Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Алина Эдуардовна, Ратнер Фаина Лазаревна

Целью статьи является определение сущности понятия дидактического мышления, как методической категории в теории и практике подготовки будущих педагогов-учителей иностранного языка. В статье раскрывается его структура и особенности развития на современном этапе образовательного процесса, в том числе в условиях цифровой образовательной среды. В фокусе внимания исследователей - виды дидактического мышления такие, как «мотивационное мышление», «когнитивное мышление», «критическое мышление», «лингвистическое мышление», «инклюзивное мышление», их содержание и принципы функционирования в условиях цифровой образовательной среды при обучении будущих педагогов-учителей иностранного языка. Актуальность темы определяется также описанием цифровой образовательной среды как мощного инструмента для преобразования системы обучения и воспитания, переосмысливания подходов к практике подготовки будущих педагогов и ее все возрастающей роли при формировании дидактического мышления. Анализ научных трудов российских и зарубежных ученых последних лет позволяет обосновать высокий интерес исследователей к проблемам педагогического мышления. Разработка данной проблематики в педагогической науке связана с глобальными изменениями, происходящими в мире, такими, как технический прогресс, цифровизация, глобализация и межкультурные контакты, которые предъявляют новые требования к подготовке современных педагогов. Авторы в статье используют ключевые понятия и раскрывают их основное содержание. Для определения сущности дидактического мышления в подготовке будущих педагогов исследователи выделяют и анализируют основные составляющие дидактического мышления в их связи и взаимодействии. Авторы вводят термин «дидактическое мышление» и определяют его как способность приобретать и использовать научные знания в инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимова Алина Эдуардовна, Ратнер Фаина Лазаревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DIDACTIC THINKING IN A DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT

The aim of the article is to define the essence of the concept of didactic thinking as a methodological category in the theory and practice of training future teachers-foreign language teachers. The article is devoted to its structure and peculiarities of development at the current stage of educational process, including the conditions of digital educational environment. The researchers focus on the types of didactic thinking such as "motivational thinking", "cognitive thinking", "critical thinking", "linguistic thinking", "inclusive thinking", their content and principles of functioning in a digital educational environment in the training of future teachers-foreign language teachers. The relevance of the topic is also determined by the description of digital educational environment as a powerful tool for transforming the system of training and education, rethinking approaches to the practice of training future teachers and its increasing role in the formation of didactic thinking. The analysis of Russian and foreign researchers' scientific works in recent years allows us to substantiate the high interest of researchers in the problems of pedagogical thinking. The development of this problematic in pedagogical science is connected with the global changes taking place in the world, such as technical progress, digitalization, globalization and intercultural contacts which put new demands on the training of modern teachers. The authors use key concepts in the article and reveal their main content. To identify the essence of didactic thinking in the preparation of future teachers the researchers identify and analyse the main components of didactic thinking in their connection and interaction. The authors introduce the term "didactic thinking" and define it as the ability to acquire and use scientific knowledge in innovative activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

участников проектного коллектива; по диалогическому критерию - расширение опыта межличностного взаимодействия; расширение способов ведения диалога и полилога; по оценочно-рефлексивному критерию - способность самостоятельно контролировать и оценивать сроки и качество выполнения проекта; самоорганизация во временных рамках школьного урока и своего досуга для выполнения проекта;

• творческая самоорганизованность: по мотивационному критерию - направленность и инициативность младших подростков на самообразование; желание поучаствовать в проекте в разных качествах (например, лидера, исполнителя, эксперта, зрителя), чтобы всесторонне оценить ход и результат проекта; по когнитивному критерию - самостоятельность в формулировке названия проекта и обобщение собранной информации для него; составление плана проекта, распределение времени для его выполнения по этапам; классификация традиционных китайских музыкальных инструментов по двум-трем разным основаниям (например, по материалу изготовления); включение в речевой оборот специальных терминов, характеризующих культуру Китая (например, пентатоника, гетерофония, фальцет); составление хештега из символов китайской культуры (например, хризантема#лотос); по диалогическому критерию - проявление организаторских качеств по сплочению проектного коллектива за счет желания и способности убеждать в необходимости того или иного действия или решения; умение устанавливать межличностные взаимоотношения с одноклассниками-участниками проекта; сравнение особенностей вокально-речевой культуры у русских и китайских певцов; по оценочно-рефлексивному критерию - анализ достоинств и недоработок проекта; самоопределение в музыкально-художественной культуре Китая - наиболее привлекательных для себя жанров музыкального искусства, видов музыкальной деятельности, концертных выступлений, музыкальных произведений и исполнителей и т.д.; оценка значения выполненной проектной работы для своего общекультурного развития.

