Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ УСПЕШНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ (ИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ МДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 82» г. ТОМСКА)'

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ УСПЕШНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ (ИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ МДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 82» г. ТОМСКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2579
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ / МИССИЯ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ УСПЕХА / INNOVATION / SUCCESS / MISSION AND IDEA OF DEVELOPMENT / CONTENT OF EDUCATION / PRINCIPLES AND METHODS OF SUCCESS PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окушова Г. А., Щенова С. Е.

В условиях инновационно-ориентированной общественной практики XXI в. успешность ребенка как потенциального представителя креативного класса является самым актуальным образовательным результатом. Статья отражает инновационный опыт дошкольного образовательного учреждения, посвященный поиску и апробации способов развития детской успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окушова Г. А., Щенова С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDS SUCCESS AS KEY DIRECTION OF EDUCATIONAL INNOVATIONS (FROM THE EXPERIENCE OF INNOVATION WORK OF MDOU CHILD DEVELOPMENT CENTER KINDER GARDEN № 82, TOMSK CITY)12MDOU Child Development Center Kinder garden № 82 Tomsk

Under the conditions of innovation-oriented social practice of XXI century the success of a child as a potential representative of creative class is the most topical educational result. The article reflects innovation experience of pre-school educational institution dedicated to the search and approbation of ways of childrens success development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ УСПЕШНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ (ИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ МДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 82» г. ТОМСКА)»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

УДК 373.2

Г. А. Окушова, С. Е. Щенова

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ УСПЕШНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ (ИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ МДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД № 82» г. ТОМСКА)

В условиях инновационно-ориентированной общественной практики XXI в. успешность ребенка как потенциального представителя креативного класса является самым актуальным образовательным результатом. Статья отражает инновационный опыт дошкольного образовательного учреждения, посвященный поиску и апробации способов развития детской успешности.

Ключевые слова: инновация, успешность, миссия и концепция развития, содержание образования, принципы и методы педагогики успеха.

Инновационность как качественная характеристика развития постиндустриального общества сегодня пронизывает все сферы человеческой деятельности. За последние годы в российской науке накоплен солидный багаж исследовательских трудов, определяющих специфику инноваций с позиций образования и педагогики (И. Р. Юсуфбекова,

Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.). В рамках данной статьи отражен практический опыт инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения, обусловленный актуальными экономическими и социокультурными требованиями.

Изменения индустриальной инфраструктуры и общественного мировоззрения, исчезновение классической стабильности и культурного единства вызвали необходимость осмысления и проектирования путей развития современного общества. В ситуации постоянных социокультурных изменений незавершенного типа судьба будущего оказалась в абсолютной зависимости от качества инновационных проектов. Так, на уровне государственных документов, в частности в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., отмечается, что устойчивое развитие может быть достигнуто путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал [1, с. 6]. Очевидным для всех социальных субъектов (государства, бизнеса, общественных организаций и др.) становится то, что ключевая роль в модернизации принадлежит человеку - носителю инновационной культуры.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы реализации образовательных инноваций,

так как именно «образование выступает первым звеном инновационной цепочки “образование - исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций”» [2, с. 4]. Жизненной необходимостью для образовательных учреждений становится пересмотр целей и результатов деятельности, а также форм и методов их достижения. Так, социокультурный контекст постиндустриального общества расширяет представление об образованности человека как его способности решать жизненные вопросы в ситуации неопределенности, выстраивать конструктивную коммуникацию с другими социальными субъектами, творчески осваивать окружающий мир, реализуя в нем смыслы собственной деятельности. По сути, образовательные инновации - это своеобразные ответы на вопросы постиндустриального общества о том, что и как должно меняться в образовательной практике, чтобы соответствовать требованиям социального субъекта как «креативного класса», носителя инновационной культуры и опоры успешной модернизации.

