УДК94(571.17).08+314 ББК63.3 (2Рос-4Кем)5+60.7
Развитие демографических процессов в Кузбассе на рубеже XIX-XX вв.*
Н.М. Морозов
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН (Кемерово,Россия)
Development of Demographic Processes in Kuzbass at the Turn of the 19th — 20th Centuries
N.M. Morozov
Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry of Siberian Branch of the Russian Academy of Science (Kemerovo, Russia)
Рассматривается проблема развития демографических процессов в Кузбассе на рубеже Х1Х-ХХ вв. В указанный период существенный рост абсолютной численности населения в регионе стимулировали во второй половине 1890-х гг. строительство Средне-Сибирской железной дороги, в середине второго десятилетия ХХ в. — ее Кольчугинской ветки, а также государственная политика переселения крестьян в Сибирь. Несмотря на это плотность населения в Кузбассе оставалась низкой. В районе Транссиба заметно выросла численность жителей Мариинска и посёлков при узловых станциях. На карте Кузбасса в 1911 г. появился еще один город — Тайга. С началом активного освоения Копикузом угольных месторождений своими размерами стали выделяться шахтёрские поселки, вдоль железнодорожной линии появились многочисленные мелкие ведомственные поселения путейцев-железнодорожников. На фоне мощного притока в деревню крестьян-переселенцев доля горожан (при росте их абсолютной численности) постоянно сокращалась. Определенные изменения происходили в сословном составе населения: сократилась численность дворян, количество представителей других сословий (духовенства, купцов, мещан, крестьян, инородцев и др.) имело устойчивую тенденцию к росту.
Ключевые слова: Кузбасс, Мариинский уезд, Кузнецкий уезд, демографические процессы, население.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2018)2-21
The problem of the development of demographic processes in Kuzbass at the turn of the 19th — 20th centuries is considered. During the specified period the essential growth of population in the region was stimulated by construction in the second half of the 1890s of the Central Siberian railroad; the Kolchuginskyaya branch in the middle of the second decade of the 20th century; and also state policy of peasants' resettlement to Siberia. However, the population density in Kuzbass remained low. In the Trans-Siberian Railway area the number of residents of Mariinsk and the settlements at junction stations considerably grew. One more city, Taiga, appeared on the map of Kuzbass in 1911. From the beginning of active development of coal fields by Kopikuz, miners' settlements were established; along the railway line numerous small settlements of railroad workers appeared. Against the background of powerful inflow to the village of peasants immigrants, the share of city dwellers (with a growth of their absolute number) constantly reduced. Certain changes happened in the class structure of the population: the number of noblemen reduced; the number of representatives of other estates (clergy, merchants, petty bourgeoisie, peasants, foreigners, etc.) had a steady tendency to growth.
Key words: Kuzbass, Mariinsky uezd, Kuznetsk uezd,
demographic processes, population.
"Статья написана в рамках реализации научного проекта «Создание индустриальной базы на территории Кузбасса в конце XIX — первой половине XX вв.» (0352-2016-0004).
Исследователи отмечают важность изучения динамики народонаселения Кузбасса конца XIX — начала ХХ в., на которой отразились социально-экономические перемены в российском обществе и политические катаклизмы того времени. Действительно, указанный период примечателен быстрыми темпами роста абсолютной численности населения Мариинского, Кузнецкого и южной части Томского уездов, определёнными сдвигами в его структуре и размещении. В историографии сложилась практика рассмотрения демографических процессов и выявления общих тенденций в масштабе Томской губернии, в которую входили вышеназванные уезды. Этот подход к изучению проблемы использован в обобщающих (по Западной Сибири в целом) трудах, написанных большой группой новосибирских учёных [1-4]. Этапам, факторам, характеру и динамике крестьянских переселений отдельно по Томской губернии посвящена монография Д.Н. Белянина [5].
Однако перечисленные исследования не охватывают весь спектр изменений в структуре населения отдельно Кузбасса на рубеже Х1Х-ХХ вв. Вместе с тем с помощью анализа архивных и опубликованных статистических источников и сравнения выяв-
ленных показателей возможно уточнение параметров развития демографических процессов на его территории.
