Научная статья на тему 'Развитие дистанционного обучения в России'

Развитие дистанционного обучения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
дистанционное образование / информационные технологии / образование / доступное образование / e-learning / новые методы электронного обучения / индивидуальный подход к обучающимся / эволюция электронного обучения / distance education / information technologies / pedagogics / educational technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибисова Изабелла Станиславовна

Современный мир ставит свои условия, определяет критерии, проходя которые мы можем считаться успешными людьми. Одним из таких критериев является образование. Благодаря дистанционному образованию, человек сегодня всегда может владеть актуальными знаниями и технологиями. Какова роль педагога при реализации подобных методов. Сохранится ли связь между обучающимся и педагогом в новой вехе развития образования? Статья посвящена текущему состоянию электронного обучения и его перспективам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING IN RUSSIA.

The pace of modern life pushes people to get more and more knowledge. Electronic remote education today gives you the opportunity to gain knowledge from any point of the Earth. Does the kind of education the modern requirements? Is it possible to maintain an individual approach to each learner? In this article we will consider the possible options for improving the distance learning system. And we will come to the conclusion that we do not need to abandon the system of distance education. There is a need to develop this type of educational services.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционного обучения в России»

11. Wang J., Grushecky S., McNeel J. Biomass Resources, Uses, and Opportunities in West Virginia // West Virginia University. - West Virginia University, Division of Forestry and Natural Resources, 2006. - URL: http://www.wdsc.caf.wvu.edu/biomatctr/webfiles/wvbiomass112006.pdf (дата обращения 10.12.2018).

12. Yoshioka T., Sakai H. Amount and availability of forest biomass as an energy resource in a mountainous region in Japan: a GIS-based analysis // Croatian Journal of Forest Engineering.

- 2005. - № 26. - URL: http://hrcak.srce.hr/file/6545 (дата обращения 10.12.2018).

13. Thorngvist Th. Large-scale seasonal storage of fuel Project Summary of phase 1. - The Swedish University of Agricultural Sciences, Department of Forest Products, report № 188. 1997.

- P. 1-49.

14. Energi fran skogen / F. Bohlen, B. O. Danielson, H. Fryk, B. Hektor - Sverige; Uppsala; SLU, 1999. - 133 p.

УДК 004

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11655

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

Чибисова Изабелла Станиславовна

преподаватель кафедры Агроинженерии ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачиснкий филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация. Современный мир ставит свои условия, определяет критерии, проходя которые мы можем считаться успешными людьми. Одним из таких критериев является образование. Благодаря дистанционному образованию, человек сегодня всегда может владеть актуальными знаниями и технологиями. Какова роль педагога при реализации подобных методов. Сохранится ли связь между обучающимся и педагогом в новой вехе развития образования? Статья посвящена текущему состоянию электронного обучения и его перспективам.

Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, образование, доступное образование, e-learning, новые методы электронного обучения, индивидуальный подход к обучающимся, эволюция электронного обучения.

THE DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING IN RUSSIA.

Chibisova Izabella Stanislavovna

Lecturer of the Department of Agricultural Engineering Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, the city of Achinsk,

Annotation: The pace of modern life pushes people to get more and more knowledge. Electronic remote education today gives you the opportunity to gain knowledge from any point of the Earth. Does the kind of education the modern requirements? Is it possible to maintain an individual approach to each learner? In this article we will consider the possible options for improving the distance learning system. And we will come to the conclusion that we do not need to abandon the system of distance education. There is a need to develop this type of educational services.

Keywords: distance education, information technologies, pedagogics, educational technologies.

На сегодняшний день большинство образовательных организаций предлагает получить знания посредствам дистанционного обучения. В период зарождения электронного обучения виделось, что за внедрением новых образовательных технологий последует и преобразование учебного процесса в целом. Идея состояла в том, чтобы вместо ведущей роли преподавателя на первый план выходила ведущая роль студентов. Такое преобразование позволит студентам более полно развивать способность поиска информации, навыки рассуждения и т.д. Внедрение дистанционного образования позволит получать знания малоподвижным людям или людям с ограниченными возможностями здоровья. И при общем рассмотрении вопроса, проблема может считаться решенной. У человека появилась масса возможностей для получения абсолютно любых знаний и умений. В настоящее время современный человек - мобильный человек. Получать образование можно дома, в офисе или по дороге на отдых. Реализация образовательной деятельности посредствам электронного дистанционного обучения имеет массу плюсов:

Получающему знания, человеку нет необходимости тратиться на поездки до образовательного учреждения;

Человек получает образование по гибкому графику: когда есть время и возможность изучает тот объем материала, который сам запланировал;

Стоимость такого обучения дешевле очного посещения занятий;

Образовательная организация также не несет дополнительных расходов по изготовлению учебно-методического материала и т.д.

При этом каждый человек, выбирая систему образования - дистанционную, должен отдавать себе отчет в том, что такое обучение несет и массу минусов:

Без живого общения (даже в режиме вопрос-ответ) сложно уловить мысли преподавателя, можно упустить очень важные детали;

При обучении онлайн далеко не всегда есть возможность практики, максимум - это решение теоретических задач;

Выполняя задания шаблонно, теряется индивидуальность собственной мысли.

