, отдыха; оздоровление, религиозный и паломнический туризм; деловой туризм; сельский туризм [7].
В стратегической перспективе развития туризма в Краснодарском крае следует отметить высокий потенциал делового и сельского туризма. По оценкам World Traveland Tourism Council (WTTC), к 2020 году глобальный рынок делового туризма составит $1,589 трлн., что означает ежегодный рост на 4,3%, а объём российского рынка деловых поездок достигнет $18,4 млрд при ежегодном росте на 5,9% [6]. Данные WTTC доказывают перспективность развития делового туризма в мире в целом и России в частности. Статистические данные показывают, что среди целей приезда в Краснодарский край большую долю занимают служебные цели.
На современном этапе деловой туризм в России находится в стадии становления. В Краснодарском крае имеется высокий экономический и культурный потенциал, достаточно развития инфраструктура и налаженная индустрия отдыха и развлечений, т.е. имеются все необходимые предпосылки для развития делового туризма.
Сельский туризм, один из наиболее популярных видов отдыха за рубежом, также является приоритетным направлением развития туризма в крае. Мировая практика показывает средний рост сектора сельского туризма на 6% в год. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после пляжного и приносит около 20-30% общего дохода туриндустрии. В мире ежегодно путешествуют около 700 млн человек, из них предпочитают сельский туризм от 12 до 30% [3].
Однако в России сельский туризм относится к ряду новых видов туризма, поэтому конкуренция в этом секторе не настолько остра, как в других видах туризма. В России сельский туризм начал развиваться в Московской области. Наиболее известен сельский туризм в настоящее время на Алтае.
На современном этапе сельский туризм в крае находится в стадии становления. Учитывая рекреационный потенциал Краснодарского края, место сельского хозяйства в экономике региона и создаваемую базу для его развития, этот вид туризма может стать одним из ведущих сегментов рынка, особенно в степной зоне края.
Следует отметить, что значительная часть ре-креантов прибывает в Краснодарский край на автомобильном транспорте даже из отдаленных регионов. Вообще, автотуризм, по данным ЮНВТО, составляет 40% всего туристского потока, находясь на втором месте после авиатранспорта. По данным экспертов, прирост автотуристов в турпотоке в России достигает 10-15% ежегодно, а за рубежом этот показатель несколько выше - 15-20% [2]. Как показывает практика, автотуры пользуются спросом среди мобильных путешественников с достатком выше среднего уровня в возрасте от 35 лет. При этом рост интереса к этому сегменту наблюдается со стороны семейных туристов. Средняя продолжительность автомобильных поездок составляет порядка 7-10 дней.
Краснодарский край обладает основным условием активного развития автотуризма - развитой сетью автодорог. Факторами, способствующими развитию автотуризма, следует считать повышение информационной доступности, совершенствование навигации, в т.ч. электронной, проводимые соответствующими краевыми целевыми программами.
До 2020 г. на территории Краснодарского края планируется создание комплексов объектов ту-
63
Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
ристско-рекреационной инфраструктуры, сформированных по кластерному принципу, в том числе автотуристские кластеры «Лермонтово» (Туапсинский район), «Можжевеловая роща» (город-курорт Геленджик), «Горячий Ключ» (г. Горячий Ключ). Реализация данных инвестиционных проектов планируется на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный интерес для туристов и отдыхающих.
Согласно общемировым тенденциям большинство путешественников, более 57%, - молодые люди Известно, что основной фактор развития молодежного туризма - его ценовая доступность. В Краснодарском крае начади работать наиболее востребованные молодежью коллективные средства размещения - хостелы. Разнообразная и доступная досуговая индустрия, разнообразие туристских ресурсов будут способствовать разработке молодежных программ.
Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в мире является позитивной для развития внутреннего и въездного туризма. Это ведет к двум важным следствиям: 1) ослабление рубля привело к снижению стоимости туров в Россию для иностранных туристов; 2) запрет выездного туризма для некоторых категорий россиян, выбиравших ранее зарубежные курорты, принуждает их, выбирать внутренние курорты, особенно Черноморского побережья. Посетившие в 2014 г. Краснодарский край туристы принесли в бюджет края 5,6 млрд руб., что больше уровня 2013 г. на 18,1%, объем услуг курортно-туристского комплекса по сравнению с 2013 г. увеличился на 18,3% (в сопоставимых ценах) до 34,9 млрд руб.
В масштабах России эти изменения выглядят следующим образом: в 2013 г. количество туристов,
путешествующих по России, было на уровне 32 млн человек; в 2014 г. - 41,5 млн чел., что было отмечено выше.. В Ростуризме отмечают рост на 25% числа туроператоров, которые занимаются внутренним туризмом. На 1 февраля 2014 г. таких фирм было 2957, на соответствующий период 2015 г. - 3710. Это происходит за счет того, что туроператоры, понимая большой потенциал внутреннего туризма, переориентируют свою деятельность [4].
Еще одним фактором, способствующим наращиванию туристского потока в регион, является то, что в преддверии подготовки к Олимпиаде 2014 г. был введен в строй и реконструирован значительный объем номерного фонда г. Сочи. Емкость средств размещения увеличилась фактически в два раза. Тем не менее, приток туристов может привести к нехватке номерного фонда в пиковые месяцы: июль и август.
