Научная статья на тему 'Развитие диссертационных исследований по проблемам модернизации физического воспитания населения и массовой физической культуры'

Развитие диссертационных исследований по проблемам модернизации физического воспитания населения и массовой физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / DISSERTATIONS / PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN / PHYSICAL EDUCATION OF YOUTH / PHYSICAL EDUCATION OF ADULT POPULATION / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Владимир Николаевич, Шустин Борис Николаевич

В работе проведен сравнительный анализ тематики докторских и кандидатских диссертационных работ по проблемам физического воспитания молодежи и физической культуры взрослого населения страны в СССР и в постсоветский период. Проанализировано более 4100 наименований диссертационных исследований по вопросам дошкольного физического воспитания, физического воспитания детей школьного возраста и молодежи студенческого возраста, физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки взрослого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Владимир Николаевич, Шустин Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of dissertations on modernization of population physical education and mass sports

In this work comparative analysis of PhD and DrSc dissertation themes on physical education of youth and physical culture of adult population in USSR and in Russia has been carried out. More than 4100 titles of dissertations in pre-school physical education, physical education of school children and students, physical culture and professional applied physical training of adult population has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие диссертационных исследований по проблемам модернизации физического воспитания населения и массовой физической культуры»

РАЗВИТИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

И МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Н. БАРАНОВ, Б.Н. ШУСТИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В работе проведен сравнительный анализ тематики докторских и кандидатских диссертационных работ по проблемам физического воспитания молодежи и физической культуры взрослого населения страны в СССР и в постсоветский период. Проанализировано более 4100 наименований диссертационных исследований по вопросам дошкольного физического воспитания, физического воспитания детей школьного возраста и молодежи студенческого возраста, физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки взрослого населения.

Ключевые слова: диссертации, физическое воспитание детей школьного возраста, физическое воспитание молодежи, физическое воспитание взрослого населения, профессионально-прикладная

физическая подготовка.

Abstract

In this work comparative analysis of PhD and DrSc dissertation themes on physical education of youth and physical culture of adult population in USSR and in Russia has been carried out. More than 4100 titles of dissertations in pre-school physical education, physical education of school children and students, physical culture and professional applied physical training of adult population has been analyzed.

Key words: dissertations, physical education of children, physical education of youth, physical education of adult population, professionally-applied physical training.

В ранее опубликованных статьях в журнале «Вестник спортивной науки» за 2009-2012 гг. [1, 2] был сделан количественный анализ и обобщена тематика диссертационных исследований в отрасли физической культуры и спорта по основным направлениям научных исследований в СССР и в Российской Федерации. Анализ тематики диссертационных работ проводился по четырем основным направлениям научных исследований в области физической культуры и спорта:

I - Физическое воспитание и массовая физическая культура (МФК);

II - Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (Спорт);

III - Управленческая, информационная, правовая и экономическая деятельность в сфере физической культуры и спорта (Управление);

IV - Подготовка и повышение квалификации кадров в области физической культуры и спорта (Кадры).

В табл. 1 приведены количественные данные о защитах диссертационных работ по указанным направлениям в СССР (1935-1990 гг.) и в России (1991-2012 гг.).

Таблица 1

Сравнительный количественный анализ диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта в СССР и в России (докт. /канд. дис.)

Годы МФК Спорт Управление Кадры Всего

СССР 1935-1990 гг. 67/1320 237/4554 11/275 28/417 343/6566

% 20,1 69,3 4,1 6,4

Россия 1991-2012 гг. 253/2461 371/2485 86/435 161/1091 871/6475

% 37,0 38,9 7,1 17,0

Наибольшее количество диссертаций было подготовлено в советский период по проблемам спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва (69,3%) и по проблемам физического воспитания и массовой физической культуры (20,1%). Вопросы организации физической культуры (4,1%) и подготовки физкультурных кадров (6,4%) исследовались в меньшей степени. Из таблицы видно, что в постсоветский период значительно

увеличилось как общее число защищенных диссертационных работ по всем четырем направлениям, так и их соотношение. Изменились также акценты в исследованиях наиболее важных проблем в рамках этих четырех направлений.