Активное продвижение идеи инноватизации образования, начиная от стратегических документов органов государственной власти и заканчивая индивидуальными темами самообразования педагогов, привело к развитию инновационных процессов на всех уровнях системы образования - от дошкольного до послевузовского. Важным результатом этого стало появление инновационной инфраструктуры в сфере образования, включающей в себя федеральные, областные и местные инновационные и экспериментальные площадки. Так, се-

годня в г. Томске в документально подтвержденном режиме инноваций и экспериментов работают более 20 образовательных учреждений (ОУ): дошкольных, общеобразовательных и дополнительного образования.

Для более точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в российском образовании, исследователями принято выделять два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем, а их большинство, характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерна активная поисковая деятельность. Они работают в режиме инновационного развития, вводя новые идеи в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса. Именно немногочисленные развивающиеся образовательные учреждения сегодня пытаются решить проблемы развития человеческого потенциала, разрабатывая инновационные программы по актуализации ресурсов саморазвития человека.

С учетом того что образование представляет собой самый мощный институт социализации человека, решение проблемы «креативного класса» должно происходить на всех его уровнях. В этой связи переход дошкольного образовательного учреждения в режим инновационного развития представляет собой сегодня одну из важных и актуальных задач, имеющих стратегический характер. Ведь инвестиции в дошкольное образование, как отмечают исследователи, являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Действительно, именно в детском саду закладываются базовые для человека знания и умения, ценностные ориентации и основы самоорганизации. От успешности самореализации ребенка в детском саду зависят и его дальнейшие достижения в образовании и социализации.

Безусловно, инновационная деятельность в системе дошкольного образования ориентирована в первую очередь на изменения в системе общего образования, так как уровень готовности воспитанников к обучению в школе является одним из показателей эффективности образовательного процесса в детском саду. Но вместе с тем следует отметить, что дошкольное образовательное учреждение как самостоятельная ступень образования призвано создать условия для полноценного физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Именно с учетом обозначенного двойственного статуса детского сада и должны реализовываться инновации на этом уровне системы образования.

Следует сказать еще об одном существенном нюансе реализации образовательных инноваций, касающемся междисциплинарности современного знания. Желание ответить на новый вызов реальности, неизвестный и, соответственно, требующий нового знания, провоцирует оригинальное сочетание всех известных способов решения проблемы в различных отраслях знания. Образовательные инновации представляют собой междисциплинарные проекты, так как включают в себя идеи педагогики, психологии, менеджмента, экономики, социологии. В качестве примера удачного сочетания различных идей в инновационной деятельности представлен опыт муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Центр развития ребенка - детский сад № 82» г. Томска.

Как отмечалось ранее, инновации предполагают пересмотр образовательных целей и результатов, а также форм и методов их достижения. Эти вопросы лежат в области пересечения менеджмента и педагогики. Среди множества работ по этой проблематике можно выделить труды П. И. Третьякова, К. Ю. Белой, А. А. Майера, посвященные специфике управления инновациями в рамках дошкольных образовательных учреждений. Так, П. И. Третьяков и К. Ю. Белая в качестве эффективной технологии управления ДОУ, находящегося в режиме развития, предлагают технологию по результатам. Ее основная идея заключается в предположении того, что понимание смысла и результатов собственной деятельности формирует творческое отношение к ней в рамках организации.

Авторы технологии, опираясь на идеи европейских ученых, выделяют три уровня управления по результатам. Первый уровень, определяющий миссию и представленный в концепции МДОУ. Второй уровень связан с определением содержания, качества и количества основной услуги ДОУ - образование и воспитание детей дошкольного возраста. Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей, в числе которых главными являются ребенок и его родители [3, с. 21].

Рассматривая опыт перехода МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 82» г. Томска из режима функционирования в режим инновационного развития, можно утверждать, что определение миссии организации действительно является одним из ключевых факторов ее результативности. В современной теории стратегического управления миссию организации определяют как гиперцель организации или таким выражением цели, которое позволяет легко отличить ОУ от других подобных ему. В этой связи определение миссии требует качественного анализа ресурсов организации и среды, в которой она желает развиваться. По

сути, в миссии в свернутом виде могут находиться базовые идеи, определяющие как характер изменений образовательного процесса в детском саду, так и содержание управленческой деятельности администрации учреждения.