Первый мощный стимул развития демографическая сфера рассматриваемого региона получила в связи со строительством в его северной части во второй половине 1890-х гг. Средне-Сибирской железной дороги, а в середине второго десятилетия ХХ в. — Кольчугинской ветки. Следующим важнейшим фактором развития явилась политика масштабного переселения крестьян в Сибирь, проводимая государством по инициативе премьер-министра П.А. Столыпина.
С 1897 по 1914 г. численность населения в выше указанных уездах увеличилась в два раза (подсчитано по таблице 1). Впрочем, этот уровень прироста уступал аналогичному показателю на Алтае, где, например, только в Барнаульском уезде количество жителей возросло в 2,56 раза (с 584,1 тыс. чел. в 1897 г. до 1496,3 тыс. чел. в 1914 г.). Подобные темпы являлись беспрецедентными, так как в конце имперского периода население всей России, по мнению специалистов, удваивалось примерно за 50 лет [4, с. 21].
Численность населения на рубеже Х1Х-ХХ вв. (тыс. чел. на начало года)
Таблица 1
Территория 1897 1904 1909 1911 1914
Томская губерния 1927,7 2239,1 3100,9 3879, 7 4181,4
Мариинский уезд 145,9 176,7 237,2 266,2 287,5
Кузнецкий уезд 164,9 149,7 186,3 226,5 336,5
Примечание: [6, с. 1-3; 7, с. 2-3; 8, с. 301, 306-308; 9, с. 182; 10, с. 182].
Рост численности жителей, как видно из таблицы 1, во времени происходил неравномерно. В Мариинском уезде наивысшие показатели пришлись на период с 1904 по 1909 г., пока постепенно не стали истощаться запасы удобных для хлебопашества земельных угодий. В Кузнецком уезде, особенно в его северо-западной лесостепной части, они оставались стабильно высокими после того, как в 1906 г. было разрешено водворять переселенцев на землях Кабинета.
Несмотря на это плотность населения в Кузбассе оставалась низкой. Так, в Мариинском и Кузнецком уездах в 1897 г. она составляла по 1,9 человека на одну квадратную версту, в 1909 г. соответственно 3,3 и 2,3 чел., в 1911 г. — 3,7 и 2,8 чел., в 1914 г. — 4 и 4,1 чел. В целом, по Томской губернии этот показа-
тель в 1914 г. был выше — 5,6 чел. за счет густонаселённого Барнаульского уезда (14 чел.). К этому времени в волостях и городах, расположенных в бассейне Томи, проживало лишь около 17% от всех жителей губернии.
В зоне Транссиба заметно росла численность городского населения (см. табл. 2). Если в Кузнецке, расположенном в южной части региона, являвшемся административным центром сельскохозяйственной округи, жителей в течение 18 лет добавилось лишь на одну тысячу человек, то в Мариинске — более чем на 6 тыс. чел. На карте Кузбасса появился еще один город — Тайга, первоначально с 18931894 гг. существовавший в виде быстро растущего поселка при одноименной узловой станции (Томск-Таежный, или Тайга).
Таблица 2
Численность населения Кузнецкого и Мариинского округов в 1897-1914 гг. (на начало года)
Год Население Кузнецкий уезд Мариинский уезд
уезд город уезд город
1897 Всего 161799 3117 137773 8216
1904 всего - мужчин - женщин 145644 72442 73202 4099 1997 2102 160795 82083 78712 15815 9066 6779
1908 всего - мужчин - женщин 183198 91308 91890 3117 1509 1608 218564 109919 108645 18615 9389 9226
1911 всего - мужчин - женщин 222635 109297 113338 3873 1896 1977 253090 128638 124452 13100 6972 6128
1914 всего - мужчин - женщин 332370 167383 164987 4103 2081 2022 272959 139770 133189 14559 7692 6867
Примечание: [6, с. 1-3; 7, с. 2-3; 8, с. 301, 306-308; 9, с. 182; 10, с. 4].
