Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ «ПОВОРОТ НА ВОСТОК»'

РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ «ПОВОРОТ НА ВОСТОК» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия «Поворот на Восток» / территория опережающего развития / свободный порт Владивосток / инфраструктуры / перспективы Дальнего Востока / “Turn to the East” strategy / territory of advanced development / free port of Vladivostok / infrastructure / prospects of the Far East

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Линь Лэй

Рассматриваются основные меры по развитию Дальнего Востока России в условиях стратегии «Поворот на Восток». Особое внимание уделено созданию территории опережающего развития на Дальнем Востоке, внедрению режима свободного порта Владивосток и совершенствованию инфраструктуры на Дальнем Востоке. Приводятся аргументы в пользу дальнейшего развития Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST: NATIONAL PROGRAMME IN THE CONTEXT OF THE “TURN TO THE EAST” STRATEGY

The main measures to promote the development of the Russian Far East in the context of the “Turn to the East” strategy are considered. Particular attention is paid to the creation of an advanced development territory in the Far East, the introduction of the Free Port of Vladivostok regime and the improvement of infrastructure in the Far East. As a result, it is proved that the Far East has great prospects for further development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ «ПОВОРОТ НА ВОСТОК»»

УДК 332.1 ББК 65.04

DOI 10.22394/1682-2358-2024-1-15-21

lin Lei, post-graduate student of the International Relations and Foreign Regional Studies Department, Linguistics University of Nizhny Novgorod

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST: NATIONAL PROGRAMME IN THE CONTEXT OF THE "TURN TO THE EAST" STRATEGY

The main measures to promote the development of the Russian Far East in the context of the "Turn to the East" strategy are considered. Particular attention is paid to the creation of an advanced development territory in the Far East, the introduction of the Free Port of Vladivostok regime and the improvement of infrastructure in the Far East. As a result, it is proved that the Far East has great prospects for further development.

Key words and word-combinations: "Turn to the East" strategy, territory of advanced development, free port of Vladivostok, infrastructure, prospects of the Far East.

Линь Аэй, аспирант кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (email: [email protected])

РАЗВИТИЕ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ «ПОВОРОТ НА ВОСТОК»

Аннотация. Рассматриваются основные меры по развитию Дальнего Востока России в условиях стратегии «Поворот на Восток». Особое внимание уделено созданию территории опережающего развития на Дальнем Востоке, внедрению режима свободного порта Владивосток и совершенствованию инфраструктуры на Дальнем Востоке. Приводятся аргументы в пользу дальнейшего развития Дальнего Востока.

Ключевые слова и словосочетания: стратегия «Поворот на Восток», территория опережающего развития, свободный порт Владивосток, инфраструктуры, перспективы Дальнего Востока.

Р оссийско-украинский конфликт, начавшийся в ноябре 2013 г. и продолжающийся по сей день, вызвал ожесточенное противостояние между Россией и Западом. В настоящее время Правительство России нацелено на преодоление экономических трудностей и дипломатической изоляции путем осу-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1

15

ществления стратегии «Поворот на Восток», которая является важной частью Азиатско-Тихоокеанской стратегии XXI в. [1, с. 82]. В рамках данной стратегии предполагается больше внимания уделять общим интересам с азиатско-тихоокеанскими партнерами, а также искать новые направления и стратегические возможности для сотрудничества на рынке АТР.

Во-первых, стратегия «Поворот на Восток» направлена на противодействие политическому давлению со стороны Запада, прежде всего США, путем укрепления высокого уровня взаимного политического доверия, торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С введением и действием западных санкций достаточно резко возросло внимание к проблеме обеспечения экономической безопасности государства [2, с. 215] в связи с тем, что финансовая отрасль России существенно пострадала, рост ВВП замедлился, инфляция возросла, а ослабление российской валюты продолжается. Во-вторых, в стратегии подчеркивается необходимость повышения уровня экономического развития Российского государства за счет ускоренного освоения Дальнего Востока. В.В. Путин определил его развитие национальным приоритетом на весь XXI в. [3, с. 378].

