Научная статья на тему 'Развитие деревянной культовой архитектуры в Томской губернии'

Развитие деревянной культовой архитектуры в Томской губернии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
461
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА СИБИРИ / ARCHITECTURE OF SIBERIA / ТРАДИЦИИ / TRADITION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / NATIONAL CHARACTERISTICS / ДЕРЕВЯННЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ / WOODEN CHURCHES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

Распространению деревянных культовых сооружений способствовало наличие больших запасов дерева наиболее дешевого строительного материала. По мере освоения сибирских земель с постройкой крепостей и острогов возводились первые деревянные церкви. С распространением ислама в Сибири строились и деревянные мечети. Несмотря на то что с конца XVIII в. деревянные культовые сооружения постепенно стали заменяться каменными, строительство из дерева продолжало развиваться в небольших городах и селах Томской губернии. Кроме того, из дерева строились храмы и других конфессий. В статье проводится частичный анализ развития деревянной культовой архитектуры конца XIX начала XX в. в Западной Сибири. Рассмотрены некоторые конструктивные особенности православных, католических и мусульманских деревянных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Church Architecture in Tomsk

The construction of wooden churches was facilitated by the existence of large wood re-serves, a cheap building material. With the development of Siberian lands, the first wooden churches were built together with the construction of fortresses and prisons. With the spread of Islam in Siberia wooden mosques were also built. Despite the replacement of wooden churches by stone ones late in the 18th century, wooden construction had been developed in towns and villages of the Tomsk province. Moreover, churches which belonged to other religions were built of wood. The paper presents the partial analysis of wooden church architecture late in the 19 and early 20th centuries in West Siberia. Some of design features of Orthodox, Catholic and Muslim wooden churches are discussed in this paper.

Текст научной работы на тему «Развитие деревянной культовой архитектуры в Томской губернии»

УДК 726.03

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. искусствоведения, доцент, gap11@sibmail. com

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

РАЗВИТИЕ ДЕРЕВЯННОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Распространению деревянных культовых сооружений способствовало наличие больших запасов дерева - наиболее дешевого строительного материала. По мере освоения сибирских земель с постройкой крепостей и острогов возводились первые деревянные церкви. С распространением ислама в Сибири строились и деревянные мечети. Несмотря на то что с конца XVIII в. деревянные культовые сооружения постепенно стали заменяться каменными, строительство из дерева продолжало развиваться в небольших городах и селах Томской губернии. Кроме того, из дерева строились храмы и других конфессий. В статье проводится частичный анализ развития деревянной культовой архитектуры конца XIX - начала XX в. в Западной Сибири. Рассмотрены некоторые конструктивные особенности православных, католических и мусульманских деревянных храмов.

Ключевые слова: архитектура Сибири; традиции; национальные особенности; деревянные культовые постройки.

ALEKSANDR P. GERASIMOV, PhD, A/Professor, gap11@sibmail.com

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

DEVELOPMENT OF CHURCH ARCHITECTURE IN TOMSK

The construction of wooden churches was facilitated by the existence of large wood reserves, a cheap building material. With the development of Siberian lands, the first wooden churches were built together with the construction of fortresses and prisons. With the spread of Islam in Siberia wooden mosques were also built. Despite the replacement of wooden churches by stone ones late in the 18th century, wooden construction had been developed in towns and villages of the Tomsk province. Moreover, churches which belonged to other religions were built of wood. The paper presents the partial analysis of wooden church architecture late in the 19 and early 20th centuries in West Siberia. Some of design features of Orthodox, Catholic and Muslim wooden churches are discussed in this paper.

Keywords: architecture of Siberia; tradition; national characteristics; wooden churches.

С начала XIX в. Томская губерния включала в себя половину территории Западной и часть Восточной Сибири. Указом от 26 февраля 1804 г. Тобольская губерния была разделена на две - Тобольскую и Томскую. В Томскую губернию вошли восемь округов: Томский, Каинский, Красноярский, Енисейский, Турухановский, Нарымский, Кузнецкий и Бийский. Губернским центром стал Томск [1, с. 67-69]. Рассматривая вопрос строительства культовых сооружений на рубеже XIX - начала XX в., необходимо отметить, что, наряду с возведением каменных церквей и соборов, таких как, например, Тро-

© Герасимов А.П., 2017

ицкий кафедральный собор в Томске (освящен в 1900 г.) или Рождественский собор в Красноярске (освящен в 1861 г.), в Томской губернии шло широкое строительство культовых сооружений из дерева.