Появление в южной части Томского уезда Тайгинского железнодорожного узла, и в связи с этим наличие возможности заработать средства на существование, способствовало формированию там большой группы промышленных рабочих — до 1000 чел. (сведения на 1905 г.) за счет внешней и внутрирегиональной миграции. К 1907 г. около станции сложились основные микрорайоны заселения: к югу от магистральной линии — поселок на казенной земле, забота о благоустройстве которого ложилась на Петуховское лесничество, собиравшего с усадебных участков арендную плату; к северу — станционный поселок (выселок) на землях железнодорожного ведомства; к западу — формирующиеся кварталы Кабинетского поселка. Ведомственность несла с собой различия в подходах к организации управления этими поселениями (что создавало дополнительные напряжения между группами жителей), затрудняла процесс принятия общезначимых решений (выделение площадей для выгона скота, медицинское обслуживание и др.). В таких условиях управлять из Томска и координировать местные интересы ведомств становилось все сложнее. По сведениям Томского губернского статистического комитета к концу 1907 г. в поселке проживал 12821 житель (лица обоего пола) [11, л. 3], а в полосе отчуждения еще около 4000 чел., преимущественно железнодорожников [12, л. 8].
В сентябре 1908 г. на должность губернатора был назначен Н.Л. Гондатти, который в столичных кругах стал энергично продвигать проекты преобразования поселков при станциях Татарская, Боготол и Тайга в одноименные безуездные города. Окончательное решение вопроса о городском статусе Тайги им было отложено до благоприятного момента — посещения Томской губернии премьер-министром
П.А. Столыпиным, выехавшим в конце августа 1910 г. в Сибирь с проверкой организации переселенческого дела.
В Тайгу министры во главе с П.А. Столыпиным прибыли 31 августа 1910 г. вечером и через 8 часов утром 1 сентября поездом выехали в Томск [13]. Вечером 31 августа представленной от поселка группе депутатов было объявлено о том, что по городу скоро будет принято решение, и что из казенных земель «обязательно будет сделано отчуждение земли в потребном количестве в собственность жителей» [14, л. 15].
Обещанное решение последовало 27 января (9 февраля) 1911 г. в виде Высочайше утвержденного положения Совета Министров «Об обращении поселков при станциях Боготол, Тайга и Татарская Сибирской железной дороги в городские поселения с упрощенным городским общественным управлением» [15].
По сведениям Томского губернского статистического комитета в 1911 г., в только что образованной безуездной Тайге проживали 5918 мужчин и 4182 женщины (всего 10 100 человек) [16, с. 4]. В течение следующих лет численность населения незначительно колебалась в пределах 10306 (5109 муж./5197 жен.) на 1.01.1912; 11441 (6229 муж./5212 жен.) на 1.01.1913; 10500 (5200 муж./5300 жен.) на 1.01.1914 [10, с. 4]. Обустраиваясь в поселке/городе, многие из них оставались в положении приписанных к тем территориальным сословным обществам, откуда прибыли, что создавало дополнительные неудобства в обеспечении своих прав на новом местожительстве. Поэтому в августе 1914 г. уполномоченные городской управы обратились к Томскому губернатору с прошением обеспечить новый город бланками
паспортов для прописки желающих жителей Тайги в общество мещан [17, л. 105].
С началом активного освоения Копикузом (с 1912 г.) природных богатств Кузбасса и строительства Кольчугинской железнодорожной ветки своими размерами стали выделяться поселения с высокой концентрацией промышленных рабочих. Это узловые станции Юрга и Топки, село Кольчугинское, расположенное в районе Кольчугинских копей, посёлки Кемеровского химического завода и Кемеровского рудника. Заметно увеличивалось население посёлков при Анжерских и Судженских копях. В 1900 г. там трудились 2100 рабочих, а с семьями в 1911 г. их насчитывалось 18320 чел. [18, с. 341; 19, с. 92, 437, 546, 549].
В Кузбассе, в полосе отчуждения Транссиба и Кольчугинской ветви, появилось множество мелких ведомственных поселений, это отдельно стоявшие бараки, казармы, полуказармы, блок-посты, будки с проживающими там семьями обслуживающего пути персонала. К началу 1920 г. эта группа населения на юге Томского уезда насчитывала 4956 чел., в Мариинском уезде — 2762 чел., Щегловском — 990 чел., Кузнецком — 2949 чел. [19, с. 19, 22, 24, 25, 37, 43, 50, 52].
Таким образом, в регионе активизировались ур-банизационные процессы, связанные с развитием железнодорожного сообщения, появлением предприятий угольной и химической промышленности. Однако на фоне мощного притока в деревню кре-
стьян-переселенцев доля горожан (при росте их абсолютной численности) постепенно сокращалась: в Мариинском уезде с 5,6% в 1897 г. до 5% в 1914 г., в Кузнецком соответственно с 1,9 до 1,2% (подсчитано по таблицам 1 и 2). При этом постоянно увеличивалась численность профессиональных групп, занятых на железной дороге и добыче угля.
