Научная статья на тему 'Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема'

Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1352
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEENAGER / READING / LITERACY / READING LITERACY / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PROBLEM / ПОДРОСТОК / ЧТЕНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иноземцева Надежда Владимировна

Данная работа посвящена проблеме снижения читательской грамотности подростка в настоящее время. В ходе исследования были выявлены основные причины, которые препятствуют дальнейшему развитию читательской грамотности в подростковом периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема»

УДК 37.01

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ПОДРОСТКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Иноземцева Н.В.

Данная работа посвящена проблеме снижения читательского грамотности подростка в настоящее время. В ходе исследования были выявлены основные причины, которые препятствуют дальнейшему развитию читательского грамотности в подростковом периоде.

Ключевые слова: подросток; чтение; грамотность; читательская грамотность; развитие; педагогическая проблема.

THE DEVELOPMENT OF THE TEENAGER'S READING LITERACY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Inozemtseva N. V.

This work is devoted to the burning problem of the teenager 's reading literacy decreasing. In the course of the research the main reasons that prevent the further reading literacy development in teenage period have been revealed.

Keywords: a teenager; reading; literacy; a reading literacy; a development; a pedagogical problem.

Сегодня уровень читательской грамотности подростка значительно снизился. Проблема падения интереса к чтению в подростковом возрасте в последние десятилетия становится общемировой тенденцией. Вопросы, напрямую связанные с грамотностью, образованием, чтением сейчас рассматриваются чрезвычайно важными, поскольку от их решения зависит благополучие нашей нации. В соответствие с Национальной программой поддержки и развития

чтения, «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [2].

Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о постоянно снижающемся показателе уровня читательской грамотности школьников и подростков в стране [4].

Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения. На наш взгляд, основными причинами снижения уровня чтения в подростковом возрасте, а, следовательно, и его читательской грамотности являются, во-первых, физиологические изменения, которые происходят в данный период в жизни подростка, а во-вторых, его возрастные интересы, которые сводятся к использованию Интернет-ресурсов, современных компьютерных технологий и гаджетов.

Гипотеза: исследование проблемы снижения читательской активности подростков и определения основных причин данного явления поможет определить возможные пути решения и привлечь внимание подростков и их родителей к данной проблеме.

Очевидно, что мы можем говорить о развитии читательской грамотности подростка только в том случае, если он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески» [3].

Таким образом, мы считаем, что основными признаками читательской грамотности являются следующие умения и навыки: умения понимать прочитанное, критически осмысливать информацию в тексте, использовать полученные знания в дальнейшей деятельности.

Для определения читательских интересов учащихся подросткового возраста было проведено анкетирование, в ходе которого было выяснено, что 63% подростков читают книги только в рамках школьной программы, 33% крайне редко обращаются к книге,

поскольку рассматривают процесс чтения книг непопулярным, 3% читают только современную литературу, классические произведения расцениваются ими как скучные.

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что характер и способ чтения изменились. Частично подтверждается гипотеза: круг чтения подростков в основном ограничен рамками школьной программы, классические произведения привлекают внимание только небольшое количество учащихся.

Сегодня мы осознаем, что чтение и грамотность подростка представляют собой особую проблему, стоящую перед обществом во многих странах. Необходимо искать пути ее решения, поскольку уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только резко снижается.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Кленова Т.В., Ястребов Л.И. Результаты PISA-2006 для России: 15-летние школьники недостаточно грамотно читают, чтобы полноценно функционировать в обществе? URL: http://vio.uchim.info/ Vio_57/cd_site/articles/art_3_8.htm (дата обращения: 20.02.2018).

2. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / Сост. Е.И. Кузьмин, A.B. Пар-шакова. Москва: Межрегион, центр библ. сотрудничества, 2009.480 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

4. PISA 2009 Results: learning trends, OECD Publishing, 2010.

References

1. KlenovaT.V., YastrebovL.I. Rc/ul'taty PISA-2006dlyaRossii: 15-letnie shkol'niki nedostatochno gramotno chitayut, chtoby polnotsenno funkt-sionirovat' v obshchestve? URL: http://vio.uchim.info/Vio_57/cd_site/ articles/art_3_8.htm (data obrashcheniya: 20.02.2018).

2. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya i metodich-eskie rekomendatsii po ее realizatsii / Sost. E.I. KuzTnin, A.V. Parsha-kova. Moskva: Mezhregion. tsentr bibl. sotrudnichestva, 2009. 480 s.

3. Fcdcral'iivy gosudarstvennyy obrazovateFnyy standart osnovnogo ob-shchego obrazovaiiiya. M., 2011.

4. PISA 2009 Results: learning trends, OECD Publishing, 2010.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Иноземцева Надежда Владимировна, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, кандидат филологических наук, доцент Оренбургскгш государственный университет пр. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Россия post(a),mail. osn. гн

DATA ABOUT THE AUTHOR Inozemtseva Nadezhda Vladimirovna, Associate Professor of the English Philology and the methods of English teaching, Associate Professor

Orenburg State University

13, Pobedy prospect, Orenburg, 460018, Russia

post(a),mail. osh. ni

ORCID: 0000-0003-4739-218X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.