109
Е. Н. Мишакова
Развитие дошкольного
образования в царицынском уезде саратовской губернии на рубеже xix - начале xx века
УДК 373.2
ББК 74.1
В статье анализируется процесс развития дошкольного образования в Царицынском уезде Саратовской губернии в конце XIX — начале XX века, раскрываются особенности его содержания и организации.
Ключевые слова: дошкольное образование, ясли, ясли-приюты, дети дошкольного возраста.
е. n. зшвьакоуа
Preschool education development
in tsaritsynsky district of the saratov province on a boundary xix - the beginnings
of xx centuries
Article is devoted the analysis of development of preschool education in Tsaritsynsky district of the Saratov province in the end of XIX — the beginning of XX centuries, opens the basic tendencies of its organization and the maintenance.
Key words; preschool education, day nursery, day nursery-shelters, children of preschool age.
Актуальность обращения к анали- типу образовательных учреждений зу такого историко-педагогического ставит перед историками педагогики феномена, как дошкольное образова- задачу изучения процессов становление, обусловлена обострившимися в ния и развития дошкольного образо-современной России демографически- вания, в том числе и в провинции. ми и социально-экономическими про- одним из факторов, влияющих на
блемами. недостаток детских садов на организацию дошкольного образова-фоне некоторого подъема рождаемос- ния в д°революционн°й Pоссии, слети и повышения требований к данному дует назвать неблагоприятную демог-
рафическую ситуацию, характеризующуюся высокой детской смертностью. Современный российский историк Б. Н. Миронов указал одну из причин этого явления: основное число детей в России, в силу ряда сложившихся традиций, рождалось в июле и августе. Это был наиболее напряженный период полевых работ. Крестьянские женщины вынуждены были поручать заботу о новорожденных старшим детям и престарелым членам семьи, что, безусловно, повышало риск возникновения желудочно-кишечных и простудных заболеваний, во многих случаях заканчивавшихся смертью детей [4. С. 25].
В этой связи к числу мероприятий социально-педагогического характе -ра, проводившихся в дореволюционной России земскими учреждениями, следует отнести организацию яслей-приютов в летнее время. Первые ясли были открыты в 1896 г. Пермским губернским земством. На летние ясли-приюты возлагались задачи по борьбе с детской смертностью и летними пожарами (от детских поджогов). Вопросы организации яслей рассматривались на съездах врачей, земских собраниях, всероссийском пожарном съезде в 1901 г. Однако ясельное дело не получило широкого распространения прежде всего потому, что требовало значительных материальных затрат. Так, например, только в одной Московской губернии на организацию яслей требовалось около 1 млн. руб. Полноценное существование яслей, по мнению председателя Московской губернской
земской управы Д. Н. Шипова, было возможно «только при материальном участии самого населения, при развитии его самодеятельности».
В первые годы своего существования ясли встретили недоверчивое отношение со стороны местного населения. «Их организаторам пришлось бороться с самыми примитивными толкованиями на религиозной, экономической и политической почве» [6.
С. 284].
Немало противников яслей-приютов нашлось и среди земских врачей. Так, например, по мнению В. Д. Ченыкаева, данная мера себя не оправдывала, так как основной контингент состоял из детей в возрасте от 5-ти до 10-ти лет, т. е. не нуждающихся в искусственном кормлении [5.
С. 57].
В 1903 г. на Балашовском уездном съезде земских врачей говорилось, что «нельзя поддерживать меру, основанную на личных впечатлениях» и что «связывая ясли с понижением детской смертности, мы (земские врачи) рискуем очутиться в неловком положении перед земскими людьми, которые, веря нам, возлагают на ясли надежды, могущие не оправдаться» [5. С. 68]. Тем не менее, со временем их положение стало более стабильным, о чем свидетельствуют данные о ежегодном увеличении количества названных учреждений.
