Научная статья на тему 'Развитие дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии на рубеже xix - начале xx века'

Развитие дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии на рубеже xix - начале xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ЯСЛИ / ЯСЛИ-ПРИЮТЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / DAY NURSERY / DAY NURSERY-SHELTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишакова Екатерина Николаевна

В статье анализируется процесс развития дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии в конце XIX начале XX века, раскрываются особенности его содержания и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool education development in Tsaritsynsky district of the Saratov province on a boundary XIX - the beginnings of XX centuries

Article is devoted the analysis of development of preschool education in Tsaritsynsky district of the Saratov province in the end of XIX the beginning of XX centuries, оpens the basic tendencies of its organization and the maintenance.

Текст научной работы на тему «Развитие дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии на рубеже xix - начале xx века»

109

Е. Н. Мишакова

Развитие дошкольного

образования в царицынском уезде саратовской губернии на рубеже xix - начале xx века

УДК 373.2

ББК 74.1

В статье анализируется процесс развития дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии в конце XIX — начале XX века, раскрываются особенности его содержания и организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, ясли, ясли-приюты, дети дошкольного возраста.

е. n. зшвьакоуа

Preschool education development

in tsaritsynsky district of the saratov province on a boundary xix - the beginnings

of xx centuries

Article is devoted the analysis of development of preschool education in Tsaritsynsky district of the Saratov province in the end of XIX — the beginning of XX centuries, opens the basic tendencies of its organization and the maintenance.

Key words; preschool education, day nursery, day nursery-shelters, children of preschool age.

Актуальность обращения к анали- типу образовательных учреждений зу такого историко-педагогического ставит перед историками педагогики феномена, как дошкольное образова- задачу изучения процессов становление, обусловлена обострившимися в ния и развития дошкольного образо-современной России демографически- вания, в том числе и в провинции. ми и социально-экономическими про- одним из факторов, влияющих на

блемами. недостаток детских садов на организацию дошкольного образова-фоне некоторого подъема рождаемос- ния в д°революционн°й Pоссии, слети и повышения требований к данному дует назвать неблагоприятную демог-

рафическую ситуацию, характеризующуюся высокой детской смертностью. Современный российский историк Б. Н. Миронов указал одну из причин этого явления: основное число детей в России, в силу ряда сложившихся традиций, рождалось в июле и августе. Это был наиболее напряженный период полевых работ. Крестьянские женщины вынуждены были поручать заботу о новорожденных старшим детям и престарелым членам семьи, что, безусловно, повышало риск возникновения желудочно-кишечных и простудных заболеваний, во многих случаях заканчивавшихся смертью детей [4. С. 25].

В этой связи к числу мероприятий социально-педагогического характе -ра, проводившихся в дореволюционной России земскими учреждениями, следует отнести организацию яслей-приютов в летнее время. Первые ясли были открыты в 1896 г. Пермским губернским земством. На летние ясли-приюты возлагались задачи по борьбе с детской смертностью и летними пожарами (от детских поджогов). Вопросы организации яслей рассматривались на съездах врачей, земских собраниях, всероссийском пожарном съезде в 1901 г. Однако ясельное дело не получило широкого распространения прежде всего потому, что требовало значительных материальных затрат. Так, например, только в одной Московской губернии на организацию яслей требовалось около 1 млн. руб. Полноценное существование яслей, по мнению председателя Московской губернской

земской управы Д. Н. Шипова, было возможно «только при материальном участии самого населения, при развитии его самодеятельности».

В первые годы своего существования ясли встретили недоверчивое отношение со стороны местного населения. «Их организаторам пришлось бороться с самыми примитивными толкованиями на религиозной, экономической и политической почве» [6.

С. 284].

Немало противников яслей-приютов нашлось и среди земских врачей. Так, например, по мнению В. Д. Ченыкаева, данная мера себя не оправдывала, так как основной контингент состоял из детей в возрасте от 5-ти до 10-ти лет, т. е. не нуждающихся в искусственном кормлении [5.

С. 57].