В процесс образования сейчас очень активно внедряются информационные технологии. Студенты знакомятся не только со соей будущей профессией, но и с современными технологиями, с которыми им придется столкнуться в своей профессиональной деятельности. В наш словарный запас уже прочно вошли такие слова и как, не просто электронное обучение (e-learning), но мобильное обучение (m-learning), модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (Moodle) и т. д. Развитие технологий дистанционного образование идет уже добрый десяток лет, но по-прежнему с трудом находит поддержку у педагогов. В чем же основной камень преткновения? Как ни странно, мы не будем говорить о загруженности педагогов другой работой, т.к. создание подобных курсов также, зачастую, входит в их обязанности. Самое главное - это то, что они - педагоги, призваны обучать, находить подход к каждому, увидеть и развить талант в любом, казалось бы, самом безнадежном обучающемся.

В этом плане, все без исключения системы электронного виртуального образования очень ограничены по набору оценивания обучающегося. В современном обществе словосочетание «прошел тест» приобрело значение «допущен к работе» или «получил знания». Но при решении практических задач в различных областях деятельности важно умение применять, что называется, смекалку, порой нестандартно мыслить. В таких областях как маркетинг и реклама просто необходимо проявлять свою креативность. Человек, получивший дистанционно образование в области, например, рекламы может рассчитывать только на то, что верно сможет применить теоретические знания, полученные таким образом. При таком подходе ярко вырисовывается необходимость доработать образовательную среду до максимально возможного уровня индивидуализации. Даже по состоянию на сегодняшний отказ от виртуального образования - это шаг назад. Именно в таком виде образование стало доступнее для большего количества людей, чем ранее.

Во всем мире наблюдается тенденция перехода именно к дистанционным формам обучения. Еще Батаев А. В. В своем исследовании «Анализ мирового рынка дистанционного образования в 2015 году отметил высокий темп роста не только в развитых странах США и Европы, но и в странах Азии.

Рис. 1. Мировая структура рынка онлайн-образования.

На сегодняшний день рынки дистанционных образовательных услуг в США и Европе сложились, а в нашей стране внедрение дистанционного образования идет еще лавинообразными скачками.

Однако, развитие дистанционного образования, его открытость и доступность привело к быстрому росту обучающихся, которые получают знания посредствам электронного обучения.

Ссылаясь на исследования ученых экономистов можно увидеть прогноз развития рынка электронных образовательных услуг.

Рис. 2. Динамика роста слушателей по традиционной и дистанционной форме обучения.

Для прохождения повешения квалификации или знакомства с новой технологией, новыми стандартами, методиками и т.д. достаточно существования электронного обучения

в таком виде, каком оно существует сейчас. Человеку, разбирающемуся в металлопрокате, достаточно изучить теоретический материал по созданию цеха по переработке отходов в полуфабрикаты, решить пару поставленных теоретических задач, и он уже способен реализовать крупный проект по оптимизации на своем производстве. Однако, для получения, например, первого высшего образования, нужно доработать технологию. Студент еще только получает знания о самой области, в которой ему придется работать, о том, как все устроено, какие методики и алгоритмы применимы для решения тех или иных задач. Знакомясь с новыми технологиями его пытливому уму просто необходимо применить свое видение при решении проблемы. Отсюда рождается необходимость оснащать платформы дистанционного образования не только виртуальными лабораториями и тренажерами, но системами web-конференций. Данная технология также не нова. Она активно применяется для проведения семинаров, совещаний и т.п. во многих областях. В дистанционном образовательном процессе она необходима для применения современных методов преподавательской деятельности. Системы дистанционного образования оснащены календарем, в котором можно запланировать задачу по встрече обучающихся онлайн для решения практической задачи с применением метода, например, «Мозговой штурм». При обучении студентов очень важна составляющая формирования компетенций у обучающихся. Некоторые компетенции очень сложно развить или оценить, применяя только систему тестирования и написания работ.

Также для модернизации системы дистанционного обучения можно использовать видео-ответы. К примеру, в ответ на задание о создании трехмерной модели крыла летательного аппарата, студент присылает не только сам чертеж, но и процесс его построения. Такой подход, с одной стороны, увеличит время проверки задания, но, с другой стороны, даст возможность преподавателю увидеть ход мыслей студента. При таком подходе к обучению и профессорско-преподавательскому составу любой образовательной организации не придется переживать о том, что его заменит компьютерная система и студент будет выполнять задания с применением не только базовых знаний, но и своего мышления.

В потоке информации сегодня нельзя отказываться от идеи электронного дистанционного обучения. Необходимо тщательно изучить вопрос усовершенствования дистанционного образования, углубиться в проблемы педагогического характера. Это важно не только для учителя, но и для обучающегося, особенно, если он человек с ограниченными возможностями здоровья. Развитие способностей обучающегося не единственная цель преподавателя, самосовершенствование рядом с растущей личностью не маловажный показатель для каждого педагога. Никогда не останавливать развитие системы электронного обучения. Современные информационные технологии способны приблизить процесс виртуального обучения к реальному взаимодействию участников образовательного процесса. В обозримом будущем общение не только по видеосвязи сможет приблизить к реальности, но и визуализация проекции в любом месте, где проводится обучение станет шагом к качественно новому уровню образования.

Список литературы.

1. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 205-208. — URL https://moluch.ru/archive/100/22587/.

2. Логинова А. В. Эволюция электронного обучения и перспективы развития // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1210-1212. — URL https://moluch.ru/archive/90/18620/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.