Проблема становления системы дошкольных образовательных учреждений в Волгоградской области с начала XIX века и до настоящего
времени не нашла достаточного отражения в работах исследователей. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с недостаточной источниковедческой базой по данной тематике: архивные документы в основной своей массе погибли во время гражданской и Великой Отечественной войн. Ввиду того, что Царицынская губерния образована из Второго Донского, Усть-Медведицкого и Хоперского округов Области войска Донского, уездов Астраханской и Саратовской губерний и ее учебные заведения входили в состав Казанского и Харьковского учебных округов, духовного учебного округа, архивные документы хранятся в нескольких государственных архивах.
В Волгоградском областном государственном архиве (ГАВО) имеются на хранении архивные документы фондов более чем 20 учебных заведений Камышинского и Царицынского уездов Саратовской губернии, Хоперского и Усть-Медведицкого округов Области войска Донского: Усть-Медведицкой дирекции училищ, окружных училищных советов; Камышинской, Урюпинской и Усть-Медведицкой женских гимназий; Урюпинской и Усть-Медведицкой мужских гимназий, Камышинского, Урюпинского и Усть-Медведицкого реальных училищ, Усть-Медведицкой учительской семинарии, Усть-Медведицкого окружного училища, Усть-Медведицкого 4-классного училища, высших начальных училищ; Усть-Медведицкого окружного епархиального женского училища, окруж-
ных отделений Донского епархиального совета, Зотовского, Камышинского, Усть-Медведицкого духовных училищ, церковно-приходских школ.
Архивные документы охватывают период с 1826 по 1918 год. К ним относятся разнообразные статистические и текстовые отчеты по управлению дирекции училищами, о состоянии окружных, реальных, высших начальных училищ, гимназий, школ; протоколы педагогических совещаний и советов, учительских съездов; ведомости о наличии учебных заведений, количестве учащихся и учителей; переписка с попечителями учебных округов, войсковым правлением, войсковым наказным атаманом, окружными и станичными правлениями, городскими и уездными земскими управами об открытии, реорганизации, состоянии учебных заведений; исторические книги учебных заведений, классные журналы, шаровые книги, рапорты смотрителей училищ, формулярные и послужные списки учителей, списки чиновников, учителей, учеников; экзаменационные ведомости; программы детских праздников.
Саратовская губерния входила в один из крупнейших учебных округов и была значимым регионом России и, следовательно, отражала в своей истории общероссийские процессы. Царицынский уезд образовался позже многих других уездов России, но по темпам торгово-промышленного и демографического развития (с 1860 по 1914 гг. население Царицына увеличилось в 12,6 раза) не имело аналогов в
Поволжье, а по темпам распространения грамотности во всей Саратовской губернии. Это подчеркивает важность выявления специфики распространения народного образования на территории г. Царицына и его уезда. К началу 20 века город Царицын превратился в крупный торгово-промышленный центр, конкурировавший с Саратовом и Астраханью.
Проблемы народного образования в Саратовской губернии были рассмотрены в работах С. С. Краснодубов-ского, Н. Ракитникова, В. С. Голубева, Д. И. Тихомирова, коллективных трудах земских деятелей Саратовской губернии. В них приводятся сведения о культурно-просветительской деятельности уездных земств Саратовской губернии, прежде всего, Саратовского и Балашовского, дается общая характеристика школ губернии, предлагается перечень первоочередных проблем, стоявших перед народным образованием.
в. Голубев охарактеризовал народное образование по Саратовской губернии к 1902 году на основе делопроизводственных отчетов, периодических и специальных изданий отделов народного образования различных министерств и ведомств и их местных образовательных учреждений.
Основное население Царицынского уезда сформировалось к середине XIX века в результате внутренней российской колонизации, проводившейся из различных областей государства с целью освоения и защиты окраинных территорий в связи с нуж-
дами экстенсивного сельского хозяйства и промышленного развития. По этой причине учреждения образования в городе и посаде начали появляться в 10—20-е годы, а в сельской местности—в 30-50-е годы XIX века. Процесс открытия, стабильного функционирования и увеличения количества школ в Царицынском уезде до отмены крепостного права протекал очень медленно. Лишь с 60-х годов XIX века заметно поступательное развитие. в пореформенное время в большинстве уездов страны начала складываться система народного образования [4.
С. 6-7].