Выводы. Проектная деятельность на уроке музыки выполняет для младших подростков функции ведущего вида деятельности в процессе художественного моделирования окружающего мира. Разработанная технология диагностики развития личностных качеств школьников позволяет отслеживать результаты и динамику изменений личностного характера младших подростков, участвующих в проектной деятельности на уроках музыки и на материале музыкально-художественной культуры Китая. Оригинальный подход, предпринятый к разработке диагностической технологии позволяет проводить мониторинг и анализировать развитие каждого из трех личностных качеств школьников по всем четырем разработанным критериям.

Литература:

1. Глазырина, Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников: монография / Е.Ю. Глазырина. - Москва: Искусство в школе, 2001. - 372 с.

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.

4. Есипова, М.В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке / М.В. Есипова // Художественная культура Государственного института искусствознания МК РФ. - 2017. - № 3 (21). - URL: http://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnaya-kulturologiya/5264.html (дата обращения 30.04.2022).

5. Кон, И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

7. «Письмо» Минпросвещения России от 15.02.2022 № A3-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-15.02.2022-N-AZ-113 03/ (дата обращения 30.04.2022).

8. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 193-200

9. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3-4. - С. 13-17.

10. Полякова, Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: уч.- метод. пос. / Т.Н. Полякова. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.

11. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

12. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-16.

13. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Рахимова Алина Эдуардовна

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Ратнер Фаина Лазаревна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Целью статьи является определение сущности понятия дидактического мышления, как методической категории в теории и практике подготовки будущих педагогов-учителей иностранного языка. В статье раскрывается его структура и особенности развития на современном этапе образовательного процесса, в том числе в условиях цифровой образовательной среды. В фокусе внимания исследователей - виды дидактического мышления такие, как «мотивационное мышление», «когнитивное мышление», «критическое мышление», «лингвистическое мышление», «инклюзивное мышление», их содержание и принципы функционирования в условиях цифровой образовательной среды при обучении будущих педагогов-учителей иностранного языка. Актуальность темы определяется также описанием цифровой образовательной среды как мощного инструмента для преобразования системы обучения и воспитания, переосмысливания подходов к практике подготовки будущих педагогов и ее все возрастающей роли при формировании дидактического

мышления. Анализ научных трудов российских и зарубежных ученых последних лет позволяет обосновать высокий интерес исследователей к проблемам педагогического мышления. Разработка данной проблематики в педагогической науке связана с глобальными изменениями, происходящими в мире, такими, как технический прогресс, цифровизация, глобализация и межкультурные контакты, которые предъявляют новые требования к подготовке современных педагогов. Авторы в статье используют ключевые понятия и раскрывают их основное содержание. Для определения сущности дидактического мышления в подготовке будущих педагогов исследователи выделяют и анализируют основные составляющие дидактического мышления в их связи и взаимодействии. Авторы вводят термин «дидактическое мышление» и определяют его как способность приобретать и использовать научные знания в инновационной деятельности.

Ключевые слова: дидактическое мышление, цифровая образовательная среда, мотивационное мышление, когнитивное мышление, критическое мышление, лингвистическое мышление, инклюзивное мышление и инновационное мышление.

Annotation. The aim of the article is to define the essence of the concept of didactic thinking as a methodological category in the theory and practice of training future teachers-foreign language teachers. The article is devoted to its structure and peculiarities of development at the current stage of educational process, including the conditions of digital educational environment. The researchers focus on the types of didactic thinking such as "motivational thinking", "cognitive thinking", "critical thinking", "linguistic thinking", "inclusive thinking", their content and principles of functioning in a digital educational environment in the training of future teachers-foreign language teachers. The relevance of the topic is also determined by the description of digital educational environment as a powerful tool for transforming the system of training and education, rethinking approaches to the practice of training future teachers and its increasing role in the formation of didactic thinking. The analysis of Russian and foreign researchers' scientific works in recent years allows us to substantiate the high interest of researchers in the problems of pedagogical thinking. The development of this problematic in pedagogical science is connected with the global changes taking place in the world, such as technical progress, digitalization, globalization and intercultural contacts which put new demands on the training of modern teachers. The authors use key concepts in the article and reveal their main content. To identify the essence of didactic thinking in the preparation of future teachers the researchers identify and analyse the main components of didactic thinking in their connection and interaction. The authors introduce the term "didactic thinking" and define it as the ability to acquire and use scientific knowledge in innovative activities.