Дальний Восток богат природными ресурсами, здесь находится 90% российских запасов природного газа и 70% запасов нефти и угля. Территория обладает значительным потенциалом для инвестиций, включая богатые природные ресурсы, географическое положение, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона и доступ к морским путям. Дальний Восток, имея более десяти тысяч километров береговой линии, обладает перспективой эффективного развития современного дальневосточного портового хозяйства. В целях содействия развитию Дальнего Востока Правительство РФ с 1996 г. проводит политику реализации долгосрочных планов, предоставляя институциональные политические гарантии и финансовую поддержку этому региону. В 2020 г. Правительством РФ утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. Можно утверждать, что Дальний Восток в последнее время приобретает достаточно прочные позиции в экономическом и социальном развитии России. Стимулирование развития Дальнего Востока позволяет более эффективно трансформировать ресурсные преимущества этого региона в экономические в масштабах всей российской экономики.

Рост экономики, обусловленный близостью к Азиатско-Тихоокеанскому региону, позволит снизить политическую зависимость от стран Запада. Именно поэтому в настоящее время все более актуальной ста-

16 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

новится задача ускорения реализации стратегии «Поворот на Восток», усиливающей стратегическое значение Дальневосточного региона в экономической и внешнеполитической повестке России [4, с. 106]. Дальний Восток — это окно России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия переориентировала свое внимание на развитие Дальнего Востока, намереваясь создать новую модель развития, интегрированную в Азиатско-Тихоокеанский регион.

За два десятилетия XXI в. опубликовано множество статей, посвященных исследованию развития Дальнего Востока. Так, Д.В. Кораблев, проводя оценку экономического развития макрорегиона Дальнего Востока, выделил основные пути и перспективы его развития в условиях стратегических приоритетов государства [5]. В научных трудах Д.Б. Соловьева и П.И. Захарьиной рассматриваются актуальные вопросы современного экономического развития Дальнего Востока Российской Федерации [6]. Е.Н. Давыборец и И.В. Радиков анализируют условия развития туризма на Дальнем Востоке [7]. К.Е. Макаров рассматривает перспективы совместных проектов Китайской Народной Республики и Российской Федерации на Дальнем Востоке и экономических отношений между двумя странами [8]. Проанализировав миграционные процессы на Дальнем Востоке России в 2018—2020 гг., Е.Л. Мотрич отмечает, что этот регион находится в ситуации демографической нестабильности, с тенденцией к сокращению численности населения [9]. Состояние развития Дальнего Востока с точки зрения регионального сотрудничества изучают такие исследователи, как В.И. Ишаев, Л.А. Аносова [10], Е.Л. Андрейчук, Н.С. Лизунов [11] и другие авторы.

Правительством России создана специальная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2014 г. N° 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» для реализации поставленных целей был принят ряд таких мер, как упрощение административных процедур, налоговые льготы, улучшение инфраструктуры, предоставление бесплатной земли и субсидий [12, с. 108]. Все это имеет стратегическое значение для развития экономики Дальнего Востока и ускоренной интеграции России в Азиатско-Тихоокеанскую экономическую систему, придает новый импульс развитию Дальневосточного региона и ведет к подъему всей российской национальной экономики.

В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе созданы восемнадцать территорий опережающего социально-экономического развития, а именно: Амуро-Хинганская, Амурская, Большой Камень, Бурятия, Горный воздух, Забайкалье, Камчатка, Краснокаменск, Кури-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 I/

лы, Михайловский, Находка, Приморье, Столица Арктики, Хабаровск, Чукотка, Южная, Южная Якутия, Якутия.

С 2013 г. на Дальний Восток привлечено более 3,4 трлн рублей инвестиций, запущено 3 тысячи новых инвестиционных проектов, создано 673 предприятия, активно работают 125 тысяч высокооплачиваемых и высокопроизводительных производств. Основные направления политики и правовые режимы территория и опережающего социально-экономического развития открыли новые возможности для развития Дальнего Востока. Используя свои геополитические преимущества, Дальний Восток развивает экспортно ориентированную экономику, привлекает инвестиционные проекты из Китая, Японии, Южной Кореи. При этом активно поддерживается развитие местного обрабатывающего сектора с целью исключения зависимости от импортной продукции и постепенного выхода на локализацию производства, что позволяет улучшить структуру экономики Дальнего Востока.