В 1903 г. на Балашовском уездном съезде земских врачей говорилось, что «нельзя поддерживать меру, основанную на личных впечатлениях» и что «связывая ясли с понижением детской смертности, мы (земские врачи) рискуем очутиться в неловком положении перед земскими людьми, которые, веря нам, возлагают на ясли надежды, могущие не оправдаться» [5. С. 68]. Тем не менее, со временем их положение стало более стабильным, о чем свидетельствуют данные о ежегодном увеличении количества названных учреждений.

Проблема становления системы дошкольных образовательных учреждений в Волгоградской области с начала XIX века и до настоящего

времени не нашла достаточного отражения в работах исследователей. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с недостаточной источниковедческой базой по данной тематике: архивные документы в основной своей массе погибли во время гражданской и Великой Отечественной войн. Ввиду того, что Царицынская губерния образована из Второго Донского, Усть-Медведицкого и Хоперского округов Области войска Донского, уездов Астраханской и Саратовской губерний и ее учебные заведения входили в состав Казанского и Харьковского учебных округов, духовного учебного округа, архивные документы хранятся в нескольких государственных архивах.

В Волгоградском областном государственном архиве (ГАВО) имеются на хранении архивные документы фондов более чем 20 учебных заведений Камышинского и Царицынского уездов Саратовской губернии, Хоперского и Усть-Медведицкого округов Области войска Донского: Усть-Медведицкой дирекции училищ, окружных училищных советов; Камышинской, Урюпинской и Усть-Медведицкой женских гимназий; Урюпинской и Усть-Медведицкой мужских гимназий, Камышинского, Урюпинского и Усть-Медведицкого реальных училищ, Усть-Медведицкой учительской семинарии, Усть-Медведицкого окружного училища, Усть-Медведицкого 4-классного училища, высших начальных училищ; Усть-Медведицкого окружного епархиального женского училища, окруж-

ных отделений Донского епархиального совета, Зотовского, Камышинского, Усть-Медведицкого духовных училищ, церковно-приходских школ.

Архивные документы охватывают период с 1826 по 1918 год. К ним относятся разнообразные статистические и текстовые отчеты по управлению дирекции училищами, о состоянии окружных, реальных, высших начальных училищ, гимназий, школ; протоколы педагогических совещаний и советов, учительских съездов; ведомости о наличии учебных заведений, количестве учащихся и учителей; переписка с попечителями учебных округов, войсковым правлением, войсковым наказным атаманом, окружными и станичными правлениями, городскими и уездными земскими управами об открытии, реорганизации, состоянии учебных заведений; исторические книги учебных заведений, классные журналы, шаровые книги, рапорты смотрителей училищ, формулярные и послужные списки учителей, списки чиновников, учителей, учеников; экзаменационные ведомости; программы детских праздников.

Саратовская губерния входила в один из крупнейших учебных округов и была значимым регионом России и, следовательно, отражала в своей истории общероссийские процессы. Царицынский уезд образовался позже многих других уездов России, но по темпам торгово-промышленного и демографического развития (с 1860 по 1914 гг. население Царицына увеличилось в 12,6 раза) не имело аналогов в

Поволжье, а по темпам распространения грамотности во всей Саратовской губернии. Это подчеркивает важность выявления специфики распространения народного образования на территории г. Царицына и его уезда. К началу 20 века город Царицын превратился в крупный торгово-промышленный центр, конкурировавший с Саратовом и Астраханью.

Проблемы народного образования в Саратовской губернии были рассмотрены в работах С. С. Краснодубов-ского, Н. Ракитникова, В. С. Голубева, Д. И. Тихомирова, коллективных трудах земских деятелей Саратовской губернии. В них приводятся сведения о культурно-просветительской деятельности уездных земств Саратовской губернии, прежде всего, Саратовского и Балашовского, дается общая характеристика школ губернии, предлагается перечень первоочередных проблем, стоявших перед народным образованием.

в. Голубев охарактеризовал народное образование по Саратовской губернии к 1902 году на основе делопроизводственных отчетов, периодических и специальных изданий отделов народного образования различных министерств и ведомств и их местных образовательных учреждений.