Key words: didactic thinking, digital learning environment, motivational thinking, cognitive thinking, critical thinking, linguistic thinking, inclusive thinking and innovative thinking.

Введение. С 1990-х годов понятие педагогического мышления стало играть все большую роль в образовательном дискурсе, что связано с социальными изменениями, техническим прогрессом и глобализацией, мир становится более сложным и сетевым.

Растущая индивидуализация и растущее социальное разнообразие сопровождается параллельно развивающейся экономической и культурной ассимиляцией, доступность быстрорастущего объема информации и в целом возрастающая сложность и динамика социальных изменений предъявляют высокие требования к будущим педагогам-учителям иностранного языка.

Современные педагоги-учителя иностранного языка должны обладать компетенциями, посредством которых они могли бы действовать и самоорганизовываться в различных сложных контекстах и ситуациях. На этом фоне в последние годы в образовательной дискуссии произошел сдвиг парадигмы: от Input-ориентации (какие знания следует приобретать) на Outcome-ориентацию, нацеленную на результат (какие компетенции следует развивать) [1]. Согласно новой образовательной парадигме, успех обучения определяется не столько объемом и типом знаний, полученных в образовательном контексте, сколько приобретенными навыками, что позволяет говорить о дидактическом мышлении.

Итак, современное образование позволяет более глубоко обрабатывать содержание обучения, чем традиционные, содержательно-ориентированные образовательные подходы, и позволяет избежать накопления инертных знаний, развивает новое информационную культуру, поскольку предполагает активное использование мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания, а, значит, будет способствовать формированию дидактического мышления.

Изложение основного материала статьи. Дидактическое мышление дает студентам-будущим педагогам возможность развивать как предметные, так и междисциплинарные навыки, которые позволяют быть конкурентоспособными в профессиональной жизни, а также способствовать развитию личности.

Таким образом, образование студентов-будущих педагогов, направлено на развитие навыков для решения задач нового тысячелетия в условиях цифровой образовательной среды.

Разнообразие использования сети Интернет и ее интеграция в образовательный процесс означает, что Интернет - это медиа-платформа, которая воспринимается и интегрируется в учебный контекст с точки зрения медиаобразования [2].

Мы считаем, что цифровой мир оказывает прямое влияние на современное образование в целом и обучение иностранным языкам в частности, поскольку Интернет и компьютерные технологии стали незаменимым инструментом при подготовке студентов - будущих педагогов. Цифровая образовательная среда меняет нашу жизнь, наше мышление, наши действия и наши ощущения и тем самым открывает новые возможности для интерактивного обучения и межкультурного общения.

Однако возникает фундаментальный вопрос о том, что представляет собой дидактическое мышление и какие его компоненты особенно важны в упомянутом контексте.

Дидактическое мышление в нашем понимании - это способность преобразовывать научные знания в инновацию, научно анализировать, синтезировать и применять новаторские концепции, умение сообщать научные знания, концепции и методы, в том числе в условиях цифровой образовательной среды. Дидактическое мышление включает в себя несколько видов мышления: мотивационное, когнитивное, критическое, лингвистическое, инклюзивное и инновационное. Эти виды мышления являются частью дидактического мышления, при этом их следует рассматривать не как независимые друг от друга, а скорее, как их взаимодействие. Представляется необходимым представить это в виде схемы (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема дидактического мышления

Мотивационное мышление является важным психологическим фактором, который является основным движущим компонентом академических достижений, поскольку стимулирует студентов - будущих педагогов к поиску и получению новых знаний. Формирование мотивационного мышления способствует тому, что студенты хотят стать частью иноязычной культуры, овладеть иностранным языком, понимать его и свободно общаться с носителями языка, получить определённый статус в обществе. Посредством цифровой образовательной среды они учатся эффективно контактировать с представителями другой культуры, развивая тем самым навыки межкультурного общения. У студентов формируется долговременный интерес к иноязычной культуре, открываются возможности для саморазвития и самореализации [3].

