Научная статья на тему 'Развитие дистанционных образовательных технологий в подготовке студента-информатика в вузе'

Развитие дистанционных образовательных технологий в подготовке студента-информатика в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУ-НИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов А. А.

В статье рассматриваются основные процессы развития дистанционных образовательных технологий и информационно-коммуникационных средств, послужившие непрерывным источником создания и внедрения инноваций в образование и обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционных образовательных технологий в подготовке студента-информатика в вузе»

УДК 378

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА-ИНФОРМАТИКА В ВУЗЕ1

А.А. Скворцов

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные процессы развития дистанционных образовательных технологий и информационно-коммуникационных средств, послужившие непрерывным источником создания и внедрения инноваций в образование и обучение.

Ключевые слова: дистанционные технологии, инновации, образование, информационно-коммуникационные технологии.

Стремительное развитие всех сфер жизнедеятельности общества, появление новых информационных технологий и новейших средств телекоммуникаций предъявляют более высокие требования к качеству образования, стимулируя потребность в подготовке компетентных студентов-специалистов. Наряду с этим, одним из важнейших факторов развития становится дистанционное образование. Объективность появления дистанционного образования вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. Говоря о дистанционном образовании студен-тов-информатиков в вузе, возникает необходимость рассмотрения вопросов развития дистанционных образовательных технологий и форм учебной деятельности.

Этапы развития дистанционных технологий при подготовке студента информатика в вузе.

В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования.

Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий в России и за

рубежом привели к большому спросу на специалистов в области информатики и информационных технологий, поэтому одно из главных требований системы высшего профессионального образования сегодня - это подготовка выпускников, способных ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно применять новые информационно-коммуникационные технологии мирового уровня в предстоящей профессиональной деятельности.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [1].

Информатизация, в широком смысле, включает в себя модификацию орудийной основы человеческой деятельности, увеличение роли индивидуального человеческого труда, создание условий обеспечения свободного доступа человека к информации различного рода, адаптацию к жизни в условиях постоянно изменяющегося мира и информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс порождает необходимость изменения структуры общественного производства: быстро изменяется характер информационных и технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 12-06012006

и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства [2].

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей [3]. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. Рассмотрим этапы становления и развития системы дистанционного обучения подготовки студента информатика в вузе:

1 этап (до 1992). Появление персональных компьютеров и коммуникаций и первые попытки использования их в образовании. Главной проблемой обучения специалистов информатиков является отсутствие кадров и персональных компьютеров. Например, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского открыл кафедру информатики и вычислительной техники в 1988 г., проблему кадров удалось решить интеграцией кадрового потенциала кафедры физики и математического анализа. Прототипом дистанционных технологий является созданная в 1989 г. в США система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпаний.

2 этап (1993-1995). Бурное развитие информационно-коммуникационных средств не способствует широкому обучению специалистов информатиков. В.А. Каймин отмечает проблему освоения преподавателями новых технологий и средств [4]. В свою очередь Б.М. Гаврилов считает, что, преподавателя информатики необходимо готовить по полной программе как преподавателя информатики, а не специализации. Зачастую абитуриент поступает на физико-математический факультет со специализацией по информатике из-за отсутствия в вузе полной специальности информатики [5]. В 1993 г. в США открыт международный университет бизнеса, где обучаются 30000 студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Одной из ключевых форм профессиональной подготовки студента информатика как специалиста является непрерывное изучение ее на протяжении всего периода обучении в вузе и соответствие изучаемых предметов их названиям:

- основы алгоритмизации и программирования;

- алгоритмические языки и технология программирования;

- вычислительная практика как аудиторные занятия на протяжении двух семестров;

- программные комплексы и системы (ОС и оболочки, редакторы, электронные таблицы, базы данных);

- основы логического программирования (пролог);

- методика преподавания информатики, школьный курс информатики;

- педагогические программные средства и ТСО;

- новые информационные технологии.

3 этап (1996-1998). Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространством, основанное на использовании информационных технологий. Дистанционное обучение позволяет реализовать индивидуализированную технологию обучения, удовлетворить потребность в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно обучаемому [6]. В 1995 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию принята концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Остается острая потребность в специалистах по вопросам архитектуры программных и аппаратных средств системы дистанционного обучения. В 1997 г. запускается Международный пилотный проект дистанционного обучения в области информатики и электронной коммерции, организуемый Международной академией информатизации [7].