Основное население Царицынского уезда сформировалось к середине XIX века в результате внутренней российской колонизации, проводившейся из различных областей государства с целью освоения и защиты окраинных территорий в связи с нуж-

дами экстенсивного сельского хозяйства и промышленного развития. По этой причине учреждения образования в городе и посаде начали появляться в 10—20-е годы, а в сельской местности—в 30-50-е годы XIX века. Процесс открытия, стабильного функционирования и увеличения количества школ в Царицынском уезде до отмены крепостного права протекал очень медленно. Лишь с 60-х годов XIX века заметно поступательное развитие. в пореформенное время в большинстве уездов страны начала складываться система народного образования [4.

С. 6-7].

До 1860-х годов в Царицынском уезде организованные начальные школы работали только в городе Царицыне, посаде Дубовка, поселениях городских и удельных крестьян. К 70-м годам XIX века в уезде завершилось становление основных типов народной школы. В начале XX века темпы развития системы народного образования значительно ускорились из-за промышленной модернизации в стране и практического осуществления идей всеобщего начального обучения, достигнув своего пика к моменту вступления России в Первую мировую войну. После этого произошло резкое сокращение государственного финансирования образовательных структур, мобилизация учителей, перепрофилирование школьных помещений под военные госпитали и прочее, что негативно сказалось на образовательной политике.

Становление системы образова-

113

ния в Царицыне - процесс довольно длительный. Специфика его связана с экономическим развитием данного региона. Если к началу XIX века в стране была уже развита сеть высших учебных заведений (шесть университетов), общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, то в Царицыне долгое время не было ни одного учебного заведения. К началу XIX века Царицын представлял собой типичный для того времени захолустный городок. Поскольку город не имел развитой местной торговли и промышленности, то и доходы в городской бюджет были невелики. обучение детей проводилось случайными людьми за плату на договорных условиях. Но общая грамотность населения росла медленно. В 1885 году в Царицыне с числом жителей 31 052 человека неграмотных насчитывалось 21 485 человек, или 69 % от общего числа жителей, в том числе неграмотных женщин - 12 357 (57,5 %), мужчин - 9 128 (42,5 %) [2. С. 114].

К 1885 году в городе имеется 5 начальных школ, 1 городская, 4 классных училища и 2 гимназии. В 1889 году прибавилась еще 1 гимназия. В 1875 году в Царицыне принимает первых учеников Александровская мужская гимназия. За 25 лет ее существования она выпустила 155 человек, в среднем по 9 человек в год. В 1887 году в Царицыне открывается Мариинская женская гимназия, а 14 сентября 1876 года первое в России ремесленное училище.

К концу 1909 г. Царицын имел 31 учебное заведение, из них одну классическую и 3 женских гимназии, реальное училище, торговую школу, 3 городских и 4 классных училища, ремесленное училище и 21 начальную школу [4. С. 18].

В 1914 открывается первое в России специальное женское ремесленное училище, а в 1915 году - коммерческое училище семейного типа.

По сравнению с 1885 годом, к 1917 году число учебных заведений в городе утроилось: 2 мужских и 4 женских гимназии, 2 реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, художественная школа, музыкальные классы, 4 высших начальных городских училища, 2 ремесленных училища и 44 начальные школы [2. С. 118].

отрицательным образом на развитие яслей-приютов сказались события русско-японской войны 1904905 гг., поскольку многие заведующие яслями были мобилизованы в район боевых действий. В 1904 г. ясли открылись только в 20-ти селах, а с 1906 г. губернское земство отказалось от их финансирования. между тем, вследствие неурожая населению губернии угрожал голод. Инициатива по оказанию помощи голодающим перешла в руки благотворительных организаций. Существенная материальная помощь поступила от общеземской организации помощи голодающим, Саратовского отделения комитета помощи голодающим при

Императорском Вольно-экономическом обществе, губернского комитета благотворительной помощи и др. [3. С. 65]. В условиях голода ясли-приюты приобрели дополнительное значение детских столовых.

1907 г. является первым годом, когда ясли-приюты в Саратовской губернии открываются без специальных на то ассигновки губернского земства, а исключительно на средства случайного характера. В это время под яслями понимается как одна из форм продовольственной помощи населению. В 1906 году это были суммы, ассигнованные общеземской организацией и отчасти, в некоторых уездах, «Попечительством трудовой помощи». В 1907 году, по инициативе представителя губернского комитета благотворительной помощи К. Н. Гришина, в распоряжение губернской управы этим комитетом были представлены средства, давшие возможность раскинуть по губернии широкую, не в пример прежним годам, сеть яслей-приютов.