В контексте преподавания и изучения иностранных языков в условиях цифровой образовательной среды мотивационное мышление в значительной степени индивидуализирует процесс обучения. С одной стороны, мотивационное мышление обеспечивает стимул к овладению языком, с другой стороны, оно поддерживает непрерывный кропотливый процесс его изучения. Не случайно современные методисты придерживаются мнения, что мотивация играет решающую роль в успешном изучении языка. Кроме того, цифровая образовательная среда открывает новые возможности в образовательном процессе, мотивируя тем самым студентов - будущих педагогов к самопознанию и самосовершенствованию, поскольку благодаря мультимедийным технологиям студенты больше вовлечены в обучающий процесс. Цифровая образовательная среда предполагает развитие навыков использования различных моделей изучения, создавая предпосылки для творческой самостоятельной работе, делая мультимедиа инновационным инструментом всего процесса обучения.

Цифровая образовательная среда качественно меняет подготовку будущих педагогов - учителей иностранного языка, что связано с ее неограниченными возможностями:

1. Индивидуальное обучение;

2. Практико-ориентированное обучение;

3. Исследовательское обучение;

4. Интегрированная среда для совместного обучения [4].

Когнитивное мышление включает дифференцированное восприятие действительности, воображение и творчество. Оно составляет основу мыслительных процессов и присутствует во всех областях педагогического образования, связано со способностью решать проблемы и находить собственный способ получения знаний. Кроме того, когнитивное мышление предполагает развитие таких умений, как умение работать в команде и формировать позитивные отношения, умение сотрудничать и разрешать конфликты, умение использовать знания и информацию в интерактивном режиме, умение использовать современные мультимедийные технологии в условиях цифровой образовательной среды.

Когнитивное мышление неразрывно связано с критическим мышлением, поскольку мы живем в информационном обществе, а это означает, что мультимедиа затрагивают все сферы человеческого общества и оказывают влияние на то, как мы познаем мир, как приобретаем новые знания [5]. Критическое мышления в условиях цифровой образовательной среды достигается дифференциацией различных мультимедийных средств, которые увеличивают поток информации и, как следствие, способствуют развитию навыка принятия и обработки информационного потока, поскольку мультимедийные средства становятся в новых условиях не только средством информации, но и средством отбора и оценки этой информации. Поэтому, по нашему мнению, критическое мышление в педагогическом контексте развивает умение критически оценивать и понимать информацию, в том числе социокультурную, факты и события, происходящие в современном информационном пространстве, что очень важно при подготовке будущих педагогов [6].

В контексте темы нашего исследования мы посчитали необходимым ввести термин лингвистическое мышление, как один их компонентов дидактического мышления. Под лингвистическим мышлением понимается готовность и способность понимать родной и иностранный языки и в совершенстве пользоваться ими в соответствии с внешними обстоятельствами. Лингвистическое мышление не только позволяет правильно выражать свои мысли, но и имеет решающее значение для современной жизни, так как только тот, кто способен убедить в любой ситуации, также может достичь более высоких целей в жизни и полностью использовать свой потенциал [7].

Лингвистическое мышление приобретает все большее значение в современном информационном обществе. Именно через него мир вокруг нас становится более понятным и это один из важнейших инструментов установления контакта с другими людьми. Другими словами: то, что невозможно выразить словами, нельзя понять.

Формирование цифрового мышления способствует становлению таких качеств личности, как готовность меняться вместе с меняющимся миром; использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности; следовать этическим стандартам цифровой эпохи [8]. Будущий преподаватель иностранного языка иметь возможность определять, оценивать и выбирать цифровые ресурсы для обучения иностранному языку, чтобы их можно было использовать в дидактических целях в классе; он должен уметь создавать или помогать формировать новые цифровые образовательные ресурсы; должен не только владеть организацией цифрового контента, но также знать, какие требования по защите данных и закону об авторском праве должны быть реализованы.