Причины этого, с нашей точки зрения, следующие: 1. Изменение социально-экономических условий в стране. В частности, изменилось пространство функ-

ционирования человечества; кроме того, увеличивается количество лиц, рассматривающих научную степень как способ повышения социального статуса [3].

2. Отсутствие серьезной базы в изучении проблем спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. Подобные исследования нуждаются в наличии научной аппаратуры и соответствующих достаточно сложных методик исследований. Сложные процедуры исследования зачастую подменяются опросниками и анкетами, имеющими сомнительную валидность и надежность [3].

3. Значительное расширение числа диссертационных советов. Если в советский период подготовка диссертаций по проблемам массовой физической культуры была сосредоточена в основном в вузах физической культуры, в настоящее время значительно расширилась система подготовки научных и научно-педагогических кадров в стране - сейчас более 120 вузов и НИИ осуществляют подготовку и защиту диссертаций по проблемам массовой физической культуры.

4. Недостаточно четкое планирование научных исследований в сфере физической культуры и спорта.

Важнейшие проблемы научных и диссертационных исследований должны быть закреплены в планах НИОКР органов управления физической культурой и спортом.

В данной статье проведен анализ тематики диссертационных работ по проблемам физического воспитания и массовой физической культуры. Проанализирована тематика около 4100 диссертаций, из них более 2700 - за 1991-2012 гг. (табл. 2). В рамках этого направления исследований сделан анализ тематики диссертационных исследований по следующим проблемам:

- дошкольное физическое воспитание;

- совершенствование физического воспитания детей школьного возраста;

- совершенствование физического воспитания молодежи студенческого возраста;

- массовая и оздоровительная физическая культура взрослого населения;

- формирование профессионально-прикладной физической подготовки взрослого населения.

Таблица 2

Количественные показатели диссертаций, защищенных по проблемам массовой физической культуры в СССР и России (по пятилетним периодам) (докт. /канд. дис.)

Годы Дошкольное физическое воспитание Школьное физическое воспитание Физическое воспитание студенческой молодежи Физическая культура взрослого населения Профессионально-прикладная физическая подготовка Всего

СССР, 1935-1990 гг. 3/62 32/625 6/227 21/317 2/71 67/1320

Россия, 1991-2012 гг. 27/259 103/965 60/690 37/285 26/287 253/2461

1991-1995 2/40 13/111 6/76 4/46 1/25 26/298

1996-2000 4/54 27/227 12/96 15/64 10/61 68/502

2001-2005 9/70 29/288 22/184 11/73 7/104 78/719

2006-2010 8/71 30/258 12/238 7/81 5/59 62/707

2011-2012 4/24 4/81 8/96 -/21 3/38 19/260

Из табл. 2 видно, что в разные периоды развития нашего общества приоритет отдавался различным проблемам по данным направлениям подготовки диссертаций. В советский период наибольшее число диссертаций было посвящено исследованиям проблем школьного физического воспитания (45-48%). В постсоветский период их доля постепенно снижается (38-33%).

Аналогичная ситуация наблюдается с изучением проблем физической культуры взрослого населения страны - их доля по сравнению с советским периодом также снижается (24,4 - 14-15%). Вместе с тем в последние годы значительно увеличилась в процентном отношении доля диссертаций по проблемам дошкольного физического воспитания (4,7 - 10-13%), физического воспитания молодежи студенческого возраста (16,8 - 25-30%), по проблемам профессионально-прикладной физической подготовки (5,3 - 10-14%).

Наибольшее число диссертаций защищено по проблемам школьного физического воспитания (103 докторских и 965 кандидатских диссертаций); далее в количественном отношении идут исследования проблем студенческой молодежи (60 и 690 работ); физической культуры взрослого населения (37 и 285 работ); профессионально-прикладной физической подготовки (26 и 287 работ) и дошкольного физического воспитания (27 и 259 работ).

В период современной России расширяется изучение проблем модернизации физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. Этот период характеризуется значительным увеличением числа работ по физической культуре учащихся и студенческой молодежи (в дошкольных учреждениях - в 3,1 раза, у студентов - в 2,9 раза и у школьников - в 1,3 раза по сравнению с советским периодом). За 22 года в более чем 110 вузах Мин-

образования и науки подготовлено около 2,5 тыс. диссертаций по проблемам физического воспитания школьной и студенческой молодежи.