4 этап (1998-2002). В рамках Всемирного распределенного университета, созданного при Академии информатизации в ноябре 1997 г. и имеющего распределенную структуру, состоящую из международных институтов, факультетов, центров, кафедр и лабораторий, расположенных в различных городах России, Казахстана, Бельгии и других

странах мира. Базовой структурой во всех отделениях Распределенного университета являются факультеты информатики и телекоммуникационных технологий. Данный проект стал «вторым дыханием», начали активно использовать новые технологии в дистанционном обучении в сети Интернет [8, 9].

На данном периоде рассматриваются новые задачи при подготовки студента информатика, необходимость повышения уровня освоения технологии использования и построения информационных систем и их структурной основы - баз данных и интернет-программированию. На данном периоде начинается активное внедрение дистанционных образовательных технологий в российских вузах, это связано с выходом приказа № 1050 Минобразования России, позволяющего проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.

5 этап (2002-2005). Развитие новых средств коммуникаций, как глобальные (интернет) и локальные (интранет) информационные системы повышают эффективность образовательного процесса за счет использования в образовании информационных и телекоммуникационных технологий [10].

В то же время, в условиях быстрого темпа развития техники и прикладных программ профессиональное становление будущих информатиков в вузе требует построения системы подготовки специалистов в области информатики. Появляются новые дисциплины: «Веб-дизайн», «Новые информационные сетевые технологии». Активное использование и внедрение дистанционных технологий в учебный процесс связано с развитием глобальной сети Интернет.

6 этап (2005-2007). Период характеризуется обилием систем дистанционного обучения и систем контроля знаний, многие из них представляют собой простейшие тестовые системы и изложение учебного материала в виде статического гипертекста или архива документов. Студент не имеет контакта с преподавателем или составителем курса, не имеет возможность создать структуру изучения предложенного материала согласно уровню знаний [11, 12].

7 этап (2007-2012). Данный период характеризуется высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий. Широко применяются системы

дистанционного обучения специалистов различного направления.

Обучение специалистов-информатиков имеет традиционные проблемы, такие как: быстрое моральное старение техники и программного обеспечения, появление новых информационных технологий.

Остается открытой проблема организации учебного процесса, связанная с разработкой методик использования информационных технологий в учебном процессе.

8 этап (2012-2014). Информационно-коммуникационные технологии и техника имеют высокий уровень развития, что позволяет увеличить уровень эффективности обучения. Мобильные устройства делают обучение доступным и непрерывным [13].

Итак, рассмотрев этапы развития информационных технологий и дистанционного обучения, хотелось бы отметить, что обучение информатиков и развитие средств и технологий ИКТ шли параллельно, что нельзя сказать про гуманитарные направления, которые зачастую отстают на несколько этапов использования информационных технологий и дистанционного обучения [14, 15].

Развитие форм учебной деятельности студента-информатика.

Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее, набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения [16].

Учебный процесс при дистанционном обучении студента-информатика включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками инфор-

мации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса и групповую работу студентов.

Рассмотрим основные организационные формы педагогической деятельности, используемые для реализации совместных образовательных программ дистанционного обучения:

Лекция. На протяжении всей истории высшей школы - с момента зарождения до наших дней - ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем - в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой - все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас -план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым

материалом. В конце лекции подводится итог [17].

Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов обучающихся.

Рассмотрим более подробно организацию учебной деятельности проведения лекций в реальном режиме времени (рис. 1). Во многих образовательных стандартах учебная лекция определена как логически завершенное, научно обоснованное изложение определенного научного или научно-методического вопроса средствами наглядности и демонстрацией опытов. На рисунке 2 представлена эволюция средств представления лекции в учебном процессе.

Рис. 1. Организация учебной деятельности проведения лекций

пм

ТЭФ

ЭУМ

АБМ

МЛ

ДЛ

Рис. 2. Эволюция лекции (ПМ - печатные материалы, ТЭФ - текстовые электронные файлы, ЭУМ - электронные учебные материалы, АВМ - аудио-, видеоматериалы, МЛ - мультимедийные лекции, ДЛ - дистанционные лекции)

Практическая работа. Практическая работа предназначена для углубленного изучения дисциплины. В процессе данной работы идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной

деятельности. Рассмотрим более подробно организацию практической работы студента в системе дистанционного обучения (рис. 3).

На рисунке 4 представлена эволюция применяемых программных средств, используемых в практической работе в подготовке студентов-информатиков в вузе.

Практическая работа 1

Способ организации

Рис. 3. Организация практической работы студента

псэвм

ппо

спо

ВР

ДПЗ

Рис. 4. Эволюция программных средств, используемых в практической работе (ПСЭВМ - программные средства электронно-вычислительной машины, ППО - прикладное программное обеспечение, СПО - специализированное программное обеспечение, ВР - веб-ресурсы, ДПЗ - дистанционные практические занятия)

Лабораторная работа. Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки обучающихся в процессе научно -исследовательской деятельности.