Строительство из этого легкодоступного материала на рубеже Х1Х-ХХ вв. не ограничивалось только особняками, доходными домами или общественными зданиями. Храм, обычно служивший композиционной доминантой городской площади, играл первостепенную роль. Реже в Томской губернии возводились культовые постройки иных религий - мечети, костелы и т. д. В Томской губернии сооружение культовых зданий началось в начале XVII в. Первой деревянной церковью была Троицкая, воздвигнутая в центре острога (рис. 1). Представляет определенный интерес процесс развития форм православной храмовой архитектуры от XVI-XVII вв. до начала XX в. Как отмечает А.Ю. Майничева: «Практически исследователям не удалось установить никакой типологической закономерности в формах храмов и их посвящении, но, кажется, ее и не могло быть, так как здесь существует более тонкая связь. Согласно христианскому учению «каждый храм посвящается Богу, нося имя в память священного события или угодника Божия», то есть возведение церкви во имя события или угодника является второстепенным, поскольку основным является посвящение Богу, а значит, и не может быть четко фиксированной типологии по формам храма в увязке с второстепенным посвящением, а имеет значение особый символизм форм...» [2]. Конструктивные особенности каменной и деревянной православной культовой архитектуры имели определенные различия. В XVII в. на севере России развивалась многокупольная конструкция церкви, в отличие от небольших шатровых церквей в Сибири, что можно проследить по реконструкциям А.П. Окладникова, В.И. Кочедамова, Е.А. Ащепкова, Н.П. Крадина и др. В своем исследовании В.И. Кочедамов пишет о Томске: «В начале XVIII в. город имел хаотичную застройку с неправильной сеткой коротких и криволинейных улиц. Панорама Томска была выразительной благодаря тому, что над плотной застройкой маленькими домишками, занявшей большую низменную территорию, возвышалась стоявшая на холме рубленая крепость с башнями и церквами, а в некотором отдалении от нее, на другом холме стоял Алексеевский монастырь.» [3, с. 101].

В XVIII в., до начала строительства каменных культовых построек, в Томске насчитывалось семь деревянных церквей. Их строительство по типовым проектам началось только в XIX в. (рис. 2, 3). Деревянные церкви периода XVI - начала XX в. рассмотрены С.Н. Баландиным в его докторской диссертации «Эволюция русского деревянного зодчества Сибири конца XVI -до начала XX веков». В этом фундаментальном исследовании были рассмотрены вопросы развития деревянного зодчества, условия заселения Сибири русским народом, планировочные структуры поселений и их постройки. Показаны типы оборонных сооружений, развитие архитектуры жилищ и самые различные типы церковных зданий. Подняты вопросы деревянного зодчества Сибири древнерусского и российского периодов до начала XX в. Рассмотрена архитектура городского и сельского жилища этих периодов, промышленные сооружения из дерева, культовое строительство [4].

Рис. 1. Церковь Троицы Живоначальной в Томске:

а - восточный фасад; б - план. 1654 г. (по А.Ю. Майничевой) (http://www.rusarch.ru/ mainicheva! .htm)

б

Рис. 2. Проект Спасской деревянной церкви. Село Парабельское. 1904 г. (ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1584)

Рис. 3. План деревянной церкви (ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1192. Л. 17)

Первые деревянные церкви появились в селах, прилегающих к первому в Томской губернии острогу - Нарыму (1598): «Церковные приходы были в селах: Васюганское, Каргасокское, Парабельское, Нарым, Тымское, Инкин-ское, Тогур, Колпашево, Новоильинское, Кетское, Ярское, Иштанское, Мол-чаново, Кривошеино, Ново-Александровское, Никольское, Лумпокольское (Александровское), Криволуцкое, Новоникольское, Колбинское...» [5, с. 19].

Интересное архитектурное оформление имеет однокупольная церковь в д. Турунтаево, построенная в 1899 г. по проектам, высылаемым из Санкт-Петербурга (рис. 4). С западной стороны церковь имеет пристройку в виде крыльца, восточная сторона завершается шестиугольной апсидой. Крыша с четырьмя люкарнями завершается куполом. Оформление оконных проемов, пилястр, карнизов выполнено в «русском стиле», получившем широкое развитие в деревянной и каменной архитектуре второй половины XIX в.