Докторские работы по данному направлению стали появляться в середине 1960-х гг. За 20-летний период их подготовлено в 4 раза больше, чем в советский период. В настоящее время в общем объеме диссертационных работ доля докторских диссертаций составляет: по проблемам дошкольного и школьного физического воспитания - 9,9 и 9,2%; студенческого физического воспитания - 8,0%; физической культуры взрослого населения - 10,8%; профессионально-прикладной физической культуры - 7,9%.

Дошкольное физическое воспитание

Проанализировано более 350 авторефератов по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста, из них более 280 работ подготовлено после 1990 г. (81,6%).

В докторских диссертациях, которые в основном были подготовлены в последние годы, исследовались основы физической культуры детей дошкольного возраста в системе организации образования дошкольников в образовательных учреждениях, теоретико-методические основы формирования инновационного содержания программ физического воспитания дошкольников.

В кандидатских диссертациях исследованы вопросы дошкольного комплексного физического и спортивного воспитания, усиления двигательной активности детей дошкольного возраста. Выработаны методические рекомендации по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста для дошкольных образовательных учреждений, методистов и родителей.

Школьное физическое воспитание

Проведен анализ тематики более 1700 авторефератов по вопросам физического воспитания детей школьного возраста, из них 61,9% приходится на современный период (1991-2012 гг.).

Тематика диссертационных работ в последние годы значительно изменилась. В настоящее время в отличие от советского периода стали изучаться вопросы включения в школьные программы физического воспитания элементов и упражнений различных видов спорта. Исследуются вопросы внедрения в процесс физического воспитания в урочные формы занятий и вне учебного процесса элементов видов таких спорта, как спортивные и восточные единоборства, спортивные игры, художественная гимнастика, шахматы, спортивное ориентирование и т.д. Больше внимания стало уделяться разработке проблем спортивно ориентированного физического воспитания посредством введения дополнительного спортивного часа в школе, третьего урока физкультуры.

Предлагаются к внедрению региональные компоненты, включающие особенности школьной учебной программы в различных областях страны. Внедряются школьные программы оздоровительной направленности (различные виды аэробики, ритмической гимнастики и др.).

Физическое воспитание молодежи студенческого возраста

Количество диссертаций по проблемам физического воспитания молодежи студенческого возраста - около 1000 (из них 76,3% подготовлены в последние два десятилетия).

Тематика работ в 1970-80-е гг. была ориентирована в основном на изучение динамики физической подготовленности студентов при различных формах и направленности учебного процесса, на формирование мотивов к занятиям физкультурно-спортивной направленности, на возможность введения отдельных видов спорта в программы физического воспитания (около 10 видов спорта) и организацию учебных занятий спортивной направленности.

Отличительными особенностями тематики диссертаций последних двух десятилетий являются поиск, разработка и апробация новых форм физического воспитания и оптимизации двигательного режима студентов и повышение уровня здоровья.

Ряд диссертаций посвящен изучению эффективности введения различных видов спорта в программы физического воспитания студентов, например: спортивные единоборства (дзюдо, бокс, восточные единоборства), спортивные игры, спортивное ориентирование и др.

Одним из путей изучения проблем совершенствования физического воспитания студенческой молодежи является апробация применения нетрадиционных или малоиспользуемых в настоящее время видов спорта (спортивные танцы, игры, национальные и экстремальные виды спорта, нетрадиционные соревнования).

В диссертациях изучаются вопросы расширения программ физического воспитания студентов по формированию у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитанию устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями на основе оздоровительных технологий. В этих целях изучалась эффективность повышения уровня физической подготовленности и интереса студентов к занятиям физической культурой за счет включения в программы физического воспитания упражнений атлетической, оздоровительной и ритмической гимнастики и различных форм аэробики (18,5% диссертаций).

Ряд диссертаций посвящен обучению студентов различных специальностей использованию физической культуры в будущей работе с различными контингентами населения, формированию педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащимися (2,0%).

Физическая культура взрослого населения

Сделан анализ тематики около 630 работ по вопросам модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп взрослого населения, из них более половины (52,9%) подготовлено в советский период. В последние годы доля таких диссертаций

постепенно уменьшается и в среднем составляет 10-15%, а в последние три года снизилась до 5-7%.