Лабораторная работа как организационная форма учебной деятельности при дистанционном обучении предполагает усиление роли преподавателя по консультационному и контролирующему сопровождению учебно-познавательной деятельности студен-

тов, а также увеличение самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами и, прежде всего, с тренажерами. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику для различных специальностей и учебных дисциплин, поэтому по каждой специальности и дисциплине должны быть разработаны особые рекомендации. Эволюция лабораторных работ объединяет этапы эволюции представления материала и программных средств реализации (рис. 5).

Рис. 5. Эволюция лабораторных работ (ЛО - лабораторное оборудование, ПЭ - программы эмуляторы, ВЛ - виртуальные лаборатории, УЛ - удаленные лаборатории)

Семинар. Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка. Эффективность сетевых семинаров определяется условиями и техноло-

гиями их проведения, которые несколько усложняются по сравнению с традиционным аудиторным семинарским занятием. Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между студентами и преподавателем, организованное в сети в режиме online. На рисунке 6 представлена эволюция средств проведения семинаров при подготовке сту-дентов-информатиков в вузе.

АС

COCof

СОСоп

СС

М

две

Рис. 6. Эволюция средств проведения семинаров (АС - аудиторные семинары, СОСоГ - средства обмена сообщениями в оффлайн режиме (почта, форумы), СОСоп - средства обмена сообщениями в онлайн режиме (чат, isq), СС - социальные сети, ДВС - дистанционные видео-семинары)

Консультация. При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.

При дистанционном обучении могут быть организованы:

- offline консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты, форума или посредствам личных сообщений;

- online консультации, проводимые преподавателем курса в режиме реального времени с помощью видеоконференций, ау-диосвязи, чатов.

Контроль качества знаний. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет контролируемая самостоятельная деятельность обучающихся по изучению дистанционных курсов. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля его качества, который крайне необходим для успешного протекания педагогического процесса. Вопросы обеспечения качества образования при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий являются актуальными на современном этапе развития системы образования [18]. На рисунке 7 представлена эволюция средств контроля качества знаний сту-дентов-информатиков в вузе.

vo

епт

ИТ

ссм

Рис. 7. Эволюция средств контроля качества знаний студентов (УО - устный опрос, Т - тестирование, СПТ - специализированная система тестирования, ИТ - интерактивное тестирование, ССМ - специализированная система мониторинга)

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа обучающихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в зада-

нии цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [19]. П.И. Пидкасистый подчеркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, ор-

ганизуемой с учебно-воспитательными целями [20].

Расширение объема самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Информационные технологии позволяют использовать как основу для самостоятельной работы не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет: электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательские работы - работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.

Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализо-

вать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.

Проектная работа. Проектная работа является важным элементом при организации учебного процесса студентов-информа-тиков в системе дистанционного обучения. Проектная работа позволяет информатикам работать в группе, размер группы зависит от сложности проекта и времени на его исполнение, что способствует развитию коллективного интеллекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. Рассмотрим более подробно организацию проектной работы студента в системе дистанционного обучения (рис. 8).

На рисунке 9 представлена эволюция технических средств ведения проектной работы группой студентов в вузе.

Рис. 8. Организация проектной работы студента с применением дистанционных образовательных ресурсов

ЭВМ

ПК

ст

СУП

ДТ+от

Рис. 9. Эволюция технических средств ведения проектной работы (ЭВМ - электронно-вычислительная машина, ПК - персональный компьютер, СТ - серверные технологии, СУП - система управления проектом, ДТ+ОТ - дистанционные технологии, интегрированные с облачными)

Исследовательская работа. Исследовательская работа отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Коммуникационная работа. Задача коммуникационной работы - обеспечение процесса общения всех участников одного совместного проекта как внутри группы, так и с внешними партнерами.

Механизмы общения в системе интегрируют общение в традиционных системах обучения, общение на базе компьютерных коммуникаций, а также общение с бизнес-сообществом и научным мировым сообществом.

Для организации коммуникаций можно использовать следующие информационно-коммуникационные средства: форумы, чаты, виртуальные аудитории, видеолекции и семинары, e-mail, isq.

Таким образом, за период своего развития технология дистанционного образования прошла несколько этапов становления. Содержание и средства каждого из них в целом успешно реализуются в самых различных формах современного дистанционного образования. Учебный процесс при дистанционном обучении студента-информатика включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с веду-

щим преподавателем курса и групповую работу студентов.

Литература

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

2. Храмова М.В. Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 4 (108). С. 118-130.