До 1860-х годов в Царицынском уезде организованные начальные школы работали только в городе Царицыне, посаде Дубовка, поселениях городских и удельных крестьян. К 70-м годам XIX века в уезде завершилось становление основных типов народной школы. В начале XX века темпы развития системы народного образования значительно ускорились из-за промышленной модернизации в стране и практического осуществления идей всеобщего начального обучения, достигнув своего пика к моменту вступления России в Первую мировую войну. После этого произошло резкое сокращение государственного финансирования образовательных структур, мобилизация учителей, перепрофилирование школьных помещений под военные госпитали и прочее, что негативно сказалось на образовательной политике.
Становление системы образова-
113
ния в Царицыне - процесс довольно длительный. Специфика его связана с экономическим развитием данного региона. Если к началу XIX века в стране была уже развита сеть высших учебных заведений (шесть университетов), общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, то в Царицыне долгое время не было ни одного учебного заведения. К началу XIX века Царицын представлял собой типичный для того времени захолустный городок. Поскольку город не имел развитой местной торговли и промышленности, то и доходы в городской бюджет были невелики. обучение детей проводилось случайными людьми за плату на договорных условиях. Но общая грамотность населения росла медленно. В 1885 году в Царицыне с числом жителей 31 052 человека неграмотных насчитывалось 21 485 человек, или 69 % от общего числа жителей, в том числе неграмотных женщин - 12 357 (57,5 %), мужчин - 9 128 (42,5 %) [2. С. 114].
К 1885 году в городе имеется 5 начальных школ, 1 городская, 4 классных училища и 2 гимназии. В 1889 году прибавилась еще 1 гимназия. В 1875 году в Царицыне принимает первых учеников Александровская мужская гимназия. За 25 лет ее существования она выпустила 155 человек, в среднем по 9 человек в год. В 1887 году в Царицыне открывается Мариинская женская гимназия, а 14 сентября 1876 года первое в России ремесленное училище.
К концу 1909 г. Царицын имел 31 учебное заведение, из них одну классическую и 3 женских гимназии, реальное училище, торговую школу, 3 городских и 4 классных училища, ремесленное училище и 21 начальную школу [4. С. 18].
В 1914 открывается первое в России специальное женское ремесленное училище, а в 1915 году - коммерческое училище семейного типа.
По сравнению с 1885 годом, к 1917 году число учебных заведений в городе утроилось: 2 мужских и 4 женских гимназии, 2 реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, художественная школа, музыкальные классы, 4 высших начальных городских училища, 2 ремесленных училища и 44 начальные школы [2. С. 118].
отрицательным образом на развитие яслей-приютов сказались события русско-японской войны 1904905 гг., поскольку многие заведующие яслями были мобилизованы в район боевых действий. В 1904 г. ясли открылись только в 20-ти селах, а с 1906 г. губернское земство отказалось от их финансирования. между тем, вследствие неурожая населению губернии угрожал голод. Инициатива по оказанию помощи голодающим перешла в руки благотворительных организаций. Существенная материальная помощь поступила от общеземской организации помощи голодающим, Саратовского отделения комитета помощи голодающим при
Императорском Вольно-экономическом обществе, губернского комитета благотворительной помощи и др. [3. С. 65]. В условиях голода ясли-приюты приобрели дополнительное значение детских столовых.
1907 г. является первым годом, когда ясли-приюты в Саратовской губернии открываются без специальных на то ассигновки губернского земства, а исключительно на средства случайного характера. В это время под яслями понимается как одна из форм продовольственной помощи населению. В 1906 году это были суммы, ассигнованные общеземской организацией и отчасти, в некоторых уездах, «Попечительством трудовой помощи». В 1907 году, по инициативе представителя губернского комитета благотворительной помощи К. Н. Гришина, в распоряжение губернской управы этим комитетом были представлены средства, давшие возможность раскинуть по губернии широкую, не в пример прежним годам, сеть яслей-приютов.
Поступившие в течение апреля-мая 1907 года заявления от уездных управ показали, что общее число намеченных яслей достигает 206. Было
отмечено, что ясли должны устраиваться по тому плану, который заключается в «Основаниях для устройства яслей-приютов», изданных губернским земством.