На территории рассматриваемых уездов наблюдалось преобладание мужского населения (см. таб. 2). Гендерные процессы отражали специфику условий переселения крестьян из Европейской России в Сибирь, по которым именно мужчинам выделялись земельные наделы [4, с. 24]. Лишь в Кузнецке, оказавшемся для новоселов в хозяйственном отношении мало привлекательным, сохранялось относительное равновесие в численности полов.
Определенные изменения происходили в сословном составе жителей Кузбасса. Так, к 1908 г. существенно сократилась численность дворян: с 751 (1897 г.) до 62 в Кузнецком уезде, в Мариинском — с 907 до 292-х (см. таб. 3). Количество представителей других сословий (духовенства, купцов, мещан, крестьян, инородцев и др.) имело устойчивую тенденцию к росту. К этому времени мещане утратили свои специфические привилегии, в правовом положении всё более сближаясь с другими сословиями, пополняя ряды торговцев и других профессиональных групп городского населения.
Таблица 3
Сословный состав населения Кузнецкого и Мариинского уездов
Сословие Кузнецкий округ Мариинский округ
округ город округ город
1897 г.
Дворяне 554 197 661 246
Духовенство 475 20 324 32
Купцы 110 78 202 93
Мещане 8582 1900 10705 6271
Крестьяне 134988 663 122785 1476
Иностранные подданные 8 - 4 4
Инородцы и остальные сословия 27081 259 3092 94
1908 г.
Дворяне 24 38 167 25
Духовенство 589 19 447 20
Купцы 120 115 51 448
Мещане 4795 2615 1206 16517
Крестьяне 144781 105 207069 350
Отставных и запасных солдат 13019 145 9455 792
Инородцы 19027 75 - -
Остальные сословия - - 465 840
Примечание: [6, с. 1-3; 8, с. 306-308].
Подводя итог анализу демографических процессов в Кузбассе, имевших место на рубеже Х1Х-ХХ вв., отметим, что их развитие обусловливалось реализацией переселенческой политики правительства в Сибири, а также промышленного освоения региона на основе строительства сети железных до-
рог, добычи и переработки полезных ископаемых. В Кузбассе наряду с высокими темпами общего прироста численности населения сохранялись его низкая плотность, минимальный уровень урбанизации при увеличении количества городов, жителей в них и преобладание лиц мужского пола.
Библиографический список
1. Горюшкин Л.М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900-1917 гг.). — Новосибирск, 1976.
2. Кабузан В.М. Заселение Сибири и Дальнего Востока в конце XVIII — начале XX в. (1795-1917 гг.) // История СССР. — 1979. — № 3.
3. Население Западной Сибири в ХХ в. / отв. ред. Н.Я. Гущин, В.А. Исупов. — Новосибирск, 1997.
4. Демографическая история Западной Сибири (конец Х1Х-ХХ вв.) / отв. ред. В.А. Исупов. — Новосибирск, 2017.
5. Белянин Д.Н. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906-1914 гг.). — Кемерово, 2003.
6. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 79: Томская губерния. — СПб., 1904.
7. Памятная книжка Томской губернии на 1904 год. — Томск, 1904.
8. Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. — Томск, 1910.
9. Памятная книжка Томской губернии на 1912 год. — Томск, 1912.
10. Памятная книжка Томской губернии на 1915 год. — Томск, 1915.
11. Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 3. — Оп. 40. — Д. 40.
12. Российский государственный исторический архив (РГИА). — Ф. 1276. — Оп. 17. — Д. 149.
13. Сибирская жизнь. — 1910. — № 197. — 4 сент.
14. ГАТО. — Ф. 3. — Оп. 19. — Д. 1781.
15. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). 3-е собр. — Т. ХХХ1. — Отд. I. — № 34686.
16. Список населенных мест Томской губернии за 1911 г. — Томск, 1911.
17. ГАТО. — Ф. 3. — Оп. 23. — Д. 260.
18. История Кузбасса. Т. I. : С древнейших времен до 1917 года. — Кемерово, 1962.
19. Список населенных мест Томской губернии по данным позднейших переписей (1910, 1917 и 1920 гг.). — Томск, 1923.