3. Теоретические разделы курса «Информатика» / Р.Р. Батаршина [и др.]; под ред. И.А. Кодоло-вой. Казань, 2010.

4. Каймин В.А. Дистанционное обучение и сертификация преподавателей информатики // Информационные технологии в образовании. Секция D: мат-лы III Междунар. конф.-выставки. М., 1994.

5. Гаврилов Б.М., Дудина И.П. Проблемы профессиональной подготовки студентов специализации «информатика» // Информационные технологии в образовании. Секция С: мат-лы IV Междунар. конф.-выставки. М., 1995.

6. Вислобокова М.В. Использование средств дистанционного обучения в качестве инструментов познания // Информационные технологии в образовании. Секция С: мат-лы VI Междунар. конф.-выставки. М., 1997.

7. Кудрявцев В.Л. Информационные образовательные технологии и их использование при дистанционных формах обучения // Информационные технологии в образовании. Секция 3: мат-лы VII Междунар. конф.-выставки. М., 1998.

8. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: МАИ, 1998.

9. Яшин А.М., Смолянинова О.Г. Использование локальных сетевых ресурсов при обучении будущих учителей информатики информационным системам и базам данных: тез. доклада Международной конференции «ИТО 2000». М., 2000.

10. Никитина Е.Ю. Опыт дистанционного преподавания информатики студентам гуманитарных отделений вузов // ИТО-2002 XII конференция «Информационные технологии в образовании». М., 2002.

11. Березин НА. Система дистанционного обучения и контроля знаний в области программирования и информатики II ИТО-2007 XVII конференция «Информационные технологии в образовании». M., 2007.

12. Koenraad Kuiper, Colin McMurtrie, Gregor Ronald E-lectures within an integrated multimedia course design // Journal of open, flexible and distance learning. 2005. Vol. 9. № 1.

13. Marguerite Koole, Janice L. McQuilkin and Mohamed Ally Mobile Learning in Distance Education: Utility or Futility?// International Journal of E-Learning & Distance Education. Vol. 24. 2010. № 2. Р. 59-82.

14. Скворцов A.A. Социально-педагогические предпосылки подготовки информатиков в вузе с использованием технологий дистанционного обучения II Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 1(21).

15. Чванова M.C, Храмова M^. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития II Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 5 (85). С. 222-235.

16. Демкин В.П., Mожаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. Томск: ТГУ, 2003.

17. Самоненко ЮА. Психология и педагогика. M., 2001.

18. Полат Е.С., Бухаркина MÄ., Mоисеева M3. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений I под ред. Е.С. Полат. M.: Издат. цент «Aкадемия», 2004. 416 с.

19. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках: учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. M., 1961. 239 с.

20. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). M.: Педагогика, 1972. 184 с.

References

1. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye teh-nologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. M.: IIO RAO, 2010. 140 s.

2. Hramova M.V. Osnovnye etapy i tendentsii for-mirovaniya sistemy otkrytogo obrazovaniya podgotovki spetsialistov // Vestnik Tambovsko-go universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 4 (108). S. 118-130.

3. Teoreticheskie razdely kursa "Informatika" I R.R. Batarshina [i dr.], pod red. I.A. Kodolovoy. Kazan', 2010.

4. Kaymin V.A. Distantsionnoe obuchenie i sertifi-katsiya prepodavateley informatiki // Informat-sionnye tehnologii v obrazovanii. Sektsiya D: mat-ly III Mezhdunar. konf.-vystavki. M., 1994.

5. Gavrilov B.M., Dudina I.P. Problemy profes-sional'noy podgotovki studentov spetsializatsii "informatika" // Informatsionnye tehnologii v obrazovanii. Sektsiya C: mat-ly IV Mezhdunar. konf.-vystavki. M., 1995.

6. Vislobokova M.V. Ispol'zovanie sredstv distant-sionnogo obucheniya v kachestve instrumentov poznaniya // Informatsionnye tehnologii v obra-zovanii. Sektsiya S: mat-ly VI Mezhdunar. konf.-vystavki. M., 1997.

7. Kudryavtsev V.L. Informatsionnye obrazova-tel'nye tehnologii i ih ispol'zovanie pri distant-sionnyh formah obucheniya // Informatsionnye tehnologii v obrazovanii. Sektsiya 3: mat-ly VII Mezhdunar. konf.-vystavki. M., 1998.

8. Evreinov E.V., Kaymin V.A. Informatika i distantsionnoe obrazovanie. M.: MAI, 1998.

9. Yashin A. M., Smolyaninova O.G. Ispol'zovanie lokal'nyh setevyh resursov pri obuchenii budu-schih uchiteley informatiki informatsionnym sis-temam i bazam dannyh: tez. doklada Mezhdu-nar. konf. «ITO 2000». M., 2000.