на. поиЪщеше <яъ 450 д» !><Н) чмияЪя-ь.

I

Рис. 4. Типовой проект деревянной церкви. Кон. XIX - нач. XX в. (http://zaimka. т/%р-content/uploads/2016/01)

Деревня Иштанская возникла после 1703 г. (?): «В списке населенных мест Томского уезда за 1782 г. числилась дер. Иштанская (на р. Менгере). В 1864 г. здесь была построена деревянная, с колокольней, однопрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы, земли при ней пахотной и сенокосной 125 дес. (до 1910 г. - 99 дес.). Число прихожан - 1940 душ обоего пола.» [3, с. 42]. Первоначальная церковь не сохранилась. В 1872 г. была построена Петропавловская церковь-четверик с восьмигранным куполом, с трапезной, центральным помещением церкви с прямоугольной абсидой и колокольней (рис. 5).

Рис. 5. Церковь в селе Нагорный Иштан, Томская обл., 1872 г. (М1р://%'%гмг. temples.ru/ card.php? ГО=20788)

Представляет определенный интерес построенная в 1911 г. деревянная однопрестольная шестикупольная церковь во имя Живоначальной Троицы в с. Колбинка, где «насчитывалось 375 жителей обоего пола.» [Там же, с. 42-43]. Церковь состояла из притвора, трапезной и средней части храма -основного помещения для проведения богослужения. Помещение престола состояло из прямоугольного по форме прируба и трехгранной абсиды (рис. 6).

В 1914 г. в Томске действовало два православных монастыря и 28 православных церквей (10 приходских, 15 домовых и 3 монастырских).

Во второй половине XIX в. многие российские зодчие обратились к народным традициям Древней Руси. Определенный интерес также представляет деревянная церковь, возведенная на даче купца С.Е. Сосулина. Твор-

чество архитекторов Санкт-Петербурга А.М. Горностаева, В.А. Гартмана, И.П. Ропета оказало существенное влияние на развитие «русского стиля», который широко применялся сибирскими архитекторами (рис. 7).

Рис. 6. Церковь в с. Колбинка Томской губернии, 1911 г. Фото автора, 1997 г.

Рис. 7. Церковь в с. Степановка, арх. К.Н. Еремеев. Фотография П.Д. Добуля, 1909 г. (личный архив Э.Л. Львовой)

Единственная уцелевшая старообрядческая церковь в г. Томске была построена в конце XIX столетия. Она выполнена в традициях, которые существовали на Руси еще в XIV в. Храм, представляющий собою восьмерик на четверике с шестиугольной апсидой, имеет сложную верхнюю конструкцию в виде восьмериков-барабанов с луковичными куполами, восьмериком-колокольней со сквозными проемами, шатром с четырьмя фронтонами и люкарня-ми над ними (рис. 8). Должность епархиального архитектора губернии в начале XX в. занимал художник-архитектор В.Ф. Оржешко, который и разработал проект деревянного костела для с. Боровиковского Томской губернии. Сравнивая планы костела в Боровиковском и первоначальный план лютеранской каменной церкви, которая в настоящее время не сохранилась, мы можем найти много общего, но план деревянного костела сложнее, здесь выделен центральный вход и боковые выходы. План лютеранской церкви прямоугольный, костела - Т-образный. В оформлении фасадов каменная церковь выдержана в более строгих формах, в оформлении деревянного костела мы можем увидеть некоторые элементы модерна, применяемые архитектором в строительстве жилых домов, например надоконные доски заднего фасада, кронштейны, оформление двери главного входа и надоконной плоскости центральной башни, выполненной в готическом стиле (рис. 9).

I

Рис. 8. Томск. Старообрядческая церковь. Конец XIX в. (рисунок из архива автора)

С XVII в. в Сибири все более распространяется магометанство. В 1756 г. вышло постановление о «допущении» татар магометанского закона, «жительствующих» особыми деревнями в Сибири, к постройке мечетей и о переселении новокрещенных татар в другие деревни. На месте Красной и Белой каменных мечетей раньше стояли деревянные. Сохранились фотографии деревянной

мечети, которая дважды горела, пока в начале XX в. не построили каменную (Красную) мечеть. Прямоугольная в плане, деревянная мечеть состояла из основного объема, завершающегося куполом, восточная часть, где находится ни-ша-михраб, обращена в сторону Мекки. Как правило, над входом возвышался минарет, имеющий круглое, квадратное или иное сечение, верхняя площадка которого служила для созыва мусульман на молитву (рис. 10).