Поступившие в течение апреля-мая 1907 года заявления от уездных управ показали, что общее число намеченных яслей достигает 206. Было

отмечено, что ясли должны устраиваться по тому плану, который заключается в «Основаниях для устройства яслей-приютов», изданных губернским земством.

Вместе с тем, санитарный совет пересмотрел смету на ясли и повысил стоимость содержания их в течение первого месяца до 350 рублей, увеличив комплект детей в яслях с ранее принятого числа 60 до 100 [1. С. 35].

Смета расходов выглядела следующим образом: на инвентарь 50 рублей, на ремонт и образование 12 рублей, на питание ста детей 180 рублей в день (по 18 копеек на ребенка); жалование надзирательниц 25 рублей (на продовольствие 10 рублей), четырем няням и кухарке по 6 рублей (на продовольствие по 15 копеек в день, всего 22 рубля 50 копеек), отопление и вода 15 рублей, другие мелкие расходы 5 рублей 50 копеек. Всего — 350 рублей в месяц.

Всех яслей по Саратовской губернии, по данным отделения народного здравия в 1907 году, было открыто 133, но лишь о 123 имеются более или менее полные, законченные отчеты.

По уездам ясли распределялись

так:

уезды Мисло открывшихся яслей

1903 1904 1905 1906 1907

Аткарский 1 1 1 10 12

Балашовский 2 1 - 2 13

Вольский 1 2 1 9 16

Камышинский 1 1 - 4 12

Кузнецкий 2 2 2 1 5

Саратовский 2 5 4 23 23

Сердобский 1 5 1 3 10

Хвалынский 3 3 3 4 11

Царицынский 2 4 5 3 18

Нтого: 15 24 17 59 120

Как видно из этой таблицы, 1907 год резко выделяется по числу открытых яслей: их больше, чем во все предшествующие годы, вместе взятые. Объясняется это как в 1906 году, притоком крупных средств, с одной стороны, и с другой — наличностью неурожая, вызвавшего этот приток.

Неурожай 1906 года, с последствиями которого нужно было иметь дело в 1907 году в виде цинги, повышенной детской смертности и т. д., повлек за собой создание таких крупных продовольственных организаций, как упомянутый комитет благотворительной помощи, и, естественно, что ясли-приюты, как преследующие продовольственные цели в неурожайные годы, не могли остаться вне круга деятельности комитета.

Анализ архивных материалов Государственного архива Волгоградской области показал, что открытие дошкольных учреждений (яслей-приютов) приходится на период с 1 июня. В 1903—1905 гг. наибольшее количество открытий падает

на конец июня и самое начало июля. В 1906 году — 85 % открыто в июне, и только 15 % приходилось на июль. В 1907 году в июне открывается лишь 17 % яслей, все же прочие ясли открываются в течение июля.

В 1903—1905 гг. подавляющее число яслей заканчивало свою деятельность к 15 августа. Общее количество дней деятельности яслей в 1907 году значительно повышает аналогичную цифру предшествую -щих годов, она равняется 3891 дню, тогда как в 1903—1906 гг самую высокую цифру составляет 1906 год — 2197 дней.

Наибольшее число яслей функционировало от 20 до 40 дней, таких яслей было 81,0 % от общего числа.

В 1903 - 58.8 %, в 1904 - 64 %, 1905 - 79,0 %, в 1906 г. - 55 %. Свыше 40 дней работали в 1903 г. -35,2 %, 1904 г. - 36,0 %, 1905 г. -10,5 %, 1906 г. - 27,1 %, 1907 -13,2 % от общего количества яслей.

Всего в 1907 году нашли приют в яслях 16 415 детей различных возрастов.

Уезды Среднее число детей на 1 ясли

Аткарский 153,4

Балашовский 210,9

Вольский 112,7

Камышинский 163,1

Кузнецкий 73,3

Саратовский 142,8

Сердобский 130,0

Хвалынский 123,0

Царицынский 81,3

Петровский 115,5

Дети в возрасте от 2-х месяцев были в 17 яслях, от 2-х до 9-ти месяцев в 71 яслях, в возрасте от 9-ти до

12-ти месяцев в 67 яслях, дети в возрасте от 1 до 2-х лет находили себе место в 115 яслях.