Именно с формулировки миссии начала свою инновационную деятельность творческая группа, приступившая к разработке таких базовых документов для детского сада, как «Образовательная программа ОУ» и «Программа и концепция развития ОУ». С учетом статуса МДОУ она определена следующим образом: Центр развития ребенка -детский сад № 82 г. Томска видит свою миссию в обеспечении права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и реализации личностного подхода для успешной самореализации ребенка в различных видах деятельности (физической, познавательной, социальной, художественно-эстетической).

Следует отметить, что выбор идеи детской успешности был осмысленным как с позиции современной педагогики, так и с позиции менеджмента. Успешность ребенка - это многогранная проблема, и поэтому способна объединить интересы всего коллектива детского сада: воспитателей, педагогов дополнительного образования, медиков, психологов, логопедов - в поисках различных вариантов ее решения.

Более того, идея успешности является одной из фундаментальных для инновационной стратегии развития российского общества и государства. Детская успешность - это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Создавая условия для самореализации ребенка в самых различных видах деятельности, не ограничиваясь только обучением и воспитанием, поощряя его инициативу и формируя ответственность, мы закладываем основания для развития его инновационной культуры. Мотивация достижений, деятельная мобильность, познавательный интерес, уверенность в себе - это составляющие успешности и сущностные черты представителя «креативного класса».

Но для того чтобы этот образовательный результат был достигнут, необходима слаженная работа всего коллектива образовательного учреждения. Объединяющий всех принцип отражает профессиональное кредо коллектива МДОУ: успешный ребенок - здоровый ребенок, умный ребенок, творческий ребенок, добрый ребенок, общительный ребенок, улыбающийся ребенок - есть живое воплощение педагогического успеха.

И миссия, и кредо обусловлены системой ценностей педагогического коллектива, базирующейся на идеологии современного гуманизма:

- ребенок есть гармония природных задатков и способностей, раскрытие которых и успешная реализация представляет собой смысл педагогической деятельности;

- признание ребенка как субъекта познания и предметной деятельности выступает в качестве базового принципа педагогической деятельности;

- опора на личностные структуры сознания: рефлексивность, автономность, субъективность, самоактуализацию, самореализацию в процессе обучения и воспитания позволяет педагогам-вос-питателям реализовать технологии личностно-развивающего образования;

- успешность ребенка как базовая ценность выступает как главный результат педагогической деятельности.

Раскрывая миссию, заинтересованные субъекты образовательной практики могут определить идеологическую направленность деятельности МДОУ, целевые и ценностные ориентиры педагогического коллектива; принципы и способы осуществления деятельности.

Очевидно, что миссия организации позволяет администрации и сотрудникам в таком же ключе определить собственное предназначение. При формулировании миссии руководителя МДОУ необходимо философски отнестись к организации и ее деятельности. Так, дошкольное учреждение как объект управления можно рассматривать как место, где в результате встречи двух миров: детского и взрослого - рождается уникальное жизненное пространство, насыщенное самыми разными интересами, эмоциями, желаниями, идеями, способами самовыражения. И исходя из этого, увидеть миссию руководителя МДОУ в создании для детей и сотрудников комфортного жизненного пространства, позволяющего им успешно реализовываться в значимых для них видах деятельности. Кредо руководителя в данном случае наиболее ярко отражают следующие строчки О. Мандельштама «Я и садовник, я же и цветок...», в которых заключена глубокая философия смыслов существования человека.

Выполняя управленческие функции в инновационном образовательном учреждении, нельзя находиться в позиции «над взрослыми и детьми», отдавая распоряжения и контролируя их исполнение. Ведь в этом случае становится невозможным постижение уникальности совместной деятельности взрослых и детей. Только органичное сочетание позиций «над» и «вместе», ролей «управленца» и «педагога», «эксперта» и «консультанта», ценностных ориентаций «взрослого» и «ребенка» позволяет создать для детей и сотрудников комфортное жизненное пространство. Благодаря именно этому в детском саду каждый может попробовать реали-

зовать себя в самых разных видах деятельности: познании, исследовании, общении, творчестве и труде. И если эти пробы окажутся положительными, то мотивация достижений может стать мощной установкой на будущее.