Следует отметить, что территория опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, получившая достаточно быстрое развитие в последние годы, направлена на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизни людей [13, с. 99]. В дальнейшем планируется совершенствовать политику улучшения условий для ведения бизнеса в данном макрорегионе, приводить нормативно-правовое регулирование в соответствие с реалиями, укреплять инфраструктурное строительство, формировать благоприятную социальную атмосферу в отсталых регионах с целью превращения Дальнего Востока в движущую силу национального экономического роста России.

13 июля 2015 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о свободном порте Владивосток. Вступление в силу данного Закона в октябре 2015 г. знаменует собой официальное создание свободного порта и свидетельствует о решимости Правительства РФ ускорить развитие Дальнего Востока. Срок создания свободного порта ориентирован на семьдесят лет и может быть продлен в соответствии с законодательством. Данный проект — важный аспект современной российской дальневосточной политики [14, с. 163]. Кроме Владивостока, свободный порт включает в себя еще четырнадцать городов Приморского края России общей площадью 28 400 кв. км с населением около 1,4 млн человек.

Режим свободного порта предусматривает более двадцати видов преференций. Льготы в сфере налогообложения представляют собой основные преимущества режима свободного порта Владивосток, в част-

18 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

ности, предусмотрено освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога. Согласно соответствующим законам, предприятия, открытые в зоне свободного порта, пользуются льготами, такими как земельный налог, налог на прибыль и налог на имущество, а также системой свободной таможенной зоны. Эти благоприятные льготы привлекают все большее число инвесторов со всего мира, что в значительной степени способствует развитию экономики Дальнего Востока.

Еще одна примета свободного порта Владивосток — это упрощенный визовый режим на Дальнем Востоке, начавший действовать с 7 августа 2017 г. для граждан восемнадцати стран. Упрощенный визовый режим был введен сначала в городе Владивостоке, а затем распространен на всю территорию свободного порта. Порт максимально упрощает процедуры транзита судов, что облегчает экспорт продукции из зарубежных зон переработки сырья и перевалку внутри страны. Кроме того, иностранные туристы могут посещать Дальний Восток по электронным туристическим визам, что способствует дальнейшему развитию туризма, сферы развлечений и услуг, а также создает дополнительные рабочие места для местного населения.

Известно, что неудобная транспортировка — одна из существенных проблем российского Дальнего Востока, который характеризуется большими расстояниями между населенными пунктами и суровыми климатическими условиями. В связи с этим приоритетное внимание должно быть уделено строительству современной транспортной инфраструктуры и развитию надежного автомобильного, воздушного и водного сообщения между городами Дальнего Востока и другими территориями России. Дальний Восток — важнейший транзитный узел международных транспортных коридоров между Азией и Европой. Активное развитие международного транспортного самодеятельного движения на Дальнем Востоке, его инфраструктуры позволяет значительно сэкономить транспортное время и добиться эффективности перевозок, что имеет огромное значение для подъема российской экономики в целом.

С целью решения данных проблем Правительством РФ 17 июля 2008 г. была утверждена «Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года», в которой запланировано инвестировать в проекты развития железнодорожного транспорта в Дальневосточном федеральном округе около 1,6 трлн рублей и построить новую железнодорожную магистраль дальнего следования протяженностью 16 017—20 730 км. Строительство таких объектов инфраструктуры, как железные и автомобильные дороги, порты, мо-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 19

дернизация электроснабжения и связи будет способствовать повышению доступности, уровня производства и качества жизни на Дальнем Востоке, привлечению инвестиций и талантливых специалистов в этот регион.

Особого внимания заслуживает возведение моста через Амур Благовещенск — Хэйхэ. Грузовое движение по этому международному автомобильному мосту началось 10 июня 2022 г. Первый в истории железнодорожный мостовой переход через Амур протяженностью 2209 м (российская часть — 309 м) является одним из крупнейших трансграничных проектов для России и Китая [15, с. 47]. Открытие моста не только удовлетворяет растущий спрос на экономическую торговлю между Китаем и Россией, но и знаменует собой функционирование нового международного транспортного коридора между Китаем и российским Дальним Востоком. Безусловно, полное введение моста в действие будет способствовать региональному экономическому развитию, укреплению связей между странами региона и внесет вклад в обеспечение мира и процветания в регионе. Этот трансграничный мост из простого средства передвижения превращается в механизм, соединяющий различные культуры и способствующий международному обмену и взаимопониманию.