10. Nikitina E.Yu. Opyt distantsionnogo prepodava-niya informatiki studentam gumanitarnyh otde-leniy vuzov // ITO-2002 XII konferentsiya «Informatsionnye tehnologii v obrazovanii». M., 2002.

11. Berezin N.A. Sistema distantsionnogo obuche-niya i kontrolya znaniy v oblasti programmiro-vaniya i informatiki // ITO-2007 XVII konferentsiya «Informatsionnye tehnologii v obrazovanii». M., 2007.

12. Koenraad Kuiper, Colin McMurtrie, Gregor Ronald E-lectures within an integrated multimedia course design // Journal of open, flexible and distance learning. 2005. Vol. 9. № 1.

13. Marguerite Koole, Janice L. McQuilkin and Mohamed Ally Mobile Learning in Distance Education: Utility or Futility? // International Journal of E-Learning & Distance Education. Vol. 24. 2010. № 2. P. 59-82.

14. Skvortsov A.A. Sotsial'no-pedagogicheskie predposylki podgotovki informatikov v vuze s ispol'zovaniem tehnologiy distantsionnogo obu-cheniya // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 1(21).

15. Chvanova M.S., Hramova M.V. Faktory pere-hoda distantsionnyh tehnologiy podgotovki spet-sialistov na novyj uroven' razvitiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. № 5. S. 222-235.

16. Demkin V.P., Mozhaeva G.V. Organizatsiya uchebnogo protsessa na osnove tehnologiy dis-tantsionnogo obucheniya: uchebno-metodiche-skoe posobie. Tomsk: TGU, 2003.

17. Samonenko Yu. A. Psihologiya i pedagogika. M., 2001.

18. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. za-vedeniy / pod red. E. S. Polat. M.: Izdat. tsent «Akademiya», 2004. 416 s.

19. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota ucha-schihsya na urokah. Gosudarstvennaya uchebno-pedagogicheskoe izdanie ministerstva prosve-scheniya RSFSR. M., 1961. 239 s.

20. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost' uchaschihsya (Didakticheskiy analiz protsessa i struktury vosproizvedeniya i tvorchestva). M.: Pedagogika, 1972. 184 s.

DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE COMPUTER SCIENCE STUDENTS IN HIGH SCHOOL

A.A. Skvortsov

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

This article discusses the basic processes of development of distance learning technologies and information and communication tools that served as a continuous source of creation and innovation in education and training.

Key words: remote technology, innovation, education, information and communication technologies.

УДК 004.891

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Молчанов

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

е-mail: [email protected]

В статье анализируется опыт использования экспертных систем в системе открытого образования. Обсуждаются направления развития экспертных систем в образовании. Делается вывод о необходимости применения аппарата нечеткой логики для разработки экспертных систем, используемых в открытом образовании. Рассматривается пример реализации прототипа экспертной системы для технологий дистанционного обучения.

Ключевые слова: база знаний, поле знаний, экспертная система, дистанционное обучение, система открытого образования.

Использование экспертных систем в традиционном образовании и системе открытого образования.

В начале восьмидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось направление «экспертные системы». Исследователи используют и термин «инженерия знаний» [1]. Экспертные системы - это набор программ, выполняющих функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. Название обусловлено тем, что они как бы имитируют людей, являющихся экспертами.

Каждая экспертная система состоит из трех частей: очень большой базы современных данных, подсистемы формирования вопросов и совокупности правил, позволяющих делать выводы. Некоторые экспертные системы могут рассказать о методе, который они используют при выработке своего заключения.

Современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактери-

зовать как период активизации интереса. В образовании условно можно выделить три группы направлений развития экспертных систем.

К первой группе представляется возможным отнести авторов, исследующих теоретико-педагогические аспекты применения экспертных систем в образовании (Н.Л. Югову [2], Н.М. Антипину [3], Н.Л. Кирюхину [4], И.В. Гречина [5], Н.А. Баранову [6], А.Б. Андреева, В.Б. Моисеева, Ю.Е. Усачева [7], Е В. Мягкову [8], В.М. Московкина [9]).

Ко второй группе - авторов, которые разработали конкретные экспертные обучающие системы совместно с преподавателями на основе известных технологий (Е.Ю. Левину [10], М.А. Смирнову [11], Л.С. Болотову [12], О.Г. Берестневу и О.В. Марухину [13], Е.Ф. Снижко [14]).

К третьей группе - авторов, которые исследуют новые подходы к созданию экспертных систем в образовании (В.С. Тоиски-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.