Возраст Годы

1903 1904 1905 1906 1907

От 2-х лет 1,47 13,1 11,9 14,1 14,0

От 2 лет до 5 лет 32,5 34,0 28,5 29,3 30,0

Старшие 42,8 47,5 49,4 56,7 52,5

Среднее число дней, проведенных ставило 17,4. Посещаемость яслей с ребенком без различия возраста, со- 1903 года только нарастала:

Годы Средняя посещаемость

1903 25,9

1904 33,1

1905 41,4

1906 89,7

1907 73,4

В частности, посещаемость детей яслей-приютов в Царицынском уезде составляли одинаковые показатели

1907 и 1905 г. (32,2 %), 1906 г. -37,2 %, 1904 - 31,4 %, 1903 - 21,4 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День в яслях-приютах распределялся в зависимости от приемов пищи: дети собирались к 7-8 часам утра к завтра-

ку, после которого промежуток до обеда проходил в уборке, мытье, играх, купании. Послеобеденное время для малышей посвящалось сну, а более взрослые дети занимались спокойными играми (читали, слушали сказки) или же отправлялись с заведующей на прогулку. День заканчивался в 8-9 часов вечера.

В книге «Врачебно-санитарная хроника Саратовской губернии (год шестой)» (1908), отмечается, что заведующие яслями вносят недостаточно инициативы в игры, не умеют их разнообразить; и поэтому, быть может, необходимо для заведующих знакомство с организацией детских подвижных и других игр [1. С. 28]. Описывая картину, типичную для учреждений дошкольного образования того времени, земская интеллигенция констатировала, что «...обстановка яслей была прежнего характера: те же соломенные тюфяки для ночлега, бельевые корзины для грудных детей и т. п. Кухня обычно находилась при яслях. Тут же жила и заведующая, мирясь с рядом неудобств, но находя, что присутствие ее при яслях необходимо»

[6. С. 132, 151].

Грудные дети получали молоко, но не везде заведующая яслями «строго придерживалась этой нормы и давали зачастую таким детям кашу, чай с белым хлебом и т. д.» [1. С. 29]. Иногда до двух-четырех раз в день привлекались к кормлению грудных детей их матери. Дети с прикармливанием име-

ли молоко и молочную кашу разных сортов; в большинстве случаев специального меню не имелось, и они ели и суп, и похлебку, и лапшу и т. д.

Более взрослые дети питались обычным для взрослых столом. Для них устанавливалось три-четыре приема пищи в день. Утром завтрак, состоящий из чая с хлебом, молока, и лишь изредка, каши. В обед входили 2 блюда. В праздничные дни обеденные блюда увеличивались до трех. К обычным супу, щам и каше прибавлялись пироги, ягоды, ватрушки. Полдник и ужин состояли из одного блюда, бывшего за обедом [1. С. 30].

Таким образом, мы видим, что дошкольные учебно-воспитательные заведения Царицынского уезда Саратовской губернии в конце XIX -начале XX века были исключительно частными (общественными), преимущественно домашнего типа, располагаясь в частных домах и квартирах содержателей. Их открытие отвечало требованиям социально-экономического развития страны, насущным потребностям трудового населения края.

Список литературы

1. Врачебно-санитарная хроника Саратовской губернии (год шестой). Май 1908 г. - Саратов : Издание Саратовского Губернского Земства, 1908. - 384 с.

2. Вопросы краеведения: материалы XI и XII краеведческих чтений / под ред. И. О. Тюменцева. - Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного университета, 2002. - Вып. 7. - 278 с.

3. Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного обра-

зования. - Саратов : Тип. губ. земства,

1895. - 162 с.

4. Мельникова, В. В. Народное образование края в X - нач. XX вв. / В. В. Мельникова. - Волгоград : Плюс -Минус. 2001. - 190 с.

5. Саратовская земская неделя. -Саратов, 1903. - № 9. - 122 с.

6. Труды Девятого губернского съезда земских врачей и председателей земских управ Саратовской губернии. - Саратов : Издание Саратовского Губернского Земства, 1908. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.