Важной частью совершенствования инфраструктуры на Дальнем Востоке является строительство жилья и развитие социальной инфраструктуры — объектов культуры, образования и здравоохранения. Правительство Сахалинской области планирует к 2025 г. перевести все школы на учебу в одну смену, повысить качество медицинского обслуживания, ликвидировать ветхое и аварийное жилье. В свою очередь, Приморский край планирует направить 12,6 млрд рублей на улучшение состояния школ, детских садов и учреждений здравоохранения. В Хабаровске, где смертность от болезней системы кровообращения вдвое превышает среднюю по региону, местные власти особое внимание сосредоточили на строительстве детских больниц и поликлиник в рамках планов развития инфраструктуры.

Таким образом, в результате изменения международной политической и экономической ситуации российское правительство переориентировало свою стратегию национального развития на Дальний Восток. Являясь важной частью стратегии «Поворот на Восток», развитие Дальнего Востока внесет существенный вклад в будущее развитие России. Основные цели развития Дальневосточного федерального округа: достижение экономического процветания и роста численности населения на Дальнем Востоке за счет улучшения инвестиционной среды, развитие инфраструктуры и приграничного сотрудничества, освоение ресурсов и повышение производительности труда, а в целом — придание нового импульса развитию всей российской экономики. Перспективы развития Дальневосточного региона весьма широки и имеют

/П Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

стратегическое значение для России. В условиях многополярности мира Россия продолжит наращивать строительство инфраструктуры на Дальнем Востоке, развивать морской и сухопутный транспортный потенциал Дальнего Востока, укреплять связи со странами Восточной Азии.

Библиографический список

1. Ма Бо. Стратегия России «Поворот на Восток»: возможности и вызовы для сопряжения с китайскими трансрегиональными проектами // Сравнительная политика. 2017. № 2. С. 82-97.

2. Коробейникова Е.В., Садыкова Л.М. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. № 4.(29). С. 215-218.

3. Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В., Люцко В.В. Динамика медико-демографических показателей в Дальневосточном федеральном округе за 2015-2021 годы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. № 3. С. 993-1014.

4. Кутелева А.В., Сальникова П.О., Чернилевская К.Е., Шевчук Е.И. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития // Россия и АТР. 2021. № 1. С. 104-124.

5. Кораблев Д.В. Экономическое развитие макрорегиона - Дальнего Востока: проблемы и перспективы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 3. С. 120-131.

6. Соловьев Д.Б., Захарьина П.И. Перспективы инновационного развития Дальнего Востока: территории опережающего развития // Инновации. 2017. № 2 (220). С. 74-80.

7. Давыборец Е.Н., Радиков И.В. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. № 2. С. 74-80.

8. Макаров К.Е. Совместные проекты КНР и РФ на Дальнем Востоке // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. № 4. С. 26-29.

9. Мотрич Е.Л. Миграция в демографическом развитии российского Дальнего Востока // Уровень жизни населения регионов России. 2022. № 1. С. 27-40.

10. Аносова ЛА. Российский Дальний Восток: стратегия развития в XXI веке. М., 2014.

11. АндрейчукЕ.Л., Лизунов Н.С. Перспективы развития торгового оборота между Россией и Китаем // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 82-92.

12. Черкасов И.Л. Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 106-110.

13. Чжао Инь, Гнатюк Г.А. Анализ потенциала будущего развития территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Финансовые рынки и банки. 2023. № 8. С. 99-104.

14. ВащукА.С., Шишкина О.Е. История создания свободного порта Владивосток: от идей к реализации закона // Россия и АТР. 2019. № 3 (105). С. 161-179.

15. Подберезкина О.А., Сазонов С.Л. Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики в новых геополитических условиях в 2022-2023 гг. // Обозреватель-Observer. 2023. № 3 (398). С. 44-55.

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 2.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.