Диссертации по проблемам физической культуры взрослого населения в начале 1950-х гг. рассматривали преимущественно вопросы производственной физической культуры и гимнастики, лечебной физкультуры.

В настоящее время в большинстве диссертаций исследуются вопросы совершенствования физического воспитания взрослого населения посредством применения различных физических упражнений (различные виды аэробики, атлетическая гимнастика, плавание, ритмика, дыхательная гимнастика, туризм и аэробные занятия выходного дня и др.), некоторых видов спорта (мини-футбол, волейбол, стретчинг и др.) - около 100 работ.

В этих диссертациях много внимания уделено изучению влияния занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности с лицами различного возраста, особенно с женским контингентом (78 работ, или 27,1% всех работ).

В последние годы акцент стал делаться на изучение вопросов физической культуры в свободное от работы время, активного отдыха, разработка физкультурно-оздоровительных систем физической рекреации (фитнес, шейпинг, различные виды аэробики, атлетическая гимнастика и т.д.) - всего по этой тематике подготовлено 40,4% работ, тогда как в СССР - 6,5%.

Появились отдельные работы по проблемам физической культуры для лиц пожилого возраста (12 работ). В них раскрываются методы повышения функциональных возможностей, сохранения и укрепления здоровья людей пожилого возраста средствами физической культуры и спорта.

Значительно снизился в последнее десятилетие интерес к изучению проблем производственной физической культуры в режиме труда и послерабочее время, восстановления профессиональной работоспособности и т.д.: за два десятилетия сделано 12 работ, в то время как в советский период - более 60.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Данной проблеме посвящено около 380 диссертаций, из них более 81% подготовлено за последние 20 лет.

В советский период проблемам профессионально-прикладной физической подготовки не придавалось большого значения. С середины 1990-х гг., особенно в последние годы, увеличивается количество подобных диссертационных работ, и сейчас оно составляет 13-18%.

В последнее десятилетие увеличивается число работ, в которых рассматриваются вопросы военно-прикладной физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу (73,2%), а также курсантов военных учебных заведений. Вопросам физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов стало уделяться внимание только в конце 1990-х гг., и посвящено им 10% всех диссертаций.

Тематика диссертаций военно-прикладной физической подготовки, проведения спортивно-массовой работы

среди всех категорий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, с учетом их физкультурных и спортивных интересов рассматривалась, главным образом, в специализированных военных учебных заведениях Минобороны и МВД России.

В начале 2000-х гг. в сфере физической культуры и спорта существенно повысился интерес к планированию научных исследований. Был разработан и принят ряд государственных и правительственных документов, которые стимулировали развитие основных приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта: разработка и внедрение в практику теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья россиян [4, 5]. Необходимо отметить, что общее число диссертационных исследований в последнее десятилетие увеличилось вдвое. В постсоветский период в подготовке диссертационных работ по проблемам физического воспитания подрастающего поколения и физической культуры взрослого населения принимают участие более 130 научных и высших учебных заведений страны (в СССР в этой деятельности было задействовано около 70 НИИ и вузов из всех союзных республик) (табл. 3).

Основное количество диссертаций по вопросам дошкольного физического воспитания и физической культуры взрослого населения рассмотрено в учреждениях Минспорта России (соответственно 60,1 и 66,1%).

Большинство диссертаций по проблемам физического воспитания учащейся молодежи рассматривалось в вузах Министерства образования и науки России: по школьному физическому воспитанию - 53,3%, по студенческой молодежи - 60,8%, по профессионально-прикладной физической подготовке - 78,3%.

Диссертации по проблемам массовой физической культуры готовились в основном по педагогическим специальностям 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» - 72,5%, 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 12,4% и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - 4,4%. Кроме того, исследования проводились и по другим научным специальностям (биологические, медицинские, психологические) - 13,9%.