Вместе с тем, санитарный совет пересмотрел смету на ясли и повысил стоимость содержания их в течение первого месяца до 350 рублей, увеличив комплект детей в яслях с ранее принятого числа 60 до 100 [1. С. 35].
Смета расходов выглядела следующим образом: на инвентарь 50 рублей, на ремонт и образование 12 рублей, на питание ста детей 180 рублей в день (по 18 копеек на ребенка); жалование надзирательниц 25 рублей (на продовольствие 10 рублей), четырем няням и кухарке по 6 рублей (на продовольствие по 15 копеек в день, всего 22 рубля 50 копеек), отопление и вода 15 рублей, другие мелкие расходы 5 рублей 50 копеек. Всего — 350 рублей в месяц.
Всех яслей по Саратовской губернии, по данным отделения народного здравия в 1907 году, было открыто 133, но лишь о 123 имеются более или менее полные, законченные отчеты.
По уездам ясли распределялись
так:
уезды Мисло открывшихся яслей
1903 1904 1905 1906 1907
Аткарский 1 1 1 10 12
Балашовский 2 1 - 2 13
Вольский 1 2 1 9 16
Камышинский 1 1 - 4 12
Кузнецкий 2 2 2 1 5
Саратовский 2 5 4 23 23
Сердобский 1 5 1 3 10
Хвалынский 3 3 3 4 11
Царицынский 2 4 5 3 18
Нтого: 15 24 17 59 120
Как видно из этой таблицы, 1907 год резко выделяется по числу открытых яслей: их больше, чем во все предшествующие годы, вместе взятые. Объясняется это как в 1906 году, притоком крупных средств, с одной стороны, и с другой — наличностью неурожая, вызвавшего этот приток.
Неурожай 1906 года, с последствиями которого нужно было иметь дело в 1907 году в виде цинги, повышенной детской смертности и т. д., повлек за собой создание таких крупных продовольственных организаций, как упомянутый комитет благотворительной помощи, и, естественно, что ясли-приюты, как преследующие продовольственные цели в неурожайные годы, не могли остаться вне круга деятельности комитета.
Анализ архивных материалов Государственного архива Волгоградской области показал, что открытие дошкольных учреждений (яслей-приютов) приходится на период с 1 июня. В 1903—1905 гг. наибольшее количество открытий падает
на конец июня и самое начало июля. В 1906 году — 85 % открыто в июне, и только 15 % приходилось на июль. В 1907 году в июне открывается лишь 17 % яслей, все же прочие ясли открываются в течение июля.
В 1903—1905 гг. подавляющее число яслей заканчивало свою деятельность к 15 августа. Общее количество дней деятельности яслей в 1907 году значительно повышает аналогичную цифру предшествую -щих годов, она равняется 3891 дню, тогда как в 1903—1906 гг самую высокую цифру составляет 1906 год — 2197 дней.
Наибольшее число яслей функционировало от 20 до 40 дней, таких яслей было 81,0 % от общего числа.
В 1903 - 58.8 %, в 1904 - 64 %, 1905 - 79,0 %, в 1906 г. - 55 %. Свыше 40 дней работали в 1903 г. -35,2 %, 1904 г. - 36,0 %, 1905 г. -10,5 %, 1906 г. - 27,1 %, 1907 -13,2 % от общего количества яслей.
Всего в 1907 году нашли приют в яслях 16 415 детей различных возрастов.
Уезды Среднее число детей на 1 ясли
Аткарский 153,4
Балашовский 210,9
Вольский 112,7
Камышинский 163,1
Кузнецкий 73,3
Саратовский 142,8
Сердобский 130,0
Хвалынский 123,0
Царицынский 81,3
Петровский 115,5
Дети в возрасте от 2-х месяцев были в 17 яслях, от 2-х до 9-ти месяцев в 71 яслях, в возрасте от 9-ти до
12-ти месяцев в 67 яслях, дети в возрасте от 1 до 2-х лет находили себе место в 115 яслях.