На основании идеи успешности была создана инновационная образовательная программа Центра развития ребенка - детского сада № 82 «Ступени детского успеха». Ее цель заключается в формировании целостного образовательного пространства для разностороннего развития ребенка и его успешной самореализации в различных видах деятельности в процессе освоения мира. Под образовательным пространством понимается динамическая совокупность воспитательных и обучающих сред, направленных на активное включение детей в различные виды деятельности: общение, учебнопознавательную, художественно-эстетическую, исследовательскую, трудовую, досуго-развивающую, здоровьесберегающую - для их успешной самореализации.

Основой для объединения и координации усилий педагогического коллектива в инновационном процессе выступает модель выпускника. Создание модели обусловлено своеобразием направлений и программ образовательного процесса коллектива, социальным запросом родителей и педагогов школ, своеобразием самого дошкольного периода.

Следует отметить, что в ситуации личностноориентированного образования, где невозможно игнорирование внутреннего содержания личностного развития ребенка, очень сложно определить конкретную педагогическую цель - образ личности. В этой ситуации цель и конечный образовательный результат подвержены постоянному изменению, так как ребенок всегда есть индивидуальность с собственными возможностями и интересами. В этой связи, выстраивая модель выпускника, мы можем только определить важные в современных условиях характеристики ребенка на основе потенциалов его развития:

- психофизический потенциал: соматическое здоровье, физическое развитие ребенка;

- интеллектуальный потенциал: развитие речи, элементарные математические представления, наличие познавательного интереса и активности, готовность к учебной деятельности и умственному напряжению;

- творческий потенциал: креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, театральной), развитое воображение, художественно-эстетический вкус;

- личностный потенциал: положительный образ я, адекватная самооценка, знание моральных эталонов и норм, сформированность личностных

качеств, мотивация на достижение успеха, трудолюбие, общительность, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда.

Модель выпускника - это образ разносторонне развитого ребенка, интеллектуально, эмоционально и физически готового к обучению в общеобразовательном учреждении, социально активного, здорового, с адекватной самооценкой и мотивацией на достижение успеха в различных видах деятельности.

При этом особо хочется заметить, что образовательная программа «Ступени детского успеха», ориентируясь на востребованные характеристики ребенка, обогащающиеся с каждым годом взросления, выстраивается на принципах индивидуализации и вариативности. Это обусловлено тем, что в Центре развития ребенка реализуются авторские программы педагогов дополнительного образования, направленные на удовлетворение детских интересов по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

На основании миссии творческой группой была разработана целевая программа развития «Детский сад как образовательное пространство для успешной самореализации ребенка», в рамках которой осуществляется переход в инновационный режим деятельности. Программа ориентирована на идею детской успешности как качественной оценки результатов работы ДОУ. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых - субъектов образовательного процесса.

Методологической основой инновационной деятельности выступает личностно-ориентированная парадигма современной педагогики.

1. Гуманистические положения личностно-ориентированной отечественной и зарубежной педагогики и психологии, основанные на вере в природные задатки и способности ребенка (Ш. А. Амонашвили, И. С. Якиманская, И. Б. Котова, А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов, В. В. Сериков, О. С. Газман и др.).

2. Положения отечественной психологии, согласно которым основой психического развития человека является качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности: психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности (В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский). Одной из самых продуктивных является идея Л. С. Выготского о зонах развития ребенка, о необходимости поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а ос-

новным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

3. Положения педагогики успеха (Е. И. Казакова и А. П. Тряпицина, А. С. Белкин и др.), согласно которым именно успешность ребенка придает смысл педагогической деятельности. Успешность - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Педагог может формировать у ребенка ориентацию на успех за счет его продвижения по лестнице достижений (признания и осознания личностной и общественной значимости достижений), выбирая такие методы, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений ребенка.