В разработке диссертаций по тематике проблем физического воспитания подрастающего поколения и физической культуры участвовало около 40 научных и учебных учреждений медико-биологического профиля. В них защищено более 250 диссертационных работ. Необходимо отметить, что общее количество таких диссертаций в последние 20 лет уменьшилось в 1,5 раза. Так, если в СССР доля диссертаций по медико-биологическому и психологическому обеспечению физического воспитания дошкольников составляла 15,3%, то сейчас - 11,2%, по школьному физическому воспитанию - соответственно 10,8 и 5,1%, по проблемам студенческой молодежи - соответственно 11,2 и 7,0%, по проблемам физической культуры взрослого населения - соответственно

Таблица 3

Соотношение в подготовке диссертационных работ по проблемам физического воспитания подрастающего поколения и физической культуры взрослого населения (1991-2012 гг.)

Направления исследований Всего диссертаций В том числе

Учреждения системы Минспорта России (12), % Другие учебные заведения Кол-во вузов %

Дошкольное физвоспитание 286 60,1 40 38,9

Школьное физвоспитание 1068 46,7 110 53,3

Физвоспитание студентов 750 39,2 70 60,8

Физическая культура взрослого населения 322 66,8 50 33,2

Профессионально-прикладная физическая подготовка 313 21,7 28 78,3

ВСЕГО 2739 45,8 120 54,2

23,2 и 8,6%, по профессионально-прикладной физической культуре - 4,1 и 1,8%.

Адаптивная и лечебная физическая культура широко изучались в советский период (15,1%); тематика исследований в основном заключалась в изучении вопросов лечебной физической культуры. В настоящее время лечебная физическая культура вошла в специальность 14.03.11 «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия», а адаптивная физическая культура вошла в специальность 13.00.04. Число работ по вопросам адаптивной и лечебной физической культуры в постсоветский период составляет около 320. Число диссертаций по проблемам дошкольников увеличилось в 1,8 раза, детей школьного возраста - в 2,4 раза. В настоящее время повысился интерес к изучению проблем именно адаптивной физической культуры взрослого населения и инвалидов (до 30% всех работ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Проведенный анализ тематики диссертационных работ за период 1935-2012 гг. показывает, что в определенные периоды развития спортивной науки акцент делался на развитии тех или иных направлений в сфере

массовой физической культуры, имеющих первостепенное значение.

В постсоветский период (1991-2012 гг.) значительно изменились акценты в разработке диссертационных исследований в пользу изучения прежде всего проблем физического воспитания подрастающего поколения страны.

Это было связано с рядом причин:

1. Изменение социально-экономических условий в стране.

2. Отсутствие серьезной базы в изучении проблем спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

3. Значительное расширение числа диссертационных советов.

4. Недостаточно четкое планирование научных исследований в сфере физической культуры и спорта в постсоветский период.

При разработке проблем физического воспитания различных социальных и возрастных групп населения эти тенденции необходимо учитывать в ходе планирования научных исследований в сфере массовой физической культуры с учетом сложившихся традиций, системы научных и высших учебных заведений и их кадрового состава.

Литература

1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 3. -С. 9-14.

2. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Тематика диссертационных исследований по физической культуре и спорту в 2011 году // Вестник спортивной науки. - 2012. -№ 2. - С. 3-8.

3. Фельдштейн Д.И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 3-9.

4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 13.07.2007 г. № 443.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 07 августа 2009 г. № 1101-р // Сб. официальных документов и материалов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - 2009. - № 10. - С. 13.

С*)

References

1. Baranov V.N., Shustin B.N. Analysis of dissertation works themes on physical culture, sport and tourism // Vestnik sportivnoj nauki. - 2011. - № 3. - P. 9-14.

2. Baranov V.N., Shustin B.N. Dissertation works themes on physical culture and sport in 2011 // Vestnik sportivnoj nauki. - 2012. -№ 2. - P. 3-8.

3. Feldstein D.I. Problems of quality improvement of the dissertation researches on pedagogical and psychological sciences // Vestnik sportivnoj nauki. - 2013. - № 1. -P. 3-9.

4. Federal target program "Physical Culture and Sport Development in the Russian Federation for 2006-2015": the resolution of the Government of the Russian Federation of 13.07.2007 № 443.

5. Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020: the order of the Government of the Russian Federation of August 07.2009 № 1101-r // Sb. oficial'nyh dokumentov i mate-rialov Ministerstva sporta, turizma i molodjozhnoj politiki Rossijskoj Federacii. - 2009. - № 10. - P. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.