Возраст Годы
1903 1904 1905 1906 1907
От 2-х лет 1,47 13,1 11,9 14,1 14,0
От 2 лет до 5 лет 32,5 34,0 28,5 29,3 30,0
Старшие 42,8 47,5 49,4 56,7 52,5
Среднее число дней, проведенных ставило 17,4. Посещаемость яслей с ребенком без различия возраста, со- 1903 года только нарастала:
Годы Средняя посещаемость
1903 25,9
1904 33,1
1905 41,4
1906 89,7
1907 73,4
В частности, посещаемость детей яслей-приютов в Царицынском уезде составляли одинаковые показатели
1907 и 1905 г. (32,2 %), 1906 г. -37,2 %, 1904 - 31,4 %, 1903 - 21,4 %.
День в яслях-приютах распределялся в зависимости от приемов пищи: дети собирались к 7-8 часам утра к завтра-
ку, после которого промежуток до обеда проходил в уборке, мытье, играх, купании. Послеобеденное время для малышей посвящалось сну, а более взрослые дети занимались спокойными играми (читали, слушали сказки) или же отправлялись с заведующей на прогулку. День заканчивался в 8-9 часов вечера.
В книге «Врачебно-санитарная хроника Саратовской губернии (год шестой)» (1908), отмечается, что заведующие яслями вносят недостаточно инициативы в игры, не умеют их разнообразить; и поэтому, быть может, необходимо для заведующих знакомство с организацией детских подвижных и других игр [1. С. 28]. Описывая картину, типичную для учреждений дошкольного образования того времени, земская интеллигенция констатировала, что «...обстановка яслей была прежнего характера: те же соломенные тюфяки для ночлега, бельевые корзины для грудных детей и т. п. Кухня обычно находилась при яслях. Тут же жила и заведующая, мирясь с рядом неудобств, но находя, что присутствие ее при яслях необходимо»
[6. С. 132, 151].
Грудные дети получали молоко, но не везде заведующая яслями «строго придерживалась этой нормы и давали зачастую таким детям кашу, чай с белым хлебом и т. д.» [1. С. 29]. Иногда до двух-четырех раз в день привлекались к кормлению грудных детей их матери. Дети с прикармливанием име-
ли молоко и молочную кашу разных сортов; в большинстве случаев специального меню не имелось, и они ели и суп, и похлебку, и лапшу и т. д.
Более взрослые дети питались обычным для взрослых столом. Для них устанавливалось три-четыре приема пищи в день. Утром завтрак, состоящий из чая с хлебом, молока, и лишь изредка, каши. В обед входили 2 блюда. В праздничные дни обеденные блюда увеличивались до трех. К обычным супу, щам и каше прибавлялись пироги, ягоды, ватрушки. Полдник и ужин состояли из одного блюда, бывшего за обедом [1. С. 30].
Таким образом, мы видим, что дошкольные учебно-воспитательные заведения Царицынского уезда Саратовской губернии в конце XIX -начале XX века были исключительно частными (общественными), преимущественно домашнего типа, располагаясь в частных домах и квартирах содержателей. Их открытие отвечало требованиям социально-экономического развития страны, насущным потребностям трудового населения края.
Список литературы
1. Врачебно-санитарная хроника Саратовской губернии (год шестой). Май 1908 г. - Саратов : Издание Саратовского Губернского Земства, 1908. - 384 с.
2. Вопросы краеведения: материалы XI и XII краеведческих чтений / под ред. И. О. Тюменцева. - Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного университета, 2002. - Вып. 7. - 278 с.
3. Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного обра-
зования. - Саратов : Тип. губ. земства,
1895. - 162 с.
4. Мельникова, В. В. Народное образование края в X - нач. XX вв. / В. В. Мельникова. - Волгоград : Плюс -Минус. 2001. - 190 с.
5. Саратовская земская неделя. -Саратов, 1903. - № 9. - 122 с.
6. Труды Девятого губернского съезда земских врачей и председателей земских управ Саратовской губернии. - Саратов : Издание Саратовского Губернского Земства, 1908. - 284 с.