В рамках нашего исследования мы посчитали необходимым рассмотреть инклюзивное мышление как неотъемлемую часть дидактического мышления, поскольку современное образование предполагает социальную и психоэмоциональную интегрированность учащихся с особыми потребностями, которая означает обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех. При этом следует отметить, что инклюзия - это не только разнообразная совместная деятельность, но и весь современный мир жизни детей. В это понятие входят не только дети, имеющие трудности в физическом развитии, но и значительное число детей - мигрантов, одаренных детей и др. Формирование инклюзивного мышления способствует развитию у студентов - будущих педагогов таких качеств, как:

1. Толерантность, которая как сложное интегральное качество личности подразумевает способность поддерживать и проявлять сочувствие к другим. Толерантность развивает необходимые навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов, поощряет творческие подходы к решению проблем, обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса и для личностных достижений. Толерантность способствует взаимному пониманию и доверию, помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия.

2. Эмпатия, которая предполагает умение создавать особую эмоциональную атмосферу, необходимую для создания максимально доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между участниками образовательных отношений.

3. Педагогический оптимизм. Данное профессионально-личностное качество педагога характеризуется личностным стремлением к профессиональному самосовершенствованию [9].

4. Перцептивные умения помогают проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека и определять его внутренний мир.

Инновационная педагогика приобретает в последнее время важное значение в образовании, поэтому формирование инновационного мышления, которое отражает сущность инноваций в процессе обучения и воспитания в целом и в подготовке будущих учителей иностранного языка, в частности. Инновационное мышление - это приобретение и систематизация научных и практических знаний о инновационных технологиях, связь с научно-исследовательской культурой педагога, поскольку результатом сформированности инновационного мышления является создания, распространение и внедрение инноваций в образовательную деятельность [10], [11].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактическое мышление в педагогическом образовании — это готовность в приобретении научных и практических знаний и способность их инновационного применения в условиях цифровой образовательной среды, поскольку делает возможным развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа и сравнения значимой для профессионала информации, использование цифровых ресурсов для формирования личности будущего педагога.

Литература:

1. Демина, ОА. О трансформации методического мышления преподавателей вузов / ОА. Демина // Высшее образование в России. - 2020. - № 7. - С. 156-167.

2. Scharpf, S. Motivation und digitale Medien am Beispiel des Sachunterrichts / S. Scharpf, D. Gabes // In: Haider, M. Digitalisierung in der Grundschule. Grundlagen, Gelingensbedingungen und didaktische Konzeptionen am Beispiel des Fachs Sachunterricht / M. Haider, D. Schmeinck. - Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2022. - Рр. 85-97. https://doi.org/10.25656/01:24252

3. Нелунова, Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде: автореф. дисс. ... док. пед. наук.:13.00.01 / Нелунова Елена Динисовна. - Якутск, 2010. - 43 с.

4. Michelsen, G. Kompetenzorientiertes Lehren und Lernen an Hochschulen - Veränderte Anforderungen und Bedingungen für Lehrende und Studierende / G.Michesen, M.Rieckmann // In: Campus Transformation. Education, Qualification & Digitalization. - Berlin: Logos Verlag, 2014. - Рр. 45-65.

5. Сокольницкая, Т.Н. Основные характеристики методического мышления современного учителя русского языка / Т.Н. Сокольницкая // Педагогика. - 2021. - № 2. - С. 116-124.

6. Schart, M. Dialogisches Lernen in einer digitalen Lernumgebung / M.Schart // Zeitschrift für Interaktionsforschung in DaFZ. - 2021. - Vol. 1, No 1. - Р. 1-34. - https://doi.org/10.17192/ziaf.202U.8417

7. Саранцев, Г.И. Современное методическое мышление / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2010. - № 1. - C. 31-40.

8. Таможняя, E.A. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления / E.A. Таможняя // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Педагогика». - 2010. - № 1. -С. 188-193.

9. Табаченко, Т.С. Формирование методического мышления будущих учителей русского языка / Т.С. Табаченко // Образование и наука. - 2014. - № 3 (112). - С. 138-157.

10. Вербицкий, A.A. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / A.A. Вербицкий - Москва: МПГУ, 2017. - 248 с.

11. Aндриенко, ОА. Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технологии / ОА. Aндриенко // Colloquium-journal. Pedagogical sciences. - 2019. - № 2(26). - С. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.