Рис. 9. Проект деревянной лютеранской церкви:

а - боковой фасад; б - разрез (арх. В.Ф. Оржешко, 1904 г.)

ТОМСКЪ.—TOMSK. .V 69.

Рис. 10. Томск. Мечеть на ул. М. Джалиля (пер. Татарский). Репродукция с открытки кон. XIX в.

В Томске были построены также три синагоги, две из которых были деревянными. На проспекте Фрунзе (ул. Нечаевская) до настоящего времени существует одна из них, где в треугольном навершии наличника просматривается звезда Давида.

Делая выводы, можно отметить, что история храмостроения на Руси насчитывает тысячелетия. Деревянная архитектура прошлых столетий постепенно уходит в историю. Сейчас, когда большое значение придается духовной культуре, возобновляется и строительство храмов. Время и строительный материал - дерево, как не долговечный материал, мало сохранили нам памятников культовой архитектуры.

Если рассматривать только православные храмы, то самые древние, сохранившиеся на сегодняшний день - это многоглавые церкви в Кижах, построенные в XVП-XVШ вв. В Сибири это Спасо-Зашиверская шатровая церковь XVII века. Развитие и разнообразие деревянных церквей в Сибири можно проследить по церкви Пророка Даниила и Знаменской церкви, построенных в конце XIX - начале XX в. в Новониколаевске (Новосибирске) (рис. 11, 12). Если первая построена в формах русского средневековья, то вторая имеет черты нового - «неорусского» стиля. Обе церкви, построенные в эпоху модерна, требуют дальнейшего изучения. Рассмотренные нами культовые деревянные храмы Томской губернии дают некоторые представления о том типологическом многообразии культовой архитектуры, которое существовало в Сибири.

Новониколаевскъ Тонек губ. 5.

Рис. 11. Новониколаевск. Церковь Пророка Даниила, 1898 г. (http://temples.ru/show_ picture. php?PictureID=43069)

Рис. 12. Новониколаевск. Знаменская церковь, 1907 г. (http://www.pravoslavie.ru/97492.html)

Многовековая практика строительства культовых храмов выразилась в возведении лютеранской деревянной церкви в Томске в 2006 г. В то же время есть все основания говорить о стилевых различиях как в православно-церковном зодчестве, так и в строительстве деревянных культовых построек других конфессий.

Библиографический список

1. Щеглов, И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. / И.В. Щеглов. - Сургут, 1993. - 463 с.

2. Майничева, А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы (Серия «Этнография Сибири») / А.Ю. Майничева. - Новосибирск, 1999. - 71 с.

3. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. - М. : Стройиздат, 1978. - 190 с.

4. Баландин, С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества в Сибири с конца XVII до начала ХХ в. : дис. ... докт. архит. - М., 1987. - 460 с.

5. Устинов, Л.Е. Крестный путь / Л.Е. Устинов. - Томск : Изд-во Томского ЦНТИ, 2002. - 192 с.

References

1. Shcheglov I.V. Khronologicheskii perechen' vazhneishikh dannykh iz istorii Sibiri. 1032-1882 gg [Chronological list of the most important historical data on Siberia]. Surgut, 1993. 463 p. (rus)

2. Mainicheva A.Yu. Derevyannye tserkvi Sibiri XVII veka: formy, simvoly, obrazy (Seriya 'Etnografiya Sibiri') [Wooden churches of Siberia in the 17th century: forms, symbols, images]. Novosibirsk. 1999, 71p. (rus)

3. Kochegarov V.I. Pervye russkie goroda Sibiri [The first Russian cities in Siberia]. Moscow, 1978. 192 p. (rus)

4. Balandin S.N. Evolyutsiya russkogo derevyannogo zodchestva v Sibiri s kontsa XVII do nachala KhKh v.: dis. ... dokt. arkh [Evolution of wooden architecture in Siberia late in the 17th and early 20th century. DSc Thesis]. Moscow, 1987. 460 p. (rus)

5. UstinovL.E. Krestnyiput' [The Way of the Cross]. Tomsk: TsNTI Publ., 2002. 192 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.