Таким образом, по предварительным подсчетам, что в 2015 г. выездной туристский поток из России значительно сократится, вплоть до 50%. При этом, по некоторым направлениям возможно падение до 80%. Это приведет к тому, что за рубеж отправятся на 7-8 млн граждан меньше, чем в 2014 г. Значительное их количество может быть переориентировано на курорты Краснодарского края. Так, в начале 2015 г. вице-президент группы компаний «Пегас Туристик» анонсировал, что к началу курортного сезона компания выйдет на туристский рынок Краснодарского края. «Пегас Туристик» готов привлечь в Сочи большое количество туристов - до 100 тыс. чел. С этой целью в компании уже разрабатывают единый туристический продукт, который будет включать в себя все необходимые услуги: авиаперелет, проживание и трансфер. Таким образом, клиентам компании будет предложена альтернатива выездному туризму.
Таблица 3
Сравнительный анализ цен на авиаперелеты в Сочи и турпакеты в Турцию и Таиланд из крупных
городов Сибирского Федерального округа
Город отправления Минимальная цена авиаперелета в Сочи, туда и обратно тыс. руб. Минимальная цена турпакета с авиаперелетом в Турцию (отель 2-3* AI) Минимальная цена турпакета с авиаперелетом в Таиланд (отель 1-3* BB)
2013 2015 2013 2015 2013 2015
Барнаул 21,1* 25,7 23,6 (6**) 24,8 26,2 (12) 43,4(9**)
Иркутск 34,8 28,7 27,9 (7) 24,5 26,6 (13) 72,4 (13)
Кемерово 28,2 27,7 27,6 (8) 33,8 21,9 (10) 69,3 (10)
Красноярск 20,8 25,6 24,7 (7) 19,4 20,6 (6) 37,5 (15)
Новокузнецк 17,9 26,6 26,0 (6) 25,7 23,0 (13) 44,1 (9)
Новосибирск 21,7 21,2 20,5 (6) 72,7 23,6 (6) 63,9 (6)
Омск 23,0 24,2 22,0 (7) 47,6 35,0 (12) 61 (10)
Томск 24,4 22,7 29,3(13) 31,9 32,5 (12) 45,4 (9)
Чита 28,1 32,1 34,2 (13) 39,2 22,8 (11) 75,3 (12)
* цены приведены на начало сентября 2015 г. в тыс. руб. на человека
количество ночей
64
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Экономика сервиса и туризма
Эта тенденции, по оценкам специалистов, продлится еще 1-2 года, пока уровень зарплат и цен, компенсирует падение в кризис. За это время туристская индустрия в России, получая дополнительный доход, должна совершить рывок для того, чтобы после восстановления докризисного состояния иметь возможность предложить разнообразный инновационный турпродукт, способный заинтересовать значительную часть потенциальных туристов.
Одним из сдерживающих факторов значительного увеличения турпотока на курорты Краснодарского края является ценовая политика, особенно на авиаперелеты. В таблице 3 приведены результаты сравнительного анализа цен на авиаперелеты в Сочи из отдаленных регионов России и цены на турпакеты, которые включают не только авиаперелет, но и проживание, и другие услуги, предоставляемые отдыхающим отелями.
Привлечь иностранных туристов на пляжный отдых в Краснодарский край, на сегодня, выглядит слишком сомнительно. Этому препятствуют: территориальная удаленность туристских центров от мест постоянного проживания туристов; визовые трудности; низкий уровень сервиса; короткий пляжный сезон. Привлекая иностранных туристов, Россия и Краснодарский край, в частности, должны делать акцент не на строительстве комфортабельных гостиничных комплексов и развитой инфраструктуры (как отметил министр курортов и туризма края - «этим мы их не удивим»), а на типичных для нашего региона видах туризма. В этом вопросе большие перспективы у этнотуризма, который позволит раскрыть самобытность и культуру нашего края.
В заключение следует отметить, что систематический мониторинг организационно-качественных параметров краевого рынка туризма хотя бы по минимальным исследовательским направлениям, обозначенным автором выше, позволит на постоянной основе совершенствовать процесс стратегического и тактического управления совокупностью турпродуктов, что обеспечит их конкурентоспособность на отечественном и международном рынках.
ИСТОЧНИКИ:
1. Антошкина В.В., Максимов Д.В., Фоменко Е.В. Альтернативные методики определения численности туристского потока // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 943948.
2. Выездной турпоток из России в 8 раз превышает въездной. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.atorus.ru/articles/all/article/2434.html (дата обращения: 10.10.2015).
3. Здоров А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности // Экономический портал. [Электронный ресурс]: URL: http://institutiones. com/general/1420-razvitie-turizma.html (дата обращения: 18.10.2015).
4. Сафонов О. Российская туристическая индустрия сейчас переживает переломный момент. [Электронный ресурс]: URL: http://www.russiatourism. ru.
5. Фоменко Е.В., Оганесян Л.Л., Антошкина В.В. Ди-версификационные возможности современного турпродукта. - Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2014. -177 с.
6. Business Travel & Tourism Spending. WTTC. [Электронный ресурс]: URL: http://www.wttc.org/ research/economic-data-search-tool/ (дата обращения: 17.10.2015).
7. UNWTO Tourism Highlights 2013 Edition. [Электронный ресурс]: URL: http://mkt.unwto.org/en/ publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition (дата обращения: 18.10.2015).
65