Инновационный режим деятельности предполагает высокие требования к профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим в учреждении разработана внутренняя тематическая программа повышения квалификации (теория и практика личностно-развивающей педагогики и педагогики успеха). Красной нитью идея успешности проходит в тематике всех запланированных педагогических советов, консультации, собрании. Особая роль в повышении квалификации принадлежит экспериментально-проблемным группам, которые объединяют педагогов на добровольной основе и профессиональных интересах:

- мониторинг личностного развития ребенка;

- детское портфолио как педагогическая технология воспитателя;

- формирование речевой культуры и навыков общения как условие успешной самореализации ребенка;

- создание ситуации успеха в образовательном пространстве МДОУ;

- психолого-педагогическое сопровождение успешности дошкольника;

- лестница достижений как модель успешной самореализации ребенка в МДОУ.

Говоря об инновационном режиме развития, необходимо отметить и те риски, которые он за собой влечет. Так, созданное образовательное пространство может спровоцировать перегрузку детей из-за желания родителей вовлечь ребенка в широкую предметную среду. В этом случае предусматриваются консультации воспитателей, психологов с целью родительского просвещения. Кроме этого, возможно составление индивидуальных образовательных маршрутов с учетом интересов и возможностей ребенка. Что касается сотрудников, здесь тоже есть риск фрагментарности восприятия и реализации в собственной деятельности идей успешной самореализации. В этом случае коррекция возможна через методическое сопровождение.

И последнее, на что хотелось бы обратить особое внимание. В условиях инноватизации стимулируемая педагогическая свобода должна ограничиваться профессиональной ответственностью, поддерживаемой институциональным образом через экспертизу. Причем экспертиза должна иметь многоуровневый (педагог - образовательное учреждение - органы власти - общественность) и предметно-дифференцированный (педагогическая, психологическая, правовая, медицинская и т. д.) характер. Ведь образование - это стратегически жизненно важная сфера общественной жизни, и инновации в ней должны быть профессионально и этически обоснованными.

Таким образом, развитие детской успешности является одним из ключевых направлений образовательных инноваций, так как оно способствует становлению базовых характеристик «креативного класса»: мотивации достижений, деятельной мобильности, познавательного интереса, уверенности в себе и позитивной установке на творчество. Стремление к успешности, заложенное в ребенке еще с детского сада, будет развивать его мотивацию к высоким результатам в рамках школьного и вузовского образования, а затем в его профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. 20 с. URL: http://innovus.biz/knowledge_base/knowledge_ base-russia.

2. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М., 2008. 39 с.

3. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2007. 240 с.

Окушова Г. А., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры.

Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: okushova@mail.ru

Щенова С. Е., заведующий.

МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 82» г. Томска.

Ул. Беринга, 3/3, г. Томск, Томская область, Россия, 634062.

E-mail: dsad82@mail.tomsknet.ru

Материал поступил в редакцию 31.05.2010.

G. A. Okushova, S. Ye. Schenova

DEVELOPMENT OF CHILD’S SUCCESS AS KEY DIRECTION OF EDUCATIONAL INNOVATIONS (FROM THE EXPERIENCE OF INNOVATION WORK OF “MDOU CHILD DEVELOPMENT CENTER - KINDER GARDEN № 82”, TOMSK CITY)

Under the conditions of innovation-oriented social practice of XXI century the success of a child as a potential representative of “creative class” is the most topical educational result. The article reflects innovation experience of pre-school educational institution dedicated to the search and approbation of ways of children’s success development.

Key words: Innovation, success, mission and idea of development, content of education, principles and methods of success pedagogics.

Okushova G. A.

Tomsk State University.

Lenina Avenue, 36, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: okushova@mail.ru

Schenova S. Ye.

MDOU «Child Development Center - Kinder garden № 82» Tomsk.

Bering Street, 3/3, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634062 E-mail: dsad82@mail.tomsknet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.